19.06.2006
Скачать в других форматах:

Дон Синнема

Обновления завета

          Взаимоотношения Яхве с творением, и в особенности с народом, носящим Его имя, строятся на основании завета.   Завет, в котором состоят Яхве и Его народ, один, но у этого завета  есть история.  Завет был учрежден при сотворении мира, – тогда были заложены основания заветных взаимоотношений.  На протяжении последующей истории эти отношения выражались в определенных формах.  По мере смены исторических эпох, Яхве обновлял заключенный некогда завет для засвидетельствования о том, что Он продолжает править Своим народом.   Обстоятельства жизни Божьего народа менялись, и потому необходимо было подтверждать или дополнять условия и обетования завета сообразно новым возникающим нуждам.  Всякий раз, когда обновлялся завет, совершалась определенная церемония, служившая свидетельством окончательного утверждения завета, возвещались условия (законы) завета, а народ вновь посвящал себя Яхве, Богу завета.  Хотя некоторые положения завета могли в чем-то меняться, их сущность оставалась неизменной: послушание вознаграждается жизнью, непослушание влечет за собой смерть.  Завет, развивавшийся и совершенствовавшийся на протяжении истории, исполнится и обретет свое окончательное выражение в новом мире.  Тогда Яхве будет вечно пребывать со Своим народом на новой земле. 

 

Вот наиболее важные эпизоды библейской истории, в которые совершались церемонии обновления завета:

 

(1)      Завет с Ноем (Быт. 9:1-17)

После Потопа – катастрофы вселенского масштаба, в которой погибли осужденные Богом нечестивцы, – Яхве обновил Свой завет со всем творением (в Быт.9:l-3 подтверждается  то, что было сказано ранее – в Быт.1:28-30). Этот завет, всеобщий по своему характеру,  Бог заключил с Ноем, его потомками и со всякой живой душой.  Заключая этот завет, Яхве обращался ко всему человечеству и миру; подобное Он совершит вновь лишь тогда, когда пошлет в мир Иисуса Христа, чтобы установить новый завет.  

 

(2)      Завет с Авраамом, Исааком и Иаковом (Быт. 12:1-10; 15:1-21; 17:1-21)

После Ноя и до пришествия Иисуса Христа Яхве проявлял Свое попечение о человечестве и мире в рамках завета с родом Авраама, Исаака и Иакова и народом Израиля.  Яхве призвал Авраама из Ура Халдейского, пообещал ему, что его потомки будут* народом святым и получат в наследие землю Ханаанскую.  На этой земле они будут жить в завете с Богом и станут благословением для всех народов. 

 

(3)      Синайский завет (Исх. 20 ~ 24)

У горы Синай Яхве заключил завет со Своими избранным народом, хотя к тому времени народ еще не вошел во владение землей обетованной.  У горы Синай Яхве открылся народу как Великий Царь, Который вправе требовать от избранных преданности, ибо Он явил Себя как Тот, Кто сильнее фараона.  В 24-й главе книги Исход описана церемония окончательного утверждения этого завета.  Общими положениями завета были Десять Заповедей, частности же его изложены в Исходе 21-23, 25-31. 

 

(4)      Обновленный Синайский завет (Исх. 32:1-20; 34:1-35)

Вскоре после того как Яхве заключил завет с Израилем, народ нарушил его.  Прошло всего лишь сорок дней, а израильтяне уже стали сомневаться в том, может ли Яхве ввести их в землю обетованную.  Не удивительно, что Моисей разбил скрижали завета (это действие символизировало нарушение завета).  Несмотря на неверность народа, Яхве явил милость и подтвердил действенность Своего завета с Израилем. 

 

 

(5)      Завет книги Второзаконие

В то время, когда народ шел из пустыни в землю обетованную, возникла необходимость в обновлении завета.  Именно тогда место Моисея, вождя Божьего народа, занял Иисус Навин; обновление завета должно было свидетельствовать о том, что Яхве продолжает править Израилем, несмотря на то, что у Израиля сменился вождь  и изменились обстоятельства, в которых проходило странствие Божьего народа.  Этот завет был утвержден в два этапа:

 

          i)        На равнинах Моавитских (Втор. 29:1-15)

Перед самым вхождением Израиля в землю обетованную завет был обновлен через Моисея, который к тому времени достиг преклонного возраста.

Вся книга Второзаконие представляет собой изложение, или описание церемонии обновления завета.  И вновь, как и прежде, общими положениями завета служат Десять Заповедей (Втор. 5:6-21); частности же подробно излагаются во Второзаконии 12-26.  Церемония обновления завета включала в себя указания, касавшиеся осуществления перехода власти от Моисея к Иисусу Навину.  Кроме того, в рамках этой церемонии были даны особые наставления относительно второго этапа обновления завета в новой земле под руководством Иисуса Навина (Втор. 27:1-26).

 

ii)       У гор Гаризим и Гевал (Иис. Н. 8:30-35)

Вскоре после того как Израиль вошел в землю обетованную, был окончательно утвержден обновленный завет, который и составляет предмет книги Второзаконие; посредником при утверждении этого завета был Иисус Навин.  На этом втором этапе, когда Израиль уже находился в новой стране и был ведом новым вождем, была подтверждена действенность завета книги Второзаконие.

 

(6)      Сихемский завет (Иис.Н. 24:1-28)

После того как Яхве ввел Свой народ в землю обетованную, изгнал ее прежних обитателей и отдал ее во владение Своему народу, Израиль оказался на пороге новой эпохи.  Иисус Навин был в конце своего жизненного пути, а Израилю предстояло заселить оставшуюся часть земли, которую дал ему Яхве.  В это время возникла необходимость обновить завет для засвидетельствования того, что после смерти Иисуса Навина Господь будет продолжать править землей обетованной.

 

(7)      Завет, заключенный в Галгале (I Цар. 8-12)

В период правления судей Израиль постоянно проявлял неверность Яхве; таким образом, было очевидно, что народ нуждается в ином руководстве.  Израильтяне хотели, чтобы ими правил царь.  Основное затруднение, рассматриваемое в данных главах, состоит в том, будет ли народ видеть в новом вожде царя, «как у прочих народов», или же он будет почитать его за помазанника Божьего, слугу, исполняющего Его завет.  О том, как разрешилось это затруднение, мы читаем в главе 12.  Самуил от имени Божьего упрекает израильтян в неверности, проявившейся в том, что они пожелали царя, «как у прочих народов».  После того как народ приносит покаяние, Божий посланник возвещает, что завет, несмотря на изменившиеся обстоятельства, остается в силе. 

 

(8)      Завет с Давидом (II Цар. 7)

Господь отклоняет замысел Давида, который желал построить Ему Дом (храм).  Не Давид построит Дом Господу, а Господь устроит дом (создаст династию) Своему избранному.  Теперь заветные взаимоотношения между Яхве и Израилем будут осуществляться посредством вечного завета, заключенного Господом с Давидом (Ср. II Цар. 23: 1-7; Ps. 88:29-37; 131:11-12);

 

(9)      Освящение храма (III Царств 8)

Господь, как и обещал, устроил в лице Соломона дом Давиду.  Теперь Соломон должен был построить Дом Господу.  Поселившись в Доме Своем, Господь явственно показал, что одобряет заветные отношения со Своим народом в рамках монархии, принявшие теперь вполне законченную форму. Условия завета были оговорены вновь: в них особо подчеркивалась первостепенная значимость Иерусалимского храма.  Царь выступал в роли ходатая завета.

 

(10)    Завет с Иоасом (IV Царств 11)

После того как закончилось то время, когда, из-за преступных действий Гофолии, на престоле Израиля не было царя из дома Давида, священник Иодай выступил в роли инициатора обновления завета между Яхве с одной стороны и царем и народом с другой, а также – между царем и народом.  Так был восстановлен Давидов завет. 

 

(11)    Завет с Иосией (IV Царств 22-23)

История царей Израиля и Иуды была отмечена последовательными нарушениями верности завету.  Ярким исключением из этого служит царствование Иосии, который правил в то время,  когда иудейское царство жило в преддверии грядущего суда.  Найдя книгу Закона (она была утеряна!), Иосия взялся за переустройство иудейского общества: этот царь искренне желал, чтобы весь народ исполнял законы Божьего завета.  Верность Иосии и его стремление к лучшей, богоугодной жизни, было запечатлено в церемонии торжественного обновления завета.

 

(12)    Завет, заключенный после возвращения Израиля из Вавилонского плена под водительством Неемии (Неем. 8-10; Ездра 10)

По возвращении из Вавилонского плена, израильтяне собрались в Иерусалиме и просили книжника Ездру читать им из книги Закона Моисеева.  Как и в случае с царем Иосией, чтение Закона вызвало у слушателей глубокое осознание греховности, побудило их исповедать грехи и принести покаяние перед Богом.  Народ вновь праздновал праздник кущей и клялся хранить все заповеди завета, который заключил с ним Яхве. 

 

(13)    Новый завет (Иер. 31:31-34; Евр. 8-9; I Кор. 11:25; II Кор. 3)

С пришествием Мессии, исполнившего ветхий завет, началась новая эпоха.  Под выражениями «ветхий завет» и «первый завет», употребляющимися в Послании к евреям, следует понимать ряд упомянутых в первой части Библии заветов, начиная с Синайского.  Христос как ходатай нового завета дополнил Закон заповедями, Нагорной проповеди.  Мы твердо уверены в том, что Бог будет полностью удовлетворен осуществлением нового завета, поскольку Христос выполнил то, что по условиям завета требуется от человека. Обетование нового завета – это вечное искупление и вечное наследие (жизнь в новом мире), где Яхве будет нашим Богом, а мы – Его народом.  То, что Христос обещал и за что поручился, когда пришел в мир в первый раз, будет исполнено и обретет свое окончательное выражение в новом мире.  Как и в начале, Яхве будет обитать с Своим народом. 

 

 

Перепечатано с разрешения из книги Д. Синнема  «Обретение земли обетованной.  Изучение книги Иисуса Навина» (Торонто, 1977). 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.