10.07.2011
Скачать в других форматах:

Джонатан Эдвардс

Религиозные чувства

5. То, что чувства приходят с текстами Писания, удивительно донесенными до разума, не является признаком того, что они являются или не являются истинно святыми и духовными.

Не есть признак того, что чувства не являются благодатными, то, что они вызваны Писанием, входящим в разум, при условии, что именно само Писание (или истина, которую Писание, таким способом донесенное, содержит и преподает), является основанием чувства, а не единственно или главным образом внезапный и необычный способ его вхождения в разум.

Но, с другой стороны, также не является каким-либо признаком того, что чувства благодатны, то, что они возникают по случаю внезапного и чудесного вхождении Писания в разум, будь то чувства страха или надежды, радости или печали, или чего-либо иного. Кажется, некоторые смотрят на это как на хорошее доказательство того, что их чувства спасительны, особенно если пробужденные чувства — это надежда или радость или что-либо другое, приятное и доставляющее наслаждение. Они будут упоминать это как доказательство того, что все хорошо, что их переживание пришло со Словом, и будут говорить: «В мой разум были принесены такие-то сладкие обетования; они пришли внезапно, как будто они были проговорены мне: я не участвовал в доведении такого текста до моего собственного ума; я не думал ни о чем, что привело бы меня к нему; он пришел совсем внезапно, так что я был удивлен. Я давно не думал об этом; вначале я не знал, что это было Писание; я не помнил, чтобы я когда-либо читал это». И, возможно, они добавят: «Один текст Священного Писания вплывает за другим; тексты из всей Библии, самые сладкие и приятные, и самые подходящие и удачные, которые только можно представить, наполнили меня настолько, сколько я мог вместить. Я мог только стоять и восхищаться; я был полон радости и не мог больше сомневаться». Таким образом, они думают, что они имеют неоспоримое свидетельство того, что их чувства происходят от Бога, и что они имеют правильное свойство и хорошее состояние, — но безо всяких оснований. Как они достигли такого правила, что если какие-либо чувства или переживания возникают с обетованиями и с утешительными текстами Писания, необъяснимо доведенными до их ума, или если большое количество сладкозвучных текстов следуют друг за другом в цепочке, то это верное доказательство того, что их переживания спасительны? Где такое правило следует искать в Библии — великом и верном руководстве по подобным вещам?

Кажется, вот что обманывает многих из менее понимающих и внимательных людей: то, что Писание есть Слово Божье, не имеет в себе ничего неправильного, но есть чисто и совершенно, и поэтому те переживания, которые приходят от Писания, должны быть правильными. Но в таком случае следует учесть, что чувства могут возникнуть в связи с Писанием, а не собственно вытекать из него как его подлинный плод и через его правильное использование; но проистекать из злоупотребления им. Все, что можно утверждать в связи с чистотой и совершенством Слова Божьего в отношении опыта, — следующее: те переживания, которые согласуются с Божьим Словом, правильны и не могут быть иными; но не то, что должны быть верными те чувства, которые возникают в связи с тем, что Слово Божье пришло на ум.

Есть ли какое-либо доказательство того, что дьявол не может приводить тексты Писания на ум и неправильно применять их для ввода людей в заблуждение? Кажется, в этом нет ничего, что превзошло бы силу сатаны. Это работа такой могущественной силы — приносить любые звуки или буквы в разум людей, что у нас есть все причины предполагать, что ничто меньше Всемогущества не может быть достаточным для этого. Если сатана имеет силу вообще приносить любые слова или звуки в разум людей, он может иметь силу и для того, чтобы приносить слова, содержащиеся в Библии. Нет более высокой силы, требуемой в людях, чтобы производить звуки, которые выражают слова текста Писания, чем та, которая производит звуки, выражающие слова праздной истории или песни. Таким образом, та же сила сатаны, которая достаточна для того, чтобы обновить один из этих видов звуков в уме, достаточна и для того, чтобы обновить другой; разное обозначение, которое зависит полностью от обычая, не меняет ситуации в отношении способности производить или оживлять звуки или буквы. Или кто-либо предположит, что тексты Писания — это такая священная вещь, что дьявол не посмеет злоупотреблять ими или прикасаться к ним? В этом они также ошибаются. Тот, кто был достаточно дерзким, чтобы завладеть Самим Христом и водить Его: в пустыню, на высокую гору и на крыло храма, не боится прикасаться к Писанию и злоупотреблять им в своих собственных целях, как он показал это в то же самое время, когда был дерзок со Христом: тогда он приводил один за другим тексты Писания, чтобы обманывать и искушать Его. И если сатана осмелился, и ему было позволено ввести Христу в мысли тексты Писания, чтобы искушать Его, то какую причину мы имеем, чтобы решать, что он не смеет, или ему не будет позволено посылать нечестивым людям в разум тексты Писания, чтобы искушать и обманывать их? И если сатана может так злоупотреблять одним текстом Писания, то он может делать это же и с другим. То, что такой-то текст является превосходным местом Писания, утешительным и драгоценным обетованием, не меняет его дерзости или способности. И если он может приводить на ум один утешительный текст, то он может привести и тысячу; и он может выбирать такие отрывки Писания, которые наилучшим образом послужат его цели; и он может нагромоздить обетования Писания, способные, из-за их извращенного применения им, удивительно устранить нарастающие сомнения и утвердить ложную радость и уверенность несчастного обманутого грешника.

Мы знаем, что инструменты дьявола — развратные и еретические учителя — могут извращать и извращают Писание к своей собственной погибели и к погибели других (2 Пет. 3:16). Мы видим, как они свободно используют Писание в любой его части: нет текста, настолько священного и драгоценного, что им не было позволено злоупотреблять им, к вечному разрушению множества душ; и нет оружия, которым они пользуются, и с помощью которого они производят большее опустошение. И нет никакой причины полагать, что дьяволу, как и его инструментам, не позволяется использовать Писание. Ибо когда последние делают это, они делают это как его инструменты и рабы и через его подстрекательство и влияние. Несомненно, и он делает это же и подстрекает других делать это; слуги дьявола всего лишь следуют за своим господином и выполняют ту же работу, что и он сам.

И как дьявол может злоупотреблять Писанием, чтобы обманывать и губить людей, так и собственное человеческое безумие и развращенность могут делать то же. Грех, который живет в людях, действует, как и его отец. Собственные сердца людей обманчивы, как и дьявол, и они используют те же средства, чтобы обманывать.

Итак, очевидно, что люди могут иметь высокие чувства надежды и радости, возникающие в связи с текстами Писания, более того, с драгоценными библейскими обетованиями, приходящими внезапно и удивительно им на ум, как будто они были проговорены им, и даже с большим множеством таких текстов, следующих друг за другом чудесным образом; и, тем не менее, всё это — не доказательство того, что эти чувства божественны, или что они являются чем-то иным, кроме действия сатанинского заблуждения.

Далее, я отметил бы, что люди могут иметь радостные и приподнятые чувства, которые могут исходить от Слова Божьего, и эти чувства могут быть не от сатаны, и не собственно от развращенности их собственных сердец, но от некоторого влияния Духа Божьего с помощью Слова, но, тем не менее, не иметь ничего общего с природой истинной и спасительной религии в них. Так, слушатели с каменистой почвой получали большую радость от услышанного, и эта радость представлена как возникающая от Слова, подобно растущему семени. Чувства слушателей по своему виду имели очень большое и точное сходство с теми чувствами, которые представлены ростом семени на доброй почве, и разница проявилась только тогда, когда она была обнаружена впоследствии во время испытания, и, тем не менее, в этих чувствах не было спасительной религии.*

 

* Стоддард (Stoddard) в своей книге «Путеводитель ко Христу» говорит об этом как о распространенном явлении у людей, пребывающих в естественном состоянии, и прежде чем они истинно приняты Христом, когда обетования Писания приходят к ним, принося немалое оживление, которое они принимают как знаки Божьей любви и надежду на то, что Бог принял их; и так они уверены в своем благом положении.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.