18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 24. Живя «новой» жизнью

В этом уроке мы рассмотрим Послание к Евреям и соборные послания: Иакова, Первое и Второе Петра, Первое, Второе и Третье Иоанна и Иуды. Послания – это письма. Научая многим истинам о том, как жить «новой» жизнью, эти послания развивают основную тему Павла: «Древнее прошло, теперь все новое».

 

 

Ключевые слова и понятия

Жизнь верою – если мы веруем во Христа, это должно быть видно в нашей жизни.

Оправдание – благодаря труду Христа, Бог объявляет нас «невиновными».

 

Послание к Евреям

Нам неизвестно кто автор Послания к Евреям. Однако мы можем рассматривать это послание как мост, переброшенный из Ветхого Завета в Новый. Старая поговорка гласит: «Все новое (Новый Завет) содержится в старом (Ветхий Завет); старое (Ветхий Завет) открывается в новом (Новый Завет)». Это верно, поскольку на протяжении всех наших уроков мы ясно увидели, как пророчества – тени Ветхого Завета действительно исполнились в Новом Завете.

Послание к Евреям было написано иудейским христианам, которые находились в рассеянии в дальних странах, что, вероятно, было вызвано преследованиями. Поскольку они страдали за свою веру в Иисуса, для них существовала опасность отвратиться от своей веры и вернуться обратно в иудаизм, отказавшись от надежды на вечную жизнь. По этой причине автор Послания к Евреям показывает им, насколько Христос лучше всего того, что они знали и переживали, пребывая в ветхозаветной традиции.

Автор начинает свое послание с яркого описания Иисуса Христа как Сына Божьего, наследника всего, Творца всей Вселенной, сияния славы Божьей, верного образа Бога, Основателя всего сущего и Источника прощения грехов. И этот Иисус восседает сейчас одесную Бога. Это указывает на то, что Он завершил искупление Своего народа и правит всем вместе с Богом-Отцом. В сущности, автор обращается к своим читателям: «Вы действительно согласны отказаться от Иисуса и снова вернуться к ветхозаветным теням

Далее автор послания подробно объясняет, почему Христос превосходит ангелов, Моисея, Иисуса Навина, священников-левитов Ветхого Завета и скинии. Наконец, он показывает, как Христос завершил всю ветхозаветную систему жертвоприношений, принеся жертву и Сам став этой жертвой за грех. «[Христос] не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:12б, 15). Эта жертва Христа была принесена «однажды», чтобы больше никогда не повторяться!

Далее автор серьезно предупреждает своих читателей относительно отвержения Сына Божьего. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31). Автор послания к Евреям говорит, что если нарушение закона, данного Моисеем, как слугой, наказывалось смертью, то тем более пренебрежение Сыном Божиим, Его жертвенной Кровью и Духом благодати заслуживает «ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:27). Автор продолжает свое послание на более позитивной ноте, утверждая, что мы – те, кто стоят «в вере к спасению души» (Евр. 10:39б).

В заключительной части послания раскрывается христианский отклик на Евангелие в вере, надежде и любви. Затем следует яркое описание веры, которое завершается впечатляющей «Галереей славы» ветхозаветных святых, которые твердо держались своей веры: Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Сара, Иосиф, Моисей, народ израильский, Раав, Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай, Давид, Самуил и пророки – великое «облако свидетелей»!

Говоря о надежде, автор указывает в двенадцатой главе на Иисуса Христа, «начальника и совершителя веры» (ст. 2). Далее следуют слова ободрения, которые сравнивают гору Синай, на которой Бог дал закон Моисею, с горой Сион, Небесным Иерусалимом, где находится Иисус с Кровью спасения (Евр. 12:18, 24). Эти стихи являются ясным противопоставлением между всем ветхим, что прошло, и всем новым, что наступило.

Послание заканчивается призывом читателей любить друг друга – чтить узы брака, уважать своих руководителей, приносить Христу жертву хвалы и пребывать в молитве. Наконец, автор завершает все свое послание замечательным благословением:

«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр. 13:20–21).

Этим благословением автор Послания к Евреям напоминает своим читателям о великой истине, о том, что жертва Христа одержала победу над смертью и положила начало Новому Завету с Его народом. Поскольку Он воскрес из мертвых, Он не может умереть вновь. Результат Его воскресения вечен. Теперь Христос – наш добрый Пастырь, который направляет нас и заботиться о нас. Он помогает нам возрастать в благочестии и любви к Богу и нашим ближним. Все это – чудесные благословения, которыми мы можем наслаждаться, потому что все они заработаны для нас Иисусом, и мы можем помнить, что они истинны для нас, когда наш пастор заканчивает богослужение этим прекрасным благословением из Послания к Евреям.

Восстановите в памяти

1. Что, по словам автора Послания к Евреям 2:1, мы должны делать для того, чтобы не отпасть?

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Прочтите Евреям 3:5–6.

a. В этих стихах Моисей описывается как _________________________________________,

Христос же описывается как ____________________________________________________.

б. Как это показывает, что Христос лучше Моисея?

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Прочтите Евреям 4:14–16. Этот отрывок говорит об Иисусе, Сыне Божьем, как о нашем Первосвященнике. Почему Иисус лучше всякого человеческого первосвященника, который бы только мог быть (см. ст. 15)?

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4. Одиннадцатая глава Послания к Евреям – известный отрывок, говорящий о ветхозаветных героях веры. Прочтите стихи, данные ниже, и запишите, что каждый из этих героев совершил «верою».

a.         Авель (ст. 4) ___________________________________________________________

б.         Енох (ст. 5) ____________________________________________________________

в.         Ной (ст. 7) _____________________________________________________________

г.         Авраам (ст. 8) __________________________________________________________

д.        Авраам (ст. 17–19) ______________________________________________________

е.         Иосиф (ст. 22) __________________________________________________________

ж.        Моисей (ст. 24–28) ______________________________________________________

з.         Раав (ст. 31) __________________________________________________________

Соборные послания

Послание Иакова

Иаков, сводный брат Иисуса, считается автором этого послания. В отличие от Послания к  Евреям, Послание Иакова не останавливается на теме «Древнее прошло», а больше говорит о том, что значит «теперь все новое». В нем очень доходчиво рассказывается о том, как верующие во Христа должны жить перед Богом и друг с другом.

 

Иаков говорит о цели испытаний и искушений – они нужны для того, чтобы укрепить нашу веру. Он раскрывает стратегию сатаны, которую тот использует, чтобы склонять верующих к греху. Их собственные злые желания и притягивают их к греху. Уступка этим желаниям приводит, в конечном счете, к духовной смерти. Иаков делает акцент на истине о том, что верующие должны быть исполнителями Слова, а не только его слушателями.

 

В своем послании Иаков часто говорит об отношениях между верой (то, во что мы верим) и делами (то, что мы делаем и как мы живем). Апостол Павел так говорит в Послании к Галатам 2:16: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». Вот что говорит Иаков: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:24, 26). Неужели Павел и Иаков противоречат друг другу? И ответ здесь: «Нет». Вера имеет три составляющие: знание, согласие и действенное доверие. Человек должен знать и понимать истину, соглашаться с этой истиной, доверять этой истине и действовать согласно этой истине. Таким образом, Иаков соглашается с Павлом в том, что «человек не оправдывается соблюдением закона или выполнением чего-либо с целью заслужить Божье благорасположение». Однако он говорит, что вера, которая доверяет, должна выражаться в действии. Он приводит пример. Представьте девочку или мальчика, у которого нет одежды или еды. Если человек, называя себя христианином, говорит, что замерзшего и голодного ребенка нужно согреть и накормить, но при этом не оказывает ему никакой помощи, тогда что здесь хорошего? «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:16–17). Оправдание – одной только верой, но оправдывающая вера не может существовать сама по себе. В своей жизни – в том, что мы делаем, – мы должны показывать, что получили оправдывающую веру.

 

(Иллюстрация: вера и дела)

 

 

Вера и дела

Бог создал глаза, чтобы мы могли видеть, НО видеть могут только те глаза, которые находятся в живом теле.

 

ТОЧНО ТАКЖЕ И:

– Человек оправдывается «верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16).

– НО «вера, если не имеет дел (добрых дел), мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

 

Иаков также настоятельно предостерегает нас от неправильного использования языка. Он говорит, что большими, сильными объектами можно управлять при помощи гораздо меньших. Например, лошадь повинуется всаднику благодаря удилам, вложенным в ее рот, а корабли направляются небольшим рулем. Язык – это небольшой член нашего тела, но то, как мы используем его, имеет большое значение. Своим языком мы можем воздавать Богу славу или же говорить злое о людях. Иаков говорит: «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:5б–6).

Иаков осуждает зависть и сварливость. Он призывает своих читателей пользоваться «мудростью, нисходящей свыше». Мудрость, нисходящая свыше «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:17–18).

Иаков осуждает увлеченность земными заботами. «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4б). Он делится с нами драгоценным обетованием: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8а).

Иаков также упрекает и тех, кто планирует свою жизнь, не посоветовавшись с Богом и не зная Его воли в житейских обстоятельствах. «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"» (Иак. 4:14–15).

Иаков осуждает богачей, которые, обманывая других, живут в роскоши и себялюбии. Тех же, кто находятся в страданиях, он ободряет быть терпеливыми, ожидая, пока Господь не откроет Своих намерений. Он говорит своим читателям, что они должны усердно молиться о больных и о прощении грехов, а также уводить грешников с их ложных путей.

 

 

Восстановите в памяти

5. Прочтите Иакова 2:20–26.

a. Что сделал Авраам для того, чтобы показать свою веру? _______________________

_____________________________________________________________________________

б. Как поступки Раав явили ее веру? ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Прочтите Иакова 3:1–12. С чем Иаков сравнивает язык? Назовите три сравнения.

a. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

 

Первое и Второе послания Петра

Эти два послания были написаны апостолом Петром для того, чтобы ободрить христиан, которые подвергались преследованиям или которым угрожали лжеучения.

Петр начинает свое первое письмо с прекрасного описания живой надежды, которую имеют верующие. Говоря о живой надежде, Петр имеет в виду то, что христиане могут быть уверены в Божьих обетованиях о будущем. Он говорит: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:3–5). Затем Петр призывает своих читателей к жизни, исполненной святости и любви к Богу и друг к другу. Иаков удивительным образом сравнивает верующих с живыми камнями: «Вы… сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5).

Петр завершает этот раздел, бросая Божьему народу вызов: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Этот великолепный стих соединяет ветхозаветный израильский народ (избранный народ Божий) с Церковью Нового Завета. Народ Божий – это Церковь, Тело избранных, призванных приносить жертвы (царственное священство), призванных к святости (народ святой) и принадлежащих Богу – для чего все это? Для  личного удовлетворения верующих? Да, но и для гораздо большего. Они – живые камни, из которых строится дом духовный, избранные, священники, святые – и все это для того, чтобы они могли провозглашать хвалу Тому, Кто призвал нас из тьмы (Египта и греха) в Свой чудный свет (воскресшего и вознесшегося Христа)! Главная причина существования Церкви – это нести Евангелие миру.

Именно благодаря живой надежде апостол Петр стремится побудить к действиям и ободрить своих читателей. В заключительной части своего послания Петр дает верующим некоторое практическое руководство для их отношений с правителями, хозяевами, мужьями и женами. Он утешает тех, кто страдает ради Христа. Он наставляет старейшин, как пасти Божье стадо (общину). Заключительным предупреждением противостать дьяволу вместе с вдохновляющим благословением и некоторыми приветственными словами Петр завершает свое Первое послание.

Свое Второе послание апостол Петр начинает тем, что призывает своих читателей возрастать в вере: в добродетели, рассудительности, воздержании, терпении, благочестии, братолюбии и любви. О Писании он говорит так: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20–21).

Петр предостерегает от лжеучителей. Он приводит множество примеров из Ветхого Завета, чтобы показать, что Бог спасает праведников, но навечно наказывает грешников. Он напоминает своим читателям о том, что «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:7).

Свое Второе послание апостол Петр завершает славным обетованием: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). А его заключительный призыв звучит так: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:18).

Первое, Второе и Третье послания Иоанна

Автором этих трех небольших посланий является апостол Иоанн, автор Евангелия от Иоанна и книги Откровения. Он называл себя «учеником, которого любил Иисус» (Ин. 13:23).

Свое Первое послание Иоанн начинает так, что оно больше похоже на вступление к его Евангелию: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове [Иисусе Христе]  жизни» (1 Ин. 1:1). Одной из причин, по которой Иоанн писал это послание, была необходимость предостеречь своих читателей от лжеучения, в котором заявлялось, что Иисус Христос будто бы не приходил во плоти. Поэтому, апостол рассказывает о том, что он слышал, видел и прикасался к Иисусу, Который, вне всяких сомнений, пришел на землю в человеческой плоти.

Затем он говорит о том, что беспокоит его сердце: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин. 1:5–6). Иоанн объясняет своим читателям, что те, которые получили спасение от Бога, будут жить благочестиво. Совершая грех, христиане должны просить у Бога прощение, и Он простит их. В очень нежных словах Иоанн раскрывает величие Божьей любви к Своим детям, а также говорит об их долге любить Его и друг друга. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18).

Апостол предостерегает своих читателей: «Испытывайте духов» (1 Ин. 4:1). Это нужно для того, чтобы понимать, от Бога ли они, так как множество лжепророков пришло в мир. Завершая свое послание, он еще раз утверждает, что Иисус Христос – «истинный Бог и жизнь вечная», и призывает своих читателей: «Дети! храните себя от идолов» (1 Ин. 5:20–21).

В своем Втором кратком послании апостол Иоанн повторяет  желание, чтобы его читатели ходили в любви. «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2 Ин. 1:6). Вновь он предупреждает их об обманщиках и запрещает им оказывать гостеприимство лжеучителям.

Краткое Третье послание Иоанна показывает, какую большую любовь апостол имел к тем верующим, о которых он заботился: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 1:4).

Послание Иуды

Иуда, автор этого краткого послания, – сводный брат Иисуса. Он побуждает читателей подвизаться (бороться) за веру, так как некоторые нечестивые люди тайно проникли в их общину. Эти нечестивые люди полагали, что, поскольку Бог по Своей милости прощает грех, они могли грешить сколько пожелают, и вместе с тем рассчитывать на то, что будут прощены. Они также считали, что чем больше они согрешат, тем больше славы Божьей будет явлено в прощении грехов. Иуда приводит примеры из Ветхого Завета, которые доказывают, что эти идеи ложные.

Иуда с нежностью наставляет своих читателей: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом» (Иуд. 1:22–23). Он заканчивает это небольшое пламенное послание прекрасной молитвой, в которой воздает славу Богу: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Иуд. 24–25).

 

 

Восстановите в памяти

7. Согласно Первому посланию Петра 2:9, для чего Бог сделал нас родом избранным, святым народом, принадлежащим Ему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Прочтите 2 Петра 1:20–21. Согласно Петру, как появилось Писание (Библия)?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Прочтите 1 Иоанна 2:3–6. Как мы можем знать, что человек по-настоящему любит Бога?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Копите сокровища

 

Евреям 11:6
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».

Иакова 2:26
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Иакова 4:8a
«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам».

1 Иоанна 1:5б–6
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Гейдельбергский Катехизис – В\О 86

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 85

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.