18.03.2012
Скачать в других форматах:

Питер Мастерс

На пути к водительству

6. Водительство и вмешательство

 

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (Второе послание к Коринфянам 12:9-10).

То, как мы смотрим на присутствие Бога в нашей повседневной жизни, в значительной мере определяет нашу открытость Его водительству при принятии важных жизненных решений. Некоторые христиане ведут себя таким образом, что они практически закрывают для себя истинное водительство. Они считают, что в самых различных событиях бытового уровня проявляется особое и прямое вмешательство Господа; по их мнению, вся жизнь состоит из маленьких чудес. Они верят, что Господь хочет, чтобы они думали именно так, им кажется, что таким образом они проявляют благодарность Господу и ведут духовную жизнь.

Однако такое отношение часто ведет к духовному суеверию, когда человек интерпретирует каждое мелкое событие как особый знак от Господа. Господь, конечно, вмешивается в нашу жизнь, и когда мы просим о Его водительстве, Бог управляет обстоятельствами нашей жизни явным образом, так что мы не можем не заметить этого. Но это совсем не означает, что мы должны видеть водительство Божье в любых мелких совпадениях и удачах.

 

 

 

Неправильное отношение к водительству

Некоторые верующие, увлеченные идеей о том, что Бог совершает много маленьких чудес в их жизни, чувствуют себя особыми, более духовными христианами — ведь Бог так четко руководит ими. Эти верующие подчас «чувствют побуждение» сделать или сказать что-то, так что от них нередко можно услышать: «Господь сказал мне сегодня утром...» или «Господь хочет, чтобы я сказал вам...»

Все это далеко от подлинного божественного водительства, которое требует духовного, уравновешенного, рационального суждения, освященного смирением. Поскольку привязанность к мелочам может испортить систему ценностей христианина и затуманить понимание настоящего водительства, нам следует кратко рассмотреть опасности, связанные с этим.

Во-первых, у христианина появляется склонность придавать значение только мелким и сугубо личным вопросам. Он не часто задумывается о великом. Более того, его внимание в большей мере сосредоточенно на земном, а не на духовном. Самое характерное — это то, что обычно такой человек считает Божьим вмешательством лишь все хорошее, только те события, которые не приносят с собой трудностей и боли. Нам часто приходиться слышать, как наши братья и сестры говорят: «Господь послал мне сегодня автобус» или «Я плохо подготовился, но Господь помог мне сдать экзамен».

Можно встретиться и с другими заявлениями о прямом вмешательстве Бога в повседневные дела — это и погода, и чудом не подгоревшие пироги. Я помню, как однажды серьезная христианка сказала мне: «Господь так помог мне сегодня утром! Он не позволил убежать варенью, пока я была занята другими делами». А кто-то другой радостно сообщил мне:

«Сегодня весь день было солнце, а я как раз сдал пальто в химчистку. Как замечательно! Должно быть, Господь специально сделал так, чтобы сегодня светило солнце».

Без сомнений, Бог вмешивается в жизнь Своих людей. Он помогает нам во всем, что мы делаем. Не раз нам приходилось поражаться тому, как благодаря молитве мы делали то, что обычно нам было не под силу. Кто из нас не помнит, как в последний момент мы вспоминали о каком-то важном деле? Конечно, Господь помогал нам в этом, и мы должны благодарить и прославлять Его. Но в то же время мы не должны забывать, что все происходит под Его контролем, по Его воле: плохое и хорошее, большое и маленькое.

Непосредственные причины каких-то происшествий в нашей жизни могут быть естественными, сатанинскими и человеческими. Естественные силы и процессы оказывают на нас влияние, но в конечном итоге ими управляет Бог. Иногда Бог позволяет дьяволу вмешиваться в наши дела, как, например, в случае с апостолом Павлом: «... и раз и два мы хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фес. 2:18). Кроме того, часто мы сами, из-за своих грехов и неразумных действий, становимся непосредственными причинами плохих обстоятельств своей жизни. Мы сами вызываем неудачи, а Господь позволяет этому произойти ради нашего освящения.

Бог всевластен, и ничто не происходит с нами без Его воли и участия (как мы узнаем из первых глав книги Иова). Мы не должны думать, что только незначительные, земные и хорошие события являются результатом Его провидения. Почему мы должны выделять приятные жизненные сюрпризы и совпадения как примеры божественного действия в нашей жизни? Почему бы не обращать внимание на дни, когда ничего не происходит, когда нас постигают неудачи, когда мы больны? В конце концов Бог управляет всем, что происходит с Его детьми.

Последствия увлеченности «маленькими чудесами»

Необходимо сказать о некоторых последствиях такого отношения к жизни, которые показывают, насколько испорченным может оказаться наш взгляд на христианскую жизнь и насколько затрудненным бывает из-за этого для нас поиск Божьего водительства. Люди, увлеченные «маленькими чудесами», часто становятся очень субъективными. Благословени ем в их глазах может быть только то, что происходит с ними. Их личность становится центром мирка, в котором они обитают. Они могут стать жертвами собственного воображения из-за того, что они без конца высматривают особый смысл во всех событиях, постоянно ожидая чудес. Уверенность и мир этих людей полностью зависят от того, видели они сегодня вмешательство Бога в их жизнь или нет. Они ищут маленьких знамений вместо того, чтобы жить Словом и обещаниями Бога. Их вера держится на кажущихся совпадениях и мелких радостях; практически только в этом они видят руку Божию в своей жизни. Хотя они не осознают этого, но их вера постепенно превращается в суеверие.

Я припоминаю случай с одним молодым человеком, который был категорически против того, что планировала сделать церковь. Проведение задуманного мероприятия было оправдано и очень необходимо, поэтому церковь приняла решение, опираясь на библейские принципы, осуществить задуманное. Но молодой человек не поддавался ни на какие уговоры — он не видел пользы этого проекта. По счастливой случайности кто-то рассказал ему о малозначительном событии, произошедшем в самом начале этого дела, и молодой человек тут же увидел в нем особый знак и устранил все свои возражения. Его взгляд немедленно зажегся радостью. Он вел себя как суеверный человек, так быстро изменив свое мнение из-за одного незначительного факта. Явная польза и необходимость этого мероприятия не имела для него никакого значения, зато незначительное и непредвиденное обстоятельство стало решающим доводом, изменившим его мнение.

Очень возможно, что это маленькое «совпадение» было вмешательством Господа, но, конечно, Бог не предполагал сделать его главным, решающим фактором в принятии решения. Мы вступаем на неверный путь, если ставим себя в зависимость от таких непредвиденных событий: легко себе представить, какие трудности это может вызвать в жизни христианина.

Нужны и хорошие, и плохие переживания

Бог всегда действует в жизни Своих детей — плохо им в данный момент или хорошо. Но я часто замечал, что люди связывают вмешательство Бога только с чем-то хорошим, приносящим облегчение, удобство и радость. Библия же учит нас, что Бог вмешивается в дела Своих детей с духовными целями. Господь желает дать нам не земное удовольствие и удовлетворение, а духовную помощь и опыт.

В известном отрывке Рим. 8:28 написано: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Для достижения этой цели Бог не ограждает нас полностью от искушений, несчастий, испытаний, горя, неудобств, болезней и неудач, которые могут быть вызваны как нами самими, так и дьяволом, и естественными причинами. В то же время Бог не лишает нас благословений.

Надо пережить все эти горести и беды. Бог, источник всех наших благословений, позволяет случаться всем нашим неприятностям, допуская испытания. Бог скручивает все нити нашей жизни вместе и использует их для наказания, укрепления и тренировки. Одним словом, он использует все для нашего духовного добра. Через испытания Господь, возможно, обличает нас в грехе или учит нас чему-то и развивает наши способности для будущего служения. Нам необходимо ставить свою жизнь в зависимость от Него в молитве, быть чувствительным к горю ближних, сосредоточивать свое внимание на небесном и не строить прочных городов на этой земле — ради всего этого Господь позволяет не только хорошему происходить в нашей жизни.

Когда наши греховные или просто неразумные действия приводят к проблемам или когда нам приходится терпеть маленькие неудобства из-за погоды или опаздывающего автобуса, совсем не обязательно, что Богу угодно избавить нас от этих проблем. Все «неправильное» является частью нашего обучения на «подготовительном отделении» небес. Таким образом мы подготавливаемся к тому, чтобы по достоинству оценить совершенство нашего вечного Бога. В отличие от ангелов нам суждено испытать непосредственно на себе все последствия грехопадения.

В восьмой главе Послания к Римлянам, в которой говорится,

что все содействует к нашему благу, мы не читаем о земных утешениях таких, как приходящий во время автобус, или неожиданное освобождение места для парковки автомобиля, или солнце, выглядывающее из-за туч, на время нашей прогулки. Нет, в этой главе говорится о близости со Христом среди «скорби, тесноты, гонений, голода, наготы, опасности, меча».

Нет сомнений, что всевластный Бог может вмешиваться иногда в движение автобусов и изменять количество припаркованных машин. Нет смысла отрицать, что Он проявляет удивительную заботу в мелочах. Но, судя по подробным рассказам Луки и Павла, такое «вмешательство» обычно происходит во время особой необходимости, когда, например, мы заняты важным служением Господу или когда Он ободряет нас в суровом испытании.

Некоторые верующие считают, что все хорошее к ним приходит от Бога, а все плохое — от сатаны. Но дьявол может «подарить» нам и хорошее, и плохое, и Господь позволяет ему сделать это. Иногда сатана мешает нашему успеху и искушает нас злом, но иногда он пытается отвлечь нас от Бога удобствами, выгодой, лестью, возможностью чем-то заняться и т.д. Сатана может сделать нам подарок или подстроить нам приятный сюрприз для того, чтобы вовлечь нас в мирскую дружбу, заставить увлечься карьерой или даже вступить в брак с нехристианином.

Дьявол, по словам апостола Павла, использует «козни», то есть коварные планы. Соломон говорит о лести как о главном инструменте уничтожения верующего. Блудница к книге Притчей обычно пускает в ход лесть и красивые слова. «Льстящий другу своему расстилает сеть ногам его». И в другой притче говориться, что льстивые уста ведут к погибели. Сатана, начиная со своего падения, постоянно использовал приятное для того, чтобы обмануть.

Главная проблема верующих, которые приписывают все мелкие удачи непосредственному вмешательству Бога, состоит в том, что их система ценностей искажена. Они видят руку Божью в основном в бытовых происшествиях, в то время как особая помощь Бога лучше всего проявляется в серьезных и важных событиях. Он видит наши тяжелые испытания и являет Свою

могущественную помощь тогда, когда мы действительно нуждаемся в ней (1 Кор. 10:13). Он дает нам то, в чем мы сильно нуждаемся, и вмешивается, когда мы не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой (Фил. 4:12-13, 19). «Помощь» Божья, о которой любят говорить «духовные» верующие, обычно не является крайне необходимой — они могли бы вполне без нее обойтись, и большинство людей обходятся!

Формирование истинных духовных ценностей

«Духовные» верующие не осознают, что Бог хочет поднять их интересы над земным, мелким, бытовым. Он желает, чтобы они больше беспокоились о своем участии в деле Христа и об успехе Евангелия. Едва ли Бог стал бы вопреки Своим высшим целям орошать их жизнь маленькими эгоистичес кими чудесами.

В первой главе упоминался отрывок из Нагорной проповеди (Мтф. 6:25-34), в котором Господь учит правильному подходу к жизни.

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

Некоторые верующие, воображающие, будто Бог присматривает за состоянием их дел только для того, чтобы им было хороши и удобно, в действительности придерживаются ценностей, прямо противоположных тем, которым учит Господь! Они совсем неподходящие кандидатуры для получения тех чудес, о которых говорят, потому что их интересы очень крепко привязаны к земле. Вместо того, чтобы заботиться исключительно о своем благополучии, о своих экзаменах, о своих бытовых делах, я должен в первую очередь беспокоить ся о погибающих душах, о личной святости, о послушании Господу, об отделении от мира и об использовании своих средств и сил на дело Божье.

Остается только удивляться, откуда у иных верующих появилась уверенность в том, что христианская жизнь — это дорога, вымощенная неожиданными удачами и приятными сюрпризами. Где они читали об этом в Библии? Апостол Павел говорит, что Божьи благословения и сила текли рекой тогда, когда он был слаб и беспомощен. Бог дал ему жало в плоть, которое противодействовало гордости Павла, которая иначе могла бы возникнуть из-за великих откровений, данных ему. «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:9-10).

Павел показывает, что христиане призваны переносить враждебность и непонимание. «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (2 Тим. 4:14).Александр поступал ужасно, тем не менее апостол не был избавлен от его враждебных действий, и он предупреж дает других христиан , чтобы они были настороже.

В том же отрывке Павел возвращается к своему первому судебному слушанию в Риме — никто из людей его в тот момент не поддержал. Но ему помог Господь: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей». Павел не говорит о том, что солнце заглянуло в его камеру, и едва ли он имеет в виду какие-то иные материальные утешения (хотя Бог и их может щедро дать). Бог дал ему внутреннюю силу, чтобы выдержать испытание. И только позже Бог открыл двери тюрьмы.

В 11 главе Второго послания к коринфянам апостол говорит, что он был «безмерно в ранах»: неоднократные тюремные заключения, наказания палками, даже избиение камнями, трехкратное кораблекрушение, путешествия, опасности, предательство, изматывающая работа, бессонные ночи, боль, голод, жажда, холод. Он не избежал ни одной из этих бед, поэтому история его жизни резко отличается от рассказов об удобной до мелочей жизни.

Если сегодня верующий видит руку Божию в том, что он избегает трудностей и неудобств, то он просто не участвует в той войне, которую в свое время вел Павел. Проблемы у апостола часто возникали из-за того, что он служил Господу, и обычно их не удавалось избежать. И Бог всегда давал ему силы выстоять до того момента, пока Он не освобождал его. Нельзя также не заметить, что когда Бог вмешался для того, чтобы освободить Павла из тюрьмы, Он сделал это ради духовных целей: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники...».

Другие отрывки Писания показывают, что Господь очень мягко обращается со своими детьми во время таких испытаний, как разочарование, позор и раскаяние в грехе. В таких ситуациях наш милостивый Бог может часто вмешиваться в нашу жизнь для того, чтобы ободрить нас, сделать наш путь светлее и легче.

Вмешательство Бога в важных ситуациях

придает уверенность

Как уже было отмечено в начале главы, упрощенный взгляд на провидение оказывает глубокое влияние на наш подход к водительству. Он искажает христианскую систему ценностей и заставляет видеть всевозможные ложные «послания» в Божьем провидении. С давних времен люди Божии были научены намного лучшему и более высокому пониманию Божьего вмешательства. Два классические примера — так называемые «благословения Маханаима» — прекрасно это иллюстрируют.

В Маханаиме, расположенном в Галааде, Господь дважды прямо вмешался в жизнь Своего народа. Название этому ме

сту дал Иаков, потому что там с ним произошло одно из самых удивительных и ободряющих событий в его жизни. В Бытие 32:1-2 это событие описано так: «А Иаков пошел путем своим. И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчивше еся. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим».

Слово «Маханаим» означает «два лагеря» или «два воинства», потому что тысячи ангелов, которых видел Иаков, напоминали две армии. Почему Иакову неожиданно были явлены эти могущественные силы? Почему именно в этот период его жизни он удостоился чести увидеть небесную армию, которая защищала его? Иакову надо было укрепиться в своей уверенности, что Бог с ним; но также он должен был научиться различать земной удел и духовное наследие.

Размышляя о своем земном положении, он мог лишь отчаяться. Годы прошли в испытаниях, которые и теперь не закончились. Но когда на мгновение завеса времени и чувств была поднята, он увидел отблеск своего духовного, небесного положения, и он осознал, что он является сыном небесного Царя и что его посетили те, кто служит наследникам спасения.

Так и сегодня Бог заметным образом вмешивается в нашу жизнь, чтобы напомнить нам о наших славных духовных благословениях. Он делает это достаточно часто, чтобы мы могли знать, что мы дети Царя и Его служащие духи с нами.

Почти тысячу лет спустя Маханаим стал свидетелем еще одного необычного проявления способности Бога вмешиваться в ход событий и благословлять людей. Это произошло, когда царь Давид совершил свое печальное бегство из Иерусалима и решил бороться за свое царское достоинство (2 Цар. 17). Как только Давид прекратил отчаиваться и решил довериться Богу, Маханаим снова стал местом благослове ний. В этот раз Давид не увидел две армии ангелов, но могущество Бога проявилось в другом. Три богатых землевладельца, побуждаемые Богом помочь беглой армии Давида, принесли постели, посуду и пищу в таком количестве, о котором он и мечтать не мог; армия была готова к великой победе.

Бог благословляет Свой народ явным вмешательством в его жизнь во время больших битв веры. Когда мы идем вперед ради Евангелия, тогда Он повелевает и людям и событиям делать все необходимое для достижения Его целей. Давид не был избавлен от ожесточенного сражения, от мучительной боли из-за предательства своего сына, но Бог, действуя могущественно, сохранил Свое имя и Свое дело. Стоило Давиду занять свое место, помолиться Богу и настроиться на сражение, Бог сразу же ободрил его, показав Свою неограничен ную силу поступать, как Ему угодно.

Мы верим, что наш Бог заботится о людях каждое мгновение их жизни, но в первую очередь мы должны искать Его благословений в важных жизненных вопросах, и особенно в служении Господу. Иногда Бог может благословить нас внутренней силой, как было в случае с Павлом в Риме. Иногда Бог дает нам непоколебимую уверенность, как Иакову, которому были явлены ангельские воинства. В других ситуациях Бог может неожиданно изменить наше материальное положение, как в случае с Давидом, когда тот получил пищу и ночлег, и усталая толпа превратилась в мощную армию.

Если мы по-настоящему посвящаем себя Господу, перестаем тянуться к мирской жизни и стараемся делать Его центром своего бытия, тогда мы непременно испытаем сами многие очевидные вмешательства Бога и сможем сказать вместе с Джоном Весли: «Бог с нами — лучше быть не может!»

Мы должны следить за тем, что мы рассказываем другим, ибо свидетельства Божьего присутствия смиряют человека, а не искушают его гордо задирать нос и искать своей славы. Что касается «маленьких чудес», то мы прославляем Бога за них, хотя и не всегда можем определить, то ли Бог позволяет развиваться событиям естественным путем, то ли Он прямо вмешивается в их ход. В любом случае, мы можем славить Его за все, ибо Он Господь, обладающий полной властью над нашей жизнью.

Подведем итоги. Постоянные «духовные» разговоры о якобы прямом вмешательстве Господа во все мелочи жизни часто ведет к неоправданной убежденности в том, что Он стоит за всем, что мы делаем и о чем думаем. Из-за этого мы те

ряем смирение и открытость перед Богом, так необходимые для поиска водительства. Кроме того, эти, казалось бы, духовные разговоры нередко приводят нас к тому, что мы заботимся о личных материальных аспектах жизни больше, чем о важных вопросах святости, послушания и служения.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.