02.06.2014
Скачать в других форматах:

Клаас де Фрис, Ханс ван Бентем

Кто может исцелять, как Он? О молитве об исцелении

 

Ингеборг уже несколько лет болеет хроническим заболеванием. Вследствие рассеянного склероза она постоянно находится в инвалидном кресле. Ее болезнь неизлечима, и это доставляет ей много страданий. Страдают и ее близкие. Вместе со своим мужем она принимает участие в служении молитвенной группы. Это очень поддерживает ее.

Как-то вечером, когда сама Ингеборг отсутствовала, группа горячо молилась о ее исцелении. На следующий день один из участников группы позвонил ей и спросил, как дела и наступило ли какое-то ощутимое улучшение. Услышав, что улучшения не было, этот человек сказал: «Если ты не исцелилась, тебе следовало бы быть честной с собой и подумать, не находятся ли причины болезни в тебе самой. Ведь Иисус – совершенный Спаситель, Он может исцелить тебя».

Через несколько месяцев она общалась с двумя хорошими знакомыми, которые предложили помолиться вместе. Они тоже молились об исцелении от всего сердца. Знакомые отметили, что Ингеборг стоит более настоятельно просить у Бога исцеления, чтобы Он прославился в этом. Но вновь чуда не произошло.

Спустя год ей дали еще один настоятельный совет: «Посети одно из служений исцеления, которое проводят люди, получившие особый дар исцеления. Не отказывайся от этого. Они исцеляют во имя Христово. Ведь, – добавил советчик, – твой муж имеет право на здоровую жену». К глубокому разочарованию, несмотря на все ее ожидания, присутствие на таком собрании не привело к исцелению.

 

Быть больным

Болеть ужасно. Страдать от боли, испытывать плохие чувства, ощущать себя словно прикованным к своей болезни… Ожидания, неуверенность, страх…

Когда болеешь, жаждешь изменений к лучшему. Если исцеление не приходит, тебя может постичь отчаяние, подавленность, озлобленность. Особенно тогда, когда тебе говорят, что болезнь неизлечима. Когда, например, говорят, что ты никогда не увидишь своих детей или внуков взрослыми. Это большой удар.

Ты готов отдать все ради того, чтобы тебе стало лучше. Психологически ты уже готов пойти к целителю или на служение исцеления. Другие христиане поощряют тебя к этому. Ты погружаешься в себя.

Возможно, серьезно болен не ты, а твой ребенок. Он – инвалид и ощущает боль. Если это длится долго, иногда годами, ты тоже можешь впасть в отчаяние. Иногда отцовство или материнство приносит скорбь и боль, когда ты бессильно смотришь на непрекращающиеся страдания cвоего ребенка. Во время Своей земной жизни Господь Иисус встречал людей, разбитых горем из-за страданий своих детей или даже слуг.

 

1.    Библия об исцелении

Он исцеляет все недуги твои

Что говорится в Библии о болезни и об исцелении? Там звучат утешительные слова. Так, мы часто слышим в благодарственных молитвах прекрасные слова из Пс. 102: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою».

Какое чудное обетование! Он исцелит недуги твои. Ты не умрешь, а будешь жить. Не то же самое ли говорит Иисус Марфе после того, как ее брат Лазарь умер из-за болезни? «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин. 11:25,26). Вера в это обетование дает твердую опору для каждого больного или умирающего. Так было на протяжении всей истории церкви.

Посмотрим же, что означают эти обетования на пути к Божьей конечной цели.

 

Я поражаю, и Я исцеляю

В Ветхом Завете об этом говорится не много. Но то, что сказано, – существенно. Там ясно выражена мысль, что здоровье и болезнь происходят от Бога. Например, в Мерре Господь сказал: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

Нечто подобное мы читаем также в песне Моисея (Втор. 32:39): «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей».

А когда болезнь пришла к Иову, он сказал своей жене: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).

 

Особые случаи

На протяжении более чем двухтысячелетнего периода, о котором повествуется в Ветхом Завете, насчитывается более десяти упоминаний о чудесных исцелениях. Выделим самые известные. Несколько раз женщины, страдающие бесплодием, исцелялись и рожали ребенка. В истории о медном змее (Числ. 21) многие исцелились от змеиных укусов, взглянув на изображение медного змея. По молитве Илии был воскрешен сын сарептской вдовы (3 Цар. 17:17-24). Елисей сделал то же самое с сыном сонамитянки (4 Цар. 4:18-37). Он также чудесным образом исцелил Неемана из Сирии (4 Цар. 5:1-27). Больной царь Езекия был исцелен по молитве и прожил еще пятнадцать лет (4 Цар. 20:1-11).

 

… и Он исцелял всех их…

Когда Божий Сын пришел на землю, все изменилось. Он исцелял, уже в самом начале Своего служения, многих людей. «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14:14).

Впрочем, так было не везде и не с каждым. В Своем отечестве, в Назарете, Иисус исцелил лишь некоторых, потому что там люди не веровали в Него (Мк. 6:5,6; Лк. 4:23-27). В купальне Вифезда лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших. Но Господь Иисус направился к одному из них, болевшему уже 38 лет (Ин. 5:1-13). Также заставляет задуматься история о хромом, который болел от рождения и сидел при дверях храма (Деян. 3:1-10). Лука отмечает, что его каждый день приносили туда просить милостыни. Тогда, наверное, его и видел там Иисус. Говорит ли это что-то о Божьем отношении к болезням? Посчитал ли Господь, что время исцеления пришло, когда возле того человека проходили апостолы Петр и Иоанн? Откладывает ли иногда Господь исцеление?

 

Особенности Христовых исцелений

Случаи исцелений, которые совершал Господь Иисус, имеют такие характерные черты:

·         они случались спонтанно, без предварительной «организации» (н-р, Мф. 9:27);

·         исцеление было непосредственным и полным;

·         исцеления были настолько явными и убедительными, что даже среди противников Иисуса были невозможны споры об их действительности (н-р, Ин. 11:47-49);

·         Иисус мог исцелять даже на расстоянии (слуга сотника, Лк. 7:10; см. также Ин. 4:47-53; дочь хананеянки (Мф. 15:28);

·         исцеления происходили спокойно: без шумихи и театральности, без шоу и рекламы;

·         несколько раз Иисус запрещал исцелившимся говорить об этом (Мф. 9:30; 12:16);

·         исцеления характеризовались как знаки; с их помощью Иисус показывал, каким будет грядущее Царство.

 

Передавая полномочия

Иисус передает Свои полномочия по исцелению людей также Своим ученикам.

Сначала – двенадцати: «… больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8; Мк. 3:13-15; Лк. 9:1-3).

Позже – еще и семидесяти последователям: Лк. 10:1-24.

Вообще апостолов было больше, чем двенадцать. Еще до Пятидесятницы Иисус послал более чем 80 человек и, среди прочего, дал им задание и полномочия исцелять больных. Ср. также 1 Кор. 15:5-8.

Прямо перед Своим вознесением Иисус повторил это поручение в присутствии одиннадцати апостолов (Мк. 16:15-20). Суть поручения такова: проповедуйте Евангелие и делайте учениками Христа все народы. Иисус также добавил, что уверовавших будут сопровождать знамения: они будут изгонять бесов, говорить новыми языками, брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им. И напоследок: «возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Заметьте: слова «уверовавших же будут сопровождать сии знамения» не означают, что все верующие будут совершать перечисленные знамения. Ведь это знамения не верующих, а знамения Благой Вести, которую апостолы приносят миру. Куда апостолы и евангелисты приносили эту Весть, там Бог и сопровождал проповедь Вести знамениями. Об этом и говорится в стихе 20: «А они пошли и проповедывали везде [в этом состояло их задание], при Господнем (!) содействии и подкреплении слова последующими знамениями».

 

Полномочия не общие и не распространяются на всех верующих

Кому же Иисус дал это поручение? Одиннадцати ученикам, стоявшим тогда возле Него. Поручение также было все еще актуальным и для тех семидесяти, потому что мы нигде не читаем, что их полномочия были отозваны. Хотя все же здесь остается вопрос: Иисус дал им «пожизненный» дар или же только временное поручение на время их хождения по городам и селениям?

В Деяниях мы читаем, что многие чудеса и знамения совершались руками апостолов (Деян. 4:29-33; 5:12). Павел даже называет знамения и чудеса, которые делал сам, «признаками апостола» (2 Кор. 12:12). Очевидно, знамения и чудеса воспринимались как некий отличительный знак, указывающий на апостольство! То есть они были неким «удостоверением».

Читая Евр. 2:3-4, мы возвращаемся к этой теме. Там говорится о необходимости серьезного отношения к спасению, «которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него], при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле».

В оригинальном тексте слово «засвидетельствовав» употребляется в прошедшем времени. По правилам грамматики древнегреческого языка, причастие согласовывается с основным глаголом и потому в данном случае передается в прошедшем времени.

Обратите внимание на цель знамений: они давали удостоверение и свидетельство Евангелию Христа, которое завоевывало мир (ср. Мк. 16:20). Также обратите внимание на прошедшее время, которое здесь употребляет автор послания. Очевидно, он рассматривает подтверждение Евангелия знамениями и чудесами как нечто происходившее в эпоху очевидцев и слушателей Христа, а не как нечто происходящее постоянно. Это не исключает того, что эти свидетельства все еще красноречивы также и для христиан второго поколения. Неслучайно чудеса Христа и апостолов описываются для более поздних поколений с той целью, чтобы они уверовали, что Иисус есть Христос, и в Нем имели жизнь (Ин. 20:30,31).

Таким образом, нам известны многие случаи исцелений в церкви времен апостолов: скажем, исцеления, совершенные апостолами Петром и Павлом. Это не означает, что апостолы имели полную власть над болезнями или здоровьем. Красноречив сам по себе тот факт, что Павел – призванный апостол! – сам был болен, когда проповедовал Евангелие. Скорее всего, у него при этом был отталкивающий вид (Гал. 4:13,14). Его друг и соратник Тимофей страдал от многих недомоганий, в частности, от болей в желудке. И Павел не посылал Тимофея к какому-то целителю, но советовал ему употреблять вино (1 Тим. 5:23). Также Павел был вынужден оставить больного Трофима в Милите (2 Тим. 4:20).

 

2.    Бог исцеляет и сегодня

Бог не изменяется, но изменяется время

Можно ли повеление Иисуса Христа Своим апостолам об исцелении считать действительным для христиан всех времен? И сохраняют ли для нас сегодня силу обетования Христа из Мк. 16? Следует всегда остерегаться обобщения смысла библейских текстов. Не все рыбаки должны оставить свои лодки и профессию. И не все богатые юноши должны продавать свои имения. Поэтому и обетование Иисуса апостолам в Мк. 16 не означает, что все верующие сегодня будут изгонять бесов, говорить новыми языками, брать змей, беспечно пить любой яд и исцелять больных посредством возложения рук.

Но ведь Иисус вчера и сегодня Тот же? Конечно. Он не изменяется. Но изменились времена и обстоятельства. Апостольское время – это иная фаза в истории по сравнению со временем, когда церковь уже распространилась по всему миру. В Деяниях апостолов в нескольких отрывках отмечено, что первоначальная проповедь Евангелия сопровождалась знамениями и чудесами. Они служили для того, чтобы показать связь между Христовыми апостолами на земле и их Господом на небе. Кроме того, эти знамения, как и знамения Самого Христа, указывали на грядущее Царство. Очевидцы чудес словно бы получили бинокль, посмотрев в который, они могли увидеть мир, который Бог принесет к нам. Мир без болезни, смешения языков, злых духов и других невзгод.

 

Прямое, непосредственно исцеление, совершаемое Богом

Исходя из этих библейских истин, можно легко прийти к следующему выводу. Исцеление исходит от Бога. Только Его нам следует благодарить за здоровье. Он сохраняет над всем этим Свою власть. Ни один человек не может уберечь от болезни ни себя, ни других. Только Господь.

Это должно побудить нас всегда обращать взор на нашего Господа, чего бы мы ни желали – здоровья, исцеления и так далее. Приходя к доктору и даже еще до нашего визита к нему, мы должны просить о Божьей помощи. Мы должны это делать в вере, что Богу принадлежит вся власть: для Него достаточно сказать лишь слово! Это испытал на своем опыте Езекия (4 Цар. 20:1-11; Ис. 38:1‑21).

Есть достаточно свидетельств христиан, из которых видно, что Господь не единожды произносил такое слово.

Много лет назад, в воскресный полдень умирала одна девочка. В этот полдень о ее исцелении молилась церковь на богослужении. И девочка внезапно выздоровела необъяснимым образом.

Еще один пример: один брат, имевший опухоль в голове, озадачил хирурга, когда во время своего очередного визита в больницу выяснилось, что опухоль бесследно исчезла и не была видна ни на одном снимке.

У полугодовалой девочки была высокая температура. О ней помолились, и температура внезапно понизилась.

Многие люди просто молятся о благодати и исцелении. И во многих ситуациях Господь проговаривал слово, через которое совершалось чудо исцеления.

 

Опосредованное исцеление, совершаемое Богом

Исцеляя людей, Бог часто использует дары и навыки, которые он дал людям: апостолам, старейшинам (или же «пресвитерам», что одно и то же), но также и семейным врачам, хирургам, терапевтам.

Например, кто-то страдает от рассеянного склероза. О нем усердно молятся. В больнице он получает лекарства. Вопреки всем медицинским прогнозам, лечение проходит успешно; болезнь приостановилась и не прогрессирует.

Или, скажем, кто-то страдает из-за приступов невыносимой головной боли. Брат в церкви молится об этом человеке, возлагает руки на больное место, и боль уходит.

Другими словами, Бог дает дар исцеления разным людям.

Иногда речь идет о естественных дарах, об определенных способностях, которые заложены в людях Творцом. Бог использует их для исцеления наряду с молитвами.

А иногда речь идет об особых, «сверхъестественных» дарах Духа (данных по молитве или нет), когда Бог использует верующих особым образом для славы Своего имени и для блага Своих детей.

Здесь надо учитывать следующее. Хотя для удобства мы и написали о «естественном» и «сверхъестественном», но на практике четкое разделение между ними провести довольно сложно. В Библии также это разделение не проводится.

И все же есть одна неотъемлемая характеристика, которая делает дары «дарами Духа»: они всегда действуют для созидания общины (см. 1 Кор. 12-14).

С одной стороны, мы склонны к тому, чтобы считать дары исцеления, о которых пишет Павел в 1 Кор. 12:28 (см. также Рим. 12:6-8), особыми, «сверхъестественными». Но, с другой стороны, Павел упоминает эти дары мимоходом в ряду других даров, среди которых упомянуты «обычные» духовные дары вспоможения и управления. Кроме того, Павел называет «дарами Духа» дары апостолов, евангелистов, пастырей и учителей.

Это последнее наблюдение ясно указывает, что понятие «духовные дары» довольно широкое и включает в себя многое. В общем оно подразумевает все, что Божий Дух дарует Своей церкви. Это открытие позволяет нам понимать термин «духовные дары» таким образом, что он теряет «удивительное», «сверхъестественное» звучание. Это открытие также позволяет задуматься над следующим: а может, те дары, которые перечислены в Новом Завете, Дух уже не дает или дает не таким же образом и не в той же мере? Например, разве есть и сейчас апостолы?

 

3.    Помазание больных и служения исцеления

Бог исцеляет. И при этом Он использует людей. Мы можем сделать этот вывод из Слова Божьего. Это может дать больным мужество и покой.

Теперь рассмотрим вопрос о посещении особых служений исцеления. Стоит ли идти туда? Или, может, это даже наш долг? Когда мы больны, должны ли мы обращаться к тому, кто, говорят, обладает даром исцеления?

В наше время много целителей собирает огромные залы. Написано много книг, в которых обосновывается необходимость подобных служений. Все это вызывает острые споры в СМИ. Приводятся различные свидетельства о служениях, где людям становилось лучше. Возникает вопрос: основано ли все это на Библии? Можно ли это делать или даже нужно делать? Действительны ли эти улучшения и надолго ли они?

Хотя самому больному самыми важными кажутся именно последние вопросы, они не имеют решающего значения в этой дискуссии. Даже если исцеление настоящее, это еще не значит, что оно произошло путем, который одобряет Бог. Ведь возникают вопросы о том, какие методы использовались при этом и откуда они взяты. Не сам опыт исцеления, а Слово Божье есть стандарт и путеводная нить для нашей веры и жизни.

Прежде всего, стоит поговорить о таком явлении, как помазание больных.

А затем мы коснемся практики и подоплеки служений исцеления, а также самих целителей посредством молитвы.

 

Иакова 5 и помазание больных

В Иак. 5:14-16а написано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».

Здесь явно дано обетование: молитва веры исцелит болящего.

В последнее время на основании этого текста все чаще призывают к введению (или возобновлению) практики помазания больных, в том числе и в церквах реформатского исповедания. К пастору или церковному совету может обратиться больной или его семья с тем, чтобы совершить над ним помазание. Иногда такая же просьба касается и умирающего: преимущественно это делают для того, чтобы он или она могли умереть в мире, но бывает, что в этой просьбе все-таки заключена и надежда, что помазание или молитва смогут исцелить умирающего.

Толкования этого отрывка были разные. Римско-католическая церковь обосновывала этим текстом таинство соборования, то есть помазания больных или умирающих. Реформаторы порвали с этим обрядом. Таким образом, в нашей реформатской традиции он не прижился. Но действительно ли наша традиция в этом согласуется со Словом Божьим?

 

Три точки зрения

Ниже мы опишем три точки зрения на текст из послания Иакова.

Первая точка зрения «одухотворяет» весь текст. Утверждается, что здесь говорится не о телесной болезни, а о духовных немощах и грехе.

Согласно второму подходу, здесь говорится о задании старейшин (пресвитеров) церкви: они должны и сегодня навещать больных членов церкви, говоря с ними о возможных грехах, молясь о них и (если они того просят) помазывая их елеем с призыванием имени Божьего.

Согласно третьему подходу, под словом «старейшины» подразумевается особая группа людей, в которую входили старейшины и апостолы ранней церкви, которые получили от Иисуса особое задание и полномочия помазывать елеем больных и исцелять их.

Сейчас мы более подробно рассмотрим эти подходы. Возможно, читатель предпочтет пропустить эту часть и перейти непосредственно к выводам относительно Иак. 5.

 

а. Не болезнь, а грех

Приверженцы первого подхода пытаются последовательно «одухотворить» весь текст. «Быть больным» толкуется как «быть слабым». В таком случае «слаб» тот, кому не хватает силы бороться с грехами. Поэтому старейшины церкви должны помочь ему молитвой и помазать его елеем как знак того, что Святой Дух «подтверждает» их деяние. Молитва веры тогда спасет духовно слабого человека от падения, и Господь укрепит его. Если он согрешил, ему будет прощен грех. Непосредственно после 15-го стиха следует призыв исповедовать друг перед другом грехи, «чтобы исцелиться» (то есть чтобы получить прощение).

Хотя в Библии слова «грех» и «прощение» действительно могут образно обозначаться понятиями «болезнь» или «исцеление» (н-р, Мф. 9:12), все же такое толкование текста неубедительно, учитывая то, что здесь употребляется довольно много слов, имеющих преимущественно медицинское значение («быть больным», «помазать елеем», «болеющий», «исцелять»).

 

б. Задание для старейшин

В своей книге «Прощение и исцеление» доктор М.Ж. Пауль высказывается в пользу практики помазания больных. Он считает, что в этом тексте Иаков советует больным призвать к себе старейшин. Под «старейшинами» подразумеваются «обычные» старейшины поместных церквей. Они должны помазать больного.

Помазание елеем можно понимать как обычный способ ухода за телом (Мф. 6:17; Лк. 7:46), который иногда используется в медицинских целях, когда елей рассматривается как средство для устранения или облегчения боли (ср. Ис. 1:6; Лк. 10:34). Но елей может иметь также сакральное значение, в частности, как символ преданности Богу и работы Святого Духа (ср. н-р, Исх. 29; Лев. 14 и 21; 1 Цар. 16:13).

О больном должны молиться в том числе и старейшины, и в особенности они. Молитва веры оздоровит больного, а Бог подымет его с одра болезни. Если же у больного есть неисповеданные грехи (которые, возможно, и были причиной болезни), тогда после исповедания и молитвы они будут прощены, чтобы после этого последовало исцеление.

Этот подход также вызывает вопросы. В первую очередь, слово «помазывать», употребленное здесь, указывает на обычное использование елея, в отличие от другого слова, которое в Библии обозначает «духовное» помазание.

Кроме того, почему в перечнях обязанностей старейшин, которые были составлены Павлом в его посланиях, не упоминается задание (и полномочия) помазывать больных таким образом и молиться о них?

Можно еще задаться вопросом относительно обетования исцеления больного. Действительно ли вслед за прощением всегда происходит исцеление? И если исцеления не произошло, значит ли это, что не было и прощения?

Как вообще могло произойти, что в Новом Завете некоторые братья болели и им совсем не становилось лучше?

В ответ на последний вопрос иногда отмечают, что слова σζω («вылечиться» или «исцелиться») и γερω («подниматься» или «восставать»), употребленные в 15-м стихе, двусмысленны и могут иметь несколько значений. Первое слово может также переводиться как «спасаться», второе – как «восставать (из мертвых)». Утверждается, что Иаков намеренно использовал эти слова, чтобы оставить открытым вопрос о том, как происходит исцеление (спасение): здесь на земле или же посредством физической смерти – на небе. Бог исцеляет все наши немощи. Но Он Сам решает, когда и как это должно происходить.

 

в. Старейшины ранней церкви с особыми полномочиями

В третьем подходе обращается особое внимание на тот факт, что послание Иакова – раннее. Возможно, оно было написано самым первым из всех посланий Нового Завета. Доктор Якоб ван Брюгген датирует его временами, соответствующими Деян. 8 и 9. Это время диаспоры, когда иерусалимская община из-за гонений была рассеяна по всей Палестине и Сирии. Им и посылает Иаков это письмо.

В таком случае действие происходит тогда, когда Евангелие все еще распространено только среди иудеев (Деян. 2-9). В Иерусалиме и вокруг него была большая группа «старейшин», которую и обозначали как особое признанное сообщество: «старейшины Иерусалима» (ср. Деян. 15). В ранней церкви очень уважали этих людей как очевидцев земной жизни Христа. Они обладали большой властью. Вероятно, Иаков, автор послания, был одним из них.

Кто же были эти старейшины? Можно предположить, что ими были, например, те 120 человек, которые находились вместе в день Пятидесятницы (Деян. 1:15), или же те 500, которым Иисус явился после Своего воскресения и большинство из которых все еще оставалось в живых (1 Кор. 15:6). Между них были и 12 апостолов, а также 70 или 72 апостола (ср. 1 Кор. 15:7).

О 12, а позднее о 70 апостолах мы читаем, что Иисус послал их проповедовать Евангелие. Дав им это задание, Он также наделил их полномочиями помазывать больных елеем и исцелять (Мф. 10:7,8; Мк. 6:13-15; Лк. 10:1,8,9). Таким образом, в земле иудейской еще до вознесения Христа были более 80 апостолов, посланных Иисусом и получивших от Него особые полномочия. Эту же силу для исцеления на период после Пятидесятницы Иисус обещает апостолам прямо перед Своим вознесением (Мк. 16:17-20).

Когда Иаков посылал это письмо общине иудейских христиан, которые были рассеяны по иудейской земле, под «старейшинами церкви» он подразумевал описанных нами старейшин ранней церкви. Они образовывали особую группу и отличались от более поздних старейшин, которые назначались по всем общинам христиан из язычников и не имели таких полномочий.

Таким образом, третье объяснение Иак. 5 таково: если кто-то тогда в палестинских общинах диаспоры болел, то он мог призвать на помощь старейшин, получивших от Самого Иисуса полномочия помазывать елеем и исцелять.

Хороший пример этому мы находим в Деян. 9:36. Когда Тавифа из Иоппии заболела и умерла, ученики из этой общины сами не пробовали что-то делать молитвой и попыткой исцеления. Но они призвали того, кто был одновременно одним из иерусалимских старейшин и апостолом – Петра. Они попросили его прийти из Лидды. Возможно, они руководствовались именно тем, что исцелять может далеко не каждый, а только тот, кто получил такое задание и полномочия.

Недостаток такого подхода в том, что выражение «старейшины церкви» ограничивается одной определенной, исторически обусловленной и уникальной группой старейшин.

Но привлекательность такого объяснения в том, что в нем текст из Иак. 5 не рассматривается изолированно от других текстов Нового Завета, а помещается в ясный исторический контекст. Также становится понятным, почему именно эти старейшины имеют полномочия, о которых мы не читаем больше нигде в Новом Завете. Кроме того, такой подход отдает должное обетованию об исцелении, которое здесь приводит Иаков, но при этом не предполагает неясности относительно его исполнения.

 

Выводы относительно Иак. 5

Из вышеприведенного обзора следует, что толкование Иак. 5 вызывает много споров. И все же последний (третий) подход кажется наиболее соответствующим тексту, историческому контексту и всему Писанию. В таком случае помазание, о котором говорится в Иак. 5, сегодня уже не может быть предметом споров.

Но также те, кого не убеждает такое толкование, должны сознавать следующее:

·         в Иак. 5 не говорится о человеке, который имеет особый дар исцеления или о целителе молитвой; говорится о старейшине (церкви);

·         также не говорится о массовом собрании, не связанном с конкретной общиной и больше походящем на открытое шоу. Иаков говорит об исцелении у кровати больного и по его просьбе;

·         в центре внимания не помазание, а молитва к Богу и размышление о жизни с Богом и ближним. Нужно остерегаться возвращения к суеверному обращению с елеем, когда ему приписывается сакраментальное или магическое значение.

Поэтому в любом случае этот отрывок из Иак. 5 не может служить основанием и оправданием методик многих целителей и служений исцеления.

 

Служения исцеления

Проанализировав такое явление, как помазание больных, мы теперь переходим к служениям исцеления. Они могут осуществляться в поместных общинах. К ним всячески стараются привлечь внимание; часто они сопровождаются рекламной кампанией. Кроме того, есть особые целители молитвой, которые странствуют по многим городам, арендуют большие залы и организуют что-то вроде шоу, вызывающих огромный интерес.

 

Практика служений исцеления

Однажды один из нас [то есть один из авторов статьи.Прим. перев.] присутствовал на служении исцеления, которое проводил Ян Зейлстра. Вот как все там происходило.

Собралось там приблизительно 250 человек. Служение началось воскресным вечером в 19:00. Сначала было много песен. Они были «призывными», с очень хорошим аккомпанементом. Бросалось в глаза, что во время исполнения разных песен на сцене стояли три милых девушки, одетых в обтягивающие, блестящие, серебристые наряды. Они танцевали и размахивали флажками.

Пели долго. Только спустя полчаса появился сам Ян Зейлстра. Он поприветствовал всех, сказал несколько вступительных слов, помолился, прочел отрывок из Библии и произнес проповедь (о том, что болезни исходят от демонов, а Бог не хочет, чтобы Его дети болели). Все это чередовалось с песнями. Потом он долго говорил о своих грандиозных планах, в частности, об организации турне и издание полноцветного журнала. Все эти планы требовали много денег. Он очень настоятельно призывал нас жертвовать для Божьего Царства. Он объяснял, как можно перечислять деньги для его служения, в том числе и как это делать регулярно раз в месяц через банк. Потом был проведен сбор денежных пожертвований. После этого к слову был приглашен гость из-за рубежа. Он также выступил с речью. Затем Ян Зейлстра пригласил людей выйти вперед, чтобы посвятить свою жизнь Господу. Четыре человека ответили на призыв. Зейлстра помолился вместе с ними, положил на них руки и благословил.

По ходу служения многие присутствующие ходили туда-сюда. Некоторые из них казались напряженными и нервными; некоторые выглядели так, будто им нездоровится. Мне и самому было тяжело усидеть столько времени.

Тем временем только после 21:00 началось собственно служение исцеления. Видеокамеры были готовы. Я обратил внимание на нескольких человек, которые стояли возле Яна Зейлстры. У каждого из них он сначала спрашивал, верит ли он (или она) в Иисуса Христа и отдал(а) ли он(а) свою жизнь Господу. Затем Ян Зейлстра поинтересовался, чем они болеют, притрагивался к больным частям тела или возлагал руки на их головы. Когда они утвердительно отвечали на вопрос: «Веришь ли ты, что Бог может тебя исцелить?», он начинал молиться громким голосом и грозным тоном приказывал духам, вызвавшим болезнь, выйти из человека. Тысячу раз он повторял слова «во имя Иисуса» и зал отвечал каким-то бормотанием. За каждым «пациентом» стоял для страховки человек, чтобы поймать и удержать, если тот вдруг упадет. Одной из больных была женщина, страдающая хроническими болями в животе. Также был юноша, который жаловался на расстройство внимания, и мальчик лет десяти, который вышел вперед вместе со своей мамой. Мальчик передвигался нормально, но мама рассказала, что из-за заболевания мышц он чувствует большую слабость в ногах. Зейлстра помолился над мальчиком, молитва была настойчивой и «приказной». Затем он повелел мальчику: «Ну же, иди, беги, во имя Иисуса! Скорее же, бегай туда-сюда по залу!» Когда стало ясно, что мальчик колеблется, Зейлстра подтолкнул его. Затем мальчик действительно прошел быстрым шагом туда и назад. Зазвучали аплодисменты и выкрики «Аллилуйя». Впоследствии мальчика (как и перед тем других «пациентов») кто-то из волонтеров вывел из зала.

В полдесятого я ушел. Я не знаю, сколько еще пациентов прошло через ту же процедуру и сколько еще длилось служение. После длительной поездки служение, длящееся более двух часов без какой-либо паузы, показалось мне затянутым и утомительным. Я задавался вопросом: каково было ждать все это время больным людям? Я не понимал, почему организаторы не учитывали, что больные люди быстро устанут – физически и морально. Предполагаю, что выносливость присутствующих больных ограничивалась одним часом.

Можно услышать множество рассказов о подобного рода служениях исцеления. Мы знаем людей, которые были исцелены на служениях Яна Зейлстры: например, от синдрома хронической усталости. Но есть и люди, которые, скажем, болели раком, и посещение этих служений им не помогло. Вину за отсутствие исцеления возлагали на скептицизм супругов больных.

Были ситуации, когда взрослые больные или родители маленьких больных детей под влиянием своего окружения ходили на служения исцеления или устраивали собрания исцеления у себя дома. Если они там ничего особого не ощущали и продолжали усиленно и постоянно молиться дома и на церковном служении о своей нужде, то у них появлялось беспокойство о том, что они закрывают себя для возможностей, которые уже дал им Бог. Несколько раз им пытались это объяснить. Бывало также, что разочарование их советчиков вселяло в них чувство вины. Неужели моя болезнь или смерть моего ребенка – это моя вина? Может, я ожидаю слишком мало? Закрываю ли я себя для того, что дает Бог?

Перед тем, как мы перейдем к оценке служений исцеления и действий целителей молитвой, еще раз напомним о страданиях, которые приносит болезнь. Болезнь может быть тяжелой и безнадежной. Родители вынуждены смотреть, как страдает их ребенок. Посещение служений исцеления может объясняться просто крайним отчаянием. К этому нужно относиться с пониманием.

 

Возражения против служений исцеления

·         Больной предоставлен силе своей собственной веры. Сторонники служений исцеления делают большое ударение на том, что у больного должна быть сильная вера. «Если ты только поверишь, то наверняка исцелишься». Этот акцент неверен, потому что превращает веру в нечто вроде энергии в человеке. Такой подход может иметь губительные последствия для веры и упования больного. У него появляется страх: достаточно ли во мне веры? Человек может начать упрекать себя или сомневаться: наверное, веры и молитвы – как моей, так и моего окружения – недостаточно… Как бы там ни было, человек предоставлен самому себе вместо того, чтобы найти прибежище в Иисусе Христе.

Многие христиане знают Джони Эриксон, известного автора из Америки. Когда ей было семнадцать, она нырнула в неглубокий водоем и покалечила шею.  Это привело к параличу конечностей. Она посещала собрания известных целителей молитвой. От чего, как там утверждалось, зависело ее исцеление? От ее веры! Она говорила о себе: «Да, это был вопрос моей веры! Я должна была работать над своей верой и заботиться о том, чтобы она была в наилучшем состоянии. И я ведь действительно верила! Но от этого мои ноги и руки не начинали работать». Из-за разочарования и болезни ее поразила депрессия. Как-то ей позвонил человек, сказавший, что получил о ней откровение от Господа. Откровение было таким: «Дочь моя, твои грехи мешают Мне исцелить тебя. А депрессия, в которую ты погружена, создает препятствия для наших отношений».

Джони говорит: «Сторонники служений исцеления рассматривают веру как веревочку, которую мы должны дернуть, чтобы Бог начал действовать. Бог почти становится нашей марионеткой» (из книги «Обетование исцеления»).

 

·         Больной и его окружение чувствуют стыд. Служения исцеления лишают больного покоя и не позволяют ему полностью сосредоточиться на Самом Боге. Личность целителя навязывает себя и занимает место между больным и Господом. Это также случается через действия людей, которые рекламируют служения исцеления. Тех, кто не откликается на приглашение, охватывает чувство: если я не исцелюсь, это будет моя вина. Кроме того, духовный стыд возникает как результат давления, которое иногда оказывает на больного и его окружение. Сначала публика торжественно ожидает исцеления, но затем разочаровывается в случае, если исцеление не удается; и тогда у больного возникает стыд, чувство вины, упреки в свой адрес и отчаяние. Путешествия и посещения целителей лишают больных покоя и не позволяют самим обратиться в молитве за исцелением к Богу. Кроме того, эта суета не позволяет больному задуматься о своей болезни, духовно подготовиться к возможно приближающемуся моменту смерти и уходу к Господу, помнить и принять вероятность смерти.

 

·         Обманчивая весть. Весть, звучащая на служениях исцеления, часто обманчива во многих отношениях. Начиная с безапелляционного и безоговорочного заявления о том, что Бог не хочет болезней. Утверждается, что если кто-то заболел, то причина болезни – это, несомненно, какой-то определенный грех, а может и происки демонов. Иисус исцелял всех, кто верил в свое исцеление. Кто верит, тот даже не просит Бога об исцелении, а требует его на основании Божьего обетования об исцелении. «Демон болезни, я повелеваю тебе, выйди из этой женщины, во имя Иисуса!» Если исцеления не происходит, то этому есть причины: неверие, сомнения или же упрямое пребывание в каком-то грехе (самого больного, его или ее супруги (а) или какого-то другого члена семьи).

Против этой вести можно привести много возражений. Действительно, согласно Библии, в некоторых ситуациях прослеживалась связь между грехом и болезнью (например, в 1 Кор. 11:30 или Ин. 5:14). Но в чем именно состоит эта связь, установить не так-то легко. При этом ответ Иисуса на один вопрос учеников представляется вполне ясным. Когда им повстречался слепой от рождения, они спросили: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9:2,3). Бездоказательные утверждения о связи между болезнью и предположительным грехом напоминают грех друзей Иова, который был самым праведным мужем своего времени, но при этом ужасно болел. Грех «друзей» состоит не только в жестокости по отношению к Иову. Божий гнев возгорелся против них особенно из-за того, что они превратно говорили о Боге! (Иов. 42:7). Их грех состоял в безграничном высокомерии. Они – словно крохотные людишки, осмелившиеся своим помраченным разумом рассуждать о том, как и почему Бог совершает то или это. Они уже «определили» причины, по которым Вседержитель со Своего небесного трона должен был поразить Иова болезнью и горем. Причины им были ясны: это некие тайные грехи в жизни Иова. В этом же грехе «друзей» Иова повинны сегодня целители молитвой и их защитники.

Может ли существовать связь между грехом и болезнью? Конечно, может. Например, сердечно-сосудистые заболевания как результат сознательных и безудержных злоупотреблений в образе жизни, работы или питания. Пожизненная инвалидность вследствие дорожно-транспортного происшествия, совершенного из-за собственного пьянства. Глубинной причиной болезней нервной системы, бессонницы и других заболеваний могут быть озлобленность или неисповеданный грех (Пс. 31:3-5). Но установить такую связь между грехом и болезнью может лучше всего и в первую очередь сам больной, а не кто-то посторонний. Если больной не выздоравливает, это еще не значит, что связь между определенным грехом и его болезнью обязательно присутствует. На практике нередко случается, что болезнь побуждает человека к размышлениям и самоанализу. Так и должно быть.

 

·         Центральное место целителей молитвой. Они путешествуют по разным странам, делают рекламу и собирают огромные залы. На плакатах и в журналах красуются их имена и фотографии. На них направлены прожекторы и камеры. Если бы они действительно хотели оставаться на заднем плане, то   ни за что бы не использовали такие методы. Апостолы не делали подобной рекламы. Господь Иисус неоднократно даже запрещал исцеленным говорить о чуде. Целители, правда, любят повторять, что исцеляют не они, а Бог. Однако это не отрицает того, что на практике именно их имена выходят на передний план. В Нидерландах каждый знает, кто такие Ян Зейлстра или Т.Б.Йошуа. И это отнюдь не случайно, ведь их собственные действия направлены на то, чтобы быть знаменитостями. Для исцеления именно они должны прикоснуться к больным. И хотя на служениях бесконечно повторяется фраза «во имя Иисуса», в центре внимания находятся именно целители. Вся организация служения подводит к следующему: да, признается, что исцеляет Бог, но для исцеления нужно обратиться к «посреднику». Целители выставляют себя в роли «посредников» между Иисусом и больным. Целитель со своим даром – это важное, почти неотъемлемое звено в исцелении. Часто целители не просто передают то, что прочли в Слове Божьем, но и претендуют на то, чтобы другие безоговорочно слышали голос Божий в их призывах: «У меня для вас хорошая новость. Вы исцелитесь».

Мы же исповедуем, что у нас есть только один Посредник: наш Господь Иисус Христос, к Которому мы по праву должны обращать свой взор и упование на получение помощи. Нам не нужны другие посредники, чтобы прийти к Господу и попросить об исцелении. Целители пытаются выйти на передний план и подчеркивают свою важную роль в посредничестве. Впрочем, то же самое может делать проповедник, социальный работник или врач. Так люди могут отвести ваш взор от Христа, Который не потерпит, чтобы кого-то превозносили наряду с Ним.

 

·         Атмосфера во время служений исцеления. Кроме элементов шоу, такие служения часто характеризуются непочтительной, даже развязной обстановкой: бесконечные вопли «во имя Иисуса» звучат как клише, как мантра, как слова-паразиты или даже как заклинания. Настоятельные речи, обращенные как к Богу, так и к «пациентам», звучат в грубом, приказном тоне. В таких условиях манипуляция «пациентами» практически неизбежна.

 

·         Игнорирование поместных общин. Допустим, текст из Иак. 5 должен применяться и сегодня, причем на таких служениях исцеления, которые нам сейчас известны. Но тогда по крайней мере надо серьезно относиться к тем установлениям, которые дает Иаков в этой главе. А именно, больной должен попросить прийти старейшин из его собственной общины. Но на практике мы видим, что многие служения исцеления вообще игнорируют поместные церкви. Это приводит к тому, что возникают серьезные вопросы относительно полномочий и действий человека, который представляется целителем. Авторитарное поведение, которое часто присуще этим людям, увеличивает риск манипуляций и злоупотреблений властью с их стороны. В этой связи следует поставить под большой знак вопроса правомерность той настойчивости, с которой во время подобных собраний собираются деньги на служение целителей. Елисей отказался принять деньги от Неемана. А Иисус, посылая Своих апостолов в том числе и исцелять, добавил: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Не должен ли пример Симона-волхва (Деян. 8:18-23) напоминать о сдержанности в этом вопросе?

 

Где источник?

На основании вышеуказанных возражений мы должны поставить правомерность служения исцеления под знак вопроса. Предположим, существует реальный опыт и свидетельства о поразительных исцелениях, которые нельзя просто отбросить как поддельные. Но нужно всегда задаваться вопросом об источнике таких исцелений. Нехристианские целители ведь также собирают полные залы, и также не на основании каких-то воображаемых исцелений. Там тоже что-то происходит.  Но что именно?

Следует настоятельно напоминать о предостережениях в Писании на этот счет.

В Мф. 7:22-23 Господь Иисус говорит о многих (!), которые Ему скажут: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». Но Иисус ответит им: «Я никогда не знал вас».

Говоря о будущем в Мф. 24:23-26, Иисус заметил: «… восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». И далее Спаситель предупредил: «… если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", – не выходите; "вот, [Он] в потаенных комнатах", – не верьте». Апостолы в своих посланиях (2 Фес. 2:9; 2 Тим. 4:3-5) повторяют эти предостережения Иисуса.

Усвоив эти предостерегающие слова Святого Духа, следует их использовать при принятии решения относительно посещения собраний целителей, которые рекламируют свое служение.

 

4.    Лучший рецепт

Что же делать, когда мы заболели? Или когда начинает сильно страдать наш ребенок? Первый и лучший рецепт таков: молитесь Господу Иисусу, веруя, что для Него достаточно сказать лишь слово. То, что Он может исцелить, – абсолютно очевидно. В том числе и посредством того, что мы называем «медицинским чудом». Но вопрос о том, хочет ли Он исцелить нас в данный момент, остается открытым. Наибольший покой обретает тот, кто в этом вопросе полностью полагается на Бога и вручает Ему свою жизнь.

Итак, давайте молиться. Дома и в общине. Используйте дары исцеления, которые Бог дал людям из вашего окружения. Если у кого-то в общине есть такой особый дар, и он использует его для созидания общины, смело обращайтесь к такому человеку. Молитесь и тогда, когда проходите лечение в больнице.

Но прежде всего ищите покой и надежду в Боге. Просите Его даровать вам покой и надежду в болезни, чтобы вы смогли предать себя Его водительству. Просите о терпении и твердости в страданиях. Как свидетельствуют об этом наша вера и исповедание: Бог всегда творит благо.

Сам Иисус есть наш Посредник. Сейчас Он так же глубоко сочувствует нам в наших болезнях и слабостях, как сочувствовал тогда, когда был на земле. И сейчас Он совсем не далеко от нас. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Поэтому нам не нужно отправляться в далекие города и страны и отчаянно искать исцеления. Не надо заказывать билеты на самолет, не надо покупать билеты на поезд. Прострите руки в вере, склоните колени в благоговении. Исповедайте пред Господом свои грехи. И помолитесь: «Господь, Ты – мой Врачеватель. Если тебе угодно, исцели меня. Тебе, Вседержитель, достаточно молвить одно слово».

 

Вопросы для обсуждения

1.    Как случилось, что в наше время столько внимания уделяется исцелению? Как вы оцениваете это явление?

2.    Что вы думаете и говорите о людях, которые серьезно больны или имеют сильно страдающих детей и которые иногда из отчаяния посещают служения исцеления?

3.    Обсудите различие между подходом человека, который опирается на свою веру, и человека, который опирается на Бога.

4.    Верите ли вы и ваша община, что Бог действительно может исцелить всякий недуг?

5.    Обсудите ожидания, которые возникают у людей в виду знамений, которые явил Иисус.

6.    Известны ли Вам примеры так называемых «медицинских чудес»?  Последовало ли это чудо после личной молитвы, через христианского целителя или через нехристианских целителей? В чем различие между этими чудесами?

7.    Известны ли Вам примеры исцелений, которые приписываются силе дьявола?

8.    Когда в вашей общине болеют люди, уделяется ли им должное внимание и молятся ли о них? Или, может, им уделяется даже слишком много внимания?

 

 

Авторы статьи, пастор Клаас ле Фрис (1959 г.) и Ханс ван Бентем (1960 г.), служат в реформатских общинах (освобожденных) в Нидерландах.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.