26.09.2013

Рон Ханко

Христианское образование: наследие Реформации

Скачать в других форматах:

Введение

 

Реформация шестнадцатого века была не только реформацией церкви и вероучения, но также реформацией в сфере образования. Принципы Реформации, в особенности доктринальные принципы, требовали и стали причиной того, что было обращено особое внимание на образование и коренные преобразования в просвещении. Сегодня те люди, которые все еще высоко ценят принципы Реформации и верят в то, что Реформация была делом Божьего Духа, продолжают обращать особое внимание на образование.

 

Несмотря на то, что особое внимание к образованию характеризовало почти всех руководителей движения Реформации, хотелось бы особо выделить некоторых из них, это: Лютер, Меланхтон и Буцер в Германии, Цвингли и Кальвин в Швейцарии, Нокс в Шотландии. Мы кратко рассмотрим некоторые принципы образования, которые были возрождены к жизни Реформацией, ставя особое ударение на важности этих принципов, прежде всего, по той причине, что от них отказались те, которые сегодня все еще утверждают, что  верят в христианское заветное школьное образование.

 

Влияние Реформации на образование

 

Таким образом, основанное на Библии заветное христианское школьное образование   во всех отношениях является одним из плодов Реформации. Именно Реформация способствовала обязательному образованию для всех детей (по крайней мере, Лютер и Кальвин считали, что девочки так же, как и мальчики, должны ходить в школу), христианскому образованию в том виде, в котором оно нам известно сегодня, образованию в сфере гуманитарных наук со всесторонним курсом обучения, классифицированному образованию,  и даже в определенной степени образованию, которое контролируется родителями. Фактические перемены наступили не сразу и сопровождались трудностями по причине сопротивления со стороны людей, а также и по той причине, что сами руководители движения Реформации были заняты многими другими делами. Тем не менее, основополагающие принципы были заложены, и работа по реформе в сфере образования началась уже на раннем этапе Реформации. Эта работа имела устойчивые результаты не только в церквях эпохи Реформации, но также почти во всех протестантских церквях и сегодня, хотя так же, как и многие благословения Реформации, эти результаты постепенно исчезают.

 

Доктринальные принципы Реформации стали источником возрождения к жизни и особого внимания Реформации к христианскому образованию. Доктрина Писания привела к необходимости в образованных членах церкви, способных читать и понимать Писание самостоятельно. Доктрина священства всех верующих сделала даже большее ударение на потребности в образованных мирянах, настаивая на том, что каждый христианин не только имеет право, но также обязан читать, запоминать, учить, понимать и применять Слово Божье во всех сферах своей жизни. Доктрина веры с ее отвержением слепой веры, как этому учил Рим, и с ударением на вере как знании, также требовала образования для всех верующих. Кроме того, в реформаторском мировоззрении делалось ударение на служении Богу в каждой сфере деятельности общества и практической  жизни.

 

Таким образом, реформаторское возрождение образования к жизни было не случайным, оно лежало в самом сердце  Реформации. Говоря чисто по-человечески, Реформации бы не было или начавшаяся Реформация не выжила бы, если бы она не обратила особого внимания на реформирование образования. В этих словах звучит предостережение для всех детей Реформации. Утратить христианское образование  –  значит утратить Реформацию, а утратить Реформацию – значит утратить те принципы, на которых основано христианское образование. Давайте примем во внимание это предостережение!

 

Руководители Реформации и их вклад в образование

Лютер

 

Без сомнения, все ведущие деятели Реформации, даже те, которые были относительно неизвестны, независимо от того, какую ветвь Реформации они представляли, содействовали развитию христианского образования.

 

Лютер занимает самое выдающееся место среди них не только потому что он заложил основы, но также потому что  в большей мере, чем кто-либо другой, написал об образовании. Известны два основных его сочинения об образовании – «Членам муниципального совета всех городов Германии о том, чтобы они основывали и сберегали христианские школы» (1524 г.) и «Проповедь об оставлении детей в школе» (1530 г.), но, кроме этого, замечания по всем сферам образования можно обнаружить также во всех его сочинениях и опубликованных проповедях.

 

Он много говорил о необходимости реформаторского и библейского образования, о великой цели образования, о гуманитарных науках, об учебных планах и методах образования, о библиотеках, об ответственности как родителей, так и гражданского правительства, в сфере образования, о школьных учителях и их обязанностях – обо всех возможных сферах образования. Большинство из сказанного им настолько же свежо и уместно сегодня, насколько оно было и в то время, его работы стоит читать не только из исторического любопытства, но и как могущественное напоминание о неразрывной связи между Реформацией и образованием. Обращаясь к родителям, подводя итог всем своим мыслям об образовании, Лютер сказал:

 

«Он дал вам детей и средства для их содержания не для того, чтобы вы поступали с ними как вам угодно или обучали их для мирской славы. Вам было дано убедительное повеление воспитывать их для служения Богу, или в противном случае вы полностью будете искоренены вместе с вашими детьми; тогда все, что вы вложили в них, будет утрачено».[1]

 

Пэйнтер так описывает вклад Лютера в образование:

1.    В своих трудах, так же как и в принципах Реформации, он положил начало системе образования, начиная с народных школ и заканчивая университетами.

2.    В пример благородной образованности он привел христианина, подготовленного благодаря наставлению и дисциплине к исполнению своего долга во всех сферах жизни.

3.    Он указал на необходимость школ как для церкви, так и для государства, и подчеркнул достоинство и ценность профессии учителя.

4.    С неодолимым упорством он убеждал родителей, служителей и гражданские власти выполнять свой долг по обучению молодежи.

5.    Лютер осуществил реорганизацию школ, введя поэтапное образование, улучшенный курс обучения и рациональные методы.

6.    В своем понимании природы и жизни ребенка он заложил основу для образовательных наук.

7.    Он значительно усовершенствовал методы преподавания; стремился согласовать обучение и способности детей, сделать обучение приятным, пробудить разум благодаря хорошо подготовленным вопросам, изучать как предметы, так и слова, и применять дисциплину с любовью.

8.    Мудро понимая роль добродетели и разума в достижении общего блага, он отстаивал необходимость в том, чтобы государство содействовало обязательному образованию.[2]

 

Руководители Реформации и их вклад в образование

 Меланхтон

 

Меланхтон следовал по стопам Лютера, но  внес свой собственный вклад, созидая на основании, заложенном Лютером. Двумя основными его трудами по предмету образования были: «Об улучшении обучения молодежи» (1518 г.) и «Во славу новой школы» (1526 г.). Его мысли о необходимости христианского образования хорошо обобщены в следующей фразе:

 

«Родители должны отправлять своих детей в школу и готовить их для Господа Бога, чтобы Он смог употребить их для служения другим людям».[3]

 

Фабер описывает место Меланхтона в истории развития образования: «Филипп Меланхтон (1497-1560 гг.) по праву назван «учителем Германии». Более сорока лет, принимая активное участие в создании и реформировании школ, Меланхтон направлял развитие всей системы образования в Германии. Он написал уставы многих реформированных школ, составил предписания для нескольких новообразованных или реструктурированных университетов, а также давал рекомендации управляющим академической частью в учебных заведениях всей Европы. Кроме того, он написал много учебников, грамматических справочников и руководств по образованию. Преподавая гуманитарные науки на факультете Виттенбергского университета, Меланхтон обучил сотни студентов, которые позднее сами стали учителями и осуществили изменения в сфере образования по всей Германии. Будучи реформатором, более всего склонным к интеллектуальной культуре, Меланхтон стремился охарактеризовать теорию образования как таковую, которая  основана на принципах Писания. Таким образом, не удивительно, что современники Меланхтона называли его «учителем Германии».[4]

 

Руководители Реформации и их вклад в образование

 Кальвин

 

Кальвин не написал ни одного сочинения на тему образования, но, несмотря на это, его вклад в дело реформаторского образования огромен. Написав книгу «Наставления в христианской вере», в которой он систематически и полностью излагает принципы кальвинистской Реформации, и, следовательно, реформатского образования, а также фактической причастностью и поощрением образования в Женеве и других городах Европы, он сделал не меньше, а, может, даже больше, чем Лютер. И не только этим, но также и своим пониманием крещения, завета и места детей верующих родителей в завете, он предоставил церкви и родителям величайшее из всех побуждений к созданию христианских школ для своих детей. Его практический вклад в образование описан следующим образом:

 

«Кальвин сам приложил огромные усилия к основанию Женевской академии; он проводил кампанию по сбору средств, составил учебный план, установил правила и был одним из ее преподавателей. Под покровительством кальвинистов был реформирован университет Гейдельберга, и были основаны новые университеты в Эдинбурге, Кембридже (колледж Эммануила), Лейдене, Франекере, Гронингене, Амстердаме, Утрехте, Ниме, Монпелье, Монтобане, Сомюре и Седане».[5]

 

Церковные установления 1541 года и их требование «основать учебное заведение» отражают преданность Кальвина делу образования:

 

«Так как извлечь пользу из такого преподавания (богословия) возможно только в том случае, если на первое место будет поставлено обучение языкам и гуманитарным наукам, и так как необходимо взращивать семя для будущего, чтобы церковь не осталась для наших детей заброшенной, необходимо построить учебное заведение для их обучения и подготовки к служению и гражданскому управлению.

Прежде всего, необходимо выделить место для проведения уроков и проживания детей, а также для тех, кто желает принести пользу, поставить во главе общежития и процесса обучения образованного и опытного человека, который сам также мог бы преподавать, а также нанять его с обязательством и правом нанимать учителей языков и диалектики, если это возможно. Кроме того, возникнет необходимость в том, чтобы юноши учили маленьких детей, чего мы желаем и повелеваем, чтобы так и было исполнено. Все эти люди подлежат церковной дисциплине как служители. В городе не должно быть больше школ для маленьких детей, за исключением того, что у девочек будет отдельная школа, как это и было до сих пор».[6]

 

Важные принципы образования во времена эпохи Реформации

 

В значительной мере эти мужи Божии сходились во взглядах относительно основ христианского образования. Эти принципы не только мотивировали и направляли их в труде, но они также стали фундаментальными принципами христианского образования сегодня. Не говоря уже о том,  что их принципы были библейскими. Мы обратим особое внимание только на три принципа.

 

Во-первых, все деятели Реформации настаивали на том, чтобы образование детей обязательно было религиозным образованием. Лютер сказал:

 

«Я бы никому не советовал посылать своего ребенка туда, где Священное Писание не поставлено во главу угла… Я чрезвычайно опасаюсь того, что университеты, если в них прилежно не преподается Священное Писание молодым студентам, являются широко открытыми вратами в ад».[7]

 

Реформаторы не считали, что школы должны стать маленькими семинариями, чьей единственной целью будет обучение служителей и учителей. Они указывали на то, что все образование должно быть прочно утверждено на основании Писания. Они рассматривали религиозную и мирскую сферы как различные части школьной учебной программы, советуя, чтобы каждый день отводилось время на изучение Писания, катехизиса, Апостольского Символа веры и Десяти заповедей в дополнение к изучению других предметов. Несомненно, реформаторы не имели ясного понимания того, что дух истинного христианства не в преподавании Библии, как дополнения  к другим предметам, а в том, чтобы каждый предмет преподавался с точки зрения Библии. Тем не менее, как и Лютер, они все понимали, что образование, отделенное от Слова Божьего, было бесполезным.

 

Естественно, в этом заключается основной принцип всего христианского образования, и по этой причине его необходимо напоминать снова и снова. Прежде всего, это необходимо делать, потому что трудно преподавать такие предметы как точные и гуманитарные науки с христианской точки зрения, а также потому что существует непрекращающаяся тенденция в каждой академической дисциплине рассматривать предметы изучения просто как факты, которые необходимо выучить и запомнить, забывая о том, что без Писания факты – это не истина. Кроме того, мы все имеем склонность отделять образование наших детей от Писания, считая, что  детское образование, прежде всего, является средством для дальнейшего получения работы и преуспевания в этом мире.

 

Во-вторых, деятели Реформации верили в образование «христианина», то есть в разностороннее гуманитарное образование, которое поможет каждому верующему человеку найти свое место в церкви и обществе, когда каждый сможет познать и прославить Бога согласно своему призванию. Они верили в образование, которое было бы и не просто катехизическим, и не узко ориентированным. Лютер сказал:

 

«Хорошо, – вы скажите снова, – предположим, что у нас есть школы, но какая польза от обучения латыни, греческому языку, ивриту и другим гуманитарным наукам?… Но мне интересно, почему мы никогда не спрашиваем, какая польза от шелка, вина, специй и других зарубежных товаров, когда у нас самих в Германии есть вино, зерно, шерсть, лен, дерево и камень не только в количестве, достаточном для наших нужд, но также и наилучшего,  высочайшего качества для нашей славы и гордости? Языки и гуманитарные науки не могут нам навредить, но они, по сути, являются большей гордостью, пользой, славой и преимуществом как для понимания верующими Священного Писания, так и для обучения светского правительства управлению государством».[8]

 

Отношение родителей и других людей, к кому обращался Лютер с этими словами, настолько же распространено сегодня, как это было и тогда, и именно этот факт делает акцент  Реформации на всестороннем образовании еще более ценным. Желающие обратить христианские школы в профессионально ориентированные учебные заведения ошибаются и действительно не понимают сути христианского образования.

 

В-третьих, Реформация рассматривала церковь, ее благополучие и освященную жизнь Божьего народа, что является частью его спасения, как основную цель образования. Деятели Реформации не считали целью образования основание христианского общества или даже внесение фундаментальных изменений для улучшения жизни в обществе, хотя большинство из них верили в то, что образование может служить на благо государству и церкви. Фабер обобщает взгляд Цвингли на цель образования.

 

Лютер особенно выделял великую цель образования, и его слова чрезвычайно важно услышать нам сегодня:

 

«Когда школы процветают, все идет своим чередом и церковь находится в безопасности. Давайте подготавливать больше врачей и учителей. Молодежь – это ясли и источник церкви. Когда мы умрем, где возьмутся другие (чтобы занять наше место), если не будет школ? Они – хранители церкви».[9]

 

«Когда школы процветают, церковь остается праведной, а ее вероучение – чистым… Молодые школьники и студенты являются семенами и источником церкви… Ради церкви мы должны иметь и поддерживать  христианские школы».[10]

 

Однако, говоря это, они не подразумевали, что образование полезно только тогда, когда оно используется для исполнения церковных служений или понимания Библии. Скорее, они понимали образование как средство, благодаря которому каждый верующий приготавливается для жизни в этом мире во славу Божью, и таким образом, оно служит спасению отдельного верующего и сохранению церкви. Некоторые понимали это более ясно, чем другие, но в большей или меньшей мере они все это понимали.

 

Конечно, необходимо также сказать о том, что цель образования – не социальная, а духовная; она сосредоточена не на этом мире, а на грядущем. Об этом надо постоянно напоминать перед лицом все возрастающего акцента в реформатской среде на том, что основная цель образования заключатся в навязывании обществу христианского мировоззрения, для того чтобы Царство Христа могло быть установлено здесь и сейчас в христианизированном или преимущественно христианском обществе.

 

Вывод

 

Таким образом, история Реформации является важным напоминанием не только о принципах, которых мы придерживаемся и которые применяем в своей жизни, но также и напоминанием о тех обязательствах, которые мы имеем в отношении христианского образования. Мужи Реформации, несмотря на свою занятость восстановлением церкви Христа, не забыли  (и не могли забыть)  об этом важном деле, и поддерживали его не только словом, но также своим собственным непрестанным активным участием.

 

 

 

Р. Ханко

 

 

 

 

 

Библиография

 

Общая:

 

Пэйнтер, История образования, Нью-Йорк: D. Appleton and Company, 1896. Книга написана лютеранином, однако является одной из исторических книг, написанной с христианской точки зрения.

 

Лютер:

 

Фабер, Ример. «Мартин Лютер о реформированном образовании», в журнале «Труба», том 47, ном. 16 (1998). Можно найти на: http://www.spindleworks.com/library/rfaber/luther_edu.htm. Одна из нескольких статей о различных деятелях Реформации и их взглядах на образование, другие статьи перечислены ниже. Русский перевод статьи можно найти здесь: http://www.reformed.org.ua/2/747/Faber

Лютер, Мартин. «Членам муниципального совета всех городов Германии о том, чтобы они основывали и сберегали христианские школы» (1524), перев. А.Т.В. Стайнхойзер, в «Труды Мартина Лютера», филадельфийское издание, том 4, стр. 101-132. Филадельфия: Muhlenberg Press: 1931. Этот и следующие трактаты также представлены в книге Пэйнтера «Лютер об образовании».

Лютер, Мартин. «Проповедь об оставлении детей в школе» (1530), перев. К.М. Джэйкобс, в «Труды Мартина Лютера», филадельфийское издание, том 4, стр. 133-180. Филадельфия: Muhlenberg Press: 1931.

 

Меланхтон:

 

Фабер, Ример. «Филипп Меланхтон о реформированном образовании», в журнале «Труба», том 47, ном. 18 (1998). Можно найти на Интернет странице:http://www.spindleworks.com/library/rfaber/melanchton_edu.htm.

Меланхтон, Филипп. «Об улучшении обучения молодежи» (1518), в Библиотека христианской классикитом XXIII, Меланхтон и Буцер, изд. Вильгельм Пок. Филадельфия: Westminster Press, 1998.

Меланхтон, Филипп. «Во славу новой школы» (1526), в Библиотека христианской классикитом XXIII, Меланхтон и Буцер, изд. Вильгельм Пок. Филадельфия: Westminster Press, 1998.

 

Кальвин:

 

Хьюз, Филипп Эджкумбе, изд. ««Церковные установления 1541 года» в Регистре компании пастырей Женевы во времена Кальвина, Grand Rapids: Calvin College and W.B. Eerdmans, 1966.

Кальвин, Джон. Наставления в христианской вере, перев. Генри Беверидж. Лондон: James Clarke, 1953. См. особенно Книга II, глава 2.

 

 

 


[1] Лютер, «Проповедь об оставлении детей в школе», в трудах Мартина Лютера, филадельфийское издание, том 4, Филадельфия: Muhlenberg Press, 1943, стр. 144, 145.

[2] Пэйнтер, стр. 167, 168.

[3] Лютер и Меланхтон, «Наставления для посетителей церковных приходов в Саксонии» (1528 г.), в книге Римера Фабера «Филипп Меланхтон о реформированном образовании», в журнале «Труба», том 47, ном. 18 (1998), стр. 435, 436.

[4] Фабер, «Филипп Меланхтон о реформированном образовании», стр. 428.

[5] Обучение христианским гуманитарным наукам: Отчет 12 комитета по изучению учебного плана в колледже Кальвина, 1970, Grand Rapids: Calvin College and W.B. Eerdmans, 1970, стр. 12.

[6] Филипп Эджкумбе Хьюз, изд., «Церковные установления 1541 года» в Регистре компании пастырей Женевы во времена Кальвина, Grand Rapids: Calvin College and W.B. Eerdmans, 1966, стр. 41.

[7] Христианской знати германской нации относительно реформирования христианского сословия», перев. Чарльз М. Якобс, в Труды, том 44, стр. 207.

[8] Лютер, «Членам муниципального совета всех городов Германии», с. 357, 358.

[9] Лютер, Застольные беседы, ном. 5557, изд. Теодор Тапперт, в «Труды», том 54, стр. 452.

[10] Цитирует в Пэйнтер, стр. 132, 133 без ссылки.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.