08.01.2011
Скачать в других форматах:

Кларенс Бауман

Учение Бельгийского исповедания о Святом Писании

Статья 2

Каким образом Бог являет Себя нам

В первой статье Бельгийского исповедания Гвидо де Бре исповедует единого Бога, вечного, всемогущего и т. д. Откуда де Бре знает об этом? Он не мог прийти к таким убеждениям посредством философских размышлений о данном вопросе, или благодаря исследованию собственных переживаний, или на основании осмысления своего жизненного опыта. Мысли, переживания, опыт и другие подобные им вещи в равной степени могли бы привести его к заключению, что Бог вовсе не существует. Как же в таком случае Гвидо де Бре пришел к убеждению, что Бог существует? Потому что Сам Бог по Своему суверенному волеизъявлению, по Своему благоволению пожелал, чтобы люди, грешники, могли обладать определенным знанием о Нем. Бог в соответствии со Своим суверенным решением соизволил открыть Себя людям, дабы они могли познать Его. Знание о Боге исходит от Самого Бога. Он Сам открывает Себя.

Но разве кто-либо способен понять, что говорит Бог? Могут ли люди, мертвые во грехах, понять Святого Бога? Конечно, нет! Это невозможно, ибо духовно мертвые люди не способны постичь Бога. Мертвые во грехах люди смогут понять Бога только в том случае, если Бог возродит их. Относительно средств, с помощью которых человек может познать Бога, вторая глава говорит следующее: дабы человек мог познать Бога, Бог должен предпринять первый шаг и явить Себя человеку, который должен быть возрожден Богом. Бог являет Себя нам двумя способами: во-первых, посредством мироздания (природы), а это включает в себя то, что Бог сотворил, сохраняет и управляет этим мирозданием, и, во-вторых, посредством Своего Слова.

Бог являет Себя посредством мироздания (природы)

«Мы познаем Бога... во-первых, посредством наблюдения за творением, за сохранением и управлением вселенной...».

В первой главе книги Бытие мы читаем, что сотворил Бог: Он сотворил все из ничего (ex nihilo). Бог творил словами уст Своих. Все сотворенное Богом зачастую воспринимается нами как само собой разумеющееся явление. Однако царь Давид так не считал. Преисполнившись благоговения при созерцании Божьего творения, он воспел: «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Посредством творения, посредством того, что и как Он сотворил, Бог являет нам определенное знание о Себе. Прочитайте, что Бог говорит нам о Себе, описывая Свои дела творения в книге пророка Исаии, 40:12. Он исчерпал воды горстью Своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы. Посредством сотворения этого мира Бог рассказывает нам о Себе. Мы можем увидеть это даже в наши дни. Все творение проповедует и будет продолжать проповедовать о Его славе. Он только произнес слово – и все возникло из ниоткуда. Какой могущественный Бог!

Но Бог не только творит; Он также сохраняет Свое творение. Бог позволяет Своему творению существовать. Бог позволяет живым организмам плодиться и размножаться. Бог не отстранен от всего, что происходит в мироздании. Он действенно управляет всем, что происходит в Его творении. Именно Бог позволяет тектоническим плитам двигаться под поверхностью земли, производя землетрясения и цунами. Именно Бог гонит восточный ветер в ночное время. Человек не может создать ветер и не в состоянии остановить его. Но Бог сохраняет Свой мир и таким образом объясняет нам кое-что о Себе.

Бог управляет мирозданием, которое Он когда-то создал, дабы ничто не происходило без соизволения Его воли. Все обстоятельства нашей жизни, включая преступление, бездомную жизнь, бедность, голод, происходят при Божьем участии и говорят нам кое-что о Его милосердии, силе и справедливости (см.: Рим. 1:18–32). Более подробно данная тема освещается в тринадцатой статье.

Итак, Бог открывает Себя нам в мироздании, но кто способен прочитать эту книгу природы? В Послании к римлянам, 1:20, говорится о творении, которое возвещает о Божьей вечной силе и Его Божестве. По этой причине, нельзя оправдать тех, кто утверждает, что ничего не знал о существовании Бога. Любой живущий в этом мире человек способен посредством созерцания сотворенного мира, того, как Бог сохраняет и управляет им, узнать что-то о Боге. Любой человек может узнать о Боге, потому что все обитают в мироздании, которое возвещает о Его Божестве. Но разве каждый человек может на основании созерцания творения прийти к выводу, что Бог существует?

Нет, не каждый. Потому что хотя природа и говорит ясно о Боге, человечество по причине греха ослепло и не воспринимает ее послание, а потому не может прийти к верному выводу, что Бог существует. Чтобы понять истинный смысл свидетельства мироздания, человеку необходимо возродиться, человеку необходима вера. Кальвин очень хорошо сказал, что «человеку, для того чтобы прочитать книгу природы, необходимо надеть очки Святого Писания».

Вторая статья исповедания говорит о людях во множественном числе – «мы». «Мы познаем Бога двумя путями». Используя слово «мы», Гвидо де Бре не пытается сказать о том, что все люди могут познать Бога посредством двух путей, которые упомянуты во второй статье. Скорее, Гвидо де Бре имеет в виду исключительно верующих. Я могу извлекать пользу из книги природы, потому что Бог отверз мои глаза и таким образом наделил меня способностью читать ее. Благодаря Его деянию возрождения я могу прочитать то, что Бог записал в творении. Другими словами, Бог наделил меня способностью ценить все то, что Им сотворено, включая цветы с их ароматом и красотой, мышь с ее скоростью передвижения и реакцией, комара с тончайшими крылышками, способными, тем не менее, поднимать его в воздух, и птиц с их способом добычи пищи. По Божьей благодати я способен видеть некоторые аспекты величия и славы моего Небесного Отца.

Поскольку мой Бог «вначале» являет Себя мне в творении, я поступаю мудро, когда посреди повседневной суматохи останавливаюсь и взираю на картину Божьей славы, отраженной в мироздании. В Евангелии от Матфея, 6:26, мы читаем о том, как Бог питает птиц небесных: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» Бог показывает нам то, что Он совершает в окружающем мире, дабы каждый из нас по отдельности, дабы я убедился в том, насколько Он заботится лично обо МНЕ, Его ребенке во Христе Иисусе.

Бог открывает Себя нам посредством Своего Слова

Многое Бог открыл в мироздании о Себе. Тем не менее Бог желает, чтобы мы знали Его еще лучше. Божье Слово говорит о Его милосердии, Его любви, Его благодати. Основная тема Божьего Слова – это СПАСЕНИЕ. Мироздание не говорит о спасении. Природа не учит нас о Христе. «Он Сам делает более ясным и полным наше знание действием Своего святого и божественного Слова настолько, насколько сие необходимо нам знать в этой жизни, направляя все к Его славе и нашему спасению». В Слове Бог желает показать Свою заботу о нас.

Статья 3

Божье Слово

Если вторая статья акцентирует внимание на мироздании как средстве Божьего откровения человечеству, то третья статья главным образом говорит о Боге, Который являет Себя посредством Своего Слова – произносимого Слова и записанного Слова (смотрите первый пункт второй статьи). Бог не только побуждал «мужей Божиих» Святым Духом возвещать Свое Слово; Он также «повелел Своим слугам – пророкам и апостолам – облечь явленное им через откровение Слово в письменную форму...»

Божье произносимое Слово

Мы можем упомянуть два средства, с помощью которых Бог произносил Свое Слово: 1) теофания, и 2) пророчество.

Слово «теофания» означает «явление Бога» («Богоявление»). Например, в книге Бытие, 28:12, 13, мы читаем о том, что Сам Господь Бог явился Иакову во сне. Не кто иной, как Сам Бог пришел к Иакову, дабы тот узрел Господа на вершине лестницы. Сам Бог говорил с Иаковом. В книге Исход, 19:18–20, повествуется о Боге, нисходящем на гору Синай. Это явление также было теофанией. Хотя явление Бога на Синайской горе отличалось от Его явления Иакову, Он, тем не менее, пришел к Моисею и говорил с ним. Вот еще несколько примеров теофании: Бог, говорящий с Моисеем из среды горящего куста, и Божье откровение апостолу Иоанну на острове Патмос.

Пророчество подразумевает Божье действие, посредством которого люди прорекают определенные послания. Например, в книге пророка Амоса, 3:7, 8, есть такие слова: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать?» Как очевидной, предсказуемой и естественной реакцией на рык льва является страх, так и необходимым, предсказуемым и естественным откликом на Божий призыв к человеку провозглашать Слово является пророчество. Пророк Иеремия явно не был рад тому, что жив («Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!», Иер.20:14). Какова же причина такого отношения? В седьмом стихе говорится, что над Иеремией ежедневно смеялись, так как он провозглашал Божье Слово. Он хочет отказаться от проповедования Слова Господня, потому что это служение на поверку оказалось слишком тягостным для него. Он не желает быть пророком. Но Божье Слово, пребывающее в нем, подобно пылающему огню. Иеремия был движим Богом, поэтому он был обязан провозглашать то, что Бог повелел ему провозгласить. Во Втором послании Петра, 1:21, мы читаем, что Бог с помощью Святого Духа воздействовал на людей таким образом, что они проповедовали именно то, что Он желал. Я не знаю, не понимаю, как Бог это сделал, но факт остается фактом – Он это сделал! Когда Бог глаголет, Его Слово слышно. Бог желает, чтобы люди знали Его.

Божье записанное Слово

Божье произносимое Слово прекрасно! Но еще более прекрасным является Его повеление о записи этого Слова.

Во-первых, Слово, облеченное в письменную форму, более долговечно. Оно существует на протяжении многих лет, несмотря на смерть записавшего его человека.

Во-вторых, письменный документ более надежен. Он не изменяется в течение длительного времени, в отличие от устного послания, передаваемого из поколения в поколение. Если бы Слово Божье, произнесенное несколько тысяч лет тому назад, не было облечено в письменную форму, то у нас не было бы никакой гарантии того, что послание, которым мы располагаем в наши дни, является тем же посланием, которое Бог передал Моисею, пророкам, Павлу и т. д.

Давным-давно Бог возлюбил нас, современных людей. По этой причине Он сделал так, что Его Слово было записано еще в древние времена. «...В Своей особенной заботе о нас и нашем спасении...» Под «нами» Гвидо де Бре имел в виду себя и малую горсть христиан в городке Дорник, подвергавшихся преследованиям со стороны римско-католической церкви.

Эти люди были верны Слову Божьему и верили, что Моисей и Павел, будучи движимы Богом, написали то, что и должны были написать, ради них – христиан, живущих в сложных условиях в Дорнике, о которых Господь позаботился еще в древние времена. Как написал апостол Павел: «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам...» (1-е Кор. 10:11). Выражение «все это» относится к содержанию предыдущих стихов, в которых рассказывается о том, как Бог вывел израильтян из Египта, провел их через Красное море, насытил манной и обеспечил водой в пустыне (Исх., гл. 16 и 17). Кроме того, данное выражение указывает на факт гибели многих израильтян в пустыне (Чис., гл. 14). Павел пишет, что «все это» было записано для увещевания коринфских христиан его времени. Книга Исход была написана в дни Моисея, тем не менее апостол Павел тысячи лет спустя говорит в своем Послании к коринфянам о том, что Бог повелел Моисею написать об этих особых событиях для пользы коринфских христиан. Именно эта мысль отражена Гвидо де Бре и его последователями в Дорнике в третьей главе Бельгийского исповедания, в которой они пишут о Божьей особенной заботе «о нас и нашем спасении». Эта истина касается и нас, современных христиан. Все, что говорил Бог в течение столетий чрез Моисея, Иеремию, Амоса и Павла (не говоря уже о других мужах веры), было записано, потому что Бог любит меня. Это деяние Божье является частью Его особенной заботы обо мне – христианине, живущем в современном мире. Какая любовь, какое милосердие, какая забота! Божья забота обо мне началась не с момента моего рождения, но за сотни лет до моего появления на свет. Таким образом, много веков тому назад Бог знал, в каком положении я буду находиться в современном мире, Он знал о моих болях и радостях. Посему Господь повелел, чтобы Его Слово, изреченное тысячи лет назад, было облечено в письменную форму, дабы я, современный христианин, мог обладать им. Воистину, забота Бога обо мне велика! «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2-е Тим. 3:16, 17). Под человеком Божьим подразумевается верующий, то есть и я. Бог, Который по Своей благодати усыновил меня, желает, чтобы я был ко всякому доброму делу приготовлен во всех обстоятельствах моей жизни. Он даровал мне Свое Слово, дабы я был совершен. Он повелел, чтобы Его Слово стало начертанным Словом (Святым Писанием) для моей пользы, для пользы верующего, живущего в современном мире. Божья забота охватывает столетия. Поэтому нет ничего удивительного в словах Давида: «Суды Господни – истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18:10, 11), «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс. 118:97).

Подобным образом и мы можем сказать: «Если Бог совершил такое для меня, а именно повелел, чтобы Его Слово было записано для меня, тогда я должен не только благоговеть пред Ним, но в равной мере относиться к Святому Писанию как к сокровищу. Ради меня, грешника, Бог являет Себя в мироздании. Кроме того, Он даровал мне возможность читать Его начертанное Слово, которое Он изрекал тысячи лет назад для моей пользы, для пользы верующего, живущего в современном мире».

Что же в таком случае собой представляет Святое Писание? Это письмо Отца Своему ребенку, письмо, в котором Он выражает Свою любовь, Свою милость. Я не храню это письмо нераспечатанным, но отношусь к нему как драгоценнейшему сокровищу, читаю его. Бог даровал мне Святое Писание, дабы Он мог обращаться ко мне в любых обстоятельствах.

Богодухновенность Святого Писания

Третья статья называет Святое Писание богодухновенным Словом: «Мы исповедуем, что Слово Божие никогда не было посылаемо, ни произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым...» Греческое слово «teopneustos», используемое во Втором послании к Тимофею, 3:16, буквально переводится как «вдохновенное Богом», или «получившее дыхание от Бога» (в английском языке используется богословский термин «inspiration», что буквально означает «вдохновенность», от латинского «inspiro» – «вдувать», «вдыхать», «вдохновлять». – Прим. пер.). Суть заключается в том, что Бог побуждал человеческих авторов Святого Писания написать то, что Он желал. Во Втором послании Петра, 1:21, говорится об изречении Слова как следствии воздействия на людей Святого Духа: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Во Втором послании к Тимофею, 3:16, мы читаем, что этот принцип применяется и по отношению к начертанному Слову: «Все Писание богодухновенно...» Таким образом, все Святое Писание несет на себе печать Бога. Пытаясь объяснить действие богодухновенности, богословы создали за многие столетия несколько теорий.

Механическая теория вдохновения

Эта теория получила широкое распространение в дни, предшествовавшие великой Реформации, и утверждала, что человеческие авторы Святого Писания были всего лишь «машинами», «печатными машинками», которыми пользовался Бог для отображения на бумаге задуманного Им послания. В таком случае каждое предложение, каждое слово, каждая запятая исходит непосредственно от Самого Бога и только от Него. Люди были пассивным средством для передачи Божьего послания на бумаге. Таким образом, Библия представляет собой книгу, в создании которой сознание или чувства человека не принимали совершенно никакого участия. Проблема этой теории заключается в том, что человеческие переживания достаточно очевидны в Святом Писании: пример тому псалмы Давидовы, в которых очень ясно говорится о его страданиях, эмоциях, борьбе и трудностях. Смотрите также Евангелие от Луки (Лук. 1:1–4), в котором автор рассказывает читателям о предпринятых им усилиях, связанных со сбором информации для написания этой работы (см. далее).

Дуалистическая теория вдохновения

Эта теория была реакцией на механическую теорию. Ее придерживались рационалисты, например ремонстранты времен Дортского синода. Согласно этой теории, Святой Дух является Автором тех частей Святого Писания, которые связаны с религией как таковой. Человеческие авторы, в свою очередь, написали библейские тексты, которые относятся к истории, географии, человеческим переживаниям и т. д. Следовательно, Библия состоит из двух частей: Божьего Писания и человеческого писания. Данная теория также проблематична, поскольку поднимает следующий вопрос: кто же способен определить, какие части Святого Писания принадлежат Богу, а какие человеку? Если каждый человек будет сам определять, где какой текст, тогда любое библейское требование, например требование самоотречения, будет отклонено как человеческое повеление, которое не обладает божественным авторитетом.

Динамическая теория вдохновения

Согласно этой теории, Святое Писание было написано людьми, у которых были очень близкие отношения с Богом. То есть эти люди прекрасно знали Бога и, следовательно, могли изложить свои мысли о Нем в письменной форме. Сторонники этой теории утверждают следующее. Давид и Аввакум, к примеру, пребывали в близких отношениях с Богом, они любили Бога и в повседневной жизни бились над вопросом Божьей близости к ним, Его деяний в истории и т. д., записывая свои мысли и переживания в книгах, которые известны нам как Святое Писание. Поэтому мы можем почерпнуть много полезного для себя из их мыслей и открытий. Проблема этой теории состоит в том, что она представляет Святое Писание всего лишь сборником книг, написанных людьми, всего лишь собранием человеческих мыслей. Следовательно, на самом деле не существует коренного различия между поэзией псалмопевца Давида и стихотворениями Хелен Штайнер Райс (Хелен Штайнер Райс (1900–1981 гг.) – известная американская поэтесса, автор многих стихотворений на религиозную тематику.Прим. пер.).

Теория актуальности

Согласно этой теории, Святое Писание не является Словом Бога, но может стать таковым, если читающий его человек преображается благодаря ему. Только когда начертанное слово оказывает влияние на человека, касается его сердца, только тогда он может сказать, что прочитанный им текст является Божьим Словом. Проблема этой теории заключается в том, что работа Святого Духа во времена автора, который писал определенную книгу Святого Писания, переносится во время читателя этой книги. В таком случае разнообразные книги Святого Писания представляют собой всего лишь человеческие произведения, которые по своей сути ничем не отличаются от других книг, написанных рукою человека. В наши дни они могут стать Божьим Словом лишь тогда, когда Святой Дух коснется сердца человека, читающего Библию. Исходя из этой теории, человек никогда не сможет положить руку на Библию и уверенно провозгласить: «Эта Книга есть Божье Слово».

Органическая (или естественная) теория вдохновения

Согласно этой теории, Бог использовал человеческих авторов, обладающих присущими только им талантами, их внутренние борения, переживания и жизненные обстоятельства для написания Его Слова. Господь суверенно устроил жизненные обстоятельства авторов книг Святого Писания таким образом, что их рождение, образование, таланты, исследования, память, опыт и т. д. проявлялись в изложенных на бумаге мыслях и воспоминаниях писателей, которые были на самом деле Божьими мыслями. В результате люди любой расы или возраста способны понимать Божьи Слова. В таком случае никто не может отделить Божьи Слова от человеческих слов в Библии. Как мне понимать это утверждение? Как псалмы могут быть одновременно и Словом Бога, и словом Давида? Единственный ответ на этот сугубо человеческий вопрос звучит следующим образом: я не могу полностью понять эту тайну; это превыше человеческого понимания. Мы не обязаны обладать полным пониманием или знанием данного вопроса, потому что человек есть человек, а Бог есть Бог. Как я не могу понять того, каким образом Иисус Христос может быть одновременно совершенным Богом и совершенным человеком, так я не могу объяснить и того, как Святое Писание может быть одновременно Словом Бога и словом человека. В Евангелии от Луки, 1:1–4, упоминаются некоторые факторы, которые действуют в процессе написания Святого Писания. В данном тексте следует обратить особое внимание на слова Луки, обращенные к Феофилу: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Лука пишет, что он «тщательно исследовал все с самого начала», то есть провел сбор информации. Лука путешествовал и беседовал с очевидцами событий. Например, он отправился к Захарии и Елизавете, чтобы из первых уст услышать о событии, произошедшем в иерусалимском храме. Он направился в Иерихон, чтобы побеседовать с Закхеем. Затем Лука записал все, о чем услышал от очевидцев. Понятно, что он обращал особое внимание на те вещи, которые были связаны с его профессией. Лука был врачом, по этой причине в его Евангелии упоминаются особенности некоторых болезней, от которых были исцелены люди. Такие детали отсутствуют в параллельных описаниях в Евангелиях от Матфея и Марка. В данном случае представлен пример органического (естественного) вдохновения: человек занимается исследованием, используя для этого свои таланты, записывая свои мысли, так что его произведение несет отпечаток его авторства. Лука делал то, что каждый из нас сделал бы для написания статьи. Однако в результате появилось Божье Слово, потому что Господь побудил Луку написать то, что Он пожелал.

Уместность

В таком случае, читая Святое Писание, мы должны применять правила, которые используются для чтения и понимания любого литературного произведения. Это значит, что мы должны определить, кто является автором книги, каков контекст, в котором был написан этот литературный документ (например, политическая обстановка того времени), какова цель написания книги и для кого она предназначена. Бог использовал людей, которые жили в человеческом мире, поэтому для понимания Божьего Слова необходимы общие (человеческие) правила истолкования текста. Вот несколько принципов истолкования.

Во-первых, Святое Писание следует истолковывать буквально, то есть понимать послание текста в его естественном смысле. Конечно, буквальное истолкование не является «буквалистским» истолкованием. Например, текст из Второй книги Паралипоменон, 16:9, в котором говорится, что «очи Господа обозревают всю землю», не содержит учения о существовании пары небесных очей, обозревающих всю землю. Мы понимаем это благодаря общим правилам толкования любой книги или статьи.

Во-вторых, Писание истолковывается самим Писанием (Tota Scriptura). Согласно этому принципу, текст читается не как отдельно взятое утверждение, но как неотъемлемая часть контекста, в котором он находится, раздела, главы, книги Святого Писания (которая написана одним автором как единое целое).

В-третьих, Святое Писание можно понять только при помощи Святого Духа. Так как люди мертвы в своих грехах, а Святое Писание является Словом живого Бога, мы поступаем мудро, молясь Господу о том, чтобы Он открыл наши сердца и разум для понимания того, что Он соизволил сказать нам.

Хороший библейский словарь или краткие введения к книгам Святого Писания, такие, например, как в Новой Женевской Библии или Учебной Библии NIV (Новая международная версия, НМВ.Прим. пер.), помогают читателям, объясняя контекст библейских книг, которые исследуются в группах по изучению Писания. Кроме того, христианам, изучающим Библию, будет полезно использовать превосходную серию толкований из десяти томов (автор С. Вандер Вааль) под названием Search the Scriptures («Исследование Писания»; опубликована издательством Paideia Press в 1978 году).

Библейский критицизм

Библейский критицизм является плодом тех теорий вдохновения, которые утверждают, что Библия не полностью есть Слово Божье. Но если Святое Писание не является полностью Словом Божьим, тогда человек волен критиковать его (или какие-то его части). В таком случае, люди могут утверждать, что первая глава книги Бытие представляет собой не более чем человеческие представления о том, как был создан наш мир, а следовательно по своей сути является неточной. В таком случае человек может называть себя верующим и в то же время придерживаться теории эволюции. Подобным же образом, если археологи не нашли никаких доказательств того, что разрушение Иерихонских стен является историческим фактом, то можно сделать вывод, что описание этого события в Библии представляет собой лишь способ объяснения и иллюстрации людьми Божьего могущества. Точно так же можно отрицать то, что воды Красного моря стояли стеной, пока израильтяне шли посуху, и вместо этого утверждать, будто описание данного события представляет собой попытку человека показать всемогущество Яхве. Библейские критики призывают нас не принимать все, что записано в Святом Писании, за чистую монету. По их мнению, нам не следует воспринимать буквально все, о чем мы читаем в Библии. Вместо этого нам нужно очистить Святое Писание от наслоений преувеличений (гипербол) и попытаться найти суть библейских повествований. В результате мы получаем выхолощенную, лишенную силы Библию. В таком случае должен ли я позволять Писанию указывать мне, как жить, что делать или не делать, если оно по своей сути не что иное, как описание опыта и переживаний людей, живших в давние времена? Истинно, такие рассуждения лишают Святое Писание силы и авторитетности.

Большая часть современного христианского общества приняла библейский критицизм. Большинство проповедников в Нидерландах предлагают людям вместо духовного хлеба камни по той причине, что они не считают Библию настоящим и живым Божьим Словом. Нет ничего удивительного в том, что люди не получают духовной пищи. Подобным образом слишком много современных толкований написаны комментаторами, которые не рассматривают Библию в качестве Слова Божьего. Поэтому наша задача при выборе комментария состоит в том, чтобы узнать, относится ли толкователь к Святому Писанию как к истинному и живому Божьему Слову.

Текстуальный критицизм

Текстуальный критицизм – это наука, которая определяет, какая группа манускриптов должна использоваться для создания наиболее точного перевода Святого Писания.

Текстуальный критицизм крайне отличается от библейского критицизма и, в противоположность последнему, является необходимой частью библейских исследований. Возьмем, к примеру, послание апостола Павла галатийской церкви. Павел, будучи движим Святым Духом, написал это послание и отправил его церквям провинции Галатия. Галатийские церкви сохранили это послание, но по причине отсутствия в те времена современных средств копирования материалов христиане, желавшие заполучить копию данного письма, должны были переписать его. На основании данного факта можно логически ожидать ошибок, которые были допущены переписчиками. В таком случае один переписчик, допустив ошибку, передавал свою копию послания следующему переписчику, который, в свою очередь, не только перепишет предыдущие ошибки, но вероятно допустит еще другие (вдобавок к уже существующим) текстовые огрехи. По причине множества переписываний можно предположить, что содержание данного послания было искажено до такой степени, что спустя время невозможно признать в нем настоящее письмо Павла. В данном случае нам следует обратить серьезное внимание на следующие слова из третьей статьи Бельгийского исповедания: «В Своей особенной заботе о нас и нашем спасении Бог повелел Своим слугам – пророкам и апостолам – облечь явленное им чрез откровение Слово в письменную форму...» Эта особенная забота не прекратилась и во время написания Послания к галатам апостолом Павлом. Гвидо де Бре говорит о Божьей особенной заботе о нас. Под словами «о нас» подразумевается как сам Гвидо де Бре, так и его собратья по вере в Дорнике, жившие в 1561 году. В Своей особенной заботе о де Бре и бывших с ним христианах Бог усмотрел, что они, несмотря ни на что, обладали Посланием к галатам, дошедшим до них посредством множества копий, которые были сделаны в течение многих столетий и поколений. Несмотря на предположения о том, что содержание Послания к галатам было искажено из-за того, что множество людей делали бесчисленные копии на основании предыдущих копий, Бог, тем не менее, благодатным образом позаботился о том, чтобы такое искажение не произошло. В текстах многочисленных копий посланий апостола Павла, которые дошли до наших дней, присутствует 95–97 процентов соответствия оригиналу! Тот факт, что, несмотря на большое количество копий, эти послания в целом не были искажены, можно объяснить только Божьей заботой о Своей Церкви на протяжении столетий вплоть до сего дня.

Таким образом, текстуальный критицизм занимается исследованием лишь трех – пяти процентов слов из копий посланий апостола Павла, где имеются отличия. Текстуальный критицизм – это наука, которая определяет причины возникновения данных различий и, следовательно, пытается решить, в какой копии правильно переданы слова апостола Павла. Обсуждая вопрос манускриптов, на основании которых были сделаны общепризнанные современными христианскими церквями переводы, мы поступаем мудро, когда обращаем внимание не на незначительную степень неопределенности, но на чудо Божьего сохранения для нас Своего Слова в течение многих столетий. Это доказательство того, что Он особым образом заботится о нас и нашем спасении, которое представлено, в частности, в сохранении Им Своего Слова, которое укрепляет нас в перипетиях повседневной жизни.

Статья 4

Канонические книги

Слово «канонические» является производным от латинского слова «КАНОН», которое переводится как «правило, норма, стандарт». Называя шестьдесят шесть книг Святого Писания каноническими, Гвидо де Бре по сути утверждает, что все они содержат правило, норму, стандарт для всей нашей жизни. Утверждение данной статьи основано на положениях третьей статьи, согласно которой Божья забота проявляется в даровании нам этих книг. Его забота о нас до такой степени велика, что Он устанавливает стандарт для нашей жизни. Против этих канонических книг нельзя выдвинуть необоснованных обвинений. Они безошибочны, вне зависимости от того, верим ли мы в это. Бог так заботится о нас, что дарованное Им нам является непогрешимым. Гвидо де Бре вносит в список все 39 книг Ветхого Завета и все 27 книг Нового Завета. Почему он внес в список все эти книги? Почему он утверждал, что они канонические? Откуда Гвидо де Бре знал, что эти книги от Бога? Откуда он знал, что они богодухновенны?

Ветхий Завет

В дни Иисуса Христа уже существовали все книги Ветхого Завета. Кроме того, они рассматривались иудеями того времени в качестве канонического Писания. То есть все 39 книг в том виде, в каком они существуют и сейчас. В Евангелии от Луки, 11:51, Иисус говорит о «крови Авелевой» (то есть упоминает первую книгу Святого Писания; Быт., гл. 4) и о «крови Захарии» (то есть ссылается на Вторую книгу Паралипоменон, 24:20–24, которая является последней книгой иудейского Ветхого Завета. В иудейском каноне порядок книг отличался от современного). Таким образом, Иисус имеет в виду все 39 книг иудейского Святого Писания. Мы были бы рады узнать, каким образом различные книги Ветхого Завета стали рассматриваться в качестве канонических книг, однако нам неизвестно, как это произошло. Поэтому мы должны довольствоваться тем фактом, что Сам Иисус принимал в качестве Божьего Слова тридцать девять книг, которые иудеи того времени считали Словом Бога.

Новый Завет

Относительно Нового Завета можно сказать, что никто не решал, какая книга должна входить в Библию, а какая нет. Известно, что апостол Павел написал по крайней мере шестнадцать посланий, тем не менее только тринадцать из них стали частью Святого Писания. Люди не решали, не провозглашали и не обсуждали, какие книги должны быть включены в Новый Завет. Не кто иной, как Сам Бог, все исторические события направил таким образом, что Церковь признала эти 27 книг в качестве дарованных Им Его новозаветной Церкви. Эту истину Гвидо де Бре выразил в пятой статье Бельгийского исповедания: «Мы принимаем все сии книги и только их в качестве святых и канонических для регулирования, основания и утверждения веры нашей». Таким образом, мы всего-навсего принимаем то, что Господь даровал нам. Почему Гвидо де Бре перечислил все книги, которые представлены в Ветхом и Новом Завете? Он так поступил потому, что в то время он должен был выступать против:

1.      Римско-католической церкви, которая утверждала, что апокрифические книги представляют собой часть Святого Писания в дополнение к Ветхому и Новому Завету;

2.      Анабаптистов, которые заявляли, будто Ветхий Завет изображает Бога как Бога гнева, а Новый Завет (который заменил собой Ветхий Завет) представляет Бога как Бога любви. Они отвергали Ветхий Завет за ненужностью;

3.      Лютера, который учил, что Святое Писание включает в себя как Ветхий, так и Новый Завет, но послание апостола Иакова считал всего лишь «соломенным посланием» (говоря простым языком, «липовым», ненадежным посланием.Прим. ред.), от которого следует отказаться.

Следовательно, Гвидо де Бре, перечисляя все 66 книг Святого Писания, выступает против римско-католической церкви, которая включила апокрифические книги в состав Святого Писания (например, в Иерусалимской библии, которая доступна и в наши дни, представлены апокрифические книги). (Автор данной статьи говорит об 11 апокрифических книгах, которые представлены и в православном каноне Святого Писания. Эти книги как католическая, так и православная церковь называют второканоническими. Прим. пер.). А также он выступает против анабаптистов, которые полностью отвергали Ветхий Завет. Кстати, анабаптистские воззрения относительно Ветхого Завета все еще живы и в наши дни. Этот факт очевиден не только в практике международной миссии «Гидеоновы братья», которая занимается распространением экземпляров исключительно Нового Завета (с книгой Псалмов в довесок), но и в отвержении Ветхого Завета современными проповедниками на том основании, будто он представляет Бога как Бога гнева.

Взаимосвязь Ветхого и Нового Завета

Ветхий Завет указывает на крест Христов в будущем, а Новый Завет показывает крест Христов в прошлом. Чтобы понять Новый Завет (и то, что в нем говорится о кресте Христа), необходимо прочитать Ветхий Завет. Новый Завет пребывает в тени Ветхого Завета, а Ветхий Завет в тени Нового. Ветхий Завет направляет нас к Новому Завету, а Новый Завет указывает нам на Ветхий Завет. Они неотделимы друг от друга. Кроме того, Новый Завет не заменяет собой Ветхий Завет (Матф. 5:17). Оба Завета, как Ветхий, так и Новый, содержат одно и то же послание: «РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС». Ветхий Завет указывает на крест Христов в будущем, а Новый Завет показывает крест Христов в прошлом. Ветхий Завет указывает на крест Христа с одной перспективы, а Новый Завет с другой. Тем не менее у них одно и то же послание. Следовательно, объяснение Святого Писания в проповеди должно быть «Христоцентричным». Более того, так как мы не можем понять Ветхий Завет без Нового Завета, а Новый Завет без Ветхого Завета, нам необходимо установить их взаимосвязь. Таким образом, Библия – это ЕДИНОЕ Слово с ЕДИНЫМ посланием, подобно тому как ЕДИН Бог, даровавший нам это Слово. Занимаясь изучением Святого Писания, мы должны постоянно помнить о тесной взаимосвязи, которая существует между Ветхим и Новым Заветом. Думайте о Христе, читая книги Паралипоменон, и вспоминайте книгу Левит, читая Послание к галатам. Мы не должны забывать о Ветхом Завете, читая Новый Завет, потому что Святое Писание представляет собой одно целое. Чтобы понять смысл любой книги, нам необходимо прочитать ее с самого начала. Ведь в противном случае содержание последних глав будет лишено для нас смысла.

Достаточность шестидесяти шести книг Святого Писания

В Послании к колоссянам апостол Павел ссылается на письмо, которое он написал лаодикийцам. Город Лаодикия находился неподалеку от Колосс. Павел призвал колоссян прочитать это послание членам лаодикийской церкви: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол. 4:16). Во Втором послании Петра, 3:15, 16, мы читаем о том, что послания Павла являются богодухновенным Писанием, Божьим Словом: «...и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Как бы нам следовало поступить, если бы мы нашли послание апостола Павла лаодикийской церкви? Если бы Бог пожелал, чтобы у нас было это послание ради пользы нашего спасения, или (как говорит об этом пятая статья) «для регулирования, основания и утверждения веры нашей», тогда Он несомненно даровал бы нам его. Ибо такова Его забота о нас и милость. Тот факт, что Бог не сохранил для нас послание Павла лаодикийской церкви, является для нас доказательством того, что Он не считал его необходимым для нас. Таким образом, канон завершен. У нас есть все те книги, которые согласно желанию Бога должны у нас быть. Поэтому вышеприведенный вопрос является чисто теоретическим. Библия в том виде, в каком она существует в наши дни, есть Божий дар для меня, для моего спасения. Я не нуждаюсь в большем и поэтому усматриваю Его милость в том, что имею.

Статья 5

Авторитет Святого Писания

Библия принята нами от Бога

Если первая статья начинается словами «Мы все от всего сердца верим и исповедуем устами...» (в других статьях это выражено в сжатой форме – «мы верим»), то первые слова пятой главы звучат следующим образом: «Мы принимаем...» В третьей статье исповедуется, что Бог «в Своей особенной заботе о нас и нашем спасении» сделал так, что «явленное Им через откровение Слово» было облечено в письменную форму. В четвертой статье исповедуется, какие шестьдесят шесть книг образуют собой Святое Писание, какие шестьдесят шесть книг являются «каноническими». В пятой же статье Гвидо де Бре говорит, что эти книги приняты верующими. Слово «принятие» подразумевает, что верующий не подвергал проверке эти 66 книг, дабы определить их каноничность, и не наделял их статусом канонических посредством вынесения некоего постановления. Скорее, принятие данных 66 книг – это акт веры. В акте принятия подразумевается акт дарования. Для того чтобы один человек мог что-то получить, другой должен что-то ему дать. В третьей статье Гвидо де Бре исповедует, что Библия есть Божий дар. В пятой статье он объясняет, что когда Бог предлагает нам этот дар, мы поступим правильно и мудро только в том случае, если примем его. Именно потому что Бог есть Бог, а человек есть человек, мы не имеем права отвечать следующим образом: «Я не нуждаюсь в Божьем Слове, потому что не понимаю его», или «Я могу справиться и без него». Таким образом, предложение «Мы принимаем все сии книги...» являет собой выражение акта веры Гвидо де Бре. Он откликается на Божье действие. Он послушно принимает то, что Господь милосердия вложил в его руки, а именно 66 книг, которые в совокупности образуют единое Слово Бога.

Почему нам было даровано Святое Писание

Для чего Бог даровал нам 66 книг Библии? «Мы принимаем все сии книги... для регулирования, основания и утверждения нашей веры».

1.     Регулирование нашей веры

Моя вера определяется и регулируется Святым Писанием. Я не выбираю, во что мне верить, ни один человек не должен указывать мне, во что я обязан верить. Скорее, то, во что я верю, определяется Писанием. Я могу верить лишь в то, что явлено в Святом Писании, – не добавляя к этому ничего и не убавляя. Если верно то, что Библия является Божьим даром для меня, тогда я должен принять ее во всей ее полноте. «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19; см. также: Втор. 4:2; 12:32).

2.     Основание нашей веры

Почему я верю в то, во что я верю? Потому что истинность этого была доказана учеными, и я поверил им, потому что это кажется мне понятным или потому что мои бабушка и дедушка сказали мне, что это истина? Никак нет! Я верю в то, во что я верю, потому что так сказал Бог. Бог даровал мне Свое Слово, и поэтому я принимаю его и верю в него. Я верю в то, во что я верю, потому что так говорит Святое Писание, которое мне даровал Бог. Я не нуждаюсь в научных доказательствах Христова воскресения из мертвых. Мне не нужны доказательства того, что Бог питал израильтян манной во время их скитаний по пустыне. Я принимаю за истину все, о чем мне говорит Святое Писание, потому что оно, будучи Словом Бога, исходит от Самого Бога, Который не может лгать. Мое принятие Святого Писания основано на моем понимании Бога.

3.     Утверждение нашей веры

Жизнь подталкивает меня ко множеству сомнений, которые заставляют меня задаться вопросом, является ли действительно истинным то, во что я верю. Каким же образом я, пребывая в борениях веры, смогу доказать себе истинность того, во что верю? Ни высшее образование, ни энциклопедия не поможет мне ответить на этот вопрос. Я верю в то, во что верю, потому что истинность этого подтверждается Святым Писанием, которое даровал мне Бог.

Наша вера

Гвидо де Бре заявляет, что Библию следует принимать в качестве регулирования, основания и утверждения нашей веры. Чья вера здесь имеется в виду? Прежде всего, вера самого де Бре, а также верующих братьев и сестер в его церкви. В те времена, когда Гвидо де Бре составлял данное исповедание, реформатов преследовали лишь за то, что они придерживались учения Святого Писания. Жизнь Гвидо де Бре и членов его общины подвергалась опасности по причине их верности Слову Божьему. Ввиду смертельной опасности действительно ли стоило верить Библии? Если Гвидо де Бре желал продолжать служить Богу, он должен был отказаться от всего. Этот служитель продолжал верить в то, что он написал в пятой статье о Святом Писании, так как знал, что Бог даровал ему эту Книгу. Поэтому он не мог отвергнуть этот дар, даже несмотря на то что паписты были готовы сжечь его на костре. Для Гвидо де Бре было невозможным сказать Богу, Который протягивал ему такой чудный дар: «Спасибо, Господь, но нет, мне не нужен Твой подарок», или попросту оставить Божий подарок пылиться на книжной полке. Вот почему этот муж Божий мог исповедать истину, которая была изложена им в пятой главе, несмотря на преследования. Гвидо де Бре мог уверенно произнести следующие слова: «Мой Бог говорит мне, во что я должен верить, и поэтому я верю в это». Хотя нам по причине отсутствия гонений намного легче исповедовать пятую главу Бельгийского исповедания в конце двадцатого века, тем не менее факт остается фактом: мы черпаем веру только и исключительно из Святого Писания. Господь говорит нам, во что верить, и мы принимаем Его слова, не обращая внимания на те трудности, которые могут возникнуть в результате принятия нами того, что Господь по Своей милости даровал нам.

Откуда мы знаем об истинности Святого Писания?

Я принимаю Библию, потому что Бог даровал ее мне. Но откуда мне знать, что Святое Писание истинно? Каким образом я узнал, что Библия определяет мою веру? Гвидо де Бре отвечает: «Мы верим безо всяких сомнений во все, содержащееся в них, не столько потому, что Церковь принимает и одобряет их, но в особенности по причине свидетельства Духа Святого сердцам нашим, Который убеждает нас в их Божественности, а также по причине многих очевидных истин вне оных, ибо даже слепые способны постичь, что все предсказанное оными исполняется». Здесь мы приводим аргументы Гвидо де Бре в пользу истинности Святого Писания.

1.     Церковь

Год за годом мы получаем наставление от родителей и Церкви. Учение родителей и Церкви оказывает на нас влияние, поэтому мы следуем по пути, по которому они нас направили. В этом аргументе, несмотря на его относительно малую убедительность, содержатся очень важные выражения: «не столько потому..., но в особенности..., а также...».

2.     Святой Дух

Обратите внимание на выражения в пятой статье: «Мы верим (что все эти книги)... не столько потому, что Церковь принимает и одобряет их... но в особенности по причине свидетельства Святого Духа...» В данном тексте подчеркивается работа Святого Духа. Именно Святой Дух свидетельствует сердцам нашим о том, что Библия есть Слово Самого Бога. В Деяниях, 16:14, мы читаем, что «...одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел». Святой Дух свидетельствовал сердцу Лидии таким образом, что она внимала проповеди апостола Павла. В Первом послании к коринфянам, 2:14‑15, объясняется необходимость работы Святого Духа. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем...». Выражение «душевный человек» (в английском переводе – «природный человек».Прим. пер.) подразумевает мертвого в грехах человека, то есть неспособного воспринимать «того, что от Духа Божия». Сердце душевного человека наглухо закрыто. Только благодаря работе Святого Духа это сердце может открыться, дабы он смог признать Библию Божьим Словом. Душевный человек не видит никакой разницы между Святым Писанием и остальными книгами этого мира. Он может обрести способность такого различения только с помощью работы Святого Духа. В Первом послании Иоанна, 5:6, мы читаем следующее: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина». Святой Дух свидетельствует о том, чему учит Святое Писание, а именно о том, что Иисус Христос пришел «водою и кровию». Дух свидетельствует, что это правда.

3.     Внутреннее свидетельство

В Библии содержатся доказательства исполнения пророчеств, которые в ней записаны. Например, в книге Бытие, 15:13–16, говорится о том, что Бог сказал Аврааму еще до того, как у того появились дети, что он будет отцом многих детей. Его потомки будут в египетском рабстве в течение четырехсот лет, но Господь избавит их от господства фараона и они выйдут из этой страны с великим богатством. Это пророчество исполнилось через сотни лет. Другой пример представлен в первом стихе сорок пятой главы книги пророка Исаии. В данном тексте говорится о Боге, Который побудил Исаию изречь пророчество о царе Кире за двести лет до его рождения. Как Исаия мог знать имя царя, который возвратит Израиль из пленения? Это свидетельство того, что Господь Бог рассказал Исаии о том, что должно произойти в будущем, и что в определенное время действительно исполнилось. «...Все предсказанное ими исполняется». В новозаветный период мы видим исполнение пророчеств книги Откровения.

Каким же образом Гвидо де Бре пришел к выводу, что Святое Писание является Божьим Словом, которое даровано ему для его же блага? Хотя влияние Церкви и внутреннее свидетельство Святого Писания и помогли Гвидо де Бре, тем не менее в конечном итоге только благодаря работе Святого Духа в его сердце он смог принять Библию в качестве Божьего Слова. Чтобы избежать недопонимания, следует подчеркнуть, что Святой Дух не производит это убеждение посредством сновидений или неких переживаний, но скорее благодаря исследованию Святого Писания. Мы также принимаем Библию в качестве Слова Божьего благодаря работе Святого Духа в наших сердцах. И это свидетельство Божьей работы в наших сердцах, в свою очередь, подкрепляет нас в невзгодах нашей жизни.

Статья 6

Различие между каноническими и апокрифическими книгами

В шестой статье проводится различие между каноническими и апокрифическими книгами. Согласно четвертой статье, каноническими книгами являются тридцать девять книг Ветхого Завета, которые были написаны первоначально на иврите, а также двадцать семь книг Нового Завета, языком оригиналов которых был греческий язык (койне). На протяжении многих лет, которые отделяли ветхозаветные времена от новозаветных (автор, по всей видимости, имеет в виду четырехсотлетний период, который условно начался после написания последней книги Ветхого Завета, то есть книги пророка Малахии, и завершился рождением Мессии.Прим. пер.), некоторые иудейские писатели написали пятнадцать книг на греческом языке. Позднее тридцать девять книг Ветхого Завета были переведены на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинта (то есть «Перевод семидесяти»). К этому переводу и были добавлены пятнадцать книг, которые изначально были написаны на греческом языке. Ранняя Церковь должна была решить вопрос каноничности данных книг. В конечном итоге она высказалась против. Однако когда человек по имени Иероним перевел Септуагинту (Ветхий Завет и дополнительные пятнадцать апокрифов) на латынь («Вульгата», то есть «народный, общедоступный перевод»), он все же решил включить апокрифические книги в заключительное издание. В результате с течением времени они были приняты римско-католической церковью. Следовательно, во времена великой Реформации в шестнадцатом столетии реформаторы получили в наследие Библию со включенными в нее апокрифами. Им необходимо было решить вопрос относительно апокрифов: либо продолжать принимать их, либо начать придерживаться мнения ранней Церкви. Даже в наши дни римско-католическая церковь принимает апокрифы и на их основании обосновывает положения некоторых доктрин. Например, учение о чистилище заимствовано из апокрифической книги (имеется в виду одна из Маккавейских книг.Прим. пер.).

Гвидо де Бре наряду с другими реформаторами придерживался исповедания, которое изложено им в четвертой статье Бельгийского исповедания, согласно которой каноническими книгами Святого Писания являются исключительно шестьдесят шесть книг Ветхого и Нового Завета, но не пятнадцать апокрифических книг (сам термин «апокрифический» означает «сокрытый», вероятно, подразумевая неясное происхождение этих книг). Если они не являются Словом Божьим, если они не дарованы нам Богом, следовательно, их нельзя использовать для «регулирования, основания и утверждения нашей веры». Поэтому мы не должны читать эти книги с той целью, чтобы на их основании узнать, во что нам следует верить. Конечно, их можно прочитать ради интереса или из любознательности (как и любую другую книгу), осознавая, что они не обладают авторитетностью канонических книг. Мы можем получить наставление из этих книг, если только оно согласуется с учением Святого Писания. Такое отношение к апокрифам было принято представителями Реформации, поэтому копии Святого Писания, изданные протестантскими церквями, не содержат апокрифических книг (Первый официальный перевод Библии на нидерландском языке, Staten Vertaling, включал апокрифические книги, которые, тем не менее, были представлены обособленно, дабы показать, что они не являются частью Святого Писания).

Характерные признаки апокрифов

Те, кто читает апокрифические книги, очень скоро прочувствуют, что в них присутствует иной «дух», который отличается от привычных нам богодухновенных книг Святого Писания.

Во-первых, они отражают типично иудейские настроения, которые противоречат Святому Писанию. Например, в них присутствует презрительное, даже неуважительное отношение к женщинам. Канонические книги, в свою очередь, конечно же, говорят о подчинении женщины мужчине, но не содержат неуважительных высказываний о ней.

Во-вторых, в апокрифах подчеркивается необходимость совершения добрых дел для приобретения спасения, в то время как Святое Писание объясняет, что добрые дела являются свидетельством благодарного отклика христианина на Божий безвозмездный дар спасения.

В-третьих, в апокрифических книгах присутствуют очевидные исторические несоответствия. Например, в одном из апокрифов упоминается о том, что царь Навуходоносор жил в Ниневии, в то время как на самом деле этот город был разрушен задолго до его рождения.

В-четвертых, многие тексты апокрифических книг представляют собой явные выдумки писателей.

Статья 7

Достаточность Святого Писания

Данная статья убеждает нас в том, что Слово, дарованное нам Богом, достаточно для нас в полной мере. Нам не нужна сокращенная или дополненная версия Библии. Ведь Святое Писание совершенно! В нем содержится все, что мне необходимо знать, дабы жить для Бога в этой жизни. В нем содержится все, что мне нужно знать для моего спасения. Каноническая Библия представляет собой полный стандарт для «регулирования, основания и утверждения моей веры». «Мы верим, что Святое Писание вполне содержит волю Божию, и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в нем. Ибо образ поклонения, которого Бог требует от нас, целиком и подробно описан в оном...» Исповедав эту истину, мне больше не нужно беспокоиться о том, что в определенный момент своей жизни я не буду знать, как поступить, объясняя свое неведение отсутствием Божьего руководства в Святом Писании. Данное исповедание представляет собой неимоверное утешение для наших душ. Бог не раскрывает мне лишь часть того, что мне необходимо знать. Нет! Он возлюбил меня до такой степени, что рассказал мне все, что я, по Его мнению, должен знать. Только представьте, какую заботу и милосердие оказывает Бог, открывая все, что мне необходимо знать о Нем, дабы жить для Него!

Конечно, это не означает, что я обязательно понимаю все Божье Слово. Несомненно, некоторые части Святого Писания трудны для понимания (2-е Пет. 3:15–16). Кроме того, не следует забывать, что я грешный человек и мое мышление ограничено. Поэтому я не могу постичь все глубины Божии. Однако данный факт никак не ограничивает совершенство Святого Писания. Не стоит винить Бога в ограниченности моего понимания. Только я сам виновен в том, что не могу понять или запомнить Божье Слово. Где пытается найти помощь человек, сталкивающийся с житейскими невзгодами? Конечно же, в Святом Писании. Прочитайте совет апостола Павла Тимофею (2-е Тим., гл. 3). Как следует поступать Тимофею в трудных обстоятельствах, которые описаны Павлом с первого по девятый стих? В четырнадцатом стихе апостол пишет: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен». От кого Тимофей получил это знание? Конечно же, от Павла, мужа, избранного Богом для благовествования язычникам. Более того, в конечном итоге Тимофей получил знание от Самого Бога. Пребывая в мире, ненавидящем Господа, Тимофей должен придерживаться Божьего учения, ибо оно представляет собой руководство, в котором он нуждается для преодоления трудностей этой жизни. Поэтому Тимофею (и, конечно же, нам) необходимо, пребывая в ежедневной борьбе, регулярно читать Божье Слово. Какова цель Святого Писания? «...Священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2-е Тим. 3:15–17). Посредством Святого Писания человек Божий может быть совершен. Слово Божье способно снабдить Тимофея всем необходимым, дабы он мог устоять в мире, полном ненависти и преследований. Святое Писание действенно для Тимофея, для Гвидо де Бре и его общины, а также для меня, вне зависимости от обстоятельств, в которых я нахожусь. Мне не нужны никакие дополнения к Святому Писанию, ибо «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

Следует признать, что наши сердца с готовностью искушаются, подбивая нас говорить о недостаточности Библии. Нас легко склонить к мнению, согласно которому Божье Слово вообще не имеет никакого смысла в наших обстоятельствах. Мы даже стараемся убедить себя, будто Бог понимает, что заповеди Святого Писания слишком трудны для нас. Да, велико искушение отвергнуть достаточность Библии. Гвидо де Бре также сражался с людьми, которые утверждали, будто Святого Писания не достаточно для нас. Он боролся с католиками и анабаптистами того времени. А поскольку нет ничего нового под солнцем, у нас есть возможность учиться на ошибках, допущенных во дни Гвидо де Бре, дабы быть готовыми выступить против заявлений о недостаточности Святого Писания.

 

Авторитет, ясность, достаточность и важность Святого Писания

1.     Авторитет Святого Писания

1.1. Римско-католические богословы отрицают учение о верховном авторитете Святого Писания, приписывая его самой римско-католической церкви. Например, если папа римский провозглашает учение о безгрешности Марии, то католики должны верить в совершенство Матери Иисуса Христа, потому что он так сказал (а в его лице и церковь). В таком случае папа римский сам становится верховным авторитетом.

1.2. Анабаптисты приписывают верховный авторитет Святому Духу. Они считают, что Святой Дух говорит людям посредством Своего суверенного действия, как им следует поступать. Например, какую выбрать профессию или служение в церкви. Я делаю то, что, как я думаю, говорит мне Святой Дух. В теории Святой Дух возвышается над Святым Писанием, но на практике (ведь любой человек может утверждать, что он получил послание от Святого Духа, притом что никто не может подтвердить этого) именно отдельно взятый человек становится верховным авторитетом.

Опровержение: Библия – это каноническая книга. Истинно только то, что написано в Святом Писании.

Мы поступим мудро, если обратим внимание на следующие слова седьмой статьи: «Нам не позволительно ставить наравне с Божественным Писанием любые человеческие писания, как бы ни были святы написавшие их. Равным образом мы не должны ставить обычай или мнение подавляющего числа людей, или древность, или преемственность времен и лиц, или соборов, постановлений или законов наравне с истиной Божией, ибо сия истина суть превыше всего, поскольку все люди сами по себе являются лжецами и легче пустоты». Мы также можем легко впасть в свойственное католикам заблуждение, которое приписывает верховный авторитет «святому» человеку. Однако ни Августин, ни Кальвин, ни Шильдер и т. д. не являются истиной в последней инстанции. Помните, что «все люди сами по себе являются лжецами и легче пустоты». Даже крупные собрания (синоды) не могут сказать последнее слово относительно любого учения Святого Писания, так как эти собрания также состоят из грешных людей. Поэтому верховным авторитетом обладает исключительно Святое Писание. По этой причине всем причащающимся членам церкви предоставляется копия постановлений любого синода. Все причащающиеся члены церкви ответственны (по мере дара, ниспосланного каждому из них) знать об изменениях, которые происходят в церквях, и стремиться, насколько это возможно с их стороны, все сделать для того, чтобы они (то есть церкви) оставались верными откровению Божьему, которое Он даровал в Своем Слове. От нас требуется в таком случае чтение с молитвой и внимательное исследование. Авторитетом обладают не отдельно взятые люди или синоды, но исключительно Святое Писание. Этот авторитет обязаны признать все. Кроме того, мы не должны впасть в анабаптистскую ересь, обосновывая наши решения и поступки тем, что «я думаю». Когда вопрос касается истины, не остается места для личных мнений или ощущений. Все наши решения и действия должны быть основаны на учении Святого Писания.

2.     Ясность Святого Писания

2.1. Римско-католическая церковь утверждает, что Библия сама по себе – непонятная книга. Чтобы понять ее, человеку необходимо истолкование Церкви. Таким образом, во времена Гвидо де Бре римско-католическая церковь запрещала своим членам иметь копию Святого Писания, уча их обращаться за помощью к священникам, которые знали, как истолковать эту непонятную книгу.

2.2. Анабаптисты также не согласны с тем, что Библия – понятная книга. Они утверждают, что только Святой Дух может раскрыть нам истинный смысл написанного. В таком случае вместо того чтобы читать или слушать Святое Писание, человеку следует с готовностью принимать откровение Святого Духа.

Опровержение

Разве Божья любовь ко мне и Его забота таковы, что Он даровал мне Слово, которое слишком трудно для моего понимания? Конечно, нет! Потому что такое действие не соответствует самой сути Бога. Он даровал мне понятное Слово. Несомненно, следует признать, что я не понимаю некоторые тексты. Даже само Святое Писание признает, что некоторые вещи в нем трудны для понимания: «...Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2-е Пет. 3:15, 16). Однако суть заключается в том, что Святой Дух действует в сердцах всех избранных Божиих, дабы они могли понимать замысел Писания. Конечно, некоторые библейские тексты непонятны нам, но в целом Святое Писание – это ясная книга. Это значит, что мы не должны избегать чтения Писания, утверждая, будто не понимаем его. Наоборот, это значит, что мы должны с молитвой исследовать Библию – книгу, которую Бог в Своей заботе о нас даровал нам.

3.     Достаточность Святого Писания

3.1. Римско-католическая церковь считает, что одной Библии для нас недостаточно. Еще необходимо официальное толкование Писания церковью. На протяжении многих веков она запрещала своим членам иметь собственные копии Святого Писания. И сравнительно недавно, тридцать лет тому назад, католикам было разрешено иметь собственные экземпляры Библии, но наряду с этим все равно необходимо придерживаться официального толкования Писания римско-католической церковью.

3.2. Анабаптисты верят, что одной Библии недостаточно для верующих людей. Им необходим Святой Дух для получения дополнительного откровения.

Опровержение

«Мы верим, что Святое Писание вполне содержит волю Божию, и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном». Таким образом, плывя по волнам неспокойного моря жизни, мы должны вновь и вновь обращаться к Святому Писанию. Несомненно, нам нужно пользоваться библейскими комментариями и учебными пособиями, признавая при этом верховенство авторитета Библии.

4.     Важность Святого Писания

4.1. С точки зрения римско-католической церкви, человеку, по сути, не нужно Святое Писание, если он внимает учению церкви.

4.1. Согласно мнению анабаптистов, мы совершенно не нуждаемся в Библии, если внимаем откровению Святого Духа.

Опровержение

В отличие от католиков и анабаптистов, которые намеренно игнорировали Святое Писание, Гвидо де Бре и его собратья по вере относились к нему как к драгоценнейшему сокровищу. Они считали, что если Бог даровал нам Свое Слово, значит оно нам необходимо. Гвидо де Бре и его община прилежно исследовали Божье Слово. Именно Своим Словом Бог ведет меня и помогает разрешать жизненные вопросы и проблемы, независимо от того, в каком положении я нахожусь. Поэтому я и обращаюсь прежде всего к Святому Писанию. Не обращать внимания на Библию, считать, что она не так уж мне необходима в каждодневной жизни, – это типично анабаптистский подход. Я исповедал, что Святое Писание является достаточным для ЕЖЕДНЕВНОГО регулирования, основания и утверждения моей веры. Это исповедание должно проявляться в моей жизни. Я должен исследовать Святое Писание ревностно и постоянно. Пребывание в Слове Господа – это показатель того, что моя жизнь соответствует вере, которую я исповедую. Если я оставляю Библию пылиться на книжной полке или изучаю ее небрежно, то я отрицаю учение Святого Писания, которое изложено в седьмой статье Бельгийского исповедания.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.