13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 13 (статьи 22-23). Оправдание только верой

ВВЕДЕНИЕ

Доктрина  об оправдании одной верой является, пожалуй, наиболее важным учением реформатской веры. Она лежит в основе Евангелия, ее проповедовали такие  богословы как Мартин Лютер, Жан Кальвин и Гвидо де Бре. Эта доктрина особенно помогла людям обрести  свободу от бремени, возложенного на них таинствами и ритуалами римо-католической церкви.

Учение о спасении, которое преподавалось римо-католической церковью, оставляло у людей сильное желание обрести уверенность и утешение. Рим учил людей о гневе Бога, Который требует, чтобы они частично понесли наказание за свой грех. Даже по окончании земной жизни человека Рим не давал уверенности в спасении, поскольку каждый еще должен был пройти «чистилище» – место, находящееся где-то между небесами и адом, где люди, как было сказано, должны были страдать за свои грехи перед вхождением в небеса. Неопределенность и страх держали страждущих людей Римской церкви в порабощении,  они ничего не знали об истине Библии.

 

МАРТИН ЛЮТЕР

 

Человеком, который в особенности пострадал от учения римо-католической церкви, был Мартин Лютер. Родившись в 1483 году, Мартин рос в благоустроенном доме. Его отец Ганс мечтал о том, чтобы Лютер стал юристом и содержал его в старости. Как-то еще в студенческие годы (он изучал юриспруденцию) Лютер направлялся домой, чтобы проведать свою семью. Случилась непогода, и рядом с ним сильно ударила молния. Лютер упал на землю, но остался живым, в страхе он воззвал за помощью к св. Анне и пообещал стать монахом.

В монастыре Лютер имел время для размышления над сложным вопросом о том, как грешник может стоять перед святым, разгневанным и взыскательным Богом. Католицизм учил, что Божья благодать была доступна только для членов Римской церкви, исповедовавших свои грехи перед священником и принимавших участие в таинствах. Лютер проводил много времени в исповедальне, тем не менее, он постоянно испытывал бремя вины за свои грехи.  Он не видел никакого способа освободиться от этой вины. Он лишал себя пищи, сна и общения. Он подвергал себя изнурительной учебе и тяжким испытаниям, чтобы избавиться от вины и стыда и обрести мир с Богом.

В конце концов, сочувствующий ему священник отправил Лютера преподавать в Виттенберг, дабы его разум избавился от вины. Во время подготовки к лекциям по книге Псалмов и Посланию к Римлянам, Лютер пришел к пониманию того, что Писание учит о Божьей праведности. В Римлянам 3:28 он прочитал: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Он понял, что мы оправданы, или достигаем праведных отношений с Богом, не теми делами, которые делаем мы. Мы не можем исполнить Божий Закон. Но наше место занял Христос! Когда Лютер понял, что Бог вменяет нам, или помещает на наш счет на небесах, праведность Христову, – свобода, праведность и утешение наполнили его разум и сердце. Бог использовал Лютера, чтобы возродить в церкви верное истолкование оправдания. Он использовал Лютера, чтобы показать нам, что это та доктрина, посредством которой церковь либо стоит, либо падает.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

16. Верно или неверно:

а. Мартин Лютер родился в бедном семействе;

б. отец Лютера хотел, чтобы тот стал юристом;

в. Лютер решил стать монахом из-за своей любви к Богу;

г. католицизм дал Лютеру великую уверенность в спасении;

д. Лютер познал истину об оправдании из Библии во время работы преподавателем в Виттенберге.

 

17. В чем заключалось великое борение Лютера? Как он пытался найти из него выход?

 

 

ДОКТРИНА ОПРАВДАНИЯ

Как может грешный человек стоять перед Святым Богом? Его грех должен быть омыт, чтобы ему быть невиновным и святым перед Богом. Размышляя об оправдании, примите во внимание четыре пункта, которые определяют его:

1)    Это Божье действие;

2)    Он объявляет нас невиновными;

3)    Он спасает нас от греха, вечной погибели и ада;

4)    Он возвращает нас в общение с Ним.

 

Христос способен объявить нас невиновными, потому что Его совершенное послушание засчитывается как наше. Мы принимаем оправдание верой.

Вспомним, чему нас учит Бельгийское Исповедание. Если мы исповедуем, что человек полностью испорчен и не может прийти к Богу по своему собственному выбору или посредством своих дел, тогда Отцу необходимо первым прийти к нему (избрание). Человек должен быть оправданным перед Богом; но мы не можем оправдать сами себя. Мы получаем оправдание только через веру. И даже вера есть дар от Бога. Так Бельгийское Исповедание говорит в статье 22: «Мы верим, что Святой Дух возжигает в сердцах наших истинную веру, дабы мы достигли правильного знания о сей величайшей тайне, и сия вера принимает Иисуса Христа со всеми Его заслугами, присваивает Его нам». И в Ефесянам 2:8 записано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».

Спасение – это великодушный дар Бога Своему избранному народу. Следовательно, мы не должны хвалиться. Напротив, мы приходим к Богу, хваля и исповедуя Иисуса Христа. Он есть вся наша праведность. Это есть истинное знание и вера, которая должна возгореться в наших сердцах!

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

18. Запишите определение оправдания, данное в первом абзаце данного раздела.

 

19. На основании определения, данного выше, каковы два преимущества оправдания в жизни верующего?

 

20. Какова взаимосвязь между избранием и оправданием?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Ефесянам 2:8-9

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

 

Бельгийское исповедание, статья 23

«Посему мы всегда твердо стоим на этом основании, отдавая всю славу Богу, смиряясь пред Ним и признавая себя теми, кто мы в действительности есть. Мы не осмеливаемся доверять чему-то в самих себе, или каким-либо своим заслугам, но полагаемся и основываемся единственно на послушании Христа распятого; Его послушание становится нашим, когда мы верим в Него».

 

Вестминстерский Краткий катехизис

В. 33 Что такое оправдание?

О. Оправдание – это действие дарованной благодати Божией, которым Он прощает все наши грехи и считает нас праведными в Своих очах только потому, что нам вменена праведность Христа, которая была принята исключительно верою.

 

 

РОЛЬ ВЕРЫ В ОПРАВДАНИИ

Истинная вера принимает Христа и исповедует, что оправдание требуется и совершается Богом. Оправдание принимается только верою и только по благодати. Ответ 21 Гейдельбергского катехизиса так определяет истинную веру, которой мы спасаемся:

«Истинная вера – это твердое знание, посредством которого я принимаю за истину все, что Бог открыл нам в Слове Своем. И вместе с тем твердая уверенность, которую Дух Святой через Святое Евангелие вселил в сердце мое, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство только по милости Божьей ради заслуг Иисуса Христа».

Лютер, Кальвин и де Бре уверяли, что библейское послание об оправдании было правильно истолковано и провозглашено. В Бельгийском исповедании де Бре показывает, насколько глубоко он был предан этому учению, когда писал: «Посему чудовищным богохульством для любого человека является утверждение, что Христос недостаточен для спасения, но необходимо ещё что-то вне Его Самого» (статья 22).

Это сильные слова. Некоторым людям трудно им поверить. В наше время религиозной терпимости многие будут говорить о том, что нам не стоит излишне критически относиться к другим людям, называющим себя христианами. Тем не менее, таково наше исповедание. Всякий, кто заявляет, что он оправдан благодаря своим собственным делам, похищает у Бога славу, которая принадлежит Ему Одному. Бог избрал нас. Он приготовил путь спасения в Иисусе Христе, и Он Один заслуживает нашей хвалы. Или мы верим, что Богу Одному следует воздавать славу за дар веры, данный  нам Святым Духом, или же мы сами заслуживаем славы. Нам необходимо призывать мир и других христиан к этому полному исповеданию. Мы  невиновны пред Божьим судом только благодаря Христу, поскольку Его заслуги достаточны!

Наше Исповедание ясно учит, что мы оправданы посредством нашей веры. Мы  оправдываемся  не потому что мы веруем, поскольку это было бы оправданием делами. Библия говорит, что мы оправданы на основе искупительного труда Христа. Мы полагаем нашу веру не в вере, но в труде и заслугах Христа. Вера является инструментом, который дает нам возможность принять Христа и посвятить себя Ему. Мы исповедуем, что праведность Христова вменяется нам. Это означает, что совершенное послушание Христа положено на наш счет на небесах. Его труд делает нас невиновными пред Богом. Если мы понимаем, что такая вера есть дар от Бога, это побуждает нас благодарить Его посредством смиренного послушания  нашему святому и милосердному Богу. Знание того, как оправдание было совершено, побуждает нас  еще больше прославлять Бога.

Что бы вы сказали Богу, если бы прямо сейчас вам необходимо было предстать пред Его судом? Какой перечень трудов и свершений вы бы представили пред Богом, который дал бы вам возможность оправдаться перед Ним? Как бы вы скрыли свой грех перед Богом, Который не может смотреть на злодеяния?

 

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

21. Дайте определение истинной веры.

 

22. Определите, какое утверждение является верным, затем объясните различие между ними:

 

а. мы оправданы, потому что мы веруем

б. мы оправданы посредством нашей веры

 

23. На чем основано наше оправдание?

 

24. Какую роль в оправдании  играет вера?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Евреям 11:1

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Бельгийское исповедание, статья 22

«Мы верим, что Святой Дух возжигает в сердцах наших истинную веру, дабы мы достигли правильного знания о сей величайшей тайне, и сия вера принимает Иисуса Христа со всеми Его заслугами, присваивает Его нам и не устремляется к чему-либо вне Его Самого».

 

Гейдельбергский катехизис, День Господний 7

В.21. Что такое истинная вера?

О. Истинная вера – это твердое знание, посредством которого я принимаю за истину все, что Бог открыл нам в Слове Своем. И вместе с тем твердая уверенность, которую Дух Святой через Святое Евангелие вселил в сердце мое, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство только по милости Божьей ради заслуг Иисуса Христа.

 

Вестминстерский Полный катехизис

В. 72. Что такое оправдывающая вера?

О. Оправдывающая вера есть спасительная благодать, доставляемая в сердце грешника Духом и Словом Божиим, под воздействием которой он, убедившись в своей греховности, в своей бедственной участи и в том, что ни сам он, ни другие творения не способны избавить его от гибели, не просто признает истинность евангельских обетований, но принимает Христа и уже не отступает от Него, уповая, что ради Него и Его праведности будут прощены ему грехи его, и сам он будет принят как праведник в очах Божиих.

 

 

 

 

УВЕРЕННОСТЬ, ИСХОДЯЩАЯ ИЗ БОЖЬЕГО ТРУДА

Чтобы действительно испытать благодать Божью, мы должны иметь определенное чувство Его гнева по отношению к греху. В статье 23 мы исповедуем, что «...если бы нам пришлось предстать пред Богом, будь то даже на краткий миг, полагаясь на нас самих или же на иное какое творение, (о, ужас!) мы были бы уничтожены». Таким образом, мы должны отдать себя на милость Господа, подобно тому, как это сделал мытарь в истории, рассказанной Иисусом  людям, считавшим себя  праведными (Луки 18:9-14). Бог свят, и Он не сможет быть терпимым к греху.

Когда мы смотрим на жизнь Иисуса Христа, нашего великого Первосвященника, мы видим, что Он стал жертвой ради нашего оправдания. Мы не могли уплатить выкуп за свой грех. Мы заслужили вечную смерть. Но Христос, Сын Божий, пришел на землю как человек и занял наше место. Он стал нашим заместителем. Он победил смерть для нас. Гневается ли Бог на грех? Посмотрите на боль и страдания Христа, которые Он претерпел,  чтобы Божий гнев был умилостивлен. Ненавидит ли Бог грех? Посмотрите на муки Христа, которые Он перенес ради избранных. Познайте же, что Бог не попустительствует греху. Уразумейте гнев, от которого мы избавлены, и прославьте Бога!

Если мы утратим чувство Божьей святости и необходимости Христовых страданий, мы не предстанем пред Богом в смирении. Если мы не уразумеем, кем истинно является Бог, мы не будем способны исповедать, кем истинно являемся мы, и не будем полагаться исключительно на повиновение Христа. Если мы отвергаем Божью справедливость и проповедуем только Его милосердие, не будет никакой необходимости в том послании, которое проповедует церковь. Если всё в порядке, зачем человеку нужно проявлять посвященность Христу? Мы верим, что Дух трудится через Слово, чтобы сотворить в наших сердцах веру. Очень важно, к тому же, чтобы мы проповедовали «всю волю Божию» (Деяния 20:27).

Мы осмеливаемся подойти к Богу только на основе послушания Христа, поскольку это есть основание, или фундамент, нашей уверенности. Мартин Лютер не смог испытать эту благословенную уверенность в своем сердце, когда пытался оправдаться перед Богом. Но когда он уверовал в совершенное послушание Христа, мир и уверенность наполнили его сердце и разум.

С оправданием тесно связано усыновление в Иисусе Христе. Бог объявляет нас Своими детьми – наследниками вечной жизни. Однажды мы будем жить в вечном, радостном общении с Богом. Хотя Он и гневается на грех, Он милостивый к Своим детям, которых  усыновил как Своих собственных. Мы прославляем Его. Потому что «...нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Римлянам 8:1). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоанна 3:1а).

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

25. Какое мы имеем единственное основание, или фундамент, нашей уверенности в спасении перед святым Богом, и как это нас утешает?

 

26. Какие благословения получают христиане, будучи усыновленными Богом через Христа?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Римлянам 8:17

«А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Оправдание – милостивое деяние Бога, посредством которого Он прощает грех и объявляет Своих людей праведными за счет труда Христа, принятого верой.

 

Истинная вера – только та, посредством которой мы можем принять Христа и все преимущества, включая оправдание.

 

Усыновление – состояние, когда Бог объявляет человека Своим дитем, благодаря  чему он разделяет праведность Христову и жизнь вечную.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.