19.01.2006

Почему все реформатское богословие построено вокруг доктрины о предопределении?

Многие полагают, что учение о Божьем "предвечном избрании" – главное в реформатском богословии. Но если почитать книги Жана Кальвина и реформатские вероисповедания, то можно убедиться, что это не так.

Конечно, мы стремимся быть верными библейскому учению об избрании (предопределении). Но наши размышления мы начинаем не с Божьих скрытых замыслов, а с исторического положения павшего человечества. Главную мысль реформатского богословия и ее ход можно выразить таким образом (см. также FAQ: Что такое реформатское богословие?):

 

Мыгрешники! Мы сами не можем сделать ничего доброго (Мк. 10:18 и Римл. 3:12).

Как же мы можем спастись? Не по своим делам, но через труд Христа!

А как получить благословения от труда Христа? Только верой, которая дается Духом Святым.

Итак, я спасен, потому что Бог хочет спасти меня!

Это смиряет меня – но одновременно утешает. Он избрал меня для Себя, и потому я могу быть уверен в спасении. Это – Божье милостивое безусловное "избрание".

Но напрашивается вопрос: почему я верю, а мой ближний – нет (по крайней мере – еще нет)?

Хотя Писание не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос, но ясно одно: я спасен не потому, что я – лучше кого-то другого. Для самовосхваления нет никаких оснований.

Я не знаю, уверует ли когда-нибудь мой неверующий ближний.

Но я знаю, что несу ответственность за то, чтобы проповедовать Евангелие ему и всем людям (Мф. 28:19; 1Кор. 9:16).

Как Бог использует мое проповедование – знает только Он (Второз. 29:29 и Римл. 9).

 

 

Для тех, кто хочет знать больше…

Исторический подход

Главные вероисповедные документы Реформации излагают учение об избрании именно в таком ключе, как описано выше.

а. Например, Гейдельбергский катехизис – основной документ реформатского богословия по всему миру – начинается так:

В чем ваше единственное упование в жизни и смерти?

Мое единственное упование в том, что плотью и духом, в жизни и смерти я, раб Божий, не принадлежу самому себе, но Спасителю нашему, Иисусу Христу. Ибо Он драгоценной Кровью Своею сполна заплатил за все грехи мои и освободил меня от власти дьявола. Он хранит меня так, что ни волос с головы моей не упадет без воли Отца Небесного, и даже так, что все [происходящее со мною] должно служить моему спасению. Духом Своим Святым Он свидетельствует мне о жизни вечной, и готовит меня всем сердцем жить для Него.

 

Как видите, он не начинается со скрытого замысла об избрании где-то далеко на небе, но с Божьей благодати, явленной нам в исторической реальности. А где Божий замысел становится явным? В Личности и труде Иисуса Христа, Который жил и служил на земле!

 

б. Каноны Дортского Синода часто критикуют за спекулятивность и даже грубость в подходе к учению об избрании. Но я не уверен, что такие критики читали этот документ. Потому что здесь мы находим такой же исторический подход. Да, в них ясно говорится о Божьем предвечном избрании, но столь же ясно об этом сказано и в самой Библии!

Смотрим первую главу. С чего она начинается? Не с предвечных постановлений Божьих, а нашей грешной реальности:

Поскольку все люди согрешили в Адаме, подпали под проклятие и обречены на вечную смерть, Бог не поступил бы несправедливо, если бы Он пожелал оставить все человечество во грехе и под проклятием и осудить людей за их грехи (…).

Но вот как Бог явил Свою любовь: Он послал в мир Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (1Ин.4:9; Ин.3:16).

 

в. То же справедливо и для Жана Кальвина, главного богослова реформатской веры. "Наставления в христианской вере", глава 1.1:

Почти вся наша мудрость – во всяком случае заслуживающая наименования истинной и полной мудрости – разделяется на две части: знание о Боге и обретаемое через него знание о самих себе. (…) Именно ощущение нашего невежества, тщетности усилий, нищеты, немощи, нечестия и порочности приводит нас к осознанию того, что только в Боге можно найти свет истинной мудрости, непоколебимую добродетель, изобилие всяческих благ и неподкупную справедливость.

 

К рассмотрению предвечного избрания Кальвин обращается только в третьей книге (гл. 21-24):

         после того, как он изложил великолепие работы Бога-Отца по сотворению мира и владычеству над ним

         после того, как он показал славу труда Иисуса Христа

         после того, как он описал "таинственный" труд Святого Духа, которых прилагает к людям блага, приобретенные Христом.

 

Первый вывод: реформатское богословие в своих классических документах не сосредотачивает внимание на предвечном замысле Бога об избрании. Оно начинает с чуда благодати: с работы Бога во Христе для нас!

 

 

Божий замысел

Но нам, конечно, хочется знать больше.

Как же так получается, что я верю, а мой ближний – нет? Не потому ли, что я – лучше, что я ответил верой на призыв Евангелия?

Мы можем сформулировать вопрос и таким образом: от кого зависит спасение – от меня или от Бога?

Все ли дело в моей вере и моем выборе Христа?

Вот теперь мы посмотрим, что говорится в Писании о Божьем избрании.

Обратите внимание на эти стихи из Библии:

         Христос – Добрый Пастырь, "он зовет своих овец по имени"  (Ин. 10:3)

         Христос умер за меня, когда я еще был врагом Божьим (Римл. 5:20)

         о Божьей суверенной благодати: спасение не зависит от желания или усилий человека, но от милости Божьей; не потому, что Бог предвидел, что кто-то станет верующим, но потому что Он Сам так захотел (Римл. 9:11-16)

         Бог суверенен (полновластен): у нас нет права требовать у Него отчета за Его дела, Он не нуждается в оправдании перед нами (Римл. 11:33-36)

         Единственным Совершителем нашего спасения и веры есть Христос (Евр. 2:10; 12:2)

 

Также прочитаем удивительное свидетельство ап.Павла в Еф. 1:4-7: Бог избрал нас во Христе прежде создания мира, Он избрал нас по Своей любви. Мы усыновлены Им согласно Его изволению и выбору, и возможно это только через Иисуса Христа.

 

Второй вывод. Писание убеждает нас в том, что спасение – свободный дар Бога, нисколько не заслуженный человеком.

 

 

Почему Библия говорит о Божьем избрании?

В Писании говорится об этом не для того, чтобы полностью объяснить, почему одни люди спасаются, а другие – нет. И не для того, чтобы дать удовлетворительное, рациональное объяснение промысла Божьего.

Как мы видим из Римл. 9-11, Бог просто немножко открывает нам то, как Он изменяет сердца людей.

Божье избрание – это не мрачная, спекулятивная доктрина, которая превращает человека в шахматную фигурку в руках капризного Бога. Напротив, это учение приносит утешение детям Божьим: Сам Бог спас нас в Иисусе Христе! Мне не нужно бояться за свое спасение, потому что оно зиждется не на шатком основании моих добрых дел или силы моей веры. Оно основано на смерти Христа!

 

Общий вывод

Хотя учение об избрании не находится в центре внимания реформатского богословия, оно, конечно, является его неотъемлемой частью: этим учением Бог утешает нас. Мы спасены только по благодати. Это учение воздает славу только Богу и Христу!

Sola gratia!

Soli Deo Gloria!

Solo Christo!

 

 

 

Для дальнейшего чтения:

         Гейдельбергский катехизис

         Каноны Дортского Синода

         Ж.Кальвин, "Наставления в христианской вере", особенно Книга III, гл. 21 - 24

         Дж. Пакер, "Познание Бога", гл. 18

         А. МакГрат, "Богословская мысль Реформации", гл. 6

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.