31.01.2011
Скачать в других форматах:

Питер Г. Феенстра

Невыразимое утешение. Комментарий на каноны Дортского синода

Первая глава. Исторический контекст канонов Дортского синода

 

Наряду с Бельгийским исповеданием веры (1561 г.) и Гейдельбергским катехизисом (1563 г.), реформатские церкви принимают каноны Дортского синода в качестве одного из своих вероисповедных стандартов. Мы называем упомянутые документы «Тремя формами единства». Так как каноны Дортского синода представляют собой точное изложение библейского учения, их следует читать или изучать не просто как исторический документ, но как исповедание реформатских церквей, а точнее как наше собственное исповедание веры.

 

Церковь и ее исповедание

Церковь по своей природе является исповедующей Церковью. Она представляет собой собрание людей, которые веруют сердцем и исповедуют устами.

 

Служители Церкви ответственны за то, чтобы поместная община жила в соответствии со своим исповеданием, ведь они обязаны пасти Божье стадо, в котором Святой Дух поставил их блюстителями (Деян. 20:28). Старейшина должен держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен  наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1:9), потому что каждый член церкви обязан, оставив начатки учения Христова, поспешить к совершенству (Евр. 6:1).

 

Исповедание — это обязанность каждого члена завета и Церкви Господа Иисуса Христа (Гейдельбергский катехизис, день Господень12, вопрос/ответ 32). Автор Послания к Евреям в 10:23 призывает  «...держаться исповедания нашего неуклонно...». Таким образом, община должна «...подвизаться за веру однажды преданную святым» (Иуд. 3).

Стоя перед общиной и обещая жить как Божьи дети, мы тем самым публично исповедуем свою веру и убеждение в том, что учение Ветхого и Нового Завета, как оно изложено в наших вероисповедных документах (в «Трех формах единства»), представляет собой верное и завершенное учение о спасении. Таким образом, если мы желаем быть истинными членами Церкви Христа, нам необходимо досконально знать наши исповедания веры.

 

Вероисповедные документы обладают авторитетом, потому что они основаны на Слове Божьем и представляют собой краткое изложение содержания Святого Писания. Высказываясь или действуя против исповеданий веры, мы нарушаем обет, данный нами во время исповедания веры пред общиной. В тот момент служитель задавал нам следующий вопрос: «Верите ли вы всем сердцем в учение Слова Божьего, как оно изложено в исповеданиях веры и представлено в учении нашей поместной христианской общины? Обещаете ли вы по милости Божьей пребывать в этом учении в жизни и смерти, отвергая все ереси и заблуждения, которые противоречат Святому Писанию?»[1] Наш Господь Иисус Христос крайне резко отзывается о тех, кто отвергает свое исповедание: «а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:33).

 

Конечно, мы можем дать человеку экземпляр Святого Писания и сказать: «В этой книге вы найдете суть моей веры», однако, с таким же успехом мы можем ознакомить его с нашими вероисповедными документами. Каноны Дортского синода, как исповедание веры, важны по четырем основным причинам:

 

  1. Они представляют собой отклик Церкви на Слово Божье, которая, пребывая в вере, отвечает на обетования завета.
  2. Они образуют собой своего рода шаблон, с помощью которого Церковь хранит единство веры. Церковь Христова должна избегать единства с другими религиозными группами за счет верности исповеданиям.
  3. Они охраняют Церковь от ереси. Будучи членами Тела Христа, мы не должны безразлично относиться к другим учениям. Всякая ложная доктрина и учение, которое не основано на Святом Писании, должно быть выявлено и опровергнуто. Церковь Господа является «домом Бога живого, столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:15). Каждый член Церкви призван защищать и хранить истину от ересей, неверия и ложного учения. Истина не выносит лжи.
  4. Они связывают нас с прошлыми поколениями христиан и с теми, кто действительно желает в истине служить Господу в наши дни. Единство в вере и в исповедании объединяет людей. Позволяя членам поместной общины верить во что они пожелают, мы разрушаем единство веры. Мы должны пребывать в единстве и с остальными верными церквями (которые также представляют собой Тело Христово) во всем мире (1 Кор. 1:2). Вероисповедные документы, такие как каноны Дортского синода, являются прекрасным средством для достижения церковного единства. Благодаря исповеданиям веры, служители и члены поместной церкви стоят на одном и том же основании, признавая  друг в друге братьев и сестер в Господе.

 

Почему были написаны каноны Дортского синода?

Ересь арминианства не возникла в среде реформатских церквей Нидерландов неожиданно, откуда ни возьмись. Арминианство укоренено в каждом человеческом сердце. Суть данного учения заключается в следующем: хорошее или плохое человечество по своей природе? Можем ли мы внести какой-либо вклад в собственное спасение?

Придерживаясь учения Святого Писания, мы исповедуем, что: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено...» (Иер.17:9). Наша воля неспособна избирать добро или зло  по одной простой причине: все наше естество, сердце, душа и разум, пребывают в рабстве греха. Только Бог-Святой Дух может произвести в нас добро. Кроме того, мы не можем внести свой вклад в собственное спасение. Мы избраны к вечной жизни по Божьему суверенному благоволению, а не на основании наших действий.

 

На протяжении столетий, предшествующих созыву Дортского синода, такие мужи как Августин, Лютер и Кальвин защищали учение об избрании, предопределении и суде от лжеучений Пелагия, Римско-католической церкви и Эразма Роттердамского.

 

Пелагий

Британский монах Пелагий, живший в V столетии, верил во врожденную благость человека. Он не принимал учения о том, что дети «зачинаются и рождаются в грехе, а поэтому обречены на всевозможные страдания и даже проклятие».[2] Он считал, что человечество грешит, следуя плохому примеру других. Но Христос показал нам хороший пример, которому нам необходимо следовать. В таком случае, человек может спасти себя от наказания,  если будет предпринимать достаточно усилий и следовать примеру Христа. Пелагий отрицал учение о полной человеческой испорченности.

 

Римско-католическая церковь и полупелагианство

Католическое учение о спасении — яркий пример полупелагианства. Пелагий учил, что человек духовно здоров. Для спасения ему не нужен Христос. Католики считают, что человечество поражено духовной болезнью. Христос — это лекарство, которое помогает людям почувствовать себя лучше. Для спасения вам нужен Христос, однако многого можно достичь и добрыми делами.

 

Влияние Эразма Роттердамского

Эразм был нидерландским «христианским» гуманистом. Основная предпосылка гуманизма — благость человека. Эразм Роттердамский преподнес это философское учение в христианской обертке. Несмотря на то что этот мыслитель выступал против многих практик и учений Римско-католической церкви, он так и не принял учение Реформации о спасении единственно чрез Иисуса Христа и только по вере. В отличие от учения Лютера о рабстве воли, Эразм Роттердамский отстаивал взгляд о свободе воли.

 

На Дортском синоде реформатские церкви Нидерландов были призваны защитить истину Святого Писания от арминианского учения, которое было очень похожим на взгляды Пелагия, Римско-католической церкви и Эразма Роттердамского. В течение многих лет, предшествовавших созыву Дортского синода, в реформатской среде нарастало противостояние по двум основным богословским вопросам.

 

Доктринальные вопросы

Прежде всего, затрагивался доктринальный вопрос. На Эмденском соборе в 1571 году реформатские церкви приняли Бельгийское исповедание веры и Гейдельбергский катехизис в качестве доктринальных стандартов. Десять лет спустя синод в Миддельбурге постановил, чтобы все профессоры богословия, служители, старейшины, диаконы и учителя школ подписывали официальный документ, подтверждающий, что они согласны с учением, изложенным в вероисповедных документах реформатских церквей.[3] Далеко не каждый согласился с таким постановлением. Некоторые считали, что нет никакой необходимости подписываться под доктринальными стандартами.

Тем не менее, с течением времени стало очевидно, что участники Миддельбургского синода приняли мудрое решение. Учение и проповедь некоторых служителей стали причиной беспокойства и тревоги. Например, Дирк Корнхерт отвергал необходимость исповеданий веры и считал любого человека, считавшего себя богобоязненным, будь то католик, лютеранин, реформат, баптист или мусульманин, братом во Христе. Он верил, что человек должен стремиться к добродетели и следовать за Христом, Которого Корнхерт считал хорошим примером, но не Искупителем. Дирк Корнхерт ратовал за существенное расширение границ доктринальных стандартов (например, использование только Апостольского символа веры), благодаря чему церкви будут едины, избежав деноминационных разделений.[4]

 

Вопросы церковного управления

Второй существенный вопрос затрагивал область церковного управления. Реформатская церковная политика почтительно относится к власти поместной церкви. Мы образуем федерацию поместных общин с церковными советами, региональными и общими синодами.  Крупные собрания служат на благо поместных общин. Однако в те времена (имеется в виду XVII век) в духовных (церковных) вопросах верховная власть принадлежала гражданскому правительству. Это значит, что гражданская власть имела право назначать и смещать с должности служителей, проверять кандидатов на пасторское служение и созывать синоды.

 

Большинство из тех, кто поддерживал таких служителей как Корнхерт, предпочитали эрастианскую[5] систему управления (потому что большинство представителей власти придерживались «арминианской» точки зрения). Правительство не желало созывать синод для рассмотрения вопросов, затронутых арминианами. Оно стремилось сохранить мир любой ценой.[6] Однако, если основание Церкви начинает проседать и трещать по швам, тогда не следует ожидать мира и единства.

 

Взгляды Якова Арминия

С появлением на исторической сцене Якова Арминия (1560-1609) конфликт достиг своей наивысшей точки кипения. Арминий получил реформатское образование в Лейденском университете и в Женеве. Однако, с течением времени, этот богослов отошел от учения Святого Писания (как оно представлено в Бельгийском исповедании веры и Гейдельбергском катехизисе) по нескольким доктринальным вопросам.

 

В 1588 году Яков Арминий был рукоположенным служителем одной из реформатских церквей Амстердама. Община хорошо принимала его проповеди и ценила его верное служение. Но спустя пять лет после назначения Арминия на пасторское служение, у нескольких членов его церкви закрались подозрения.[7] Проповеди Якова Арминия свидетельствовали о том, что он не соглашался с некоторыми пунктами реформатских исповеданий веры, в частности, с учением о предопределении и избрании (Бельгийское исповедание, статьи 16 и 17). Однако, беседуя с членами церковного совета и коллегами, он уверял, что верен доктринальным стандартам, а его мнение было вопросом экзегезы (истолкования текста). Он обещал, что не будет учить ничему, что бы противоречило Гейдельбергскому катехизису или Бельгийскому исповеданию веры.

 

Однако Арминию нельзя было доверять. Однажды он признался, что статья об избрании в Бельгийском исповедании веры нуждается в тщательном пересмотре. Яков Арминий считал неприемлемым учение о том, что единственным основанием для избрания было Божье суверенное благоволение. Куда девать, в таком случае, человека и его веру? Проповедуя на стихи из Послания к Римлянам, Яков Арминий вел себя вызывающе. Объясняя первые главы, он неоднократно отмечал, что его слушателям «лучше было бы оставаться в римско-католической церкви, потому что в таком случае, они хотя бы совершали добрые дела, надеясь получить вечную награду, чем пребывать в реформатской церкви и не творить вообще никаких дел».[8] Проповедуя на главы 5 и 6  Послания к Римлянам, Арминий учил, что смерть неизбежна даже для тех, кто никогда не согрешал, так как бессмертен только Бог. Он утверждал, что слова Павла из главы 7 того же послания: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», относятся к периоду его жизни до обращения в христианство. Объясняя главы 8-11, Арминий делал ударение на свободной воле человека. Проповедуя на главу 13, он утверждал, что верховная власть в религиозных вопросах принадлежит гражданскому правительству.[9]

 

В 1602 году Арминий был назначен на должность профессора Лейденского университета. В этом учебном заведении Франциск Гомарус стал его главным оппонентом. Причина, по которой Гомарус выступал против Арминия, была проста: «Я бы не посмел приблизиться к Божьему престолу, если бы верил в то, во что верит Арминий».

 

Студенты (кандидаты на пасторское служение) Якова Арминия находились под влиянием его взглядов, хотя на людях он делал вид, будто является ортодоксальным реформатом, хранящим верность церковным вероисповедным документам. Дошло до того, что студентам Арминия запретили публиковать его лекционные заметки.

 

На основании экзаменационных проверок кандидатов на пасторское служение, которые были студентами Якова Арминия, стало ясно, что у него есть последователи. Несколько церквей стали возмущаться положением дел в университете. Они также были обеспокоены уровнем подготовки кандидатов на пасторское служение в Лейдене. Однако Арминий постоянно подчеркивал свою приверженность ортодоксальным реформатским взглядам, поэтому гражданские власти не предпринимали никаких действий.

 

Итак, Яков Арминий и его последователи вызвали возмущение в реформатских церквях Нидерландов. Под ударом находился характер и авторитет исповеданий веры. Обычные члены церквей были смущены критикой принятых стандартов веры.

 

Точка зрения арминиан

Яков Арминий умер в 1609 году. Однако его последователи продолжили начатую им борьбу. Симон Епископус стал официальным представителем арминианской партии. У него было достаточно поддержки для того чтобы получить назначение на профессорскую должность в Лейденском университете, в котором он работал с 1612 по 1619 год.

 

Отстаивая истину Святого Писания, реформатские церкви яростно сопротивлялись арминианским взглядам. Кандидатов на пасторское служение тщательнейшим образом подвергали проверке по спорным вопросам. Церкви, которые желали оставаться верными Господу и Его Слову, внесли предложение, чтобы кандидаты на пасторское служение подписывались под исповеданиями веры по новым, более строгим формам. Арминиане выразили протест. В 1610 году они составили документ под названием «Ремонстрация» (официальное возражение). В этом документе арминиане утверждали, что они желают не изменить смысл исповеданий, а только пересмотреть их. Однако, на основании «Ремонстрации», стало ясно, что арминиане подвергают нападкам саму суть Евангелия. В этом документе были представлены следующие взгляды:

  1. Бог избирает людей на основании веры, которую Он предвидел в них.Вера — это условие, которое должен выполнить человек, прежде чем Бог изберет его. Избрание зависит от действия человека, а не от Божьего суверенного благоволения. Кто будет избран, решает не Бог, а человек. Человек будет спасен, если он решит принять Христа в свое сердце.
  2. Христово искупление предназначено для всех людей. Христос не обеспечил каждого человека спасением, но приобрел для людей возможность спасения. Действенность Христова искупления зависит от самого человека — примет он его или нет.
  3. Человечество способно совершать добро. Интуитивно и с помощью  Божьей благодати человек может быть возрожден и придти к вере по собственному решению. Спасение человека зависит от его свободной воли. Во всех духовных вопросах он может избрать либо добро, либо зло. Вера — это вклад человека в собственное спасение.
  4. Человек способен действенно сопротивляться возрождающей силе Святого Духа. Человек сам решает, будет он возрожден или нет. Святой Дух не может даровать жизнь, если человек сам этого не пожелает. Верующий может как пребывать в Божьей благодати, так и отпасть от нее. Вплоть до своего последнего вздоха верующий не может быть уверен в своем спасении. Стойкость в вере — это условие, которое обязан выполнить человек прежде своего избрания.

 

Основной вопрос

За всеми этими положениями скрывается один основной вопрос: «От кого зависит наше спасение?» С точки зрения арминиан, спасение — это плод сотрудничества Бога и человека. Бог предлагает спасение, а человек принимает его. Следующая диаграмма представляет типичное арминианское объяснение того, как люди обретают спасение.

 

Важное избрание

«старайтесь делать твердым ваше звание и избрание»(2 Пет.1:10)

 

ГОЛОСОВАНИЕ

 

Будете ли вы спасены?

Да

Нет

Бог проголосовал

Х

 

Сатана проголосовал

 

Х

Равное количество голосов! В таком случае, за вами остается решающий голос.

 Вам необходимо либо принять Бога, либо отвергнуть Его.[10]

 

«Конфликт затрагивал сущность Божественного суверенитета и природу человеческой ответственности».[11] Каноны Дортского синода учат о человеческой ответственности, которая подчинена Божественному суверенитету. Бог целиком и полностью суверенен, а мы целиком и полностью ответственны за свои действия.

 

Международное представительство на Дортском синоде

Доктрины, которые обсуждались на Дортском синоде, не были всего лишь богословской бурей в стакане нидерландских реформатских церквей. Ведь они касались жизненно важных вопросов жизни вселенской Церкви Христа. Поэтому на Дортский синод были приглашены иностранные реформатские богословы, чтобы помочь и высказать собственное мнение по  спорным вопросам. Эти богословы приехали из Германии, Англии и Швейцарии. Реформатские церкви Франции выразили желание отправить своих представителей, однако французское правительство запретило им выезжать в Нидерланды.

 

Ответ Дортского синода

Дортский синод (1618-1619 гг.) опроверг статьи ремонстрантов. Синод начал свою работу 13 ноября 1618 года, а завершил 9 мая 1619 года (в общей сложности было проведено 154 заседания!).

 

Следует отметить, что предыдущий синод созывался еще в 1586 году! Почему созыв синода так долго откладывался? Защитники реформатской веры ратовали за созыв синода, в то время как арминиане желали этого лишь в том случае, если участники синода согласятся полностью пересмотреть Бельгийское исповедание веры и Гейдельбергский катехизис в пользу доктринальных взглядов, представленных в «Ремонстранции».

 

Арминиане прекрасно знали, что если синод будет созван, тогда их взгляды будут опровергнуты и осуждены, так как большинство реформатских церквей не соглашались с ними. Все что было им нужно, так это дружеские беседы за чашечкой кофе. Они считали, что если невозможно прийти к соглашению, то церкви вправе соглашаться или не соглашаться с представленными учениями, но обязаны терпимо к ним относиться.

 

Однако, в действительности, арминиане желали свободы для беспрепятственного распространения собственных взглядов. Вот почему они подвергали сомнению обязательный характер и авторитет доктринальных стандартов. С благочестивым видом они провозглашали: «Наше правило – не исповедание веры, а Святое Писание!» Яков Арминий и его последователи неоднократно высказывались за пересмотр конфессиональных документов, чтобы в них могли быть включены и их взгляды. Они утверждали, что обязательный характер исповедания веры, по своей сути, противоречит авторитету Святого Писания и свободе совести человека.

 

Много современных евангельских христиан мыслят подобным образом. Они не видят необходимой взаимосвязи верующего с исповеданием его веры. Тем не менее, такие выражения как: «Только Библия является нашим руководством», не должны впечатлять нас.

 

Арминиане препятствовали созыву синода вплоть до прибытия в Нидерланды принца Мориса. Вначале принц Морис защищал реформатскую веру по политическим причинам (он был убежден, что в случае победы арминиан, единство Нидерландов будет нарушено). Впоследствии Морис поддерживал реформатов, которые отстаивали исповедания веры, так как он убедился, что их взгляды основаны на Святом Писании. По его инициативе был созван Дортский синод, и по благодати Божьей участники синода отстояли учение реформатской веры.

 

Арминиане присутствовали на первых заседаниях Дортского синода. Им была предоставлена возможность выступить с защитой своих взглядов. Однако с самого начала стало ясно, что при малейшей возможности арминиане препятствуют работе синода и избегают рассмотрения спорных вопросов. Участники синода пытались не обращать на их действия внимания до тех пор, пока не лопнуло терпение председателя синода Яна Богермана. Четырнадцатого января 1619 года арминиане были отстранены от присутствия и участия на заседаниях синода.[12] С этого момента взгляды ремонстрантов рассматривались на основании их письменных работ.

Ответ Дортского синода арминианам стал известен как «Пять статей против ремонстрантов» или «Каноны Дортского синода». Канон — это заявление церковного совета или синода, где сформулированы правила и принципы, в соответствии с которыми должны жить члены церкви. Арминиане выдвинули пять основных возражений против исповеданий веры реформатских церквей. Таким образом, пять канонов Дортского синода — это ответ на критику и возражения ремонстрантов. Два канона представлены вместе под одним заглавием (главы 3 и 4). В каждом каноне излагается определенное учение реформатской веры, и опровергаются соответствующие заблуждения.

 

Пять канонов Дортского синода

 

  1. Безусловное избрание

Избрание — это суверенное действие Божьей любви. Человеку не нужно выполнять определенные условия, чтобы Бог избрал его. Не избрание является плодом веры, а вера является плодом избрания.

  1. Ограниченное (партикулярное) искупление

Христос умер за избранных. Избрание зависит не от человеческой воли, а от Божьего милосердия и Его суверенного благоволения. Христос пришел спасти Своих людей от их грехов.  Господь предоставил человеку не возможность спасения, а приобрел для него настоящее, действенное спасение.

  1. Полная человеческая греховность

Все люди мертвы в грехе, и поэтому, по своей природе, неспособны совершать благо. Возрождающая сила Святого Духа, Который действует посредством проповеди Слова, приводит грешников к жизни.

  1. Непреодолимая благодать

Бог сильнее человека. Он способен сломить его сопротивление. Господь делает так, что человек начинает веровать в Него.

  1. Стойкость святых

Верующие могут впасть в грех, но не могут полностью отпасть от Божьей благодати. Стойкость святых — это результат избрания.

 

Структура канонов Дортского синода

Структура канонов Дортского синода, на первый взгляд, простая и ясная. Разве мы не говорим о Божьем предвечном постановлении об избрании и суде? Тем не менее, при внимательном рассмотрении статей каждого канона мы замечаем, что они не начинаются с описания того, что происходило на небесах прежде основания мира. Каждая глава помогает нам смотреть глазами Святого Писания на то, что происходит в мире сейчас.[13]

 

Если мы посмотрим на окружающий нас мир, то увидим не только нечестие и порочность, но также веру и покорность Господу. Однако всякое благочестие укоренено не в человеке, а в Боге. Отвечая на возражения арминиан,  духовные отцы Дортского синода вместо того, чтобы создать жесткую догматическую систему, использовали историческо-искупительный подход.[14] Конечно, первая глава говорит об избрании и суде, однако нам следует обратить внимание на то, каким образом рассматриваются эти темы.

 

Вопрос, который обсуждался в течение многих лет, предшествовавших созыву синода, заключался в следующем: «Когда было вынесено Божье постановление об избрании –  до или после сотворения мира и грехопадения?» Те, кто утверждал, что Божье решение об избрании было вынесено до грехопадения, названы супралапсарианами, а те кто, считал, что после грехопадения –  инфралапсарианами. Арминий вместе со своим сильнейшим оппонентом в Лейденском университете Франциском Гомарусом, обсуждали порядок Божьих постановлений. Арминий утверждал, что придерживается инфралапсарианской точки зрения,[15] а Гомарус – супралапсарианской.

Однако, ни первый взгляд, ни второй, не были ни осуждены и ни приняты на Дортском синоде, так как его основной целью было исследование пяти утверждений Ремонстрации в свете Святого Писания.[16]

 

Пять пунктов кальвинизма?

Часто каноны Дортского синода (и доктрины, которые в них содержатся) называют пятью пунктами кальвинизма. Однако нам следует воздерживаться от использования такого выражения, потому, что «изм» говорит о вере в кого-то или во что-то. Мы не следуем учениям человеческим, но прислушиваемся к тому, чему наш Господь учит нас в Своем святом и безошибочном Слове.

 

Актуальность канонов Дортского синода в современном мире

Каноны Дортского синода были составлены в 1618-1619 годах с целью защитить Божье Слово от арминианской ереси. Хотя этот документ был составлен давным-давно, тем не менее, он не потерял своей актуальности. Вопросы, которые обсуждались на Дортском синоде, значимы и в наше время, ведь большая часть евангельского христианства придерживается арминианского учения. Мы должны быть проницательными и осторожными, потому что ложное учение арминианства присутствует в христианских романах, учебных материалах, на радио и телевидении. Доктрины, содержащиеся в канонах Дортского синода, неприемлемы для многих христиан, потому что они вонзают нож в греховное сердце человека, глубоко проникая в плоть человеческой гордости.

 

Принятие канонов Дортского синода в качестве верного изложения учения Святого Писания требует отвержения арминианского евангельского движения и фундаментализма. Представители этих течений утверждают, что важно не то, кем вы являетесь –  арминианином или «кальвинистом», но верите ли вы в следующие важные истины:

 

  • Богодухновенность, безошибочность и непогрешимость Святого Писания.
  • Троица.
  • Божественность Иисуса Христа и непорочное зачатие.
  • Божье творение из ничего (ex nihilo).
  • Заместительное искупление.
  • Телесное воскресение и вознесение Иисуса Христа.
  • Возрождение верующих.
  • Личное и неотвратимое пришествие Иисуса Христа.
  • Воскресение и последний суд Бога в соответствии с постановлением которого Он отправит одних людей в ад, а других в рай.[17]

 

То, что евангельское христианство считает основами веры, далеко не все, чего от нас требует Святое Писание. Так как все Писание богодухновенно, мы должны принимать все его учения  и жить в соответствии с ними.

 

Каноны Дортского синода и благовестие

Все члены Христовой Церкви, будь то рожденные и воспитанные в христианских семьях или пришедшие к Богу в сознательном возрасте из различных социальных групп, должны знать чистое учение спасения. Христос, посылая апостолов на служение, сказал им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф.28:19,20). Данный текст ясно показывает, что возрастание в учении спасения является важной частью ученичества.

 

Нам не следует опасаться использовать каноны Дортского синода в качестве учебного пособия для объяснения новообращенным основ христианской веры. Кроме того, каноны оградят нас от использования арминианского подхода к благовестию, который так популярен в наше время.

 

Арминиане, считая, что Бог совершает Свою часть в деле спасения, а мы – свою, постоянно придумывают и используют все новые и новые методы и техники привлечения душ, которые привлекают внимание грешников к Евангелию и убеждают их уверовать во Христа.

 

«Арминианство, акцентируя внимание на способностях человеческой воли и придуманных людьми методах благовестия, рассматривает спасение только в контексте «решения» человека. Каким образом это происходит? Человек «решает» обрести спасение. Для этого он идет к сцене, чтобы повторить за ведущим молитву покаяния, которая отмечается в статистике. Затем с этим человеком проводят беседу помощники-консультанты. Эти действия, зарегистрированные в статистике благовестнического собрания, уверенно рассматриваются арминианами как свидетельство возрождения человека».[18]

 

Понимание истины, как она изложена в канонах Дортского синода, поможет нам отказаться от поверхностного взгляда на обращение и спасение. Евангелие проповедуется людям не для того, чтобы они могли принять некое решение следовать за Господом. Святой Дух должен преобразить нас так, чтобы каждое наше решение было принято в пользу Господа.

 

Церковь совершает миссионерское благовестническое служение, потому что Отец даровал определенных людей Своему Сыну. Поэтому мы не имеем права разбавлять послание Евангелия. Мы должны свидетельствовать людям о Божьей суверенной работе избрания, о полной человеческой греховности и т. д., а Господь совершит то, что пожелает. Как Господь сказал Павлу в видении: «... не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе (Деян.18:9,10).

 

Вопросы

 

  1. Как мы должны изучать каноны Дортского синода?

 

  1. «Церковь, по своей сути, является исповедующей Церковью». Объясните это выражение.

 

  1. Все ли члены церкви должны соглашаться с реформатскими исповеданиями веры?

 

  1. Зачем нам исповедания веры?

 

  1. Каноны Дортского синода были написаны для того, чтобы опровергнуть ложные учения, распространяемые арминианами. Была ли борьба реформатов с арминианами чем-то новым в истории Церкви?

 

  1. В чем заключалась суть спора в нидерландских реформатских церквях?

 

  1. Каково учение арминиан относительно избрания, искупления, человеческой греховности, благодати и стойкости святых? Какое решение вынес Дортский синод относительно ремонстрантского учения?

 

  1. Приведите пример арминианского учения, который вы нашли в книге, рассказе или религиозной программе.

 

  1. Правильно ли называть каноны Дортского синода «пятью пунктами кальвинизма»?

 

  1. Какова значимость канонов Дортского синода для современной церкви?

 

 


[1]   «Форма публичного исповедания веры», Книга хвалы.

[2]   «Форма крещения младенцев», Книга хвалы.

[3]   В. Р. Годфри, Tensions Within International Calvinism; The Debate on the Atonement at the Synod of Dort, 1618-1619 (Ann Arbour, A Xerox Company, 1974) 29 cтр.

[4]   Г. Хуксема, The Voice of our Fathers (Grand Rapids, reformed Free Publishing, 1980) cтр.6

[5]   Томас Эрастус верил в единство церкви и государства. Как ветхозаветная церковь и государство были одним целым, так и христиане должны быть под одним законом. Гражданская власть обязана править церковью и жизнью народа согласно Божьему закону. Более подробную информацию можно почерпнуть из книги Д. Фабера, The Bride's Treasure (Launceston, Geneva Press, 1979 cтр.) 6-10

[6]   Г. Леварт, Alleen Om Gods Wil Getroost (Maassluis, Marnix, 1990), cтр.20

[7]   Л. Докес, De Dordtse Leerregels, De Poortwake (1981).

[8]   Л. Праамсма, The Background of the Arminian Controversy (1586-1618) в Crisis in the Reformed Churches (Grand Rapids, Reformed Fellowship, 1968), cтр.27

[9]   Там же, стр.27

[10] Брошюра в виде бюллетеня для выборов была составлена ассоциацией «Колпортаж» Библейского института им. Д. Муди, и опубликована А. Куйвенховеном в журнале Banner (от 23 февраля 1987 года).

[11] Ф. Клостер, The Doctrinal Deliverances of Dort в Crisis in the Reformed Churches, стр.83

[12] Acta Nationale Synode Van Dordrecht, 1618-1619 (Houten, Den Hartog, впервые опубликовано в 1621 году, повторно в 1987), стр. 200-204

[13] Д. Камфус, De inzet van de Dordtse Leerregels в Er staan geschreven. Er is geshied (Bedum, Scholma, 1986), 93 cтр.

[14] Там же, 94, стр.98

[15] Яков Арминий пошел дальше инфралапсарианского взгляда. Как отмечает Л. Праамсма: «Однако вскоре стало очевидно, что Арминий пошел дальше инфралапсарианского взгляда, отрицая, что вера является плодом избрания, и утверждая, что предопределение к спасению зависит от Божьего предузнания», Crisis in the Reformed Churches, стр.29

[16] Для дальнейшего исследования смотрите диссертацию Х. М. Йо, Raad en Daad (Kampen, Mondiss, 1990). Выводы на английском языке представлены на стр.259-266

[17] Л. Д. Коппес, Are Five Points of Calvinism Enough? Ten Points of Calvinism (Reformation Educational Foundation, Denver, 1980).

[18] В. Пэйн, Pastor What is the Difference? (брошура напечатанная в домашних условиях), стр.13

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.