19.10.2013
Скачать в других форматах:

Богослужебная форма проведения Вечери Господней (2)

 

Община Господа нашего Иисуса Христа!

 

Установление

 

Апостол Павел описывает установление Вечери Господней следующим образом:

«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: “приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание”. Также и чашу после вечери, и сказал: “сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание”».

 

И далее: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба [сего] и пьет из чаши [сей]. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»[1].

 

Испытывать самих себя

 

Господь использует Вечерю для укрепления нашей веры. Чтобы достичь этого, нам необходимо испытать самих себя.

 

При этом нам следует, прежде всего, вспомнить о собственных грехах и осознать, что Бог по праву гневается на нас. Нам необходимо питать отвращение к своим грехам и осознать собственную ничтожность пред Богом. Далее мы должны спросить себя, верим ли мы Божьему обетованию, согласно которому Он простил все наши грехи только благодаря тому, что Христос умер за нас. И наконец, нам следует спросить себя, намереваемся ли мы впредь с благодарностью[2] праведно жить с Богом[3]. Готовы ли мы и желаем ли всем своим сердцем жить в любви и мире с ближними?

 

Приглашение и предупреждение

 

По Своей благодати Бог желает принять каждого человека, который благодаря действию Святого Духа сожалеет о своих грехах.

Если вы всем сердцем желаете бороться со своим неверием и жить по всем Божьим заповедям, Бог с радостью примет вас за столом Сына Своего, Иисуса Христа. Вы можете быть уверены в этом, хоть все еще и грешите и проявляете слабости, не желая того. Но для тех, кто не желает раскаяться и обратиться, звучит следующее предупреждение: не участвуйте в Вечере Господней, так как в противном случае заслужите большего осуждения.

 

Воспоминание о Христе

 

Христос заповедал нам проводить Вечерю Господню, чтобы вспоминать о Нем[4]. Поэтому мы вспоминаем, что наш Господь Иисус Христос был послан в этот мир Отцом. Слово стало плотью[5]. В Своей земной жизни Христос понес на Себе гнев Божий, который вечно должны были испытывать мы. Пребывая под тяжким гнетом наших грехов и Божьего гнева, во время молитвы в Гефсиманском саду Он был охвачен смертельным страхом[6], так что капли кровавого пота падали с Его чела на землю[7]. Он стал пленником[8], чтобы освободить нас. Он, будучи невиновным, был приговорен к смертной казни[9], чтобы нас оправдать пред судейским престолом Бога. Истинно, Он позволил распять Себя на кресте и тем самым принял на Себя Божье проклятие, которое пребывало на нас[10], чтобы благословить нас. Он был оставлен Богом[11], чтобы Бог нас принял к Себе и никогда больше не оставлял. Наконец, Он Своей смертью заключил и сделал навеки действенным завет благодати и примирения[12], воскликнув: «Совершилось!»[13]

 

Уверение

 

Каждый раз, когда мы вкушаем этот хлеб и пьем из этой чаши, мы видим верную любовь Христа, которая запечатлевается в наших сердцах. Он предал Свое тело на кресте за нас[14]. Сейчас Он утоляет наш духовный голод и жажду[15] Своим телом и кровью, чтобы мы могли жить вечно. Эти слова так же верны, как то, что мы едим этот хлеб и пьем из этой чаши.

 

Единство

 

Своей смертью Христос также обрел право даровать нам животворного Духа[16]. Этим Духом Он связывает нас с Собой, вследствие чего мы вместе с апостолом Павлом можем сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»[17]. Духом Святым Он дарует нам способность приносить плоды веры, надежды и любви[18]. Этим же Духом Он связывает нас друг с другом в истинной любви как членов одного тела. Апостол пишет: «Один хлеб, [и] мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»[19]. Мы представляем собой одно тело и поэтому должны стремиться служить друг другу с любовью[20] словом и делом.

 

Ожидание возвращения Христа

 

Христос заповедал нам проводить Вечерю Господню, пока Он не вернется[21]. За столом Господа мы предвкушаем полноту счастья, которое Он нам обещал. Исполненные надежды, мы ожидаем Его славного явления, брачной вечери Агнца[22], на которой Он вновь будет пить вино[23] в царстве Своего Отца. Да возрадуемся и прославим Его, так как грядет брачный пир Агнца.

 

Молитва

Боже наш и Отец, мы от всего сердца благодарим Тебя за Твою благодать. Нет ни одной причины, по которой мы как человечество заслуживали бы Твою милость. Тем не менее Ты даровал нам Своего Сына Единородного как жертву за наши грехи и как небесную пищу и питье. Действуй в нас Духом Твоим Святым и дай, чтобы мы все больше и больше полагались на Сына Твоего, Иисуса Христа, участвуя в этой Святой Вечере. Напитай нас Им, хлебом с небес, и помоги нам, чтобы мы более не жили в наших грехах, но Он в нас и мы в Нем. Помоги нам все больше и больше возрастать в новом завете в Христовой крови. Тогда мы будем уверены, что Ты навеки являешься нашим милостивым Отцом, Который более не поставит нам в вину наши грехи и Который заботится обо всем необходимом для наших тел и душ.

Помоги нам с радостью нести наш крест, отречься от себя и открыто исповедовать нашего Спасителя. Научи нас во всяких трудностях и горестях с поднятой головой ожидать нашего Господа Иисуса Христа с небес. Он наши немощные тела сделает подобными Своему прославленному телу[24] и навеки примет нас к Себе.

 

В заключение этой молитвы произносится или воспевается молитва «Отче наш».

 

Призыв

 

Чтобы напитаться истинным хлебом с небес, Самим Иисусом Христом, мы не должны думать лишь об этом, лежащем на столе хлебе и вине. Нам необходимо обратить свой взор к небесам, где Иисус Христос сидит по правую руку Отца и ходатайствует за нас[25]. Будем твердо верить, что благодаря действию Святого Духа мы духовно вкушаем и пьем Его тело и кровь.

 

Проведение Вечери Господней

Преломляя и раздавая хлеб, служитель произносит:

 

«Хлеб, который мы преломляем, объединяет нас с телом Христа.

Примите, вкушайте, помните и верьте, что тело нашего Господа Иисуса Христа предано для полного прощения наших грехов»[26].

 

Передавая чашу с вином, служитель произносит:

 

«Эта чаша с вином, за которую мы восхваляем и благодарим Бога, соединяет нас с кровью Христа. Примите, пейте из нее все, помните и верьте, что драгоценная кровь нашего Господа Иисуса Христа была пролита для полного прощения наших грехов»[27].

 

Если же люди подходят, чтобы получить хлеб и вино, то эти провозглашения можно объединить следующим образом:

 

«Хлеб, который мы преломляем, объединяет нас с телом Христа. Чаша с вином, за которую мы восхваляем и благодарим Бога, соединяет нас с кровью Христа.

Примите этот хлеб и эту чашу, вкушайте и пейте, помните и верьте, что наш Господь Иисус Христос предал Свое тело и кровь для полного прощения наших грехов».

 

Пока люди подходят, в церкви могут читаться библейские тексты, воспеваться песни или играть музыка.

 

В качестве молитвы благодарения можно выбрать один из следующих вариантов или же использовать оба.

 

Молитва благодарения (1)

Возлюбленные в Господе братья и сестры. Господь за этим столом дарует нам внутреннюю силу и крепость[28]. Поэтому давайте мы вместе с благодарностью прославим Его имя:

 

«Благослови, душа моя, Господа,

и вся внутренность моя – святое имя Его.

Благослови, душа моя, Господа,

и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои,

исцеляет все недуги твои;

избавляет от могилы жизнь твою,

венчает тебя милостью и щедротами...

Щедр и милостив Господь,

долготерпелив и многомилостив.

Не до конца гневается,

и не вовек негодует.

Не по беззакониям нашим сотворил нам,

и не по грехам нашим воздал нам.

Ибо, как высоко небо над землею,

так велика милость [Господа] к боящимся Его.

Как далеко восток от запада,

так удалил Он от нас беззакония наши.

Как отец милует сынов,

так милует Господь боящихся Его»[29].

Молитва благодарения (2)

 

Милостивый Боже, Отче наш, Ты единый достоин нашей хвалы. Мы вкушаем этот хлеб и пьем из этой чаши, свидетельствуя тем самым, что мы спасены только благодаря смерти нашего Господа.

Мы восхваляем Тебя, так как испытываем радость благодаря Духу Святому, Который связывает нас с Твоим Сыном и друг с другом.

Просим Тебя, помоги нам всей своей жизнью явить, что мы всем сердцем любим Тебя и друг друга, и укрепи нашу веру через эту Святую Вечерю.

Помоги нам стойко ожидать пришествия нашего Спасителя, Который обещал, что вновь будет пить вино с нами в Твоем царстве.

Хвала Тебе, Отче, и Сыну Твоему, и Святому Духу во веки и веки. Аминь.


[1]  1-е Кор. 11:23–29.

[2]  Рим. 12:1, 2.

[3]  Быт. 17:1.

[4]  1-е Кор. 11:24, 25.

[5]  Иоан. 1:14, Гал. 4:4.

[6]  Марка 14:34.

[7]  Луки 22:44.

[8]  Иоан. 18:12.

[9]  Луки 23:14.

[10]  Гал. 3:13.

[11]  Марка 15:34.

[12]  Евр. 9:15.

[13]  Иоан. 19:30.

[14]  Луки 22:19.

[15]  Иоан. 6:51.

[16]  Иоан. 6:63; 2-е Кор. 3:6.

[17]  Гал. 2:19, 20.

[18]  Гал. 5:22, 23; 1-е Кор. 13:13.

[19]  1-е Кор. 10:17.

[20]  Гал. 5:13.

[21]  1-е Кор. 11:26.

[22]  Откр. 19:6–9.

[23]  Марка 14:25.

[24]  Фил. 3:21.

[25]  Рим. 8:34; Евр. 7:25.

[26] 1-е Кор. 10:16; Матф. 26:26; Луки 22:19; Гал. 1:4.

[27] 1-е Кор. 10:16; Матф. 26:27, 28.

[28]  Еф. 3:16.

[29]  Пс. 102:1–4, 8–13.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.