03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

ЗАНЯТИЕ 2. Песнь о грядущем спасении

 

Ключевой текст: «...силою Божией через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1-е Пет. 1:5).

 

Письма следует читать медленно, внимательно. Люди перечитывают письма снова и снова, отмечая для себя ключевые выражения и особенные предложения. Вы не читаете письма, как, например, инструкцию по эксплуатации компьютера или каталог деталей. Открывая письмо, вы ожидаете «встретить» кого-то, возможно, продолжить незаконченную беседу или узнать о последних новостях. Письма (послания), которые Бог даровал нам в Святом Писании, составлены тщательнейшим и подробнейшим образом.

Подобно другим посланиям в Библии, Первое послание Петра необходимо читать не спеша, внимательно.

Три раздела нашего текста, а именно стихи 3–5, 6–9 и 10–12, тесно взаимосвязаны между собой ключевой идеей о спасении по Божьей благодати. Именно с целью спасти нас, Бог хранит нас (стих 5) и дарует нам веру (стих 9), и именно в тайну спасения так желали вникнуть пророки, свидетельствуя об Иисусе Христе (стих 10).

 

Спасение: Божье деяние от начала до конца (прочитайте 1-е Пет. 1:3–5)

 

Прежде всего при чтении послания мы замечаем, что Петр, будучи движим Духом Святым, очень тщательно подбирал слова.

Апостол не говорит: «Мы возродились», но: «Бог возродил нас», подчеркивая творческую деятельность Бога Отца (то есть Его деятельность как Творца. – Прим. пер.). Согласно тексту, единственным мерилом этой творческой деятельности Бога является Его обильная благодать; целью, или задачей, – живое упование; а средством, которое Бог использует для дарования вечной жизни, – воскресение Иисуса Христа (стих 3).

Обратите внимание, что Петр отождествляет себя с читателями: «Бог возродил нас». Все сказанное Петром в данном тексте главным образом относится к нему самому. После воскресения Христа Петр стал действительно новым человеком. Он ощутил на себе все богатство Божьей милости, когда Христос восстановил его в качестве одного из пастырей Божьей паствы (Иоан. 21:15–19). В день Пятидесятницы Петр в своей проповеди провозгласил надежду во имя воскресшего Христа (Деян. 2:31–32).

Объект живого упования верующего – наследие, которое Отец хранит для нас на небесах (стих 4). Наследие представляет собой нечто действительное, чем наследник пока еще не обладает. Основная особенность отношения наследника к наследству – предвкушение (вопросы 1 и 2).

В данном контексте Петр выражает идею такую же древнюю, как Авраам, которому Бог обещал землю Ханаанскую в наследие (Быт. 15:7, 17:8). Но данное ветхозаветное наследие, каким бы богатым и прекрасным оно ни было, неоднократно уничтожалось врагами Израиля, опустошалось стихийными бедствиями и осквернялось ложной религией.

Небесное же наследие церкви, напротив, неподвластно разрушительным силам смерти, греха и времени. Это наследие состоит из богатств Божьего царства (см. Матф. 25:34; 2-е Пет. 1:11), благословений полного (завершенного) искупления и вечной радости, которые ожидают церковь в состоянии славы (вопрос 3).

Поэтому мы, христиане, странники и пришельцы, не должны впадать в уныние как не имеющие надежды. Ведь Бог дал нам обетование царского наследства! Вот что важно: нам необходимо постоянно взирать на небеса, на протяжении всего нашего пути в небесное царство! Наше упование – на Бога, призвавшего нас к вечной славе (1-е Пет. 1:21, 5:10).

Не только наследство, но и сами наследники сохраняются Богом. Петр использует военную метафору, чтобы указать нам на Бога, который является убежищем и твердыней, где мы можем укрыться от врагов.

Сопоставьте эти слова с опытом Израиля. Бог приготовил для израильтян землю Ханаанскую, чтобы они могли насладиться всеми ее благами. Господь вел и защищал Израиль во время странствования в пустыне, только когда Израиль с верою ожидал обещанного наследства. Этот же принцип применим и к нам!

 

Радость спасения вопреки причиняющим боль смешанным переживаниям (прочитайте 1-е Пет. 1:6–9)

 

Первая часть шестого стиха представляет собой либо констатацию факта, либо призыв. Мы склоняемся к последнему, принимая во внимание множество призывов радоваться, содержащихся в Ветхом Завете и в учении нашего Спасмителя. Петр призывает читателей радоваться вопреки смешанным переживаниям.

Но что же это за смешанные переживания? Например, страдания в настоящем веке, которые противопоставлены будущей славе. Эти страдания могут быть следствием того, что мы следуем за Христом; мы можем страдать за праведность и истину. Боль страданий предназначена для очищения нашей веры, дабы ее истинность была очевидна, когда Христос вернется, чтобы судить мир.

Еще один пример смешанных переживаний, в контексте которых христиане призваны радоваться, – верить во Христа, не видя Его (стих 8). В отличие от Петра, читатели послания никогда лично не видели Христа во плоти, но тем не менее они любили Его. Научившиеся познавать Христа посредством слушания, они были именно теми людьми, которых Христос назвал блаженными, когда Фоме потребовалось воочию убедиться в том, что на Его теле есть раны от гвоздей (Иоан. 20:29).

Христианская радость, которая выражается в любви и вере в невидимого Христа, как пишет Петр, является одновременно неизреченной и преславной. Эту восхитительную радость невозможно выразить словами, настолько она полна, богата и удивительна.

Однако, как утверждает Петр, странники и пришельцы, которые взирают на небеса и ожидают искупления, получат награду-спасение при условии веры. Это спасение проявляется в их жизни уже сейчас, будучи сутью, смыслом их существования.

 

Желание наших предшественников и ангелов узнать больше о спасении (прочитайте 1-е Пет. 1:10–12)

 

Настолько благословенно это спасение, действие которого испытали на себе верующие, что прежде возвещавшие его приход ревностно желали узнать время и признаки его осуществления.

Петр ясно учит нас в данном тексте, что настоящее представляет собой время благодати, в то время как пророчества об этом времени относятся к прошлому. Период пророчеств подошел к концу.

Ветхозаветные пророки (в число которых входили люди разных слоев общества, включая царя Давида, Деян. 2:25–32) желали узнать две вещи: личность Мессии (кто?) и время Его пришествия (когда?). Их «антенны» отлично ловили четкие сигналы Святого Духа относительно пришествия Христа. Обратите внимание, что Дух Христа действовал в ветхозаветных пророках (см. 2-е Пет. 1:20–21). Это должно означать, что Христос Сам возвещал о Себе устами пророков! В ветхозаветный период Христос был занят тем, что возвещал о собственном пришествии, страданиях, смерти, воскресении и вознесении.

Обратите особое внимание на то, как Петр выразил эту идею: Дух Христов свидетельствовал о Христовых страданиях и последующей за ними славе воскресения, вознесения и дня Пятидесятницы. Петр использует выражение из области юриспруденции, которое описывает происходящее в зале судебных заседаний. Очень странно слышать, что свидетель дает показания до того, как будет иметь место свершившийся факт! Но разве можно найти лучшего Свидетеля, чем дух самого Христа?!

Суть в том, что пророки зачастую терпели неудачу, пытаясь ответить на вопросы о Мессии. Часто они говорили больше, чем понимали. Но Святой Дух дал им не ответ, который они пытались получить, но поручение, которое они были обязаны выполнить (стих 12). Ветхозаветные пророки выполняли служебную функцию.

Бог через пророков провозглашал пророчество, принимая во внимание будущие поколения. Это пророческое свидетельство выполнило свое предназначение как в отношении христиан Малой Азии (первых получателей послания Петра), так и в отношении нас, современных верующих! Красной связующей нитью через все Святое Писание проходит одна тема: Иисус Христос. Сердцем как записанного пророчества, так и возвещенного евангелия является тайна Иисуса Христа в Его состоянии уничижения и славы. Он – живое связующее звено между Ветхим и Новым Заветом, так как именно Его Духом были движимы пророки и исполнены апостолы. И благодаря этому Духу Ветхий Завет остается живым и действенным для верующих Нового Завета (вопрос 4).

Фактически Сам Святой Дух, ниспосланный с небес в день Пятидесятницы, провозгласил евангелие читателям послания Петра. Проповедующие в Малой Азии были ведомы этим Святым Духом. Он вещал чрез многих свидетелей.

Побуждаемые желанием узреть собственными глазами раскрытие искупительного замысла ангелы с благоговением наблюдали с небес за ходом спасения, заглядывая через плечо верующих. Став очевидцами триумфального возвращения Христа на небо, они в настоящее время ожидают завершения Его труда в истории.

 

Какое утешение для нас, странников и пришельцев, избранных Богом страдать во враждебном мире! Все, что связано с искуплением, еще не явлено в полной мере, но тем не менее, будучи действительностью, сохраняется на небесах для всех любящих Христа. Нам выпала великая честь узреть в проповеди евангелия несравненно больше, чем понимали или видели пророки и ангелы. Эта живая надежда спасения побуждает наши сердца и уста петь песню радости и веры, песню, которая выражается в жизни жертвенной святости (вопрос 5).

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

  1. В современном мире, отличительной чертой которого является стремление к незамедлительному удовлетворению наших желаний, мы пользуемся всевозможными средствами: нажав на нужную кнопку, мы тут же получаем желаемое – деньги из банкомата, музыку из магнитофона, орешки или шоколадные батончики из специального аппарата. Вспомните о тех вещах в своей жизни, которые вы не можем получить в мгновение ока. Почему для вас может быть полезно ждать чего-то в течение долгого времени?
  2. Прочитайте отрывок из Послания к римлянам, 5:3–5. Объясните шаги между страданием и надеждой христиан. Опишите характер, который формируется в процессе страданий и преследований.
  3. Что вы надеетесь получить в наследство, когда вернется Христос? Прочитайте отрывки из Послания к галатам, 5:5, и Послания к Титу, 1:2 и 3:7.
  4. Какая, на ваш взгляд, есть опасность или, наоборот, польза от распространения не всей Библии, но лишь некоторых ее частей?
  5. Христиане, ожидающие небесного наследства, склонны пренебрегать своими земными обязанностями. Это утверждение верно или ложно? или ни одно из двух? Почему?

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.