19.12.2013
Скачать в других форматах:

Корнелис Бейл

Богат, как Иов

ЕЛИФАЗ И ИОВ (Книга Иова 4:1–17; 7:11–21)

 

Наконец друзья Иова прекратили стенания и нарушили молчание. Наконец они начали говорить что-то определенное.

 

Елифаз был первым. Его уста извергли поток слов. Намерения его были добрыми и благочестивыми, однако следствием его речи стало горькое разочарование.

 

Нам хорошо знакомы жалобы некоторых людей, утверждающих, что они порвали с религией из-за того, что их никто не понимает ни дома, ни в церкви. Давайте представим, что данное утверждение верно, и попытаемся ответить на следующий вопрос: как же в таком случае Иову удалось избежать искушения проклясть Бога?

 

Намерения Елифаза

 

На протяжении целой недели Елифаз сидел рядом со своим другом, глубоко сопереживая вместе с Иовом его горе. Он не мог ничего сказать. Почему? Ведь он был достаточно красноречив. В данном случае это не имело никакого значения. Дело в том, что Елифаз не хотел делать вид, будто ему совершенно непонятна причина страданий Иова, будто это непостижимая тайна. Вот почему он молчал. На протяжении этой недели молчания уверенность Елифаза в том, что он нашел истинное объяснение причины страданий Иова, лишь усилилась. Поэтому его обращение к Иову было жестким. С самого начала он никак не мог понять, почему Иов был так подавлен. Ведь в прошлом он так часто укреплял сокрушенных духом («опустившиеся руки поддерживал»). Елифаз говорит: «Падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом» (Иова 4:4–5). Он считал, что Иов должен применить к себе тот же подход, что он применял к другим, а именно: врач, исцели самого себя!

 

Кроме того, Елифаз точно знал, как Иов может справиться со своим малодушием: «Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою?.. (в нидерландском переводе – «разве твое упование на Бога не должно быть твоим убежищем? – Прим. пер.) (Иова 4:6).

 

Вполне очевидно, по какому ложному пути Елифаз пытался направить Иова. Он советовал ему искать убежища не в Божьей благодати, но в собственном благочестии. На этом основании Иов может ожидать Божьих благословений. Ведь, по мнению Елифаза, зло (несчастье) не может постоянно терзать благочестивых людей. «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» (Иова 4:7).

 

Елифаз ссылался на непреложный закон из области сельского хозяйства: что посеешь, то и пожнешь. Данный принцип относится и к тем, кто пал, подобно Иову. Поэтому тот, кто сеет нечестие, пожнет осуждение. Все очень просто!

 

Елифаз сам видел, как осуществляется этот принцип в повседневной жизни (Иова 4:8). Он был настолько уверен в истинности своих суждений (основанных на собственном опыте), что был непреклонен в своих выводах по данному вопросу.

 

Елифаз оживил свою речь увлекательным рассказом о внезапной и трагической гибели львиной семьи (Иова 4:10–11). О, насколько же ужасен рык этих могучих животных! Но в одно мгновение их слава может исчезнуть. Клыки будут сокрушены, лев-отец не сможет более найти добычу и вся семья погибнет.

 

Иову стоит помнить об этом. Ведь рано или поздно подобное несчастье постигнет каждую занимающую высокое положение семью, которая навлечет на себя Божий гнев.

 

Но можем ли мы сказать, что страшные несчастья, которые поражают также и верующих людей, представляют собой особое наказание за их грехи? Елифаз не смог этого доказать. Его утверждения были лишены основания.

 

Ночное откровение

 

У Елифаза было припасено еще несколько дополнительных доводов. Дело в том, что он получил откровение по данному вопросу. Важно выступив вперед, он поделился интересной историей. Ночью он внезапно пробудился от глубокого сна. Все его тело тряслось. Ужас объял Елифаза (волосы встали дыбом), когда он узрел приближающегося к нему духа. Было ли это видение Божьим откровением, или плодом воображения Елифаза, не так уж и важно. Было ли это видение плодом воображения, или нет, но сказанное духом было правдой: «Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (Иова 4:17). Другими словами, может ли человек быть более справедлив, нежели Бог? Кто может судить лучше, чем Бог?

 

Несомненно, все это касалось и Иова. Елифаз был прав, передав весть ночного видения Иову. Однако он был неправ в своих выводах. И здесь мы сталкиваемся с определенным затруднением, которое заслуживает отдельного рассмотрения.

 

Все ли слова Елифаза были Божьими словами?

 

Насколько слова Елифаза, а также слова остальных друзей Иова поддерживаются Божественным авторитетом? С одной стороны, Бог осудил доводы этих мужей, так как сказанное ими о Боге не было правдой (Иова 42:7). Однако, с другой стороны, они также возвещали различные важные истины. Павел в Первом послании к коринфянам, 3:19, использует выражение «как написано», которое относится к словам Елифаза (а именно что «Бог уловляет мудрых в лукавстве их», Иова 5:13). Конечно, это не значит, что Павел полностью согласен со всеми доводами Елифаза. Он всего лишь принимает одно отдельно взятое утверждение.

 

Со словами остальных друзей Иова все немного сложнее. Эти люди подобны строителям, у которых в наличии есть кирпичи высокого качества. Однако в процессе кладки они допустили ошибку, так как смотрели через очки с искаженными линзами. Как следствие, возведена непрочная стена, которая представляет собой опасность для жизни человека.

 

Елифаз также использовал качественные кирпичи, так как из его уст звучали различные истинные утверждения. Он исходил из правильной предпосылки, так как голос из ночного видения ясно предупредил его: не вторгайся в область Божьего провидения.

 

Однако Елифаз сам нарушил это повеление, пытаясь объять своим ограниченным умом тайны Божьего водительства. По его мнению, Иов пожал то, что посеял. Все очень просто!

 

Такой подход Елифаза представлял Бога в неправильном свете и к тому же подвергал опасности Иова. Обширный круг друзей Иова сократился до трех человек. Из этих троих Елифаз был первым, кто обратился к Иову. Должно быть, Иову было очень горько осознавать, что Елифаз напрямую подвергал сомнению искренность его веры. Елифаз занял жесткую позицию по отношению к Иову, не принимая во внимание того, в каком ужасном положении тот находится. В подобной ситуации нет ничего более опасного, чем недоверие со стороны самых близких людей – семьи и друзей. То есть тех, от кого мы ожидаем понимания и доверия.

 

Промежуточный итог

 

Иов испытывал серьезные трудности. Его вера была подвергнута сомнению и опорочена. И кем? Близким другом! В такой ситуации вероятность того, что он, будучи глубоко оскорблен, отвернется не только от Елифаза, но и от Господа, была ужасающе высока. Как говорится, его будущее висело на волоске. Ведь мы знаем, как резко Иов мог отреагировать на подобное отношение к себе.

 

На самом же деле его будущее висело на прочной нити Божьей любви и верности, которую невозможно разорвать. Его непредсказуемое поведение было под контролем Бога – Иов находился в надежных руках. Божья верность велика. Именно она является причиной того, что подвергающиеся тяжелым испытаниям христиане не теряют веры. Возможно, они, испытывая трудности, ожидают от других понимания и сострадания, но сталкиваются лишь с непониманием. В подобных случаях они могут чувствовать себя никому не нужными, позабытыми.

 

Тем не менее есть выход! Это путь, по которому пошел Иов. Со всеми своими немощами и горестями он обратился к Богу. И это стало его спасением.

 

Божье провидение не всегда понятно

 

У Елифаза не возникало никаких затруднений с пониманием Божьего провидения. Совершенно никаких затруднений! Ему было совершенно ясно, почему Иов должен страдать. Конечно, он упоминал о «делах великих и неисследимых, чудных», но под этими словами он, очевидно, подразумевал что-то другое (Иова 5:9).

 

Связь между грехом и наказанием, по его мнению, не окутана некой таинственностью, но является совершенно ясной и понятной, подобно причинно-следственной связи между посевом и жатвой.

 

Позиции друзей Иова и его жены существенно отличались. Жена говорила: «Я знаю Иова. Он не сделал ничего плохого. Значит, Бог поступил неправильно». Друзья же впали в противоположную крайность, утверждая следующее: «Мы знаем Бога. Его нельзя винить. Поэтому виновен Иов». Итак, одна сторона поддерживала Иова, выступая против Бога, другая сторона поддерживала Бога, обвиняя Иова. Жена советовала Иову проклясть Бога, друзья призывали его обратиться к Богу с покаянием. Мы видим совершенно разные точки зрения.

 

Однако, несмотря на различия между этими взглядами, предпосылка у них была одна и та же. Ведь как друзья, так и жена Иова считали себя достаточно мудрыми, чтобы решить, правильно ли поступает Бог в данной ситуации. Как друзья, так и жена Иова были уверены в том, что они способны понимать Бога.

 

Супруга Иова исходила из того, что у нее есть право сделать заключение о том, что отношение Бога к ее благочестивому мужу было неправильным и, следовательно, неприемлемым. Она высказала свое мнение, пребывая в отчаянии. И несмотря на то, что чувства этой женщины можно объяснить тем ужасным положением, в котором она пребывала, ее утверждение тем не менее является весьма высокомерным. Но друзья Иова были не лучше. Они считали, что способны полностью объяснить, почему Божье провидение разумно и, следовательно, приемлемо. Это также было проявлением высокомерия. Доводы друзей и жены Иова были основаны на человеческой мудрости. Они считали себя достаточно проницательными, чтобы объяснить мотивы, которыми руководствовался Бог в Своем провидении, а также оценить их с точки зрения собственного чувства справедливости.

 

Такие суждения могут быть отрицательными, как в случае жены Иова, или положительными, как в случае друзей Иова. Но в обоих случаях эти суждения основывались на их собственном понимании справедливости. И в этом было их общее заблуждение.

 

Друзья Иова пошли по неправильному пути. Они желали объяснить больше, чем позволено Богом. Они безрассудно попытались проникнуть в самую суть Божьего замысла. Вследствие чего выдумали собственные объяснения, которые представляют Бога в неправильном свете. Поступая подобным образом, они в своем желании помочь Иову на самом деле только ему навредили.

 

Оба подхода к объяснению страданий Иова – как подход его друзей, так и подход жены – и сейчас находят своих приверженцев. Рассмотрим несколько примеров.

 

Есть благочестивые христиане, которые страдают от психических расстройств. Этим людям особенно тяжело. Дело в том, что человек, покалечивший руку или ногу, может рассчитывать на большее понимание и сострадание со стороны окружающих, чем человек, который страдает от психического расстройства. Подобная нехватка понимания еще больше усиливает страдания тех, кто пребывает во тьме отчаяния и безысходности. Окружающие зачастую приходят к неверным выводам относительно них или даже осуждают.

 

Но страдания этих людей становятся просто невыносимыми, когда они вынуждены слышать, что они сами виноваты в своих бедах, а исцеление возможно, только если они покаются и обратятся к Богу. Здесь мы узнаем жесткие доводы друзей Иова.

Подобные вещи мы слышим и от харизматических целителей, которые заявляют, что верующие люди не должны болеть. Бог не желает этого. Человек, который не получил исцеления, должен понимать, что причиной этому является его неверие. И снова мы вспоминаем логику друзей Иова.

 

Другие люди идут по пути жены Иова. Они порвали с Богом, так как не смогли объяснить, почему в этом мире столько страданий. Некоторые люди считают, что супруга Иова была права. Ведь Бог не может быть справедливым, допуская ужасные страдания невинных людей. Но эти люди отдаляются от Бога не так, как жена Иова. Они утверждают, как было отмечено нами ранее, что Бог не посылает нам страдания и несчастья. Бог не посылает людям болезни. Он не ответственен за крушения самолетов. Пьяный водитель, сбивший чью-то мать, поступает не только против Божьей воли, но и совершенно независимо от Его воли. А Бог, будучи бессильным, лишь пребывает рядом со страдающими людьми и сочувствует им.

 

Почему люди изо всех сил стремятся к тому, чтобы четко и ясно с этической точки зрения объяснить (разложить по полочкам) Божьи деяния? Книга Иова учит нас быть осторожными, когда мы выносим суждения относительно мотивов Божьего провидения. Конечно, это не значит, что нам никогда не следует думать о причинах. Ведь Божье наказание в той или иной степени может быть следствием наших грехов. Святое Писание неоднократно упоминает о людях, которые были наказаны Богом по вполне очевидным причинам. Вспомните, например, о Давиде и о тех страданиях, которые он перенес после того, как взял себе в жены Вирсавию. Поэтому мы постоянно должны задавать себе вопрос: не наказывает ли нас Бог, как любящий отец наказывает своих детей? Ради нашего же блага. Чтобы вернуть нас, ступивших на неправильный путь.

 

Однако мы должны признать, что зачастую нам трудно найти очевидную причину наших страданий. Так же, как в случае с Иовом. Эта книга Святого Писания учит нас, что не все страдания следует считать следствием грехов человека. У Бога есть собственные тайны! К этим тайнам мы должны относиться с должным почтением. Поэтому нам следует быть осторожными в наших суждениях и помнить пословицу: «Всяк сверчок знай свой шесток».

 

Вполне возможно, что такой ответ не удовлетворит нас. Мы желаем четко знать, почему Бог решил возложить на нас такое тяжелое ярмо. Почему именно мы должны его нести? Книга Иова не отвечает на эти вопросы. Но мы не должны из-за этого расстраиваться. Ведь в этой книге показан лучший способ справиться со своим горем.

 

Неправильно считать, что мы много теряем, когда не знаем, почему ГОСПОДЬ подвергает нас таким тяжелым испытаниям. Бог не считает, что нам нужно об этом знать.

Значит, это знание не является необходимым.

Следовательно, оно не обязательно.

А посему мы и не нуждаемся в нем.

 

Реакция Иова

 

Речь Елифаза глубоко ранила Иова. Он не мог более сдерживать себя: «Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей» (Иова 7:11).

 

Иов все еще считал странным, что всемогущий Бог беспокоится о таких незначительных существах, как люди: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое?..» (Иова 7:17). Даже если он зашел слишком далеко, что с того? «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе!..» (Иова 7:20). Ведь он не представлял совершенно никакой угрозы для всемогущего Бога.

 

Поэтому Иов был поражен тем, что Господь уделяет ему столько внимания: «Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?» (Иова 7:12). Иов словно стал мишенью для Бога, будучи терзаем ночными кошмарами. Зачем Бог неустанно преследовал его? По этой причине Иов назвал Бога «стражем человеков», неустанным надзирателем, Которому неведом покой (Иова 7:20).

 

Зачем все эти трудности? Он стал в тягость Богу. Думаю, такой перевод лучше, чем «я стал самому себе в тягость» (Иова 7:20). Ведь Иов всегда пытался рассуждать с точки зрения Бога. Он пытался показать, кем является для Бога, а именно ярмом, тягостью. Он считал, что Бог уделяет слишком много внимания грешному человеку.

 

В этой связи Иов также спрашивал: «И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего?» (Иова 7:21). Другими словами: «Да простит Господь мои грехи».

Коротко говоря, Иов пытался разрешить свою проблему следующим образом: Бог должен относиться к нему как к незначительному человечку: «Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?» (Иова 7:19). Разве не может Господь просто оставить его в покое?

 

Нетрудно обрушить праведный гнев на Иова, осуждая его за слова, с которыми он обратился к Богу. Но здесь мы видим что-то более важное. Был затронут вопрос любви Иова к Богу. Насколько эта любовь искренна? И, несмотря на множество промахов, ответ все еще был положительным. Почему? Потому что Иов не проклял Бога. Но обратился к Нему. Интересно отметить, что его ответ Елифазу превратился в молитву Богу. Иов бежит от людей к Богу.

 

Давайте также и мы со всеми нашими вопросами будем обращаться к Господу. И при необходимости будем убегать ото всех людей, исповедуя: «Господи, пути Твои превыше нашего понимания, но тем не менее мы вверяем себя в Твои руки».

 

Ведь Бог за нас. Мы можем быть в этом уверены еще больше, чем Иов. Почему? Потому что Он отдал за нас Сына Своего.

 

И этого знания достаточно для того, чтобы пройти через любые испытания.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.