13.12.2011
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Малые пророки III. Софония, Аггей, Захария, Малахия

2. КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ

2.4. Значение Книги пророка Аггея

 

1. Если посмотреть на историческое значение пророка Аггея (вместе с Захарией), можно сказать, что он побудил вождей и народ продолжить восстановление храма. Ему успешно удалось разоблачить их нежелание, а также успешно победить их уныние. Восстановление было продолжено, и вскоре там возвысился храм, который на протяжении пяти веков будет центром духовной жизни евреев.

Для разных современных толкователей честь, выказываемая Аггею, подразумевает одновременно и критику. Аггей и Захария станут “отцами иудейства”, которое отличалось духовной ограниченностью, изоляционизмом (от самаритян и др.), абсолютизированием закона и праведностью через выполнение “буквы закона”. Все несовершенства, которые мы находим в позднем фарисействе, возьмут своё начало здесь.

На эту критику следует ответить, что ничего из вышеупомянутого мы не находим ни у Аггея, ни у Захарии. Нигде не упоминается закон и его предписания. О самаритянах тоже не говорится. Экономические неурядицы объясняются греховным поведением Божьего народа, так как все предыдущие пророки видели связь между виной народа и проклятием Яхве. Однако не только из-за связи между грехом и проклятием многие критикуют Аггея. Как они отрицают связь между непослушанием народа и несчастьями от Бога, так они выступают против связи, которую Аггей делает между послушанием и благословением. Как только был снова положен первый камень при строительстве храма, сразу было покончено с засухой и всё снова расцвело! Люди начинают строить – и Яхве начинает благословлять. Неужели вследствие этого храм не обретает ключевой позиции, которая бы наталкивала на мысль: если Яхве снова живёт в храме, тогда в Иерусалиме с нами больше ничего не случится? Это соображение также следует отвергнуть. То, что Яхве покинул Свой храм, когда Он отправил Свой народ в изгнание, выступает самым ярким доказательством, что Он не заключен в храме. Ещё Соломон при открытии первого храма осознавал это. Неужели Бог на самом деле сможет жить на земле? “Даже самые высокие небеса не могут Тебя вместить, тем менее этот храм, который я построил Тебе” (3 Цар. 8,27)! В дни Иеремии нечестивый народ и его вожди считали, что они в безопасности, потому что у них был храм (Иер. 7,4.14). Однако они очень сильно ошибались. Также теперь восстановление храма не приводит автоматически к исчезновению засухи и других бедствий. Это не автоматизм, а только благодаря воле Яхве можно провести связь между послушанием и благословением.

 

О значении выражения “отцы иудейства” см. Коха [Koch 1988,164v]. Он считает, что о законничестве нельзя говорить до времени Маккавеев. А это значит, что только начиная со второго, а не с шестого века до н.э. уместно употребление этого слова.

Ван дер Вауде [Van der Woude 1982.39v] цитирует В. Рудольфа, который в сплетении вины и наказания, добрых дел и вознаграждения упускает пророческий элемент, который мы находим в Ам. 5,15 и Соф. 2,3: возможно, Яхве проявит милосердие. В противовес этому Ван дер Вауде утверждает, что связь между грехом и наказанием, послушанием и вознаграждением можно найти на “каждой странице” Писаний пророков. Важное слово “возможно” ясно показывает, что мы всегда зависим от милости. См. об этом 1.4.2 и 1.5.3.

 

2. Все вышесказанное показывает нам, кто такой Яхве. От начала до конца Книги Аггея именно от Яхве идёт инициатива. Он управляет всем и поэтому одиннадцать раз назван здесь “Яхве небесных сил”. Судьба народов и их царей лежит в Его руках (Агг. 2,6.21сл.). Он наказывает грешников (Агг. 1,10) и проявляет милосердие через благословение: “Я с вами”. То, что Он хочет вскоре жить в восстановленном храме, вовсе не необходимость; ведь и без этого храма Его слова ободрения – “Я с вами” – были важны и актуальны (Агг. 1,13; 2,4). Строительство храма для Яхве предлагает форму Его обитания среди Его народа, так как всякие отношения между Богом и человеком требуют формы и образа: в храме, в законодательстве с разделением на чистое и нечистое, в жертвоприношениях священников и передаче слов Яхве через пророков. Несмотря на все эти элементы, Яхве действует по Своей воле. Не всегда после непослушания следует проклятие, как показывает благосостояние множества беззаконников в ветхозаветных текстах. Бедствия, которые постигают многих праведников (прежде всего, Иова), также показывают, что после послушания не следует автоматически благословение.

Если посмотреть на действия Яхве глазами Аггея, перед нами рисуется образ Яхве, Который по Своему милосердию желает дальше следовать с иудеями после их возвращения и после проявления беззаботности при восстановлении храма. Однако Яхве как их Бог имеет полное право требовать, чтобы они сначала думали о Нём, а потом – о себе. Не должно быть так, чтобы свои собственные дома украшали, а храм оставался руиной. Речь идёт не о храме как таковом, а об их уважении к Яхве. Не их благосостояние, а Его веселье и величие имеют преимущество (Агг. 1,8). Это самое важное религиозное послание в Книге пророка Аггея. Речь идёт о служении Яхве, а внимание к восстановлению Его дома – это просто результат служения.

 

Ван дер Вауде [Van der Woude 1982,41] пишет, что спасение открывается в первую очередь в формо- и образосодержащих элементах: в Святом Писании, в Божьем доме, в церковных служениях и, прежде всего, в личности исторического Христа. См. также Коггинса [Coggins 1987,34], который опровергает мнение, будто восстановление храма было самым главным для Аггея. Он заботился о восстановлении хороших отношений между Богом и Его народом, для чего требовалось восстановление храма.

 

3. В противовес справедливому требованию Яхве о восстановлении храма описано поведение иудеев, которые не беспокоились о храме. А это значило, что они не беспокоились о своих отношениях с Яхве. Они были слишком заняты собой, чтобы думать об этом. Они не понимали, что именно Яхве поражает их неудачными урожаями. Вместо того чтобы искать Его, они занимались собой, украшая свои собственные жилища. Взирая на экономическое падение, здесь не следует понимать весь народ, а только привилегированных иудеев, которые всё ещё могли позволить себе красивые дома. В Книге Аггея ничего не сказано о социальной проблеме, когда богатые угнетают бедных. Также прямо не осуждается строительство красивых домов, будто бы всякая роскошь в жизни запрещена. Однако Яхве выступает против строительства этих домов, потому что люди считают, что ещё не пришло время для восстановления Его дома. Мы видим всю глубину греха иудеев, когда понимаем, что они были заняты собой, а дом Яхве тем временем оставался руиной.

Перед нами рисуется картина меры зла, когда мы обратим внимание на вопрос, который Аггей ставит священникам о чистом и нечистом (Агг. 2,11сл.). Из ответа видно, что у нечестивого народа всё становится нечистым. Их неправильное поведение заразило всё, к чему они прикасались. Ничего не осталось чистым. А их праведные поступки (например, жертвоприношения) не имели никакой силы. Вывод напрашивается сам по себе: плохое поведение действует как нефтяное пятно, а “праведный” поступок больше не имеет очищающей силы.

Мы снова видим, насколько важно хорошее отношение народа к своему Богу. Очищает раскаяние от всего сердца, а не жертвоприношение на жертвеннике. Грешное сердце заражает всю жизнь. “Обычная” повседневная работа при строительстве домов и “духовное” принесение жертвы на жертвеннике – всё это становится оскверненным из-за грешного поведения иудеев. В результате жизнь становится бесплодной и бессмысленной (Агг. 1,6). Иудеи могут только глубже погрузиться в рутину, если Яхве не протянет им руку помощи.

 

Как было замечено раньше при обсуждении Агг. 2, освящение существует только на первой ступени (мясо) и на второй ступени (одежда, в которой человек несёт мясо), а осквернение распространяется дальше к третьей ступени (вся пища) и четвёртой ступени (даже жертвоприношения). См. Кооле [Koole 1967,80v]. Даже если не расставлять по ступеням, должно быть ясно, что сила греха действует оскверняюще на всё и не оставляет ни одного жизненного аспекта неприкосновенным. Из-за неправильного поведения иудеев по отношению к Богу их общество рушится, и их религиозные действия не могут внести никаких изменений. Так же считает Мотьер [Motyer 1998,996].

 

4. В Книге пророка Аггея присутствует также политический аспект. Его можно предположить, когда речь идёт о строительстве храма. Разве персидский царь Кир не обещал никакой финансовой поддержки? И разве вопреки этим обещаниям она не отсутствовала в последние годы его правления, равно как при правлении его преемника Камбиса? Однако Аггей как раз молчит об этой неисполнительности! Вина в остановке восстановления храма лежит на самих иудеях. Новую политическую и финансовую помощь иудеи получают только после того, как начинают восстанавливать храм. Поэтому скорее можно было бы сказать, что духовное оживление среди иудеев и их восстановление храма вскоре после этого были благословлены политическим поворотом. Персидское правительство (Дарий) отклонил жалобу на восстановление храма и предоставил всякую помощь, которая была нужна строителям храма.

По моему убеждению, этот политический аспект можно также прочитать в Агг. 2,6сл., где Яхве отбирает золото и серебро народов в пользу Своего храма. Эти народы сами принесут его в Иерусалим! Неужели это пророчество не сбывается частично в финансовой поддержке царя Дария?!

Эта деталь одновременно выступает свидетельством того, что Аггей не был пророком с узким кругозором, который видел только восстановление храма. Это восстановление получило всемирную перспективу, когда Аггей от имени Яхве пророчествовал о потрясающих изменениях на мировом уровне, которые народы вместе с золотом и серебром принесут к горе Сион.

И снова в глаза бросается то, как Яхве проявляет инициативу во всех пророчествах Аггея. Ведь это не Зоровавель приберёт к своим рукам власть, свергнув персидское правление и освободив народ Яхве от чужеземного господства. Именно Яхве управляет политикой и заботится о том, чтобы персы внесли свою лепту в строительство храма.

 

Об историческом основании смотрите Вергуфа [Verhoef 1987,25vv]. Кооле [Koole 1967,104] считает, что в заключении Книги Аггея присутствует переход от старого ожидания царя для Иерусалима к перспективе прихода Мессии при конце мира, Чьё царство будет “не от мира сего”. Это подводит нас к эсхатологическому аспекту. На мой взгляд, этого нельзя увидеть в самом тексте. Речь идёт о настоящем, земном царстве.

 

5. Тексты Агг. 2,6-10 и 2,21-23 также подводят нас к эсхатологическому аспекту, то есть к тому, что будет исполнено в более позднее время. В книге мы читали о сотрясении неба и земли в определённый момент, в “день Яхве” (срн. Агг. 2,21), когда сила всех народов будет сломлена. Этот день не будет направлен против народа Яхве, как это было раньше (Ос. 10,8; Ам. 2,13сл.; Мих. 1,5; Соф. 1,4сл.). Напротив, он будет нацелен на восстановление храма и царства дома Давида. Сбылись ли эти пророчества в дни Аггея? Ответ однозначный: всего лишь частично. В дни Аггея дюди могли увидеть восстановление храма, который своим великолепием был обязан “золоту и серебру” Персидского мирового государства. Они могли также увидеть благосклонность Яхве, Который подтвердил старые обетования дому Давида в лице Зоровавеля. Люди также поняли, что эти обетования не ограничивались восстановлением царского престола в Иерусалиме, а распространялись на весь мир после свержения всех других престолов (таким образом, не только персов!). Этот всемирный элемент можно назвать примечательным в пророчествах Аггея, поскольку в пророчествах о народах горизонт видения часто ограничивается восстановлением Иудеи и Иерусалима среди других народов.

Но сам Зоровавель не имел ничего общего с исполнением обетования. Мы даже не знаем, как прошла его жизнь. Однако мы знаем, что власть персов ещё долгое время оставалась нерушимой и что даже после этого Иудея продолжала гнуть спину под чужеземным господством. Как же быть тогда с Агг. 2,6, где мы читаем, что пройдёт “ещё краткое время, ещё малость” прежде чем сбудется пророчество? В данной ситуации следует вспомнить то, что мы уже встречали раньше. Что-то из пророчества может исполниться, в то время как исполнение всего пророчества может ожидать первого или даже второго пришествия Иисуса Христа при конце истории мира. Уже в Ветхом Завете было сказано о “замедлении”. Например, в Авв. 2,3 можно прочитать: “Видение относится к определённому времени и говорит о конце. И не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется!” Гарантом его исполнения выступает Сам Яхве, который в Книге Аггея постоянно называется Яхве “небесных сил” (Агг. 1,2.5.7, и т.д.).

 

Обратите внимание, что значение “сотрясения” неба и земли в Агг. 2,6 и в Агг.2,21 немного отличается. В Агг. 2,6 перед нашими глазами ещё стоит строительство храма (золото и серебро!), а в Агг. 2,21 речь идёт о падении всех престолов, которое заканчивается водружением одного престола для “Зоровавеля” (и его потомков).

Сотрясение земли и падение князей на земле часто сравнивают со “священной войной”, которую Яхве вёл в своё время, чтобы искоренить аммореев и освободить место для Своего собственного народа (срн. Суд. 5,4; 2 Цар. 22,8; Пс. 17,8; 67,9; Ис. 13,13; 24,18 и др.). См. [Koole 1967,65v] и [Verhoef 1987,102v].

Ван дер Вауде [Van der Woude 1982,52] замечает, что непоколебимая вера в Божью победу “в своей основе почти всегда приводит к выражениям, которые представляют приход спасения как скоро грядущее событие, хотя человек не знает ни его дня, ни часа” (Мф. 24,36; срн. Деян. 1,7). Смотрите также Риддербоса [Ridderbos 1952,22], который ссылается на Агг. 2,3.

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Сервер Сеитшаев,Тамбовская обл
24.11.2012 | 19:46
Полезный материал.
Спасибо.