26.05.2015

Сергей Накул

Почему реформатская церковь крестит детей?

Скачать в других форматах:



Вопрос: Следует ли также крестить младенцев?

Ответ: Безусловно. Поскольку они, наряду со взрослыми, входят в завет и принадлежат Церкви Божией, и им, равно со взрослыми, обещаны отпущение грехов и Творец веры, Святой Дух; их также следует принимать в Церковь Божию через Крещение как знак завета, отличающий их от детей неверующих. То же самое делалось в Ветхом Завете посредством обрезания, которое в Новом Завете заменено Крещением.

Гейдельбергский катехизис, День Господень 27, вопрос-ответ 74

 

Чтобы понять, почему реформатская церковь совершает таинство крещения детей, необходимо, в первую очередь, рассмотреть библейское учение о завете Бога со своим народом. На наш взгляд, учение Святого Писания о завете представляет собой основу библейского учения об обрезании и крещении детей родителей, пребывающих в завете с Богом. Таким образом, по мнению реформатской церкви, крещение детей можно понять и практиковать только в этом заветном контексте.

Существует, по сути, лишь один Божий завет благодати, и лишь одна Божья церковь, как в ветхозаветный, так и новозаветный период. Давайте рассмотрим пример с гусеницей и бабочкой. Гусеница может отличаться от бабочки по форме, но не по содержанию. Так же обстоит дело с Божьим заветом и Божьей Церковью в ветхозаветный и новозаветный период. Они могут отличаться по форме, но не по содержанию. Поэтому, основная библейская причина, по которой мы крестим наших детей - это

БОЖИЙ ЗАВЕТ

БОЖЬЕ ЗАВЕТНОЕ ОБЕТОВАНИЕ

 

Итак, чтобы понять крещение детей, нам необходимо рассмотреть несколько основных библейских положений. Во-первых,

ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ИЗРАИЛЬ И НОВОЗАВЕТНАЯ ЦЕРКОВЬ, ПО СУТИ, ОДНА БОЖЬЯ ЦЕРКОВЬ

 

Существует лишь...

ОДИН ПУТЬ СПАСЕНИЯ

РИМЛЯНАМ 4:13

ОДИН СПАСИТЕЛЬ

РИМЛЯНАМ 3:20-26

ЕДИНЫЕ ЗАВЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГАЛАТАМ 3:7-29

ОДИН БОЖИЙ НАРОД

ЕФЕСЯНАМ 2:11-19

 

Более того, иногда Святое Писание называет ветхозаветный Израиль «Церковью» (на Иврите «Кахал», на Греческом «Экклесиа»). Например, Пс. 21:23 и Евр. 2:12. Также интересно отметить, что Стефан, в своей проповеди, называет Израиль «Церковью в пустыне» (Деян. 7:38). С другой стороны, новозаветная Церковь называется «Израилем», (Гал. 6:16; 1 Петр. 2:9; Фил. 3:3).

Во-вторых:

СУЩЕСТВУЕТ, ПО СУТИ, ОДИН БОЖИЙ ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ БЛАГОДАТИ С БОЖЬЕЙ ЦЕРКОВЬЮ

 Во времена закона этот завет осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия. Под законом он совершался посредством обетований, пророчеств, жертвоприношений, обрезания, приношений пасхального агнца и других предписанных еврейскому народу символических действий и обрядов, которые предвещали грядущего Христа. Благодаря воздействию Святого Духа всего этого в те времена было достаточно, чтобы должным образом наставлять и укреплять избранных в вере в обещанного Мессию, через Которого они и получили полное отпущение грехов и вечное спасение. Исполнение завета под законом называется Ветхим Заветом.

 

В евангельские времена, с тех пор как Христос был явлен в плоти, завет исполняется посредством проповеди Слова и совершения таинств крещения и Вечери Господней. Но эти немногочисленные таинства – совершаемые в простоте и более скромные внешне – с большей полнотой, очевидностью и действенностью раскрывают завет всем народам, не только иудеям, но и язычникам. Исполнение завета во времена Евангелия называется Новым Заветом. Поэтому нет двух заветов благодати, различных по существу; есть один и тот же завет, по-разному осуществляемый в разные эпохи.

Вестминстерское исповедание веры, глава 7:5-6

 

В день Пятидесятницы, апостол Петр проповедуя иудеям, сказал «… ибо вам принадлежит обетование и детям вашим…» (Деян. 2:39). О каком обетовании, включающем родителей и детей, говорит Петр? Конечно, он имеет в виду обетование Божьего завета с нашим праотцем в вере, Авраамом (Быт. 17:7). Некоторые считают, что Петр говорит не об обетовании Божьего завета с Авраамом, но о Божьем обетовании о ниспослании Святого Духа. Однако, согласно апостолу Павлу в Гал. 3:14, Господь спас нас, «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Мы видим, что обетование данное Аврааму включает обетование о Святом Духе. Поэтому, мы можем быть вполне уверены в том, что Петр имел в виду именно обетование Божьего завета с Авраамом.

Бог обещает Аврааму: «Я заключаю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7). Этот завет включал не только отдельно взятого человека, но также (и обязательно) семью, род, племя, народ. Важно отметить, что в нашем индивидуалистическом обществе мы часто забываем, что спасение в Святом Писании обладает общинным характером. Бог спасает семьи, а не только отдельных людей. Мы можем вспомнить Ноя и его семью, Лота и его семью, женщину Раав и ее семью, и так далее.

Совершенно очевидно, что завет включал как взрослых, так и детей. Дети были законными причастниками завета, которым принадлежали все обетования и обязательства завета. У этого завета был знак (кровавый знак) – обрезание. Чтобы стать причастником завета, все мужчины семьи, рода, племени (включая младенцев мужского пола), будучи представителями семьи, были обязаны обрезаться. Обрезанные мужчины, и семьи, которые они представляли, становились причастниками завета, и посвящались Господу. Они становились Божьим наследием, Божьим особым народом, царственным священством, призванным служить Ему и быть светом для спасения всех народов.

Очень важно для нас отметить, что любой человек, из любого народа, из любой земли, мог стать причастником этого завета, причастником заветного Божьего народа. Обрезание не было предназначено исключительно для этнических иудеев. Поэтому, мы не можем его рассматривать как сугубо националистический знак, но как видимое выражение посвящения Господу в завете.

Также, в Ветхом Завете обрезание символизировало:

НОВУЮ ЖИЗНЬ

ВТОРОЗАКОНИЕ 30:6

ПОКАЯНИЕ И ВЕРУ

ИЕРЕМИЯ 4:4

 

Мы видим, что дети были законными причастниками завета, и, следовательно, неотъемлемой частью Божьей Церкви в ветхозаветный период. Знак завета применялся к ним на законном основании Божьего повеления о заветном обрезании. Причина, по которой они обрезывались, заключается в том, что их родители были в завете с Господом. Авраам был в завете. Авраам причастник завета по вере. Именно поэтому его сыновья должны быть обрезаны. Все очень просто. Если родители в завете, дети, также, в завете. Помните, завет заключается не с отдельно взятыми личностями, но с семьями! Именно в этом заветном контексте нам следует понимать крещения всех членов семей, о которых упоминается в Новом Завете.

Читая о крещении всего дома (то есть всей семьи) сотника Корнилия (Деян. 10:48, 11:14), всех домашних Лидии (Деян. 16:15), всей семьи темничного стража в Филиппах (Деян.16:33) семьи Криспа и Стефана (Деян.18:8), мы видим примеры включения всей семьи в завет с Господом (Для нас, людей родившихся и выросших в индивидуалистическом обществе, трудно понять эту практику, которая, тем не менее, является древней библейской практикой, обусловленной учением о Божьем завете).

 Итак, в новозаветный период Бог совершает то, что Он вершил в ветхозаветный период, а именно, включает в завет всю семью! Включить взрослых, и не включить детей, было бы совершенно немыслимым, и вызвало бы недоумение, изумление, и негодование. Ведь завет включает и взрослых, и их детей. Включение детей верующих родителей в Божий завет, представляет собой отличительный аспект Божьего заветного деяния. Посмотрите на эту таблицу[1].

ЗАВЕТ (ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ)

ВИДИМЫЙ ЗНАК

ПОТОМКИ ВКЛЮЧЕНЫ

Завет творения

Дерево жизни

ДА

Завет с Ноем

Радуга

ДА

Завет с Авраамом

(Другие патриархи)

Обрезание

Жертвоприношения

ДА

ДА

Завет с Моисеем

Пасхальная трапеза

ДА

Завет с Давидом

***

ДА

Новый завет

Крещение (введение) Вечеря Господня (продолжение)

?

 

Итак, если дети включены в завет во всех вышеперечисленных случаях, тогда почему в Новом Завете они должны быть исключены из завета? Также, без заветного контекста, представляется крайне затруднительным для нас объяснение слов апостола Павла, о том, что дети верующих родителей святы (1 Кор. 7:14). Мы можем увидеть, что ветхозаветное обрезание было преобразовано в новозаветное крещение (помните, они могут отличаться по форме, но не по содержанию). Посмотрите на эту таблицу:

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ФОРМА

НОВОЗАВЕТНАЯ ФОРМА

ОБРЕЗАНИЕБЫТ. 17:7

КРЕЩЕНИЕ – ДЕЯН. 2:38

Преподается верующим и их детям, будучи видимым образом очищения от греха в кровавом знаке

Преподается верующим и их детям, будучи видимым образом очищения в бескровном знаке

Так как Христос уже умер за наши грехи, мы, будучи новозаветными верующими, не нужны кровавые жертвы или кровавый знак (подобно обрезанию). На наш взгляд, это основная причина, по которой обрезание преобразовалось в крещение.

В таком случае, если крещение представляет собой знак завета, как ранее обрезание, тогда, как считает реформатская церковь, этот знак должен быть применим и к детям новозаветных верующих. Их родители, по вере, стали частью Божьей церкви, и были крещены. Следовательно, дети должны быть крещены, подобно тому, как дети обрезанных ветхозаветных верующих должны быть обрезаны. Помните, один Божий народ, один завет, один знак завета. Изменилась форма, но не содержание! В Кол. 2:11-12, апостол Павел показывает связь между обрезанием и крещением, «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».

По этому поводу Исповедание веры реформатской церкви говорит следующее: «мы верим, что дети верующих родителей должны быть крещены и запечатлены печатью Завета, подобно тому, как раньше были обрезываемы младенцы в Израиле, – на основе тех же самых обетовании, ныне данных нашим детям.

И, действительно, Христос пролил Свою Кровь, чтобы омыть детей верующих точно так же, как пролил её за взрослых. Посему они должны принимать знак и таинство того, что Христос сделал для них, как Господь ранее заповедал в Законе, говоря, что они должны стать причастниками таинства Христовых страданий и смерти сразу после их рожденияпринесением за них в жертву агнца, который был таинственным прообразом Иисуса Христа.

Более того, Крещение имеет то же значение для наших детей, что и Обрезание в прошлом – для народа Израильского. По этой причине святой Павел называет Крещение «обрезанием Христовым»». (Бельгийское исповедание веры, глава 34). Таким образом, мы видим следующую картину:

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Если я верю в Господа, мне нужно обрезаться

 

Если я верю в Господа, мне нужно креститься

Если я верю в Господа, мои дети должны быть обрезаны

 

Если я верю в Господа, мои дети должны быть крещены

Моя семья в завете (я, моя жена, мои дети)

 

Моя семья в завете (я, моя жена, мои дети)

Знак заветаобрезание

 

Знак завета - крещение

В обрезании мы видим Божье обетование

В крещении мы видим Божье обетование

 

Верой я полагаюсь на Божье заветное обетование. Мое внешнее обрезание выражает мое внутреннее обрезание

Мо жизнь должна быть подтверждением моего обрезания

 

Верой я полагаюсь на Божье заветное обетование. Мое внешнее крещение выражает мое внутреннее крещение

Мо жизнь должна быть подтверждением моего крещения

Мои дети, повзрослев, должны подтвердить свое обрезание верой в Божье заветное обетование и посвященной Господу жизнью в завете

 

Мои дети, повзрослев, должны подтвердить свое крещение верой в Божье заветное обетование и посвященной Господу жизнью в завете

 

Обрезание не гарантирует спасение, но дарует Божье обетование, которое необходимо принять верой

Крещение не гарантирует спасение, но дарует Божье обетование, которое необходимо принять верой

 

Моя ответственность как главы семьи завета воспитать моих детей в вере

Моя ответственность как главы семьи завета воспитать моих детей в вере

 

Итак, кратким ответом на вопрос: «Почему нам следует крестить наших детей?» будут следующие слова: «Потому, что «обетование принадлежит вам и детям вашим»» (Деян. 2:39).


[1] Таблица заимствована из работы, G. Strawbridge, Infant Baptism: Does the Bible teach it?

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.