25.03.2011
Скачать в других форматах:

Джон Дункан Макки

История Шотландской Реформации

Глава III. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

Источник: http://refspb.ru/

 

  В начале XVI века Англия характеризовалась гуманистами, но никто из них не отделял себя от старой Церкви. Однако такой гуманист, как Коле, смело подходивший к изучению Нового Завета, руководствовался восхвалением принципа простоты в религии и осуждал  злоупотребления обрядами, что привело к осуждению его в том, что он был последователем Уиклифа. О Томасе Море уже говорили как о примере английского ученого, который был сторонником Эразма.

  Тем не менее, традиция лоллардов выжила. Известно, что небольшие группы искренних людей тихо собирались, чтобы молиться и читать Библию, и смерть одного из них, Ричарда Хунна, в 1514 году в архиепископской тюрьме Св. Павла, вызвала вспышку недовольства, которая показала всю силу антиклерикальных настроений в Англии.

  Король Генрих VIII совсем не противостоял доктрине о том, что король Англии должен быть свободен от Римского вмешательства. Но его премьер-министр Томас Уолси, который вскоре должен был стать кардиналом, достиг компромисса в этом вопросе, и до его смещения в 1529 году реформа в религии не допускалась.

  Тем не менее, начали возникать новые идеи. Уже в 1521 году группа молодых преподавателей Кембриджа обсуждала взгляды Лютера, а «Таверна Белой Лошади», где они встречались, получила название «Германия». Они предполагали найти  поддержку гуманистов среди высшего духовенства, но когда в 1523 году один из них, Уильям Тиндал, предложил перевести Новый Завет на английский язык, его проект был осужден настолько энергично, что он почел за лучшее покинуть Англию. Он бежал в Германию и уже там в 1526 году осуществил задуманный им перевод. Известно, что помимо латинской и немецкой он также использовал и греческую версию. Благодаря этому он придал иной смысл привычным словам из Вульгаты. Сaritas, poenitentia, confiteri, presbyterus, gratia и ecclecia были истолкованы, по крайней мере, в некоторых случаях, как «любовь», «покаяние», «признавать», «старейшина», «благосклонность» и «собрание». Результатом такого подхода должно было стать умаление значения «дел» и отречение от старых традиций.[1]

  Тревога, вызванная в консервативных умах Библией Тиндала, усилилась появлением полемических работ. Среди них «Мольба за нищих», написанная в 1527 году Симоном Фишем, который поставил жесткое требование о конфискации собственности духовенства: «Следует впрячь в повозку Святых Воров и хлестать до тех пор..., пока не смогут работать». Единственным ответом  Уолси на это стало разжигание огромных костров из Новых Заветов, но новое учение распространялось, подготавливая необходимые условия для осуществления реформации Генрихом VIII.

  В значительной степени это было политическим актом.

  Генрих отчаялся дождаться появления сына. Екатерина Арагонская родила ему семерых детей, но все они, кроме единственной дочери Марии, умерли еще во младенчестве, и Генрих начал объяснять свои несчастья карой небес. Она не могла быть направлена против его верной жены, а еще меньше - против него самого, который получил звание «Защитника веры» из-за сочинения «Защита семи таинств», написанного им в 1521 году, и который единственный из европейских монархов был предан Папству. Должно быть, зло, лежащее в основе брака с женой собственного брата, пробудило сомнения и в самом Риме. Со спокойной совестью он был убежден в неправильности своего брака и верил, что Папа высвободит столь заслуженного Правителя из-под неподобающего для него ярма. Вскоре он разочаровался, убедившись, что папская оппозиция, по крайней мере, отчасти, была продиктована чисто политическими соображениями; в 1527 году Римский папа  попал под влияние Карла V, племянника жены Генриха, которую король Англии пытался сбросить со счетов.

Король, чье намерение если не возникло, то усилилось благодаря его любви к Анне Болей, пытался оказать давление на Папу, начав с поддержкой парламента открытое нападение на папские привилегии в Англии. Папа не уступал; и когда стало ясно, что у Анны будет  ребенок, Генри заставил Кранмера объявить его брак с Екатериной недействительным, женился на Анне и, в конечном счете, в 1534 году «Актом верховной власти» передал короне все папские права и привилегии в Англии.

Короля поддерживали антиклерикальные настроения, и он укрепил свое  положение тем, что продавал, а не отдавал мелкопоместному дворянству и растущему среднему классу многие земли, принадлежащие прекратившим свою деятельность религиозным домам. Он противостоял консервативному восстанию, известному как Паломничество Благодати (1536-1537), не обращал внимания на угрозу великого римско-католического крестового похода против него и правил как глава и Церкви и Государства до своей смерти в 1547 году.

Он никогда не был протестантом по вере; даже в глазах его врагов он был скорее схизматиком, нежели еретиком. Тем не менее, он сделал Кранмера архиепископом, разрешил использование Библии на английском языке в Церкви, а к концу его правления некоторые из наиболее влиятельных представителей аристократии повернулись в сторону протестантства, и это были те, кто преобладал в Совете, когда он умер.

Сыну Генриха, Эдуард VI, ставшему его преемником, еще не было и десяти лет, и власть находилась в руках его дяди Эдуарда Сеймура, ставшего герцогом Сомерсетским. Сомерсет был благонамеренным человеком, и во время его правления под руководством Кранмера Англия без лишних усилий шла по пути реформ. Право разрешения на брак было отдано духовенству, но первая «Книга общественного богослужения» в 1549 году была консервативной, почти лютеранской. Она была написана на красивом английском языке Кранмера, но основывалась на старом латинском «Сарумском обряде» и на измененном требнике кардинала Квигнона. Мирянам подавали и вино и хлеб, но служба причастия так выражалась словами, что оставляло возможность «реального присутствия», и даже такой убежденный романист,  как архиепископ Гардинер, понимал, что может согласиться с этим. Однако в 1549 году Сомерсет прекратил свое правление. Его преемником стал граф Варвик (отец Лестершира Елизаветы), который вскоре стал герцогом Нортумберлендским. У него не было определенных религиозных принципов, но его политические воззрения привели его в политику сильного протестантства.

Обязанный противостоять сторонник Марии (наполовину испанки), сестры умирающего молодого короля, и не допускать её  вступление на престол, он  оказал свое покровительство воинствующим реформатам, укреплявшихся за счет пришествия искренних беженцев из многих земель, включая Джона Нокса. Под их влиянием была составлена вторая «Книга общественного богослужения» (1552), которая стала почти, если не полностью, цвинглианской. Слова службы причастия подчеркивали, что это является актом воспоминания, а в знаменитой «Черной рубрике», которая, как говорят, была вставлена по требованию Джона Нокса, говорилось, что положение на коленях во время принятия причастия действительно является выражением почитания, но не подразумевает веру в действительное присутствие.

         Насилие Нортумберлендского правителя не только в религии возбуждало оппозицию; его попытки поставить на английский престол свою невестку леди Джейн Грей не нашли поддержки, и на престол по праву старшей дочери Генриха VIII  взошла  Мария, которая держалась очень решительно.

Утверждают, что в момент кризиса королева давала обнадеживающие обещания готовой к протестантству восточной Англии, и, конечно, ее воззвание в августе 1553 года дало надежду на терпимость. Даже Нокс, который проповедовал в то время в Англии, молился за «нашу высочайшую Леди - королеву Марию, хотя предполагают, что это было предназначено для её просвещения.. Тем не менее, в голове Марии не было сомнений. Она намеревалась восстановить  Англию для Рима, выйти замуж за испанского короля Филиппа и отстоять память своей матери. Уверенная, что правда на ее стороне, она, озлобленная своей бездетностью и пренебрежением мужа, решила спасать души своих людей,  сжигая тела еретиков. Среди ее жертв были епископы Хупер,  Латимер и Ридли, архиепископ Кранмер и, что более существенно, сотни простых мужчин и женщин, которые выделялись тем, что скорее сгорят, чем откажутся от своей веры.

         В ноябре 1554 года Англия официально примирилась с Римом, но огонь не сделал свое дело. Неглубоко верующие наблюдатели видели истинную храбрость. Для королевы все складывалось неблагоприятно. Парламент отказался восстанавливать церковные земли. Король Филипп остался за границей, и хотя он имел успех в Нидерландах, город Кале для французов был потерян, а испанцы не прилагали никаких усилий для его возвращения. Филипп уже занимался предварительными переговорами за мир в Кате-Камбресе и не хотел прерывать предварительное совещание о надвигающемся мире между Габсбургом и Валоисом. Неудачливая и несчастная Мария умерла в ноябре 1558 года, и ее преемницей стала единокровная сестра Марии Елизавета, за которой уже ухаживал её муж.

        Елизавете, как дочери Анны Болей, чей брак ознаменовал разрыв с Римом, казалось, было предписано судьбой стать протестанткой, но, по мнению большинства, она не могла управлять страной иначе как католичка, если вообще должна была управлять. В глазах католиков она тоже выглядела незаконно, и у них была  более подходящая кандидатура в лице Марии королевы Шотландии (с июля 1559 года по декабрь 1560-го королевы Франции), обладающей как праправнучка Генриха VII большими правами на английский престол. Конечно, считалось, что влиятельные силы Римско-католической церкви, примирившиеся, в конечном итоге, друг с другом, должны объединиться, чтобы назначить законную наследницу на английский престол. Елизавета, обладавшая смелостью Тюдоров, искусством Тюдоров и способностью Тюдоров понимать настроение Англии, и у которой помимо этого были хорошие консультанты, сорвала цветок безопасности из провоцирующей угрозы. Она догадалась, что Филипп, управляющий Испанией и Нидерландами, не захочет видеть на английском престоле королеву, которая, в сущности, является француженкой, и она не ошиблась. Испанский король предполагал, что Елизавете обязательно нужно будет принять его покровительство и править как католичка; но скоро его глаза открылись. Елизавета не собиралась давать такого согласия, и перед лицом французской оппозиции Филипп не осмелился  добиваться его силой.

        Получившая, как казалось, небольшую свободу, решительная королева четко обозначила своё положение. На первом заседании Парламента в 1559 году Акт о верховной власти отдал ей все права и привилегии Папы в Англии, хотя она притязала не на то, чтобы стать главой Английской церкви, а только верховным «Правителем». Акт о единообразии сделал обязательным открытое использование Книги общественного богослужения. Теперь обряд причащения вином и хлебом сопровождался словами из молитвенника Эдуарда VI, а верующие могли делать любое толкование.

         Для остальных английская церковь с её епископами и диаконами, ризами и утварью напоминали старую римскую церковь, что оскорбляло религиозные чувства пуритан, но приблизительно 90% из числа старого духовенства, некоторые из которых жили при Эдуарде VI,приняли новое управление. Тем не менее, учение церкви было протестантским, а ее положение сразу пошатнулось, когда стала набирать силу контрреформация.

 

 

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

 

         Союз сил Римско-католической церкви, подъем Иезуитов, которые под предводительством своего второго генерала Лайнеза, приняли конституцию, одобренную Папой; третье заседание Тридентского Собора, проходившее с января 1562 года до декабря 1563 года, которое реорганизовало силы старой церкви - все это подчеркнуло цель Рима восстановить потерянные владения, а вступление на престол Филиппа II привело к осуществлению замысла могущества имперской Испании. По всей Европе протестанты должны искать защиты не меньше, чем в Англии. Против Англии нападение могли начать во имя принцессы, ставшей к тому времени законной королевой Англии в глазах всех католиков, и, фактически, королевой беспокойной земли, которая граничила с Англией на севере, в течение столетий считала англичан «старыми врагами».

        Елизавета не могла воспрепятствовать правлению Марии в Шотландии, но она  была уверена, что Шотландия не будет католической страной, когда из Франции вернулся ее соперник, чтобы править там; а когда в 1559-1560 годах в Шотландии вспыхнула протестантская революция, английская королева была более чем готова ее поддержать.

         Итак, наконец, мы приближаемся к истории Шотландской реформации. Она не началась в 1559 году, а стала частью движения, которое потрясало Европу в течение более чем двадцати лет.

Эти потрясения возникали не только по религиозным мотивам, свою роль сыграли также политические, экономические и социальные стремления, и на протяжении сорока лет на Шотландию оказывалось влияние со стороны других земель: Германии, Швейцарии, Франции, и со стороны  Англии. Несомненно, что когда сама Шотландия избавилась бы от власти Рима, реформаторы усиленно стремились бы извлечь пользу из опыта других стран. Вот почему до изучения непосредственно Шотландской реформации необходимо понять значение и процесс Реформации во всей Европе.


[1] Хорошим примером того является греческое слово μετανοια,  означающее внутреннюю перемену в сердце, тогда как покаяние было внешним актом.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.