03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

ЗАНЯТИЕ 9. Путь к благословению для общины странников и пришельцев

 

 

1-е Пет. 3:8–12

 

 

Ключевой текст: «Потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло» (1-е Пет. 3:12).

 

Эти стихи третьей главы Первого послания Петра представляют собой апостольский призыв к добрым делам, начало которого находится во второй главе, стихи 11–12. Отдельным группам верующих в общине – свободным гражданам, рабам, женам и мужьям – преподано наставление относительно того, как они должны «делать добро» в собственном социальном контексте. А с этого момента наставление Петра относится ко всей общине.

Стоит отметить, что Петр подкрепляет свое общее учение, изложенное в стихах 8–9, ссылкой на псалом 33, стихи 12–16, которая приведена в стихах 10–12. Этот псалом часто называют рецептом заветных благословений, поэтому вам будет полезно поразмыслить над словами псалма 33 наряду с исследованием текста данного занятия (вопрос 1).

 

Качество жизни в общине странников и пришельцев (прочитайте 1-е Пет. 3:8–9)

 

Пять добродетелей характерны для общения среди христианских странников и пришельцев в языческом мире.

- Единомыслие. Единомыслие не подразумевает отсутствие различия во мнениях среди христиан. Скорее, христиане, имея разум Христов, будут стремиться к выработке совместного единого исповедания веры и мировоззрения в противовес языческим мировоззрениям и верованиям.

- Сочувствие. Мы должны «сочувствовать, чувствовать вместе» с собратьями по вере. Верующие странники и пришельцы разделяют радости и печали друг друга во время совместного странствования по этому миру.

- Братская любовь. Мы члены одной семьи веры, так как у всех верующих один Отец!

- Сострадание. Милосердие улучшает качество жизни странников и пришельцев. Оно исходит из Божьего сострадания и глубоко укоренено в человеческом сердце (буквально – в человеческом нутре). Милосердие принимает видимую форму, выражается в прощении, практикуемом среди странников и пришельцев, которое так необходимо для предотвращения отчуждения среди христиан перед лицом враждебных нападок язычников.

- Дружелюбие. Дружелюбие выражается во внутренней доброте и мягкости верующего. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит. 15:1) (вопрос 2).

Каждая из этих добродетелей по отдельности, а также все они в совокупности характеризуют людей, возрожденных к живому упованию посредством воскресения Иисуса Христа (1-е Пет. 1:3). Иисус Христос продемонстрировал все эти качества во время Своей земной жизни, так что Его пример является стимулом и обязывает каждого, кто следует за Ним.

Эти добродетели позволяют христианам избежать искушения воздавать злом за зло и отвечать ругательством на ругательство, а вместо этого побуждают благословлять тех людей, которые их проклинают и причиняют им вред. Из библейских примеров (Иисус, Стефан, Павел) и наставлений мы знаем, что такой ответ разоружает критиков и разрывает круг взаимных обвинений и вражды. Благословлять врагов – значит молиться о них, быть для них благословением в слове и деле, преследовать их интересы, помогать им во всем, прилагая к этому все усилия.

Петр объясняет, по какой причине мы должны поступать таким образом: «...зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1-е Пет. 3:9). В данном контексте выражение «к тому» указывает в ретроспективе на обязанность благословлять врагов и в перспективе на наследование благословения. Все, кто познал Христа, призваны быть благословением; только благодаря этому можно наслаждаться Божьим благословением. Данный принцип можно выразить следующим образом:  кто хочет быть благословлен, тот и сам должен быть благословением для своих врагов».

Жизнь благословения, согласно ясному библейскому принципу, заключается не в получении, но в даровании (распространении) благословения. Молитва о врагах, о тех, кто недоброжелательно к нам относится и преследует нас, неизбежно ведет к кроткому и смиренному к ним отношению.

 

Библейский рецепт благословенной жизни (прочитайте 1-е Пет. 3:10–12)

 

Используя слово «ибо» перед цитатой из Ветхого Завета, апостол тем самым предупреждает читателей, что его призыв имеет под собой веские основания. Аргумент Петра можно выразить следующим образом: если вы хотите обрести благословение, то отвечайте на зло не злом, но благословением, ибо всякий любящий жизнь и желающий увидеть добрые дни должен удерживать свой язык от зла.

Три раза упоминается слово «зло» в ветхозаветной ссылке, которая взаимосвязана с предупреждением, записанном в девятом стихе, согласно которому мы не должны воздавать злом за зло.

Важно обратить внимание на структуру данных стихов. Вначале изложено общее условие («ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни...»), затем следуют три запретительных повеления («удерживай язык свой от зла... уста свои от лукавых речей... уклоняйся от зла»), после чего идут три разрешительных повеления («...делай добро; ищи мира и стремись к нему»).

Мирные отношения не появляются сами по себе. Мы должны искать мира и старательно стремиться к нему.

Чтобы побудить нас к этому поиску, Петр напоминает нам о Божьих глазах и ушах, то есть о том, что Бог видит (= защищает) и слышит (= отвечает на) молитвы праведных. Таким образом, Петр имеет в виду, что праведники нуждаются в защите и избавлении от врагов и должны просить Бога защитить и избавить их от врагов.

«Потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло» (1-е Пет. 3:12). Этот заключительный стих содержит двойное предупреждение. Первое предупреждение относится к христианским странникам и пришельцам, живущим среди язычников: христиане получают утешение, согласно которому Господь сохранит и защитит живущих праведной жизнью, воздающих за зло добром, и в то же время они получают предупреждение, согласно которому они, совершая зло, не обретут Божьего благоволения. Второе предупреждение относится к тем язычникам, среди которых живут христиане: звучит призыв не вредить праведникам, ибо Господь защищает их особым образом, и в то же время слышно предупреждение: «Готовьтесь к яростному суду Божьему за ваше непокорное нечестие».

 

Жан Кальвин в своем комментарии к этому отрывку пишет: «Мы поднимаем бурю в стакане, вспыхиваем в гневе и преисполняемся чувством мести, так как не помним, что Бог заботится о нас, и не полагаемся на Его помощь». Поэтому наше призвание таково: «Будучи полностью убеждены в том, что Бог защищает дело праведных, мы, прежде всего, должны посвятить себя непорочной жизни, а затем, будучи преследуемы и ненавидимы нечестивыми, обращаться за помощью к Богу» (вопрос 3).

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

1.           Прочитайте псалом 33. Поразмыслите над этим псалмом, а затем перечислите три или четыре вещи, которые Господь делает для Своих детей, а также соответствующие сердечные намерения, которые должны быть у верующих вследствие упомянутых Божьих деяний.

2.           Кротость (или тактичность) часто упоминается в Новом Завете – в отношении как христиан в общем, так и служителей в частности. Рассмотрите следующие тексты и объясните, что собой представляет кротость.

Христиане: Гал. 5:22–23 и 6:1; Фил. 4:5; Иак. 3:17; Еф. 4:2; Титу 3:1–2.

Служители: 1-е Фес. 2:7; 2-е Тим. 2:24; 1-е Тим. 3:3 и 6:11.

3.           Прочитайте отрывок из Первого послания к коринфянам, 9:3–14. Как правильно поступить: страдать за правду или требовать справедливости, пользуясь своими гражданскими правами? Определите несколько факторов, которые могут побудить вас отказаться от своих прав.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.