29.03.2014

Майкл Уилкок

Евангелие от Луки

Царство должно прийти в сердца людей (19:1—10)

Несомненно, что случай с Закхеем, происшедший в то самое время, когда Иисус по пути в Иерусалим «проходил чрез» Иерихон, показался Луке подходящей иллюстрацией к тому, о чем он писал несколько ранее в 18:18—30. Там Иисус сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!.. Но... невозможное человекам возможно Богу» (18:24,27). Закхей был как раз таким богатым человеком, для которого Господь сделал невозможное и даровал ему Царство Божье.

Для Луки более важными, чем события, были слова Иисуса, которыми заканчивается рассказ о Закхее (19:9,10). Это великие слова, которые также исправляют ошибочное понимание идеи Царства. В отрывке из гл. 18 говорится о том, что даже богатый может попасть в Царство Божье; здесь то же самое чудо описывается как спасение, пришедшее в дом Закхея, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Таким образом, в этом случае, «царствие» уподобляется «спасению».

Главнейшим достижением послания Иисуса действительно будет его общественное и политическое влияние, когда «царство мира соделается Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Отк. 11:15). Но ликующий народ на дороге в Иерусалим, который понимал царство прежде всего в общественном и политическом смысле, вывернул послание наизнанку. Вхождение Закхея в Царство Божье описывается как его спасение, но это спасение было, прежде всего, духовным. Он, которого все знали как грешника (19:7), радикально меняется изнутри (19:8). Изменения произошли не в человеческих установлениях или политике, но главным образом в человеческом сердце. Пропащая душа была спасена. Описание Закхея дает надежду, что своевременно произойдут и другие изменения. И когда мы видим, как меняется такой человек, то у нас появляются мысли, с которыми едва ли можно не согласиться. Во-первых, сила, свершившая это, должна быть чудотворной, и, во-вторых, ее результат повлияет на все общество, в котором мы живем. Другими словами, его мир начнет меняться. Но это произойдет только потому, что первоначально изменилось его сердце.

3) Царство должно увеличиваться со временем (19:11—27)

Матфей также приводит притчу о минах, ноу него она известна как притча о талантах (Мф. 25:14—30). Нет причин, почему Иисус не мог использовать одну и ту же основу несколько раз, даже для того, чтобы изменить ее смысл. Смысл притчи, рассказанной Матфеем, заключается в том, что слуги Иисуса должны верно использовать стол ь разнообразные дары (таланты); то, что Лука включил в свое повествование мятежных граждан наравне с более или менее преданными рабами, говорит не о том, что он несуразный писатель (ибо это совсем не так), но о том, что его понимание этой притчи отличал ось от того, как ее понимал Матфей. По его представлениям, в ней должны присутствовать и граждане, и рабы.

Эта история была основана на реальных фактах. После смерти Ирода Великого его сын Архелай должен был (как «человек высокого рода») предпринять долгое путешествие, «чтобы получить себе царство» (19:12). Он не мог стать царем Иудеи до тех пор, пока верховное правление в Риме не утвердило бы его притязание на трон. И в его случае тоже было посольство, как и в 19:14, которое отправилось в Рим, чтобы подать прошение против него и его притязания на власть; причиной этого была его непопулярность.

Суть притчи в том, что человек уходит недолгое время. Этого времени достаточно, чтобы граждане обнаружили свою враждебность к нему, а рабы исполнили свои обязательства перед ним. И только вернувшись спустя долгое время и «получив царство», он расправляется и с теми, и с другими.

Лука ясно говорит, что именно это имеется в виду в 19:11. Иисус рассказал притчу, поскольку «они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие». Напротив, говорит Иисус, Царь вернется через неопределенный, но значительный период времени; и, несмотря на то что его враги будут замышлять против него, он ожидает, что его рабы будут трудиться над основанием его царства.

Учение Иисуса, изложенное в этом отрывке, исправляет целы й ряд заблуждений, в которых царство соотносится с историей человечества. Наступило ли уже Царство Божье, или это произойдет в будущем? Ответом будет и «да» и «нет»: оно настало (как в 17:20,21) сразу же с пришествием Иисуса; ему все еще предстоит «открыться» во всей полноте (19:11), и это произойдет во время Его второго пришествия. Будет ли наша история длиться бесконечно долго? Нет, ибо ей назначен свой конец. Будет этот конец сопровождаться вспышкой или слезами? Скорее всего, это будет вспышка. Означает ли эта «вспышка» войну, чуму, экологическое загрязнение, истощение мировых ресурсов? Нет, это будет «молниеносное явление Господа», возвращение Царя, Который положит конец нашей эре. Следует ли нам изменить свой образ жизни с приближением этого дня, удалиться от забот повседневной жизни и погрузиться в благочестивую жизнь, становясь все менее активным, или с возрастающим жаром окунуться в «христианское дело»? Нет, не следует; вернется ли Он рано, или поздно, Он будет ожидать от нас верного исполнения своих обязанностей. Следует ли нам ожидать с течением времени, что добро победит зло, или наоборот? Не будет ни того, ни другого. До тех пор пока Он не придет, его враги будут замышлять против Него, а рабы служить Ему.

Сколько будет длиться история человечества, столько Царь будет отдавать распоряжения для приготовления к Его возвращению.

Пусть не думает человек, что за минуту Все свершится, и дело будет сделано; — Несмотря на то что ты начнешь рано на рассвете, Вряд ли ты управишься к заходу солнца.

4) Царство должно распространиться до концов земли (19:39-44)

В месте приближения Иисуса «к спуску с горы Елеонской», где ликующая толпа окружала Царя, движущегося, как и предсказывал пророк, верхом на осле (Зах. 9:9), Лука делает свое четвертое добавление к истории. После возражения фарисеям, сетовавшим, что ученики Иисуса славили Его как Царя (19:39), Лука завершает историю о великом путешествии упоминанием о слезах Иисуса по Иерусалиму (19:41-44).

Процессия движется к месту, которое путешественник видит прежде всего, когда входит в город. Храм появится немного позже; первое, что мы видим, когда приближаемся к уступу горы Елеонской, — это юго-восточный угол града Давидова. Ибо более всего сейчас Иисуса беспокоит не конец иудейской религии. Скорее всего, Он предвидит разрушение столицы, царского города, в котором пылкие сторонники Иисуса вскоре ожидали увидеть Его на троне.

Таким образом, мы опять видим, как Лука исправляет неправильное понимание царства Иисуса. Он действительно «Царь, грядущий во имя Господне» (19:38); но как только Он оказывается в Своей предполагаемой столице, то обнаруживается, что ее будущее, которое Он видит, это дым и безлюдные руины. Он Царь — но чего? Города, который совсем скоро будет разрушен?

Нет; Иерусалим не смог признать Того, Кто пришел к нему, и Он будет Царем не только над евреями (см.: 18:33-37). Лука с самого начала подчеркивал всеобщность послания Царства Божьего. Иисус — Царь; но земной Иерусалим слишком мал и зол, чтобы вместить Его величие. Ему принадлежат все народы. Он Спасител ь м ира.

Поэтому разрушение города и народа — это хоть и трагедия, но вто же время и призыв к всемирному благовествованию. Царство Божье — для каждого города, каждого народа, до которого может дотянуться церковь и прикоснуться вестью о спасении.

Ни одна из этих мыслей не нова для Евангелия от Луки. Все они часто появлялись в центральном разделе и почти все упоминались в пророческих словах людей и ангелов, возвещавших рождение Иисуса (см.: гл. 1 и 2).

Поэтому здесь Лука повторяет и подчеркивает основные темы послания Иисуса. Это действительно, как сказал Иисус в самом начале, Благая весть Царства Божьего (4:43), и весь отрывок от 18:15 до 19:44 описывает шествие Царя в Свою столицу. Но Лука хочет донести до нас истинное значение Царства Божьего. Он отводит наши глаза от сияния славы и указывает на страдания, без которых эта слава никогда не была бы достигнута; царство основывается на распятии. Он переводит наше внимание с политических преобразований в обществе к духовному преобразованию души, которое должно предшествовать этому; царство должно прежде всего прийти в сердце человека. Он заставляет нас думать не о мгновенном успехе и скором возвращении, но о долгом ожидании и длительных битвах; царство должно расти на всем протяжении длительного отсутствия Царя. Лука фокусирует наш взгляд на Царе, Которого Бог поставил на Сион, Его священную гору, как Том, Кому в наследие даны народы и пределы земли во владение (Пс. 2:6,8); царство должно объять весь мир.

Именно это хотел показать нам Лука в своем Евангелии. Господь отдал Своего единственного Сына умереть на кресте. Благодаря этой смерти, Он предлагает людям спасение от греха и новую жизнь. Затем Он дает им столетия христианской истории дабы провозглашать это спасение по всему миру; ибо именно всего мира однажды Он станет Спасителем и Царем.

Дальнейший путь Спасителя

19:45 - 21:38 Храм

И вошед в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающах... (19:45).

И учил каждый день в храме (19:47).

...Когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами. И сказали Ему...

(20:1,2).

И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено (21:5,6).

Днем Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ сутра приходил к Нему в храм слушать Его (21:37,38).

Можно было бы считать так называемый «торжественный въезд» Иисуса в Иерусалим за неделю до Его смерти началом последнего важного раздела Евангелия от Луки (19:28). Однако у Луки яснее, чем в других Евангелиях, видно, что это иа самом деле не въезд, так как в 19:41 читаем, что Иисус все еще приближается к городу. По этой и ряду других причин1 я связал тот отрывок с центральным разделом и решил начать третий (рассказ о страстях) не с событий Вербного воскресенья (19:28 и дал.),

2 Возможно. Лука хотел подчеркнуть это, поэтому обошел молчанием тот факт, что длинное рассуждение Иисуса в 21:5—36 в действительности прозвучало не в храме, а на горе Елеонской, хотя, конечно же. в поле зразам храма (см.: Мф. 24:1-3; Мк. J&J—4).

нос 19:45—вхождения Господня в храм Иерусалимский. Сначала на протяжении двух глав повествуется о том (как показывают вышеприведенные цитаты), что происходило в Иерусалимском храме и вокруг него2.

1. Значение «храма»

1) Сердце Иерусалима

Это было одно их самых великолепных сооружений Древнего мира. Первый храм, построенный Соломоном еше в X в. до н. э., был разрушен четыреста лет спустя. Через некоторое время на его месте построили другой, который известен как «второй храм». Именно этот храм во времена Иисуса восстанавливался царем Иродом (см.: Ин. 2:20), который потратил на это невероятную сумму денег. Это был комплекс зданий площадью почти в четверть квадратной мили, в центре которого находился храм, венчающий весь Иерусалим, а Иерусалим в свою очередь венчал собой гору. Поэтому храм, большая часть наружности которого была покрыта серебром или даже золотом, а остальное — ослепительно белым мрамором, выглядел издалека как снежная макушка горы.

Однако его истинное значение заключалось не в архитектурной ценности. Его религиозная значимость сердца израильской веры была безмерно больше.

2) Сердце израильской веры

Это был центр и символ иудейской религии. Помня об этом, мы можем понять, почему Лука возвращается к храму в этом месте своего повествования. Ибо он начал историю об Иисусе именно отсюда. Именно здесь Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом», когда к нему явились ангелы, чтобы возвестить о рождении предтечи Иисуса, Иоанна (1:8); и именно здесь об Иисусе провозглашалось в высшей степени пророческое слово, когда Его дважды приводили сюда ребенком (2:22 и дал., 41 и дал.). В своих первых главах Лука словно говорил читателям; «Моя история посвящена Спасителю мира; но чтобы правильно понять ее послание о всеобщем спасении, вы должны с самого начала осознать, что она начинается с необычного, как может показаться, окружения — иудаизма, религии Израиля».

Из этого корня выросло новое растение — религия Христа. На протяжении девятнадцати глав Лука вел хронику ее роста и развития. И теперь, когда жизнь Иисуса приближается к своей кульминации, предсказание Малахии (уже не раз цитировавшееся в этом Евангелии) снова исполняется: Господь приходит в Свой храм (Мал. 3:1; Лк. 1:17,76; 7:27). Лука возвращается к тому месту, откуда берет начало новая «вера Израиля», будто для того, чтобы спросить: «И что теперь произойдет со старой верой, верой, ради которой стоит этот храм?»

3) Сердце духовной жизни человечество

Как я уже сказал, здесь нас интересует не археология Ближнего Востока. Однако и сравнение религий не представляет для нас здесь единственный интерес. Ибо «храм» имеет гораздо более глубокое значение, чем просто символ иудаизма. И в Ветхом, и в Новом Завете он представляет место, где Бог встречается с человеком. Эта встреча не обязательно ограничена каким-то одним местом, и в своей второй книге Лука объяснит это и еврейским, и нееврейским читателям словами Стефана — для первых и словами Павла — для вторых (Деян. 7:48; 17:24). Для иудаизма обетованным местом встречи на протяжении многих лет был действительно Иерусалимский храм; для христианства храмом был каждый Божий человек (1 Кор. 6:19) или народ Божий в целом (1 Кор. 3:16), где бы он ни находился.

Поэтому каждый из нас имеет свой «храм», наше самое сокровенное место, где мы встречаемся с Господом. Этот «храм» предназначен для нашего общения с Ним. Он может быть обманом или иллюзией. Но это наша религия, наша вера, наш образ жизни: «я и Бог» — в какого бы Бога я ни верил.

2. Осуждение «храма»

Сейчас Иисус возвращается к храму. Что с ним делать — старой унаследованной религией Его народа? Что случается с человеческими убеждениями и понятиями, когда Иисус обследует их?

«И вошел в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих» (19:45). Обычно этот отрывок называют «Изгнанием из храма»; и именно это здесь и происходит. Иисус приходит посмотреть на то, что сделали евреи со своим особым родством с Господом1. Он находит многое, отчего нужно очистить это место, много грязи и мусора, которые нужно вынести. Большинство эпизодов, которые следуют далее в гл. 20, — это повествование о том, как иудеи пытались заманить Иисуса в ловушку. Но каждую такую попытку Он превращает в их разоблачение. Он безжалостно разоблачает ошибки и зло их традиционной, искаженной религии.

Зло, накопившееся в иудаизме во времена Иисуса, было не чуждо Иерусалимскому храму. Когда Иисус входит в наш «храм» и осматривает нашу веру и жизнь, мы тоже обнаруживаем что-то, от чего нужно очиститься.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.