01.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 1.

УРОК 17. Страдания Христа

 

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: 1-е Петра 2:18-25

 

Во время изучения Апостольского Символа веры мы сосредоточивались на избавлении, которое свершилось для нас через Иисуса Христа. В этом уроке мы обратимся к замечательной теме, которая оставляет безмолвным и наполняет каждого истинного христианина лишь чувством благодарности, потому что мы с искренней верой признаем, что Посредник пострадал и был распят ради нас, за наши грехи.

Страдания Иисуса включают в себя намного больше, нежели произошедшее в те несколько часов, которые Он висел на кресте. Как отрывок из Первого послания Петра, второй главы, так и День Господень 15, В/О 37 заставляют нас посмотреть вблизи на ужасные испытания и мучения Христа. В христианском обществе часто вспоминают о страданиях Христа, и нередко говорится об этом легкомысленно, почти в обыденных выражениях. Однако это невероятно тяжело в свете значения страданий, и в свете того, чего они стоили для Господа.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

69. Что означают слова в стихе 23: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал»?

 

70. Какой будет нормальная реакция человека на оскорбления и жестокое обращение?

 

71. Чем объясняется стойкое поведение Иисуса на кресте?

 

72. Какова была цель смерти Христа на кресте, согласно стиху 24?

 

73. Как бы вы отреагировали на постигшие вас страдания? Проведите сравнение Евреям 12:4-8; Иакова 1:2-4.

 

74. Если вас постигнут страдания, что будет для вас примером? Обсудите стих 21.

 

75. Как вы лично можете знать о том, что принадлежите Христу? Обсудите стихи 24 и 25.

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

1-е Петра 2:24

«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».

 

 

ГЛУБИНА ЕГО СТРАДАНИЙ

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Гейдельбергский катехизис

 

В. 37 Что значит, что Он страдал?

О. То, что во время всей Своей жизни на земле,

и особенно в конце ее,

Христос нес

в теле и душе Своей

гнев Божий против греха всего человеческого рода.[111]

Чтобы крестной мукой Своей

как единой искупающей жертвой[112]

избавить тела и души наши

от вечного проклятия[113]

и снискать для нас

милость Божию,

праведность

и вечную жизнь.[114]

 

Страдая вместо вас, Христос претерпел намного больше, чем можно себе представить. Потому что «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Исаия 53:4). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим...» (2-е Петра 2:24). Если же наши грехи заслуживают вечного страдания и наказания, то Он взял на Себя наши человеческие страдания. Он претерпел нашу смерть.

Страдания Иисуса включали в себя намного больше, чем те несколько часов, которые Он висел на кресте.

Вопрос 37 имеет целью заставить каждого из нас задаться вопросом: «Как мы понимаем слово страдал?» Известно ли вам, сколько истязаний, агонии и мучительной боли включает в себя слово «страдал», примененное к Иисусу? Возможно, повторяя Апостольский Символ веры, вы просто отчеканиваете его, не размышляя: «рожденного Девой Марией; страдавшего при Понтии Пилате; распятого...». Слово «страдавшего», произносимое быстро и бездумно, имеет чрезвычайно серьезное значение.

Этот мир преисполнен человеческими страданиями. Невозможно описать страдания, причиняемые огнестрельным оружием, фугасными минами, ракетами, бомбами террористов и современными средствами ведения войны. Невыразимые страдания причиняют преступники на улицах наших городов; недовольные и возмущенные рабочие, смущающие коллег по работе; или буйные студенты, изливающие гнев на невинные жертвы в студенческих городках. Существуют страдания в домах богатых людей, богатству, имениям и достижениям которых завидуют, но которые так часто живут под двойным проклятьем неудовлетворенности и выматывающих разногласий. У бедных, нищих, безработных и презираемых, даже когда они роются в мусорных контейнерах и на мусорных свалках, ища себе пропитание, существуют другие бедствия. Есть мучительные страдания в больницах, палатах интенсивной терапии, ожоговых центрах, отделениях для сердечников, онкологических клиниках как в палатах для больных, так и в залах ожидания. Самые разные виды страданий встречаются в психиатрических лечебницах – намного мучительнее и интенсивнее. Ужасная подавленность имеет место в наркологических центрах, а также сопутствующие им страдания в реабилитационных центрах. Многие люди идут по жизни, тоскуя от одиночества и личного отвержения, часто помышляя о самоубийстве. Оглянитесь вокруг вы повсюду увидите страдания.

Но когда обратите свой взор на Христа, вы обнаружите чрезвычайные и совершенно иные страдания, которые ни один человек никогда не претерпевал. Его страдания были совершенно другими и ни с чем не сравнимыми. На протяжении веков христианских мучеников сжигали в огне, пытали у позорного столба, подвергали мучениям и терзали до смерти. Однако их страдания не могут сравниться со страданиями Христа. Это был новый вид страданий в неизведанной пустыне греха длиною в жизнь. Нам никогда не постичь глубину Его способности переносить постоянную боль. Можно лишь благоговейно и с трепетом размышлять об этом. Даже наш День Господень дает не больше, чем запинающийся, краткий и явно недостаточный ответ: «во время всей Своей жизни на земле, и особенно в конце ее, Христос нес в теле и душе Своей гнев Божий против греха всего человеческого рода».

Христос страдал «в теле и душе Своей». Часто мы поверхностно рассуждаем о нескольких часах мучений, которые Христос претерпел в Страстную Пятницу. Мы с ужасом рассуждаем о постыдном предательстве, о судебных процессах, о бичевании, о жестокости, об ужасной и мучительной физической боли, а также о крестных страданиях, которые претерпел наш великий Спаситель. Но это лишь то, что способен увидеть человек, только зрелище, привлекшее чисто внешнее внимание. Всё это было страданием «в теле», лишь видимой вершиной айсберга.

Была также и внутренняя сторона, невидимая часть того, что перенес Христос, страдания «в душе», которые Он успешно, шаг за шагом, превозмогал «во время всей Своей жизни». И эти внутренние жестокие страдания, как правило, намного тяжелее, чем внешние смертные муки. Наш День Господень в действительности обращает внимание на страдания Иисуса «в душе». Каким же страшным и ужасным, должно быть, был тот путь, каким прошел Христос!  Святому и безгрешному Иисусу было предопределено жить на этой земле, где Ему приходилось постоянно находиться в удушливой атмосфере греха. Подобно тому, как присутствие в доме, полном дыма и угарного газа, вызывает кашель и удушье и жжет глаза, так же и порочное окружение земли должно было оказывать почти удушающее действие на Него. От вечности в прошлом Ему известны были лишь праведность, святость и чистота. Оскверненная грехом атмосфера земли и сатанинский чад, вероятно, были невыносимыми для Него. Он был без греха.

Его чуткая душа, всегда полная заботы, сострадания и справедливости, постоянно страдала и мучилась от необходимости соприкосновения со злом. Встречаясь с грешными людьми, Христос видел самые глубины их душ. Это приносило Ему постоянные и непрекращающиеся мучения. Если бы вы знали, что думают о вас люди, это свело бы вас с ума. Но как Бог, Он знал каждый тайный грех, каждое злобное помышление, каждую похотливую фантазию, каждое ужасное намерение и каждый злостный план Своих врагов.

Более того, Он знал будущее. Он понимал, какие ужасы ожидают Его в темнице Пилата и на горе Голгофе. Какое это, должно быть, было страдание для Него – знать все невидимые мысли толпы! Христос был оклеветан людьми, которых Он насыщал хлебом. Многие кричали и вопили, размахивая кулаками: «Распни Его! Распни Его!» Те, кто заявлял о своей любви к Нему, отвергли Его. Из двенадцати учеников Иисуса один предал Его, один отрекся, а остальные сбежали от Него. Тот, Кто пришел в мир, чтобы принести благословение и надежду, был презрен, над Ним насмехались, Его отвергли, Он был поруган и изгнан. Христос заранее знал обо все том, что произойдет на Его пути.

Святой Спаситель тяжело страдал как от физической боли, так и от душевных терзаний. Он претерпел душевные страдания и мучения духа, которые были намного хуже физических смертных мук, так как Он безмерно страдал, содрогался и был потрясен мучительными болями души. Непорочный Сын Божий должен был быть изгнан из дома Отца, чтобы спасти осужденных. Его домом были небеса, но Он должен был жить здесь, на земле, где жизнь людей часто напоминает ад. Он вечно обитал со Своим Отцом в условиях, о которых нельзя рассказать словами, но здесь Он должен был скитаться как бездомный нищий бродяга, как изгнанник, не имея, где склонить голову. Святому, справедливому и непорочному Сыну Божию было назначено уничижиться настолько, чтобы взять на Себя человеческую вину, весь наш подлый, мерзкий и отвратительный грех. В самом деле, Он, Святой Сын Божий, стал грехом (2-е Коринфянам 5:21). Он стал презренным, чтобы мы могли стать святыми и обрести избавление. Он испытал на Себе гнев Божий за наш грех, чтобы мы могли вечно испытывать Его благоволение и мир.

Всё это и много больше сокрыто в одном лишь слове: «страдал».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

76. Какие доказательства того, что Христос страдал «во время всей Своей жизни на земле», вы можете привести?

 

77. Прочитайте следующие отрывки и приведите доказательства того, что Иисус был способен читать мысли людей, зная их прошлую жизнь и будущие поступки:

а. Матфея 9:4

б. Матфея 12:13-15

в. Луки 5:22

г. Луки 11:17

д. Иоанна 4:16-18

е. Иоанна 6:64

ж. Иоанна 13:26-27

з. Иоанна 20:24-27

 

78. Каким образом Христос «вытерпел гнев Божий за грех человека» в Своем теле? Сравните с Ответом 37.

 

79. Каким образом Христос «вытерпел гнев Божий за грех человека» в Своем духе?

 

80. Строка 7 нашего ответа говорит о «единой искупающей жертве». Что означает слово «искупающая»?

 

81. Что Христос приобрел для вас? Сравните с последними тремя строками.

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ ЕГО СТРАДАНИЙ

 

Гейдельбергский катехизис

 

В. 38 Почему Он страдал

при судье Понтии Пилате?

О. Будучи безгрешен,

Христос был осужден земным судьей,[115]

чтобы освободить нас от сурового суда Бога,

который нам всем предстоял бы.[116]

 

В ночь, когда Иисус был предан Иудой Искариотом и арестован воинами, Он был приведен на суд к Каиафе первосвященнику. Это был суд Синедриона высший судебный орган правящей иудейской верхушки. Синедрион и сегодня существует в государственной системе власти Израиля, известный теперь как Кнессет, то есть средоточие народной власти. Одновременно синедрион действовал и как народный Верховный Суд, и как Палата представителей сената, состоящая из избранных сенаторов.

Члены Синедриона (сенаторы, исполнявшие роль судей) Иисуса судили, и объявили виновным в богохульстве. От Него требовали под присягой дать ответ на вопрос, является ли Он Сыном Божьим (Матфея 26:63). Не веря Его свидетельству, судьи признали Его виновным в богохульстве, что, согласно требованиям книги Левит 24:16, влекло за собой наказание в виде смертной казни. Но поскольку иудеям, находящимся под римским правлением, не позволялось приводить в исполнение смертную казнь, Христос был приведен к Понтию Пилату.

Как утверждают историки, в мировой истории существовало три значительных судебных системы:

1) судебный кодекс Хаммурапи великого вавилонского царя ок. 1750 г. до Р. Х.;

2) римское судебное право;

3) судебная система, используемая в Соединенных Штатах, Канаде и Великобритании.

Именно римляне учредили суд присяжных с прокурором-обвинителем, адвокатом-защитником и правом обращения в вышестоящий суд вплоть до Верховного Суда с окончательным решением императора. Некоторые утверждают, что римская система остается непревзойденной.

Показательно то, что Понтий Пилат был официальным судьей и судопроизводителем, прошедшим всестороннюю подготовку в римской правовой системе. Когда он объявил Христа невиновным, но при этом допустил, чтобы Он был наказан, это было грубейшей судебной ошибкой.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

82. Если правовая система Рима была одной из лучших в мире, о чем говорит приговор Пилата в отношении Иисуса, когда он все же позволил предать Его смерти?

 

83. В чем состоял «суровый суд Божий», о котором говорится в Ответе 38?

 

ЗНАЧЕНИЕ ЕГО РАСПЯТИЯ

 

Гейдельбергский катехизис

В. 39 Есть ли особый смысл

в том, что Он был распят,

а не умер иной смертью?

О. Да,

Его распятие убедило меня

в том, что Он взял на себя проклятие,

лежавшее на мне,


ибо смерть на кресте была проклята Богом.[117]


 

Почему Он должен был быть распят? Пилат мог бы просто сказать: «Убейте Его». Если бы Иисус был обычным преступником, опытные воины Пилата могли бы «убрать» Его одним быстрым безжалостным ударом меча и с преступником было бы покончено. Римские солдаты очень искусно выполняли смертные приговоры. Если Иисус должен был так или иначе умереть вместо нас, то почему милосердный Бог не мог избрать для Своего Сына более быстрый и менее болезненный способ смерти? Иудейский закон одобрял смертную казнь через побитие камнями, и такая смерть была более легкой, чем пригвождение к кресту. Почему Иисус был распят?

Смерть через повешение на кресте чрезвычайно болезненная. Гвозди разрывали ткани рук, и Иисус не мог Себя приподнять. Шипы пронзали Его ступни, и Он не мог стоять. Дыхание было практически невозможным, Он задыхался. Тем не менее, Иисус был распят. Почему?

Ответ на этот загадочный вопрос находится в книге Второзакония 21:22-23: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]». Другими словами, всякий умерший, вися на дереве, свидетельствовал всем о том, что он был преступником, «проклятым Богом», или же направлялся «прямо в ад». Поэтому смерть Христа через распятие была официальным заявлением Бога о том, что Иисус претерпел адские мучения. Он претерпел проклятие Божье, чтобы мы навсегда были свободны от такого проклятия.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

84. Как вы можете быть уверены в том, что Христос взял на Себя проклятие грешников?

 

85. Если Иисус все равно был приговорен к смерти, почему Бог не мог избрать «более мягкую» смерть вместо распятия? Обсудите Второзаконие 21:22-23, Галатам 3:13.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

 

Искупление – Своими страданиями Христос совершил искупление для грешников, чтобы мы, верующие, могли быть искупленными. В страданиях «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», а также «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».

 

Божий гнев – на протяжении всей жизни Христос плотью и духом переносил гнев Божий за человеческий грех. Своей искупительной жертвой Он освободил нас от вечного проклятия и приобрел Божью милость, праведность и вечную жизнь.

 

Понтий Пилат – как мы исповедуем в Апостольском Символе веры, Христос пострадал при Понтии Пилатезаконном, высокообразованном римским судье, и был объявлен невиновным, однако был приговорен к смерти через распятие, чтобы мы могли быть освобождены от сурового суда Божия.

 

Распятие – Его распятие показывает, что на Него было возложено проклятие, лежащее на нас как на грешниках, поскольку, как утверждает Библия, смерть повешенного на дереве проклята Богом.

 

 

 


 

[111] Исаия 53; 1-е Петра 2:24; 3:18.

[112] Римлянам 3:25; Евреям 10:14; 1-е Иоанна 2:2, 4; 4:10.

[113] Римлянам 8:1-4; Галатам 3:13.

[114] Иоанна 3:16; Римлянам 3:24-26.

[115] Луки 23:13–24; Иоанна 19:4, 12-16.

[116] Исаия 53:4-5; 2-е Коринфянам 5:21; Галатам 3:13.

[117] Галатам 3:10–13 (Второзаконие 21:23).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.