31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 23. Проблемы современного мира

На каждом этапе истории церковь сталкивалась с различными проблемами. Каждую трудность, с которой сталкивается церковь, Христос использует для того, чтобы побудить народ с верой обращаться к Нему за мудростью в применении Божьего Слова. Как члены современной церкви, доверяемся ли мы Ему в применении Его Слова в трудностях, с которыми мы сталкиваемся?

В этом уроке мы хотим показать некоторые из проблем, с которыми Церковь столкнулась в своей недавней истории. Мы рассмотрим вопрос о рабстве, о некоторых культах, а также вопросы, с которыми римо-католическая церковь выступила на соборе, известном как ІІ Ватиканский собор.

 

РАБСТВО

В церкви Соединенных Штатов Америки вопрос рабства постепенно стал злободневным вопросом. Первые рабы попали в Соединенные Штаты 20 августа 1619 года. Голландское судно доставило двадцать черных рабов в Джеймстаун, Вирджиния. К 1830 году количество рабов в Соединенных Штатах выросло почти до двух миллионов. Как церковь отреагировала на рабство? Многие в церкви просто приняли его как образ жизни. Некоторые из пуритан Новой Англии были работорговцами. Другие, включая Джонатана Эдвардса, владели рабами. Некоторые христиане доказывали, что содержать черных в качестве рабов приемлемо, так как они – низшие существа. Однако были и другие, которые выступали против рабства. Уже в 1769 году Сэмюель Хопкинс, служитель из Ньюпорта, Род Айленд, проповедовал против рабства. На первых порах только квакеры как объединенное христианское сообщество выступили против рабства.

По окончании колониального периода люди по-другому стали расценивать рабство. Движение против рабства началось в пресвитерианской, методистской и баптистской церквях. Вначале движение против рабства в южных штатах было более мощным, чем в северных штатах. Однако отношение южан к вопросу рабства совершенно изменилось после изобретения хлопкоочистительной машины в 1792 году. Неожиданно хлопок стал чрезвычайно важным продуктом на Юге. К 1830 году как гражданские, так и церковные лидеры пришли к выводу, что выращивание хлопка не выгодно, если не использовать труд черных рабов. Поэтому христиане Юга искали библейские подтверждения рабству. А в это время христиане на Севере все больше и больше сопротивлялись рабству. Это приводило к огорчениям и напряженностям в церкви между общинами Севера и Юга. К 1845 году Баптистское миссионерское сообщество Юга отделилось от баптистов северных штатов. Методисты, жившие на Юге, порвали отношения с методистскими церквями на Севере. Вскоре также и пресвитерианская церковь пережила раскол из-за вопроса рабства.

Обе стороны данного спорного вопроса использовали Библию для поддержки своих позиций. Авраам Линкольн говорил об этой борьбе во второй инаугурационной речи: «И те, и другие (Союз и Конфедераты) читают одну и ту же Библию, молятся Одному и Тому же Богу, и каждый взывает к Его помощи против другого...». Гражданская война не исцелила ни раны Америки, ни раны церквей. И рабство, и война нанесли глубокие и долго не заживающие раны. Это продолжалось  вплоть до 1983 года, пока, например,  Южное и Северное ответвления пресвитерианской церкви не воссоединились, образовав Объединенную Пресвитерианскую церковь в США. К сожалению, до сегодняшнего дня еще существуют церкви, где христиане разделены по расовой принадлежности и социальным различиям.

Вопрос рабства напоминает нам о том, что повсеместно звучит призыв к церкви и всегда будет звучать – не унижать человеческого достоинства и ко всем христианам относиться с уважением и любовью. Эта проблема для Церкви не нова. В ранние новозаветные времена верующими становились люди разного происхождения. Этим верующим необходимо было учиться ладить друг с другом, принимать друг друга и ценить людей из разных культур. Сегодня церковь на земле должна показывать, чему подобна Церковь на Небесах. Нам известно, что Церковь на Небесах объединяет в себе людей всякого происхождения. В Откровении 7:9 говорится, что Церковь есть «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем». Наша задача как Церкви Христовой – покаяться в проявлениях  расизма как в прошлом, так и в настоящее время, включая попустительство рабству в прошлом. Нам необходимо положить конец всем огорчениям в среде тех, кто верит истине и любит других словом и делом.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1-е Послание к Коринфянам 12:12-13

«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Прочитайте 1-е Послание к Коринфянам 12:14-27. В этом отрывке Павел описывает Церковь как тело Христово. Кто те люди, которые составляют это тело?

 

2.      В соответствии со стихом 21 этого отрывка, может ли христианин относиться к другим людям в церкви как к не имеющим ценности, потому что они отличаются от него? Почему «да» или почему «нет»?

 

3.      В соответствии со стихом 25 этого отрывка, какие приводятся две причины, почему Бог соединил части тела?

а.

б.

 

4.      Прочитайте Послание к Галатам 2:11-14. Как вел себя иудей  Петр,  когда в их собрание прибыли язычники?

 

5.      В соответствии со стихом 14 этого отрывка, какого мнения был Павел о поступке Петра? Что Павел ответил Петру?

 

6.      Как эти стихи учат нас относиться к тем христианам, которые отличаются от нас?

 

7.      Как церкви в Соединенных Штатах отреагировали на вопрос о рабстве?

 

8.      Прочитайте Послание к Галатам 3:26-29. Могут ли люди обрести спасение благодаря их особому положению, или они все спасены той же благодатью Христовой? Как вы можете подтвердить это из данного отрывка?

 

КУЛЬТЫ

Еще одной проблемой для церкви был рост культов. Культ – это  группа людей, которая заявляет о принадлежности к христианской церкви, но которая отделилась от традиционной исторической религии. Но в связи с тем, что они отвергают достаточно много ключевых учений Библии, они не принадлежат христианской церкви. Афанасьевский Символ веры, утверждение нашей веры, истолковывает учение о Троице предельно ясным языком. На протяжении веков христианская церковь верит этим истинам о Троице, потому что они основаны на Библии. Этот Символ веры завершается словами: «Это – всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения». Культ отрицает истины, истолкованные в этом Символе веры, и поэтому не является частью христианской церкви.

На протяжении девятнадцатого века в Америке, особенно в западной части штата Нью-Йорк, возник ряд культов. С годами эти культы стремительно возрастали и распространялись по всему миру. Мы рассмотрим три наиболее известных культа.

В 1820 году Джозеф Смит заявил о том, что он получил видение от ангела по имени Мороний. В то время Смиту было только четырнадцать лет, и он жил в Пальмире, Нью-Йорк. В 1827 году Смит заявил, что ангел приказал ему выкопать несколько тонких золотых пластин, зарытых возле близлежащего холма. В течение последующих трех лет он переводил написанное на этих пластинах, а в 1830 году опубликовал эти записи как Книгу Мормона. Мормоны верят, что эта книга имеет такой же авторитет, как и Библия. К тому же, для этого культа стандартами являются еще две книги. Для них Библия не является ни достаточной, ни окончательным Божьим откровением. Их учение оспаривает самую суть христианского Евангелия. Согласно учению мормонов, Христос не является Богом, а мы обретаем спасение не одной лишь благодатью. Наши дела являются средством нашего спасения. И это единственная причина, почему вы видим молодых мормонов, ходящих повсюду по двое,  пытающихся привлечь новообращенных. Всем христианам следует остерегаться их ложного учения.

Мормонская церковь, или «Церковь Святых последних дней», как они себя называют, была образована в апреле 1830 года. Когда Джозеф Смит объявил о том, что видел другое видение, и в видении ему было сказано, что полигамия, женитьба более чем на одной женщине, одобряется Богом, окружающие люди очень разгневались на мормонов. После того, как Смит и его брат были заключены в тюрьму, толпа устроила перестрелку, в результате которой оба брата были застрелены. Противники преследовали мормонов везде, куда бы они не пошли. В конце концов, в 1845 году они совершили длительное путешествие в Солт Лейк Сити, штат Юта, где и поселились, и где теперь имеют свой исторический храм. Под руководством Бригама Янга, которого мормоны называют одним из «двенадцати апостолов», и многих других лидеров, этот культ распространился по всему миру.

 

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА

В 1866 году Мэри Бейкер Эдди объявила, что она чудесным образом исцелилась от серьезной травмы. Миссис Эдди объяснила свое выздоровление в своем «пособии» по христианской науке под названием «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию». Ее книга отрицала, что грех, болезни и смерть –  реальны. Она писала, что грех никогда не существовал, болезнь является лишь психологическим страхом, а смерть – это иллюзия. Людям только кажется, что эти проблемы реальны. Христианская наука учит, что если мы имеем достаточно веры, то мы сможем преодолеть эти ошибочные убеждения.

Мы легко можем убедиться в том, что учение миссис Эдди не является библейским. Бог говорит, что мы нарушили Его заповеди. Грех реален. И он глубоко оскорбляет Бога. Мы нуждаемся в прощении Христовом, чтобы иметь вечную жизнь. Болезнь и смерть также реальны. Из-за греха они вошли в наш мир. Как и все другие культы «христианская наука» отвергает Евангелие Иисуса Христа. Тем не менее, этот культ распространился по всей земле.

Миссис Эдди основала свой культ в Бостоне в 1879 году. Каждая «церковь» имеет три вида руководителей: чтецы, врачи и наставники. Чтецы читают уроки, которые изданы их типографиями. Врачи пытаются исцелять людей, а наставники обучают их доктринам культа. Вопреки своему заявлению, в 1910 году Мэри Бейкер Эдди умерла. Умерли и другие последователи учения «христианской науки». Слово Божье все еще остается верным, говоря в Послании к Евреям 9:27: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд...».

 

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Другим всемирно известным культом являются Свидетели Иеговы. Этот культ был основан в 1872 году под руководством Чарльза Тейза Рассела. Он привлекал огромные толпы, проповедуя о скором явлении Христа. Когда в 1916 году Рассел умер, «судья» Рутерфорд занял его место на посту президента организации. Культ выпускает официальную газету «Сторожевая башня» и широко ее распространяет. Свидетели Иеговы отказываются отдавать честь американскому флагу или идти на воинскую службу, потому что, как они верят, сатана правит людьми через правительства. Всех своих членов культ рассматривает как служителей.

Свидетели Иеговы отвергают библейскую истину. Они отрицают Троицу, божественность, телесное воскресение и Второе пришествие Иисуса Христа. Они отрицают ад и его страдания. Свидетели Иеговы верят, что когда умирают неверующие, они навсегда аннигилируются, или же уничтожаются. Вне сомнений, их учения отвергают Евангелие Христа, Который спасает нас от Божьего гнева за грех.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

9.      Что такое культ?

 

10.  Перечислите три доктрины мормонов, которые не соответствуют Библии.

а.

б.

в.

 

11.  Перечислите три доктрины «христианской науки», которые не соответствуют Библии.

а.

б.

в.

 

12.  Перечислите три доктрины Свидетелей Иеговы, которые не соответствуют Библии.

а.

б.

в.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Афанасьевский Символ веры:

(1) Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую [кафолическую] христианскую веру.

(2) Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель.

(3) Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве.

Гейдельбергский катехизис

 

В. 25 Но ведь есть только один Бог, почему же мы говорим о трех: Отце, Сыне и Святом Духе?

О. Потому что Бог так явил Себя в Слове Своем, открыв нам, что это – три разных Лица одного истинного и вечного Бога.

 

Вестминстерский Краткий катехизис

 

В. 6 Сколько Личностей у Бога?

О. Бог имеет три Лица: Отец, Сын и Святой Дух; эти три Личности являются одним Богом и едины по сущности, равны в силе и славе.

 

 

ІІ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР

 

На протяжении многих лет римо-католическая церковь придерживалась учений и традиций Тридентского собора. Из урока 17 мы узнали об этом соборе. Мы помним, что Тридентский собор (1545–1563 гг.) принял ряд решений, направленных против учений Реформации.

Собор провозгласил, что и Писания, и предания имеют равный авторитет в церкви. Он настаивал на том, что Мессу необходимо служить только на латыни. Что еще более важно, собор объявил, что Бог требует от нас сотрудничества с Ним в деле нашего оправдания. Церковь отвергла истину о том, что мы оправданы Христом только через веру. Собор также настаивал на существовании семи таинств, и оставил в силе учение о транссубстанциации. Тридентский собор дал правительству право  внедрять учения церкви путем наказания тех, кто отказывался признавать эти учения.

Более чем через 400 лет Римская церковь сделала попытку привести церковь в соответствие с требованиями современности на другом соборе, названном ІІ Ватиканским (18621965 гг.). Многие годы люди призывали церковь пересмотреть свои решения по отношению ко многим важным учениям. Однако церковь сопротивлялась. Папа Пий XII (1939–1958 гг.), например, заявил о своем несогласии с обновлением учения церкви, и «ослаблением важности догматов… стремясь вместо этого освободить их от понятий и формулировок, которых церковь держалась издавна, и возвратить к языку Библии и отцов церкви».

Однако, когда в 1958 году к власти пришел папа Иоанн XXIII, он добивался, чтобы церковь обрела новое мировоззрение. В 1962 году он созвал собор, на котором присутствовало более 2000 человек. Этот собор осуществил изменения, которые в действительности были полезны римским католикам. Собор утвердил, что церковь не должна использовать политическую власть для принуждения к исполнению ее решений. Месса более не должна совершаться только на латыни, а людям следует читать Библию.

Собор осуществил несколько реальных изменений, которые отвечали интересам Реформации. Он не изменил римо-католическое учение об оправдании, о семи таинствах и о транссубстанциации. Собор не отказался от предания как от нормы веры для Римской церкви. Он просто объявил, что Библия должна играть в церкви более важную роль. Он не изменил церковное управление, находящееся под властью папы. В своих наиболее важных учениях Римская церковь не изменилась, хотя и поставила под сомнение их соответствие истинам Писания. Отказываясь прийти к покаянию, вере и следовать истине, Римская церковь продолжает отвергать библейскую истину, на которой стоим мы, и ради которой многие отдали свои жизни во время Реформации. Мы продолжаем повиноваться всему, что Бог заповедует нам в Своем Слове, так как и говорил Иисус: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

13.  Изменил ли ІІ Ватиканский собор учения римо-католической церкви, которые были предметом беспокойства реформатов? Как вы можете это объяснить?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Рабство – спорный вопрос, на многие годы разделивший американские церкви на Северные и Южные.

Культы – группы, заявляющие о своей принадлежности к христианской церкви, но не являющиеся таковыми, поскольку отвергают наиболее фундаментальные учения Библии.

Мормоны – культ, называемый «Церковью святых последних дней», который был основан Джозефом Смитом в 1830 году, когда он опубликовал «Книгу Мормона».

Христианская наука – культ, основанный в 1866 году Мэри Бейкер Эдди, отрицающий, что грех, болезни и смерть являются реальными.

Свидетели Иеговы – культ, основанный в 1872 году, отвергает Троицу, божественность Иисуса, телесное воскресение и телесное Второе пришествие.

ІІ Ватиканский собор – римо-католический собор, проходивший с 1962 по 1965 годы, который изменил некоторые внешние практики Римской церкви; он сохранил небиблейские учения об оправдании, семи таинствах и транссубстанциации.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.