08.12.2005
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген, мл.

Крещение Святым Духом

Самое знаменитое обещание Иоанна Крестителя было таким: после него придет Тот, Кто будет крестить людей Святым Духом (Марк 1:8). И это – Иисус Христос. Перед Своим Вознесением Он заверил учеников, что они будут крещены Святым Духом «через несколько дней» (Деяния 1:5). И в день Пятидесятницы Петр сказал, что именно распятый Христос «излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деяния 2:33).

Такое обещание вызвало ряд проблем в последующих столетиях. Что это значит – быть крещенным Святым Духом? Это очень важный вопрос для церквей, он имеет непосредственное отношение к водному крещению, вероисповеданию, церковному порядку и традициям. В 21 веке пятидесятническое движение «продвигает» крещение Духом, и многие христиане в церквях чувствуют себя очень неуверенно и даже в определенном смысле уязвимо, когда они сталкиваются с людьми, говорящими на «иных» языках и заявляющими, что они были действительно крещены.

 

Важность этой темы

Давайте назовем, по крайней мере, 4 причины, почему необходимо и полезно подумать о «крещении Святым Духом».

1. Первая - это пасторская причина. В течение истории церкви этот вопрос стал насущным во многих церковных деноминациях, независимо от того, избран человек или нет, есть ли у него свобода уповать на Божьи обещания или нет. Во многих протестантских кругах нет определенности относительно истинности чьей-либо собственной веры и избрания. Когда мы не полагаемся на Церковь как Мать или на Таинства такой Церкви, то мы должны полагаться непосредственно на Бога и Его обещания. Но что свидетельствует о том, что мы не ошибаемся? Кроме водного крещения и принадлежности к церковной общине, проходит ли верующий так называемое «второе переживание»? Может быть, это внутреннее переживание Святого Духа, Который посылает нам уверенность? Но где мы находим свидетельства Его работы в нас? В наших сердцах? В освящении? Во внутренних голосах? Или же, как говорят пятидесятники, во внешних голосах, говорении на языках и харизматических дарах?

Молодые люди из традиционных церквей часто испытывают ревность при встрече с христианами, которые защищают крещение Святым Духом. Учение традиционной церкви не предоставляет достаточное количество информации, необходимой для ответа на вопросы таких христиан. В церквях необходимо учить о библейской доктрине крещения Святым Духом. Пастыри должны уметь соответствующим образом рассказать об этом вопросе членам своей общины. Когда члены церкви сталкиваются с вопросом о крещении Святым Духом, то они нуждаются в соответствующих словах и понимании для того, чтобы у них не сложилось впечатления, будто церковь ушла от библейского понимания этого вопроса.

2. Второе место занимает экуменическая причина. В 20 веке мы видим быстрый рост пятидесятнического движения во многих странах, начиная с России и заканчивая странами третьего мира. Кроме Римско-католической и протестантской церкви, появилась Пятидесятническая церковь: Всемирный совет церквей уже связан с этой Третьей силой в мире современного христианства. Станет ли пятидесятническое движение со своим особым выделением даров Святого Духа в современном экуменическом движении закваской в муке традиционных церквей? Ответ на этот вопрос зависит от библейских основ их доктрины.

3. На третьем месте – догматическая причина. На первый взгляд, эта проблема кажется незначительной в рамках христианской доктрины. Почему бы не оставить ортодоксальное вероисповедание и добавить всего лишь несколько деталей?

Сейчас необходимо сказать о связи крещения Святым Духом со всем телом христианской доктрины и ее сущностью, христологией и доктриной о Боге.

В качестве иллюстрации можно привести работу Дж. Данна. Все свои книги он посвятил нашей теме и связанным с ней сферам; особое внимание он обращает на то, чему учит Новый Завет относительно этого вопроса.

В 1970 Данн опубликовал работу «Крещение Святым Духом»[1]. Он подводит итог в четырех предложениях:[2] «Вера требует крещения как своего выражения;

Для обоснованности крещения нужна вера;

Дар Духа предполагает веру как условие;

Вера кажется истинной только даром Духа».

Основной момент в обращении – это дар Духа. Крещение водой также относится к инициативе обращения, но только на более низком уровне, как символ приносимого Святым Духом очищения. Выводы Данна побуждают его ответить на насущный вопрос: «Каким образом проявляется приход и присутствие Духа?»

Во второй книге Данн рассматривает этот вопрос. Он посвящен теме «религиозного переживания»[3]. Здесь самым главным становится переживание (Духа). Не откровение! Откуда Иисус знал, что на Него сошел Дух? И как Павел с Иоанном прочувствовали этот Божий Дар? Основным становится не Божье откровение в Сыне, а то, как переживание Святого Духа побуждало Иисуса. Откровение апостолов, доктрина и заповеди становятся уже не существенными, но важны только переживания апостолов и то, как они могли выразить это словами. Данн пишет: «Их богословие происходило от жизненной диалектики между религиозными переживаниями настоящего и определенным откровением прошлого (приходом Христа), у них не было возможности говорить о другом, также им приходилось отвечать на глубокие вопросы других людей – непрекращающийся процесс толкования и нового толкования»[4]. Хотя здесь слово «откровение» относится к первому приходу Иисуса Христа, это не означает, что у нас есть объективное и нормативное откровение в обычном смысле этого слова. Данн подразумевает откровение переживания, и такое откровение не есть откровением в обычном смысле слова, это только переживание, о котором мы читаем, и имеет такое же значение, как и более поздние переживания апостолов. Значит ли это, что Сын подчинен Духу? А как же тогда христология, если переживание присутствия Святого Духа доминирует над всем, в том числе и над Сыном? А как же тогда вероисповедания, где вера – это процесс взаимодействия между настоящими религиозными переживаниями и подлинным свидетельством жизни Христа? Это так же ново, как заменить Афанасия на Шиллебекса[5]. Возникает следующий вопрос: а что же тогда с воплощением?

В третьей книге Данн рассматривает этот вопрос[6]. К нашему удивлению, ортодоксальная доктрина воплощения была заменена доктриной современного гуманистического богословия. На Рождество мы празднуем то, что «Бог стал человеком» (короткая фраза, чтобы выразить все то, что христология Мудрости и Логоса стремились выразить: Бог не оставил Свое творение во всем его эгоистичном грехопадении, напротив, – Он отождествил Себя с ним во Христе). На Пасху мы празднуем то, что «человек стал богом» (снова же короткая фраза, чтобы выразить все то, что христология Адама и Духа стремилась выразить: смертью и воскресением Христа Бог разрушил «мертвую хватку» человеческого эгоизма). И наконец, в день Пятидесятницы мы празднуем «осуществление веры в то, что пасхальная надежда не сосредотачивается исключительно на одном человеке в прошлом». Доктрина Троицы заменена доктриной Духа-Бога, которого Иисус лично ощутил, и это же происходит и с нами, христианами. Согласно богословию Данна, крещение Духом – это прощание с верой в Бога - Отца, Сына и Святого Духа, которая была на протяжении девятнадцати веков. Не только водное крещение в Его Имя помещено на более низкий уровень, но Его Имя оставлено без внимания. Мы уже не можем креститься во имя Святой Троицы, но только во имя Святого Духа! Книга Данна о христологии заканчивается без Сына: «По сути, исповедание Троицы значит, что Бог в Иисусе Христе показал, что Он Сам предает любовь и Он постоянно пребывает среди нас в Святом Духе»[7].

Мы не утверждаем, что особое внимание крещению Святым Духом неизбежно приводит к неортодоксальным утверждениям, но работа Данна четко показывает, что между этим вопросом и сутью христианского богословия существует очень тесная связь.

4. Наша четвертая и последняя иллюстрация важности этой темы – ее связь с созданием новых церквей. Сейчас в Корее церковь очень быстро растет. Также пятидесятническая церковь оказывает существенное влияние, в том числе и на страну в целом. Возникает вопрос: почему бы не принять дары Духа в самих церквях и почему мы должны оставить их пятидесятникам? Разве создание церквей не имеет отношения к дарам Духа? И может ли опыт Кореи стать доказательством того, что молодые церкви могут сочетать унаследованное вероисповедание ортодоксальной церкви с дарами Духа современной эры?

Профессор Ча предположил[8], что корейские церкви должны стремиться к единству и диалогу для того, чтобы передать такое единство другим странам мира. В связи с этим он отстаивает важность доктрины Святого Духа. Возражая Гаффину, он защищает концепцию излияния Святого Духа, которое постоянно повторяется и опровергает идею излияния как свершившегося и законченного события (событие «раз и навсегда»). Возможно, что Святой Дух изливается на корейских христиан, объединяет их в вере и знаниях и собирает их в новою реформатскую пятидесятническую церковь, откуда во всех направлениях исходит сила.

Таким образом, тема крещения Святым Духом становится важной для создания церкви.

 

Наш подход

Мы можем подойти к вопросу крещения Святым Духом с различных сторон. Мы можем сосредоточиться на его месте в истории богословия и догматических аспектах[9] или на экзегезе в Новом Завете[10]. Наша цель – продемонстрировать важность здравого филологического анализа и экзегезы этого вопроса, по которому ведется множество дискуссий. Прежде всего, нам необходимо избегать использования одного и того же слова в его разных значениях (как, например, «крещение»), и мы не должны выдергивать отдельные отрывки из Нового Завета. Иногда кажется, что Библия представляет собой набор ингредиентов, из которых каждый печет свой собственный пирог. В действительности, все книги Писания составляют единое целое, открывают замысел Бога и историю. Закономерно то, что после написания трех книг о действии Духа, Данн написал четвертую, связанную с предыдущими, книгу о характерных особенностях Библии. Эта книга о единстве и многообразии в Новом Завете[11] предоставляет скрытый код для других его книг. В основании дискуссии о крещении Святым Духом лежит вопрос о нашем принятии Единства Писания, данного Святым Духом. От кого, кроме Него Самого, мы можем узнать о Его действии и крещении? И если мы не начнем наше исследование с почитания и благоговейного страха перед Словом Святого Духа в Писании, то мы никогда не сможем найти ясный и точный ответ на вопрос о крещении Святым Духом. Сюда входит тщательный филологический анализ и рассмотрение действия Бога в историческом контексте.

 

Распространение влияния выражения «крещение Святым Духом».

В наше время выражение «крещение Святым Духом» стало обычным для богословия. Под влиянием пятидесятников это выражение стало для нас привычным.

Однако в этом выражении таится опасность. Оно предполагает, что есть одно действие и одно переживание, которое мы можем определить как крещение Святым Духом. Все мы знаем о водном крещении, и его концепция события «раз и навсегда» также относится и к выражению «крещение Духом». Идея «раз и навсегда» перешла из крещения водой в крещение Духом из-за самого слова «крещение». Концепцию «раз и навсегда» крещения Духом истолковывают по-разному. Гаффин утверждает, что в день Пятидесятницы церковь была крещена Духом «раз и навсегда», тогда как многие пятидесятники говорят о втором переживании как о личном переживании при крещении Духом.

Здесь нам в первую очередь необходимо обратится к филологическому анализу. В терминологии ортодоксального догматического богословия не было такого выражения как «крещение Святым Духом». И его недавнее появление свидетельствует о постепенном изменении богословского лексикона. Почему? Потому что в этом выражении слова сбивают с толку, и в принципе, их «незаконно» употреблять вместе. И это приводит к неправильному пониманию самих идей.

Давайте обобщим причины для такого смелого утверждения.

1. Нигде в Новом Завете слово «baptisma» не употребляется в контексте Святого Духа. Это необычно, потому что существительное ”baptisma” – новое слово в христианской лексике (в отличие от широко известного слова “baptismos”, которое несет в себе значение водного крещения Иоанна и христианской церкви). Подобного слова, обозначавшего бы принятие Духа, просто не существовало, и слово ”baptisma” никогда не использовалось в переносном значении в контексте крещения Духом. Это не случайность. Погружение в воду- это одно событие, но очевидно, что погружение в Дух – это совсем другое событие. Приводит в замешательство, когда сегодня слово, означающее погружение в воду (baptism) также используется в контексте принятия Святого Духа или Его даров.

2. Когда Иоанн Креститель дает обещание, что (поскольку он крестит только водой) Идущий за ним будет крестить Святым Духом, главное, что здесь сравнивается – это не вода и Дух, но Иоанн и Иисус. Идущий не заменит водное крещение на крещение Духом. Наоборот – Он утвердит крещение водой (Матфея 28). В день Пятидесятницы много людей приняло водное крещение (Деяния 2:41; сравните Деяния 19:3-5). В чем же тогда разница? Иоанн погружал в воду, а Иисус также погружал в Дух. Здесь глагол «погружать» используется метафорически, чтобы провести сравнение между Иоанном Крестителем и Иисусом Мессией. Иоанн – не Мессия. Он остается Крестителем, но Мессия (по словам Крестителя) будет сильнее и будет «погружать» в Дух. Такое сравнение имеет силу только для Иоанна и Иисуса. Сравниваются не водное крещение и крещение Духом, а Иоанн Креститель и Иисус Мессия, Даритель Духа. Это объясняет, что глагол baptizesthai употребляется только в контексте Святого Духа в особых отрывках, где сравниваются Иоанн и Иисус[12]. Вне такого сравнения, действие Духа никогда не сравнивается или не приравнивается к водному крещению.

Можно ли сказать, что Тита 3:5 - исключение из этого правила? Апостол Павел пишет: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Если мы обратимся к Новому Завету на греческом языке, то мы увидим, что здесь используется не слово baptisma, а слово loutron (омовение, а не крещение). Хотя может показаться, что слово омовение содержит в себе указание на воду крещения, но на самом деле это не входило в замысел автора[13].

3. В Евангелиях от Матфея и от Луки речь идет не только о крещении Духом, но также и о крещении огнем (Мф. 3:12, Луки 3:16). Это огонь суда Мессии. Он исполнит Божьи обещания и угрозы: Он принесет определенную духовную жизнь и определенный суд[14]. Такая связь четко показывает, что крещение Духом – это не только событие «раз и навсегда», произошедшее в День Пятидесятницы. Мессия продолжает крестить Духом до самого дня суда.

4. Не Дух новый, а Даритель Духа. Во времена Ветхого Завета Бог посылал Духа различным людям и в различных ситуациях. Иоанн Креститель обещает, что после него придет другой, в сандалиях. Он – человек, но в то же время Он обладает силой Бога. Он – Сильнейший. И эта божественная личность в человеческой одежде в будущем даст Духа. Новое в обещании Иоанна – это связь действия Божьего Духа (Святого Духа) с Идущим. Не Иоанн, но Тот, Кто идет за ним! Здесь важно не само крещение, но неожиданный приход посредника Духа.

5. Для этого особенного события выбрано выражение «крещение Духом» (Креститель говорит о Мессии; он использует слова, соответствующие особому заданию Крестителя). Контекстуальное значение этого выражения происходит из ветхозаветных пророчеств.

Будущее возрождение Божьего народа должно быть результатом излияния Духа Божьего (Иез. 37:14). Дух объединит поколения в прославлении Господа, и будет спасение в день огня и суда (Иоиль 2:28-32).

Во времена Ветхого Завета действие Духа было хорошо известно. Он говорил через пророков (1 Царств 10:10-11; 3 Царств 22:24-25) и пророчествовал через Давида (Пс. 50:13). В пустыне Израиль противостал этому Духу и поэтому Он стал их врагом (Исаия 63:10).

История Божьего народа в Ветхом Завете подтверждает, что нет гарантии пребывания Духа среди народа. Снова и снова Израильский народ огорчает Духа, и кто тогда прощает их грехи? Есть тесная связь между необходимым прощением грехов и возможностью постоянного пребывания Духа в Божьем народе.

Поэтому Иоанн Креститель подготавливает Израиль к грядущему прощению и обещает, что результатом прощения грехов станет действие Святого Духа (это обещание идущего Спасителя). Он уже не будет изменять свое отношение от дружеского к враждебному, но народ, получивший прощение, будет постоянно ходить в свете Духа. Мессия погружает в Дух, как Иоанн крестил людей водой в реке. Вода высыхает, но Дух – живой и пребывает вечно.

Сама история откровения не дает нам возможности говорить о том, что крещение Духом – это событие «раз и навсегда» – историческое (в день Пятидесятницы) или личное (второе переживание). Приход Мессии – это не просто событие «раз и навсегда», это же касается и Духа. Обещающий и дающий Мессия, Посредник будет постоянно действовать, и через это Божьи люди будут наслаждаться постоянным действием и благодатью Божьего Духа, через Его действие они спасутся в день огня и суда. Это обещание Иоанна!

 

Исполнение Духом в книге Деяний

Разве книга Деяний не поддерживает идею особенного «раз и навсегда» действия Духа, сопоставимого с крещением водой? Разве невозможно сохранить выражение крещение Святым Духом, исходя из того, что в книге Деяний можно найти факты и отголоски этого события, и даже несмотря на то, что такое словосочетание не используется в Новом Завете?

1. Иисус перед своим Вознесением повторяет обещание Иоанна о крещении Святым Духом (Деяния, 1:5), и Петр вспоминает это обещание, когда Святой Дух сходит на язычника Корнилия из Кесарии (Деяния 11:16). Только лишь в этих двух отрывках глагол крестить (baptize) используется в контексте Святого Духа; также в этих отрывках проводится сравнение между Иоанном Крестителем (водным крещением) и Иисусом (крещением Святым Духом).

2. Святой Дух – это не что-то новое. Он уже говорил через древних пророков и Его слово пришло к нам через Писание, как это можно увидеть в различных местах книги Деяний (1:16; 4:25; 28:25). Святой Дух – это Дух Ветхого Завета, а не Новоприбывший на Земле.

3. Иисус был помазан Святым Духом и Духом Он учил и творил чудеса (Деяния 1:2; 10:38). Святой Дух – не странник и не пришелец: Он – Дух Иисуса Христа!

4. Пришествие Святого Духа в день Пятидесятницы – это исполнение пророчества Иоиля. Этот пророк обещал полноту духовных даров для молодых и старцев, для мужчин и женщин, и эта полнота будет проявляться в пророчествах, снах, видениях и знамениях. Исполнение этого пророчества совершилось в день Пятидесятницы (Деяния 2:17,18,33). Здесь употребляется особенный глагол «изливать». Также мы можем увидеть связь с метафорическим использованием слова крестить (baptize). Святой Дух приходит в полноте и изобилии. Это характерно для последних дней перед наступлением дня суда.

Такое «излияние» Духа не ограничивается одним днем[15]. Когда Святой Дух сходит на людей в доме Корнилия, то Лука использует тот же пророческий глагол. Братья, пришедшие с Петром, удивлены не тому, что Дух «излился» после дня Пятидесятницы, но тому, что Он излился даже на язычников! (Деяния 10:45).

5. «Излияние» означает непрекращающуюся полноту действия Святого Духа. Он дает силы верующим, чтобы подготовить их к выполнению христианской миссии в различных обстоятельствах. Также укреплялись и апостолы, чтобы быть свидетелями Христа (Деяния 1:8; 5:32). Разные люди в различные периоды времени исполняются Святым Духом или исполнены Духом и говорят очень убедительно (Деяния 13:9; 21:4-11), потому что Дух обращается к ним и дает им знания или наставления[16] (8:29; 10:19; 11:12; 11:28; 13:2; 16:6-7; 20:22-23). Через Дух люди говорят на иных языках (Деяния 2:4; 10:46), они приобретают способность говорить Божье слово (Деяния 4:8,31; 6:10; 7:55; 9:17; 13:9). Люди исполняются мудростью, радостью и верой (6:3,5; 11:24; 13:52). Святой Дух вел церковь и она, при утешении Святого Духа, умножалась (Деяния 9:31)[17]. Апостолы с постом и молитвой рукополагали старейшин (см. Деяния 14:23), и поэтому апостол Павел мог говорить о том, что старейшины были поставлены Святым Духом (Деяния 20:28).

6. Такое изобилующее пребывание Святого Духа в общине верующих не происходит автоматически. Можно лгать Святому Духу (Деяния 5:3,9) или противостоять Ему, как в дни Ветхого Завета (Деяния 7:51). Поступать так в последние дни – значит готовить себя к уничтожению Божьим гневом.

Остается ответить на один важный вопрос: в чем связь между верой и исполнением Святым Духом? В Самарии люди верили, но только через некоторое время получили дар Духа (Деяния, 8). Согласно Данну[18] и Верстигу[19] это была не настоящая вера, потому что невозможно быть христианином без дара Духа. Крещение приобрело свое значение только в тот момент, когда через руки апостолов Святой Дух сошел на людей. С одной стороны, Кальвин защищает истинность их веры. Им не доставало лишь дополнительных даров Духа. Позже они получили всю полноту Духа, который уже привел их к вере. В определенном смысле то же произошло и в день Пятидесятницы: апостолы уже верили во Христа, но в день Пятидесятницы они получили Духа во всей Его полноте. Тем не менее в Самарии происходит нечто поразительное: после дня Пятидесятницы обычным было то, что сразу же после уверования во Христа человек получал особые дары Духа. Однако в Самарии Бог действовал так особенно по определенной причине. В Самарии жил человек по имени Симон, который занимался магией (волхвовал), и в этом городе привыкли объяснять религию с точки зрения силы. Поэтому им нужен был серьезный урок: новая религия Иисуса – это прежде всего религия веры и послушания. Вера – не без силы Христа, но сила Духа поддерживает веру, сама по себе она (сила) не важна. В Самарии была опасность возникновения пятидесятнического движения, в котором бы не было Иисуса как Спасителя, и поэтому Бог действует здесь несколько медленно. Через такое «замедление» они узнают, что сила Христа не похожа на силу Симона. Сам Симон – живой пример того, что такой урок был нужен.

С Корнилием все происходит по-другому. Здесь (Деяния 10) Святой Дух сошел перед крещением. Не перед тем, как он поверил! Почему так? Для того чтобы убедить иудейских христиан, что Бог также принимает необрезанных язычников, и основание этого – их вера во Христа, и поэтому они могут принимать водное крещение. И сама история объясняет необходимость такой особенной работы Бога: это был сложный урок для иудейских христиан (Деяния 11:15). Поэтому в доме Корнилия происходит такое значительное событие.

Можно сказать, что для пятидесятников события, описанные в 8 главе Деяний, – это обычный ход событий (истинным христианином можно стать только через крещение Духом), а события, описанные в 10 главе – это исключение (водное крещение, а не крещение Святым Духом, для вступления в общину верующих). Для обычных (не пятидесятнических) церквей – все наоборот. Самария - это исключение (обычно водного крещения достаточно), а Корнилий – это пример того, как все обычно происходит (крещения водой достаточно для того, чтобы быть признанным как христианин). Эта дилемма неприемлема.

Мы должны рассмотреть особые обстоятельства истории откровения. Тогда мы найдем причины того, что произошло в Самарии и с Корнилием. Оба эти события были нормальными в своих обстоятельствах, в них не было ничего плохого. Изумление людей (апостолов в Самарии, братьев в Иерусалиме) свидетельствует о том, что:

Водное крещение – это обычный путь для верующих исповедовать свою веру и быть принятыми в семью христиан только по вере в Иисуса Христа.

Крещенные верующие разделяли дары Духа Христова и могли ожидать мудрости, радости, более сильной веры, возможности говорить, водительства через Писание, иногда они говорили на иных языках, чтобы давать наставления, получали дар исцеления или пророчества. Никто не получает все дары, но все разделяют дары друг друга, как в Теле (1 Кор. 12).

Подтверждение этому можно найти в истории учеников Иоанна Крестителя в Ефесе (Деяния, 19). В вопросе Павла можно услышать то, что Павел различает веру и принятие Духа, но также он проводит определенную связь между ними: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» (Деяния 19:2). Мы слышим, что он удивлен отрицательному ответу: «Во что же вы крестились?» Позже эти люди, крещенные Иоанном, были крещены во имя Иисуса, и Павел возложил на них руки: на них сошел Святой Дух. И они испытали, что Иисус – Сильнейший, Который пришел после Иоанна Крестителя. Обычный ход событий. Водное крещение и излияние Святого Духа отличаются друг от друга и в то же время они связаны друг с другом.

 

Заключение:

Можно сделать вывод, что сама форма изложения в книге Деяний о фактическом крещении Святым Духом свидетельствует о том, что само выражение «крещение Святым Духом» служит признаком новых обстоятельств; сейчас Христос верующим в Свое имя дает известный нам Святой Дух пророков, и неважно кто этот верующий – мужчина или женщина, иудей или язычник и т.д. Дары Духа – это не основное послание, не основное средоточие веры (ср. Самария), но они означают силу Господа Иисуса и подготавливают верующих к их миссии в мире и к созиданию общины.

Невозможно говорить о «крещении Святым Духом» как о событии «раз и навсегда» (в день Пятидесятницы[20] или как о необходимом (втором) переживании[21], через которое вера становится истинной). «Излияние» Святого Духа – это постоянная реальность жизни верующего.

Принимая во внимание сам стиль (язык) написания книги Деяний, было бы неверно относить получение веры к дарам Святого Духа. Сам Господь призывает к вере, и Его призыв действенен[22]. Иисус – центральная фигура христианской веры, и верующие крестятся в Его имя. Святой Дух – Помощник для тех, которые призваны Отцом и крещены в имя Иисуса. Лексикон догматического богословия отличается от этого: он учит нас, что вера дается через Святого Духа. Это стало причиной определенных сложностей в понимании книги Деяний. Мы можем сказать, что Божий Дух производит веру и что Иисус посылает Тот же Самый Святой Дух, чтобы укреплять и поддерживать нашу веру. В любом случае, нам необходимо различать то, как это выражено в догматическом богословии и в книге Деяний[23]. Разница заключается не в доктрине, а в словах. Но это довольно-таки важно!

 

Крещение Святым Духом в посланиях апостола Павла

Выражение «быть крещеными Духом» обычно заменяют выражением «быть исполненным» Святым Духом или «получить» Святого Духа. И это не удивительно: метафорическое использование фразы «быть крещенным» обретает полный свой смысл только в своем оригинальном контексте: при сравнении Иоанна Крестителя и Христа. Однако в посланиях апостола Павла есть одно исключение: в 1 Коринфянам 12:13 мы читаем следующее:

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».

Существуют различные мнения относительно значения второй части этого стиха[24], но все сходятся во мнении относительно значения первой части. Разве «крестились» не относится к водному крещению?

Сейчас мы сталкивается с двумя проблемами. Прежде всего, выражение baptizein eis – всегда используется для обозначения крещения во Имя (Христа, или Отца, Сына и Святого Духа). Такая связь кажется просто нереальной: «креститься в одно тело». Во-вторых, о Святом Духе нигде не говорится как о совершителе водного крещения. Говорить, что мы крестились (в воде) через Духа, было бы очень необычно.

Поэтому мы предпочитаем другое толкование первой половины 13 стиха. Связка «креститься Духом» – это обычное выражение, и поэтому в первой половине 13 стиха мы должны связать слова en heni pneumatic и ebaptisthemen: «Одним Духом мы все крестились: в одно тело!» Это соответствует контексту, где Павел говорит не о том, что присуще всем верующим (их вероисповедание), но об индивидуальных дарах Духа: каждый верующий получает дар согласно Его воле. Различные дары – это результат одного крещения одним Духом. И как один Дух составляет одно Тело, так один Дух со множеством Своих даров формирует одно тело!

Толкование второй части этого стиха зависит от выбранного текста. Здесь идет речь о том же крещении Духом[25] или же о водном крещении, которое ведет к одному крещению Духом[26]. В обоих случаях, первая часть 13 стиха может говорить о крещении Святым Духом. Такое толкование имеет смысл: Иудеи и язычники получают одинаковые дары (сравните Деяния 2 и 10), и уже не имеет значения, что вы «раб или свободный», как это могли видеть все в Коринфской церкви.

Интересно посмотреть, как Павел обращается к особенному обещанию Иоанна Крестителя о том, что должен прийти Тот, кто будет «крестить не только водой, но Святым Духом». Павел ссылается на это обещание, когда говорит о духовных дарах (1Кор. 12:1) и о «говорящем Духом» (12:3)[27]. В 1 Коринфянам 12:4-11 апостол Павел пишет не об общем вероисповедании, но о личных и особых дарах Духа. Именно такую связь мы находим в книге Деяний. После водного крещения (включая вероисповедание) изливается Святой Дух. Верующие получают Его и Его дары через Посредника Иисуса Христа.

Особое внимание в 1 послании Коринфянам апостол Павел обращает на то, что нам не позволено изолировать эти дары. Они связаны одним Духом и одним Иисусом Христом. Поэтому они соединяют нас в одно тело, и мы должны использовать их для всеобщей пользы.

Невозможно рассмотреть все отрывки, где Павел говорит о действии Духа, но мы уверены, что во всех своих посланиях он объединяет Святой Дух не с исходным моментом исповедания веры христианином, но с важным дополнением даров Духа (Ефесянам, 4). Эти дары даются для созидания тела Христова. Они не составляют веру христианина и не подтверждают ее; они приходят в результате веры, которая связывает нас с живым Спасителем.

 

Знамения в Марка 16

Многие христиане считают, что дары Духа – это условия, на основании которых их принимают в семью верующих. Но это не соответствует Писанию. В книге Деяний и в посланиях апостола Павла мы видим, что вера и водное крещение остаются истинными и без даров Духа, но также мы видели, что верующий получает дары Духа и приносит плоды Духа.

Это приводит нас к обещанию в Марка, 16:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Марка 16:16-18).

Часто эти слова используются для обвинения членов церкви, не обладающих такими дарами, в том, что им не достает веры. Однако Господь, не говорит, что «тот, кто совершает эти знамения, будет спасен», также Он не говорит, что «верующий будет совершать все эти знамения». В действительности Иисус обещает только то, что такие знамения придут, но Он не говорит о том, что верующие будут совершителями таких знамений. Мы должны обратить внимание на замечательный глагол, который Он использует здесь: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения». Здесь употребляется греческий глагол - parakolouthein, который означает «следовать за» или «сопровождать». Таким образом, здесь подчеркиваются именно знамения, а не действия тех, кто их совершает. Этот глагол можно объяснить в контексте заповеди «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк 16:15). Апостолы и их помощники идут по всему миру; и как генералы и императоры возвращаются с трофеями, так и проповедники Евангелия свидетельствуют о величии своего Господа! Проповедование Евангелия будет сопровождаться этими поразительными знамениями. Знамения удостоверяют послание проповедников, а не их веру!

Мы видим это в последнем стихе Марка 16:

«А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Марка 16:20).

Здесь используется почти точно такой же глагол (epakolouthein), как и в Марка 16:17: знамения следуют за (или сопровождают) верующих и подтверждают их послание. Так произошло в день Пятидесятницы (Деяния, 2) и в Самарии (Деяния, 8), и так далее.

Однако здесь есть определенное ограничение: только проповедь Евангелия по всему миру сопровождается такими знамениями. Мы слышим истории об этих знамениях вместе с проповедью Евангелия всем народам, и они имеют такую же силу, как и сами знамения. Израиль помнил о великих деяниях Господа в Египте и в Пустыне. История Евангелия пропитана историями о знамениях (смотрите книгу Деяний и ссылки в посланиях на знамения апостолов[28]). Нет необходимости, чтобы Бог снова и снова повторял эти знамения, потому что последующие поколения забывали о великих деяниях и знамениях Господа. Мы не отрицаем, что и сегодня Господь может дать нам такие же знамения, но мы не признаем, что Он должен делать это для того, чтобы исполнить обещания, данные в Марка 16.

 

Заключение:

1.      Так как слово крещение (baptism) относится к особенному и уникальному акту водного крещения и обращению в христианство, современное богословское выражение «крещение Святым Духом» не применимо для того, чтобы выразить обещание о приходе Христа, Который будет «крестить» Святым Духом.

2.      Во исполнение обетований пророков Ветхого Завета (в том числе Иоанна Крестителя) Иисус Христос стал Посредником Духа. Теперь Дух может постоянно пребывать в Божьих людях, когда грехи их прощены. Такие люди «погружены» (baptized) в Дух, исполнены Им.

3.      В Новом Завете акт водного крещения удостоверяет, что человек посредством исповедания грехов и через веру в Евангелие связан с Иисусом Христом и со Святым Именем Триединого Бога. Такие верующие получают дары Духа для того, чтобы быть связанными в одном Теле и созидать вместе общину Иисуса Христа в мудрости и силе, как знак для мира неверующих.

4.      Такое излияние Духа через Иисуса Христа дает те дары, которые необходимы в определенной ситуации. Послание апостолов и других проповедников сопровождалось знамениями, которые подтверждали его среди язычников. И церкви получили духовные дары, необходимые для созидания общины (пророчество, молитва, иностранные языки, возможность помогать, дар мудрости и научения и т.д.). У всей церкви есть возможность молиться с уверенностью о необходимых дарах.

5.      «Быть крещенным Святым Духом» – это не событие «раз и навсегда» (исторически – в день Пятидесятницы и лично как второе переживание), но продолжающаяся реальность действия Иисуса Христа в верующих. Такое действие не создает веру, но делает ее плодоносной и эффективной. Оно подтверждает, что наша вера не тщетна.

6.      Полезно различать последовательность: сначала призыв к вере и водное крещение, затем – крещение Духом, чтобы напомнить церквям о том, что обращение в христианство – это только начало. Рождение свыше – это одно, но жизнь в полноте Духа – это продолжение на всю жизнь.

7.      Нет причины ограничивать возможности действия Духа после первого столетия, но также нет причин утверждать, что сейчас Дух должен давать те же самые дары, что и тогда. Когда у нас есть время для изучения иностранного языка, когда мы едем на миссионерские поля, то мы необязательно заговорим сразу же на иностранном языке без специальной подготовки. Конечно, и в 21 веке Дух может научить нас ангельским языкам. Но намного больше, чем ангельские языки, и в этом веке, – это несравнимый дар любви по отношении друг к другу в церкви (1 Коринфянам, 13).

 


[1] Данн, "Крещение в Святом Духе. Новый взгляд на учение Нового Завета о дарах Духа в связи с современным пятидесятничеством" (Study in Biblical Theology 2,15). Лондон 1970

[2] "Крещение", стр. 228

[3] Данн, "Иисус и Дух. Изучение религиозного и харизматического переживания Иисуса и первых христиан, как это отражено в Новом Завете". Лондон, 1975

[4] Иисус и Дух, стр. 361

[5] примечание переводчика: Шиллебекс Эдуард, иером. (р.1914), голл. католич. богослов и библеист. Принадлежит к радикальному «неомодернистскому» крылу католич. богословия. Гл. библ. трудами С. являются книги «Иисус, история вечноживого» (1974; нем. пер. с нидерл.: «Jesus, die Geschichte von einem Lebenden», Basel, 1977) и «Христос и христиане» (1977; нем. пер. с нидерл.: «Christus und die Christen», Freib., 1977). Первая посвящена изображению Христа у синоптиков на фоне религиозных исканий евангельской эпохи. Ш. делает акцент на человеческой природе Христа и подчеркивает, что Его земное уничижение не согласуется с идеей всеведения. Развивая тезис либерально-протестантской школы экзегезы, Ш. ставит на первое место то впечатление, к-рое произвела личность Христа на современников. Во второй книге автор прослеживает, как это впечатление переросло в духовный опыт веры, благодатного единения со Христом. В книге собран обширный сравнительно-религиозный материал, помогающий понять, каким образом формировались основные положения христологии и сотериологии Церкви. Согласно Ш., искупление и спасение есть опыт новой жизни, даруемый Христом. Христологич. труды Ш. не обращены в прошлое. Автор стремится дать совр. толкование древних догматов, чтобы они обрели новую актуальность.

[6] Данн. «Христология в процессе создания. Изучение Нового Завета относительно происхождения доктрины воплощения». Лондон, 1980.

[7] «Христология», стр. 268

[8] Янг Пол Ча, «Будущее корейской реформатской теологии»

[9] Гаффин, «Взгляд на Пятидесятницу». Филипсбург, 1980.

[10] Данн, «Крещение Святым Духом». Лондон, 1970.

[11] Данн, «Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы раннего христианства». Лондон, 1977

[12] Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Иоанна 1:33: Деяния 1:5; 11:16.

[13] Слово “loutron” (омовение) также используется в Еф. 5:26 (dia tou loutrou tou hudatos en remati): здесь мы видим точное (явное) упоминание о воде и существительное rema четко показывает, что апостол Павел говорит об акте обращения через веру в слово Евангелия и о крещении как о символе очистительного действия такой веры. Но в Тита 3:5 апостол Павел не говорит о воде. Он использует выражение: «омовение Святым Духом» и толкует такое сочетание слов посредством промежуточного и поясняющего слова «возрождение и обновление».

[14] Невозможно объяснить огонь в контексте выражения работы Духа (например: языки огня в день Пятидесятницы). Контекст проповеди Иоанна Крестителя указывает на то, что Иоанна говорит об огне Божьего суда (сравните Мф. 3:10 с 3:12). Излияние Духа будет определенным и конечным! Те, кто отказывается от крещения Духом через Иисуса Христа, будут сожжены как неверующие (Мал. 4:1)! Настолько серьезен Божий дар Духа в Иисусе Христе! В Евангелии от Марка об огне ничего не говорится, потому что Марк не рассказывает так много о враждебности книжников и фарисеев к Иоанну Крестителю.

[15] Gootjes, «Doop met de Heilige Geest», стр. 148, говорит, что Петр в Деяниях 11:16 сравнивает только крещение Святым Духом в день Пятидесятницы и события в доме Корнилия. Он не придает значения словам Петра в Деяниях 11:17: «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» Здесь мы видим полное соответствие между Деяния 2 и Деяния 10, и поэтому Петр делает вывод, что так же как Иисус крестил апостолов Святым Духом, то Он (Бог) крестил и язычников.

[16] Иногда Дух ведет человека и без слов (Деяния 8:39).

[17] Важно правильно понимать этот стих. Поэтому мы должны перевести его как: «Церкви (в большинстве манускриптов это слово используется во множественном числе) по всей Иудее, Галилее и Самарии были в мире, укрепляясь и ходя в страхе Господнем и, при утешении от Святого Духа, умножались». Удивительно, что процесс укрепления церкви проходил спокойно, а не бурно! И, во-вторых, удивительный результат хождения в страхе перед Господом (а не перед людьми) и пребывания по водительством Святого Духа (а не других людей) – то, что церкви не стали слабыми в этом мире, но приобрели огромное количество верующих!

[18] Крещение, стр. 55-72

[19] Versteeg, Het ontvangen van de Heilige Geest in Samaria (in: Uw knecht hoort. Amsterdam 1979, p.167-189).

[20] Gaffin, «Perpective on Pentecost», с. 13-41 говорит, что Пятидесятница – это приход Вознесенного Христа к Своей Церкви. События в Самарии, в доме Корнилия и Ефесе (Деяния 8; 10; 19) – это распространение Пятидесятницы «раз и навсегда» в Самарии, среди язычников и учеников Иоанна Крестителя. В определенном смысле эти события представляют собой дополнение (приложение) к Пятидесятнице и завершают ее раз и навсегда.

[21] Данн, «Крещение», с. 83-89, на основании Деяния 19 приходит к выводу, что водное крещение не должно обсуждаться с учениками Иоанна Крестителя, если бы они утвердительно ответили на вопрос: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав?»

[22] Деяния 2:47 («Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»); 11:18 («видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь»); 11:21 («И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу»); 14:27 («…и как Он (Бог) отверз дверь веры язычникам»; ср. 15:4); 15:8-9 («и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их»); 16:14 («Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел»; ср. 16:15: она крестилась!). В книге Деяний различие между верой и полнотой Духа – это также различие между Господом (Богом), Который приводит к вере, и Духом, Который дается таким верующим.

[23] Данн, «Крещение», стр. 93 и далее, цитирует Кайпера, также говорит о разнице между догмой («получение Святого Духа предваряет веру») и Деяниях. Согласно ему, в Деяниях уверование (приход к вере) идентично с получением Святого Духа и моментом обращения. Мы не согласны с этим, потому что книга Деяний четко проводит различие между актом веры (которую дает Господь) и даром Святого Духа верующим.

[24] Робертсон и Пламмер говорят о трех возможных толкованиях второй части (предполагая, что в первой части речь идет о водном крещении): а. через водное крещение мы погружены одним Духом; б. Дары Святого Духа дополняют наше водное крещение; в. Евхаристия добавляется к нашему водному крещению. Поскольку aorist (epotisthemen) относится к определенному случаю, третье толкование, безусловно, неверно.

[25] Чтение hen pneuma epotisthemen (без eis) приводит к следующему переводу: «Все мы были политы, пропитаны, насыщены одним Духом». Здесь указание на землю, которая поливается, чтобы принести урожай. И наша вода – это Святой Дух!

[26] Читая eis hen pneuma epotisthemeneis), мы должны переводить как: «Все мы были политы, пропитаны, насыщены в один Дух». Здесь снова ссылка на поливаемую землю. Цель – плод Духа. Поэтому «насыщены, политы» в этом случае приводит к мысли, что крещение водой – это обещание и ожидание: верующий, погруженный в водное крещение, получит тот же Дух, что и другие верующие. Все крещеные христиане могут ожидать только одного Духа.

[27] В 1 Кор. 12:3 Павел указывает не на момент вероисповедания и водного крещения, но на ситуацию в церкви. «Говорящий Духом» (см. 12:8; 14:29-31) никогда не произнесет анафемы на Иисуса. И когда христиане в своих молитвах, пророчествах или учениях говорят о том, что Иисус – Господь, они могут говорить так только посредством Святого Духа.

[28] Больше об этом можно прочитать в книге Amben in de apostolische kerk. Een exegetisch mozaiek. Kampen 1984,23-26.

Якоб ван Брюгген, мл.

Профессор ван Брюгген родился в 1936 г., изучал богословие в Кампене и Утрехте. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Четырнадцать лет спустя: Встреча в Иерусалиме Галатам, 2 и Хронология Нового Завета» (работа представлена на голландском языке, резюме на английском). С 1967 г. преподает курс по Новому Завету в богословской семинарии в Кампене. Опубликовал ряд экзегетических работ, включая работу по 1 Коринфянам, 7 (Взвешенный брак) и по 1 Коринфянам 11:2-16 (Освобождение женщин и Библия). На английском языке вышли следующие его работы: «Древний текст Нового Завета» (Premier Printing) и «Будущее Библии» (Thomas Nelson Inc., Publishers)

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

2. Ігор С
07.02.2012 | 03:24
1. Глибоке дослідження, але місцями важко читати. Можливо справа в перекладі.
2. Не зовсім розумію деякі ствердження, наприклад, «Невозможно рассмотреть все отрывки, где Павел говорит о действии Духа, но мы уверены, что во всех своих посланиях он объединяет Святой Дух не с исходным моментом исповедания веры христианином, но с важным дополнением даров Духа (Ефесянам, 4)». А якже тоді такі уривки Писання як, скажімо, «у Ньому й ви, як почули були слово істини, Євангелію спасіння свого, та в Нього й увірували, запечатані стали Святим Духом обітниці» Еф. 1:13? Хіба Павло не обєднує «увірування» і «запечатання Святим Духом» як те, що здійснюється (або може здійснитись) одночасно? Хіба "увірування" і "запечатання Духом" у житті християнина не є взаємоповязаними? (Або я просто не зрозумів думку автора, або деякі місця він не врахував/не коментував)
3. Ось ще одна фраза: «Полезно различать последовательность: сначала призыв к вере и водное крещение, затем – крещение Духом, чтобы напомнить церквям о том, что обращение в христианство – это только начало» (Не хочется заниматься подробной экзегетикой, но настораживает акцент на «последовательности». Разве верующий не может быть «крещенным» или «исполненным Духом» В момент уверования, одновременно С уверованием, а не только «затем»?). В цілому, згоден з автором, і не погоджуюсь з коментарем від АТ, що відображає точку зору класичних пятидесятників, які ніяк не можуть поділитись своєю "монополією" на Духа Святого та Його прояви з християнами інших конфесій. Божих благословень усім!
1. АТ
28.11.2010 | 22:49
Про хрещення Духом Святим істинно може написати лише той, хто пережив цю подію, кого Бог особисто хрестив. Дуже шкода, що автор не розуміє те, про що пише.
Нехай Господь відкриється йому особисто!