30.05.2014

Дональд Уитни

Духовное возрастание в христианской жизни

Скачать в других форматах:

Глава 13. Настойчивость в упражнениях для достижения благочестия

Мы должны дисциплинировать свою жизнь, и делать это нужно круглый год, а не просто в определенные периоды. Я должен дисциплинировать себя все время.

Мартин Ллойд-Джонс, "Изучение Нагорной проповеди"

Обычно наша рабочая неделя начинается на рассвете в понедельник. Очень мало времени отводится в нашем расписании на то, чтобы принять душ, одеться, поесть, собрать детей в школу и поехать на работу. С этого момента большая часть дня проводится в "беготне". Детей нужно отвести в школу, затем нужно сделать много срочных дел и "покрутиться" в доме или в саду до той минуты, когда детей уже нужно забирать из школы. Или вы пытаетесь пробиться в "пробке" на дороге по пути на работу, куда вы добираетесь как раз к моменту начала и неустанно "выкладываетесь" до тех пор, пока опять не попадаете в "пробку" по пути домой.

Добравшись домой после одной-двух вынужденных долгих остановок, вы все больше и больше привыкаете к тому, чтобы просто нагреть пищу в микроволновой печи, пока вы в спешке переодеваетесь в вечернюю одежду. Пару вечеров в неделю вам нужно потратить на детей, помогая им разобраться с домашним заданием. Еще один вечер, где-то среди недели, вся семья может провести на собрании в церкви. Еще один вечер проходит в помощи кому-нибудь. На следующий вечер вы можете задержаться на работе или сделать много дел по дому или вокруг дома. Или у вас может быть командировка. Также не забывайте, что иногда целые вечера уходят на выписывание чеков для оплаты счетов, приведение в порядок чековой книжки, участие в общественной деятельности. Вам также нужно время для своего хобби и разнообразных занятий.

Обострение всего этого может отразиться на воспитании детей, может привести к семейным конфликтам, стрессам на работе или смене работы, финансовой напряженке и т.д.

Звучит знакомо? Не является ли ваша жизнь свидетельством того, что несмотря на все технологические достижения и приспособления, облегчающие труд, свободное время в последнем поколении резко уменьшилось?

Затем вы читаете эту книгу, которая призывает вас ко всем этим духовным упражнениям. И вы начинаете чувствовать себя, как уставший, шатающийся жонглер, ходящий по канату, пытаясь удержать в воздухе десяток яиц, и при этом кто-то хочет подбросить вам еще другой десяток.

Я пришел к заключению, что за редким исключением, благочестивый человек - это занятый человек. Благочестивый человек посвящен Богу и людям, и это занимает все его время.

Хотя Иисус никогда никуда не спешил, Он был занятым человеком. Читая Евангелие от Марка, заметьте, как слова "сразу же после сего" употребляются при переходе от одного события в жизни Иисуса к другому. Мы читаем о том, как иногда Он служил людям целый день допоздна и затем просыпался до рассвета, чтобы помолиться и отправиться в другое место для служения. Евангелия говорят, что иногда Он вообще не спал всю ночь. В них рассказывается, что иногда Он так уставал, что мог заснуть в лодке посреди бури. Почти каждый день Его теснили толпы людей. Каждый, стремился привлечь Его внимание и хотел, чтобы Он уделил ему хотя бы немного времени. Никто из нас и представить себе не может, какой "стресс по работе" постоянно переживал Иисус. Если бы жизнь Иисуса или Павла сравнить с той "уравновешенной жизнью", которую многие христиане ведут сегодня, то их посчитали бы за "трудяг", которые ужасно пренебрегали своими телами. Писание подтверждает наблюдение: лень никогда не ведет к благочестию.

Все это сказано для того, чтобы показать, что духовные дисциплины всегда были тем, что может сделать благочестивого человека из занятого человека. Духовные дисциплины не предназначены только для тех христиан, кто имеют много свободного времени (где таких найти?). Дисциплины являются данными Богом средствами, которыми занятые верующие преображаются в Христа. Через духовные дисциплины Бог предлагает Свою изменяющую жизнь благодать постоянно бегающим по делам мамам, тяжело трудящимся папам, сверхуглубленным в учебу студентам, занятым и не имеющим ни одной свободной секунды одиночкам, перегруженным ответственностью родителям, - одним словом, каждому верующему.

Но как мы можем успеть справиться со всем этим? Во-первых, Божий голос относительно приоритетов лучше всего можно расслышать, когда практикуются духовные дисциплины. Чем старше вы становитесь, тем больше обязанностей у вас накапливается. Прибавление и рост детей требует большего внимания к их жизни в школе, спорте и передвижении. Продвижение по работе приносит с собой еще больше обязанностей и возможностей. С накоплением имущества на протяжении лет постоянно увеличивается время, нужное для поддерживания его в хорошем состоянии. Все это значит, что ваша жизнь периодически будет требовать от вас переоценки объектов самого большого внимания. Возможно, через дисциплины чтения Библии, молитвы, поклонения, молчания и уединения, ведения дневника Бог может говорить вам, от каких видов деятельности следует избавиться. Вместо того, чтобы рассматривать духовные дисциплины как дополнительное бремя, мы должны понять, что они являются Божьим путем облегчить наш груз и помочь нам плыть более ровно.

Даже при постоянной переоценке приоритетов благочестивый человек всегда будет занятым человеком. Однако занятой человек больше всего искушаем оставить упражнения, ведущие к благочестию. Без практики духовных дисциплин мы не будем благочестивыми, и мы также не будем благочестивыми без настойчивости в дисциплинах. Даже небольшая, медленная настойчивость в духовных дисциплинах лучше, чем иногда грандиозное, но непостоянное их практикование.

Как мы можем быть более настойчивыми в дисциплинах благочестия? Когда эмоции, 'которые обычно сопровождают начало духовных упражнений, исчезают, как мы можем остаться верными? Существуют три вещи, которые до сих пор редко упоминались, но которые при правильном их понимании помогут вам крепко стоять в духовных дисциплинах. Вот эти три вещи: роль Святого Духа, роль общения и роль борьбы в христианской жизни.

Роль Святого Духа

Где бы ни пребывал Святой Дух, Его присутствие создает жажду святости. В Его должность входит восхвалять Христа, и именно Он дает верующему желание быть подобным Христу. Сам по себе человек не имеет такой страсти. Но в христианине Дух Божий начинает высвобождать волю Божью, чтобы сделать дитя Божье похожим на Сына Божьего (Римлянам 8:29). И начавший доброе дело в жизни верующего "будет совершать его даже до дня Иисуса Христа" (Филиппийцам 1:6).

Итак, роль Святого Духа заключается в том, чтобы производить в нас желание и силу для дисциплин, ведущих к благочестию. Во 2 Тимофею 1:7 ясно видно, что именно Он развивает в нас все это: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия" (в английском тексте - дисциплинирования себя). Так что, независимо от того, склоняет ли вас ваш естественный темперамент или характер к упорядоченным и дисциплинированным привычкам, присутствие Святого Духа внутри вас снабжает вас достаточной мерой сверхъестественного "духа... дисциплинирования себя" для того, чтобы вы были способны исполнять заповедь: "упражняй себя в благочестии".

Вот почему несмотря на то, что есть дни, в которые вы подвергаетесь искушению полностью прекратить свое христианское хождение или сдаться и перестать служить народу Божьему, или прекратить исполнять духовные дисциплины, считая это пустой тратой времени, у вас все равно есть на что опереться. Ибо именно Дух Святой побуждает вас и дает вам способность быть настойчивыми. Во времена духовной лени и когда у вас нет абсолютно никакого энтузиазма заниматься духовными дисциплинами или же когда вы прекратили практиковать какую-либо конкретную дисциплину, которую вы обычно практиковали, именно Дух Святой побуждает вас вновь заняться ими, не взирая на ваши человеческие чувства и настроение. Если бы вы были предоставлены самим себе, вы бы давным-давно прекратили заниматься этими средствами, снабжающими вас питательной благодатью, но именно Дух Святой сохраняет вас, давая вам благодать, чтобы быть настойчивыми в них.

Воздержание, или, как говорится в другом переводе, "самоконтроль", согласно Галатам 5:23, является непосредственным продуктом, или "плодом" духовного божественного управления жизнью верующего. И когда христианин выражает этот произведенный Духом самоконтроль посредством практикования духовных дисциплин, результатом этого будет прогресс в благочестии.

Для того чтобы проиллюстрировать роль Святого Духа в помощи чаду Божьему быть настойчивым в дисциплинах благочестия, один современный писатель говорит о своей борьбе и успехе в области дисциплины молитвы:

"Недавно я вновь читал о женщине, которая решилась однажды посвятить себя молитве, что сильно воздействовало на мою совесть. Но я достаточно хорошо знал, что здесь понадобится нечто большее, чем мое решение и согласие. Я начал молиться о том, чтобы быть способным делать то же самое, что и эта' женщина. Я выразил Богу свои шаткие стремления и желания, Свое изнуренное чувство осторожности, связанное с очередной попыткой совершить свои намерения, а также мои отчаянные старания добиться более дисциплинированного и регулярного результата. В результате такой простой молитвы я обнаружил нечто удивительное: я был приведен в присутствие Того, Кто обладал неограниченной силой и способностью хранить меня в Своей близости. Я обнаружил, что мой фокус постепенно отходил от моих собственных усилий и направлялся к божественным возможностям, от изнурения - к благодати, от тяжести - к взаимоотношениям. И вскоре я осознал, что это происходит регулярно. Я стал намного больше молиться. Я стал менее озабочен методами молитвы и ее механическими подходами и вместо этого возрос в мотивации. И я заново осознал, что Бог настолько о нас заботится, что Сам помогает нам молиться. Когда мы "не знаем, о чем молиться, как должно... Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Римлянам 8:26)".

Библия не объясняет нам конкретную механику тайны служения нам Духа Святого. Каким образом молитва (или же практика любой другой духовной дисциплины), с одной стороны, побуждается и производится Святым Духом, а с другой стороны, одновременно является нашей личной ответственностью, остается непонятным. Но ясно видны эти две вещи: 1) Бог всегда будет верно помогать быть настойчивым каждому Божьему избраннику в тех вещах, которые будут делать нас похожими на Христа. И 2) мы не должны ожесточать наших сердец, а вместо этого покорно реагировать на все Его побуждения, если собираемся стать благочестивыми.

Роль общения

Никто, читающий об этих дисциплинах, не должен воображать, что, практикуя их в изоляции от других верующих, он может стать настолько же подобным Христу, а возможно, даже и больше, чем христиане, являющиеся активными членами поместной христианской церкви. Ничто не может быть дальше от истины, чем полагать, что духовные дисциплины являются такой частью христианской жизни, которая не связана с общением с другими верующими.

Измерять прогресс в уподоблении Христу, смотря при этом только на возрастание в общении с Богом, значит делать неполное и незавершенное измерение. Духовная зрелость также включает в себя возрастание в общении с детьми Божьими. Апостол Иоанн ясно сказал об этих двух вопросах в 1 Иоанна 1:3: "О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение - с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом". Общение Нового Завета осуществляется как с Триединым Богом, так и с Его народом. Как человеческая зрелость Иисуса включала в себя возрастание в благоволении у Бога и у людей (Луки 2:52), точно так же должно происходить и в отношении духовной зрелости тех, кто стремится стать похожим на Иисуса через духовные дисциплины.

Одной очевидной причиной, по которой мы не должны брать духовные дисциплины и становиться духовными затворниками является то, что некоторые дисциплины невозможно практиковать без участия других христиан. Например, такие дисциплины, как публичное поклонение, совместная молитва, служение другим ученикам и т.д. К тому же, одной из Божьих целей общения является дополнение духовных дисциплин и стимулирование через них возрастания в благочестии. Например, как изучение Слова Божьего в одиночестве является одной Богом данной дисциплиной для возрастания в благодати, точно так же происходит и в изучении Слова совместно с другими верующими. Несомненно, духовные дисциплины имеют некоторые применения, касающиеся сугубо индивидуального аспекта. Но Бог никогда не намеревался, чтобы они практиковались вне общения с новозаветной церковью.

Христиане в западной культуре легко забывают о роли общения в теологии и практике духовных дисциплин. Одной из причин такого пренебрежения является огромный индивидуализм, которым ярко отмечено наше общество, а также такие понятия, как "делай то, что тебе нравится", "будь сам себе начальником", "ищи самое элитарное общество".

Но есть еще более тонкая причина: неспособность, присущая многим христианам, различать, где социальные взаимоотношения, а где общение. Хотя социальные взаимоотношения являются одновременно частью и контекстом общения, тем не менее возможно иметь социальные взаимоотношения, не имея при этом общения. Социальные отношения - это когда мы разделяем с другими нашу земную человеческую жизнь. Христианское общение же, которое в греческом Новом Завете звучит как "койнония", - это когда мы делимся с другими духовной жизнью. Поймите меня правильно, социальные взаимоотношения являются важным аспектом церкви и необходимы для поддержания сбалансированной жизни. Но мы зашли слишком далеко в своих социальных вопросах, придав им большее значение, чем они заслуживают. Мы даже стали готовыми к тому, чтобы вообще заменить общение социальными взаимоотношениями, лишая себя таким образом того истинного христианского общения, которое по праву принадлежит нам как верующим. И когда такое происходит, это пагубным образом отражается на практике духовных дисциплин и на нашем возрастании в благодати.

И вот как это выглядит: двое или более христиан сидят вместе часами, обсуждая политические или другие новости, погоду, спорт, совершенно игнорируя при этом их нужду в обсуждении реальных духовных вопросов. Я вовсе не говорю, что каждый разговор христиан должен обязательно включать в себя ссылки на Писание, недавние ответы на молитвы или откровения, полученные во время личного общения с Богом. Но я заметил, что многие христиане являются настолько независимыми в своей практике духовных дисциплин, что почти никогда не говорят о всех выше перечисленных духовных вещах на искреннем сердечном уровне. А если у нас не будет личного взаимодействия во всех духовных вопросах, проблемах и во всем том, что должно составлять наш общий духовный взаимный интерес, наши духовные жизни станут невероятно нищими. И по прошествии дня, проведя все наше время в обсуждении социальных вопросов, мы делаем вывод, что у нас было настоящее христианское общение. Только у христиан может быть богатый пир "койнонии", но как часто мы садимся за стол, на котором стоит примитивная похлебка, приготовленная из дешевых концентратов мирских социальных вопросов, которой обильно питается весь этот мир.

Как мы нуждаемся в личном переживании дисциплины разговора о Христе с неверующими, точно так же мы нуждаемся в подобной дисциплине общения с верующими. В отличие от дисциплины евангелизации, где беседа о жизни Христа идет в одностороннем направлении, общение включает в себя двухстороннюю взаимную передачу духовной жизни. Дж. Паркер определяет общение следующим образом:

"Поиск возможности поделиться тем, как Бог открывал Себя другим, и все это делается для того, чтобы верующие могли обрести силу, утешение, освежение и наставление для своих душ".

Общение может происходить в любом месте собрания христиан - при поклонении, служении, еде, свидетельстве, молитве, восстановлении чего-нибудь и т.д. Но каким бы ни было такое общение, оно должно свидетельствовать словом и делом о жизни Христа. Если мы живем, находясь среди других, так, как Христос, мы можем побуждать наших братьев жить так же. Говоря о Христе и о духовных вещах, мы также ведем друг друга к благочестию.

Такое назидание описано в Ефесянам 4:16, где говорится о всем теле, составляемом и совокупляемом "посредством всяких взаимно скрепляющих связей", которое "при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви". Возрастая в благодати, мы можем все более правильно действовать как индивидуальный член. Когда тело верующих созидает "самого себя в любви", каждый отдельный христианин, в свою очередь, возрастает в благочестии и каждый верующий упражняет себя в благочестии, его индивидуальный духовный рост помогает созиданию тела (поместной церкви) верующих, находясь в общении с ними. Когда такое тело христиан созидается совместно, увеличивающаяся сила общения способствует духовному росту каждой отдельной души и побуждает ее искать благочестия через духовные дисциплины. Если мы упражняем себя так, как говорит Библия, то общение среди верующих обязательно увеличится. А библейское общение усилит упражнение в духовных дисциплинах.

Но без истинного общения даже горячо упражняющиеся в духовных дисциплинах христиане не смогут правильно духовно развиваться. Автор Послания к евреям предупреждает: "Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом" (3:13). Когда мы выходим из-под духовной защиты и теряем общение, нам становится намного легче обольститься грехом. Очень многие увлеченные грехом люди усердно упражнялись в дисциплинах. Я знал людей, которые изучали Библию и много молились и были убеждены в том, что им не нужны никакие "недуховные" люди в церкви. Не прислушиваясь к верующим с различными дарами, они убежденно отстаивали свое искаженное понимание Писания, проповедовали "слова Божьи" всем подряд и могли оправдать даже самый мерзкий грех своей мнимой духовностью. Конечно же, это редкие исключения, но они показывают то, как даже самые опытные и усердные в духовных дисциплинах нуждаются в том, что можно получить от Бога только через общение.

"Сообщайтесь с освященными людьми, - советовал пуританин Томас Уотсон, - своим советом, молитвой и святым примером они могут освятить и вас".

Роль борьбы

В христианской жизни присутствует элемент борьбы. Многие силы препятствуют духовному прогрессу находящихся на стороне Небес. Нужно сказать, что эта внутренняя борьба не происходит каждую минуту, но нельзя также отрицать, что это противление, не исчезающее никогда. Поэтому не обольщайтесь и не думайте, что если вы насыщаетесь благодатью, предоставляемой Богом через духовные дисциплины, то жизнь христианина становится легкой.

Это может показаться странным, но я включил эту главу о роли борьбы в надежде, что это вдохновит вас следовать за Христом и упражняться в дисциплинах именно тогда, когда это трудно. Во время написания предыдущей главы мне позвонила одна молодая женщина, которая была христианкой уже три года. Она выразила мне свое разочарование по поводу недавнего духовного упадка и поинтересовалась, переживают ли и другие люди в церкви, которые выглядят такими духовно зрелыми, такие же сражения, от которых она "истекала кровью". Свежее напоминание, что ВСЕ христиане переживают такие же сражения, как и она, принесло ей утешение и надежду. Пусть оно принесет их и вам.

Остерегайтесь тех, кто учит, что если вы пойдете определенными шагами и будете иметь особые переживания, то освободитесь от борьбы с грехом, который нарушает вашу святость. Такие обещания являются духовными "семечками", которые вы едите, но никогда ими не насыщаетесь.

Сама идея того, что упражнение в духовных дисциплинах и возрастание в благочестии будет сопровождаться борьбой, выражена в стихе, заключающем в себе тему этой главы. Говоря о благочестии, упомянутом в 1 Тимофея 4:7-8, апостол Павел пишет в 10-м стихе: "Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим..." Слова "трудимся и поношения терпим" говорят нам, что преображение Иисуса означает намного больше, чем просто "давайте пойдем и позволим Богу". Они означают "сражаться". Это звучит, как теология дел, а не благодати, правда? Похоже, что я говорю о том, что хотя мы начинаем христианскую жизнь духом, мы должны стать святыми через дела плоти (Галатам 3:3), да? Абсурд! Я говорю о том, что явно видно из всего новозаветного учения о духовном росте. Продвижение в христианской жизни приходит не только благодаря действию Святого Духа и не только из-за наших дел. Оно приходит в результате нашего содействия и взаимодействия с благодатью, которую Святой Дух дает и поддерживает в нас. Наше развитие и преображение в Христа может произойти только так, как произошло с Павлом, который сказал: "Я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Колоссянам 1:29). Заметьте, что Павел сам трудился и подвизался, но все это было в согласии с силой Святого Духа, действующей могущественно в нем. Мы уже говорили о том, как Святой Дух помогает нам оставаться преданными упражнениям; через которые Он вырабатывает в нас характер Христа. Чтобы правильно понимать, как происходит духовный рост, мы также должны осознавать реальность войны, с которой придется столкнуться прощенному, но склонному ко греху человеку, который хочет стать таким, как Иисус Христос.

Это ясное учение Нового Завета. Оно предупреждает нас о мире, плоти, дьяволе и о том, как они восстают против нас. Библия говорит, что так как противление приходит с трех сторон, мы должны сражаться и побеждать его до тех пор, пока находимся в нашем теле.

Сколько бы мы ни находились в мире, он всегда будет бесконечно давить на нас. Иисус напоминает нам, что мир возненавидел Его, поэтому он возненавидит и нас, если мы последуем за Ним (Иоанна 15:18-19). Иоанн увещевает нас: "Не любите мира" (1 Иоанна 2:15). Затем он продолжает и говорит о том, что все, что в мире - это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. И никакое другое переживание не может надолго сохранить вас от каждого из этих мирских искушений, кроме переживания оставления мира.

В Писании есть еще одно место, которое яснее раскрывает реальность духовной войны. В нем говорится о нашей войне с плотью и о нашей постоянной склонности ко греху. Галатам 5:17 показывает такую реальность: "Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы". Иногда нам очень легко поступить правильно и исполнить волю Божью. Иногда вы находите самую большую радость только в чтении Слова Божьего. Иногда вы переживаете в молитве такое наслаждение, что желали бы никогда не прекращать молиться. Но все равно мы все знаем, как трудно иногда бывает придерживаться хотя бы какой-нибудь дисциплины. Дух толкает вас к благочестию и упражнению в дисциплинах, но ваша плоть восстает и противится этому. Так происходит потому, что "они друг другу противятся". Но хотя упражнение иногда требует сражения, самодисциплина - это не самонаказание. На самом деле это попытка сделать то, к чему вас ведет Дух и чего вы действительно хотите в своем сердце. Сражение происходит тогда, когда "плоть желает противного духу... так что вы не то делаете, что хотели бы". Но вместо того чтобы думать о сражении как о самонаказании, более духовным было бы видеть упражнение в дисциплинах как один из способов "сеять в дух", о чем говорится в Галатам 6:8. Но библейский факт, что плоть желает противного духу, подтверждает, что пока вы находитесь в этом теле, никакое духовное переживание не может навсегда освободить вас от напряжения.

Конечно же, у вас есть личный враг - дьявол, который упорно следит только за тем, чтобы вы оставили дисциплины. Апостол Петр напоминает нам: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петра 5:8). Если существует какое-нибудь переживание, благодаря которому нам никогда не нужно сталкиваться с духовной войной, то почему нам не сказано о нем, а сказано о том, чтобы бодрствовать и трезвиться? Почему нам приказано в 6-й главе Ефесянам облечься во всеоружие Святого Духа? Да потому, что мы на войне, в сражении и конфликте. И эта война, являющаяся неотъемлемой частью христианской жизни, неизбежна.

Но где же тогда победа? Победа над миром, плотью и дьяволом давным-давно была решительно и навечно одержана Иисусом Христом. Победа передается нам Святым Духом. Со своей стороны, Он сохраняет нас в благодати Божьей. Но частью этого сохранения является наша верность. А мы, с нашей стороны, берем на себя свой крест и следуем за Христом, живя духовной жизнью, которой жил Он. Победа, которую мы одерживаем над силами, противящимися нашему возрастанию в упражнениях, приходит, собственно говоря, через само практикование этих упражнений. Другими словами, именно через настойчивость в духовных упражнениях мы в основном и одерживаем победу над врагами этих упражнений. Если мы сдаемся этим врагам наших душ и оставляем дисциплины, победа никогда не придет. Но если мы накапливаем это духовное оружие, то нам будет дано еще больше благодати и силы побеждать. Однажды война закончится, все обетования будут завершены, и духовные дисциплины будут больше не нужны, ибо в конце концов мы "будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Иоанна 3:2). Поэтому давайте вступим в это сражение, используя духовные средства, потому что оно будет для нас таким же, каким было для пуритан, у которых был девиз: "Viricit qui patitur", что означает "выносливый побеждает".

"Итак, мы должны помнить, - советует Пакер, - что любая мысль остаться вне конфликта, внутреннего или внешнего, стремясь к святости в этом мире, - это сон и иллюзия, которая может влиять на нас только разлагающе и пагубно и иметь на нас такой же эффект разочарования, какой мы получаем, просыпаясь утром после прекрасного сна. Мы должны осознать, что истинная святость будет подвержена вражескому огню постоянно, так же как была подвержена святость Иисуса Христа". В Послании к евреям 12:3-4 нам говорится: "Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха".

Святой Дух, истинное общение и осознание идущей войны в христианской жизни помогут вам быть терпеливыми в духовных дисциплинах. Без такой терпеливости дисциплины являются неэффективными и незавершенными. Заметьте, как терпение связывает дисциплину (или воздержание) с благочестием в 2 Петра 1:6: "...в воздержании терпение, в терпении благочестие..." Без терпения связь между воздержанным упражнением в дисциплинах и благочестием похожа на заряженную до отказа батарею, которая плохо присоединена к электрической лампочке. Свет отрывисто мигает и не дает никакой пользы. Но когда между этими двумя есть связь терпения - свет ярко сияет. Точно так же, чем больше вы проявляете терпения в упражнении духовных дисциплин, тем стабильнее свет жизни Христовой будет сиять через вас.

Более широкое применение

Хотите ли вы стать благочестивым?

Тогда практикуйте духовные дисциплины в свете вечности. Я слышал, что Джонатан Эдварде молился такой молитвой: "О Боже! Отпечатай вечность на моих глазах!" Представьте, насколько иначе мы будем проводить наше время и делать наши выборы в жизни, если на все будем смотреть с перспективы вечности. Так много вещей, которые сейчас кажутся нам чрезвычайно важными, внезапно покажутся нам недостойными даже малейшего внимания. И многие вещи, которые мы относим к категориям "я сделаю их, когда у меня появится больше времени", вдруг приобретут огромную значимость в наших глазах и гигантскую неотлагательность. Если мы посмотрим на практику духовных дисциплин через призму вечности, то сразу же осознаем, что это является неоспоримым приоритетом из-за своей тесной связи с благочестием.

Божьим планом всегда было наше практикование духовных дисциплин со взглядом на вечность. Стих из 1 Тимофея 4:7, на котором основана эта книга: "Упражняй себя в благочестии", заканчивается такими словами: "Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей". Видеть духовные дисциплины только с перспективы нашего теперешнего времени - значит быть близоруким в духовном смысле. Нам нужно относиться к ним более серьезно. Мы не должны удовлетворяться всего лишь вопросами

О том, что они могут дать нам сегодня или на протяжении нашей земной жизни. Благочестие, основанное на практике дисциплин, имеет обетование жизни настоящей, можете не сомневаться в этом. Даже в этой жизни вы можете получить пользу от них. Но ценность благочестия и сопутствующих ему духовных дисциплин лучше всего видна в свете вечности. Осознаете ли вы это или нет, однако все, что вы делаете, отражается в вечности. Нет ничего такого, что могло бы отражаться только в нашей земной жизни. Иными словами, все, что мы говорим или делаем, имеет вечные последствия. Из Писания ясно видно, что нам в конечном итоге придется давать отчет Богу о том, как мы провели свою земную жизнь, в-результате которого мы либо получим награду, либо потерпим урон, и это зависит от того, что мы делали, живя в теле (см. Римлянам 14:12 и 1 Коринфянам 3:10-15). И так как весь груз вечности (согласно словам Томаса Брука) висит на тоненькой нити под названием время, давайте использовать наше время так, чтобы иметь от него пользу не только в этой жизни, но также, чтобы лучшим образом приготовиться для вечности. И верное практикование духовных дисциплин лучше всего приготавливает нас как к нашей земной жизни, так и к грядущей жизни в вечности.

Будете ли вы становиться благочестивыми?

Это можно достичь через духовные дисциплины. В Писании ясно показан путь к достижению благочестия. Станете ли вы стремиться к благочестию? Тогда Господь говорит вам через 1 Тимофея 4:7: "Упражняй себя в благочестии". Это единственный путь к благочестию.

Не существует ни одной объездной дороги, ведущей к благочестию. Но плоть хочет найти или создать более легкий путь, минуя при этом духовные дисциплины. Она протестует и говорит: "А почему это христианская жизнь не может проводиться экспромтом и импровизированным неподготовленным образом? Весь этот разговор о дисциплинировании себя похож на законничество и напоминает палочную дисциплину, а также делает уподобление Христу тяжелее, чем я предполагал. Я просто хочу быть спонтанным и самопроизвольным!"

Евангелист Джон Гэст хорошо ответил на это искушение: "Слово "дисциплина "стало грязным словом в нашей культуре... Я знаю, что во многих кругах мои слова сочтут за ересь, но понятию "спонтанность" придали слишком огромное значение. Спонтанный человек, отказывающийся от всякой нужды в дисциплине, подобен фермеру, отправившемуся собирать яйца. И когда он шел к курятнику, он заметил, что насос протекает. Поэтому он остановился, чтобы починить его. Насос нуждался в новой прокладке, поэтому фермер пошел в сарай за новой прокладкой. Но на пути в сарай он заметил, что из сеновала упало много сена, поэтому он пошел за вилами. Затем ему попалась швабра с поломанной ручкой: "Надо не забыть купить ручку для швабры, когда я поеду в город " - подумал фермер...

С этого момента становится ясно, что фермер так и не соберет яйца из курятника, а также он вряд ли закончит что-либо из того, что задумал исправить и совершить. Он полностью словно спонтанный, но едва ли он является свободным. Он, скорее всего, является пленником своей спонтанности.

Дело в том, что дисциплина является единственным путем к свободе; она является необходимой предпосылкой к спонтанности".

Не напоминает ли вам день этого фермера вашу собственную духовную жизнь? Порхаете ли вы с одной цели на другую, достигая при этом очень малого эффекта и возрастания в благодати? Несомненно, мы нуждаемся в спонтанности, но спонтанность без дисциплины является поверхностной. У меня есть несколько друзей, которые могут играть прекрасные импровизации на фортепьяно или на гитаре. Но единственной причиной, по которой они могут играть с такой спонтанностью, является то, что они многие годы дисциплинировали себя и упражнялись в музыкальных гаммах и других музыкальных фундаментальных этюдах и упражнениях. Иисус мог жить в такой огромной духовной "спонтанности" из-за того, что Он в действительности был самым дисциплинированным человеком из всех когда-либо живущих на земле. Ничего не делайте, и вы будете жить спонтанно. Но если вы желаете достичь эффективной спонтанной христианской жизни, то такая жизнь должна быть плодом духовно дисциплинированной веры.

Многие верующие терпят неудачу в практиковании духовных дисциплин в основном не из-за своего желания жить спонтанно, а из-за того, что никак не могут найти время для этих дисциплин. Но если вы желаете быть благочестивым, вы должны смотреть в лицо тому факту, что вы всегда будете чем-то заняты. То, что от вас больше всего хочет Бог, т.е. любить Его всем сердцем, душой, разумением и всей крепостью и любить ближнего, как самого себя (Марка 12:29-31), нельзя делать только в ваше свободное время. Любить Бога и других словом и делом приведет к тому, что у вас будет занятая жизнь! Я не утверждаю этим то, что Бог хочет, чтобы мы жили лихорадочной жизнью, но я, скорее, хочу доказать, что благочестивые люди никогда не являются ленивыми людьми.

Так что если вы просто ждете, когда у вас появится больше времени на духовные дисциплины, то знайте - никогда. В сво,ей открытке ко мне и моей жене Джина Флеминг писала: "Иногда я думаю, что когда жизнь наладится и станет гладкой, я сделаю то и другое и т. д. Но мне пора бы было уже научиться, что жизнь никогда не налаживается в таком смысле и не бывает гладкой длительное время. Все, что я хочу совершить, надо делать тогда, когда жизнь находится в таком состоянии, как сейчас".

Я думаю, что эти слова являются удивительным откровением и проницательностью относительно нашей повседневной жизни. Потому что жизнь действительно никогда не становится гладкой, ибо нам всегда нужно будет делать множество вещей. Если же мы собираемся когда-либо достичь прогресса в благочестии через духовные дисциплины, то это надо делать сейчас, когда наша жизнь является такой, какая она есть сегодня.

В мои старшие школьные годы все интересующиеся баскетболом хотели быть похожими на Пита Моравича. "Пистолет Пит", как его называли, забросил больше мячей и набрал больше очков, чем кто-либо другой в истории колледжа, а также был самым энергичным баскетбольным игроком своего времени. Раньше, до Пита Моравича, дриблинг между ног и пасс за спиной считались чем-то вроде искусства, которое показывалось как отдельное от игры представление. Но Моравич сделал эти баскетбольные приемы обычными и общепринятыми. По окончании своей карьеры он был введен в список лучших игроков Национальной баскетбольной ассоциации. Когда Питу перевалило за тридцать, он стал христианином и в 1988 году, когда ему было только сорок, внезапно скончался от сердечного приступа.

За год до своей смерти Моравич сказал в своем интервью следующие слова:

"Ключом моего успеха была тренировка. Я многократно тренировался день за днем. Я полностью посвятил себя спорту. Я старался сделать все возможное, чтобы улучшить свои способности. Это было, как наваждение. Я заплатил цену, чтобы быть хорошим игроком. Но что касается моей собственной жизни, то я не уверен, что провел ее самым лучшим образом. Если бы в то время я с такой же степенью посвятил себя христианской вере, что я и стараюсь делать в данное время, то в последствии я был бы намного лучшим человеком".

Дисциплинируя себя и упражняясь в бросании мяча в кольцо, в передаче мяча партнерам и дриблинге, Пит Моравич стал одним из самых лучших баскетболистов в истории баскетбола. Несмотря на полученные благодаря спорту деньги и известность, Пит все же стал затем сильно сожалеть, что посвятил столько времени и энергии не христианской вере, а спорту. Но готовы ли вы упражнять себя в той степени, в которой хотел упражняться Пит? Готовы ли вы упражнять себя в благочестии в такой же степени, как Пит упражнял себя в баскетболе? Значит ли благочестие для вас столько же, сколько баскетбол значил когда-то для Пита Моравича?

Так же как единственным путем к Богу является Христос, так же и единственным путем к благочестию является сосредоточенная на Христе практика духовных дисциплин. Будете ли вы "упражнять себя в благочестии"? Когда вы начнете это?

Издательство "Библия для всех", Санкт-Петербург, 1997 г.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.