02.04.2015
Скачать в других форматах:

Эндрю А. Камменга

Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы

УРОК 15. День отдыха или День Господень

ПРОБЛЕМА

 

Ваши друзья когда-нибудь спрашивали вас, как вы собираетесь провести выходные? Такое определение воскресного дня нас уже не удивляет, однако оно бы шокировало большинство христиан, живших в начале нашего века. Воскресенье было известно как «Святой Покой» или просто «Покой», или еще как «День Господень», но никак не «выходной день». Очевидно, что новое определение воскресенья (выходной день, а не День Господень) влияет на наше к нему отношение, равно как и то, когда еще не рожденного ребенка называют «эмбрионом», влияет на наше отношение к этому ребенку! Сказать: «В эти выходные я буду участвовать в гонках в Дейтоне» – звучит безобидно, но совсем иначе звучит, если сказать: «В ближайший День Господень я буду участвовать в гонках в Дейтоне». Итак, воскресенье – это выходной день или День Господний (День Покоя)? Мы имеем десять заповедей или девять? Отличается ли нарушение четвертой заповеди от нарушения третьей или пятой заповедей? Заблуждалось ли большинство христиан относительно Дня Господня на протяжении почти двадцати первых веков после Христа? Все эти вопросы важны, и, в конце концов, это те вопросы, которые задаст нам Бог (2 Коринфянам 5:10).

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

 

·         Серьезность вопроса

Иисус был весьма опечален тем, что фарисеи (религиозные лидеры того времени) извратили значение Субботы. Через исполнение сотен повелений о том, что следует делать, а что – нет, они превратили Субботу в бремя. Например, разрешалось привести животное к воде, но принести воды ему запрещалось, нельзя было завязать узел, если вы не могли это сделать одной рукой; нельзя было пришлепнуть муху или отремонтировать сломанную ножку мебели. Из-за всех этих правил фарисеи сделали Субботу скорее бременем, нежели благословением. В прошлом некоторые христиане также грешили подобным.

Но сегодня это уже не является проблемой! За исключением приблизительно одного часа пребывания в церкви в воскресный день, образ жизни многих христиан почти такой же, как и у нехристиан: походы по магазинам, развлечения, посещение ресторанов, спортивные мероприятия, садовые работы или выполнение школьных домашних заданий. Даже христиане-реформаты, которых когда-то отличало строгое соблюдение воскресного дня, следуют новым правилам проведения выходных.

Итак, почему же фарисеи (как и некоторые христиане) были столь строги и требовательны в отношении субботнего дня? Ответ весьма прост: для Бога и Его народа соблюдать Четвертую Заповедь было важно!

1. Кратко изложите, что в следующих стихах говорится о Законе Божьем (или о Субботе как части Закона):

а. Второзаконие 4:1-2 и Откровение 22:18-19

б. Второзаконие 28:1-19

в. Исход 31:12-15

г. Матфея 5:17-19

 

2. Прочитайте отрывок из Исаии 58:13-14 и ответьте на следующие вопросы:

а. кому Бог обещал благословения?

б. что значит: если субботу называть отрадою?

в. как вы понимаете обетование Божьего благословения?

1) «вы обретете отраду (восторг, согласно версии короля Иакова) в Господе»;

2) «вы будете возведены на высоты земли»;

3) «вы вкусите наследие вашего отца Иакова».

3. Удивляет ли вас что-нибудь из приведенного выше?

4. Если большинство христиан твердо придерживаются Десяти Заповедей (и даже требуют, чтобы их преподавали в государственных школах), то почему, по вашему мнению, Четвертой Заповедью почти повсеместно пренебрегают?

 

 

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ВСЕ ЕЩЕ В СИЛЕ

 

Единственным оправданием тому, что христиане игнорируют Четвертую Заповедь, является их уверенность в том, что она более не действенна, что с некоторого времени остались актуальными только девять заповедей; и что Новый Завет более не требует соблюдения святого Дня Господня. С другой стороны, пренебрежение Четвертой Заповедью есть грех, вопиющее непослушание, обесценивание освященного Богом, а также отвержение того, что Бог предназначил быть благом. Нам следует надеяться и молиться о том, что непочтение к Четвертой Заповеди, какое мы видим повсюду каждое воскресенье, объясняется неосведомленностью, а не сознательным неповиновением.

Некоторые люди полагают, что Четвертая Заповедь была обрядовой заповедью, а поэтому, как и заповеди, относящиеся к храму и к жертвоприношениям, более не действует, потому что Иисус исполнил ее. Конечно, мы верим, что церемониальные постановления более не действительны (Евреям 9:10), их цель состояла в том, чтобы указать на обетованного Спасителя. Когда Он пришел, цель была достигнута. Однако Четвертая Заповедь не относится к обрядовым постановлениям.

Во-первых, в ней содержатся нравственные наставления Декалога. У нас нет оснований полагать, что одна из Десяти Заповедей является временной, а остальные действуют вечно (все они были начертаны на камне – с временными обрядовыми заповедями было по-другому).

Во-вторых, В книге Исход 20:11 исполнение Четвертой Заповеди обосновывается не искуплением, а на сотворением. Это прекрасное основание для соблюдения Дня сотворения во все дни его развития. Суббота, которая соблюдается видимым образом, свидетельствует миру, что нам чужда его греховная суета. Нет! Нас сотворил Бог, и мы принадлежим Ему.

В-третьих, Заповедь Субботы еще не исполнена. Мы все еще ожидаем совершенного покоя, обещанного еще в райском саду (Евреям 4:9-10).

 

·         Суббота: Заповедь Творения

Чрезвычайно важной причиной для соблюдения Дня Господня является то, что в совершенном раю Бог уже установил Субботу. В книге Бытие 2:2-3 мы читаем: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

5. Внутри самой Четвертой Заповеди (Исход 20:8-11) содержатся два подтверждения, которые говорят, что Суббота берет свое происхождение не от горы Синай, но от начала творения. Одно из них должно быть совершенно очевидным, другое же потребует более глубоких размышлений.

6. Что можно сказать о книге Исход, гл. 16, и о собирании манны, где также предполагается более раннее, чем на горе Синай, происхождение Субботы?

7. Как связан человек как носитель образа Божия с Субботой как заповедью творения?

 

Отсутствие в книге Бытия, гл. 2, особого постановления о соблюдении седьмого дня не противоречит тому, что Суббота является заветом творения. В Бытии, второй главе, также не содержится особого постановления о браке, тем не менее, Иисус именно в таком значении рассматривал стих 24: завет творения относительно брака (ср. Матфея 19:5 и Послание к Ефесянам 5:31).

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Суббота является заветом творения, и поэтому ее следует почитать и праздновать до тех пор, пока с пришествием Христа и наступлением Нового Творения не наступит совершенный Божий покой.

8. Иисус сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27). Это указывает на то, что Бог предназначил Субботу быть благословением, а значит – что это относилось уже также и к Адаму.

а. Какие благословения мог получить (безгрешный) Адам в день Субботний?

б. Принимая во внимание продолжительные испытания Адама (иногда называемое «Заветом дел»), каким благословением стала бы для него Суббота?

 

·         Суббота: продолжение в Новом Завете

Не существует подтверждений того, что Иисус по Своем пришествии считал Субботу «исполненной». Критикуя соблюдение Субботы, практикуемое фарисеями, Он отмечал, что с их стороны это было не соблюдением, а отступлением от нее. Они прибавили сотни постановлений (человеческих традиций), превратившие субботний покой в бремя, подобное смирительной рубашке, чего Бог никогда не повелевал. «Суббота для человека, – говорит Иисус, – а не человек для субботы». Другими словами, Суббота предназначена для того, чтобы служить народу Божьему, а не наоборот. Она предназначена быть благословением, а не бременем. Рассуждая над Десятью Заповедями в Евангелии от Матфея 5:18-19, Иисус говорит: «...доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Очевидно, что это относится и к Четвертой Заповеди.

9. Какое значение для нашего урока имеет Евангелие от Матфея 24:20?

 

Некоторые люди полагают, что Павел упразднил исполнение Четвертой Заповеди, написав в Послании к Колоссянам 2:16-17: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе».

10. Что вам известно о ересях, с которыми боролся Павел? Как это помогает нам в понимании подобных отрывков?

11. Как стихи 8 и 21-24 способствуют нашему пониманию?

12. Какая взаимосвязь между праздниками, новомесячиями и субботами в стихе 16 указывает на то, что Павел здесь не имел в виду Четвертую Заповедь?

13. Есть ли в данном отрывке еще что-либо, чем бы вы считали нужным поделиться?

 

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Заповедь Субботы (схема «шесть плюс один») для новозаветных христиан остается в силе, однако сегодня Суббота празднуется в первый день недели.

Из Писания мы видим, что Суббота не является частью обрядового закона. Это больше завет творения, который, согласно словам Иисуса, будет продолжаться, доколе «небо и земля не прейдут». Кроме того, послушание (любовь к Богу) требует, чтобы мы ее чтили. Можем ли мы действительно почитать ее в воскресенье, а не в субботний день, как того требует Декалог, и как принято в практике групп, подобных адвентистам седьмого дня?

Ответ, как мне кажется, состоит в том, что нам следует почитать ее в новый день. Суббота была заветом творения, и дала возможность не только иметь еженедельный отдых, но также и обетование грядущего покоя (это зависело от послушания Адама). Когда Адам согрешил, обетование грядущей Субботы было утрачено. Однако Бог вновь вмешался и дал обетование Второго Адама (Бытие 3:15), Который не согрешит (и не согрешил). Своей жизнью, смертью и воскресением Иисус сотворил все новое. Христовым послушанием заслужена обетованная Суббота. Его свершения вызвали к жизни новое творение и подобно Своему Отцу Он обрел совершенный покой (в утро воскресения). Поэтому мы ДОЛЖНЫ в этот день пребывать в покое, чтобы праздновать Его законченный труд, Его новое творение, подлинный покой, который мы уже имеем в Нем, а также совершенный покой, который станет нашим благодаря Ему! Мы все также соблюдаем схему «шесть плюс один» ветхозаветной Четвертой Заповеди, однако, поскольку Иисус сотворил все новое, Суббота переместилась на первый день недели.

С самого начала новозаветной церкви воскресенье стало днем, отделенным для богослужения, и Иисус благословлял тех, кто в этот день пребывал в поклонении. Именно в первый день недели Иисус являлся Своим ученикам, собранным вместе (Иоанна 20:19, 26), именно в воскресенье произошло излияние Святого Духа, именно в воскресение Иисус явился Иоанну (Откровение 1:10). Поэтому именно в воскресенье Церковь собиралась для поклонения и совершения Вечери Господней (Деяния 20:7), а также для приношения даров (1 Коринфянам 16:2).

14. Что примечательного в том, что Иоанн назвал воскресенье «Днем Господним» в Откровении 1:10?

СОБЛЮДЕНИЕ СВЯТОГО ДНЯ ГОСПОДНЯ

 

Итак, если Четвертая Заповедь остается в силе и Бог все еще строго относится к ее нарушению, как нам следует ее помнить и почитать? Вначале давайте взглянем на саму заповедь.

15. Заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его».

а. что означает «чтобы святить его»?

б. какие еще важные слова вы находите значительными?

 

Далее заповедь гласит: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». Не правда ли, выглядит достаточно просто? Не нужно учиться в семинарии, чтобы понять, о чем здесь говорит Бог. У нас есть шесть дней, чтобы делать НАШИ дела, накапливать богатство ДЛЯ СЕБЯ, но седьмой день не предназначен для НАШИХ дел – он предназначен для дела БОЖИЯ. Вы помните, что Бог постановил в книге Исаии 58:13-14? «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою..., и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе (курсив авт.)...»

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Суббота – это день, в который мы прекращаем нашу обычную деятельность, чтобы особым образом посвятить его Богу и делу Божьему.

Теперь же вопрос таков: «Как мы посвящаем этот день Богу и делу Божьему?»

Ответ на этот вопрос не будет для всех одинаковым. Более того, мы не хотим впасть в заблуждение фарисеев, которые выдвигали требования, не заповеданные Библией. Однако есть некоторые общие детали, которые, как мы можем быть уверены, будут исполнением этой заповеди, а также сделают Воскресный День благословением для нас, согласно Божьей воле. Давайте начнем с рассмотрения деятельности Иисуса в Субботу.

16. Какие два дела, которые Иисус сделал в именно субботу, вы можете вспомнить?

а.

б.

 

Я считаю важным то, что Четвертая Заповедь расположена точно в середине Десяти Заповедей. В том смысле, что с одной стороны находятся заповеди любить Бога превыше всего остального, а с другой – заповеди любить ближнего как самого себя. Иначе говоря, Бог сегодня повелевает нам поступать именно так! Воскресенье – это день, когда следует отложить наши ежедневные дела, которые почти полностью относятся к нам самим (учеба, занятия спортом, развлечения и т. п.), для того чтобы посвятить день нашему Создателю и Искупителю, а также нашим братьям и сестрам.

17. Подтверждают ли дела Иисуса данный взгляд?

18. Как данный взгляд подтверждается вашими воскресными делами?

19. Как вы можете больше соответствовать тому, чтобы соблюдать Субботу так, как соблюдал ее Иисус?

Вестминстерский Полный катехизис (1648), О.117...

Субботу или День Господень следует святить священным покоем в течение всего дня, воздержанием не только от тех дел, которые греховны всегда, но даже от тех мирских занятий и развлечений, которые законны в другие дни; радостью для себя следует почитать возможность провести весь день (отвлекаясь только для неотложных дел и дел милосердия) в служении Богу – в собраниях и в уединении; каждый должен расположить к этому свое сердце и со всей предусмотрительностью, тщанием и рассудительностью своевременно совершать свои мирские дела и распоряжаться ими так, чтобы освободиться и приготовиться к исполнению обязанностей этого дня.

Гейдельбергский катехизис, В/О 103 ...

Во-первых,

чтобы церковная служба велась по Евангелию и чтобы содержались христианские школы;

и я особенно в воскресные дни, то есть в дни отдыха,

усердно посещал Церковь Божию,

слушал Слово Божие,

участвовал в таинствах,

открыто молился Богу в присутствии других,

делал христианские пожертвования в пользу бедных.

Во-вторых, чтобы навсегда

я оставил злые свои дела

и позволил Господу действовать во мне Своим Духом Святым,

и еще в этой жизни

начал вечную Субботу.

 

Иисус напомнил нам о том, что суббота была сотворена для человека, а не человек для субботы. Другими словами, она создана, чтобы быть для нас благословением. Однако, к сожалению, очень немногие из нас имеют те благословения, которые могли бы иметь. Причины вполне очевидны. Мы ходим в церковь без должной подготовки (без молитвы и чтения Библии) и удивляемся, почему не имеем благословений. Мы выходим из церкви, возвращаемся домой, чтобы включить телевизор, схватить воскресную газету и рассматривать комиксы или же спортивную страницу. Мы еще и удивляемся, почему у нас нет духовного роста. Глядя на все это, я не могу не вспомнить притчу Иисуса о сеятеле в Евангелии от Матфея, гл. 13, особенно ту ее часть, где Он говорит о птицах, о лукавом, похищающем только что посеянные семена царства.

Однако наши неудачи в должном соблюдении Субботы здесь не заканчиваются. Бог дал нам возможность в течение шести дней завершить все необходимое, чтобы иметь один день покоя: чтобы совершать дела милосердия, вспоминать о нашем искуплении, углублять свои взаимоотношения с Богом, возрастать в познании Писаний, вспоминать и жить осознанием, что наша истинная цель есть познавать Бога вечно и прославлять Его. Мы то и дело упускаем эти возможности, заполняя воскресный день «исполнением своих прихотей» (Исаии, 58).

Израильтяне переживали тяжкие времена по причине несоблюдения Субботы, потому что они оставались необращенными. Они не испытывали радости в исполнении Божьей воли. Они были рабами забот, удовольствий, они исполняли собственные прихоти. А как насчет тебя? Можешь ли ты выключить свой компьютер? Можешь ли ты забыть на время об учебе? Можешь ли выключить на несколько часов телевизор? Почему тебе так трудно соблюдать Субботу?

 

ИТОГ

20. Сформулируйте главный вопрос урока.

21. Принимая во внимание День Господень, для чего необходимо искать Божьего прощения и/или Его помощи?

 

·         Эпилог

Однажды моей жене позвонила новая прихожанка нашей церкви. Эта женщина и ее семья до своего недавнего обращения были «людьми выходного дня». В тот воскресный день она позвонила моей жене, чтобы сказать: «Я сижу у себя во дворе, изучаю Библию, рассказываю своим детям о Боге и наблюдаю, как мой сосед моет свою машину, косит газон – он все выходные занят с головой своими делами. А я помню, как когда-то была такой же – пленницей своего хозяйства. Бог освободил меня, и придет день, когда Он освободит меня от моих грехов». Иногда Бог использует новообращенных христиан, чтобы помочь нам ценить то, что мы принимаем как должное (или утратили?)!

 

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ

 

Уолтер Чантри, Назовите Субботу отрадой, The Banner of Truth Trust, 1991.

Джозеф А. Пипа, День Господень, Christian Focus Publications, 1997.

Брюс А. Рей, Празднование Субботы, P & R Publishing, 2000.

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Исаии 58:13-14

 

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем ГОСПОДНИМ, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в ГОСПОДЕ, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста ГОСПОДНИ изрекли это».

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.