05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 11. Истинный образ Божий

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Исход 20:4-6; Исход 32; Второзаконие 5:8-10

В этом уроке мы изучим Вторую заповедь. Удивительно, насколько данное наставление имеет отношение к нашему времени! Бог чудным образом открывается нам в Иисусе Христе, истинном образе Божьем. Ложные образы Бога обманчивы, разрушительны, искажены и поддельны. В данной заповеди Господь предостерегает Божий народ от заблуждений и дает наставления относительно верного понимания истинного образа Божия.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ДАННОЙ ЗАПОВЕДИ

Что приходит вам на ум, когда вы размышляете об образе Божием? В Вашингтоне находится великолепный памятник Линкольну – огромных размеров мраморный стул, похожий на трон, на котором помещена статуя президента Авраама Линкольна. Этот великан восседает на своем троне, глядя на мир сверху вниз. Работа скульптора позволяет различить черты лица президента, бороду, руки, одежду и обувь большого размера. Кроме того, можно заметить его добрый взгляд. Кто-то видит в чертах лица выражение милосердия, с которым он относился к положению американских рабов. А также твердость, стремление к равноправию и правосудию, которые руководили этим человеком. Кто-то отметит на его морщинистом лице боль из-за страны, втянутой в войну, которой сам он не желал.

Однажды я посетил семью, у которой в гостиной висела ценная картина. В качестве подарка ко Дню Отца сын написал крупным планом портрет своего дедушки. В этом почтенном старике можно было разглядеть множество деталей: убеленные сединой волосы, твердую линию губ, морщинистую кожу и огонек в глазах. Пристально вглядевшись в лицо дедушки на картине, я смог увидеть талантливую работу художника. На полотне были реалистично запечатлены черты лица дедушки, которые передавали его яркую индивидуальность.

Образ или статуя могут отобразить некоторые из характерных качеств человека. Точно так картина или портрет может выявить оттенки характера личности. Но что вы станете рисовать, если решите изобразить портрет своего Небесного Отца? Что вы сможете использовать в качестве образца или формы, если будете высекать или отливать Его образ? Библия говорит, что Он невидим. Как же правильно это понять?

Библия предостерегает нас даже от попыток изобразить Бога. Можно высечь статуи героев или президентов, можно написать портрет родителей, но нельзя пытаться в куске дерева или камня представить образ Божий. Вместо этого необходимо увидеть «Бога во Христе в нас».

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Исход 20:4-6, Вторая Заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,

и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Во все века, в каждой культуре и в любом народе появляется искушение создать образ Бога. Что касается образов, видимых на небосводе, то известно множество народов, которые поклонялись солнцу, луне, планетам и созвездиям. Любимым богом древних египтян был бог Солнца по имени Ра. И даже в современном мире многие люди все еще поклоняются солнцу и тому золотистому загару, который оно может дать.

В мировых картинных галереях и предоставлено множество вариантов образов божества.  Люди античного периода обращались к теме мужского и женского тела. Древние египтяне, вавилоняне, греки и римляне – все они имели свои излюбленные стандарты наиболее «божественных» моделей тела. В наше время у молодых мужчин пользуется популярностью определенный тип женского телосложения, в то время как женщины обожают реальный или воображаемый набор мышц мужчины. Киноиндустрия создает образы кумиров и кинодив – богов и богинь, которые становятся объектами обожания фанатичных поклонников. Некоторые люди поклоняются Божьим творениям – лошадям, коровам, быкам, собакам, кошкам, львам, тиграм или каким-либо другим животным. Древние филистимляне поклонялись богу-рыбе Дагону, будто бы живущему в морских глубинах, в то время как египтяне воздавали почести крокодилу. Если вы предпочтете поклонение ложному образу божества, то их насчитывается не одна тысяча.

Когда израильтяне стояли у горы Синай и слышали эту заповедь, в их памяти всплывали многочисленные воспоминания о божествах, которым поклонялись египтяне. И пока народ шел через пустыню в течение сорока лет, он сталкивался с еще большим их количеством. К моменту, когда израильтяне вошли в землю обетованную, хананеи, жившие там, имели целый пантеон богов. Данная заповедь от Господа была дана как прямое противопоставление воззрениям окружавшей их культуры. Та же заповедь остается действенной и для нас. Мы с вами окружены людьми, создающими образы по своему усмотрению. По этой причине вторая Божья заповедь как никогда актуальна и в наши дни. Наш невидимый Бог повелевает, чтобы мы познавали Его только через Его Слово и через Христа Иисуса.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Почему мы никогда не должны высекать из камня изображение Бога?

2. Перечислите некоторые из образов «на небесах вверху», используемых людьми как изображение Бога:

3. Перечислите некоторые из образов «на земле внизу», используемых людьми для ложного представления Бога, которому они поклоняются:

4. Вторая заповедь говорит: «не поклоняйся им и не служи им». Как возможно служить «изображению» без буквального преклонения перед ним?

5. Объясните, почему Бог остается справедливым, являя Свою ревность?

6. В данной заповеди Бог говорит: «Я Господь… наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня». Если какой-либо человек страстно ненавидит Бога, как это отражается на его детях?

7. На сколько поколений Бог проявляет милость? Читайте  Второзаконие 7:9-11.

8. Бог проявляет милость к людям, соблюдающих два условия. Что это за условия?

 

ОПАСНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Гейдельбергский катехизис, День Господень 35

 

В.96 Что требует Господь

во второй заповеди?

О. Чтобы мы никаким образом не изображали Господа[80]

и не поклонялись Ему никоим иным способом,

кроме того, который Он заповедал в Слове Своем.[81]

 

В Вопросе 96 речь идет о чем-то очень важном: «Что требует Господь во второй заповеди?» В Первой Заповеди Бог говорит Кому следует поклоняться, в то время как во Второй Заповеди Он говорит как следует поклоняться. Из Первой Заповеди мы узнаём, что мы должны почитать только Триединого Бога Писания. Из Второй Заповеди мы узнаём, как должны Его почитать. Мы должны поклоняться Ему «в духе и истине» (Иоанна 4:24).

Согласно В/О 96, неугодное поклонение Богу со стороны людей выражается двумя способами. В Книге Исход, гл. 32, народ просил Аарона: «встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». Действительно, Моисей находился на горе Синай, получая от Бога Десять Заповедей и записывая их на каменных скрижалях. Аарон ослушался Божьего повеления и сделал из золотых украшений, принадлежавших людям, золотого тельца. Обратите внимание, что именно он объявил народу. Указывая на тельца, он сказал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исход 32:4). Затем он «поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник ГОСПОДУ». Почему я делаю ударение на слове «Господу»? Почему Аарон сказал именно так? Он нарушил Вторую Заповедь, пытаясь привести народ к поклонению Богу через идола. Аарон, как и весь народ, очень хорошо знал о том, что этот телец не выводил их из Египта. До предыдущего дня его даже не существовало. Однако пока Моисей, Божий помазанник и посредник, отсутствовал, Аарон сделал тельца, через которого он требовал от народа поклонения Богу. А во Второй Заповеди Бог запрещает поклоняться Ему через идола или посредством идола.

Второй способ, которым люди неугодно поклоняются Богу, упомянут во второй части В/О 96. Мы не можем «поклоняться Ему никоим иным способом, кроме того, который Он заповедал в Слове Своем». Другими словами, мы можем поклоняться Богу только так, как Он предписывает в Своем Слове. В конце концов, это Его поклонение, которое Он устанавливает в Писании. Что Бог говорит в Библии относительно богослужения? Какими принципами регулируется богослужение? Нам не позволительно «поклоняться Ему никоим иным способом, кроме того, который Он заповедал в Слове Своем». Мы это называем регулятивным принципом богослужения.

Во многих церквях во время богослужения разрешается всё, что Богом явно не запрещается. Скульптуры допускаются, но только в том случае, если они, по всеобщему мнению, не будут «обожествляться», и им не станут поклоняться. Представления, спектакли, фильмы, любые другие виды деятельности – разрешаются. Однако всё это нарушает Вторую Заповедь. Бог нигде это не заповедует. Он заповедует, чтобы во время богослужения проповедовалось Слово, приносились жертвы, возносились молитвы, исповедовались грехи и пелись псалмы – для славы Божьей. Это и есть то, что угодно Богу во время богослужения, ибо Он желает, чтобы мы «служили благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евреям 12:28).

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

9. В чем состоит опасность поклонения Богу каким-либо иным способом, не заповеданным Им в Его Слове?

10. Что Бог говорит о том, что следует совершать во время богослужения?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Гейдельбергский катехизис, День Господень 35

 

В.97 Разве можем мы вообще не создавать

никакого изображения?

О. Бог не может быть

представлен никаким видимым образом.

Что касается Его творений, то хотя они и могут быть представлены видимым образом,

однако Бог запрещает нам создавать и иметь любые из подобия,

чтобы поклоняться им

или с их помощью служить Богу.[82]

Однажды я встретил моряка по имени Рупчанд Гавли, родом он из небольшой деревни на севере Индии, который служил на грузовом океанском судне. Так же, как и его семья, да и весь народ той местности, где он жил, он был наставлен в индуистской вере. Однако этому человеку дали Библию, и, подолгу находясь в море и скучая, он начал ее читать. В течение тридцати восьми лет он был индуистом, но поверил в то, о чем говорит Бог Библии, и он стал христианином. Моряк не получал помощи ни от церкви, ни от пастора, он никогда не слышал проповеди, не обучался ни в воскресной школе, ни на уроках катехизиса. Но он пришел к тому, чтобы объявить христианскую веру своей верой. Тем не менее, он не понимал, как ему следует жить в соответствии с его новой верой.

Однажды, когда судно стояло в порту, Рупчанд пригласил меня в свою каюту. Он закрыл дверь и с нетерпением продемонстрировал мне свои «религиозные атрибуты». Особенно он гордился своей Библией. А еще у него на стене было особое двухсекционное зеркало в странной рамке. Он открыл его, зажегся свет, и на нас с картины смотрел Иисус с нимбом вокруг головы. Казалось, будто Спаситель стоял и смотрел в его каюту сквозь маленькое окно. Это изображение помогало Рупчанду лучше сосредоточиться, когда он молился. Прав он был или нет?

В Северной Индиане есть несколько общин амишей. Эти консервативные люди полагают, что Библия учит их пользоваться лошадями с повозками в качестве транспортных средств, для работы на ферме использовать только тягловых лошадей, не пользоваться электричеством в домах, и воздерживаться от мирских соблазнов, таких, как телевидение, радио, кинофильмы и современные развлечения. Несмотря на то, что амиши очень набожны, подчеркнуто вежливы, обходительны и довольно христоподобные, соприкасаясь с «англоязычным обществом», они никогда и никому не позволяют фотографировать ни себя, ни своих детей. Они даже не хотят, чтобы фотографировали их лошадей с повозками и их скот. Если вы поднимаете фотокамеру, чтобы сфотографировать их, амиши резко отворачиваются, чтобы их лица не попали в кадр. Они уверены в том, что, делая снимок, вы нарушаете Вторую Заповедь, потому что таким образом вы «создали изображение». Правы амиши или нет?

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

11. Смог ли какой-нибудь художник когда-нибудь нарисовать или высечь из камня точное изображение Бога?

12. Был Рупчанд прав или неправ, когда использовал «образ», и нарушил ли он заповедь?

13. Согласно В/О 97, объясните, правильным или неправильным является запрет амишей на всякие фотографии, даже членов семьи, детей и животных, и почему?

Мы знаем о том, что Иисус родился от Марии, рос, взрослел и жил в Галилее. Однако никому не известно о том, как выглядело Его лицо. Из исторических и археологических свидетельств нам известно, как выглядели Юлий Цезарь, Нерон и Понтий Пилат, но Иисуса Христа никто не изображал посредством живописи или скульптуры.

Однако на протяжении всей истории многие художники давали волю своему воображению. Их представления о внешности Христа в значительной степени разнятся друг от друга. В течение последних 1600 лет Иисуса изображали с греческими, итальянскими, арабскими, африканскими, французскими, английскими, голландскими, испанскими, норвежскими и шведскими чертами лица. Одни изображали Его со светлыми волосами, голубыми глазами и детским лицом. Другие Иисуса изображали темнокожим и с характерными африканскими чертами лица. Между этими двумя крайностями находились третьи, изображавшие Его в обличье восточного человека или черноволосого человека, с загорелой кожей и густой бородой.

Все это подтверждает, что никто из художников в действительности не знает, как выглядел Иисус, и некоторые из Его портретных изображений вовсе не соответствуют действительности. Господь желает, чтобы вы знали Его так, как вы знаете личность вашего близкого друга или члена семьи. Он не желает, чтобы вы знали Иисуса по изображению или по картине, подобно тому, как вы знаете вашего бывшего президента или премьер-министра. Вы можете знать в лицо того, кто напечатан на пятидолларовой банкноте, но по-настоящему вы не знаете этого человека. Если женщина пятьдесят два года прожила в браке, она знает своего мужа не просто по его фотографии, но она знает его как личность, знает его характер, сердце и душу. Точно так же и ваш Бог желает, чтобы вы имели с ним не поверхностное знакомство, но обладали подлинным знанием, полученным из Его Слова. Именно в Слове Господь открывает, кем Он является на самом деле.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

14. Бог позволил людям знать о том, как выглядели Юлий Цезарь и другие правители древности. Почему Он не позволил знать о том, как выглядел наш Господь Иисус?

15. Как нам на самом деле следует знать Христа?

 

НАСТАВЛЕНИЕ ЕГО СЛОВА

Гейдельбергский катехизис, День Господень 35

 

В.98 Можно ли терпеть в храмах изображения,

заменяющие книги для неграмотных?

О. Ни в коем случае. Ибо нам не подобает быть мудрее Бога,

восхотевшего наставлять Свою Церковь

живой проповедью Слова,[83]

а не немыми изображениями.[84]

Не будем забывать о том, что Бог во всякое время может создавать образы! Он сотворил всю вселенную и все, что в ней, включая нас с вами, а также шесть миллиардов других людей. Он может творить, придавать формы, мастерить, рисовать, ваять, отливать, делать по образцу. Только то, что Сам Бог может открыть, является образом Божьим. Он есть величайший Художник, и показывает образ Самого Себя в Своем Слове. Шаг за шагом, через Ветхий и Новый Заветы, Он позволяет для нашего наставления изображать Себя с помощью словесных описаний. Он открывает Себя как высоко превознесенный, сверхъестественный Бог, а также и как Бог снисходящий к немощи. Он являет Себя как справедливый и праведный, а также как милостивый. Будучи святым, Он являет Себя как Отец, который любит и жалеет Своих детей, а также как Бог, который более сострадательный и нежный, нежели мать, не способная забыть свое грудное дитя. С появлением Христа и евангельских описаний Его жизни, откровение Божье еще более расширяется. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евреям 1:1-2). Следовательно, всякий, видевший Сына, Иисуса Христа, видел и Отца (Иоанна 14:9), ибо Христос есть образ невидимого Бога.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

16. Какой ответ приводится в Дне Господнем на вопрос, почему не следует пользоваться образами во время наших богослужений?

17. Как, согласно В/О 98, Бог желает наставлять Свой народ?

18. О чем говорится в следующих отрывках Писания относительно необходимости наставления Божьего народа через проповедь Его Слова:

а. Римлянам 10:14, 15, 17

б. 1-е Коринфянам 1:18-21

19. Что говорится о церквях, которые заменяют проповедь фильмами, концертами, программами или пением гимнов?

20. Что является единственным образом Божьим, которым мы должны обладать? Прочитайте Колоссянам 1:13-20.

21. В ком должен быть явлен образ Божьего Сына? Обсудите Римлянам 8:29, Римлянам 12:1-2, Колоссянам 1:27.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Вторая Заповедь Господь запрещает создавать Свое изображение в виде чего-либо, что обитает на небесах, на земле или под землей.

Божья Заповедь для наставления – Господь желает, чтобы Его народ имел наставление не через образы, но через живую проповедь Его Слова.

Изображение Бога – изобразить Бога видимым образом не способен никто, и это не позволено никому никаким способом. Он является невидимым, сверхъестественным, суверенным Богом, Который в достаточной степени открывает Себя в Священном Писании.

Познание Бога – Бог желает, чтобы мы познавали Его во Христе, и чтобы другие приходили к такому познанию, увидев явленного Христа в нас.

 

 


 

[80] Второзаконие 4:15-19; Исаии 40:18-25; Деяния 17:29; Римлянам 1:23.

[81] Левит 10:1-7; 1 Царств 15:22-23; Иоанна 4:23-24.

[82] Исход 34:13-14, 17; 2 Царств 18:4-5.

[83] Римлянам 6:14-15, 17; 2 Тимофею 3:16-17; 2 Петра 1:19.

[84] Иеремии 10:8; Аввакум 2:18-20.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.