22.01.2011
Скачать в других форматах:

Страсбургская литургия

 

(1545 год)

Инвокация (призыв к поклонению)

(псалом 123:8)

«Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю».

Общее исповедание грехов

Братия мои, да представит себя каждый пред лице Господа и исповедует свои грехи и преступления, повторяя за мною:

«О Господь Бог, вечный и всемогущий Отче, мы исповедуем и искренне признаем пред Твоим святым величием, что являемся бедными грешниками, зачатыми и рожденными во грехе и порочности, склонными ко всякого рода злу и неспособными совершить ничто доброе, которые, пребывая в греховном состоянии, непрестанно и безудержно преступают Твои святые заповеди, навлекая на себя посредством Твоего праведного суда уничтожение и погибель. Тем не менее, о Господи, мы сокрушаемся о том, что оскорбили Тебя, осуждая истинным покаянием себя и свои грехи, моля о Твоей милости для облегчения наших страданий. О Бог Отец, всемилостивый и полный сострадания, помилуй нас во Имя Сына Твоего, нашего Господа Иисуса Христа. Удаляя наши грехи и преступления, наполняй нас день за днем благодатью Духа Твоего Святого, дабы, признавая всем сердцем нашу неправедность, мы испытывали печаль, которая произведет в нас истинное покаяние, умерщвление всех наших грехов и благоугодные Тебе плоды праведности и невинности чрез Иисуса Христа, нашего Господа. Аминь».

Общее отпущение грехов

Да признает каждый из нас себя грешником, смиряясь пред Богом и веруя, что Отец Небесный благоволит ему в Иисусе Христе.

Всем, кто совершает покаяние таким образом и для обретения спасения обращается ко Христу, я (то есть священнослужитель, ведущий богослужение. – Прим. пер.) провозглашаю прощение грехов во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Пение первой части Божьих заповедей

Молитва посвящения

Господь с нами.

Помолимся Господу:

«Отче Небесный, полный благодати и милосердия, провозглашая волю Свою святую бедным рабам Твоим и наставляя их в праведности Твоего закона, соделай так, чтобы он был начертан и запечатлен на скрижалях сердец наших, дабы мы могли на протяжении всей жизни служить и повиноваться только Тебе. Не вмени нам все наши преступления, совершенные против закона Твоего, дабы, принимая Твою многообразную и преизобильную благодать, мы имели возможность прославлять и возвеличивать Тебя чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, нашего Господа. Аминь».

Пение второй части Божьих заповедей

Молитва о просвещении Святым Духом

Призовем Отца нашего Небесного, Отца всякой благости и милосердия, умоляя облагодатствовать нас, ничтожных рабов Его, милостью, дабы не вменил нам множество грехов и преступлений, которые совершили мы, вызвав тем самым Его гнев на нас. Взирая на лик Сына Божьего, Иисуса Христа, Господа нашего, Которого Отец соделал Посредником между Собой и нами, будем умолять Его, в Ком пребывает вся полнота мудрости и света, дабы Он соизволил при содействии Святого Духа привести нас к истинному пониманию Его святого учения, чтобы оно произвело в нас все плоды праведности, дабы прославить и превознести Его Имя и наставить Его Церковь. Будем молиться Богу во Имя Сына Его возлюбленного, Иисуса Христа, Который научил нас молиться следующими словами:

«Отче наш, Сущий на небесах! Да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Чтение Святого Писания

Проповедь (гомилия)

Пасторская молитва (литания)

Всемогущий Боже, Отче наш Небесный, Ты обещал ответить на просьбы наши, которые мы возносим Тебе во Имя Сына Твоего возлюбленного, Иисуса Христа, Господа нашего, Который научил нас собираться вместе во Имя Его, даруя обетование о том, что будет пребывать посреди нас и совершать заступническое служение пред Тобою, дабы получить те дары, о которых нам позволено просить здесь на земле.

Прежде всего, мы должны, по повелению Твоему, возносить молитвы о правителях, которых Ты определил править над нами, а также обо всех нуждах Твоих людей и всего человечества. Посему, веруя Твоему святому учению и обетованиям, и особенно теперь, когда мы собрались пред лицем Твоим во Имя нашего Господа Иисуса, мы сердечно умоляем Тебя, нашего милостивого Бога и Отца, во Имя нашего единственного Спасителя и Посредника даровать нам безвозмездное прощение наших грехов и преступлений по великой милости Твоей, приблизить, превознести помышления и желания сердец наших к Тебе, дабы мы могли призывать Тебя всем своим естеством, в согласии с Твоим благоволением и всемудрейшей волей.

Посему молим Тебя, Отец наш Небесный, о всех князьях и правителях, слугах Твоих, которым Ты вверил управление Твоим правосудием, в особенности о магистрате сего града (имеется в виду городской совет Страсбурга. – Прим. пер.). Да будет благоугодно Тебе ниспослать им Духа Твоего, Который един благ и истинно всемогущ (суверенен), дабы Он ежедневно наставлял их подражать Ему в управлении и дабы они с истинной верою могли признать Иисуса Христа, нашего Господа, Царем царей и Господом господствующих, ибо Ты дал Ему всякую власть как на небе, так и на земле. Да стремятся они служить Ему и превозносить Его царство в своем правлении, управляя своими подданными, которые являются делом рук Твоих и овцами пажити Твоей, по Твоему благоволению. Дабы как мы, так и люди по всей земле, хранили совершенный мир и спокойствие, служа Тебе благочестиво и добродетельно, не страшась врагов наших и прославляя Тебя на протяжении всех дней нашей жизни.

Также молим Тебя, о верный Отец и Спаситель, о всех тех, кого Ты назначил пасторами верных людей Твоих, о тех, кому Ты вверил заботу о душах и служение святого Евангелия. Направляй их и руководи ими с помощью Духа Твоего Святого, дабы они были верными служителями Твоей славы, преследующими одну цель: чтобы все несчастные, заблудшие и потерянные овцы были приведены к Господу Иисусу Христу, Верховному Пастырю и Князю епископов, дабы они могли ежедневно возрастать в Нем во всякой праведности и святости. Просим Тебя вырвать все церкви из пастей лютых волков и избавить от всех наемников, которые несут служение по причине любопрения или гнусной корысти, а не ради прославления Твоего святого Имени или спасения Твоей паствы.

Мы молим Тебя, всемилостивый и милосердный Отец, обо всех людях. Тебе было благоугодно даровать миру Спасителя, искупление в Сыне Твоем, Иисусе Христе. Посему мы просим, чтобы те, кто все еще не познал Его, те, кто еще пребывает во тьме, в рабстве заблуждений и неведения, могли благодаря просвещению Духа Твоего Святого и проповеди Твоего евангелия ступить на путь спасения, которым является познание Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Тобою в сей мир. Позволь, чтобы те, кому Ты ранее даровал благодать и просветил познанием Твоего Слова, могли возрастать в благости день за днем, обогащаясь Твоими духовными благословениями, дабы вместе мы были способны поклоняться Тебе в одном духе, имея одно сердце и вознося одно моление, воздавая честь и поклонение Сыну Твоему, Иисусу Христу, нашему Господу, Царю и Законодателю.

Подобным образом, о Боже всякого утешения, мы вверяем в Твои руки всех тех, кого Ты посещаешь и очищаешь посредством креста и страданий, будь то бедность, темница, болезнь, изгнание, телесные немощи или духовные терзания. Даруй им способность понять Твое Отцовское благоволение, проявляющееся в очищении исправлением, дабы они могли всем сердцем обратиться к Тебе и получить полное утешение и избавление от всякого зла.

И наконец, о Боже, Отец наш, позволь, чтобы собравшиеся на сем месте во Имя Сына Твоего Иисуса Христа, услышали Его Слово и участвовали в Его Святой Вечере, дабы мы искренно, без лицемерия, признавали, на какие муки мы по природе своей и по праву были обречены, какого заслуживаем осуждения, которое изо дня в день мы приумножаем, влача несчастную и неупорядоченную жизнь. Посему, осознавая, что в нас нет ничего доброго и что наша плоть и кровь не могут наследовать Твоего Царства, да посвятим мы себя всецело в полноте любви и стойкости веры дорогому Сыну Твоему, нашему Господу, единственному Спасителю и Искупителю.

(Далее следует долгий пересказ молитвы «Отче наш»)

Просим Тебя, чтобы Он, обитая в нас, умерщвлял нашего ветхого Адама, возрождал нас к лучшей жизни, посредством которой Имя Твое, святое и достохвальное, превозносилось бы и прославлялось повсюду, и чтобы все творения могли искренно и совершенно повиноваться Тебе, подобно ангелам Твоим, небесным посланникам, единственное желание которых суть исполнение повелений Твоих. Да вершится воля Твоя беспрепятственно, да служат Тебе и угождают все люди, отрекаясь как от собственной воли, так и от всех вожделений плоти. Да осуществляется таким образом Твое господство и владычество над всеми нами, дабы мы ежедневно все больше и больше подчиняли себя Твоему величеству. Да будешь Ты Царем и Правителем всей земли, правящим Твоими людьми скипетром Твоего Слова и силою Твоего Духа, поражая врагов Своих силою Твоей истины и праведности. И пусть всякая сила и власть, выступающая против Твоей славы, разрушается и отменяется ежедневно, доколе не будет явлено Царствие Твое, когда Ты явишься как праведный Судия.

Даруй нам, ходящим в любви и страхе Имени Твоего, насыщение благостью Твоей и обеспечивай нас всем необходимым для того, чтобы мы вкушали хлеб свой мирно. И тогда, узрев заботу Твою о нас, мы сможем глубже познать Тебя как нашего Отца и ожидать всякий дар благой из десницы Твоей, доверяя не творениям, но всецело Тебе и Твоей благости.

И поскольку в сей смертной жизни мы, бедные грешники, до такой степени немощны, что постоянно претыкаемся и сворачиваем с верного пути, да будет Тебе угодно простить наши преступления, за которые мы должны быть осуждены; и посредством сего отпущения грехов избавь нас от надлежащей нам вечной смерти. Посему молим Тебя, Боже, отврати гнев Свой от нас и не вмени нам нечестие, пребывающее в сердцах наших, как и мы, исполняя заповедь Твою, забываем о нанесенных нам ранах и вместо возмездия желаем блага нашим врагам.

И наконец, да будет Тебе угодно укреплять нас силою Своей, дабы мы не преткнулись по причине немощи плоти нашей. Ведь мы так слабы, что не способны устоять даже мгновение, хотя в то же время мы постоянно подвергаемся нападкам врагов, которые окружают нас со всех сторон. Дьявол, мир, грех и наша собственная плоть никогда не откажутся от борьбы с нами. Посему, Господи, укрепи нас Духом Твоим Святым и вооружи нас благодатью Твоей, дабы мы были способны противостоять всем искушениям и выстоять в духовной борьбе, доколе не одержим полную победу и не восторжествуем в царствии Твоем с нашим Главой и Защитником, Господом Иисусом Христом. Аминь.

Пение апостольского символа веры

Верую в Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли.

И во Иисуса Христа, Сына Его Единородного, Господа нашего; зачатого от Духа Святого и рожденного от Марии Девы; страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного; сошедшего в ад и воскресшего на третий день из мертвых; восшедшего на небеса, сидящего одесную Бога Отца Всемогущего и оттуда грядущего судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого. Верую в святую вселенскую Церковь, общение святых, отпущение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную. Аминь.

Молитва посвящения (хлеба и вина)

Совершив исповедание веры нашей, свидетельствуя о том, что мы – дети Божьи, и уповая на то, что Господь будет благосклонен к нам как милостивый Отец, помолимся Ему:

«Отче наш Небесный, полный благодати и милости, зная о том, что наш Господь Иисус Христос не только пожертвовал Своим телом и кровью на кресте для прощения грехов наших, но также желает даровать их нам как пищу вечной жизни, мы просим Тебя даровать нам сию благодать, дабы мы могли принять из рук Его такой великий и полезный для души дар, с искренним сердцем и пламенным рвением. Просим, чтобы, укоренившись в вере, мы могли принять Его тело и кровь, Самого Христа во всей полноте, Который, будучи истинным Богом и истинным человеком, является воистину святым хлебом небесным, дарующим нам жизнь. Просим, чтобы мы более не жили для себя, по велению природы нашей, полностью порочной и лукавой, но жил в нас Христос. Просим, чтобы Он вел нас к жизни святой, благословенной и вечной, посредством чего мы смогли бы стать истинными причастниками нового, вечного завета, завета благодати, будучи уверенными в том, что Ты желаешь навечно быть нашим благодатным Отцом, Который не будет вменять нам грехи наши, но обеспечивать нас, как возлюбленных детей и наследников, всем необходимым для души и тела, дабы мы могли возносить непрестанно Тебе хвалу и благодарение и превозносить Имя Твое словом и делом.

Посему помоги нам, о Небесный Отче, совершить празднество сего благословенного дня памяти и воспоминания Твоего Сына дорогого таким образом, чтобы мы, упражняясь в сем деянии и провозглашая пользу смерти Его, вновь возрастая и укрепляясь в вере и всяком благе, могли с величайшей уверенностью провозгласить Тебя нашим Отцом и прославиться в Тебе чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, во Имя Которого мы молимся Тебе так, как Он научил нас:

«Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Слова установления Вечери Господней

(Первое послание к коринфянам, 11:23–29)

Выслушаем слова о том, как Иисус Христос установил таинство Своей Святой Вечери для нас, как о том рассказывает святой Павел в одиннадцатой главе Первого послания к коринфянам:

«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».

Наставление о Святой Вечере

Мы услышали, братия мои, о том, как Господь провел Вечерю со Своими учениками. На основании сего описания мы можем сделать вывод, что чужие люди и те, кто не принадлежит к собранию Его верных людей, не могут принимать в ней участие. Посему, следуя данному постановлению, я во имя нашего Господа Иисуса Христа и Его властью не допускаю к таинству всех идолопоклонников, богохульников и презирающих Господа, всех еретиков и создателей собственных сект, которые разрушают единство Церкви, всех лжесвидетелей, всех, кто восстает против отца, матери и властей, всех бунтарей и мятежников, жестоких и необузданных людей, прелюбодеев, похотливцев и развратников, воров, человекохищников, алчных и корыстолюбивых, пьяниц, чревоугодников и всех беспутных скандалистов. Я призываю их воздержаться от участия в сей Святой Вечере, дабы они не осквернили святую пищу, которую наш Господь дарует только тем, кто принадлежит Его общине веры.

Более того, в соответствии с увещеванием святого Павла, каждый человек должен исследовать себя, чтобы узнать, действительно ли он искренно покаялся и сожалеет о совершенных грехах, желая жить святой богоугодной жизнью. Крайне важно, чтобы христианин проверил, действительно ли он уповает на милость Божию и полагается в деле спасения всецело на Иисуса Христа, оставив всякую ненависть и злобу, имея желание и решимость жить в мире и братской любви с ближними. Если есть такое свидетельство пред Богом, тогда, вне сомнений, Господь считает нас Своими детьми, посылает нам Свое Слово, приглашает нас к Своему столу и преподает нам Свое святое таинство, которое было даровано Его ученикам.

И все же мы осознаем свою немощность и убогость и то, что мы не имеем совершенной веры, но склонны к непослушанию и неверию, не посвящаем себя служению Господу целиком и с тем рвением, с каким следовало бы, но вынуждены постоянно сражаться с похотями нашей плоти. Тем не менее, поскольку Господь даровал нам благодать евангелия, которое начертано на наших сердцах, дабы мы смогли противостоять всякому неверию, и вложил в нас сильное стремление отказаться от всех греховных желаний, дабы мы могли следовать по Его пути праведности и исполнять Его заповеди, – давайте же будем уверены в том, что грехи и несовершенства, все еще пребывающие в нас, не воспрепятствуют Господу принять нас и соделать достойными причастниками Его духовного стола. Ибо мы не приходим к сему столу, чтобы засвидетельствовать о собственном совершенстве или праведности. Напротив, стремясь к жизни в Иисусе Христе, мы исповедуем, что пребываем в смерти. Посему нам следует знать, что сие таинство есть лекарство для несчастных немощных душ и что единственное «достоинство», которого Господь требует от нас, состоит в том, чтобы мы знали себя достаточно хорошо, дабы оплакивать собственные грехи, и находили удовольствие, радость и удовлетворение только в Нем.

Посему, прежде всего, доверимся тем обетованиям, которые Иисус Христос, будучи непреложной Истиной, произнес собственными устами. Он на самом деле желает соделать нас причастниками Своего тела и крови, дабы мы могли полностью обладать Им и дабы Он, таким образом, жил в нас, а мы в Нем. И хотя мы видим пред собою лишь хлеб и вино, нам, тем не менее, не следует сомневаться, ибо Господь духовным образом совершает в наших душах то, что отражают сии видимые знаки, а именно то, что Он есть Хлеб небесный, Который служит для нашего насыщения к вечной жизни. Посему мы никогда не должны невнимательно относиться к безграничной благости нашего Спасителя, Который предоставляет все Свои богатства и благословения на этом столе, дабы даровать их нам.

Ибо, даруя Себя нам, Он свидетельствует, что мы обладаем всем тем, чем обладает Он. Поэтому давайте принимать это таинство как обещание того, что заслуги Его смерти и страданий вменены нам в праведность, как если бы мы сами были на Его месте. Да не станем никогда упорствовать до такой степени, что откажемся принимать участие в Вечере, когда Христос Словом Своим мягко призывает нас. Но, признавая чрезвычайную значимость Его драгоценного дара, обратимся к Нему с пламенным рвением, дабы Он соделал нас достойными принять его.

Для этого давайте вознесем наши души и сердца ввысь, туда, где Иисус Христос пребывает во славе Отца и откуда мы ожидаем от Него избавления. Да не позволим очаровать себя всему земному, тленному – тому, что мы видим нашими глазами и осязаем нашими руками. Будем вместо этого устремляться к Иисусу Христу, как если бы Он пребывал в хлебе и вине. Наши души смогут насытиться и наполниться жизненной силой Его сущности только в том случае, если мы поднимемся над земным, достигая небес и входя в Божье царство, в место Его обитания. Посему будем довольствоваться хлебом и вином как знаками и свидетельством Его, совершая духовный поиск истины там, где нахождение ее обещано нам Словом Божьим.

Преподание хлеба и вина

Примите, вкушайте тело Иисуса, которое было предано смерти за вас.

Примите чашу нового завета в крови Иисуса, которая была пролита за вас.

Псалом 137

«Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе.

Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою; ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.

Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих, И воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

Высок Господь, и смиренного видит, и гордого узнает издали.

Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек; дело рук Твоих не оставляй».

Молитва благодарения

Отче наш Небесный! Мы возносим Тебе вечную хвалу и благодарение за такой великий дар нам, грешникам, за то, что Ты соделал нас причастниками Сына Твоего, Господа нашего, Иисуса Христа, Которого Ты предал смерти ради нас и Которого Ты даровал нам как пищу и питье вечной жизни. Ниспошли нам еще один дар. Мы молим, чтобы Ты никогда не позволял нам забывать о сих вещах, но, начертав их на скрижалях наших сердец, помогал нам возрастать ежедневно в вере, которая проявляется в каждом благом деянии. Дабы вся наша жизнь была посвящена прославлению Тебя и совершению добра для ближнего чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Который в единстве Духа Святого живет и царствует с Тобой, о Боже, во веки и веки. Аминь.

Песнь Симеона

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром;

Ибо видели очи мои спасение Твое,

Которое Ты уготовал пред лицем всех народов;

Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Благословение

(книга Числа, 6:24–26)

«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.

Добавьте Ваш комментарий
400 символов максимум
Защита от спама. Введите сумму чисел: 9 плюс 6 =