Перейти на главную страницу сайта
  УКР   |   РУС   |   ENG
 В НАЧАЛО
 
 
ИНДЕКС ПО АВТОРУ
 
 
ПО НАЗВАНИЮ
 
 
НАШИ РАБОТЫ И ПЕРЕВОДЫ
 
 
НАША БИБЛИОТЕКА
    Библеистика
       Герменевтика
       Библейское богословие
       Толкования ВЗ
       Толкования НЗ
       Женевская Библия
       Й.Даума о Ветхом Завете
       Толкования
Мэтью Генри

       Серия "Библия
говорит сегодня"

    Систематика
       Откровение
       Бог
       Творение
       Человек и грех
       Христос
       Святой Дух
       Церковь
       Эсхатология
    История церкви
       Ранняя церковь
       Средневековье
       Реформация
       Современная церковь
       Восточная Европа
    Завет
    Этика
    Дары Святого Духа
    Проповедование
    Проповеди
    Семья
    Общество
    Апологетика
    Миссиология
    Дар с неба
    Простые истины
 
 
ТЕСТЫ
 
 
АУДИО
 
 
ВИДЕО
 
 
РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Церковный уклад
    Общая информация
    История
    Реформатские исповедания
       Введение в реформатское богословие
    Литургия
       Литургические формы
    Таинства
    Для детей
 
 
СЕМИНАРИЯ
    Видео-лекции
 
 
FAQ О РЕФОРМАТСКОМ БОГОСЛОВИИ
 
 
ССЫЛКИ
 
 
КОНТАКТ


Теги:
Августин апологетика арминианство библейское богословие Библия благодать Бог брак будущее вера вероисповедания Ветхий Завет Вечеря Господня герменевтика грех дары Евангелие жизнь завет Закон избрание искупление Кальвин кальвинизм крещение литургия Лютер миссиология молитва Новый Завет общество оправдание освящение откровение Пайпер пасторы политика постмодернизм православие предопределение проповеди проповедование пуритане ранняя церковь реформатская церковь Реформация Россия свобода воли Святой Дух спасение Средневековье таинства творение толкование Троица Украина харизматы Христос Церковь человек этика


© Йос Колейн, Дмитрий Бинцаровский


RSS

ПОИСК






   

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.



Джон Пайпер, "Первая порочная подмена: идолопоклонство"
Скачать в других форматах: DOC




 

Священное Писание: Римлянам 1:21-23

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся».

 

Замена славы Бога образами

 

Три недели подряд мы будем рассматривать две порочных подмены, которые совершает падший греховный человек, лишенный благодати. Первая порочная подмена– это замена славы Божьей славой образов человека и животных. Это называется идолопоклонством. Мы будем говорить об этом сегодня  утром. Вторая порочная подмена – это замена интимных отношений с противоположным полом интимными отношениями с человеком того же пола. Мы называем это гомосексуализмом. Именно об этом мы будем говорить на протяжении следующих двух недель, на основании стихов 24-27. (Родители маленьких детей, примите мудрое решение, хотите ли вы, чтобы ваши дети сейчас узнали о гомосексуализме. Текст Писания и рассматриваемые вопросы будут довольно откровенны и неприятны для восприятия).

 

Сегодня мы сосредоточимся на стихах 21-23 и на первой порочной подмене, которая характерна для падшей человеческой культуры – идолопоклонстве. Давайте вспомним контекст этого отрывка: «Открывается гнев Божий с неба [согласно стиху 18] на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Истина, которую они подавляют, явлена повсюду. Это истина, явленная в том, что Бог сотворил, а именно истина о «вечной силе Его и Божестве» (ст. 20). Подавляя эту истину, стих 21а говорит, что люди «не прославляют Его как Бога и не благодарят». Поэтому они не освобождаются от Божьего гнева. Божий гнев изливается на них просто потому, что люди имеют знание, но не живут в соответствии с ним. Они подавляют его.

 

Или, говоря словами сегодняшнего отрывка Писания, люди видят и знают славу Божью, явленную им для их радости и упования, но заменяют ее образами. Это – то же подавление и то же нежелание прославить и возблагодарить Бога, которые мы рассматривали в предыдущих двух посланиях этого параграфа.

 

Итак, сегодня я хотел бы обратить наше внимание на эту порочную подмену, чтобы мы увидели, что же Павел говорит о нем. И я уверен: причина, почему апостол  говорит о подмене, заключается не в том, чтобы возбудить наш интеллектуальный интерес, но чтобы побудить нас изо всех сил бежать подальше от этого и делать все возможное, чтобы помочь другим людям вырваться из этой ужасной тьмы идолопоклонства, которая окутывает  как самые примитивные культуры, так и наиболее  технически развитые культуры современного мира.

 

Заменяя Бога ничтожным суррогатом

 

По моему мнению, мы должны сделать, как минимум, четыре вывода из этого текста. Но сначала позвольте мне убедиться в том, что вы понимаете, о какой подмене идет речь в стихе 23: «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Обратите внимание – произошла подмена славы Божьей ничтожным суррогатом.

 

Необходимо особо выделить эту мысль. Мы много говорим о славе Бога, явленной в Вифлееме. Это наша любимая тема. Мы считаем, что это великая неделимая реальность Библии и всей вселенной. Все берет начало от славы Божьей, и все направляется к ней. Все происходит для славы Божьей. Окончательная ценность всей вселенной – Божья слава, а не человеческая душа. Таким образом, для таких церквей как наша, чрезвычайно важно ясно понимать подобные тексты Писания, чтобы иметь четкое представление о том, что эта тема, ее важность и ценность не привносится в Библию. Она исходит из самой Библии.

 

Мы видим, что дважды в этом отрывке Павел говорит о том, что фундаментальная, базовая, ключевая проблема человеческого рода касается отношения человека к Божьей славе. В стихе 21 Павел утверждает: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога». В этом состоит фундаментальная проблема человеческой расы. Мы, люди, не признаем, не ценим, не дорожим, не наслаждаемся, не почитаем и не придаем высочайшего значения славе Божьей. В этом заключается наша порочность, наша болезнь и наш величайший бунт против Бога.

 

А затем в стихе 23 Павел говорит о том же, но уже по-другому: «И славу нетленного Бога изменили в образ». Таким образом, огромная проблема вселенной касается того, как люди относятся к Божьей славе. Это  проблема нашей жизни, этой культуры, этой страны, этого века и всех веков, а также общая проблема всех народов мира. Когда Павел приступает к описанию глубин греховного состояния человека, пребывающего под Божьим гневом, он обращает внимание, прежде всего, не на сексуальные грехи, о которых говорится в стихах 24-27, или же на перечень из двадцати одного греха в стихах 29-31. Прежде всего, он указывает на фундаментальную проблему: как мы относимся к Божьей славе? Отдаем ли ей должное, дорожа ею более всего? Или же недооцениваем ее, предпочитая иное, и заменяя ее тварным?

 

Наблюдения, связанные с этой порочной подменой

 

Итак, это огромная проблема, и я молюсь о том, что когда мы будем рассматривать следующие четыре наблюдения, связанные с этой подменой, Бог пробудит в нас новую любовь к Его славе и новое благоговение перед ней.

 

1. Эта порочная подмена Божьей славы образами сопровождается суетными помыслами.

Стих 21: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих [или своих помыслах]». Суетные – значит пустые, тщетные, бесполезные. Бог дал людям разум, обладающий способностью рассуждать, постигать, предполагать, думать, размышлять и созерцать. Для чего? Для того, чтобы мы могли использовать свой разум для постижения Бога, размышления о Нем, возвещения о Нем, восхваления Его и осознания   идей, которые будут в этом мире оказывать Ему честь.

 

Эта истина наглядно представлена в истории о Навуходоносоре, в четвертой главе книги пророка Даниила. Навуходоносор использует свой разум и силу, чтобы построить Вавилон, а затем говорит: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества!» (4:27). Бог настолько разгневался на его гордость и нежелание использовать собственный разум для признания могущества Бога, что «отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы» (4:30).

 

Далее мы читаем ключевые слова: «По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу [т.е. к Богу], и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего». Когда ваши очи направляются к Богу, разум возвращается к вам. Почему? Потому что разум был создан для Бога. И когда к Навуходоносору вернулся его разум, он использовал его так, как это было изначально предназначено Богом: «восхвалил и прославил Присносущего».

 

Именно поэтому Павел говорит, что все умствования и помышления суетны тогда, когда поклонение и благодарность Богу заменяется образами. Суетные – значит пустые, тщетные, бесполезные. И именно таким становится разум, когда он больше не используется для познания Бога, выражения любви к Богу, а также сохранения отношений с Богом и почитания Бога. Не важно, являетесь ли вы самым выдающимся ученым, художником или инженером. Все, что вы делаете с помощью своего разума, исключающего Бога, – суетно, бессодержательно и тщетно. Первое послание к коринфянам 3:20: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны».

Не меняйте Бога на что-либо иное. Все ваши помышления станут суетными и пустыми и не будут иметь непреходящего значения.

 

2. Подмена Божьей славы образами сопровождается омрачением сердца.

Стих 21б: «Осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце». Почему сердце омрачается, когда люди заменяют Божью славу чем-либо иным? Ответ заключается в том, что единственный свет во вселенной, который может просветить  сердце, – это слава Божья.

 

Сравните физический свет с духовным светом, как это сделал Иисус в Евангелии от Матфея 6:22. Иисус сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Другими словами, ничто в теле не производит свет, весь свет проникает извне; очи должны быть чисты, чтобы хоть немного света проникло в тело и позволило телу видеть. Таким образом, проблема касается сердца и духовного света, который Бог создал для того, чтобы он наполнил сердце. Ничто в самом сердце не производит свет. Весь свет проникает извне, а именно от сияния Божьей славы (не от солнца – мы говорим не о физическом свете, а о духовном). Иисус – духовный Свет миру (Иоан. 14:6), потому что Он – «слава, как Единородного от Отца» (Иоан. 1:14). Павел молится о том, чтобы Бог «просветил очи сердца» нашего, потому что только слышащий молитвы Бог может просветить сердце (Еф. 1:18). А во Втором послании к коринфянам 4:6 Павел говорит: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».

Единственный свет во вселенной, который может просветить сердце – это Божья слава. Если мы поменяем ее на другое, то будем жить во тьме, независимо от того, насколько мы замечательны или как много мы можем разжечь костров или зажечь  свечей.

 

3. Подмена Божьей славы чем-либо иным всегда считается мудрым поступком у тех, кто производит эту подмену.

Стих 22: «Называя себя мудрыми, обезумели». Для душевного человека, лишенного благодати и имеющего омраченное сердце, ничто не кажется более очевидным и мудрым, чем создание своего собственного бога вместо принятия Того, Который уже явлен. «Что может быть мудрее, - спрашивает он, - чем создание своего собственного бога?» Преимуществ хоть отбавляй: такой подход указывает на наличие находчивости, творчества и сообразительности. Благодаря всем этим качествам, повышается самооценка. Но самое важное то, что создание своего собственного бога делает вас независимым и наделяет руководящей властью. Вы сами берете бразды правления в свои руки. Другими словами, создание своего собственного бога позволяет вам быть богом. А что может быть мудрее, нежели решение стать богом?

 

Сатана сказал Еве в Эдемском саду: «Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их [плоды запретного дерева], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево …дает знание (Рим. 1:22!); и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:5-6). Так было с самого начала, и так осталось по сей день. Если вы хотите взять на себя роль Бога в управлении своей жизнью, вы будете воспринимать эту порочную подмену – идолопоклонство, как самое мудрое решение из возможных.

 

4. Однако в конце стиха 22 Павел говорит: «Называя себя мудрыми, обезумели» - порочная подмена безумна, даже если и выглядит мудрой.

Это четвертое наблюдение относительно порочной подмены Божьей славы чем-либо иным. Глупо менять Бога на образы.   Создавать своего собственного бога или самому становиться богом – это безумство.  Абсурдно полагаться на суетные помышления и ходить во тьме.

 

Почему? Почему порочная подмена Бога образами является безумством? В стихе 23 Павел дает, как минимум, три ответа, и мы завершим эти рассуждения рассмотрением двух из них (в ст. 23) и оставим рассмотрение третьего ответа на следующую неделю (ст. 24-27). Я надеюсь, что это побудит вас сопротивляться искушению совершить эту порочную подмену в своем сердце, а также побудит вас помогать другим людям делать то же самое (именно для этого необходимо благовестие и малые группы).

 

4.1. Во-первых, Павел показывает абсурдность обмена, особо подчеркивая огромную разницу в ценности того, от чего вы отказываетесь, от   приобретаемого взамен. Слава Божья имеет величайшую ценность, в то время как то, что вы получаете взамен, чрезвычайно ничтожно.

Посмотрите, как говорит об этом апостол. Стих 23: в своем безумстве они «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку». Буквально написано следующее: «Они обменяли славу нетленного Бога на подобие образа тленного человека». Обратите внимание: согласно Бытию 1:27, человек уже сам по себе является образом Божьим, но не Богом. Но Бог не меняется на такое.  Нет, даже не на этот образ. Скорее, обмен ведется на образ человека.  Пожалуй, даже и не на образ самого человека. Обмен ведется на «подобие образу человека», который сам является образом.

Понимаете ли вы, что делает Павел, нагромождая слова таким образом? Он особо подчеркивает безграничное различие в ценности подлинника и копии. И делает это, говоря: когда вы производите этот обмен, – даже на самое лучшее, что можете себе представить, а именно на человека – на себя (не говоря уже о животных!), – вы меняете Бога на образ образа еще одного образа. Вы продаете подлинный шедевр по цене копии, сделанной с копии другой копии.

 

Мы живем в умирающей и нездоровой культуре, в которой на каждом шагу вы слышите   хвастовство и сталкиваетесь с ним, – не с постыдным исповеданием, а с хвастовством: «образ – это все». Ну и ну! В противовес подобной позиции Библия говорит, что Божья слава – превыше всего, и менять ее на что-либо иное – значит терять величайшее сокровище в мире ради образа какого-то образа еще одного образа. Это суетно, мрачно и безумно. Бегите от этого. Спасайте других людей из этого. Не бойтесь называть вещи своими именами.

 

4.2. Второй способ, посредством которого Павел показывает, что порочная подмена безумна, состоит в том, что апостол указывает на нетленность Бога и тленность человека.

Стих 23: «Славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку».

«Тленный» значит «преходящий». Бог существует вечно. А человек? Исаия говорит: «Народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:7-8).

Если вы цените что-то больше чем Бога, если в своей жизни руководствуетесь другими ценностями, вы меняете вечное на временное. Вы меняете бриллиант на персик, забытый в холодильнике. Вы меняете рубин на банан, лежащий на солнце. Вы меняете слиток золота на шуруп, ржавеющий под дождем.

 

Давайте вместе с апостолом Павлом поступим по-другому. Давайте считать все тщетою  ради того, чтобы приобрести Христа. Пусть мир называет это глупостью. Это не глупо. Давайте будем похожи на  госсекретаря Уильяма Сьюарда, который в 1867 году помог Америке купить Аляску у России  за 7200000 долларов. Люди насмехались над ним и говорили: «Сьюард - глупец. Поменять семь миллионов долларов на лед!»

 

За последние 130 лет Аляска, содержащая в недрах огромные природные ресурсы, принесла Америке миллиарды и миллиарды долларов. Все совсем не так, как кажется на первый взгляд. Я призываю вас: откройте свои глаза. И не меняйте Бога на что-либо иное. Меняйте все остальное на Него.

 

 

4 октября, 1998 года

 




Категории: Наши работы и переводы

Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.








Этот материал еще не обсуждался.


Добавьте Ваш комментарий
Ваше имя:
Ваш email:
Ваш комментарий:
Защита от спама. Введите сумму чисел: 1 плюс 7 =
 
Reformed.org.ua (©) 2005-2016


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика