05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 19. О греховных желаниях

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Второзаконие 5:21

Грех зависти – или же желание обладать тем, что принадлежит не тебе – это внутренняя, невидимая проблема, разрушающая человека. Она таится глубоко в нашем характере. Когда мы видим то, чем обладают другие, мы сравниваем это с тем, что имеем мы. Зависть, ревность и желание обладать чужим очень легко может вкрасться в сердце. Не важно, кто вы, вы можете легко стать жертвой зависти.

Этот грех появляется скрытно, коварно и хитро, подобно замаскированной под окружающий фон гремучей змее. Она лежит готовая к тому, чтобы поразить своим смертельным ядом, она настолько молниеносна, что поразит вас прежде, чем вы это осознаете. Нарушить Десятую заповедь может как трехлетний ребенок, который играется игрушками с другими детьми, так и старик девяноста трех лет из дома престарелых, который оценивает членов семей из числа посетителей. По сути, посторонним людям зависть невозможно обнаружить. И все же, это тот грех, к которому Господь испытывает неприязнь, и даже ненависть. Бог видит всё. Он постоянно обещает в Своем Слове, что «восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом». Однако зависть легко проникает в сердце и оскверняет искренность нашего доверия.

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Второзаконие 5:21

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Десять заповедей начинаются со всей категоричностью, значительностью и размахом – подобно воронке или перевернутой пирамиде: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим». А завершаются они острием, которое проникает в укромные уголки нашего сознания и делает явными самые мельчайшие мысли. Три последних заповеди показывают, на что обращено внимание Бога. «Не кради» – обычно это греховный поступок, нечто видимое. «Не лги» – это грех языка, нечто слышимое. Десятая же заповедь «не завидуй» – это грех помышления, то, чего нельзя ни увидеть, ни услышать. Кроме того, он скрытен, его тяжело обнаружить и нейтрализовать. Взгляните на данную заповедь, записанную в Библии, – насколько она точна. В приведенном списке Бог не говорит о несущественных деталях, когда упоминает дом, рабов, вола и осла. Бог желает, чтобы каждое слово данной заповеди наставляло.

 

НИ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО

Данная заповедь начинается со слов: «Не желай жены ближнего твоего». Еврейское слово «желать» означает «вожделеть, хотеть, находить удовольствие в чем-либо». Это значит, что недопустимо испытывать желание, хотеть увлекаться женой ближнего. Не пристало даже мечтать о ней. Вы не должны позволять себе испытывать вожделение при виде жены ближнего. Если вы наслаждаетесь тем, как она двигается, разговаривает и улыбается, если вы восхищаетесь ее талантами, обаянием, прической, манерой одеваться или ее фигурой – вы делаете зло.

Примером подобного греха является происшедшее между Давидом и Вирсавией. Что бы там ни произошло непосредственно в ночь их первой встречи, первый грех, который допустил Давид – вожделение. Царь был очарован, глядя с кровли дома на жену своего ближнего. Если бы он только закрыл глаза, если бы только вспомнил эту заповедь, он смог бы избежать большой беды. Если бы Давид только отвернулся, ушел к себе в дом и нашел удовольствие в объятиях своей жены, он не впал бы в иные грехи, последовавшие один за другим. Все началось с простого вожделения. Какое ужасное падение!

Данная заповедь может быть перефразирована. Другими словами, женщинам следует ее понимать так «Не желай мужа ближней твоей». Вне сомнений, заповедь насущна для обоих полов. Если вы женщина, это значит, что вы не должны желать, восхищаться или наслаждаться, видя чужого мужа. Вам запрещается втайне желать мужа другой женщины, независимо от того, кто он – кинозвезда или просто хороший парень, оказывающий вам знаки внимания.

 

НИ ДОМА ЕГО

Далее Библия продолжает: «и не желай дома ближнего твоего». В книге Второзакония в изложении этой заповеди изменен глагол, когда Бог говорит о вещах и о материальных ценностях. Глагол «желать» имеет значение алчного вожделения, желания заполучить, страсть к обладанию. Когда Господь говорит «не пожелай», Он, по сути, предостерегает: «не предавайся алчности».

Когда эта заповедь прозвучала впервые, израильтяне странствовали по Синайской пустыне. Домов у них не было, только палатки. Каждая палатка, скорее всего, была похожей на рядом стоящую. Но благоустроенные дома выглядят более привлекательно, они более желанны. Соседний дом может быть лучше, больше, новее и иметь другие преимущества по сравнению с вашим, – и так легко поддаться зависти.

 

НИ ЗЕМЛИ ЕГО

Заповедь продолжает: «не желай... поля его». Удивительные вещи открываются, когда начинаешь думать о том, насколько подробно наставляет нас Слово Божье. Слово «поле» в еврейском языке имеет значение «любой вид поля» – обрабатываемое поле, собранный урожай, пастбища или даже небольшой садовый участок. Значение слова может включать в себя определенный бизнес, городской магазин, крошечный земельный надел в сельской местности, часть недвижимости или финансовые активы.

 

НИ РАБА ЕГО

В заповеди также сказано, что не должно желать «раба или рабыни ближнего своего». Во времена Ветхого Завета некоторые слуги были в положении рабов, а некоторые – просто наемными работниками. Ценный работник мог серьезно повлиять на успешность бизнеса хозяина.

В сегодняшних общественных реалиях данная заповедь означает, что никакому предпринимателю не подобает домогаться или охотиться за сотрудниками другого предпринимателя, даже несмотря на то, что умелый сотрудник часто имеет решающее значение для практических результатов компании, или же предприятию угрожает банкротство.

 

НИ ВОЛА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО И Т. Д.

Завершается данная заповедь словами «ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». Вол был рабочим животным, с помощью которого можно было получить прибыль, запрягши его в плуг, в телегу или повозку, груженную товаром. Это означает, что сегодняшний фермер не должен желать коровы другого фермера, даже если она породистая. В современном мире мы могли бы сказать, что не позволяется завидовать соседу, видя его грузовик, трактор или другую сельскохозяйственную технику. Вы не должны завидовать ему, видя его машины, его производственные мощности или что-либо другое, посредством чего он зарабатывает деньги.

Запрещается также желать осла, принадлежащего ближнему. Для израильтян это животное служило средством передвижения. Только состоятельные граждане могли их иметь. И нам не позволено завидовать ближнему, обладающему средствами передвижения: будь то автомобиль, мотоцикл, велосипед, лодка, самолет, будь то старый автомобиль или новый лимузин. В этом правиле нет исключений.

А чтобы удостовериться в том, что ничего не упущено, данная заповедь завершается словами: «ни всего, что есть у ближнего твоего». Господь говорит: «Не ищи никакой уловки, чтобы обойти эту заповедь». Выражение «ни всего, что есть» включает все неназванное, чем может обладать ближний. Бог говорит в данном случае: «Я хочу, чтобы вы доверяли Тому, Кто обеспечивает вас. Вам не нужно завидовать. Я о вас позабочусь». Известно, что Бог видит сердце человека и определяет, доверяем ли мы Ему или завидуем. В Псалме 89 Моисей молился: «Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего». Зависть может находиться внутри человека, оставаться невидимым и тайным грехом, но Бог видит этот грех. Поэтому мы не должны мириться с наличием зависти в себе самих.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Почему Бог запрещает Своим детям завидовать?

2.а Вопрос для молодых мужчин:

Какие могут быть последствия, когда у вас «возникает желание обладать» красивой и обаятельной женой вашего ближнего?

б. Вопрос для молодых женщин:

Какие могут быть последствия, когда у вас «возникает желание обладать» видным и привлекательным мужем вашей подруги?

3. Как сегодня можно быть искушаемым желанием иметь служащего или наемного работника, работающего у ближнего?

4. Поскольку в библейские времена бык был рабочим животным, а осел – средством передвижения, как можно применить для нашего времени наставление не желать быка и осла, принадлежащих ближнему?

5. Какие примеры приходят вам на память из категории «ни всего, что есть у ближнего твоего».

 

ВОЛЯ БОЖИЯ О ЗАВИСТИ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 44

 

В. 113 Что требует от нас Бог

в десятой заповеди?

О. Чтобы  ни малейшее сомнение или мысль,

противные любой заповеди Божьей,

не зародились в нашем сердце,

но чтобы мы всегда всем сердцем

ненавидели грех

и любили праведность.[134]

 

НЕПРИСТУПНАЯ КРЕПОСТЬ

Десятая заповедь возвышается подобно огромной Божьей башне праведности, которая настолько высока, что достигает небес. Многие люди считают, что преуспеют, поднимаясь на вершину башни по лестнице добрых дел. Однако теперь, когда мы на протяжении последних десяти уроков рассматривали Господни заповеди, мы узнали, что Божья праведность – это недостижимая высота. В первых четырех заповедях Декалога, начертанных на первой скрижали, подробно говорится, как необходимо любить Бога более всего остального. Вторая скрижаль сообщает, как следует любить ближнего. Эти заповеди не могут быть соблюдены в совершенстве ни единым человеком, поскольку каждая из них может быть нарушена помыслами, словами или поступками. Закон Божий настолько возвышен, что «правда Его простирается выше неба». Его святость превыше небес. Как же можно подняться на такую высоту? Если попытаться приставить собственную самодельную лестницу добрых дел к этому непостижимому божественному сооружению совершенной праведности, человеческие попытки будут выглядеть жалко в сравнении с Божьим величием.

Чего требует Божий Закон? Мы должны любить совершенной любовью, в то время как по собственной человеческой природе мы способны лишь ненавидеть. Вне Христа у нас не появится даже желания достичь Божьей праведности. Мы знаем, что один лишь Бог совершенен. Какие же люди могут иметь с Ним общение и получить Его одобрение? Только совершенные люди! В Евангелии от Матфея 5:48 Иисус сказал: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Без совершенства Христа, вмененного нам, мы являемся погибшими грешниками.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

6. Каким образом «даже малейшее помышление или пожелание против любой из Божьих заповедей» является формой зависти?

7. Что, согласно Ответу 113, является противоположностью зависти?

8. Как вы справляетесь с возникающим у вас чувством зависти?

 

МАЛОЕ НАЧИНАНИЕ

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 44

 

В. 114 Но могут ли люди, обратившиеся к Богу,

соблюдать эти заповеди в совершенстве?

О. Нет,

ибо даже лучшие из людей в этой жизни

стоят лишь в самом начале послушания Господу.[135]

Однако же, имея серьезные намерения,

они начинают жить,

следуя всем, а не некоторым

заповедям Божьим.[136]

 

Этот ответ задевает за живое. В нем говорится о различиях между христианами. По-видимому, существуют обычные христиане, верующие, достигшие определенной степени святости, и наиболее святые из всех праведников. И эти наиболее святые являются «превосходнейшими», лучшими в армии Господа. Это гиганты Царства Божия, люди, подобные Ною, Аврааму, Моисею, Петру, Иоанну и Павлу. Это выдающиеся личности. Благодаря своей вере, молитвам, достойному служению Господу, они возвышаются над остальными подобно небоскребам, возвышающимся над одноэтажными зданиями.

В ответе 114 говорится, что когда даже лучшие из людей в этой жизни ставят свою человеческую лестницу добрых дел рядом с башней недосягаемой праведности, их жалкая лестница представляет собой лишь крошечное возвышение. Даже апостол Петр, столп Церкви, сказал однажды Христу: «выйди от меня, ибо я человек грешный». Апостол Павел называл себя «первым из грешников».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

9. Способен ли кто-нибудь достичь Небес собственными усилиями и заслугами? Прочитайте Екклесиаста 7:20, Римлянам 3:23, Римлянам 7:14-20, 1 Иоанна 1:8-10.

10. Почему истинный христианин будет стараться делать все возможное, чтобы жить согласно Десяти заповедей (Иоанна 14:15, 21,23, 24. Галатам 5:16-25)?

 

СОВЕРШЕННЫЙ СПАСИТЕЛЬ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 44

 

В. 115 Никто в этой жизни

не может соблюсти десять заповедей в совершенстве.

Почему же тогда Господь столь строго проповедует нам Свои десять заповедей?

О. Во-первых, Бог желает, чтобы в течение всей жизни

мы все больше и больше осознавали наше греховное естество,

и поэтому все искреннее устремлялись ко Христу,

желая отпущения грехов и оправдания.[137]

Во-вторых,

чтобы, когда мы молимся Господу о милости Духа Святого,

мы постоянно стремились

все больше и больше обновляться по образу Божию,

пока после этой жизни не достигнем цели –

совершенства.[138]

 

Принимая во внимание свои грехи, мы сами по себе никогда не сможем достичь высших стандартов Божьей праведности.

Читая Библию, мы делаем вывод о том, что можем быть спасены только праведностью Христа. Иисус Христос, будучи Сыном Божьим и Сыном Человеческим, совершенно подчинился Закону вплоть до крестной смерти на Голгофе, где Он воскликнул «Совершилось!»

Праведный Сын Божий был совершенен во всем, ради нас Он прожил здесь на земле совершенную жизнь. Каждый миг каждого дня Христос боролся с грехом, всегда угождал Богу, всегда делал то, что в глазах Божьих является праведным, всегда был свят в помышлениях, словах и делах. В самом деле, вершина праведности может быть покорена только совершенным Искупителем грешников, Иисусом Христом, нашим Господом. Но и для Него это было трудным заданием – это как если бы Он поднимался на вершину праведности Божьей, и нес нас с вами на руках Своего милосердия. Во Христе Бог пришел в наш мир и Своей спасительной благодатью вознес нас до положения Своей святости и совершенства. Он вменил нам, или записал на наш счет, Свое совершенное послушание. Какой чудный Спаситель!

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

11. Почему нам необходимо знать о собственной греховности?

12. Что должно происходить в результате того, что мы постоянно слышаем Десять Заповедей или проповеди по ним?

13. Что произойдет с церковью, пренебрегающей Десятью заповедями?

14. Мы верим, что закон есть детоводитель, указывающий на Христа. Поясните, что это означает. Прочитайте Послание к Галатам 3:24-25.

15. Что является целью христианина? Прочитайте Послание к Филиппийцам 3:12-16.

16. Как вы достигаете этой цели?

17. Каким образом христианин достигает совершенства?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Не пожелай – дав заповедь не желать жены ближнего, ни дома его, ни поля, ни раба, ни рабы его, ни вола, ни осла, ни всего, что есть у ближнего, Господь повелевает нам доверять Ему, поскольку то, что Он дает нам, будет достаточным и никогда не иссякнет.

Воля Божья – состоит в том, чтобы в нашем сердце не появлялось даже малейшего желания противиться любой из заповедей Божьих, напротив, мы должны во всякое время ненавидеть грех и любить праведность.

Самое начало – несмотря на то, что даже наиболее праведные из святых полагают лишь самое начало послушания Десяти заповедям, каждый христианин обязан стремиться повиноваться всему тому, что заповедано Богом, в знак благодарности за Его спасение.

Взирать на Христа – заповеди указывают нам на нашу греховность, чтобы мы «искренне устремлялись ко Христу» ради нашего спасения и совершенной праведности. На протяжении всей жизни истинные христиане не останавливаются на пути преобразования в совершенный образ Божий, помня, что достигнут совершенства лишь в небесах.

 

 

 

 


 

[134] Псалом 18:8-15; 138:23-24; Римлянам 7:7-8.

[135] Екклесиаста 7:20; Римлянам 7:14, 15; 1 Коринфянам 13:9; 1 Иоанна 1:8-10.

[136] Псалом 1:1-2; Римлянам 7:22-25; Филиппийцам 3:12-16.

[137] Псалом 31:5; Римлянам 3:19-26; 7:7, 24, 25; 1 Иоанна 1:9.

[138] 1 Коринфянам 9:24; Филиппийцам 3:12-14; 1 Иоанна 3:1-3.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.