27.02.2014

Джон Стотт

Нагорная проповедь

Пособие по изучению

Книгу, подобную этой, нельзя просто пролистать, не позволяя истине ее укорениться в нашей жизни. Цель этого пособия — помочь вам потрудиться над Нагорной проповедью и подумать, в чем актуальность ее учения для нас сегодня.

Пособие это предназначено прежде всего для групп, изучающих Библию, но его можно использовать и при индивидуальном изучении.

Если вы будете изучать его с группой, то руководитель должен предварительно решить, какие вопросы будут обсуждаться во время занятий, а какие оставить членам группы для самостоятельной проработки.

Чтобы извлечь наибольшую пользу из этих занятий, каждый член группы должен предварительно прочитать ту часть Нагорной проповеди, которая будет обсуждаться на занятии, вместе с соответствующими страницами этой книги. Начиная занятие, молитесь, чтобы Святой Дух оживил эту древнюю проповедь и говорил с вами через нее.

Занятие первое

Евангелие от Матфея 5:1–16 (с. 9–59)

1. Прочитайте 5:1–16. Д. Стотт начинает свою книгу с обсуждения «контркультуры» нынешнего поколения. Есть подобные свидетельства там, где вы живете? Как вы на это реагируете? Как, по–вашему, реагировал бы Иисус?

2. Для автора книги ключевым текстом в этой Проповеди является Мф. 6:8: «Не уподобляйтесь им». Многие люди вне церкви думают, что христиане отличаются от других. Но каковы, по их мнению, отличительные особенности христианина? Как вы думаете, почему это так?

3. Можно обсудить вопрос, подлинна ли Проповедь, воспроизведенная Матфеем. Каковы ваши доводы за и против? Какие выводы вы делаете из заключения автора?

4. У Матфея (5:3) написано «Блаженны нищие духом», у Луки же (6:20) просто — «Блаженны вы нищие». Какие ответы вы можете предложить по поводу этого несоответствия? Какой из них кажется вам наиболее убедительным и почему?

5. Можно ли осуществить на практике требования Нагорной проповеди? Как вы относитесь к предложению считать ее недостижимым идеалом:

а) как вы ответите тому, кто скажет, что Нагорная проповеду предназначена лишь для святых и что простым христианам не доступны ее высокие идеалы?

б) как вы ответите тому, кто скажет, что Проповедь — это «слегка христианизированная форма ветхозаветного закона», имея в виду, что мы, христиане, спасаемся одной лишь благодатью и поэтому можем спокойно ее игнорировать?

в) как вы ответите тому, кто скажет, что Проповедь представляет собой идеал, рассчитанный на будущее, и что сегодня ее нормы не достижимы?

6. Что автор определяет как двойную цель этой Проповеди? Как она влияет на вас подобным образом?

7. Что значит быть «блаженным»? Как вы понимаете некоторые из описанных здесь блаженств? Как вы думаете, польза, о которой упоминает Иисус, может быть получена нами сейчас или речь идет о награде в будущем? Или присутствует элемент и того, и другого? Предлагаю изучить заповеди блаженства (5:3–12) самостоятельно после занятия в группе, а при следующей встрече кратко обсудить ваши выводы. Вопросы 8–11 помогут вам в этом. Группы переходят теперь к вопросу 12.

8. Как автор классифицирует заповеди блаженства? С какой целью они изложены в этой последовательности?

9. Перепишите заповеди блаженства, добавляя в качестве примера ситуации из своей жизни, например, «Блаженны миротворцы» может быть записано так: «Блажен тот, кто поможет Джону и Мэри вновь заговорить друг с другом». Можно ли применять на практике эти заповеди чаще, нежели вы делаете это сейчас?

10. Почему преследование неизбежно? Каким образом вас преследуют? Как вы отвечаете? Какова должна быть, по словам Иисуса, ваша реакция?

И. «Ценности и нормы Иисуса находятся в прямом конфликте с общепринятыми мирскими ценностями и стандартами». Каким образом это проявилось в вашем прошлом опыте?

12. Составьте список некоторых качеств, которые у людей обычно ассоциируются с властью и влиянием. А теперь прочтите еще раз Мф. 5:3–12 и отметьте качества, перечисляемые Иисусом. Как вы объясните разницу?

13. Каким образом вы, как члены христианской общины, ведете себя подобно «соли земли» (5:13)? Что мешает христианам проявлять это качество? Подумайте, как практически можно осуществлять такое влияние на общество.

14. Каким образом вы, как члены христианской общины, являетесь «светом мира» (5:14)? Что мешает свету быть видимым? Подумайте, как практически воплотить это в жизнь.

15. Решите действовать в соответствии со своими ответами на вопросы 13 и 14 в течение следующей недели. Молитесь друг за друга. Возможно, в следующую свою встречу вы захотите обсудить, как у вас идут дела.

Занятие второе

Евангелие от Матфея 5:17–30 (с. 75–102)

Можно начать с обсуждения ваших ответов на вопросы предыдущего занятия (8–11) по Мф. 5:3–12.

1. Прочитайте 5:17–20.

а) почему кто–нибудь мог подумать, что Иисус пришел «нарушить закон или пророков»?

б) о каких трех видах учения, содержащихся в Ветхом Завете, идет речь? В каком смысле Иисус «исполняет» каждое из них?

в) к&у, по словам Иисуса, должны Его ученики поступать с Ветхим Заветом? Удается ли вам выполнять Его требования?

г) как может христианская праведность превзойти праведность книжников и фарисеев в соблюдении закона?

д) Иисус продолжает показывать, чему учили книжники и фарисеи, приводя собственное толкование требований закона. Что мы можем использовать при рассмотрении текста Мф. 5:21–48?

2. Прочитайте 5:21–26.

а) некоторые люди полагают, что здесь Иисус запрещает убийство любого рода. Согласны ли вы с этим, и почему?

б) автор полагает, что Иисус имеет тут в виду нечто другое, что Он подразумевает не просто убийство, но даже менее серьезные вещи, такие, как гнев и оскорбления. Почему они «равны убийству с точки зрения Бога»?

в) как можно применить на практике наставления Иисуса (5:23–26)? Будете ли вы использовать это в вашем собственном опыте?

3. Прочитайте 5:27–30.

а) каким образом, как полагает автор, книжники и фарисеи искажали заповедь о прелюбодеянии?

б) какие наставления дает Иисус Своим ученикам по поводу половой чистоты? Как выглядит для вас на практике «моральная караульная служба»?

Занятие третье

Евангелие от Матфея 5:31–48 (с. 103–116)

1. Прочитайте 5:31–32, вместе с Мф. 19:3–9.

а) чем отличается учение Иисуса от учения книжников и фарисеев?

б) можно обсудить аргументы за и против подлинности «оговорки» в 5:32 и 19:9. Какой из аргументов вы находите наиболее убедительным?

в) как автор относится к вопросу о разводе? Соответствует ли это библейскому учению?

2. Прочитайте 5:33–37, вместе с Мф. 23:16–22.

а) как книжники и фарисеи искажали заповедь о клятве?

б) что советует Иисус Своим ученикам по этому поводу? Как это применимо к вам?

в) как сказанное здесь Иисусом примиряется с фактом, что Сам Бог использует в Писании клятвы? И запрещает ли это христианам, например, клятвенно свидетельствовать в суде?

3. Прочитайте 5:38–42.

а) закон Моисея применяет наказание по принципу «око за око, и зуб за зуб» (Исх. 21:24). Но книжники и фарисеи явно искажали эту заповедь. Как?

б) Иисус явно запрещает личную месть. Но как вы ответите тому, кто идет дальше и утверждает, что на основании этого отрывка христианин, никогда не должен использовать силу против кого бы то ни было?

4. Прочитайте 5:43–48.

а) Как книжники и фарисеи исказили закон в этом случае?

б) «Ветхозаветный Бог явно ненавидит врагов Своих, почему бы нам не ненавидеть наших»? Как вы ответите на этот вопрос?

5. Прочитайте 5:44 и Лк. 6:27–28.

а) как должны мы «любить врагов наших»? Знаете ли вы особых «врагов», с которыми вы должны поступать подобным образом?

б) христиане призваны к тому, чтобы превзойти нехристиан… народ Божий должен подражать Богу больше, чем людям… Можем ли это выполнить мы, люди несовершенные?

в) создается впечатление, что Иисус предъявляет чрезмерные требования к Своим последователям. Как вы реагируете на это? Молитесь, размышляя о применении этого в вашей жизни.

Занятие четвертое

Евангелие от Матфея 6:1–18 (с. 144–176)

1. Прочитайте 6:1–4.

а) поговорив о нравственной праведности в главе 5, Иисус обращается теперь к праведности, которую должны проявить ученики Его в своей религиозной деятельности. Как вы относитесь к явному противоречию между 6:1 и 5:16?

б) мысль о «вознаграждении» появляется в этом отрывке несколько раз. Как вы ответите тому, кто полагает, что это недостойно учеников Христа?

в) чего нужно опасаться при выполнении таких религиозных обязанностей, как пожертвование? Как Иисус учит бвоих учеников избегать этого? Как это относится к вам?

2. Прочитайте 6:5–6. Как молится лицемер? Как учит Иисус учеников Своих избегать этой ловушки? Как это относится к вашей собственной молитве?

3. Прочитайте 6:16–18.

а) популярен ли пост в наши дни? Как обосновывает автор необходимость этой практики?

б) мы должны делать это не для того, чтобы нас видели и восхваляли другие люди, а для Бога. Подумайте о своей религиозной деятельности. Не нужно ли вам что–нибудь изменить?

4. Прочитайте 6:7–15.

а) не «пустословите» ли вы, когда молитесь? Почему Его ученики не должны так делать?

б) если Бог «знает, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (6:8), зачем же тогда вообще молиться?

в) особенность христианской молитвы заключается в Боге, к Которому мы обращаемся. Что нам говорит о Боге молитва Господня? Как эти аспекты отражаются в ваших собственных молитвах?

г) это молитва–образец, в начале в ней сосредоточивается внимание на Боге — на Его имени, Его Царстве и Его воле, а не на нашей собственной репутации, влиянии и желаниях. Отдаете ли вы этому предпочтение в ваших собственных молитвах?

д) что вы понимаете под «хлебом» в 6:11? Почему Иисус уточняет: «хлеб насущный»?

г) почему Божье прощение зависит от нашего умения прощать? Подумайте, против кого у вас накопилось неприятие или горечь? Как, по–вашему, смотрит на это Бог?

ж) к каким проблемам приводит прошение: «И не введи нас во искушение»? Как на них отвечает автор? Что вы думаете по этому поводу?

д) в молитве Господней христиане сосредоточены на Боге. Каким образом это отношение отличается от молитв: а) фарисеев и б) язычников?

Занятие пятое

Евангелие от Матфея 6:19–34 (с. 177–201)

В первой части главы 6 Иисус призвал Своих учеников отвергнуть религиозное лицемерие и жить, как дети своего Небесного Отца. Он обращается теперь к материальным нуждам и целям. И вновь тот же самый призыв: будьте другими!

1. Прочитайте 6:19–21.

а) это первый из четырех выборов, которые ставит перед нами Иисус. Означают ли эти стихи, что христиане, например, не должны делать запасов (с. 192 и дал.)? Если нет, то что здесь имеет в виду Иисус?

б) как вы думаете, что Иисус называет «сокровищами в небесах»? Что их отличает от «сокровищ на земле»?

2. Прочитайте 6:22–23. Что здесь имеется в виду под словом «око»? Какие вещи искажают ваше зрение? Что вы можете сделать, чтобы ваш глаз стал «здоровым»?

3. Прочитайте 6:24. Что в вашей жизни является «маммоной»? Как бы вы ответили тому, кто бы сказал, что Иисус ошибается и что в действительности возможно служить (буквально «быть рабом») и Богу, и маммоне?

4. Прочитайте 6:25–34.

а) что означает слово «посему» в начале 6:25?

б) Иисус противопоставляет устремления язычников (6:32) и Его учеников (6:33). К чему вы стремитесь в жизни? Как с этим соотносятся данные стихи?

в) перечислите, почему, по словам Иисуса, не нужно заботиться о пище и одежде. Как заботы о материальных вещах влияют на вашу жизнь? Что вы можете сделать, чтобы уменьшить вашу обеспокоенность этими вещами?

г) автор упоминает три ложных вывода, которые делают некоторые на основании этих стихов. Какие? Как бы вы на них ответили?

д) в противоположность неуместным и недостойным амбициям язычников, Иисус дает христианам для следования намного более высокие цели. Что это значит — «искать прежде Царствия Божия»? Как это относится к вам? Какие изменения должны произойти завтра, если вы принимаете это всерьез?

е) согласны ли вы с авторской интерпретацией выражения «искать прежде правды Божией»? Если нет, как бы вы объяснили это? Какие именно изменения вам нужно сделать в своей жизни с учетом этой заповеди?

ж) «Меньшие цели здравы и правильны, если они служат большей цели (распространению Царства Божьего и правды)». Проведите некоторое время, размышляя и молясь о ваших целях в жизни в свете этого утверждения.

Занятие шестое

Евангелие от Матфея 7:1–12 (с. 202–223)

От личной жизни христиан Иисус обращается теперь к нашим взаимоотношениям, которые начинаются с нашего отношения к своим собратьям по вере.

1. Прочитайте 7:1–5.

а) начнем с заповеди «Не судите…». Почему ошибался Толстой, говоря, что «Христос полностью запрещает человеческое учреждение любого суда»? Почему ошибочно говорить, будто Христос предлагает здесь ученикам Своим отказаться от вынесения ценностного суждения? Что же все–таки здесь имеет в виду Иисус?

б) «Быть критиканом… значит пытаться играть роль Бога». Бывают ли у вас моменты, когда вы выступаете в этой роли? Что говорит Иисус о последствиях?

в) что иллюстрирует картина сучка и бревна? Не применимо ли это к вам? Что вы думаете по этому поводу?

г) «Иисус действительно призывает нас исправлять и корректировать брата нашего». Но какие меры предосторожности нужно принять, прежде чем делать это? Известны ли вам какие–либо ситуации, требующие такого действия?

2. Прочитайте 7:6.

а) кто подразумевается, по мнению автора, под «псами» и «свиньями»? Известен ли вам кто–либо, подпадающий под эту категорию? Почему так важно подчиняться этому запрету?

3. Прочитайте 7:7–11.

а) Иисус обращается теперь к взаимоотношениям с нашим Небесным Отцом и продолжает Свое учение о молитве. Как Он поощряет Своих учеников к молитве?

б) как вы ответите тому, кто скажет, что молитва не нужна, ибо Бог и так все знает и Его не нужно убеждать дать нам необходимое?

в) как вы ответите тому, кто скажет, что в молитве нет нужды, так как большинство получает необходимое и бе^ нее?

г) как вы ответите тому, кто скажет, что молитва неэффективна и не всегда действует?

д) «Молитва предполагает знание… веру… желание». Как можем мы возрастать в каждом из этих трех качеств?

4. Прочитайте 7:12. «Такая любовь не в наших силах без благодати Божьей». Подумайте о ситуациях, когда вам не удавалось жить в соответствии с этим высоким идеалом, и помолитесь совместно о благодати Божьей любви.

Занятие седьмое

Евангелие от Матфея 7:13–29 (с. 224–258)

1. Прочитайте 7:13–14.

а) Иисус описывает два пути. Назовите четыре характеристики каждого. В какой степени то, о чем Иисус говорит здесь, проверено на вашем собственном опыте?

б) «Третьей альтернативы нет». Каковы последствия для нас, если мы в это верим?

2. Прочитайте 7:15–20.

а) почему так опасны лжепророки?

б) каким образом лжепророки могут ввести в заблуждение. Как, учитывая наставления Иисуса ученикам Его, можно различать истинных и ложных учителей? Как применить это к вашей собственной ситуации?

3. Прочитайте 7:21–23. Иисус подходит к заключению. Какие положительные черты можете вы увидеть в тех, кого Иисус называет «делающими беззаконие»? Чего им не хватает?

4. Прочитайте 7:24–27.

а) в конечном итоге, существуют лишь два возможных ответа на эту проповедь. Какие?

б) подумайте, может быть и вы слушаете слова Иисуса и не воплощаете их в жизнь? В чем опасность такого подхода?

в) «Библия — книга для чтения опасная… церковь — опасное общество, чтобы к нему присоединяться». Почему?

5. Прочитайте 7:28–29.

а) как вы ответите тому, кто скажет, что Нагорная проповедь — это простое изложение этического учения Иисуса?

б) какова была реакция на учение Иисуса? Как Он отличался от книжников? Благодаря чему?

в) автор продолжает утверждать, что Нагорная проповедь поддерживает фундаментальные христианские положения об Иисусе и Его авторитете. Какие свидетельства можно найти в Проповеди, подтверждающие, что Иисус — это Христос? Господь? Спаситель? Судья? Сын Божий? Сам Бог?

г) «Если христианская община живет по принципам, провозглашенным Христом, то мир будет привлечен, а Бог прославлен». Какие шаги должны вы предпринять, чтобы теснее связать свою жизнь с учением Иисуса, изложенным в этой Проповеди? Молитесь друг за друга, когда вы осуществляете это на практике.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.