03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

ЗАНЯТИЕ 10. Уверенное благовестие посредством доброй совести

 

 

1-е Пет. 3:13–22

 

 

Ключевой текст: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением: имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1-е Пет. 3:15, 16).

 

Благочестивое поведение как благовестие через образ жизни (прочитайте 1-е Пет. 3:13–17)

 

В предыдущем уроке мы увидели, что Петр, используя цитату из псалма 33, призывает нас делать добро. В рассматриваемом нами сейчас отрывке этот призыв становится заповедью блаженства.

Обычно люди не преследуют тех, кто делает добро; поэтому верующим не следует опасаться репрессий за то, что они живут праведно. Тем не менее святость и праведная жизнь вызывают критику со стороны язычников, которые зачастую осознают свою вину перед Богом, но все же продолжают противиться Ему.

Если верующие страдают за правду, то к ним относится заповедь блаженства: «Блаженны вы!» Петр вторит Господу Иисусу Христу, который благословлял тех, кто страдал за правду (Матф. 5:10). Праведность является отличительной чертой образа жизни христианских странников и пришельцев, которые живут в неправедном мире. Конфликт между этими подходами к жизни, по сути, представляет собой этический конфликт.

В таких обстоятельствах христианские странники и пришельцы не должны бояться угроз своих противников. Петр приводит цитату из Книги пророка Исаии: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:12,13). За запретительной формулировкой следует разрешительная заповедь: «Господа Бога святите в сердцах ваших...» Обратите внимание на разительный контраст между страхом перед врагом и благоговейным страхом перед Господом, позволяющим святить Его в сердцах наших. Сразу всплывает в памяти первое прошение Господней молитвы: «Да святится Имя Твое». Почтительное отношение к Богу вытесняет страх перед врагами.

Отметьте для себя выражение «в сердцах ваших», благодаря которому Петр подчеркивает, что отправной точкой новой жизни является сердце как центр личности человека.

Стихи 15 и 16 показывают, что от избытка сердца говорят уста. Христианские странники и пришельцы должны быть постоянно готовы объяснить людям свой образ жизни, когда они этого потребуют. Обратите самое пристальное внимание на то, что их ответ соответствует вопросу, возникшему по причине его необычного для язычников христианского поведения. Благовестие постоянно стремится вызвать у людей подобные вопросы и дать на них ответы (вопрос 1).

А чтобы эти ответы были убедительными, человеку, который задал вопрос, необходимо отвечать «с кротостью и благоговением» – с кротостью по отношению к человеку и с благоговением по отношению к Богу.

Свидетельство доброй совести требует как достоверности наших слов, так и основательности, стабильности нашей христианской жизни (стих 16). Несмотря на ответы христиан, неверующие все же подвергают нападкам и злословят их характер и поведение. Основная причина этого – презрительное отношение к Христу, Который является источником и силой нашего благочестивого поведения. Неуклонно придерживаясь нашего нового жизненного курса во Христе и следуя по Его стопам, мы тем самым посрамим наших критиков как сейчас, так и в последний день.

Семнадцатый стих представляет собой заключение и переход от отрывка 3:13–16 к отрывку 3:18–22. Все согласятся, что лучше страдать несправедливо, нежели поступать несправедливо. Обратите внимание на условие: «если угодно воле Божией». Читатели послания Петра живут в различных обстоятельствах. Но если кому-то из них случится пострадать за правду, то эти страдания соответствуют Божьей воле. Такое знание побуждает верующих поступать в подобных обстоятельствах так, как того желает Бог.

 

Стали близкими Богу благодаря страданиям Христа (прочитайте 1-е Пет. 3:18)

 

Вновь Петр говорит о страданиях верующего в контексте страданий Христа (см.: 1-е Пет. 2:20–21). Однако в данном случае страдания Христа уже служат не примером, но, скорее, подтверждением того, что можно сделать много добра, следуя Божьей воле. Христос пострадал как Праведник, разрушив грехи тех, за кого Он умер. Пилат и его жена признали Христа праведным человеком, а Петр, Стефан, Павел и Иоанн засвидетельствовали о Нем как о Праведнике. Он пострадал за грехи: то есть страдания Христа были следствием грехов Его врагов и были предназначены для того, чтобы снять грехи с Его собственного народа. Благодаря Своим страданиям Христос стал нашим Предводителем, ведущим нас к Богу.

Концепция «приведения к Богу» взята из Ветхого Завета. В ветхозаветные времена людей, которых посвящали на особое служение Богу, приводили к Богу. Например, Моисей должен был привести Аарона и его сыновей в Божье присутствие (Исх. 29:4, 8; 40:12–15; Лев. 7:35; 8:6, 13, 24). Никто сам по себе не может приблизиться к Богу; человек должен быть приведен к Нему. Подобно тому как посредник Моисей приводил людей, посвященных на особое служение, в Божье присутствие, Христос посредством Своих страданий приводит верующих к Богу. Он смог сделать это благодаря тому, что принял смерть от руки людей и был воскрешен действием Божьего Духа.

 

Христова победа, провозглашенная и пережитая (прочитайте 1-е Пет. 3:19–22)

 

Силою этого же Духа Христос продолжил Свой труд после воскресения. Он сошел и проповедовал находящимся в темнице духам. Ничего не сказано о содержании Христовой проповеди, но только о самом факте Его проповеди. Другими словами, факт Христова вознесения был сам по себе всемирным публичным провозглашением Его победы над грехом и смертью.

Кроме того, ничего не сказано и о том, какое воздействие оказала Его проповедь на слушателей. Тем не менее из контекста видно, что духи были подчинены Христу (1-е Пет. 3:22).

Что значит выражение «находящиеся в темнице духи»? Есть два наиболее вероятных варианта: бесовские силы или же умершие неверующие люди. На основании нескольких параллельных текстов (2-е Пет. 2:4; Иуды, стих 6; Откр. 18:2 и 20:7) мы можем сделать вывод, что выражение «находящиеся в темнице духи» подразумевает мятежных ангелов. Данное заключение вполне соответствует тому, что Петр говорит в стихе 22 о Христе, Которому покорились ангелы, власти и силы.

Эти мятежные, непокорные духи в древности влияли на ход человеческой истории, особенно в дни Ноя (1-е Пет. 3:20). Они пытались настроить людей против Бога. Выражение «дни Ноя» подразумевает период необычайного непослушания, ставшего следствием влияния падших ангелов. В ковчеге, который был построен по Божьему плану, спаслись лишь немногие – восемь человек. В окружении водной стихии ковчег был спасительным убежищем для человеческого рода на протяжении сорока дней и ночей потопа.

Это избавление стало неким антипрообразом крещения. Ибо спасение Ноя не было символом крещения в прямом смысле слова, но только его отрицательной аналогией. Можно сказать, что спасение Ноя является негативом фотографии, на которой изображено крещение. Воды потопа обладали разрушительной силой, в то время как воды крещения, напротив, отождествляются со спасением и защитой.

Крещение есть символическое очищение. Тем не менее оно не подразумевает автоматическое и полное удаление нечистоты. В крещении выражено призвание всех, кто был крещен: они призваны использовать собственное крещение в качестве просьбы о доброй совести, обращенной к Богу (стих 21). (В отличие от большинства английских переводов этого текста, в которых говорится о «прошении у Бога доброй совести», в Русском синодальном переводе это выражение переведено как «обещание Богу доброй совести». – Прим. пер.). Крещение требует и обязывает жить иной жизнью – жизнью Духа Божьего (Деян. 2:38–40). Крещение оказывает искупительное влияние на все области жизни, так как предлагает новый стимул. Даже несмотря на то, что прошлый языческий образ жизни не может быть мгновенно смыт и стерт, в перспективе совесть верующего продолжает оставаться сосредоточенной на Боге. Внимание верующего сосредоточено на небесах! (вопрос 2).

Сила крещения – это сила Христова воскресения. Сила жизни христиан не является их собственной силой, но силой, которую явил Бог в воскресении Иисуса Христа. Крещение запечатлевает искупление, которое укоренено в Христовой победе.

Воскресший Христос, вознесшись на небеса, восседает одесную Бога (стих 22). Его вознесение стало продолжением пасхального утра, которое явило Его превосходство над злыми духами, силами и начальствами поднебесными. Также вознесение Христа стало особой триумфальной процессией: когда Он вознесся на небеса, все Его враги были подчинены Ему (вопрос 3).

Для христиан, проживавших в Малой Азии, – а также для верующих, живших по всему миру во все времена, – триумфальное превосходство Христа является наилучшей гарантией того, что невидимые силы потерпели сокрушительное поражение (см.: Еф. 1:20–22; Кол. 2:15). Оно придает уверенности странникам и пришельцам, благовествующим во враждебном мире посредством жизни по доброй совести. Сила их свидетельства заключена не в словах или делах, но в Иисусе Христе, который победил зло и сейчас дарует им силу страдать за то, что они делают добро, во свидетельство веры.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

1.           Запишите вопрос, который могут задать неверующие люди, наблюдая за вашим поведением. Затем составьте ответ на этот вопрос, в котором объяснялось бы, как человек может обрести спасение.

2.           Каково значение вашего крещения для следующих областей вашей жизни: молитва, радость прощения, борьба с искушениями, благовестие.

3.           Перечислите несколько примеров того, как Христово вознесение затрагивает страдания верующего человека и церковное благовестие.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.