08.01.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Дорогостоящий путь к вечной жизни: гомилетическое размышление над текстом из Евангелия от Марка 10:17-22

 

«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Марка 10:17-22).

 

Я думаю, для нас стало бы серьезным испытанием оказаться на месте действующих лиц этого текста. Возможно, ощущение отстраненности усложняет для нас задачу отождествления себя с этим молодым человеком. Он не похож на Никодима, тайно пришедшего на встречу к Учителю ночью, чтобы получить ответы на духовные вопросы, которые и мы также хотели бы задать Иисусу. Он не похож на матерей и отцов, приводивших своих маленьких детей к Иисусу, чтобы Он благословил их Своим благословением, которое мы тоже желаем получить для наших детей. Мы легко можем поставить себя на место этих людей. Но читая историю в Евангелии от Марка 10:17-22, мы пытаемся найти точку соприкосновения с собственной жизнью.

         Приступая к внимательному изучению этого повествования, необходимо выделить два особых факта или реалии этой ситуации, для того чтобы правильно понять и разговор, и смысл события.

         Первый факт заключается в том, что этот молодой человек, имя которого не названо, был сыном завета. Это очевидно из предположения Иисуса о том, что юноша действительно знал заповеди, которые были даны Богом Моисею. Жизнь этого юноши, как сына завета, управлялась и направлялась Божьим законом, Торой. Следовательно, каждая деталь истории указывает на то, что богатый молодой начальник был чистокровным сыном Авраама.

         Второй факт, на который нам необходимо обратить внимание, это искренность его поиска вечной жизни. Без сомнения, вечная жизнь – это дар, божественный подарок, однако Библия ясно говорит о том, что Божьи дети должны стремиться к вечной жизни, жаждать ее, искать ее, крепко держаться ее (см. Ин. 6:27, особенно Рим. 2:7, Гал. 6:8, 1 Тим. 6:12).

         Именно в этом заключается смысл этой встречи. Здесь наш страдающий Спаситель показывает цену следования по пути, ведущему в вечную жизнь. Из  стиха 17 мы видим, что молодой человек пожелал пойти по этому, дорого обошедшемуся Иисусу, пути. В отрывке с 18 по 21 стих мы читаем, как Спаситель призывает его продолжать следовать с верностью по этому пути. Но в  стихе 22 мы наблюдаем усиление страданий нашего Спасителя в прокладывании этого дорогого пути к вечной жизни.

 

ПРАВИЛЬНОЕ НАЧАЛО (ст. 17)

 

         Когда Иисус выходил в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил: «Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».

         Наша первая задача – правильно понять вопрос молодого человека. Довольно часто толкователи Писания оценивают его вопрос негативно. Две причины помогают объяснить подобную негативную оценку.

         Во-первых, многие толкователи переносят смысл окончания истории – смущенный юноша пошел прочь, отказавшись продавать свое имение и следовать за Иисусом – в начало истории, делая вывод, что, в конце концов, этот юноша не имел серьезных намерений найти вечную жизнь. По их мнению, результат беседы показывает, что молодой человек, должно быть, притворялся с самого начала.

         Второе распространенное толкование рассматривает вопрос молодого человека как часть богословия «дела – праведность». Согласно этому толкованию, нам представляется типичный иудей, который заинтересован лишь в выполнении какого-то дела, чтобы заслужить вечную жизнь. В наши дни этот взгляд получил полуканонический статус. В учебной Библии Нового международного перевода (НМП) примечание к этому стиху гласит: «Богатый юноша размышлял на основании учения о зарабатывании праведности делами, чтобы заслужить вечную жизнь, но Иисус учил о том, что это – подарок, который нужно просто получить» (см. ст. 15). Примечание к параллельному стиху в Евангелии от Матфея (19:16) гласит: «Богатый юноша размышлял на основании учения о зарабатывании праведности делами. Иисусу пришлось исправить его неправильное понимание, прежде чем дать более полный ответ на его вопрос».

 

ХОРОШИЙ ВОПРОС

 

         Если правильная оценка вопроса молодого человека важна для понимания последующего повествования текста, необходимо рассмотреть следующие пять причин, для того чтобы дать положительную оценку его вопросу.

         Во-первых, в Библии вопрос: «Что мне делать…?» довольно часто задается людьми, которые ищут спасения. В ответ на проповедь Петра в день Пятидесятницы его слушатели «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). После землетрясения, постигшего город Филиппы, тюремный страж спросил Павла и Силу: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30). Таким образом, особое ударение на делании чего-то кажется вполне естественным в контексте поиска спасения.

         Во-вторых, молодой правитель не спрашивает: «Что я должен сделать, чтобы заработать вечную жизнь?», а «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»  (В Евангелии от Матфея 19:16 вопрос звучит следующим образом: «Учитель благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь [или: получить] жизнь вечную?»). Изучите отрывки Библии, в которых говорится о ветхозаветных Божьих обетованиях, касающихся наследия, и вы обнаружите, что «наследие» являлось ключевым, основным и важнейшим ожиданием в среде верного Богу Израиля. В свете этой истины молодой человек задал абсолютно правильный вопрос, соответствующий заветным отношениям между Богом и Израилем! Давным-давно Бог обещал Своему народу, отправляющемуся в Вавилонский плен, дать наследие, и этот благочестивый иудей обратился к правильному Человеку по поводу своего наследия!

         В-третьих, ни в одном из Евангелий, где упоминается  этот эпизод, Иисус не исправляет юношу относительно сути его вопроса, тогда как в каждом случае упоминается реакция Иисуса на то, что он Его назвал «благим»:  «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Иисус, по сути, продолжает обсуждать с молодым человеком вопрос, который тот задал, углубляясь в его смысл! Иисус продолжает беседу, как бы говоря: «Вот как ты можешь наследовать вечную жизнь».

         В-четвертых, возможно, самым удивительным для тех, кто критикует вопрос молодого человека за его приверженность богословию «праведность по делам», является тот факт, что Иисус отвечает юноше, говоря ему сделать что-то, а именно исполнить заповеди! Это особенно ясно видно в Евангелии от Матфея: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).

         В-пятых, прямо посреди разговора, даже еще до того как молодой человек, услышав призыв Иисуса следовать за Ним, ушел огорченным, мы читаем о том, что Иисус полюбил его. Полюбил абсолютной, безусловной любовью  этого сына Авраама, сына завета, сына Торы.

 

ПОХОЖЕЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ: ЛУКИ 10:25-28

 

         Пожалуйста, не путайте нашу историю о богатом молодом начальнике с подобным более ранним эпизодом, который стал прелюдией к притче о добром самарянине. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

         Обратите внимание на ключевое отличие: в истории, описанной Лукой в  главе 10, законник задает вопрос с желанием испытать или искусить Иисуса своим вопросом. Но ни в одном из евангельских повествований о богатом молодом начальнике нет упоминания о том, что у него были недоброжелательные мотивы, или же что он враждебно относился к Иисусу.

         Между прочим, прежде чем мы оставим этого законника, обратите внимание на чудесное сходство между двумя беседами; в этой беседе Иисус также отвечает на вопрос законника словами (я перефразирую их): «А что написано в Торе?» Законник отвечает: «Люби Бога и своего ближнего». Иисус отвечает во второй раз (без парафразы!): «Правильно ты отвечал [orthos, истинно]; так поступай, и будешь жить» (Луки 10:28). В этом разговоре мы видим, что, несмотря на то, что мотив законника был враждебным по отношению к Иисусу и, следовательно, противоречащим завету, содержание его вопроса было правильным!

 

ЛУКАВСТВО?

 

Вернемся к богатому молодому начальнику.

Иисус ни разу не исправил вопрос молодого человека: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Спаситель не ответил: «Ну, посмотрим. Прежде всего, необходимо перефразировать твой вопрос, юноша. Потому что суть не в делании. У тебя неправильное понимание». Но вместо этого, после объяснения вопроса Своих отношений с Небесным Отцом, Иисус немедленно дает ответ на вопрос: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать».

Нам всем известен ответ молодого человека: «Учитель! все это сохранил я от юности моей».

Часто именно в этот ответ многие толкователи Писания вкладывают определенный смысл, который помогает им решать всевозможные головоломки, которые они сами придумали. Многие безосновательно утверждают, что этот ответ выдает высокомерную самоправедность молодого человека или же его действительно ошибочное богословие. Обратите внимание еще раз на комментарий учебной Библии НМП: «Юноша говорил искренне, потому что для него исполнение закона являлось сущностью внешнего соответствия требованиям Бога. Тот факт, что закон также требовал внутреннего послушания, которое никто не мог полностью исполнить, очевидно, абсолютно ускользнуло от его внимания».

Внешнее соответствие в сравнении с внутренним послушанием. Вот в чем дело. Именно в этом вся дилемма, дихотомия, дуализм, на уловки которых якобы поддался богатый молодой начальник. Он просто жалкий заблуждающийся иудей.

Толкователи, приверженные подобному объяснению, похоже, практически готовы прервать его разговор со Спасителем, высунуть свои головы из-за Его плеча и громко сказать молодому человеку: «Нет, господин, ты только думаешь, что сохранил все эти заповеди от юности своей. Разве ты не знаешь, что никто не может исполнить закон?»

Но вместо этого, какой была реакция Иисуса? «Иисус, взглянув на него, полюбил его».

Тогда какая часть беседы указывает на ложное представление молодого человека? Его откровенный вопрос? Не думаю. Он обратился с богословски правильным вопросом в богословски правильном месте. Он пришел к Спасителю.

Разве первый ответ Спасителя: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» – не попал в яблочко? Не думаю. Я хочу сказать, что этим ответом наш Спаситель показал Свою абсолютную верность божественному откровению, Своему положению и Своей миссии, которую Ему поручил исполнить Отец Небесный.

Разве заявление богатого молодого начальника о его личном послушании от юности звучало высокомерно в его устах, и указывало на самоправедность, основанную на заслугах от дел? Ничто в тексте  не указывает на это.

Остается только один вариант. Я не решаюсь задать оставшийся для всех нас риторический вопрос: любовь Спасителя была лицемерной или ошибочной? Не дай Бог нам такое подумать! Иисус полюбил богатого молодого правителя за его ответ! Иисус полюбил его как сына завета, сына Торы.

Не дай Бог, чтобы мы добавляли что-то к Библии, мы, которые настолько убеждены в авторитете и непогрешимости текста Священного Писания. Да сохранит нас Господь от попыток «спасти» Спасителя, добавляя в текст Евангелия от Марка такие слова: «Иисус, взглянув на него, полюбил, несмотря на его надменную самоправедность…».

Таким образом, мы увидели, что молодой человек задал хороший вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Правильный вопрос. Самый фундаментальный и ключевой вопрос всей жизни, равноценный вопросу: «Что мне делать, чтобы спастись?»

С этим вопросом молодой человек пришел в правильное место, больше того – он обратился к правильной Личности. Как сказал Симон Петр в другом случае: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Среди всего прочего, это означает, что Мессия Иисус имеет слова, которые даруют вечную жизнь – живые и неизменные слова, которые производят неизменное вечное положение. Как может быть иначе? Слово, ставшее плотью, проговаривает Свои слова к плоти, и эта плоть оживает! Лазарь, выйди вон из гроба!

Более того, как сын Авраама, богатый юноша также был бар-мицва, что буквально означает «сын заповеди», сын Моисея. Возможно, самое удивительное то, что Иисус ответил юноше и полюбил его (как говорят в наши дни) «за то, кем он был».

До этого момента разговор проходил на уровне, так сказать,  честности и доверия. Никакой игры, двусмысленности или обмана.

 

ВЕРНОЕ ПООЩРЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ

 

Давайте более внимательно рассмотрим ответ Иисуса, в котором Он проявляет верность Своему Отцу, Божьему откровению и Своей миссии.

Юноша пал перед Иисусом на колени (не упускайте из виду частого упоминания в Библии места, позы, жеста и т.д.), тем самым показав свое уважение и покорность, поступив как раб или человек низшего статуса. «Учитель благой, - обращается он вначале, - что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Иисус использует обращение молодого человека к Себе как точку соприкосновения: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

Давайте снова насладимся тоном и структурой слов Иисуса. Были ли они сказаны для того, чтобы стать чем-то обескураживающим, отталкивающим, послужить для исправления горячности этого молодого человека? Отвергает ли Иисус тот факт, что юноша сравнивает Его с Богом? Многие толкователи Библии склонны считать, что это действительно так, частично основываясь на своих предположениях относительно связи между различными параллельными повествованиями этого эпизода в Евангелиях (например, Евангелие от Марка было написано раньше, чем Евангелие от Матфея).

Я так не считаю. Иисус не сказал: «Не называй Меня благим». Но Его вопрос, начинающийся словом  «что», близко связан с объяснением значения слова «благой» по отношению к его божественному источнику, Богу. Другими словами, первые слова Иисуса предназначены не для исправления, а для размышления. Иисус подхватывает слово в обращения юноши, значение которого, похоже, тот понимал только отчасти, и показывает ему, что это слово имеет намного большую «ценность», чем он мог себе представить. Только Бог является Благим Учителем. Иисус ходит по земле Палестины, заявляя о том, что Он послан от Бога. Сведите эти оба факта воедино, и что получится? Иисус – Эммануил, с нами Бог! Таким образом, поиск пути к Богу (вечной жизни) связан с буквальным приходом к «Благому Учителю» - Иисусу, Мессии.

Снова, указывая богатому молодому правителю на Бога как источник благости, Иисус проявляет верность Своему Отцу, и одновременно приглашает юношу распознать в Мессии Иисусе Бога! Это – первая часть ответа Иисуса.

 

ПОСЛУШАНИЕ И ЖИЗНЬ

 

В 19-м стихе Иисус суммирует Божьи заповеди, обращая особое внимание на так называемую вторую скрижаль закона, в которой говорится о любви к ближнему. Это не означает, что Иисус игнорирует «первую скрижаль» (любовь к Богу), потому что любовь к ближнему была (отчасти) служением Богу. Иисус не только не игнорирует первую скрижаль закона, но, по сути, Он стремится усилить ее. Но это случится позже.

В данный момент мы должны прерваться, чтобы задать очень религиозный вопрос: Почему? Почему Иисус сказал это? Почему именно эти слова, эти заповеди, а не что-то другое? Почему Иисус уделил время на перечисление этих заповедей?

Я думаю, причина в том, что Иисус обращает взор на божественное откровение в Ветхом Завете. Во многих местах, различным образом Господь говорил Своему возлюбленному, Своему искупленному из египетского рабства и свободному для служения Богу народу Израиля: «Человек, который будет поступать по Моим заповедям, будет жить».

Обратите внимание на отрывок из книги Второзаконие 4:1:

 

«Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам».

 

Подумайте  над стихом из Второзакония 4:1, задавая в уме следующие вопросы:

  • Что значит «итак»?
  • Кто это – «Израиль»? (Подсказка: хранители всемирного обетования, данного Аврааму; спасенные от рабства; имеющие намерение получить обещанную жизнь [Быт. 12:7; 13:15; 15:18], ради которой они были спасены [Исх. 3:8, 17; 13:5]).
  • Как вы думаете, что связывает следующие глаголы: слушать – исполнять – жить – войти – наследовать? Что объединяет их?

 

Теперь давайте рассмотрим Второзаконие 30:16:

 

«…которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею».

        

Снова обратите внимание на формулировку: сделайте «А», чтобы получить «Б». Любите, ходите, исполняйте, чтобы вы могли жить, размножаться и быть благословенными. Любите, ходите, исполняйте, чтобы Я мог давать, умножать и благословлять.

        

Еще один текст – Левит 18:5:

 

«Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь».

        

В значительной степени результат неизбежен, не правда ли? Неизбежна ли божественная связь между «послушанием» и «жизнью»?

 

СНАЧАЛА ЖИЗНЬ, ЗАТЕМ ПОСЛУШАНИЕ

 

         Давайте сделаем короткую передышку и попытаемся определить связь между послушанием и жизнью.

         Каждому человеку, внимательно читающему Библию, должно быть ясно, что когда Бог говорил (через Моисея) слова, записанные в книгах Второзакония 4:1 и 30:16  и Левит 18:5, Он обращался к народу, который  уже был искуплен от власти фараона и освобожден из египетского рабства. Пища, которую израильтяне ели в своих домах в Египте в вечер исхода, затем была предписана для ежегодного принятия верным Израилем как национальное празднование Пасхи. Четырнадцатое нисана стал днем празднования события, когда Израиль был выведен из смерти в жизнь, из рабства к свободе.

         Сначала жизнь, затем послушание. Это «порядок» истории завета в Ветхом Завете, порядок, запечатленный на наших сердцах словами, которые мы слышим каждый день Господний во время поклонения:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2; Втор. 5:6).

         Это пролог, или преамбула, к десяти заповедям. Она свидетельствует об избавлении и искуплении, о божественной, дающей жизнь, благодати. Затем следуют десять заповедей – все говорят о делании. Не делай того… делай это.

         Обладая всеми этими знаниями, вы бы согласились с тем, что Бог ожидал от Израиля готовности послушно служить Ему как основы или причины, или источника своей жизни?

         Конечно же, нет! Божий закон, Его повеления и заповеди о послушании были даны Израилю в контексте благодати – после исхода, после Египта, после искупления. Сначала жизнь, затем послушание. Это первый аспект связи между послушанием и жизнью.

 

ПОСЛУШАНИЕ: ПУТЬ ЖИЗНИ

 

         В истории Израиля было два важных события: выход из Египта и вход в Обетованную землю. Оба события осуществились по благодати, оба действия совершил Бог. Между ними находилась гора Синай.

         В Ветхом Завете послушание Божьему закону никогда не было путем к жизни, но всегда было путем самой жизни. Послушание Божьему закону не было путем к спасению, но путем, посредством которого спасение становилось возможным в жизни Божьих детей. Нигде в Ветхом Завете мы не читаем о том, что Бог дал закон Израилю для того чтобы, соблюдая его, Израиль мог заработать спасение и вечную жизнь. Нигде в Ветхом Завете Божий закон или соблюдение Божьего закона не представлено как основа или причина, или источник спасения. Сначала был исход, затем Синай!

         Среди всего прочего, это означает, что когда пришел Иисус, Он не начал уничтожать Синай, отменяя закон Моисея. По сути, Иисус однозначно утверждал, что Он пришел не нарушить закон и пророков, но исполнить их (Мф. 5:17-20). Он пришел не для того, чтобы принести систему спасения, альтернативную пути, которому Бог учил Израиль в течение многих веков. Следовательно, Иисус не был второй попыткой Бога! Начиная от Эдемского сада (Быт. 3:15), в Уре Халдейском, в исходе из Египта, на Синае, в Ханаане и Вавилонском пленении, и заканчивая Вифлеемом, Галилеей и, наконец, Иерусалимом, Иисус Христос всегда был «путь, истина и жизнь». Никто не приходил (или не приходит) к Отцу – ни Авраам, ни Моисей, ни Давид – кроме как через Него!

         Этот факт побудил деятелей Реформации признать, что Библия повествует историю одного завета благодати двумя различными способами или видами управления. Библейская история учит одному пути, ведущему к спасению – пути божественной благодати, который ведет к послушанию. Закон, который Бог дал Израилю через Моисея – «свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).

         Если связь между послушанием и жизнью необходимо понимать, во-первых,  как «сначала жизнь, затем послушание», то, во-вторых, ее нужно понимать как «жизнь – это послушание».

 

«ОТ ЮНОСТИ МОЕЙ»

 

Эта встреча Иисуса и богатого молодого человека учит нас тому, что наследование вечной жизни каким-то образом неразрывно связано с послушанием Божьему закону. Вскоре Мессия Иисус призовет юношу проследовать еще дальше, не за пределы или против закона, но по направлению, которое указывает закон – к Самому Иисусу Христу (см. Гал. 3:24). Через мгновение Спаситель призовет его не отвергнуть Моисея, а последовать за Тем, Кто достоин большей славы, чем Моисей – за Самим Иисусом.

         Что же сказать по поводу ответа юноши: «Учитель! все это сохранил я от юности моей»? Указывал ли ответ на его высокомерие? Богохульство? Заблуждение? Не более чем вероисповедание, воспетое ветхозаветным другом Божьим:

 

«Воздал мне Господь по правде моей,
по чистоте рук моих вознаградил меня.

Ибо я хранил пути Господа
и не был нечестивым пред Богом моим,

ибо все заповеди Его предо мною,
и от уставов Его я не отступал,
и был непорочен пред Ним,
и остерегался, чтобы не согрешить мне.

И воздал мне Господь по правде моей,
по чистоте моей пред очами Его».

(2 Царств 22:21-25)

 

         Эти слова воспевал Давид не как высокомерное бахвальство перед своими врагами, а как исповедание своей веры в Бога перед лицом Израиля. Это было благочестивое пение, баллада веры, в которой повествуется о Господнем избавлении Давида за его веру и послушание.

         И вот, глядя на богатого молодого начальника, великий Сын Давида полюбил его.

 

ПРИХОДИ И ПОСЛЕДУЙ ЗА ИИСУСОМ

 

         В ответ на вопрос юноши о том, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, наш Спаситель обратился к нему с самым главным и личным призывом: «Приходи, последуй за Мною».

         На протяжении Своего служения Иисус часто обращался с подобным призывом, в особенности, к тем, кого Он призывал как учеников. Симон и Андрей, Иаков и Иоанн слышали подобный призыв, когда они либо рыбачили, либо ремонтировали свои сети (Мк. 1:16-20). Позднее Левий, сборщик пошлин, услышав призыв Господа, последовал за Ним (Мк. 2:14). Часто призыв следовать за Иисусом сопровождался призывом к самоотречению и несению своего креста (Мф. 16:24; Мк. 8:34). Следование за Иисусом требует много усилий. Этому научились как те, которые добровольно последовали за Иисусом, так и те, кто решил исполнить свое обещание последовать за Ним после того, как позаботится о других земных делах (Лк. 9:57-62).

         В  главе 10 Евангелия от Марка призыв следовать за Иисусом представлял собой особое приглашение стать одним из числа последователей Иисуса во время последних дней Его жизни. Оно было особым, потому что многие, обращающиеся к Иисусу с вопросами или нуждами, призывались только к вере в Иисуса, а не к следованию за Ним (напр., см. Мк. 5:19). Повеление поверить в Иисуса было всеобщим, а призыв последовать за Господом был особым и индивидуальным.

         Нам следует задать вопрос, почему этот ответ Спасителя на этот конкретный вопрос о делании чего-то для наследования вечной жизни, задан этим богатым молодым человеком?

         Несомненно, этот конкретный человек, начальствующий в Израиле (Луки 18:18), знал о том, что синедрион уже планирует убийство Иисуса. Даже сейчас Иисус последний раз направлялся в Иерусалим, город Божий, в Свое последнее место назначения, где Он будет всеми оставлен и предан смерти (см. Мк. 8:31; 9:31; и 10:32). Иисус оставил все позади – в Назарете, в Капернауме и даже на небесах,  чтобы прийти в Иерусалим в качестве страдающего обнищавшего Посредника между Богом и Его народом. Этот страдающий и обнищавший Человек – Благой Учитель, Которого богатый юноша должен принять; и вот как он должен принять Его: не просто как Того, перед Кем он должен был пасть на колени, но Того, за Кем он должен был последовать по дороге в Иерусалим на крест.

         Именно это осознал апостол Павел много лет спустя, когда написал: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Если вечная жизнь является наследством верующего человека, тогда путь, по которому мы идем, чтобы получить это наследство, является путем страдания, обнищания, самоотречения, и, в конечном счете, смерти. Это был путь, который проложил Иисус, первопроходец нашего спасения. Этот путь апостол Петр описал словами, исполненными надежды ожидания наследства, долготерпения во время страданий и очищенной к похвале вере:

 

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божьею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1:3-9).

 

УСИЛИВШИЕСЯ СТРАДАНИЯ НАШЕГО СПАСИТЕЛЯ

 

         «Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мк. 10:22).

         Прежде всего, мы должны обратить особое внимание на порядок слов в предложении. Во-первых, юноша смутился, его лицо омрачилось, как небо во время бури (то же слово употребляется в Матфея 16:3 для описания ненастной погоды). Затем он ушел, глубоко опечалившись. Его поведение и уход нам объясняются. Он ушел не по причине гнева или невоспитанности, а потому что был крепко привязан к богатству этого мира: «…потому что у него было большое имение» (или «имел много имущества»).

         Возможно, название этого раздела «Усилившиеся страдания нашего Спасителя» немного озадачивает вас, и даже может показаться неуместным. Разве этот текст говорит нам не об этом молодом человеке?

         Действительно, сутью стиха является тот факт, что богатый молодой начальник ушел. Но что он оставил? Пожалуй, мы можем спросить: Кого он оставил? Он оставил Иисуса Христа! Иисус, идущий на крест, не приобрел этого человека как Своего последователя. Этот юноша отказался принять предложенные условия и пожертвовать своим богатством; и таким образом, он добавил страданий и отверженности Иисусу, посредством которых наш Спаситель приобретет именно то, что искал молодой человек – вечную жизнь.

 

ЗАВЕТ И КУЛЬТУРА У ХРИСТА

 

         Вопрос, на который настолько ясно дал ответ Спаситель, действительно является вопросом следования за Иисусом, Божьим Сыном и праведностью Израиля. Цена наследования вечной жизни – это цена следования за Иисусом. А цена следования за Иисусом – это… умирание. Для молодого человека ценой стало его богатство. Позднее в  стихе 29 Иисус расширит список доказательств верности Ему, который включает в себя отношение к семейным узам и материальным благам. Умирание для себя и следование за Иисусом включает обрезание нитей тайников души, посредством которых мы настолько сильно привязаны к благим, Богом созданным отношениям (семья, друзья), Богом данным благословениям (собственность, работа, увлечения) и Богом данным качествам (сила, красота).

         Но обратите внимание на характеристику всего того, что «оставляется» ради Иисуса: семья, работа, материальные средства – это все то, что является смыслом жизни для многих людей. Это благие отношения в том смысле, что Бог сотворил семью и работу, и дал нам все, чтобы мы употребляли это для служения Ему. «Блага» творения, завета и культуры восхваляются в Писании.

         Однако, по-моему, именно здесь сокрыта тайна вхождения в Царство Божье. Эта тайна заключается в следующем: все, принадлежащее этому прекрасному устройству, которое Библия называет «завет», и все, принадлежащее человеческому владычеству и управлению, для которого мы были созданы (то, что мы называем «культура»), должно быть подчинено умиранию вместе с Христом и страданию вместе с Ним, когда мы идем по пути, ведущему в грядущее Царство.

         Однако будьте осторожны, потому что эта тайна несет в себе определенную опасность. Предостережение заключается в том, что даже заветные отношения (братья, сестры, мать, отец и дети) и заветные благословения (дом, работа) могут стать препятствием на пути следования за Иисусом!

         Но кроме всего прочего, радуйтесь, потому что эта тайна несет в себе большое ободрение. Обетование заключается в том, что оставленные отношения и благословения ради следования за Иисусом будут возмещены в несоразмерной мере в настоящее время на пути гонений; это награда, кульминацией которой является вечная жизнь.

 

Об авторе

 

Нельсон Д. Клоостерман – профессор этики и Нового Завета в Центральноамериканской реформатской семинарии города Дайер, штат Индиана. Закончил колледж и семинарию Кальвина. Докторская диссертация была написана в Богословском университете реформатских церквей Голландии (освобожденные).

         Исполнял служение пастора. Его публикации включают перевод книги «Десять заповедей» голландского богослова Йохема Даумы (P & R Publishing, 1996).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Andrej
30.12.2013 | 23:07
omschenj..sameschateljnij material..proschital s boljschi udowoljstwiem!!!