18.03.2012
Скачать в других форматах:

Питер Мастерс

На пути к водительству

2. Шесть библейских шагов к водительству

Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. (Псалтирь 24:4-5)

В предыдущей главе опровергалось новое учение, которое утверждает, что нет смысла искать у Бога план своей жизни, потому что у Него этого плана нет. Все, что мы можем сделать согласно этому учению — это удостовериться, что наши решения не противоречат морали и согласуются с основными библейскими принципами, но в любом случае решение принимаем мы сами.

В этой главе, наоборот, представлен более традиционный взгляд, суть которого в том, что мы, принимая главные жизненные решения, должны искать водительство у Господа, и Он обязательно укажет нам Свой путь или будет контролировать все происходящее. Что же это за «главные» решения? Как мы уже говорили, это решения, определяющие «путь и направление» в путешествии по жизни. Карьера, место жительства, муж или жена — все это очевидные примеры таких решений. Выбор зубной пасты, или меню на завтрак, или одежды для ежедневной носки вряд ли влияет на направление

путешествия по жизни. О последствиях того, что мы сознательно лишаем себя действия особой Божьей воли, говорилось в предыдущей главе. Сейчас мы обратимся к библейским шагам для поиска водительства нашего славного Господа.

 

Шаг 1 — молитва и покорность

Псалом 24 на протяжении всех веков считался псалмом о водительстве. Если быть точным, то это псалом покаяния, но главная его тема — нужда Давида в освобождении и водительстве. Мы не будем касаться множества духовных уроков, содержащихся в этом замечательном псалме, а сосредоточим внимание на этапах божественного водительства. Давид начинает с того, что покоряет свою жизнь под охрану и владычество Бога, моля о защите: «К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мною враги мои».

Из этих слов мы должны извлечь первое правило водительства — полностью подчинить себя Богу и горячо молиться о водительстве и защите. Не мечитесь по жизни, принимая поспешные и самонадеянные решения. Но новый взгляд на водительство призывает к обратному. Его сторонники говорят: «Бог смотрит на вас как на подрастащих детей! Продолжайте так и дальше, используя Богом данную мудрость, когда принимаете свои решения. На земле нет особого человека, которого Бог определил вам в мужья или жены. Если ваши решения будут благоразумными, не выходящими за этические нормы, Бог благословит вас. Выбор за вами! Будьте разумными! Будьте свободными!»

Но Давид, как видно из псалма, питает полное доверие к Богу. Поэтому он просит увидеть Божьи пути и стези, дороги и направления. Библия не учит нас «по-деловому» относиться к христианской жизни. Вести себя так, как будто нет высшей воли, которую нужно искать, — значит возвращаться к самостоятельности, присущей нам до обращения. Это очевидная ошибка. Очень часто она допускается в наши дни даже при организации христианского свидетельства и благовестии. Предполагаемые руководители Божьего народа используют

новые приемы и уловки, не задумываясь, соответствуют ли они принципам Слова.

То же самое происходит со многими христианами и в их личной жизни. Они с легкостью меняют работу, выбирают профессию или курсы в колледжах, руководствуясь принципом «нравится — не нравится». Они переезжают в другой район страны только потому, что им там нравится пейзаж. Что бы они ни делали, что-то значительное или пустяковое, владычество и господство Христа не играет важной роли в их жизни. Они могут часто петь: «Возьми меня отныне и веди...», но как только им приходится принимать какое-то важное решение, они сразу же забывают эту песню.

Нам просто необходимо с самого начала христианской жизни познать это благостное чувство Господнего водительства! Нам оказана великая честь: могущественный Бог неба и земли наметил наш путь. Поэтому первый шаг в поиске водительства — полностью и искренно подчинить себя Богу, исповедуя свои немощи и нужды, и в таком состоянии от всей души молиться главным образом для того, чтобы Бог направлял нас.

В псалме 24 (ст. 4-6), когда Давид молится , чтобы Господь открыл Свой путь для него, он использует несколько различных выражений. Он просит, чтобы ему был показан путь, чтобы он был научен и ведом Богом. Давид умоляет, чтобы Господь вел его так, чтобы ему лучше понимать Истину. Рассмотрим это подробнее. Для начала отметим, что молитва Давида изобилует словами, выражающими покорность. А ведь нам часто не хватает искреннего желания покориться Богу, куда бы Он ни вел, хотя это первое требование при поиске водительства. Молитесь, опираясь на уже известные вам факты. Молитесь, чтобы увидеть, чему учит Слово в этом вопросе (см. Шаг 3). Молитесь об освобождении от эгоизма и неверных мотивов (см. Шаг 2). Молитесь о чистоте мыслей, когда размышляете о создавшемся положении (см. Шаг 4). Молитесь о том, чтобы Господь вмешался и, если это необходимо, заставил вас вернуться к исполнению Его воли (см. Шаг 5 ). Молитесь, чтобы кто-нибудь дал вам хороший совет. И молитесь об искреннем смирении и готовности повино

ваться.

Восхваление — это еще одна очень важная часть наших молитв, когда мы ищем водительства, потому что восхваление Господа и благодарность за водительство в прошлом рождают доверие и желание отдать себя. Именно они являются двумя главными столпами покорности. Давид склоняет голову и восклицает: «... Ты — Бог спасения моего ... Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века». Мы должны прославлять Бога за тот путь, по которому Он вел героев веры Ветхого и Нового Заветов, и за то, что Он вел Свой народ на протяжении последующих столетий. Потом мы должны восхвалить Бога за отвеченные молитвы, не забывая того удивительного чувства освобождения или других очевидных свидетельств Его правящей десницы. И тогда мы должны покориться Ему и обещать со всем своим усердием стараться определить Его волю, используя библейские шаги водительства.

Итак, первый шаг Давида в поиске водительства — это искренняя молитва с благодарностью за водительство в прошлом и обещание полностью покориться Богу.

Шаг 2 — «очистка палубы»

Второй шаг, который необходимо сделать при поиске Господнего водительства, не менее важен, чем первый. И суть его в том, чтобы «очистить палубу», т.е. определить все превратные желания, неправильные мотивы и отношения, освободиться от них. Отвергать этот шаг столь же опасно, как строить дом без фундамента. Давид тоже «очищал палубу». В 24 псалме мы видим, как неуютно чувствовал себя Давид, вспоминая силу своих врагов и союбственные падения в прошлом. Он просит: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай ...» Он молит: «Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня». Он говорит: «Да не постыжусь». («Да не будет мне стыдно за свою глупость и неудачу»).

Мы тоже имеем много слабостей и духовных врагов, внешних и внутренних. Нами порой овладевают безрассудные желания, эгоистичные амбиции, алчные цели. Многие неблаговидные мотивы влияют на нас. Как же мы сможем разгля

деть Божье водительство, если не осознаем всех этих мотивов и не избавимся от них? Например, может быть так, что мы молимся о водительстве, но в то же время мы уже решили, что собираемся делать. Наше сердце настроилось на какие-то действия. Мы уже все решили. Но тогда зачем молиться? Потому что хотим быть уверенными, что Бог согласен с нами и поддержит нас. Мы хотим жить сами и получать при этом благословения Господни.

Может быть, мы хотим убедить других, что мы духовные и посвященные долгу люди и что Бог ведет нас. Хоть мы и христиане, у нас нет гарантии, что мы не будем усердно искать своей выгоды, мы можем быть на удивление упрямыми и лицемерными. Чтобы Господь вел нас, необходимо увидеть это и прийти к Нему с покаянием.

Приходилось ли нам, заметив свое честолюбивое стремление делать что-то только ради высокого положения и репутации в глазах людей, отвергать его? Например, когда дело касается карьеры, такое стремление может помешать нам искренно искать Божьего водительства. А что можно сказать о желаниях, вызванных жадностью? Не попались ли мы уже на крючок полностью поглотившего нас желания купить что-то? Если мы на самом деле хотим Господнего водительства, то должны исповедать перед Ним фантазии своего сердца.

Как пастор, автор знает много случаев, когда искренние христиане просили совета, как поступать, но при этом было ясно, что они уже все решили. Они хотели, чтобы пастор согласился с ними. Видя большую ошибку в их способе действий, он вынужден был мягко указать на нее, но это не принесло плодов, потому что друг, дававший советы, убедил продолжать задуманное в любом случае. Конечно, пастор не истина в последней инстанции, но грустно, когда верующие используют его, как и своих друзей, просто для того, чтобы оправдать свои планы.

Некоторые люди при поиске водительства склонны выбирать легкий путь действий. Они расположены идти по самому простому маршруту в жизни. Другие испытывают ужас от всего неизвестного, исключая все, что может привести их в незнакомую обстановку или открыть новое поле для изучения. Знаем ли мы о своих слабостях и принимаем ли мы их во внимание? Некоторые видят «Господню волю» в том, чтобы вступить на привлекательную обходную дорогу, которая обещает освобождение от бремени испытаний или от гонений или даже от разочарования и тоски. Некоторые верующие проводят жизнь, убегая от одного испытания к другому. И удивительно, каждое такое перемещение «от Господа»!

Не так уж редко можно встретить молодого верующего, который проведя, несколько месяцев на своей первой работе, начинает подумывать о христианском служении полную рабочую неделю. И это в каком-то смысле очень хорошо, потому что каждый верующий не должен ничего желать сильнее, чем возможности служить Господу. Иногда это начало истинного призвания Божьего. Но, с другой стороны, когда после беззаботной школьной или университетской жизни молодые люди сталкиваются с настоящей жизнью и с необходимостью зарабатывать, чтобы прожить, они пытаются убежать от этого. Готовы ли мы проверить свое сердце и с терпением перенести время испытаний мирской работой или служением в поместной церкви? Поиск водительства требует честности перед самим собой. Надо быть готовым оставить уже сформировавшиеся решения и идеи.

Некоторые верующие так много мечтают о желанной цели, что теряют способность объективно мыслить и убеждают себя, что их планы — это воля Божья. Мечтать о будущих событиях — значит превращать водительство в ничто и отдавать себя во власть внутренних побуждений. Мы народ Божий и поэтому не должны предаваться приятным, но пустым фантазиям, представляя себя в разных ситуациях. К примеру, некоторые верующие много времени проводят представляя себе свою брачную жизнь. Мечтают, как будут заниматься определенной работой, наслаждаться покупкой машины или другой вещи, жить в красивом доме и т.д. Воображать события будущего и находить в этом удовольствие — глупая игра разума, которая, без сомнения, разрушает честное и объективное отношение к поиску водительства. Это предупреждение, может быть звучит грубо, но сделано оно с любовью, чтобы избавить народ Господний от западни и бо

лезненного падения.

Посмотрим на другого врага водительства. Нередко в достижении нашей желаемой цели мы эгоистичны. Кроме того, сама цель служит удовлетворению лишь нашего эгоизма. Когда мы изучаем путешествия апостола Павла, то обнаруживаем, что водительство в его жизни очень часто начиналось с необходимости спасать потерянные души, помогать церквам. Его сердце было обращено к нуждам, и он был готов отправиться на помощь. «Мы думали, что лучше», — говорит он, посылая Тимофея навестить фессалоникийскую церковь, хотя это и уменьшало его команду на одного человека.

Мы же, наоборот, склонны принимать решения, не обращая внимания на тех, кто нуждается в нашем присутствии и служении. Думаем ли мы о духовном и эмоциональном благополучии своей семьи? Мы должны «очистить палубу» от эгоистических помыслов, чтобы получить водительство.

Нашему поиску водительства может помешать еще одно обстоятельство — желание знать будущую жизнь во всех подробностях. Это может быть чертой характера. Есть такие люди, которые не могут успокоиться, пока полностью не продумают каждую часть плана действий. Они хорошие организаторы, но им трудно всецело довериться Божьим планам. Искать водительства — это не значит требовать знания будущего во всех деталях, потому что это не всегда входит в намерения Бога.

Жизнь христианина — это жизнь веры, благодаря которой мы все больше и больше учимся доверять Богу. Он ведет Свой народ тайными замечательными путями, но нам не нужно требовать четкого видения каждого будущего шага. Есть также и практические причины, по которым Господь не показывает нам все подробности будущей жизни. Во-первых, если бы Он сделал так, мы просто бы не поняли Его замысла. Мы постоянно бы задавали вопрос: «Почему Господь думает, что я нуждаюсь в этих переживаниях?»

Более того, если бы Господь показал нам будущие события нашей жизни, мы могли бы убежать в противоположном направлении, как когда-то сделал пророк Иона. Если бы мы могли видеть тяжелые периоды, смиряющие этапы или очи

щающий огонь, смогли бы мы подчиниться всему этому? Когда мы ищем водительства, Господь может управлять обстоятельствами так, что мы попадем в ситуацию, которая нам совсем не по душе. Значит ли это, что мы делаем что-то неправильно? Нет, не обязательно. Господь знает, что хорошо для нас, Он знает, как Он будет проводить наше освящение или как Он будет совершенствовать наши дары или как Он будет использовать наше свидетельство. Так давайте избавимся от желания все знать раньше времени.

Поиску водительства мешает и наша неспособность определить, где мы в прошлом поступали неверно. Иногда мы испытываем нужду в водительстве из-за своей глупости. Мы совершали ошибки или согрешали, и все это привело к большим проблемам, которые мы должны сейчас разрешить. Мы сами вызвали к жизни эти проблемы, но признаем ли мы это? Если бы Господь вел нас и избавлял до того, как мы извлечем уроки, Он не был бы совершенным Отцом. Он был бы виноват в том, что избаловал капризного ребенка, а этого Он никогда не сделает. Наши промахи и ошибки вначале должны быть исповеданы и прощены. Мы должны осознать свое неправильное поведение и раскаяться. Мы должны спросить: «Почему я нахожусь в такой ситуации, что нуждаюсь в избавлении от нее и водительстве?» Милость прощения всегда предшествует водительству. (В Послании к Евреям 4:16 мы читаем: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Милость предшествует благодати.)

Прошлые деяния занимают весь разум Давида, когда он молится: «Грехов юности моей и преступлений не вспоминай». Но почему он кается в тех грехах, которые он совершил много лет тому назад? Разве он не раскаялся в них давным-давно? Разве они не были давно прощены и забыты? Конечно, да. Но Давид не столько снова раскаивается, сколько признает и сожалеет об этих поступках, как будто говоря: «Я все еще со стыдом вспоминаю о тех глупостях, которые я допускал в прошлом. Я знаю свою склонность идти в неправильном направлении, я все оценивал с плотской и эгоисти

ческой позиции. Я слишком хорошо знаю теперь западни самообмана и упрямства. О Господь, прошлое преподало мне урок, поэтому будь Ты моим вождем в нынешних испытаниях».

Итак, второй шаг в поиске водительства Господнего состоит в искреннем, сердечном желании, честном освобождении от самообмана, эгоизма, заранее принятых решений, и грешных действий. Молитву Давида о проверке сердца в псалме 138 можно с успехом отнести к поиску водительства: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути ...»

Шаг 3 — используя Писание

Суть третьего шага в водительстве, о котором мы постепенно узнаем из 24 псалма, в том, чтобы увидеть путь с помощью «истины», или богодухновенного Писания. Конечно, кажется, что в некоторых ситуациях Писание не применимо. Вопросы, например, о том, в какой фирме работать, в какой университет поступать, с кем вступить в брак, вряд ли можно решить с помощью конкретных указаний в тексте. И поэтому приверженцы нового взгляда на водительство говорят, что у Бога нет какого-то определенного предназначения для верующего. Но оно есть! (О том, как надо действовать в таких ситуациях, когда Писание конкретно не определяет решение, говорит Шаг 4 и последующие главы).

Однако, Писание затрагивает куда больше тем, чем мы порой думаем. Мы увидим, что в нем содержатся принципы того, как использовать свое время и деньги, принципы, по которым мы делаем самые значительные покупки и даже выбираем время для отдыха. В Первом послании к Коринфянам 6:12 и 10:23 содержится необходимая проверка для таких решений (мы рассмотрим эти отрывки в 3 главе). Воля Божия не противоречит Его Слову.

В какую церковь должен ходить христианин? Несколько лет назад хорошо известный христианский руководитель сказал, что, подчиняясь воле Божьей некоторые верующие активно участвуют в экуменическом движении, а некоторые не подчиняются и остаются в стороне. Но мы можем быть увере

ны, что если Слово Божие не учит сотрудничать с лжеучителями, то Бог никогда никого не приведет к поклонению и служению вместе с такими людьми.

Некоторые верующие принимают решения, даже не пытаясь выяснить, какими же принципами из Слова Божьего надо воспользоваться в сложившейся ситуации. Автор иногда встречал верующих, которые покупали дом за огромную сумму, который намного превосходил их потребности. При этом они теряли способность подчиняться Богу и быть верными служителями Ему. Молодые люди иногда стремятся стать служителями, но при этом не обращаяются к библейским принципам, которые должны руководить их действиями.

Так, один брат подал документы в теологический колледж, думая, что по тому, примут его или нет, он узнает волю Господа. Но Библия ясно говорит, что если он так рассуждает, то он еще не готов к служению. Он недавно обратился (Писание говорит «не из новообращенных»), пока не проявил необходимые способности (Писание говорит «способный научить»), он не выполнил еще ни одного поручения в служении, не заслужил доверия (Писание говорит «верным» и «таких надо прежде испытывать»), у него не было рекомендации его поместной церкви (Писание говорит «быв поручен братиями»), и даже друзья не поддерживали его (Писание говорит «успех будет при множестве совещаний»). Колледж принял по своему обыкновению этого молодого человека, и после его окончания он стал нести в церкви служение пастора. Но успех не сопутствовал его труду, и после нескольких лет мук и несчастий он оставил служение.

Сверяться с Писанием — один из важнейших этапов водительства. Здесь можно обратиться за помощью к пастору или верному другу, чтобы убедиться, что мы знаем библейские принципы и отрывки, имеющие отношение к той или иной ситуации. На какую работу устроиться? В какую организацию Господь направляет меня? Есть ли в Библии места, касающиеся этой ситуации? Да, есть. Например, такие отрывки, которые говорят о верности той церкви, в которую Господь привел нас, — они могут быть предупреждением против работы с большим количеством сверхурочных заданий.

Есть также множество отрывков, которые побуждают нас сделать служение Господу главным приоритетом в жизни. И они, конечно, подходят к этому случаю. Возможно, какая-то работа требует поездок, а это мешает служению в церкви. Кто-то уже не сможет вести молодежную группу среди недели, кто-то будет вынужден сократить список посещений, а кто-то будет обязан по работе быть вдали от церкви по воскресеньям.

Если удача сопутствует людям и им предоставляется возможность выбирать между разными фирмами, принципы, которым учит Слово, должны быть весомыми или даже определяющими факторами при принятии решения. Свет, изливающийся из Библии, намного ярче, чем мы иногда думаем. В последующих главах этой книги вы найдете более полное описание того, что Библия говорит о разных ситуациях.

Шаг 4 — взвешивая «за» и «против»

Четвертый шаг в водительстве относится к тем решениям, проблема которых не может быть разрешена на основании принципов, содержащихся в Писании. Это этап личного понимания. В псалме 24 Давид говорит: « .. направляет кротких к правде ...». Затем он добавляет, что того, кто боится Господа, Бог Сам «научит» тому пути, который Он избрал. Очевидно, что Давид не имеет в виду прямое откровение в разуме. Хотя его как пророка Бог благословил светом (вдохновил, например, написать множество псалмов), все же здесь он ведет речь о таком водительстве, которое доступно каждому искренне верующему, а не только пророку. Он говорит о кротких, о тех, кто почитает Господа. Бог поможет им и поведет по проложенной Им дороге. Давид ждет, что Господь по милости Своей окажет ему содействие и поможет не только определить принципы Слова, которыми нужно руководство ваться, но и приведет его к мудрому решению, когда он будет вынужден использовать способности своего разума, чтобы оценить положение. В Новом Завете Иаков говорит: «Если же у кого не из вас не достает мудрости, да просит у Бога».

Если нам кажется, что Библия прямо не затрагивает интересующие нас вопросы, мы тем не менее все должны тщатель но взвесить, моля о помощи Бога. Если мы будем так поступать, тогда Он отточит наш разум и увеличит нашу мудрость, как Он и обещал. Взвесив все «за» и «против», мы увидим все обстоятельства этого дела, которые в противном случае могли бы ускользнуть от нашего внимания. Этот этап водительства полностью согласуется с сутью христианской жизни: чтобы мы ни делали, мы просим в молитве помощи Господа. Это касается и самого процесса принятия решения.

Некоторые верующие не хотят думать в таких ситуациях. Они хотят, что бы Господь прямо сказал, что надо делать. Они хотят «чувствовать себя ведомыми», потому что это легко ( и при этом можно польстить себе: «Это проявление высшей духовности»). То, что мы — христиане, не освобождает нас от необходимости все взвешивать. Мы не должны отрекаться от способности думать. Бог дает Своему народу дух силы, и любви, и целомудрия (здравомыслия) (2 Тим.1:7). Многие другие отрывки увещевают нас использовать этот драгоценный дар. Но понятно, что, обдумывая решение и взвешивая все возможности, мы должны снова и снова проверять, не властвуют ли над нами неверные стремления, о которых мы говорили раньше.

Следует задаваться вопросом, как разные возможности выбора повлияют на наш труд и служение Господу, наше поклонение, свидетельство, духовное благополучие семьи и освящение. Служение Господу — это первостепенный предмет в поиске водительства. Давид говорит, что кроткие будут научены выбранному Господом пути. Это древнееврейское слово означает «смиренные». Оно относится к людям, обладающим духом служителя, слуги. Слуги Господа — это те, кто удостаивается чести Божьего водительства, а не эгоистичные христиане, которые больше заслуживают наказания.

Давид, молясь, гворит: «... да не постыжусь ...» — и при этом думает о свидетельстве! Больше всего его заботит защита своего свидетельства о Боге. Если и мы о том же будем заботиться, если наше свидетельство о Христе будет наивысшим приоритетом для нас, тогда наше понимание обострится и Господь благословит наши решения.

Этот этап водительства также подразумевает наличие советов верных людей, а не только тех, которые, как нам кажется,

поддержат наши идеи. «Кто слушает совета, тот мудр (Пр. 12:15), — говорит Соломон. — При множестве советников они <предприятия> состоятся» (Прит. 15:22). Когда верующие ведут себя скрытно и стараются держать свои решения при себе, обычно это значит, что они устремляются к цели, зная, что цель эту друзья будут осуждать.

Итак, четвертый этап в водительстве состоит в том, чтобы все взвесить, при этом в молитве прося Господа благословить размышления. Но на этой стадии мы должны подходить к рассмотрению вопроса не как люди, которые обладают правом все решать для себя, но как верующие, ищущие волю Господа. Если мы хотим найти Его водительство, нашим девизом должно стать слово «кротость».

Шаг 5 — господство Бога

Пятый шаг заключается в том, чтобы увидеть, как Господь проявляет Свое господство через обстоятельства жизни. Как добр наш Бог! Если мы в молитве искренно жаждем, чтобы Он указал нам путь, если послушно руководствуемся принципами, которые оставлены нам в Слове, если тщательно все взвешиваем, но все равно приходим к неверному заключению, тогда Он непосредственно вмешается и покажет правильное направление. Это не означает, что Господь будет прямо обращаться к нашему разуму, но Он плотно закроет одну дверь и откроет другую.

В 24 псалме Давид использует два совершенно разных слова для обозначения понятия «учить». Одно из них — древнееврейское слово, означающее «упражнять» или «учить» (оно используется в стихах 4, 5, и 9). Другое слово (употребленное в стихах 8 и 12) значит бросать, пускать стрелу или указывать. Иначе говоря, оно означает «учить, указывая, что правильно». Эти два древнееврейских слова отражают два разных метода Господнего водительства. Чтобы сказанное было яснее, выразим мысль так: в первом случае «студента» учат понимать, в другом, указывают правильный путь.

Таким образом, Давид молится о двух видах водительства. Он хочет понять (Слово и создавшуюся ситуацию) и, кроме этого, хочет, чтобы Господь указал ему правильный путь. В стихе 8 он говорит: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь ...» В стихе 12 он говорит: «Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать».

Здесь видно, как Господь повелевает обстоятельствами (ходом событий). Это неоднократно случалось в жизни Давида и в жизни апостола Павла, который однажды сказал: «...ибо для меня отверста великая и широкая дверь». Какая уверенность появляется у нас, когда все, кажется, перепуталось, но в последний момент Господь делает так, что остается только один возможный путь! Мы думали, что надо заняться этой работой, но ее нам не предложили. Или мы думали, что нам подойдет этот дом, но кто-то успевает купить его раньше нас.

Покориться господству Бога — это не значит, что мы должны поднимать тревогу при малейшем препятствии на нашем пути или придавать слишком большое значение случайному стечению обстоятельств. Некоторые люди стали почти суеверными, по-своему понимая водительство. Когда для Павла отверзлась великая и широкая дверь, у него появилось множество противников, но он не обращал на них внимания. Некоторые христиане опускают руки из-за любой неудачи, думая, что это «знак» от Господа. Здесь мы ведем речь не о «знаках», а о руководящих нами обстоятельствах, в которых мы не можем ошибиться.

Эти обстоятельства Господь часто использует, создавая такие ситуации, в которых мы никогда не думали оказаться. Все наши доводы могут увести нас от той цели, которую наметил Господь. Снова вспоминается пережитое апостолом Павлом. Кто мог подумать, что единственного человека из группы апостолов, который учился в иудейском университете и был способен стать руководителем иудейской «церкви», Бог призовет быть апостолом язычников? Что бы было, если бы Павел сам выбирал свое будущее? Мог ли он когда-нибудь подумать, что будет нести служение для язычников? Мы помним и то, что когда Господь избрал сделать Павла самым пригодным для служения нескольким людям, Он позволил арестовать его и посадить в тюрьму. Искренний искатель водительства не один раз в жизни столкнется с проявлением бо

жественного господства.

Итак, пятый шаг в поиске водительства состоит в том, чтобы видеть явные руководящие обстоятельства, которые посылает Господь. Искренний искатель водительства может не беспокоиться, потому что даже если прилежные размышления заведут не в ту сторону, Господь вмешается Сам.

Шаг 6 — Уверенность или проблемы

Наш шестой и последний шаг в поиске Божьего водительства — чуткость ко всякому действию Духа Божия в нашем сердце или сознании, предупреждающему о неверном решении или дающему уверенность, что мы на пути заповеданном Им. В 24 псалме Давид говорит как человек, которому указан Богом путь, который нужно избрать и тогда «душа его пребудет в благе».

Люди Божии всегда искали внутреннего мира, чтобы удостовериться, что их путь правильный, или, наоборот, на их плечи ложилось бремя проблем и неуверенности — предупреждение о неверном пути. Надо признать, что иногда верующие дискредитируют эту часть водительства, опираясь на нее как на единственный критерий поведения. Они принимают какие-то решения, не помолившись о них, без посвящения Богу и исследования глубин сердца («очистки палубы»), не обращая пристального внимания на принципы Писания, не взвешивая тщательно все «за» и «против». Наши своенравные друзья начинают с последней стадии, самой субъективной, где очень легко поддаться самовнушению. Конечно, их чувства становятся для них желаемым ответом — они слышат то, что хотели услышать.

Этот последний шаг в водительстве предназначен только для искреннего верующего, который внимательно, с молитвой прошел все предыдущие стадии. А для того, кто проявляет небрежность в поиске водительства, этот шаг может принести разочарование. Даже драгоценные духовные дары могут нести разрушение в злых руках. Так говорил апостол Петр, когда обращался к тем людям, которые извращали послания апостола Павла и другие Писания «к собственной своей погибели».

На пятой и шестой стадии водительства Господь может дать предупреждающий сигнал, если его дети пришли к неверным выводам. На пятой стадии Господь может управлять ходом событий и закрыть намертво неправильно выбранную дверь. На шестой стадии Он может лишить нас мира и заставить беспокоиться о выбранном пути.

Однако необходимо еще раз отметить, что если мы утверждаем, что «у нас есть мир», в то время, как мы не сделали все шаги в поиске водительства, то мы ведем себя самонадеянно и неразумно. Ни один верующий не может знать, что правильно, а что неправильно, не приложив определенных усилий. Сердце, как сказал Иеремия, лукаво более всего и крайне испорчено, кто узнает его? Если при поиске Божьей воли мы полагаемся исключительно на чувство мира и покоя для того, чтобы узнать, что правильно, тогда мы можем быть уверены, что сердце назовет правильным то, что мы хотим. И все же для искренно желающих подчиниться водительству Бога мир или беспокойство в сердце может быть либо ценным подтверждением правильности избранного пути, либо не менее ценным предупреждением об ошибке.

Теперь понятно, почему Давид говорит такие слова, сразу же после размышлений о водительстве: «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои». Если мы честны и осторожны в поиске Божьей воли и все же выбрали путь, ведущий к беде, Бог — мы можем быть абсолютно уверены в этом —остановит нас то ли через обстоятельства, то ли нарушив внутренний покой. Однако, если мы упрямы и преследуем лишь свои интересы, тогда возможно Бог позволит нам принять неверное решение и попасть в беду для того, чтобы научить нас ради нашего будущего и вечного блага.

Давид произносит невероятные слова в псалме 24 стихе 14: «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». Древнееврейское слово переведенное как «тайна» обозначает конфиденциальную встречу, закрытое совещание, встречу для обсуждения секретных вопросов. Как ярко Давид описывает глубокое чувство, что Бог помогает нам познать Свой путь! «Тайна Господня» — это особое состояние умиротворения и ощущение Божьего присутствия. Но это касается лишь тех, кто боится Господа, для кого важнее путь Бога, а не свой собственный.

Итак, мы познакомились с шестью шагами водительства, которые описаны в 24 псалме. Во-первых, мы честно и полностью подчиняем себя Богу и серьезно молимся о том, чтобы нам был указан путь. Во-вторых, мы стремимся быть независимыми от всех заранее намеченных целей и освобождаемся от всех неправильных желаний и мотивов. (В первую очередь это реализуется в молитве.) В-третьих, мы подчиняемся авторитету Слова Божьего, стараясь учесть все библейские принципы, которые имеют отношение к нашей ситуации. В-четвертых, мы опираемся на свою способность рассуждать, старательно обдумываем те вопросы, которые не освещены в Писании, и при этом молимся о том, чтобы Господь помогал нам делать разумные выводы. Тем, кто молится, Бог дает «освященный здравый смысл». В-пятых, мы не идем против ясного вмешательства Господа в ход нашей жизни. И, в-шестых, мы желаем получить подтверждение от Бога о правильности принятого решения, молимся об этом и очень серьезно относимся к любым тревожным сигналам, посылаемым нашей совестью.

Эти шаги имеют значение при принятии «больших» решений, при выборе направления жизни. Остальная часть этой книги написана в предположении, что читатель принимает эти шаги водительства, поэтому о них не будет рассказываться вновь. Большинство последующих глав посвящено отдельным сферам жизни, где мы нуждаемся в водительстве, при этом в основном рассматривается третий шаг и показывается, как можно применить Писание в разных ситуациях. Следующая глава, например, раскрывает библейские принципы отношения к имуществу, к разным видам деятельности. Хотя эти вопросы в строгом смысле слова не являются «большими», они тем не менее составляют немалую часть нашей жизни, требуют от нас внимания, времени и денег. Кроме того, они в значительной мере определяют наш образ жизни. Поэтому жизненно важно, чтобы мы следовали тем принципам водительства, которые нам предлагает Господь.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.