Реформатское богословие – это не
какое-то "особенное", "недоступное" учение. Оно пытается
соответствовать общей христианской традиции:
–
реформатские богословы полностью принимают символы веры
ранней церкви и высоко ценят работы таких отцов
церкви, как Ириней, Тертуллиан, Афанасий Великий или Августин;
–
реформатские богословы уделяют особое внимание
теологическим работам (особенно "Наставлениям в христианской вере") Жана Кальвина, который показал славу
Бога и Его свободной благодати;
–
реформатское богословие признает авторитет вероисповеданий XVI и XVII веков –
Гейдельбергского катехизиса (1563г.), Бельгийского исповедания (1561г.),
Канонов Дортского Синода (1619г.), Вестминстерских стандартов (1647-48г.). Это
не значит, что эти исповедальные документы имеют такой же авторитет, как
Писание. Вместе с тем, реформатские богословы убеждены, что эти вероисповедания
правильно выражают библейское учение и дают надежное основание для развития
христианской церкви и богословия сегодня.
Каковы
главные черты реформатского богословия?
Упомянем лишь несколько:
–
вера в достоверность Откровения Бога, данного в Святых Писаниях. Библия имеет решающий
авторитет во всех вопросах жизни и учения;
–
благоговение перед полновластием
Бога: наш мир и все живущее в нем сотворено Всемогущим Богом, Который
правит всем согласно Своей воле и замыслу;
–
осознание полной зависимости человека от Божьей благодати, явленной в Иисусе
Христе;
–
благодарение за спасение – незаслуженный дар Божий, который мы принимаем только верой;
–
ощущение призыва
исповедовать и прославлять Божье Имя во всех сферах жизни; этот призыв
можно исполнить только возрождающей силой Святого Духа.
Какова
цель реформатского богословия?
Она состоит в том, чтобы:
–
прославить Бога, исследуя и раскрывая богатство
Писания: мы хотим любить Бога не только сердцем, но и "всем
разумением" (Мф. 22:37);
–
защитить истину Евангелия и показать твердые основания
нашей надежды (1Петр. 3:15);
–
подготовить народ Божий "на дело служения, для
созидания Тела Христова" (Еф. 4:12);
–
раскрыть волю Божью, так чтобы Бог прославился в жизни
Своих детей (1Фесс. 1:11,12)
На русском языке уже опубликовано
несколько введений в реформатское
богословие:
–
Жан Кальвин, "Наставления в христианской
вере"
–
Луис Беркхоф, "Христианская доктрина"
–
Джеймс Пакер, "Познание Бога"
Реформатское учение очень доступно
раскрыто в Гейдельбергском
катехизисе.