15.10.2013
Скачать в других форматах:

Богослужебная форма проведения Вечери Господней (1)

 

Община нашего Господа Иисуса Христа!

 

Установление

 

Об установлении Вечери Господней апостол Павел пишет коринфской церкви: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: “приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание”. Также и чашу после вечери, и сказал: “сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание”».

 

Далее апостол продолжает: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба [сего] и пьет из чаши [сей]. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»[1].

 

Испытывать самих себя

 

Чтобы достойно вспомнить Иисуса Христа, нам следует, прежде всего, испытать самих себя.

 

Во-первых, мы должны вспомнить свои грехи и осознать, что мы заслуживаем Божьего наказания[2]. Нам необходимо питать отвращение к собственным грехам и осознать свою ничтожность пред Богом. Наши грехи до такой степени возбуждают Божий гнев, что Он Своего собственного Сына наказал смертью на кресте[3], чтобы только не позволить греху остаться безнаказанным.

 

Во-вторых, нам следует спросить себя, верим ли мы твердому обещанию Бога, согласно которому Он простил все наши грехи только благодаря смерти Христа[4]. Ради Христа Бог оправдал нас, как если бы мы сами заплатили за наши грехи и жили такой же праведной жизнью, как Его собственный Сын[5].

 

В-третьих, нам необходимо испытывать себя, чтобы узнать, действительно ли мы желаем из чувства благодарности искренно служить Богу и жить в мире и любви с ближними.

 

Приглашение и предупреждение

 

За столом Своего Сына Бог желает принять каждого, кто благодаря Святому Духу имеет жизнь. Но тот, кто не имеет жизни, навлекает на себя Божье наказание, принимая участие в Вечере Господней. По этой причине мы, согласно повелению Христа и Его апостола Павла[6], каждого, кто живет откровенно грешной жизнью, предупреждаем: не участвуйте в Вечере Господней!

 

Вам необходимо осознать, что вы пребываете вне царства Христа, если вы[7]:

– не желаете уповать только на Господа;

– почитаете Бога так, как сами считаете нужным (без должного благоговения);

– злоупотребляете именем Господа;

– не посещаете прилежно богослужения и безразличны к проповеди Слова или святости таинств крещения и Вечери Господней;

– непослушны родителям или тем, кто имеет над вами власть;

– посягаете на жизнь человека или ненавидите его, при этом не желая примириться с ним;

– пребывая в браке или вне брака, не храните себя в чистоте;

– охвачены жадностью или расточительностью;

– лжете или сплетничаете;

– если в целом в словах и делах вы проявляете себя, как неверующие.

 

Пока вы пребываете в грехах, вы не можете принимать участие в Вечере Господней. В противном случае вы навлечете на себя еще большее осуждение.

 

Ободрение

 

Возлюбленные братья и сестры, вы можете пасть духом, если вдумаетесь во все вышесказанное[8]. Но не расстраивайтесь! Ведь мы принимаем участие в Вечере Господней не для того, чтобы показать, насколько мы совершенны и праведны. Мы ищем источник своей жизни вне себя – в Иисусе Христе. Тем самым мы признаем, что наше естество подвержено смерти[9]. Несомненно, есть еще много грехов и преступлений в наших сердцах и жизни[10]. У нас нет совершенной веры, мы не служим Богу с таким рвением, какое от нас ожидается, мы вынуждены ежедневно сражаться с немощью нашей веры и нашими порочными наклонностями[11]. Но благодаря Святому Духу мы искренне сожалеем о нашей порочности, всем сердцем желаем бороться с нашим неверием и жить в соответствии с Божьими заповедями[12]. Когда дела наши противоречат нашим желаниям[13], мы все же можем быть уверены, что Бог по Своей благодати примет нас [14]. Мы радушно приглашены к столу нашего Господа, чтобы вкушать небесную пищу и питье.

 

Воспоминание о Христе

 

Мы принимаем участие в Вечере Господней, чтобы вспомнить о Христе[15]. А значит, мы возвращаемся в мыслях к тому, что Бог послал нашего Господа Иисуса Христа в этот мир, как Он и обещал нашим праотцам в ветхозаветный период. Слово стало плотью[16]. В Своей земной жизни Иисус Христос понес на Себе гнев Божий, который должен был низвергаться на нас вечно[17]. Таким образом, Он послушно исполнил все, чего требовал от нас Божий закон[18]. Пребывая под тяжким гнетом наших грехов и Божьего гнева, во время молитвы в Гефсиманском саду Он был охвачен смертельным страхом, так что капли кровавого пота падали с Его чела на землю[19]. Он стал пленником[20], чтобы освободить нас. А затем Он допустил надругательства людей над Собой[21], чтобы мы больше никогда не были постыжены. Он, будучи невиновным, был осужден на смертную казнь[22], чтобы оправдать нас пред судейским престолом Бога. Он позволил Себя распять на кресте и уничтожил обвинение против нас, пригвоздив его к кресту[23]. Совершив все это, Он взял на Себя проклятие, которое пребывало на нас[24], чтобы благословить нас. Истинно, на крестном древе Он телом и душой испытал ужасающее одиночество ада, закричав: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты оставил меня?»[25] – чтобы мы были приняты Богом и больше никогда не были оставлены Им. Наконец, Он, пролив Свою кровь, заключил и сделал навеки действенным новый завет благодати и примирения[26]. Тогда вскричал Он: «Совершилось!»[27].

 

Наставление

 

Наш Господь Иисус Христос желает, чтобы мы твердо верили в то, что принадлежим к этому новому завету. Поэтому во время последней пасхальной трапезы Он взял хлеб, произнес молитву благодарения, преломил хлеб и сказал: «...сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание»[28].

 

Также Он взял чашу после пасхальной вечери и сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»[29].

 

Другими словами, Он сказал следующее: «Всякий раз, когда вы участвуете в Святой Вечере, хлеб и вино будут напоминать вам о Моей искренней любви. Вы были обречены на вечную смерть. По этой причине Я предал тело Свое на смерть и кровь Свою за вас пролил. Своим распятым телом и пролитой кровью Я утолил ваш духовный голод и жажду, чтобы вы жили вечно[30]. Это так же истинно и реально, как и разламываемый на ваших глазах хлеб и подаваемая вам чаша, как то, что вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши».

 

Единство с Христом и с братьями и сестрами

 

Наша вера должна быть укоренена в жертве, которую Христос принес единожды на кресте[31].

Этому нас учит Господь в Святой Вечере. Только благодаря этой жертве мы были спасены, так как на кресте Он стал для нас истинной пищей и питьем, вкушая которые мы можем жить вечно[32]. Своей смертью Он устранил грех – причину нашего вечного голода и жажды.

Своей смертью Христос также обрел право даровать нам животворного Духа[33]. Христос и мы представляем собой одно тело: Он – наша глава, мы – части Его тела. Дух, который Его оживотворил, живет также и в нас и связывает нас с Ним[34]. Он разрешает нам пользоваться всем богатством, которое было даровано Христом: нам дано оправдание и жизнь в вечной славе.

Этим же Духом Он связывает нас друг с другом. А потому мы любим друг друга как братья и сестры. Многие члены образуют одно тело. Апостол Павел пишет по этому поводу: «Один хлеб, [и] мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»[35]. Христос первым возлюбил нас. Потому и мы должны любить друг друга словом и делом[36]. И да поможет нам Всемогущий Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа посредством Своего Святого Духа. Аминь!

 

Молитва

Милостивый Боже, Отец наш, с благодарностью вспоминаем о горечи смерти Твоего возлюбленного Сына Иисуса Христа. Мы молим Тебя, даруй нам Духа Твоего Святого, чтобы мы все больше и больше в полном доверии могли смирять себя пред Твоим Сыном Иисусом Христом. Даруй нам новые силы посредством вкушения хлеба с небес, чтобы Христос жил в нас, а мы жили в Нем; чтобы более мы не жили в наших грехах. Помоги нам все более и более возрастать в новом завете в Христовой крови. И тогда мы будем уверены, что Ты всегда являешься нашим милостивым Отцом, Который более не поставит нам в вину наши грехи и постоянно заботится обо всем необходимом для наших тел и душ.

 

Помоги нам бодро нести наш крест, следуя за Иисусом, отрекаться себя и исповедовать Сына Твоего нашим Спасителем. Помоги нам во всех обстоятельствах, взирая на небеса, ожидать нашего Господа. Он сделает наши немощные тела подобными Своему преображенному телу[37] и навеки примет к Себе.

 

(В заключение этой молитвы произносится или воспевается молитва «Отче наш»).

 

Исповедание

 

(Произносится или воспевается Апостольский символ веры или Никейский символ веры).

 

Призыв

 

Чтобы напитаться истинным хлебом с небес, самим Христом, мы не должны думать только об этом, лежащем на столе хлебе и вине. Нам необходимо обратить свой взор ввысь, к Иисусу Христу, восседающему по правую руку Отца в небесах[38] и заступающемуся за нас[39].

Будем твердо верить, что благодаря действию Святого Духа мы духовно вкушаем и пьем Христовы тело и кровь.

 

 

Проведение таинства Вечери Господней

Преломляя и раздавая хлеб, служитель произносит:

«Ломимый хлеб объединяет нас с телом Христа.

Примите, вкушайте, помните и верьте, что тело нашего Господа Иисуса Христа было принесено в жертву для полного прощения наших грехов»[40].

 

Передавая чашу с вином, служитель произносит:

«Чаша с вином, за которую мы восхваляем и благодарим Бога, объединяет нас с кровью Христа.

Примите, пейте из нее все, помните и верьте, что драгоценная кровь нашего Господа Иисуса Христа пролита для полного прощения наших грехов»[41].

 

Если же люди подходят, чтобы получить хлеб и вино, то эти провозглашения можно объединить следующим образом:

«Ломимый хлеб объединяет нас с телом Христа.

Чаша с вином, за которую мы восхваляем и благодарим Бога, объединяет нас с кровью Христа.

Примите хлеб и чашу, вкушайте и пейте, помните и верьте, что наш Господь Иисус Христос Свое тело и кровь отдал в жертву для полного прощения наших грехов».

 

Во время проведения вечери Господней, в церкви могут читаться библейские тексты, воспеваться песни или играть музыка.

 

В качестве молитвы благодарения можно выбрать один из следующих вариантов или же использовать оба.

 

Молитва благодарения (1)

 

Возлюбленные в Господе братья и сестры. Господь за этим столом дарует нам внутреннюю силу и крепость. Поэтому давайте мы вместе с благодарностью прославим Его имя:

 

«Благослови, душа моя, Господа,

и вся внутренность моя – святое имя Его.

Благослови, душа моя, Господа,

и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои,

исцеляет все недуги твои;

избавляет от могилы жизнь твою,

венчает тебя милостью и щедротами...

Щедр и милостив Господь,

долготерпелив и многомилостив.

Не до конца гневается,

и не вовек негодует.

Не по беззакониям нашим сотворил нам,

и не по грехам нашим воздал нам.

Ибо, как высоко небо над землею,

так велика милость [Господа] к боящимся Его.

Как далеко восток от запада,

так удалил Он от нас беззакония наши.

Как отец милует сынов,

так милует Господь боящихся Его»[42].

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас,

как с Ним не дарует нам и всего?»[43]

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его»[44].

 

Поэтому Тебя всегда будем прославлять пред всеми людьми[45]. Aминь.

 

Молитва благодарения (2)

Отче наш, от всего сердца мы благодарим Тебя, что Ты по Своей благодати даровал нам Своего Сына как нашего Посредника и Жертву за грехи наши. Спасибо Тебе, что у нас есть жизнь вечная благодаря тому, что Он стал для нас пищей и питьем. Спасибо Тебе за веру нашу, которая связывает нас с Христом и делает нас причастниками всех тех благ, которые Он приобрел для нас.

Мы просим Тебя, верный Бог и Отец, помоги нам, чтобы мы посредством участия в Вечере Господней могли ежедневно возрастать в истинной вере и чтобы наша связь с Христом становилась все крепче и крепче.

Мы просим Тебя во имя Сына Твоего возлюбленного, Иисуса Христа. Аминь.

 


[1]   1-е Кор. 11:23–29.

[2]   Рим. 7:24, 25.

[3]   Евр. 10:5–10; Ис. 53:5.

[4]   Рим. 3:24.

[5]   2-е Кор. 5:21.

[6]   1-е Кор. 5:3–5, 11.

[7]   Исх. 20:1–17.

[8]   Ис. 57:15.

[9]  Рим. 7:24.

[10]  Фил. 3:12–14.

[11]  Рим. 7:23; Гал. 5:17.

[12]  Пс. 18:13, 14.

[13]  Рим. 7:20.

[14]  Ис. 42:3; 1-е Иоан. 1:9; 3:20.

[15]  Луки 22:19; 1-е Кор. 11:24, 25.

[16]  Иоан. 1:14. Гал. 4:4.

[17]  Ис. 53:4. Ис. 3:25.

[18]  Матф. 3:15.

[19]  Луки 22:44.

[20]  Иоан. 18:12.

[21]  Луки 22:63–65.

[22]  Луки 23:14.

[23]  Кол. 2:14.

[24]  Гал. 3:13.

[25]  Матф. 27:46.

[26]  Евр. 9:15.

[27]  Иоан. 19:30.

[28]  1-е Кор. 11:24.

[29]  1-е Кор. 11:25.

[30]  Иоан. 6:53–57.

[31]  Евр. 10:14.

[32]  Иоан. 6:32, 51.

[33]  Рим. 8:11.

[34]  Иоан. 14:16.

[35]  1-е Кор. 10:17.

[36]  Иак. 1:22–24.

[37]  Фил. 3:21.

[38]  Кол. 3:1, 2.

[39]  Рим. 8:34; Евр. 7:25.

[40]  1-е Кор. 10:16; Матф. 26:26; Луки 22:19; Гал. 1:4.

[41]  1-е Кор. 10:16; Матф. 26:27, 28.

[42]  Пс. 102:1–4, 8–13.

[43]  Рим. 8:32.

[44]  Рим. 5:8–10.

[45]  Пс. 115:8–9.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.