02.04.2015
Скачать в других форматах:

Эндрю А. Камменга

Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы

УРОК 23. А как насчет свидетельства?

ПРОБЛЕМА

Один из моих друзей, который уверовал, будучи уже в преклонных годах, был убежден в том, что Бог хочет видеть его благовестником. Он оставил работу и вместе с некоторыми другими новообращенными стал искать возможности поступить в учебное заведение для исполнения своего призвания. И хотя Бог не исполнил желание моего друга, его ревность по спасению погибающих не прекратилась, что видно даже по одежде, которую он носит. Если на моей футболке написано «Ты пил молоко?» (англ. «Got Milk?»), то на его – «Ты принял Иисуса?» (англ. «Got Jesus?») (или что-либо другое, но также с евангельским содержанием). Внимательные прихожане реформатских церквей спросили бы: «Соответствует ли Евангелию подобный рекламный ход?» Давайте в данном уроке обсудим эту тему – и пусть дискуссия носит не академический и осторожный, а личный и противоборствующий характер. Зададимся вопросом: «Когда мы последний раз каким-либо образом свидетельствовали словом нехристианам? Знаем ли мы о том, как изложить суть Евангелия, когда нас об этом спрашивают? Является ли наша собственная жизнь убедительным свидетельством? Должен ли я участвовать в служении свидетельством? Разве не для этой цели мы содержим миссионеров и благовестников?»

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

 

·         Обязанность свидетельствовать

Самое первое, в чем мы должны быть обличены, – это то, что Иисус всех нас призвал быть свидетелями. Если свидетельство является лишь служением специалистов, то нам, конечно же, следует поддерживать его десятиной и пожертвованиями. Но способны ли пожертвования надлежащим образом успокоить нашу совесть?

Может произойти так, что кто-то ощутит особый призыв стать благовестником, в то время, как кто-то другой услышит особый призыв к пасторству или наставничеству. В Послании к Ефесянам 4:11 написано: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями».

1.                                    в книге Деяний 21:8 назван благовестником.

Однако особое призвание для некоторых людей быть благовестниками не освобождает остальных верующих от обязанности быть свидетелями Христа. Когда мы читаем Писание, мы видим, что первое и последнее поручение Иисуса заключалось в том, чтобы Его последователи были Его свидетелями.

2. Как выглядит первый призыв с обетованием Иисуса в Евангелии от Матфея 4:19?

3. Каким было последнее наставление Иисуса?

4. Перечислите пять текстов Писания, в которых содержатся эти последние наставления.

5. Какие стихи из книги Деяний, гл. 1, и первой части гл. 2 указывают на то, что заповедь свидетельствовать относится не только к апостолам (профессионалам)?

В книге Деяний 8:4 мы читаем: «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали [буквально: евангелизировали] слово».

6. Кто НЕ принадлежал к рассеявшимся, но тоже благовествовал, и что это для нас значит?

7. Как в Деяниях 17:6 описываются результаты свидетельства о Христе?

8. Прочитайте Евангелие от Матфея 5:14-16.

a. Как мы призваны поступать?

б. Каков результат такого образа жизни?

в. Почему устное свидетельство по-прежнему остается актуальным?

г. Как текст 1 Петра 2:9 подтверждает заповедь Иисуса?

9. Даже если бы заповедь быть свидетелем Иисуса и не была оставлена в Евангелии, к этому призывает краткое изложение Второй Скрижали Закона. Пожалуйста, поясните.

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

Заповедь Иисуса и призыв любить ближнего требует от всех нас быть Его свидетелями.

 

·         Проповедь свидетеля

Есть много хороших утверждений, которые можно сделать о Боге и нашей вере, и они, в конечном итоге, «откроют двери» для более серьезного обсуждения. Однако наша цель – передать Евангелие.

Когда я говорю о «хороших утверждениях», я имею в виду следующее: пригласить людей в церковь, заверить, что вы будете молиться о них, утвердить веру в Бога или убедить, что в трудные времена Он поддержит. Подобные действия определенно могут характеризовать вас как набожного человека (но не обязательно христианина), и даже побудят собеседника задавать другие вопросы, однако эти ваши утверждения так и не обнаружат главную проблему, потому что они лишь предваряют Евангелие.

Послание и повеление Евангелия состоит в следующем:

А.        Бог

Б.        Грех

В.        Иисус

Г.         Покаяние и вера

10. Прочитайте книгу Деяний 17:16-31 и запишите структуру и содержание проповеди Павла.

А. Евангельская проповедь о Боге

Поскольку апостол Павел, вне сомнений, является величайшим благовестником, всегда обращайте внимание на структуру и содержание его изложения Евангелия. Апостол не начинает рассказ с Иисуса, потому что если начать с Иисуса, это уменьшит значение и важность Спасителя в глазах слушателя, если тот прежде не узнает о грехе. Более того, раз уж греху слушатель значения не придает, ему следует поведать о Боге как о ТВОРЦЕ.[45]

У афинян было множество богов, но ни один из них не требовал ни того, чтобы его любили сердцем, душой, разумением и крепостью; ни послушания, которого требовал только Бог-Творец. Павел напомнил своим слушателям о том, что Бог видит их прошлые греховные пути, но теперь повелевает покаяться. В подобных случаях следует напоминать, что Бог не является таким, каким представляют Его люди или каким бы они хотели Его видеть. Он есть Творец, и поэтому Бог предъявляет нравственные требования к людям: мы обязаны почитать Его и повиноваться Ему.

Наряду с тем, что мы подчеркиваем, что Бог – это Творец, следует напоминать, что Он есть святой Бог. Он не «человек, живущий в высших сферах», но Бог, о Котором восклицают небожители: «Свят, Свят, Свят!» Бог есть любовь, но Он также и свет (1 Иоанна 1:5), то есть Он настолько чист и праведен, что не может иметь общения с грехом и тьмой. В книге Аввакума 1:13 об этом говорится так: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь». В Псалме 7:12 сказано: «Бог, всякий день строго взыскивающий».

Б. Евангельская проповедь о грехе

Мы все еще не готовы говорить с другими о Христе, пока не обсудим с ними тему греха. Если нет греха, то нет потребности в покаянии или в Спасителе. В нашей же культуре нам необходимо убедиться, что нашему слушателю известно, что такое грех. Большинство людей правильно назовут грехом насилие или расизм, однако многие другие грехи они определят как ошибки (никогда не смогу до конца понять, как хищение средств, принадлежащих фирме, может быть ошибкой – это сознательное нарушение закона, но именно так это часто называют!). Более того, даже в тех случаях, когда используется слово «грех», оно часто понимается только как преступление против человека, и редко – как грех против Бога.

Нам следует быть уверенными в том, что наши слушатели понимают, что грех – это нечто большее, чем проступок на горизонтальном уровне – между людьми в их земных делах. В первую очередь, и более всего, грех направлен против Бога. Когда Нафан обличил Давида в грехе прелюбодеяния с Вирсавией, Давид признавал, что он согрешил против Бога (2 Царств 12:13) – против Бога, соединившего Урию и Вирсавию узами брака, и против Бога, давшего жизнь Урии, которую Давид отнял. Всякий грех (как по отношению к нашему ближнему, так и по отношению к общему окружению), в первую очередь, является восстанием против Бога. Именно это обстоятельство делает грех столь опасным, и потому святой Бог должен наказать за грех, что Он и делает.

11. Приведите несколько примеров, каким образом всякое злое деяние является грехом против Бога.

12. Вспомните, как Павел представляет Евангелие в Послании к Римлянам. Как много места и времени он уделяет описанию греха, прежде чем подойти к теме об Иисусе?

13. В чем наш грех проявляется наиболее явно?

Какое практическое применение эта тема имеет в нашей проповеди Евангелия?

 

14. Оставляет ли Бог без наказания непослушание или бунт? (Кратко изложите, как Гейдельбергский Катехизис, В/О 10, отвечает на данный вопрос.)

15. На какие тексты Писания вы будете ссылаться, чтобы ясно описать, как Бог относится к греху, или как Он осуждает грех?

В. Евангельская проповедь говорит об Иисусе

Если бы в Евангелии говорилось только о Боге и о грехе, мы бы пребывали бы в страхе и отчаянии. Однако, благодарение Богу, в Евангелии говорится и о примирении, которое уже свершилось в жизни и в смерти Иисуса, Агнца Божия, взявшего на себя грех мира. Благодарение Богу за то, что Евангелие возвещает о том, что Иисус для нас стал не только примером!

16. Почему нам следует быть благодарными Богу за то, что Евангелие возвещает об Иисусе, ставшем для нас не только примером?

Евангелие заключается в том, что Христос Иисус (воплотившийся Сын Божий) пришел в мир, чтобы спасти грешников. И он совершил это: 1) понесши на кресте наказание за грех (положенное нам), и 2) исполнив требования Закона (возложенные на нас), прожив непорочную жизнь. Это свершение и праведность Иисуса засчитывается (вменяется) нам, как если бы мы сами исполнили их. Когда Бог, Праведный Судия, исследует нашу жизнь, Он обнаруживает, что наши грехи изглажены, и нам вменена праведность Иисуса!

Очень важно, чтобы истина о заместительном искуплении и о «вмененной» праведности ясно понималась и проповедовалась – даже среди протестантов. К сожалению, во многих евангельских церквях об этом не проповедуется.

17. Что в приведенных отрывках говорится об Иисусе как об «Агнце Божьем, который берет на себя грех мира»? Сколько из них вы сможете (и вам следует) выучить на память – вместе с указанием книги, главы и стиха?

а. Исаии 53:5-6

б. Марка 10:45

в. 1 Тимофею 1:15

г. Иоанна 3:16–17

д. Римлянам 5:8

Г. Евангельская проповедь о покаянии и вере

Евангелие не говорит о том, как улучшить нашу грешную жизнь или как сделать шесть шагов к обретению уверенности, или к улучшению здоровья, или к более счастливой жизни. В Евангелии идет речь об исповедании грехов (покаянии) и о радостном принятии совершенного Богом во Христе (верою). В книге Деяний 20:21 Павел говорит: «[я возвестил] Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа».

Помня об этом, нам необходимо убедиться в том, что мы правильно проповедуем о покаянии и вере.

18. Согласно В/О 89 Гейдельбергскому катехизису, из каких двух элементов состоит покаяние?

 

«Раскаяться – значит оставить

любимые ранее грехи,

показать искреннее сожаление

и не совершать их вновь»

19. Из каких трех элементов, согласно В/О 21 Гейдельбергскому катехизису, состоит истинная вера?

а.

б.

в.

20. Выпишите (и выучите наизусть) один из следующих текстов, который будет для вас наиболее предпочтительным, где содержится призыв к покаянию и вере: Исаии 55:7; Марка 1:15; Деяния 2:38; Деяния 17:31.

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

Проповедь Евангелия и последовательность его изложения[46] такова: Бог, грех, Иисус, покаяние и вера.

 

·         Подготовка к свидетельству

Существует несколько «отработанных» способов благовестия, однако Библия открывает большое разнообразие путей, используемых христианами для проповеди Евангелия. Обратите внимание, насколько проповедь Петра В Иерусалиме в Деяниях, гл. 2 отличается от проповеди Павла в ареопаге в Деяниях, гл., 17. Причина проста: иудеи, к которым обращался Петр, хорошо знали Ветхий Завет. Они знали о Боге, о грехе и об искупительной крови жертвенных животных. Греки были религиозными людьми, однако о едином истинном Боге они знали очень мало. Аналогичным образом и наш подход к свидетельству будет зависеть от уже имеющихся знаний у собеседников. При всем этом существуют несколько основных принципов, которые для нас будут полезны.

Мы договорились встретиться с одним из моих пресвитеров, и я ожидал его в аэропорту. Я уже достаточно полетал, поэтому я уже знал, что не хочу место у окна, и уж точно не хочу среднее место в ряду. Дайте мне место у прохода, где меня не будут теснить, и где я смогу почитать или поспать. Я уже забронировал место у прохода и с нетерпением ждал, чтобы показать пресвитеру евангелизационный трактат, который, как я думал, его заинтересует (каждую среду вечером он стучался в двери соседних домов, ища возможность засвидетельствовать). Когда пресвитер пришел, я показал ему трактат. Он просмотрел его, затем потянулся к карману своей рубашки и сказал: «Здорово! Трактат так похож на тот, который я сегодня взял с собой». Сменив тему беседы, я спросил, какое место у него забронировано.

- Он ответил: «я сижу в середине двадцать шестого ряда».

       - Я сказал: «В середине – очень плохо».

       - Нет, нет, – отвечал он, – я всегда стараюсь сидеть посредине, чтобы иметь возможность говорить об Иисусе с людьми справа и слева.

Интересно, увидел ли он как я, его бесстрашный лидер, покраснел. Он был готов, а был ли я готов? Теперь основой всякой подготовки должна стать молитва.

Б. Начало беседы

Как мы говорили раньше, есть несколько «отработанных» способов для свидетельства. Некоторые из них явно для этого не годятся. Например, подход, который начинается так: «Бог любит вас и у Него есть прекрасный план для вашей жизни» (попытайтесь представить бамперную наклейку с такими словами сзади на Ноевом ковчеге!). По правде говоря, нам ничего не известно о любви и о намерениях Бога по отношению к данному конкретному человеку, а как и не известно ни одного примера подобного подхода в Библии. Помните ли вы слова Павла в книге Деяний, гл. 17, или речь Иоанна Крестителя в Евангелии от Матфея 3:7?

Однако если мы собираемся свидетельствовать словом, нам необходима подготовка. Без подготовки мы, скорее всего, будем продолжать делать то, что у нас получается лучше всего – не делать ничего. Подготовка (в сочетании с молитвой) помогает преодолеть многие из собственных страхов. Нам следует «иметь в арсенале» своего рода «консервный нож», а также знать Евангелие со ссылками на Писание. Я знаю, что часто мы ленимся запоминать Писание, однако Библия сообщает нашему свидетельству авторитет и является настоящим мечом духовным из Послания к Ефесянам 6:17.

Распространенный подход, представленный в проекте Д. Джеймса Кеннеди «Взрыв Евангелизации»,[47] предлагает следующие вопросы для начала беседы:

«Наступал ли такой момент в вашей духовной жизни, когда вам доподлинно было известно, что если сегодня умрете, то пойдете на небеса?» или: «Предположим, сегодня вечером вы умрете и предстанете перед Богом, а Он спросит вас: ‘Почему, по-твоему, Я должен впустить тебя в Мой рай?’, что вы Ему ответите?»

Подобные вопросы позволят вам определить, являются ли верующими ваши собеседники, жаждут ли они небес, и основывается ли их уверенность на верном понимании Евангелия.

Кеннеди полагает, что, услышав верные ответы, вы сможете вместе с этими людьми прославить Господа, неверный же ответ позволит вам поделиться с ними Евангелием. В этом случае хорошим вступлением к изложению Евангелия может стать ваш рассказ о собственном опыте обращения, или, к примеру, вы можете поделиться, какие сомнения испытывали из-за того, что ваша надежда была основана на собственных добрых делах.

Смерть, развод, эмоциональные травмы или болезни способствуют особому настрою, когда люди наиболее расположены к духовным беседам. Однако не забывайте, что Бог дал нам два уха и только один язык для того, чтобы долго и внимательно слушать перед тем, как начать говорить!

Бог посылает множество других моментов для свидетельства, если мы сами ищем благоприятной возможности и молимся о ней. Мы живем в мире, который полон страданий и одиночества, в несовершенном мире, лишенном надежды, правды и смысла. После выражения таких мыслей, у нас появляется благоприятная возможность для простого свидетельства, способного привести к дальнейшей беседе.

 

22. Какой ответ вы можете дать вашему сокурснику, в ответ на высказывание подобных мыслей?

Если вы ищете такую возможность и молитесь о ней, Господь может использовать множество способов, чтобы открыть возможности для свидетельства. Вы можете даже сослаться на слова служителя для начала свидетельства (или чтобы пригласить в церковь), сказав что-то вроде: «Мой пастор говорил...» или: «Меня реально поразило и вдохновило то, что я услышал в церкви в воскресенье». Тогда можно увидеть, как собеседники воспримут то, что говорил пастор, и/или то, что с ними происходило в здании церкви. Если вы учитесь в университете, можно пригласить их в группу по изучению Библии или на встречу с Навигаторами – это замечательное место для личного роста и свидетельства, если вы находитесь в нехристианском студенческом городке.

Полезно помнить о том, что большинство обращенных христиан пришли ко Христу благодаря тому, что Дух вдохновил кого-то пригласить их просто сходить вместе в церковь или на молодежное служение. И это не так уже и сложно, не правда ли?

23. Почему необходимо приглашать/приводить людей в церковь? (См. Гейдельбергский катехизис, В/О 65; Матфея 28:19-20; 2 Тимофею 3:16-17).

В. Изложение Евангелия

Наконец, мы должны быть готовы к тому, чтобы поделиться надеждой и радостью, которой мы обладаем, будучи христианами. К сожалению, одной молитвы здесь недостаточно, и (можете себе представить?) ваш служитель находится в отпуске! Вот тексты (большинство из них вам уже известны), которые можете запомнить наизусть, чтобы использовать их, когда будете излагать евангельскую весть, обрисованную в общих чертах в начале данного урока.

1. Бог

Псалом 19:1 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

Римлянам 1:20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

2. Грех

Матфея 22:37 и далее Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Римлянам 3:23 Потому что все согрешили и лишены славы Божией.

Римлянам 6:23a Ибо возмездие за грех – смерть...

3. Иисус

Исаии 53:6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и ГОСПОДЬ возложил на Него грехи всех нас.

Иоанна 3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

2 Коринфянам 5:21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех...

Римлянам 6:23 Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Римлянам 5:8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

4. Вера и покаяние

1 Иоанна 1:8-9 Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Римлянам 10:9  Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.

Деяния 2:38 Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.

Иоанна 3:36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

           

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

Если мы собираемся свидетельствовать словом, нам необходимо готовиться. Без молитвы и подготовки мы будем продолжать делать то, что у нас получается лучше всего – не делать ничего!

 

·         Цель свидетельства

 

А. ПРОСЛАВЛЯТЬ БОГА

Как нам стало известно, свидетельство – это не предоставленная Богом возможность, а данная Им заповедь. Безусловно, мы прославляем Бога тогда, когда живем, повинуясь Его заповедям. Свидетельство также прославляет Бога, когда напоминает неверующим о Боге как о Творце, Законодателе, Судье и Спасителе. Если небеса проповедуют славу Божью посредством невербального свидетельства, то насколько большим станет наше свидетельство словом! Как дети Божьи, мы стремимся к тому, чтобы люди повсюду узнали о Боге и обратились к Нему в покаянии и вере, «в похвалу славы благодати [Его]» (Ефесянам 1:6).

Б. ДЕЛАТЬ УЧЕНИКОВ

Иисус призывает нас в Матфея 28:19 «делать учеников» (make disciples, англ. – прим. ред.). Быть учеником – это намного больше, чем просто «пригласить Иисуса войти в свое сердце».[48] Стать учеником – это стать последователем Иисуса Христа и отображать Его характер. Это требует упорства, пребывания в проповеди Слова, а также крещение. Все эти качества проявляются через жизнь, приносящую плод. Замечательное описание обращения и ученичества мы находим в Первом послании к Фессалоникийцам, 1:4 и далее: «Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением... И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого... Ибо от вас пронеслось слово Господне... во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога... Ибо сами они сказывают... как вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному...».

25. Просмотрите Деяния 2:41 и далее, и составьте последовательное описание, как проходил процесс «делания учеников».

 

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ

 

Джерам Баррс, Неизменный дух благовестия, Crossway, 2001.

Джеймс Д. Кеннеди, Взрыв евангелизации, Tyndale House Pub., Wheaton IL.

Мартин Д. Ллойд-Джонс, Представление Евангелия, InterVarsity Fellowship, London.

Вилль Метцгер, Скажи Истину, InterVarsity Press, Downers Grove, IL.

Д. Й. Пакер, Благовестие и суверенность Божья, InterVarsity Press, Downers Grove, IL.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Уделите время для запоминания всех текстов (с указанием книги, главы и стиха отрывков), приведенных выше в разд. В.

 


 

[45] Д-р Джон де Ври, Президент Библейского общества Индии, рассказывал мне, что когда они начали свидетельствовать по книге Бытие (перейдя от Евангелия от Иоанна), то заметили значительный прогресс.

[46] Очевидно, что если кто-то уже убедился в своей личной греховности через познание Бога, то не следует начинать с самого начала. Бог уже сделал это вместо вас! Можно вспомнить о том, что Петру в его проповеди в день Пятидесятницы не нужно было начинать проповедь точно так, как это делал Павел, потому что его слушатели-иудеи уже знали о Боге и о грехе.

[47] Джеймс Д. Кеннеди, Взрыв евангелизации, Tyndale House Pub., Wheaton IL.

[48] Несмотря на то, что «пригласить Иисуса в свое сердце» является широко известной фразой, нет подтверждений тому, что в Новом Завете она кого-либо побудила на самом деле принять Иисуса в свое сердце. Иисус так не говорил Никодиму или женщине у колодца. Не делали этого также ни Петр в Деяниях, гл. 2, ни Павел по отношению к стражу в Филиппах. Сегодня же очень многие полагают, что они спасены, потому что пригласили Иисуса в свое сердце, но, к сожалению, многие из таких людей так по-настоящему и не обратились к Нему.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.