11.02.2006

Джерри Бриджес

Освящение, движимое Евангелием

Скачать в других форматах:
Доступно на других языках:

Давно, еще в самом начале моей христианской жизни я как-то услышал: "Библия дана не для того, чтобы умножить знания, а чтобы регулировать наше поведение". Только позже я понял, что это утверждение многое упрощает, а то и вовсе извращает. Библия – это не просто свод правил, которым необходимо следовать. В первую очередь Писание – это послание о спасающей Божьей благодати через Иисуса Христа; причем все, что предшествовало  кресту, указывало на него, а все, что следовало после креста – включая и освящение – вытекает из него.

То утверждение, однако, частично правильно, и Святой Дух тогда помог мне увидеть, что Библию необходимо читать не просто для пополнения знаний. В самом деле, ей необходимо повиноваться и практически применять ее в повседневной жизни. Как пишет Иаков: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя" (Иак. 1:22).

Постигнув новую для себя истину, я начал молиться о том, чтобы Бог использовал Библию для руководства моим поведением. Потом я настойчиво пытался подчинить ей все области своей жизни. Я не знал тогда выражения "стремление к святости", но вся моя жизнь отвечала ему. К сожалению, я допустил две ошибки. Во-первых, я подумал, что Библия – это что-то вроде свода правил, и все, что мне нужно – узнать о них и поступать в соответствии с ними. Я ничего не знал о необходимости полагаться на работу Святого Духа, Который ведет и преображает нас.

Второе – и того хуже: я с чего-то взял, что Бог принимает и благословляет меня в зависимости от того, насколько хорошо я себя веду. Я знал, что спасение дается по благодати через веру во Христа, вне зависимости от дел. Я был уверен в спасении и ожидал, что отправлюсь на небеса, когда умру. Но в повседневной жизни, как мне казалось, Божье благословение зависит от выполнения мною определенных духовных "упражнений": например, от того, провожу ли я ежедневно "тихое время" с Богом или не совершаю ли я сознательных грехов. Я не пытался докопаться до сути, а просто бессознательно принял то, что преподали мне христиане, среди которых я жил. Но именно это и определяло мою христианскую жизнь.

 

Ученичество, сосредоточенное на исполнении

Мой случай – не редкость. Среди евангельских христиан широко распространено мнение, что Евангелие – только для неверующих. Раз мы уже внутри Царства, то Благая Весть нужна нам только для того, чтобы проповедовать ее "внешним" – тем, кто все еще за дверьми Царства. А нам самим теперь необходимо слово ученичества. Нам следует знать, как подобает жить христианину, и призывать себя и других следовать этому пути. В это я верил, так я жил и служил. Кажется, во что-то подобное и верит большинство христиан.

По-моему, сегодня христианская община сосредоточена на исполнении. И чем искреннее мы вверяем себя Христу, тем прочнее укореняется в нас такое отношение. Мы думаем, что заслужим или потеряем Божье благословение в зависимости от того, как живем.

У большинства христиан есть какое-то представление о приемлемом поведении, по которому они судят о том, приняты ли они Богом. Для многих оно сводится всего лишь к тому, чтобы регулярно посещать церковь и избегать совершения "главных" грехов. Такие христиане часто страдают самоправедностью. Как-никак, они ведь не потакают тем грехам, которые окружают нас! Таким христианам уже не нужно Евангелие. Они скажут, что оно необходимо только грешникам.

Христиане, действительно посвятившие свою жизнь Богу, поднимают планку намного выше. Они говорят о духовных вещах, о послушании Божьему Слову, об участии в служении. Опять же, если учитывать внешнее поведение, многие из них преуспевают. Но эти люди еще больше склонны к самоправедности, потому что смотрят свысока не только на погрязшее в грехах общество, но и на тех верующих, которые не настолько, как они, посвящены Богу. Им тоже не нужно Евангелие. Для них духовное возрастание измеряется в дисциплине и преданности.

Есть и третья группа. Они думают не просто о дисциплине, покорности и служении. Эти христиане сознают также, что необходимо бороться с внутренними грехами: гордостью, эгоизмом, завистью, обидчивостью, беспокойством, склонностью критиковать. Они видят, что не всегда уделяют должное внимание общению с Богом, что не используют каждую возможность для свидетельства о Нем, что часто проигрывают в схватке с грехами сердца. Эти люди намного чаще угнетены чувством вины, потому что их христианский опыт не отвечает их высоким ожиданиям и требованиям. И поскольку они считают, что Бог принимает их в зависимости от исполнения определенных норм, их жизнь нельзя назвать радостной. Для них жизнь превратилась в беговую дорожку, и в этих бегах они отстают все сильнее и сильнее. Им нужно Евангелие, но сами они не сознают этого. Я знаю это наверняка, так как сам был таким.

 

Евангелие – для верующих!

Со временем, все более ощущая необходимость в этом, я пришел к выводу, что Евангелие предназначено и для верующих. Когда я окончательно осознал это, каждый день я молился над такими отрывками, как Исаия 53:6 ("все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас"), и говорил: "Господи, я заблудился. Я совратился на свою дорогу, но Ты возложил все мои грехи на Христа, и именно поэтому я прихожу к Тебе и ощущаю себя принятым Тобою".

Я увидел, что утверждение Павла в Гал. 2:20 ("а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня") было сделано в контексте рассуждений об оправдании (см. стихи 15-21). И все же Павел говорит в настоящем времени: "а что ныне живу…" Исходя из контекста я понял, что Павел говорит не о своем освящении, а об оправдании. Поэтому оправдание (провозглашение человека праведным пред Богом на основании праведности Христа) для Павла  было не только прошлым, но и настоящим опытом.

Павел каждый день жил верой в пролитую кровь и праведность Христа. Стремясь быть принятым Богом, он взирал только на Христа. Как и Петр (1Петр. 2:4,5), он верил, что даже наши лучшие дела – наши духовные жертвы – принимаются Богом только через Иисуса Христа. Вряд кто-то, за исключением Христа, посвящал Богу свою жизнь и служение так, как апостол Петр. И при этом он был уверен, что Бог принимает нас только на основании того, что исполнил Христос, а не чего-то соделанного нами.

Итак, я понял, что христиане всю свою жизнь должны слышать Евангелие. Ведь именно оно напоминает нам день ото дня, что мы приняты Богом, и приняты не потому, что сделали что-то для Него, а благодаря безгрешной жизни и смерти Христа, Который взял на Себя наш грех. Я осознал, что уже сейчас мы стоим перед Богом с той же праведностью, с какой будем на небесах, потому что Он облек нас в одежды праведности Своего Сына. Поэтому мне не нужно ничего добавлять к этому, чтобы Бог принял меня. Я повинуюсь и служу Ему, потому что я принят во Христе (см. Римл. 8:1). Мною движет не ощущение вины, а благодарность.

На даже осознав это, мы все еще склонны к тому, чтобы возвращаться к прежнему пониманию, основанному на исполнении. Следовательно, мы должны постоянно возвращаться к Евангелию. Используя выражение позднего Джека Миллера, мы должны "каждый день проповедовать Евангелие самим себе". Для меня это подразумевает возвращение к таким отрывкам из Писания, как Ис. 53:6; Гал. 2:20; Римл. 8:1. Это значит, что я часто повторяю слова из старого гимна: "Моя надежда зиждется ни на чем ином, как на крови и праведности Христа".

 

Не "просто веруй"

Но возникает вопрос: не приводит ли идея о принятии нас Богом только на основании труда Христа, независимо от нашего поведения, к тому, что нам остается "просто верить"? Это можно выразить так: "поскольку я попросил Христа быть моим Спасителем, то я попаду на небеса, как бы я ни жил. Какая разница – грешить мне или нет. Бог любит меня и примет в любом случае".

Если так думать, то утверждение о принятии и благословении нас Богом только через Христа может означать, что мой образ жизни не имеет никакого значения. Если Христос уже все "исполнил" вместо меня, то зачем стараться и страдать в борьбе с грехом? Зачем думать о духовном, зачем тратить силы и нервы на служение Богу в этой земной жизни, если все и так зависит от Христа?

Апостол Павел ожидал таких упрощений и поэтому писал: "Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?" (Римл. 6:1). И тут же парировал: "Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?", и это – ответ на вопрос "зачем?" Павел не отвечал в духе: "Как же вы можете быть так неблагодарны, чтобы подумать такое?" Его ответ в сущности означает: "Вы не понимаете Евангелия, не сознаете, что вы умерли для греха, и если это так, то вы уже не можете жить в нем"  (Римл. 6:3-14).

 

Мы умерли для греха

Перед нами, однако, большой вопрос. Что подразумевает Павел, говоря о смерти для греха? Его слова, конечно, не могут означать, что мы умерли для совершения грехов в повседневной жизни. Если бы имелось в виду это, то никакой честный человек не стал бы утверждать, что он оправдан, так как согрешают все. Никто из нас не любит Бога всем своим сердцем и никто даже не любит ближнего своего, как себя (см. Мф.22:35-40). Такая смерть не может означать и того, что мы освободились от греховных искушений (хотя многие так и учат). Если бы это было так, то зачем увещевание Петра "удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1Петр. 2:11). Итак, что же Павел имеет в виду?

Некоторые толкователи полагают, что Павел учит о том, что мы умерли просто для наказания за грех. Христос установил союз с нами, и если Он умер, понеся наказание за наш грех, то и мы тоже. Конечно, с этим можно согласиться, но значение Павлового утверждения этим не исчерпывается. Оно также означает, что мы умерли для господства греха.

Что значит "господство греха"? В Римл. 5:21 Павел говорит о царствовании греха, а в Кол. 1:13 – о власти тьмы. Когда Адам согрешил в саду, мы согрешили тоже, поскольку связаны с ним (см. Римл. 5:12-21). По этой причине мы все испытываем на себе последствия его греха. Одно из таких последствий – господство греха над нами уже с рождения. Павел объясняет это в Еф. 2:1-3. Он говорит, что мы были духовно мертвы; что мы ходили путями мира и дьявола; что мы жили в плотских похотях и были по природе чадами Божьего гнева.

Таким образом, это господство греха – одно из составных наказания за грех. Но поскольку мы соединены со Христом в Его смерти, то наша вина за Адамов и личный грех снята навсегда. Умерев со Христом для вины за грех, мы умерли и для господства греха. Грех не может и дальше господствовать в нашей жизни, потому что царствованию греха пришел конец.

В богословии эту смерть для господства греха называют "решающим освящением", что означает решающий разрыв, или отделение от греха как господствующей силы в жизни верующего. Это событие происходит единожды – одновременно с оправданием. Это глубочайшее изменение в нас самих, принесенное монергичным действием Святого Духа (т.е. только Духа – без "позволения" и содействия человека), когда Он переносит нас из царства тьмы в Царство Христа. Этот решающий разрыв с господством греха происходит в жизни каждого, кто верит в Христа как Спасителя. Не бывает оправдания без "решающего освящения". И то и другое – следствие труда Христа для нас.

 

Считайте себя мертвыми для греха

Итак, мы освобождены от вины за грех и от его господства. Но как применить эту истину? Как она может помочь в таком стремлении к святости, которое основывается на Евангелии? Здесь нам помогут наставления Павла в Римл. 6:11: "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем".

Важно понять, что в этом отрывке Павел призывает нас не действовать, а верить. Нам следует верить, что мы – мертвы через Христа для наказания за грех и для его господства. Наша вера, впрочем, ничего не добавляет: верим мы в это или нет, но мы мертвы для греха. Но если мы не верим в это, нам не достичь тех практических результатов, которые дает это учение.

Сами по себе мы виновны, но Бог больше не вменяет эту вину нам, поскольку Христос как наш Заместитель взял ее на Себя. Приговор исполнен. Все уплачено. Мы умерли для греха. Вот почему Павел может писать: "Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Римл. 4:8).

Но возникает вопрос: "если я умер для господства греха, то почему я все еще борюсь с грехами?" Ответ состоит именно в слове "борюсь". Неверующие не борются с грехом. Они могут пробовать избавиться от вредных привычек, но они не считают эти привычки греховными. У них нет ощущения греха против Святого Бога. Верующие же борются с грехом именно как с грехом. Мы знаем, что наши греховные слова, мысли, поступки – это грех против Бога. А отсюда и ощущение вины. Вот где нам необходимо возвратиться к Евангелию. Считать себя мертвым для греха – значит верить в Евангелие.

Это не значит, что нужно просто верить и самодовольно жить в грехе. Ни в коем случае! Вернемся еще раз к словам Павла в Римл.6:1,2. Мы умерли как для вины за грех, так и для его господства. Грех не может господствовать над нами, хотя и может вести войну против нас (отсюда и необходимость борьбы). Это тоже часть Евангелия. В этом противостоянии мы начинаем побеждать тогда, когда глубоко верим в то, что независимо от наших неудач и борьбы мы умерли для вины за грех. Мы должны верить, сколь бы часто мы ни терпели неудачу: нам "нет ныне никакого осуждения" (Римл. 8:1).

Уильям Ромейн, один из лидеров Пробуждения в Англии в XVIII веке, писал: "Грех не может быть распят ни в нашем сердце, ни в жизни, пока не будет прощен в совести… Если не умертвить вину за него, невозможно подавить его силу"[1]. Ромейн говорит о том, что если вы не верите, что умерли для вины за грех, то не можете и довериться Христу, чтобы Он дал силу для преодоления греха в вашей жизни. Поэтому борьбу с грехом необходимо начинать с веры в Евангелие, когда оно говорит о вашей смерти для вины за грех.

 

Поступательное освящение

Борьбу против греховных привычек и стремление к уподоблению Христу обычно называют освящением. Но поскольку выражение "решающее освящение" используют для обозначения одномоментного освобождения от господства греха, то возрастание в святости можно описать как "поступательное освящение". Кроме того, слово "поступательный" указывает на непрерывный рост в святости. Авторы новозаветных посланий предполагают как рост (1Кор. 6:9-11; Еф. 2:19-21; Кол. 2:19; 2Фесс. 1:3), так и постоянное стремление к нему (2Кор. 7:1; Евр. 12:14; 2Петр. 3:18). В истинном христианстве нет места для застывших в движении, самодовольных, самоправедных христиан. Нам необходимо всю свою жизнь стремиться к тому, чтобы уподобиться Христу.

Это "поступательное освящение" всегда включает в себя духовные упражнения, такие как чтение Писания, молитва, регулярное общение с другими верующими. Оно также предполагает умерщвление греховных дел плоти (см. Римл. 8:13) и облечение в Христоподобный характер (см. Кол. 3:12-14). И что очень важно, оно включает в себя полное доверие Христу, так как только Его силой мы можем совершить все это.

Итак, освящение предполагает тяжелый труд и доверие Христу; я называю это "зависимые усилия". Кроме того, оно означает, что мы никогда не будем полностью удовлетворены своим поведением. Для возрастающего в святости христианина ожидания всегда будут превышать реальность, или по крайне мере постижимую реальность. Что же заставит нас идти дальше, несмотря на это несоответствие наших желаний и достижений? Только Евангелие. Только внушаемая им уверенность в том, что мы действительно умерли для вины за грех и что в Иисусе Христе нам нет осуждения. Такая уверенность будет укреплять нас и побуждать идти вперед, несмотря на это несоответствие.

Мы всегда должны быть сосредоточены на Евангелии, так как вполне естественно, что чем больше мы растем, тем больше мы видим нашу греховность. Но это должно приводить нас к Евангелию, а не в отчаяние. Только Евангелие, веру в которое мы не теряем ни на день, может постоянно вести нас к достижению святости, даже в те времена, когда мы не видим продвижения. Вот почему я использовал выражение "освящение, движимое Евангелием" и вот почему мы должны "каждый день проповедовать Евангелие самим себе".

 

 

 

 


[1] William Romaine, "The Life, Walk and Triumph of Faith" (Cambridge, England: James Clarke and Co. Ltd., 1793), p. 280

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

2. Александр
19.12.2011 | 10:33
Благая весть - она всегда благагая весть :-)!
1. Александр
11.06.2011 | 18:26
спасибо за шикарную проповедь!!!