03.10.2011
Скачать в других форматах:

Ли Гатисс

Неиссякаемый источник всех благ: союз с Христом в комментарии Жана Кальвина на Послание к Ефесянам

 

Мы должны довольствоваться благами нашего Господа Иисуса Христа. Став частью Его Тела, соединившись с Ним живой верою, нам следует быть уверенными в том, что Он представляет Собой неиссякаемый источник, в котором мы имеем все разнообразие благ и всякое совершенство[1].

 

10 июля 2009 года –  знаменательная дата – пятисотлетие со дня рождения выдающегося французского реформатора Жана Кальвина. В сознании многих людей имя этого человека ассоциируется с образом сурового, бородатого богослова, бесстрастная логика и учение о предопределении которого олицетворяют все самое худшее, что есть в богословии. Однако те, кто знаком с работами Кальвина не понаслышке, едва ли согласятся с таким искаженным восприятием образа реформатора (они признают лишь факт наличия у него бороды). Жан Кальвин, автор знаменитого труда «Наставление в христианской вере», претендующий на то, что в его книге содержится «совокупность благочестия», и с первых страниц подчеркивающий ценность познания Бога, был посвященным и ревностным христианином. Жизненный девиз этого выдающегося человека был трогателен и благочестив: «Сердце свое возношу к Тебе, о Господи, искренне и без колебаний». Очень жаль, что эти слова не вспоминаются нами в первую очередь, когда мы думаем о Жане Кальвине – великом Божьем служителе. Хотя учение об избрании и занимает важное место в работах реформатора, тем не менее, намного больше внимания он уделяет учению о союзе с Христом (рассматриваемое нами в этой статье). Не вызывает никакого сомнения тот факт, что союз с Христом  представляет собой ключевую идею, с помощью которой Кальвин отвечает на вопрос: «Как мы получаем Христову благодать?». Опровергая точку зрения немецкого лютеранского богослова Осиандера, одного из своих оппонентов, Кальвин пишет: «Учение о единении Главы и членов Тела, о пребывании Христа в наших сердцах, то есть о мистическом союзе, представляет для нас высшую степень важности»[2]. Понимание Кальвином евангельского учения выражается в его учении о союзе с Христом. Именно это учение как никакое другое содержит в себе дух проповедника, которого интересует не холодное абстрактное богословствование, а глубокие и благочестивые отношения со своим Господом и Спасителем. Поэтому было бы крайне полезным во время празднования пятисотой годовщины со дня рождения Кальвина внимательно рассмотреть его учение о союзе с Христом, дабы с его помощью мы могли с новыми силами провозглашать христоцентричное Евангелие одиноким и жаждущим общения людям двадцать первого столетия. Кроме того, мы увидим, что учение Кальвина о союзе с Христом представляет собой неоценимый доктринальный источник, чрезвычайно полезный в деле опровержения как древних, так и современных лжеучений. В названии данной статьи содержится любимое высказывание Жана Кальвина – сравнение Христа с неиссякаемым источником всех благ, в котором мы, благодаря союзу с Ним, имеем жизнь, праведность и освящение[3]. Хотя подобное выражение и было обычным в работах Кальвина, тем не менее, смысл этого выражения и его суть не были для него чем-то обычным, обыденным. Он восхищается этой истиной! Более того, по мнению Кальвина, учение о союзе с Христом «должно приводить нас в восторг»[4]. Дабы читатель проникся подобными чувствами, Кальвин подбирает соответствующие слова и выражения[5]. Таким образом, мы должны приступать к изучению работ Кальвина с предвкушением наслаждения от рассмотрения близких отношений с Христом.

 

Итак, мы рассмотрим три основных вопроса:  необходимость союза с Христом,  блага от союза с Христом,  важность посредничества между Богом и людьми (данный вопрос непосредственно связан с рассмотрением практических и доктринальных ошибок, возникающих в связи с неверным пониманием этого учения).

 

Особое внимание будет уделено изучению комментария Жана Кальвина на Послание к Ефесянам[6]. Следует отметить, что в данном послании апостола Павла несколько раз встречается формулировка «во Христе», а также locus classicus (locus classicusклассическая цитата по данному вопросу. – Прим. перев.)  учения союза с Христом (напр., Eф. 5:28–32). Таким образом, Послание к Ефесянам предоставляет Кальвину множество экзегетических возможностей для обсуждения темы союза с Христом. Кроме того, оно содержит свыше 850 страниц текста, которые позволяют нам увидеть, как реформатор использовал это учение на практике (в пасторском служении), ознакомиться с его экзегетическими наработками, а также проследить, как учение о союзе с Христом взаимосвязано с другими доктринами. Несмотря на то, что большинство людей видят в Кальвине, прежде всего, богослова (то есть представителя систематического богословия), в собрании его работ «Наставление в христианской вере» занимает не так уж и много места по сравнению с его комментариями и проповедями. Жан Кальвин был «уникальным, чрезвычайно проницательным толкователем, который обладал талантом искусно объяснять (библейский) текст»[7]. Интересно отметить, что находясь на смертном одре и оценивая свои труды, реформатор «больше всего говорил о проповедях»[8]. В период с 1541 по 1564 годы Кальвин прочитал около 4000 проповедей. Продолжительность каждой из этих проповедей приблизительно 35 – 40 минут. Кальвин проповедовал два раза в воскресные дни, а также один или два раза в течение недели[9]. Он не пользовался конспектами, однако готовился к проповеди очень тщательно. Сорок восемь проповедей на тексты из Послания к Ефесянам впервые были прочитаны Кальвином десять лет спустя после публикации его комментария на это послание (Кальвин проповедовал на Послание к Ефесянам с мая 1558 года по март 1559 года)[10]. В отличие от всего лишь около тридцати  ссылок на учение о союзе с Христом в этом комментарии[11], эта тема упоминается или рассматривается в  девяноста процентах проповедей Жана Кальвина [12]. По всей видимости, это показатель того, что Кальвин, рассматривая вопрос благословений и благ Евангелия в данном комментарии, не всегда замечал тексты, в которых говорится о союзе с Христом[13]. Важно отметить, что реформатор читал эти проповеди в то же время, когда он  редактировал «Наставление в христианской вере» в окончательном варианте. Ричард Мюллер отметил, что «после серии проповедей Кальвин иногда вносил существенные изменения в некоторые разделы «Наставления в христианской вере»»[14]. Аналогичные изменения вносились также в результате работы Кальвина над комментариями[15]. На мой взгляд, тщательно разработанное учение о союзе с Христом в последнем издании «Наставления в христианской вере» (1559 год) является следствием серии проповедей Кальвина  на Послание к Ефесянам[16]. Одно можно сказать с полной уверенностью: в конце своей жизни зрелый и состоявшийся богослов Жан Кальвин высоко ценил учение о союзе с Христом, признавая его важность и значимость для христианской жизни.

 

 

Необходимость союза с Христом

 

Итак, нам необходимо узнать, почему, по мнению Жана Кальвина, мы (люди) нуждаемся в союзе с Христом. В начале третьей книги «Наставления в христианской вере» говорится о том, что «пока мы пребываем вне Христа и отделены от Него, все, что Он совершил и претерпел ради спасения человеческого рода, для нас бесполезно и лишено всякого значения». Кроме того, «ничто из того, чем Он обладает, не принадлежит нам до тех пор, пока, как сказано, мы не соединимся с Ним»[17]. Однако, положение человека вне Христа намного страшнее и ужасней, чем просто отсутствие благословений, которые являются следствием Его страданий.  Кальвин понимал эту истину, и поэтому его восприятие мира отличается крайним радикализмом. В своей проповеди на слова из  Еф. 4:22 «совлекитесь ветхого человека»,  он говорит: «Ибо мы знаем, что существуют, так сказать, два источника – Адам и наш Господь Иисус Христос. Источником нашего первого (естественного) рождения является Адам. От него мы унаследовали первородный грех и вину, и по этой причине в наших душах нет ничего кроме испорченности и мерзости. Вот почему нам чрезвычайно важно получить новую жизнь во Христе и стать новым творением»[18]. Нам необходимо пребывать в союзе с Христом, потому что мы пребываем в союзе с Адамом. Это основная причина, по которой, как считал Кальвин,  жизненно необходимо пребывать во Христе. Следует помнить, что «все, пребывающие вне Христа, находятся под властью дьявола»[19]. Однако, более важно знать то, что именно из-за связи с Адамом (хотя в Послании к Ефесянам он не упоминается) мы отлучены от Бога и заслуживаем только Его осуждения. Вот почему новая жизнь во Христе – абсолютная жизненная необходимость. В следующей проповеди на стихи из Еф. 4:23-26 снова используется тема источника. Совершив грех, Адам лишился доступа к источнику жизни и лишился всех благ. Отделившись от Бога, он обрек себя на верную гибель. Разве возможно, спрашивает Кальвин, обрести жизнь, праведность, святость, мудрость и честность вне Бога?[20] Нужно помнить, что мы причастны к грехопадению Адама. По этой причине, как пишет Кальвин в «Наставлении в христианской вере» 2.1 (следуя традиционному реформатскому пониманию), наша природа поражена грехом[21]. Таким образом, Кальвин рассматривал положение человека с точки зрения его отделения от Бога, из-за чего мы лишены всех благ, праведности и святости; а также с точки зрения нашего союза с Адамом. По мнению Кальвина, исправить наше плачевное положение можно только благодаря союзу с Христом. Он пишет: «Подобно тому, как в Адаме был погублен весь человеческий род, который он ввергнул вместе с собой в пучину смерти, так в Господе Иисусе Христе мы становимся новым творением,… получая от Него новую жизнь…»[22]. Как правильно подметил Эдмондсон: «По мнению Кальвина, грехопадение Адама и последующее отчуждение человечества от Бога составляют основной контекст обсуждения вопроса о посредническом служении Христа»[23], а также вопроса о необходимости союза с Христом[24]. Кроме того, эта основная идея о нашей жизненно важной потребности в союзе с Христом различными способами излагается во многих проповедях Кальвина (однако, без упоминания при этом Адама). К примеру, в проповеди на Еф. 2:12 («вы были в то время без Христа») есть такие слова: «Вне Христа у нас нет ни жизни, ни душевного благополучия, ни праведности, ни каких бы то ни было благ, а есть лишь чрезвычайно порочная природа и Божье осуждение»[25]. В проповеди на Еф. 6:12-24 Кальвин задает следующий вопрос: «Чем объяснить нашу порочную природу, лишенную всякой благости и преисполненную всевозможных пороков, как не тем, что мы удалены от нашего Господа Иисуса Христа – источника всех благ?»[26] В Божьих глазах наши злые дела и порочная природа являются следствием пребывания вне Христа. Поэтому нам необходимо воссоединение с Христом, дабы возвратить то, что было утрачено. Отделение от Бога – это не только духовная смерть[27]. Отделение от Бога уничтожает любые материальные благословения, которыми мы могли бы обладать в полной мере. Кальвин пишет: «Если бы мы не были членами Тела Иисуса Христа, то все без исключения ступили бы на путь греха»[28]. Интересно отметить, что по мнению Кальвина, у Бога также есть некая потребность в союзе с нами. Рассматривая вопрос Церкви как полноты Христа (Еф. 1:23), Кальвин делает очень смелое заявление: «Церкви оказана высочайшая честь в том, что, пребывая в союзе с нами, Сын Божий считает Себя в некоторой степени несовершенным… Ведь доколе не собраны все члены Его Тела, Он, если можно так выразиться, не совершен!»[29] Конечно, Кальвин не имел в виду некие изменения в сущностной самодостаточности Христа. Скорее всего, Христа можно сравнить с отцом, который говорит: «Мой дом пуст, когда в нем нет моих детей», или с мужем, чувствующим себя одиноко, когда жены нет рядом с ним[30].

 

Итак, на основании слов Кальвина, можно сделать следующий вывод:  будучи духовными потомками Адама, мы пребываем вне Бога;  дабы избежать Божьего наказания и обрести новую духовную жизнь и благополучие, нам необходимо воссоединиться с Богом через Иисуса Христа;  доколе в этом союзе не будут все принадлежащие Христу люди, Он не будет считать Себя совершенным; мы становимся частью Христа исключительно благодаря Его благодати, так как по своей природе мы совершенно не желаем пребывать в союзе с Богом. 

 

 

Блага, проистекающие из союза с Христом

 

Лэйн Г. Типтон утверждает, что «распятый и воскресший Иисус Христос, несомненно, безраздельно, одновременно и эсхатологически содержит в Себе все сотериологические блага, которыми обладает Церковь». Кроме того, «не существует ни одного евангельского блага вне союза с Христом»[31]. Именно этот взгляд излагает Кальвин в своем комментарии на Послание к Ефесянам. Прежде всего, следует отметить, что Христос принял от Отца все необходимые для нас блага. Однако есть одно условие: «Все, чем обладает Христос, может принадлежать нам только в том случае, если мы настоящие члены Его Тела»[32]. 

 

Более того, «Отец даровал Ему не некую особую часть, а полноту благословений, дабы мы, пользуясь ими, не имели ни в чем нужды. Ведь Христос – неиссякаемый источник всех благ»[33]. В связи с этим высказыванием следует привести слова современного реформатского богослова Герхардуса Воса, который, обсуждая вопрос союза с Христом и ordo salutis (порядок или последовательность спасения), утверждает следующее: «Нет такого дара, который бы не приобрел Христос»[34]. Майкл Хортон, рассматривая вопрос завета искупления, пишет: «Обмен дарами между Ипостасями Святой Троицы также распространяется ad extra на блага, которые Они даруют творениям. Таким образом, дары, которые мы получаем от Бога, являются следствием взаимного обмена дарами между Лицами Святой Троицы»[35].

 

По мнению Кальвина, мы получаем не только дары Христа, но и Самого Христа. Бог объединился с нами в личности Иисуса Христа. Таким образом, мы становимся причастниками Христу и обладателями всех Его благ[36]. Кроме того, рассматривая вопрос «о преображении в образ Христов» (Eф. 4:15–16), Кальвин пишет: «Мы не можем обладать благами нашего Господа Иисуса Христа и получать от них пользу, если  не наслаждаемся общением с Ним. Ведь именно для этого он дарует Себя нам»[37]. В конце одной из проповедей Кальвин говорит, что Христос обращается к нам со следующими словами: «Я ваш, обладайте Мной»[38]. Более того, это «обладание Христом» принадлежит не только Церкви. Этот союз с Христом – неотъемлемая часть благодати, которая, как о том постоянно молился Кальвин, будет дарована «не только нам, но также и всем людям»[39]. Подобные утверждения можно найти во многих проповедях реформатора. Христос предлагает Себя нам. Пребывая в союзе с Ним, мы можем обрести все, что  нужно для совершенного счастья; все, в чем мы нуждаемся для обретения чувства радости и довольства[40]. Рассматривая тему силы Господа в Послании к Ефесянам 1:19 и 6:10, 41, Кальвин отмечает, что Иисус Христос обладает всеми благами, которыми мы можем пользоваться во всей полноте[41].

 

Итак, мы, пребывая в союзе с Христом по вере, обладаем всем тем, чем обладает Христос. Таким образом, вступив в союз с Христом, мы можем отказаться от всего остального как от бесполезного и бессодержательного[42].

 

 

Совместные блага

 

Реформатские и лютеранские богословы часто спорят по поводу того, как союз с Христом взаимосвязан с оправданием в ordo salutis (порядок или последовательность спасения). Многие рассматривают оправдание как основу для союза с Христом. Например, Гаффин, Типтон и Лильбак убедительно доказали, что такой подход не совсем согласуется с учением Жана Кальвина о благе союза с Христом. В целом, подобный взгляд больше характерен для традиционного лютеранского учения, а не для женевского реформатора[43]. Гарсия пишет по данному поводу следующее: «Лютеранское и реформатское направления Реформации… разработали отличающиеся друг от друга учения о взаимосвязи оправдания с освящением»[44]. Поэтому, крайне удивительно, что такой богослов как Майкл Хортон отстаивает в большей степени лютеранскую, нежели реформатскую концепцию взаимосвязи оправдания с освящением. Например, Хортон пишет, что оправдание «представляет собой юридическое основание для союза с Христом»,  а также «юридическую предпосылку нашего союза с Христом, из которого проистекают все благословения завета»[45]. Продолжая рассмотрение данной темы, он пишет: «Только Христос представляет Собой основу для нашего оправдания и союза. Однако акт оправдания логически предшествует союзу»[46]. Хортон, в поддержку того, что он называет «классическим реформатским объяснением» отношений между союзом и оправданием, ссылается на Беркофа[47]. Более того, он утверждает, что такого взгляда придерживался сам Кальвин! «Относительно вопроса об оправдании и союзе можно с уверенностью сказать, что, по мнению Кальвина, первое предшествует второму: «Большинство людей считает, что причастность Христу (Christi esse participem) и вера в Христа – одно и то же. Однако, наша причастность Христу (participatio quam habemus cum Christo) это, скорее, следствие веры (fidei effectus). . . Юридическое оправдание «только по вере» – источник союза с Христом во всех его восстановительных аспектах»[48].

 

В связи с тем, что Майкл Хортон цитирует текст из комментария Кальвина на Послание к Ефесянам 3:17 (и к тому же использует слово «источник» в качестве метафоры), нам чрезвычайно важно исследовать данный вопрос и дать ему оценку. На мой взгляд, Хортон извратил учение Кальвина, позабыв о том, что с точки зрения реформатора, оправдание представляет собой следствие союза с Христом (будучи одним из его благ), а не его причину. В ссылке, которую Майкл Хортон приводит в поддержку своей точки зрения, говорится о том, что причиной нашей причастности Христу является вера, а не оправдание. Следует отметить, что слово «оправдание» даже не используется ни в самом тексте, ни в его контексте[49]. Утверждать, будто одно из благ союза с Христом является основанием (причиной) союза с Христом, или что оно логически предшествует союзу с Христом, и ссылаться при этом на Кальвина, значит не понимать учение реформатора. 

 

 

Странно то, что данное утверждение наиболее ясно изложено в тексте из «Наставления в христианской вере» 3.16.1, на который ссылается и сам Майкл Хортон:

«Хотя мы и различаем их (то есть оправдание и освящение), во Христе они пребывают нераздельно. Желаешь ли приобрести праведность Христову? Тогда тебе нужно обрести Христа. Однако, невозможно обладать Христом, не будучи  причастником Его освящения. Ведь Его нельзя разделить на части. Господь дарует нам Себя в этих благах целиком и полностью. Он их дарует нам всегда одновременно и никогда – отдельно друг от друга. Таким образом, совершенно ясно, что мы оправданы не без наличия дел, и, в то же время, не посредством дел, так как в нашей причастности Христу, по причине которой мы оправданы, освящение является такой же неотъемлемой частью как и праведность»[50]. Из этого и из предшествующего отрывков видно, что  Кальвин говорит о том, что мы получаем оправдание и освящение одновременно. Более того, в упомянутом тексте совершенно четко говорится о том, что мы оправданы именно благодаря нашей «причастности Христу». Чтобы истолкование Хортона стало точным, необходимо сделать следующую поправку: «оправдание, которое объединяет нас с Христом». Однако, в таком случае, данная формулировка не только не доказывает точку зрения Хортона относительно связи союза с оправданием, но и (в контексте данного предложения) смешивает оправдание с освящением, чего Кальвин всеми силами пытался избежать. Конечно, оправдание чрезвычайно важно, ведь оно является «основой, на которой зиждется религия»[51]. Однако это не означает, что в богословском плане оправдание предшествует союзу с Христом или обладает большей важностью и значимостью[52]. Лютер провозгласил, что если учение об оправдании живо, тогда и Церковь жива, если учение об оправдании мертво, тогда и Церковь мертва[53]. Тем не менее, по мнению Лютера, «основным вопросом религии» является вопрос о рабстве воли[54]. Однако нам не следует придавать этим словам абсолютное значение[55]. С точки зрения Кальвина, оправдание и освящение отличаются друг от друга, но, тем не менее, неотделимы друг от друга. Они одновременно даруются нам в союзе с Христом по вере[56]. Как от солнца исходят свет и тепло, так  и Христос дарует оправдание и освящение. Они отличны друг от друга, но, в то же время, представляют собой одно целое[57]. Можно сказать, что союз с Христом оправдывает нас, будучи источником нашего оправдания. Таким образом, не оправдание предшествует союзу, но союз предшествует оправданию. Это утверждение мы также находим в комментарии Кальвина на Послание к Ефесянам. Термин «праведность» зачастую можно использовать в качестве синонима к слову «оправдание», особенно в юридическом контексте[58]. Таким образом, когда Кальвин говорит, что «вне Христа нет никакой праведности», а также, что «праведность предлагается нам Христом в Евангелии», он подразумевает правильные отношения с Богом, которые являются одним из благословений, предлагаемых нам в союзе с Христом[59]. Если бы оправдание можно было отождествить с прощением грехов, тогда, по всей видимости, текст из Ефесянам 1:7 убедил бы нас в том, что оно представляет собой благословение, которое можно обрести только во Христе, а не что оно является причиной этого союза[60]. Рассматривая вопрос союза с Христом, Кальвин использует также и другие синонимы и антонимы[61]. Совершенно ясно, что, по мнению Жана Кальвина, оправдание, вменение праведности, не предшествует союзу с Христом, но является, по сути, одним из многих благословений союза с Христом[62]. Выступая с опровержением учения Осиандра, Кальвин пишет: «Как невозможно разорвать на части Христа, так же невозможно разделить праведность и освящение, так как они взаимосвязаны друг с другом в Нем»[63]. Гаффин, исследуя структуру третьей книги «Наставления в христианской вере», отметил, что относительный ordo или приоритетность оправдания и освящения в богословском плане, по мнению Кальвина, не имеет значения[64]. Именно из-за того, что оправдание и освящение даруются верующим одновременно в союзе с Христом, не имеет значения порядок рассмотрения этих понятий (или освящение перед оправданием, как делает Кальвин, или оправдание перед освящением). Кроме того, в его богословской модели не существует логической или временной приоритетности одного аспекта над другим. Во Христе, по вере, мы обретаем новую жизнь и новый юридический статус. Христос является источником и одного и другого: юридическое изменение не создает новую жизнь, а новая жизнь не создает юридическое изменение статуса человека.

 

 

 

Аспект будущих благ союза с Христом

 

В другом смысле, блага, полученные в союзе с Христом, должны применяться на практике. В Послании к Ефесянам четко показано, как учение о союзе с Христом существенно влияет на жизнь христианина. Например, в Еф. 4:25 Павел призывает читателей говорить правду, «ибо мы члены друг другу». Данное выражение предполагает существование духовного единства среди верующих в Церкви, которое связывает их друг с другом как и с Христом (Еф. 1:10; 4:1). Подобным образом Кальвин  в своих проповедях часто ссылается на союз Христа с верующими: «Осознавая, что мы члены нашего Господа Иисуса Христа, нам следует быть по-настоящему едиными, ибо в противном случае мы, по своей природе, разорвем Его Тело на множество частей»[65].  Кальвин также часто связывает союз с Христом с правлением Христа, подразумевая, что пребывание во Христе требует подчинения Его власти. Например, он пишет: «Мы должны научиться подчиняться Христу и следовать Его указаниям, дабы таким образом показать, что являемся истинными членами Его Тела»[66].

 

Можно также сказать, что нам следует подчиняться Христу, чтобы стать причастниками Его благ[67], и посредством союза с Ним получить стимул для умерщвления своей греховной плоти[68]. Таким образом, мы получаем предупреждение о том, что грех отсекает нас от Христа, а наше нечестие подрывает основы союза с Христом[69]. К тому же, следует отметить, что хотя верующие, как уже было сказано, соединены с Христом и привиты к Нему посредством их настоящей веры, тем не менее, остается еще незавершенная часть их союза с Христом. В настоящий момент мы не можем воспользоваться всей полнотой богатств во Христе, которые Он нам даровал. Тем не менее, в один прекрасный день нам будет открыт полный доступ ко всем благам, «когда наш союз с Ним обретет завершенную форму»[70]. Об этом Кальвин время от времени молится в конце некоторых проповедей. Так, например, в конце проповеди на стихи из Еф. 2:8-10 он молится, чтобы Бог увеличивал в нас благодать, «доколе Он не заберет нас из этого мира и не соединит с нашим Господом Иисусом Христом, дабы мы, пребывая в Нем, источнике всякого совершенства, были также совершенны»[71]. Этот будущий совершенный союз с Богом рассматривается как благочестивое стремление, «обладая таким Главой как Христос, мы направляемся к Богу, устремляясь к Нему, желая быть лишь с Ним»[72]. Таким образом, непреложность будущего союза с Христом подтверждается союзом настоящим, благодаря действию Святого Духа[73]. В связи с этим, естественно, возникает следующий вопрос: «Почему Бог не присоединяет нас к Себе незамедлительно в полноте совершенства?»  Кальвин размышляет над этим вопросом в проповеди на стихи из Еф. 4:6-8. По его мнению, Бог, посредством этой отсрочки, пожелал научить нас смирению и осознанию полной зависимости от Него, а также хотел показать, что мы должны ценить других людей, пребывающих в Его Теле[74]. Вторая часть ответа Кальвина напоминает о том, что Бог «раздает нам духовные блага, используя те средства, которые, как Он считает, лучше всего для этого подходят»[75]. Ибо, как часто повторяет Кальвин, «нет веры без смирения. И Бог испытывает нашу веру, делая смертных людей Своим средством общения с нами»[76].

 

 

Посреднический аспект союза с Христом

 

3.1. Римско-католические заблуждения

Теперь мы переходим к рассмотрению еще одного полемического аспекта союза с Христом  так называемого посреднического аспекта союза. В данном случае особое внимание будет уделено конфликту с лютеранским и католическим богословием. Учение Кальвина еще во время его жизни вызывало много споров и толков. Поэтому, при написании книг и составлении проповедей реформатор всегда учитывал этот факт. Естественно, что наиболее полемической темой его проповедей была неутихающая борьба с католицизмом. Кальвин часто писал и выступал против «папистских» учений и практики[77], однако больше всего его интересовала средневековая католическая доктрина о пропасти, лежащей между Христом и Его народом. Реформатор выступает против «глупости папизма, который создал целую вереницу святых заступников, ходатаев и посредников между Богом и людьми». Кальвин пишет: «Паписты считают себя отделенными от Господа Иисуса Христа, не зная о том, что Он стал нашим Братом, дабы у нас был к Нему непосредственный доступ»[78]. Таким образом, вместо того чтобы рассматривать Бога как далекое и отрешенное от нас могущественное Существо, связаться с Которым возможно только с помощью святых заступников или Девы Марии, мы должны обращаться непосредственно к Иисусу Христу. Отказываясь так поступать, мы признаем, что Христос не имеет к нам никакого отношения, и что у нас нет к Нему никакого доступа[79]. Ирония заключается в том, что, с точки зрения Кальвина, учение о союзе с Христом – единственный способ, посредством которого мы можем объединиться с древними святыми, которые вместе с нами привиты к Христу верою. Делать из святых посредников между Христом и живыми верующими значит отрицать действительность союза с Христом[80].

 

 

Протестантские заблуждения

 

Тема таинств всегда была яблоком богословского раздора между реформаторами и католическими богословами. В данном случае интересно отметить, что в комментариях на Послание к Ефесянам Кальвин уделяет основное внимание  опровержению не папистского учения о преосуществлении (трансубстанциации), а сакраментологии других протестантов (лютеран, а также тех, кто считал, что Вечеря Господня представляет собой лишь воспоминание о страданиях и смерти Христа) из-за  неправильного понимания нашей предполагаемой удаленности от Христа. Связь между союзом и таинствами осуществляется благодаря действию Святого Духа, Который заключает Собой узы этого союза[81]. Кроме того, неоднократные упоминания Кальвина о Святом Духе подчеркивают тринитарный характер его учения о союзе с Христом. Таким образом, союз с Христом – это союз с Отцом во Христе посредством Святого Духа[82]. Это значит, что между каждой Ипостасью Троицы и Церковью нет никакой преграды. Отец обитает в нас Духом[83], и Его силою (то есть Святого Духа) нам является Христос[84]. Все три Ипостаси Святой Троицы совершают работу в единении. Таким образом, «мы являемся плотью от плоти нашего Господа Иисуса Христа не по физическому рождению, но исключительно благодаря действию силы Святого Духа». Мы являемся членами Тела Иисуса Христа благодаря тому, что Отец поставил Его Главой Церкви[85]. Роль Отца и Святого Духа заключается в том, чтобы устранить любую преграду между Христом и нами. В богословской мысли Кальвина часто прослеживается взаимосвязь между пневматологией и сакраментологией. Интересно отметить, что он зачастую говорит об этом вне контекста обсуждения самих таинств. Так, в некоторых случаях Кальвин говорит о том, что обитание в нас Святого Духа позволяет жить Христом, ибо Его Тело и Кровь даруются нам посредством силы Святого Духа[86].  В Иоанна 6:56 Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Данный текст представляет собой основание учения о союзе с Христом. Кроме того, этот текст часто рассматривался как указание на Вечерю Господню[87]. Кальвин соглашался с таким толкованием. Следует отметить, что эта взаимосвязь отлично видна в контексте союза с Христом. Кальвин пишет: «В шестой главе Евангелия от Иоанна Христос подробно рассматривает вопрос священного Причастия, суть которого впоследствии была отражена в таинствах»[88]. Таким образом, с точки зрения Кальвина, шестая глава Евангелия от Иоанна не говорит о таинствах как таковых[89]. По его мнению, шестая глава Евангелия от Иоанна и таинства говорят, прежде всего, о союзе с Христом. Кроме того, пища и питье в обоих случаях принимаются нами только благодаря действию Святого Духа. С Его помощью мы насыщаемся Христовой сущностью. В противном случае, Христос будет находиться далеко от нас. Кальвин пишет: «Вечеря Господня должна служить как бы лестницей, по которой мы можем подняться к Иисусу Христу. Таким образом, мы утверждаемся в уверенности в том, что Он действительно обитает в нас, пребывая с нами в союзе»[90]. По этой причине Кальвин не может согласиться с мнением, будто суть Вечери Господней заключается только в воспоминании о страданиях и смерти Иисуса Христа. В 1539 году он добавил в «Наставление в христианской вере» раздел, посвященный рассмотрению вопроса Тела Христова как источника жизни. Для обоснования этой точки зрения Кальвин, в основном, ссылается на Послание к Ефесянам. Реформатор пишет: «Тело Христово подобно изобильному и неиссякаемому источнику, который наделяет нас жизнью, исходящей от Самого Бога» (Еф. 1:23; 4:15-16; 5:30). Кроме того, в комментарии на Послание к Ефесянам Кальвин называет «вопиющей ошибкой» мнение о Вечере Господней как о воспоминании[91]. Рассматривая данный вопрос, реформатор в основном ссылается на пятую главу Послания к Ефесянам, которую он считал важной не только для понимания вопроса брака, но и Вечери Господней[92]. Интересно отметить, что, рассматривая вопрос нашей гипотетической изоляции от Христа, Кальвин находит такой богатый материал в тексте, посвященном браку, который был установлен именно по причине того, что «нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18)[93]. Следует отметить, что Кальвин выступает не только против мемориализма (учение о Вечере Господней как о всего лишь воспоминании), но также против лютеранской сакраментологии и христологии[94]. Основная причина – вопрос пропасти, лежащей между Христом и Его народом. Например, в комментарии на Послание к Ефесянам Кальвин пишет: «Слыша о вознесении Христа, мы сразу же думаем, как Он удален от нас (так и есть на самом деле) по Своей человеческой природе. Но апостол Павел напоминает, что хотя Христос в Своем теле находится далеко от нас, тем не менее, Он наполняет все во всем силою Своего Духа»[95]. В проповеди на этот же отрывок Кальвин говорит: «Иисус Христос находится не так далеко от нас, что мы не можем ощутить Его присутствия, ибо Он обитает в нас, наполняя все во всем. Однако, Христос, как некоторые полагают, присутствует повсюду не в Своем теле, а Духом»[96]. Будучи пастором, Кальвин прекрасно понимал, почему некоторые люди нуждались в подобном учении. Им казалось, что Христос находится слишком далеко от них. Эта проблема решалась учением о союзе с Христом, которое Кальвин излагал очень осторожно, дабы не отождествлять его с лютеранской доктриной о вездесущности Христова Тела. Реформатор пишет: «Он вознесся, дабы наполнить все во всем, но не Своим телом, а благами и дарами. Ибо каким бы огромным не было расстояние между Иисусом Христом и нами, Он  все же пребывает в нас, а мы в Нем»[97].

 

 

Воплощение

 

Посредничество Христа между Богом и людьми можно выразить еще одним способом, который не является по своей сути сугубо спасительным. Кальвин говорит о том, что само воплощение Христа также представляет собой союз Христа с нами. Например, затронув вопрос о нашей тесной взаимосвязи с Христом («мы плоть от плоти Христа», Еф. 5:28), Кальвин пишет: «Он воспринял нашу природу и посредством ее стал близок к нам». Именно в этом смысле Христос – плоть от нашей плоти[98]. На основании одной из проповедей можно сделать вывод, что Христос, в определенном смысле, спас нас Своим воплощением. Он пишет: «Мы все тесно взаимосвязаны с нашим Господом Иисусом Христом. Это стало возможным благодаря тому, что Он принял нашу природу и таким образом отменил и удалил проклятие, пребывавшее на Адаме»[99]. Тревор Харт вторит Кальвину, говоря:  «Воплощение – это искупление. Бог и человек примирились в личном союзе с Христом. Отношения между ними были восстановлены и обновлены. Искупление это не просто результат работы Христа, относящийся к нам лично, независимо от Него Самого. Кроме того, воплощение не следует рассматривать только как предварительное условие одного или другого акта спасения. По сути, воплощение и искупление представляют собой одно и то же»[100]. Тем не менее, этот союз двух природ Христа, как следует из дальнейшего исследования работ Кальвина, не является по своей сути спасительным. Примирение Бога и человека стало возможным благодаря не воплощению, а искуплению, которое представляет собой отличное, но, тем не менее, неотделимое от воплощения действие Бога. Кальвин последовательно и терпеливо объясняет данную истину в  комментарии на Послание к Ефесянам. Например, рассматривая Еф. 5:30-31, Кальвин говорит: «Мы плоть от Его плоти, и кость от Его кости (Быт. 2:23) не потому что Он, подобно нам, обладает человеческой природой, а потому что силою Духа Своего Он соделывает нас частью Своего тела, в котором мы получаем жизнь»[101]. В проповеди на Еф. 5:28-30 Кальвин более подробно развивает эту мысль. Он пишет: «Христос не смог бы стать Посредником между Богом и людьми, если бы у Него не было нашей природы». Почему? «Потому что Он не смог бы искупить наши грехи и прегрешения, за которые мы осуждены на вечное проклятие, если бы не облекся в человеческое тело. Таким образом, нашему Господу Иисусу Христу было необходимо воплотиться. Однако в данном случае важно осознавать следующий факт. Сын стал Человеком не для того, чтобы мы дерзали приближаться к Нему, считая, будто связаны с Ним исключительно благодаря общей человеческой природе. Нет! Мы стали причастниками Христу благодаря действию силы Святого Духа, а не по природе Его тела»[102]. Реформатор пытается показать, что обладание Христом человеческой природой (Рождество) не является причиной, по которой мы можем объединиться с Ним в спасительном плане. Тем не менее, воплощение является обязательным условием для нашего спасения (Пасха), посредством которого Он искупил нас. Спасительный союз, благодаря которому мы обретаем все его блага, это не просто естественное, но, прежде всего, суверенное действие Божьего Святого Духа. Кальвин пишет: «Именно силою Святого Духа, а не по естественным причинам (то есть по рождению) мы становимся костью от кости, плотью от плоти нашего Господа Иисуса Христа. Его служение как Главы Церкви, а также наш союз с Ним и небесное положение, возможно только благодаря силе Святого Духа»[103]. Таким образом, если говорить по существу, Христос воспринял нашу плоть и кость, дабы мы стали плотью от Его плоти и костью от Его кости. Христос объединяется с человечеством  физически, дабы полностью искупить Своих избранных. Другими словами, союз с Христом по вере, по мнению Кальвина, подобен браку. Он пишет: «Между мужем и женой существуют очень тесные отношения, ибо их объединяет не только одинаковая природа, благодаря брачным узам они становятся одним целым»[104]. Люди могут заключать браки только с представителями и представительницами своего рода. Они не могут вступить в брак с собакой или кошкой (по крайней мере, в Великобритании). Тем не менее, мы не заключаем браки со всеми представителями человеческого рода. Это очевидный факт! Таким образом, мы можем увидеть, что общая человеческая природа сама по себе не является браком. Подобным образом, воплощение не является искуплением, воскресением или вознесением. Тем не менее, оно представляет собой необходимое условие для развития событий historia salutis, благодаря которому становится возможным наше привитие к Христу в ordo salutis.

 

Поэтому становится ясно, что пасторское применение Кальвином учения о воплощении и союзе с Христом тесно взаимосвязано с идеей посредничества между Богом и людьми.

 

 

Выводы

 

Мы увидели, что в толковании Кальвина на Послание к Ефесянам представлено много полезной информации относительно учения о союзе верующего (Церкви) с Христом. То, что не было раскрыто в комментариях, впоследствии объяснялось в проповедях, что в свою очередь способствовало развитию и систематизации «Наставления в христианской вере». Союз с Христом представлен как неотъемлемая часть нашего спасения, который был необходим по двум основным причинам:  естественный союз с падшим Адамом (по рождению), и наследование вины Адама. Данное учение побуждает искать убежища во Христе, источнике всякого совершенства и благости, насыщаться в полной мере Его благословениями и пользоваться всеми Его богатствами, которые принадлежат нам целиком и полностью только в Нем. Кальвин, будучи одновременно и ученым, и пастором, говорил о нашем браке с Христом (по вере) как о мощном и действенном средстве, с помощью которого мы соединяемся с Христом и противостоим лжеучениям. Кроме того, оно побуждает нас обращаться к Христу – источнику нашей жизни, мудрости, праведности, освящения и искупления (1 Кор. 1:30). Христианам, ищущим новые способы благовестия новым поколениям, которые не понимают особый язык Церкви, будет полезным рассмотреть данный аспект учения Кальвина и использовать его в своем служении. Мы часто слышим, что христианство – это отношения, а не религия. Все знают, что такое отношения. Несмотря на то что рамки данной статьи не могут вместить всю многогранность учения Кальвина о союзе с Христом, тем не менее, даже на основании этого исследования видно, что оно чрезвычайно богато и полезно для выражения истины Евангелия и разрешения многих богословских проблем. Пренебрежение этой доктриной ведет к серьезным ошибкам как в области учения, так и практики. Правильное понимание этого учения очень помогает соотнести то, что Христос совершил в истории, с тем, что Он может сделать для нас в настоящем (как на личном, так и общественном уровне). Следует признать, что нам крайне трудно согласовать эти понятия, дабы они, с одной стороны, соответствовали учению Святого Писания, а с другой – были понятны  современникам. Жан Кальвин, который желал, чтобы благодать Евангелия была дарована «не только нам, но и всем людям», был бы рад, если бы его учение о союзе с Христом помогло нам, современным христианам (спустя 450 лет после того, как он написал проповеди на темы из Послания к Ефесянам и завершил свою бессмертную работу «Наставление в христианской вере») исполнить Великое Поручение.

 

 

Богословский журнал «Themelios» 34.2 (2009): стр.194-206.

 

Ли Гатисс – один из пасторов  церкви св. Елены (приход Бишопсгейт в Лондоне) и главный редактор журнала «The Theologian: The Internet Journal for Integrated Theology» («Богослов: электронный журнал интегрированного богословия» (www.theologian.org.uk).

Осенью 2009 года Ли Гатисс  приступил к работе на соискание докторской степени в университете Кембриджа. Тема его докторской диссертации – «Толкование Святого Писания в семнадцатом столетии».


[1] Жан Кальвин, Sermons on the Epistle to the Ephesians (перевод А. Голдинга; Edinburgh: Banner of Truth, 1973), стр.355

[2] Жан Кальвин, Наставление в христианской вере (под общей редакцией Д. Т. МакНила; перевод Ф. Л. Бэтлса; Philadelphia: Westminster, 1960), стр.737 (3.11.10).

[3] Кальвин любит ссылаться на такие библейские тексты как Кол. 1:19 и 2:3 (напр., Sermons, стр.118, 380, 396). Тем не менее, придуманный им образ источника встречается в его работах намного чаще (напр., Sermons, стр.124, 169, 220, 320, 355, 402, 404, 606, 616, 703). В «Наставлении в христианской вере» встречаются оба типа образов (редактор и переводчик Ф. Л. Бэтлс; London: Collins, 1986), стр.57.

[4] Sermons, стр.615

[5] Например, в Commentary: духовный союз (324), общение (262), взаимодействие (262, 323), собранные воедино во Христе (271). В Sermons: общение (511), привитие (615), отношения между Главой и членами Тела (291), сокрыты в Нем (194), сопричастники Христа (205), единение с Христом (222), присоединение к Христу (227), одно целое с Христом (282), Он обитает в нас в таинственном союзе (290), мы живем в Нем (615), мы облачились в Христа (333), соединились с Христом (501), взаимосвязаны с Христом (595), Бог объединил нас с Собой (616).

[6] Данный комментарийэто Commentaries on the Epistle of Paul to the Ephesians in Calvin’s Commentaries (21 том; перевод В. Прингла; Grand Rapids: Baker, 1993).

[7] Д. Гаротуниан, редактор, Calvin: Commentaries (Philadelphia: Westminster, 1958), стр.15.

[8] Д. Д. Каррид, Calvin and the Biblical Languages (Fearn, Ross-Shire: Mentor, 2007), стр.11.

[9] Д. Д. Каррид, Calvin and the Biblical Languages, стр.22–26.

[10] Опубликовано на французском (1562) и английском (1577) языках. Де Гриф, The Writings of John Calvin, стр. 112–14, упоминает дату первой проповеди – 15 мая 1558 года; в английском издании приводится иная дата – 1 мая 1558 года (Sermons, viii). См. работу Р. С. Закмана, John Calvin as Teacher, Pastor, and Theologian (Grand Rapids: Baker, 2006),  стр.147–72.

[11]См. Commentary, стр. 220–25 (Eф. 2:1–7), стр.322–25 (Eф. 5:28–33 стр.). Кальвин часто не замечал текстов, в которых подразумевается союз с Христом. Например, в Commentary, 207 (1:13) он использует глагол, который изменяет смысл текста, делая невозможной ссылку на союз с Христом. Вот еще несколько примеров: 235 (2:13), 245 (2:22), 309 (5:8) и 334 (6:10). Кальвин не истолковывает эти тексты в пользу союза с Христом, несмотря на серьезные текстуальные подсказки. 

[12] Только в пяти из сорока восьми проповедей не упоминается об этом (4:31–5:2; 5:11–14, 15–18; 6:1–4, 10–12).

[13] Примеры текстов, в которых не используется терминология союза с Христом: Sermons, 181, 205, 240, 313, 438, 640.

[14] Р. А. Мюллер, The Unaccommodated Calvin: Studies in the Foundation of a Theological Tradition (Oxford: Oxford University Press, 2000), стр.115.

[15] О взаимосвязи первой и второй книги «Наставление в христианской вере» с комментариями Кальвина на Евангелия и книги Ветхого Завета, см. работу С. Эдмондсона “The Biblical Historical Structure of Calvin’s Institutes,” SJT 59 (2006): стр. 1–13. O взаимосвязи третьей книги с комментарием на Послание к Римлянам от 1556 года, см. книгу М. А. Гарсиа, Life in Christ: Union with Christ and Twofold Grace in Calvin’s Theology (Carlisle: Paternoster, 2008), стр.90.

[16] Потребуется отдельная статья для обоснования данного предположения. Тем не менее, обратите внимание на ссылки на проповеди на Послание к Ефесянам в 2.12.5 (добавлены в 1559 г.),  и на новый раздел в 3.1.1, посвященный рассмотрению союза с Христом, первой ссылкой в котором является Еф. 1:22 (или 4:15). Обратите также внимание на примечание 340 в переводе Бэтлса (2.6.1) относительно того, как в новой главе с помощью радикального текста in Christo (во Христе) появились сотериологические аспекты.

[17] «Наставление в христианской вере», 3:1.1.

[18] Sermons, стр.426 Смотрите также Commentary, стр.294–95.

[19] Commentary, стр.309.

[20] Sermons, стр.436. См. также Commentary, стр.220, и ссылки на Послание к Ефесянам в 3.24.10.

[21] См. работу Джона Мюррея, The Imputation of Adams Sin, reprinted in Justified in Christ: Gods Plan for Us in Justification (редактор К. Скот Олифинт; Fearn, Ross-shire: Mentor, 2007), стр.203–94 (особенно стр.219–20 (критика Кальвина) и стр.223–41 (о двух аспектах причастности союзу с Адамом).

[22] Sermons, стр.436–37 Сравнение Адама и Христа представлено в стр. 153, 194, 206, 334, 508, 601; Commentary, стр.198, 225, 229.

[23] С. Эдмондсон, Calvin’s Christology (Cambridge: Cambridge University Press, 2004), стр.30.

[24] См. также 1 Кор. 15:22 в Sermons, стр.601.

[25] Sermons, стр. 172. См. также Commentary, стр.219.

[26] Sermons, стр.702–3.

[27] Sermons, стр.128.

[28] Sermons, стр.571.

[29] Commentary, стр.218.

[30] Sermons, стр.123. Краткие комментарии в Commentary становятся обширными толкованиями в Sermons.

[31] Л. Г. Типтон, “Union with Christ and Justification,” в Justified in Christ: God’s Plan for Us in Justification (под общей редакцией К. Скота Олифинта; Fearn, Ross-shire: Mentor, 2007), стр.32, 34.

[32] Кальвин, Sermons, стр. 116–17.

[33] Sermons, стр.704.

[34].Герхардус Вос, “The Doctrine of the Covenant in Reformed Theology,” в Redemptive History and Biblical Interpretation:

The Shorter Writings of Geerhardus Vos (под общей редакцией Р. Б. Гаффина; Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed, 1980), стр. 248.

[35] М. С. Хортон, Covenant and Salvation: Union with Christ (Louisville: Westminster John Knox, 2007), стр.138.

[36] Sermons, стр.289.

[37] Sermons, стр.403, 401. См. Commentary, стр.240, 262; Наставления в христианской вере 3.2.24. См. также работу                 Г. Бавинка, Our Reasonable Faith (перевод на английский язык, Г. Зильстра; Grand Rapids: Eerdmans, 1956), 399 стр. Автор утверждает, что блага Христа нельзя отделить от Самого Христа.

[38] Sermons, стр.404.

[39] Sermons, стр. 21. См. также стр.475, 505, 591 относительно будущего союза. Кроме того, смотрите также стр.49, 126, 184, 241.

[40] Sermons, стр.73, 267, 269.

[41] Sermons, стр.108, 653.

[42] Sermons, стр.76, 249.

[43] Гаффин, “Biblical Theology and the Westminster Standards,” стр.173; Типтон, “Union with Christ and Justification,”

стр.42–45; П. А. Лильбак, “Calvin’s Development of the Doctrine of Forensic Justification: Calvin and the Early Lutherans on the Relationship of Justification and Renewal,” в Justified in Christ: God’s Plan for Us in Justification (под общей редакцией К. Скота Олифинта; Fearn, Ross-shire: Mentor, 2007), стр.51–80.

[44] Гарсия, Life in Christ, стр.252.

[45] Хортон, Covenant and Salvation, стр.129, 138–39.

[46] Хортон Covenant and Salvation, стр.147.

[47] Хортон Covenant and Salvation, стр. 147–48, ссылка на работу Л. Беркофа, Systematic Theology (пересмотренное издание; Grand Rapids: Eerdmans, 1996).

[48] Хортон Covenant and Salvation, стр.143; ссылка на работу Кальвина, Commentary, стр.262.

[49] Оправдание упоминается один раз в Commentary (стр.230). Глагол «оправдывать» не используется в богословском смысле, в то время как «оправданный» и «оправдывает» упоминаются лишь один раз (вне текстов из 1 Кор. 6:11 и Рим. 8:30). Ни одна из этих ссылок не может служить в качестве поддержки точки зрения Хортона.

[50] «Наставление в христианской вере», 3.16.1. См. также, Covenant and Salvation, стр.142.

[51] «Наставление в христианской вере», 3.11.1.

[52] См. работу Р. Б. Гаффина, “Justification and Union with Christ,” в A Theological Guide to Calvin’s Institutes: Essays and

Analysis (под общей редакцией Д. В. Холла и П. А. Лильбека; Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed, 2008), стр.257.

[53] D. Martin Luthers Werke (90 томов; Kritische Gesamtausgabe; Weimar: H. Bőhlau, 1883– ), 40:3.352.3.

[54] Е. Г. Рупп и П. С. Ватсон, Luther and Erasmus: Free Will and Salvation (Philadelphia: Westminster, 1969), стр.333.

[55] Кальвин называет веру наиглавнейшим из всех духовных благ в Sermons, стр.28.  Я признателен доктору Майклу Хортону, которого я очень ценю и уважаю, за дружескую переписку и беседы по данному вопросу.

[56] Гарсия называет это сотериологией unio Christi-duplex gratia (Life in Christ, гл.3).

[57] «Наставление в христианской вере», 3.11.6.

[58] Кальвин использует выражение «праведность» в Ефесянам 4:24 скорее в этическом, нежели юридическом смысле этого слова. О вмененной праведности (в юридическом смысле) он говорит в Ефесянам 6:14.

[59] Commentary, стр.223, 228.

[60] См. Sermons, стр.295, чтобы увидеть взаимозаменяемость таких терминов как оправдание и прощение. См. также ссылки на аналогичные тексты (Флп. 3:8–9; 2 Кор. 5:19–21; 1 Кор. 1:30) Д. А. Карсон, “The Vindication of Imputation: Of Fields of Discourse and Semantic Fields,” в Justification: What’s at Stake in the Current Debates? (под общей редакцией М. Хазбэнда и Д. Триера; Leicester: Apollos, 2004), стр.72.

[61] Sermons, стр.44, 172, 380.

[62] См. Sermons, стр.220, «ибо праведность наша проистекает только из одного «источника всех благ» - из Иисуса Христа», стр.559, «ибо несколько благ мы обретаем «в нашем Господе Иисусе Христе», включая полноту праведности».

[63] «Наставление в христианской вере», 3.11.6, Гарсия, Life in Christ, 2 и 3 (несколько иной перевод, чем у Бэтлса, стр.732).

[64] Гаффин, “Biblical Theology and the Westminster Standards,” стр.177.

[65] Sermons, стр. 333. Заметьте, что Кальвин постоянно использует образ разрывания Христа на части. Другие примеры представлены в Sermons, стр.293, 326, 443.

[66] Sermons, стр.119. На  странице 595 представлена родственная идея следования за Христом. На страницах 292, 357, и 705  говорится о пребывающем в нас Духе, Который руководит нами (посредством Слова); на странице 327 представлена взаимосвязь таких выражений как «объединенные в одно целое» и «Христово владычество над нами».

[67] Например Sermons, стр. 572, 573 ., о женах.

[68] Например, Sermons, стр. 575, 673.

[69] Sermons, стр. 360, 495 .

[70] Sermons, стр. 109–10 . См. также стр.403.

[71] Sermons, стр.168–69 . См. молитвы на стр.316, 475, 505.

[72] Sermons, стр.336 . См. «Наставление в христианской вере», 3.2.24.

[73] Смотрите Sermons, стр.154, 468.

[74] Sermons, стр. 339–40.

[75] Sermons, стр.120. См. также стр. 402 и Commentary, стр.288.

[76] Sermons, стр.215.  Представлена идея о том, что Бог посылает нам благословения «из неиссякаемого источника Своей щедрости» через людей, которых Он использует как «ручейки» (“Catechism of the Church of Geneva,” в работе Кальвина, Treatises on the Sacraments [перевод Бевериджа; Fearn: Christian Heritage, 2002], стр.70–71).

[77] Например, Sermons, стр.204.

[78] Sermons, стр.113.

[79] Sermons, стр. 119, 123.

[80] Кальвин рассматривает ангелов, патриархов, пророков и царей как наших спутников в союзе с Христом, вместе с другими живыми христианами. См. Sermons, стр.113, 117, 120, 223–24.

[81] См. «Наставление в христианской вере», 3.1.1.

[82] См. Commentary, стр. 205 , о союзе с Отцом, стр.220, 235.

[83] Sermons, стр.333 См. также Commentary, стр.270.

[84] Sermons, стр.291, 355, 579–81, 603. См. Commentary, стр.262, 291.

[85] Sermons, стр.602.

[86] Идея о жизни Христом представлена, например, в Sermons, стр.356, 360, 404. См. Commentary, стр.324.

[87] Полезная информация по данной теме представлена в работе Л. Л. Морриса, The Gospel according to John (второе издание; NICNT; Grand Rapids: Eerdmans, 1995), стр.331–33, а также в работе Д. А. Карсона, The Gospel according to John (Pillar New Testament Commentary; Leicester: IVP , 1991), стр.277–78.

[88] Цитируется в работе Р. С. Уоллеса, Calvin’s Doctrine of the Word and Sacrament (Edinburgh: Scottish Academic, 1995), стр.198. См. также, Commentary, стр.323, и Sermons, стр.578, 614.

[89] См. комментарий на Ин. 6:53 в Commentaries on the Gospel according to John in Calvin’s Commentaries: Volume XVII (перевод В. Прингла; Grand Rapids: Baker, 1993), стр.265.

[90] Sermons, стр.581. См. также стр.403. Крещению не уделяется такое же внимание, как, например, в Sermons, 193, 330.

[91] «Наставление в христианской вере», 4.17.9. Он цитирует сам отрывок. Мы не можем использовать ссылки на библейские тексты, представленные в современных переводах «Наставления в христианской вере», так как большинство из них не появляется в оригинальной версии «Наставления в христианской вере». См. работу Мюллера, Unaccommodated Calvin, стр.141.

[92] Commentary, стр.323.

[93] Кальвин не был единственным, кто придавал пятой главе Ефесянам огромную важность. См. работу Г. Занкиуса, Of the Spiritual Marriage between Christ and the Church, and every Faithfull Man (Cambridge: John Legate, 1592). Интересен тот факт, что размышления Занкиуса похожи на мысли Кальвина: «Бог наделил всеми благими дарами только Христа-Посредника. Таким образом, если они не будут исходить от Христа как источника и передаваться нам, мы не сможем быть Его причастниками» (стр.132–33).

[94] См. работу Гарсии, Life in Christ, стр.149–95.

[95] Commentary, стр.276.

[96] Sermons, 353 (подчеркнуто автором), стр.355.

[97] Sermons, 346 (подчеркнуто автором). См. также 357, и «Наставление в христианской вере», 4.2.24.

[98] Sermons, стр.600–601.

[99] Sermons, стр.206 См. также стр.391.

[100] Т. Харт, “Humankind in Christ and Christ in Humankind: Salvation as Participation in Our Substitute in the Theology of John Calvin,” SJT 42 (1989): стр.83–84. См. также работу Д. Б. Торренса, “The Incarnation and ‘Limited Atonement,’” Scottish Bulletin of Evangelical Theology 2 (1984): стр.32–40.

[101] Commentary, стр. 323–324 (подчеркнуто автором).

[102]Sermons, стр. 601 (подчеркнуто автором).

[103] Sermons, стр.602.

[104] Commentary

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.