27.12.2010
Скачать в других форматах:

Карел Дедденс

Могут ли дети принимать участие в Вечере Господней?

 

Своевременная тема

 

В начале семидесятых годов появилось много публикаций, в которых обсуждался вопрос, могут ли дети принимать участие в Вечере Господней. Обсуждение этой темы проводилось в более либеральных реформатских церквях Голландии.

 

В США, в церквях, принадлежащих к некоторым конфессиям, детям разрешили  принимать участие в Вечере Господней; кроме того, реформатские миссионеры обратили внимание, что на миссионерском поприще более чем одна конфессия приняла так называемое Причастие детей. Поэтому эта тема обсуждалась на Пятой Конференции тружеников реформатской миссии в Латинской Америке в апреле 1985 года. Необходимо также заметить, что практика причащения детей поддерживается  либеральным Всемирным Советом Церквей.

 

Таким образом, эта тема довольно широко обсуждается, и часто эти прения приводят к выводу, что нельзя запретить детям принимать участие в Вечере Господней. Голландский священник Г. Висе даже написал: «Что касается детей завета, сегодня мы видим массовое отстранение их от Вечери Господней!» Это высказывание в действительности является только горьким упреком, но если бы это было правдой, мы должны были бы как можно быстрее изменить свое отношение к этому вопросу. Но проблема все равно остается: действительно ли это правда? Запрещаем ли мы детям церкви делать то, на что они имеют полное право, и не наносим ли мы на самом деле ущерб детям Божьего завета?

 

Божий завет

 

Довольно часто рассмотрение этой темы начинается с обсуждения Божьего завета благодати. Например, богословы указывают на то, что говорится в Воскресенье 27 Гейдельбергского катехизиса, в ответе на вопрос 74: «Они [дети], как и взрослые, находятся в союзе с Господом и с Церковью Его. За Кровь Христа им, как и взрослым, обещано и искупление грехов, и Дух Святой – источник веры». По моему мнению, эта фраза является хорошим отправным пунктом. По сравнению с различными идеями анабаптистов, реформаты особо подчеркивали тот факт, что дети верующих родителей также принадлежат завету ГОСПОДА и Церкви Христа.

 

Но я считаю, что неправильно перескакивать с 74 к 75 Вопросу Гейдельбергского катехизиса, а именно от Святого Крещения к Господней Вечере, и цитировать повеление и обетования, имеющие отношение к Господней Вечере. Мы не должны забывать, что Божий завет является односторонним по своему происхождению, но двусторонним по своей сути, как говорили отцы реформатской церкви. Их взгляд также отразился на понимании двух Таинств, что соответствует Писанию.

 

Одно больше указывало на одностороннее происхождение завета, а именно на крещение, в то время как другое обращало внимание на обоюдную суть завета, а именно на Вечерю Господню. В первом таинстве ребенок занимает пассивное положение, во втором  верующий принимает активное участие. В этом заключается отличие в формулировке 69 вопроса от 75 вопроса Гейдельбергского катехизиса. Вопрос 69 звучит следующим образом: «Как обозначается и подтверждается в Святом Крещении, что единократная крестная жертва Христа идет нам на благо?», а Вопрос 75 гласит: «Чему учит вас святое Причастие, и каково его значение в том, что вы становитесь причастны единой крестной жертве Христа и всем Его дарам?»

 

Отличие очевидно. В случае Святого Крещения мы причастны единой жертве Христа, а в случае Святой Вечери мы, как верующие, вкушаем от единой жертвы. Конечно, можно сказать, что в Вопросе 69 не упоминаются дети (это будет сделано особенно в Вопросе 74), он представляет только общее понимание крещения. Но мы должны помнить, что в значительном большинстве случаев крещение младенцев происходит в церкви; это общепринятая и естественная практика.

 

Лишены ли дети даров?

 

Если принять во внимание отличие между Святым Крещением и Вечерей Господней, мы не можем утверждать, что когда детям верующих родителей запрещают участвовать в Вечере Господней, они лишаются некоторых даров завета благодати. Г. Бавинк очень ясно показал это в своей книге «Gereformeerde Dogmatiek» (том IV, стр. 561):

 

«Запрещение детям участвовать в Вечере Господней не мешает им получать блага завета благодати. Однако это имело бы место, если бы детям не позволяли принимать Святое Крещение. Так поступают только те, кто думают, что дети не причастны завету благодати. Но относительно Вечери Господней дело обстоит совершенно иначе. Тот, кто проводит только обряд крещения детей, но не преподает им Вечерю Господню, признает, что дети принадлежат к Божьему завету и разделяют все его дары. Такой человек, по причине юного возраста детей, всего лишь ограждает их от конкретного способа получения ими тех же самых даров. Вечеря Господня не наделяет человека никаким благом, которое не было бы дано ему раньше в Слове Божьем и крещении».

 

В Magnalia Dei (англ. перевод: Our Reasonable Faith, стр. 542) Бавинк пишет:

 

«Хотя Крещение и Святая Вечеря имеют по своей сути один завет благодати, и хотя оба Таинства дают уверенность в получении дара прощения грехов, Господня Вечеря отличается от Крещения тем, что она является знамением и печатью не присоединения к Телу Христа, а духовной зрелости и крепости в общности с Христом и Его членами».

 

Таким образом, не нужно слишком поспешно совершать переход от крещения к Вечере Господней. Несмотря на то, что оба Таинства связаны с заветом благодати, между ними существует явное отличие. И будет неправильно совершать стремительный переход от одного Таинства к другому. Кроме того, необходимо также избегать поспешного перехода от ветхозаветного таинства Пасхи к новозаветному таинству Господней Вечери.

 

Пасха и Господня Вечеря

 

Один из аргументов в пользу того, что детям должно быть позволено принимать участие в Вечере Господней, основывается на ветхозаветном таинстве Пасхи. Утверждение звучит следующим образом: так же как крещение заменило обрезание, Господня Вечеря является новозаветным замещением израильской Пасхи. По этому поводу священнослужитель      Г. Висе написал (см. Christian Renewal, том 4, №14, 17 марта 1986): «Существует только два отличия: во-первых, Христос – не просто пасхальный Агнец Израиля, но Он также и Агнец Божий, Который понес на Себе грехи всего мира, и, во-вторых, так как Его кровь была уже пролита, у нас вместо кровавого таинства Пасхи проходит бескровная Вечеря Господня. Дети принимали участие в той Пасхе. Они не были пассивными наблюдателями, но активно принимали пищу. Пасха отмечалась всей семьей – родители и дети праздновали вместе. Однако это не был семейный праздник, – если семья была небольшой и не могла сама съесть всего ягненка, она приглашала других израильтян разделить с ними трапезу. Это также подтверждается тем фактом, что Христос праздновал Пасху вместе со Своими учениками. Иисус и Его ученики не были членами одной семьи, однако это никоим образом не умаляло ценность самой трапезы. В этой группе людей просто не было ни детей, ни женщин. Тем не менее, они как принимали, так и принимают участие в этой трапезе». Вывод очевиден: мы не должны запрещать детям Божьего завета принимать участие в Вечере Господней, потому что они уже принимали участие в ветхозаветном таинстве Пасхи.

 

Связь, а не просто переход

 

Что мы должны сказать по этому поводу? Естественно, между Пасхой и Вечерей Господней существует определенная связь.

 

Но в то же время, мы должны осознавать тот факт, что Пасха не просто стала Вечерей Господней. Когда Г. Висе утверждает, что слова апостола Павла в Первом Послании к Коринфянам 5:7 («ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас») «напрямую связывает Пасху и Вечерю Господню», он говорит достаточно много. Этот отрывок Писания имеет отношение к тому факту, что пасхальный агнец являлся прообразом жертвы Христа. Более того, мы не должны забывать, по крайней мере, о двух вещах.

 

Во-первых, между преломлением хлеба и принятием (третьей) чаши был значительный промежуток времени, а именно целая череда принятия блюд всей трапезы Пасхи. Во-вторых, Иисус Христос объединил не все аспекты пасхальной трапезы воедино, а только два из них, и, что особенно важно, сюда не входил момент принятия самой пасхальной трапезы.

 

Следовательно, Вечеря Господня не должна считаться всего лишь христианской формой Пасхи. Пасха не переросла просто в Вечерю Господню. Пасха не стала Вечерей Господней, но оставила в ней свой отпечаток.

 

История искупления

 

Это также имеет отношение к истории искупления. Вечеря Господня является таинством другого, нового завета. Тот, кто сравнивает Вечерю Господню с Пасхой, в которой участвовали дети, не может прийти к простому выводу, что в этом мы имеем явное доказательство того, что дети могут участвовать в Вечере Господней. Такой человек должен принять во внимание наличие нового элемента Вечери Господней, который отличает ее от Пасхи. Этот новый элемент, который показывает со всей очевидностью, что Вечеря Господня не проистекает автоматически из Пасхи, и связан с иным способом спасения. Он имеет отношение не к природе спасения, а к средству спасения. Основанием того, что пожилые и молодые люди в израильском народе праздновали вечерю Господню вместе, являлась степень Божьего откровения. Израильский народ под угрозой отлучения от общества Израилева обязан был праздновать Пасху. А сущность нового элемента завета крови Христа находится в работе Бога Духа Святого, которая совершается на личностном уровне, а не просто основана на узах крови.

 

Ветхий и Новый Завет находятся рядом друг с другом, но нельзя по любому поводу между ними проводить параллель. Между ними существуют определенные отличия.

 

Ответственность

 

Одним из этих отличий является тот факт, что Новый Завет особым образом подчеркивает ответственность человека. В Божьем промысле во время Ветхого Завета, конечно же, существовала ответственность, но она отличается от ответственности в новозаветные времена. Об этом отличии мы читаем в Послании к Евреям:  «[Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (10: 28-29). Это также имеет отношение к ответственности, связанной с Вечерей Господней.

 

В той же главе Послания к Евреям мы читаем слова из пророчеств Иеремии, имеющие отношение к Новому завету: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» (ст. 16). Этот текст также показывает, что увеличившаяся благодать влечет за собой увеличившуюся личную ответственность во времена Нового Завета.

 

Таким образом, абсолютно неправильным является утверждение, например, Джеймса Б. Джордана в его Тезисах о причастии детей (Женева Пресс, 1982): «’Необращенные’ рабы ели Пасху в Ветхом Завете – внутреннее обрезание не является церковным критерием для участия в Вечере Господней» (Тезис 15).

 

Здесь снова просто проводится параллель между Пасхой и Вечерей Господней. В данном тезисе не учитывается ни возросшая ответственность в новозаветные времена, ни развитие истории искупления.

 

Кроме того, относительно ответственности, связанной с участием в Вечере Господней, в  Первом Послании к Коринфянам записаны чрезвычайно важные слова (я надеюсь вернуться к этому отрывку в следующей статье).

 

Церковь справедливо делает особое ударение на «внутреннем обрезании» как на условии, необходимом для участия в Вечере Господней. По этому поводу необходимо вспомнить заключительную часть Артикула 35 Бельгийского исповедания:

«Наконец, мы принимаем это Святое Таинство в общине народа Божьего со смирением и благоговением, поскольку вместе мы с благодарностью свято воспоминаем смерть Христа, нашего Спасителя, исповедуя нашу веру и христианскую религию. Посему никто не должен подходить к сей Трапезе без тщательного исследования самого себя, чтобы вкушением хлеба и питием из чаши, он не вкусил и не испил себе осуждение. Словом, мы подвигаемся употреблением этого Святого Таинства к ревностной любви к Богу и к нашим ближним. Посему мы отвергаем проклятые измышления, привнесённые и намешанные в учение о Таинствах людьми, как оскверняющие оные, и заявляем, что должны довольствоваться установлением, преподанным Христом и Его Апостолами, и что должны учить ему так, как учили и они».

В этой статье особенно важными являются слова: исповедуем нашу веру.

Тот, кто исповедует свою веру, заявляет в этом исповедании, что он является истинным верующим, живым членом Церкви Иисуса Христа. Он признал свою ответственность в Божьем новом завете.

 

Без обязательства?

 

Тем временем, ответственность нового завета не означает, что мы не имеем никаких обязательств касательно Вечери Господней. Обязательство заключается в принятии обетований Божьего завета. Кроме того, существует обязанность принимать участие в таинстве Святой Вечери. Церковь не может оставлять это на усмотрение самих людей. Таким образом, если бы детям было позволено участвовать в Вечере Господней, они также обязаны были бы это делать.

Следовательно, Джеймс Б. Джордан в своих Тезисах о причастии детей заблуждается, защищая следующую идею: «Если ребенок или младенец откажется от предлагаемой ему пищи, его не будут ‘кормить насильно'. Если ребенок не хочет есть, он не будет есть. В этом нет ничего предосудительного» (Тезис 24). Естественно, мы отвергаем римско-католическую идею «опус оператум», как будто таинство действует автоматически, исключительно посредством своего свершения. Но именно в противовес этой идее мы указываем на связанную с этим таинством ответственность, и поэтому говорим людям: «Вы не можете решать, участвовать вам в Вечере Господней или нет, так как участие обязательно в Божьем завете».

Одно из двух: либо детям не разрешают принимать участие в Вечере Господней, пока они не исповедуют веру, либо им позволяют участвовать в Вечере Господней, но с осознанием, что это влечет за собой определенные последствия. Таким образом, они обязаны принимать в ней участие. Если они могут, это автоматически означает, что они должны.

В следующем разделе мы рассмотрим наличие абсолютно очевидных условий, необходимых для участия в Вечере Господней, в особенности тех, которые оговариваются в уже упомянутом отрывке из Первого Послания к Коринфянам, глава 11.

 

Возвещение

 

Отрывок из 1 Кор. 11:26-29 особенно важен в связи с вопросом относительно того, позволяется ли детям принимать участие в Вечере Господней. Этот отрывок находится в контексте стихов 17-34, в которых апостол Павел указывает на злоупотребления Вечерей Господней в коринфской церкви. В противовес этим злоупотреблениям, апостол указывает на огромную значимость Вечери Господней. Чем в действительности является участие в Вечере Господней?

В  стихе 26 Павел говорит, что она является возвещением: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Апостол не употребляет в этом предложении повеление; он не говорит, что «вы должны возвещать смерть Господню», а просто описывает участие в Вечере Господней: «смерть Господню возвещаете». Но это также означает, что человек должен осознавать, что он совершает, принимая участие в Вечере Господней.

У человека должна быть вера в единую жертву Господа Иисуса Христа! Я цитирую заявление большинства христианской реформатской церкви (Agenda for Synod 1986, стр. 355): «…священное принятие хлеба и вина будет возвещением смерти Господа, доколе Он придет (1 Кор. 11:26) …без подобного провозглашения абсолютно не может проводиться истинное совершение таинства.  Именно по этой причине участие коринфян в Вечере Господней было настолько ужасным. В Коринфе то, что должно было быть святой трапезой, превратилось в обычное (буквальное, мирское) поглощение пищи. Решение этой проблемы в Коринфе заключалось в восстановлении сущности этой Трапезы, т.е. в провозглашении Господа завета и Его славы. Завет исполнился во Христе не только посредством Его смерти и воскресения, но также посредством Его «возвещения света народу Иудейскому и язычникам» (Деян. 26:23). Вечеря Господня продолжает празднование завета и провозглашение света Христа, и таким образом, она делает всякое осознанное участие в Вечере публичным провозглашением веры в Иисуса Христа».

Такое возвещение смерти Господа имеет прямое отношение к публичному исповеданию веры, которое еще не сделано детьми Божьего завета!

 

Испытание

 

В 1 Кор. 11:26-29 есть еще одно важное слово, которое записано в стихе 28: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Эта самопроверка означает, что люди (слово «человек» здесь указывает на всякого, кто желает участвовать в Вечере Господней) должны испытывать себя. Подобное выражение уже употреблялось апостолом Павлом в той же главе, а именно в стихе 19: «… дабы открылись между вами искусные». Кроме того, этот термин имеет отношение к вере. Я процитирую комментарий Кальвина на этот текст Писания. Кальвин отвергает римско-католическую идею относительно того, что эта самопроверка связана с тайной исповеди. Он поясняет это слово следующим образом:

«Возникает вопрос, что это за обязательное испытание, к которому призывает нас Павел. Это такое испытание, которое необходимо для правильного употребления священной Вечери.

Здесь представлен метод, который чрезвычайно легко понять. Если вы желаете правильно употреблять дар, которым вас одарил Христос, проявите веру и покаяние. Таким образом, если вы желаете быть подготовленными надлежащим образом, эти две вещи должны быть испытанными. Покаяние включает в себя любовь, потому что человек, научившийся отвергать себя для того чтобы целиком отдаться Христу и служению Ему, также, без сомнения, будет тщательно сохранять единство, которое заповедал Христос. В то же самое время, совершенная вера или покаяние не требуются, вопреки убеждениям некоторых, устанавливающих соответствующие ограничения и требующих совершенства, которое невозможно найти в этом мире. Иначе это закрыло бы навсегда доступ к Вечере всякому человеку. Однако если вы с искреннем желанием стремитесь достичь праведности Божьей, и смиряетесь, видя свою духовную нищету, то вы полностью будете полагаться на благодать Христа и покоиться в ней, а также иметь уверенность в том, что  достойны приблизиться к столу Вечери. Под достоинством я подразумеваю то, что Господь не запрещает вам, хотя с другой стороны, у вас есть то, чего не должно быть. Вера, как только она зародилась, делает достойными тех, кто был недостоин».

Уже в Дидахе («Учение двенадцати апостолов»), датируемом концом первого или началом второго века, сказано, что люди должны участвовать в Вечере Господней после того как исследуют себя, примирились ли они с Богом и своими братьями, чтобы участие в Вечере Господней было  чистым и не оскверненным (гл. 14).

Наши отцы очень хорошо понимали важность самоисследования, когда заявляли в Установленном порядке участия в Вечере Господней:

Чтобы участие в святой Вечере Господа укрепило нашу веру, нам сначала необходимо должным образом проверить себя.

Истинное самоисследование состоит из следующих трех частей:

Во-первых, каждый человек должен признать свои грехи и свою испорченность, подчиниться Богу и возненавидеть самого себя. Так как Божий гнев против греха настолько велик, что Господь не может оставить его ненаказанным, Он наказал его через Своего возлюбленного Сына Иисуса Христа, Который принял жестокую и позорную смерть на кресте.

Во-вторых, каждый человек должен внимательно исследовать свое сердце и убедиться в том, что он верит в непоколебимое обетование Бога, что все его грехи прощены только ради страданий и смерти Иисуса Христа, и что совершенная праведность Христа наполняет его так, будто он сам всегда был праведным и сам заплатил за свои грехи.

В-третьих, каждый человек должен исследовать свою совесть, действительно ли у него есть искреннее желание быть поистине благодарным Богу и служить Ему всей своей жизнью, а также избегать всякой вражды, ненависти и зависти, жить в любви и единстве со своим ближним.

Это хорошее описание и уточнение того, что было уже высказано во времена после апостолов. Это можно обобщить одним предложением: истинное самоисследование означает осознание и открытое исповедование своего греха и духовной нищеты, своего освобождения во Христе и своей благодарности.

Не удивительно, что именно эти три утверждения составляют три части Гейдельбергского катехизиса. Поэтому, для того чтобы иметь способность исследовать самих себя, нам необходимо знать Гейдельбергский катехизис, и мы также должны быть наставлены в доктринах церкви, как это обещали родители детей завета у купели.

Если мы сравним пояснение самоисследования с содержанием Гейдельбергского катехизиса, мы сможем лучше понять ответ на Вопрос 81: «Для кого было установлено Господне Причастие?» (в старой латинской версии Гейдельбергского катехизиса формулировка была следующей: «Кому позволено участвовать в Господнем Причастии?»).  «Для тех, кто питает отвращение к себе из-за собственных грехов, но однако верит, что эти грехи прощаются им ради Христа и их остающаяся слабость покрывается Его страданием и смертью; для тех, кто стремится все более и более укрепить свою веру и исправить свою жизнь». Кто же это как не тот, кто знает и открыто исповедует свои грехи и нищету, свое освобождение и благодарность?

Определенно ясно, что наставление в истинной вере должно предшествовать участию в Вечере Господней!

 

Рассуждение

 

Апостол Павел, говоря о Вечере Господней, написал коринфянам о провозглашении и исследовании, и оба эти слова имеют отношение к вере. Но это также касается и третьего слова, которое апостол употребляет в том же отрывке Писания. Он пишет в 29 стихе: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».

Некоторые комментаторы Библии говорят, что «Тело» – это просто тело церкви. Например, Джеймс Б. Джордан пишет в своих Тезисах о причастии детей (1982, №17): «Рассуждение о теле для ребенка можно истолковать как ‘будь послушен своим родителям’». Но это неправильно. Апостол употребляет здесь довольно значительное слово, которое в действительности означает «иметь способность различать». Это слово часто употребляется в связи со «способностью различать между добром и злом», и этой способностью обладают зрелые люди.

Я снова приведу цитату из заявления большинства христианского реформатского синода 1986 года:

«Прежде всего, это означает, что принимающие участие в Вечере Господней должны понимать, что эта трапеза не является просто воскресным утренним завтраком, а по своей сути, является причащением к Телу и Крови Христа, преданному смерти ради жизни Своего народа (1 Кор. 11:25-26). Непризнание Подателя небесной пищи и пития повлечет за собой уничтожение, а не жизнь через принятие этой пищи (1 Кор. 11:30); это такое же уничтожение, какое постигло израильтян, не распознавших Божий дар, посланный с небес в виде перепелов (Чис. 11:33; Пс. 77:30)».

Как было указано ранее, рассуждение о Теле включает в себя признание того факта, что быть частью Тела Христа означает быть частью тела верующих. Участники Вечери получают истинную пищу, когда признают единство, которое они разделяют с другими в общине завета, причащаясь от одного  хлеба (1 Кор. 10:17), одного Господа Иисуса Христа. Осмысленное участие требует истинного рассуждения каждого верующего о том, что во время святого Причастия Христос Сам питает Свой народ, и я являюсь одним из этих насыщенных людей (ср. Гейдельбергский катехизис, Вопрос и Ответ 54).

Таким образом, третье слово, которое употребляет апостол Павел, имеет отношение к вере, а также к наставлению в вере.

Но некоторые богословы приводят доводы в пользу того, что ребенок может верить по-детски, и этого должно быть достаточно, чтобы позволить ему участвовать в Вечере Господней. Но апостол Павел имел другое мнение, потому что он употреблял довольно значительные выражения, которые должны применяться только к обещанию родителей детей Божьего завета: «изо всех сил учить своего ребенка доктринам церкви, как только он или она начнет их понимать!»

 

История

 

В предыдущих разделах мы рассмотрели сходство и отличие между таинствами Святого Крещения и Вечери Господней. Кроме того, мы рассмотрели сходство (и отличие) между таинствами в Ветхом и Новом Заветах, после чего  также обратили внимание на отрывок из 1 Кор. 11:26-29.

В заключительном разделе я хотел бы обратиться к истории, в особенности, рассмотреть слова Кальвина, а затем я сделаю некоторые выводы. Оправдывая допущение к Причастию детей, люди обычно приводят следующий довод: в течение многих веков детям разрешалось участвовать в Вечере Господней, но затем неожиданно это прекратилось. Что мы можем сказать по этому поводу?

Действительно, младенцы и маленькие дети участвовали в Вечере Господней, главным образом в восточных церквях, но также и в западных, в особенности тогда, когда с появлением суеверного отношения к Таинству, люди боялись пролить даже каплю пресуществленной Крови Христа.

Но мы должны помнить две вещи.

Прежде всего, не все тексты, к которым обращаются, действительно указывают на то, что маленькие дети принимали участие в Вечере Господней. Например, в Constitutiones Apostolicae (писание конца IV века), после роспуска некрещеных людей, говорилось: «Матери, возьмите своих маленьких детей с собой». Но в этих словах нет ни малейшего намека на то, что эти маленькие дети (иногда даже младенцы) действительно принимали участие в Вечере Господней. Я считаю, что здесь говорится только о том, чтобы матери не оставляли своих детей на задних скамьях церкви, когда сами проходили вперед для причащения к хлебу и вину.

Кроме того, существуют также свидетельства о том, что в ранней Церкви родители наставляли своих детей, а также приводили их к служителю, чтобы показать их веру. Оба действия упоминаются Кальвином.

В «Наставлениях в христианской вере» вначале он пишет о том, что говорят некоторые люди (я привожу полную цитату из книги Наставления IV, 16, 30):

«…на том же основании следовало бы допускать младенцев к Вечере Господней, а мы с этим не согласны. Но ведь разница между этими двумя Таинствами явно и множеством способов обозначена в Писании! Я не спорю с тем, что в древней Церкви существовала такая практика: о ней имеются свидетельства в сочинениях учителей Церкви. Но затем этот обычай справедливо и с полным основанием был отменен. Ведь если мы рассмотрим природу и свойства крещения, то обнаружим, что оно есть первоначальное вступление в Церковь, через которое мы становимся ее членами и причисляемся к народу Божьему. Поэтому оно есть знак второго духовного рождения, в силу которого мы делаемся детьми Божьими. Напротив, Вечеря Господня была установлена для тех, кто уже вышел из младенчества и способен усваивать твердую пищу. Об этом очевидно свидетельствует слово Господа. Так, в отношении крещения оно не указывает каких-либо возрастных различий; к Причастию же допускают лишь тех, кто способен разуметь о Теле Господнем, испытывать самого себя и возвещать смерть Господню. Что может быть яснее следующих слов: «Да испытывает же себя человек, и затем пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1 Кор. 11:28)? Таким образом, причащению должно предшествовать испытание, а для младенцев это невозможно. «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29). Разве не было бы с нашей стороны бесчеловечно предлагать младенцам вместо пищи яд? И еще: «’Сие творите в Мое воспоминание’… Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор. 11:25-26). Как могут возвещать смерть Господню младенцы, еще не умеющие говорить? Но эти и подобные вещи не требуются для крещения. Поэтому так велика разница между этими двумя знаками».

Это была цитата из Наставлений Кальвина. Кальвин никогда не отрицал, что между крещением и Вечерей Господней есть крепкая связь, но он также особо подчеркивал, что крепкая связь существует между крещением и исповеданием веры.

 

Отсроченный отклик

 

В связи с этим Кальвин часто употребляет выражение «отсроченный отклик».

Во время нашего крещения ГОСПОДЬ Бог посредством Своего раба запечатлел в нас Свое обетование. В то время мы еще были не в состоянии увидеть или услышать это, так как еще не могли осознать этого. Но, тем не менее, Бог действительно проговорил к нам в то время. Прежде чем мы смогли вымолвить слово, ГОСПОДЬ уже проговорил к нам. И Он продолжал говорить к нам, Он продолжал запечатывать крещение на наших сердцах. Однажды Господь сказал: «Ты – Мой, Мое дитя!» Он сказал это нам в крещении. И Он продолжал называть нас Своими, когда мы росли и становились зрелыми. Именно поэтому между крещением и исповеданием веры существует такая крепкая связь. Во время нашего крещения мы не могли ответить за себя. Наши родители должны были сделать это за нас. В противном случае нам пришлось бы уже тогда откликнуться на Божий призыв.

Утверждение, что исповедание действительно является отсроченным откликом на крещение, не является каким-то особенным заявлением. Кальвин учил этому в одной из своих ранних работ, написанной вскоре после первого издания Наставлений. В то время реформатору было только двадцать семь лет. Он пишет: «Детей завета необходимо наставлять, чтобы они, в конечном счете, смогли засвидетельствовать о своей вере, так как они не могли сделать этого во время своего крещения».

В Наставлениях Кальвин повествует о том, что в ранней Церкви существовал обычай: после того как дети, рожденные у христиан, вырастали, их приводили к священнослужителю, «чтобы они могли исполнить долг, требовавшийся от взрослых, представлявших себя для крещения». Как пишет Кальвин, это было необходимо, потому что будучи крещенными в младенчестве, они не могли еще исповедать свою веру.

Реформатор поясняет это следующим образом: маленький ребенок еще не может говорить и осознавать происходящее вокруг. Следовательно, дети завета временно освобождаются от обязанности исповедания своей веры, требующейся во время крещения.

Кальвин написал: «Существует только одна веская причина перед Господом, почему дети завета не в состоянии исповедать свою веру. И причина заключается в том, что детям завета еще не достает достаточно знаний, чтобы принимать участие в Вечере Господней. Необходимо испытывать себя, как говорит Павел коринфянам, прежде чем приступать к Вечере Господней (1 Кор. 11:28). Это испытание требует знания и самопознания, которых младенцы и маленькие дети еще не имеют».

Согласно Кальвину, не существует других возможных причин, которые можно было бы представить перед ГОСПОДОМ. И определенно, мы не можем указать такую причину: «Я еще не вполне готов. Я не уверен, что действительно верю во Христа». Бог запечатлел Свое обетование в крещении. Какое право имеет человек сомневаться? Кто может пренебречь этими обетованиями? Затем Кальвин обращается к молодежи и говорит: «Вы должны были исповедать свою веру во время крещения. Уже тогда ГОСПОДЬ поручил вам эту обязанность. Но только из-за вашей слабости это исповедание было отсрочено!»

Крещение не может быть отсрочено, потому что ГОСПОДЬ предъявляет права на ребенка, рожденного в Его завете. Крещение детей верующих родителей должно проводиться, как только оно становится реально выполнимым. «Консистория должна удостовериться в том, что Божий завет запечатлен крещением у детей верующих родителей, как только это становится реально выполнимым» (Артикул 17 Церковного уклада канадских реформатских церквей). Мы не должны заставлять ГОСПОДА ждать! Но это также касается исповедания веры. Оно также должно проводиться, как только это становится возможным для детей завета. Кальвин ссылается на традицию, существовавшую в ранней Церкви, и говорит: «Это происходило либо когда заканчивался период детства, либо в начале периода юности». В одной из своих работ он пишет, что лучше всего, если «ребенок в возрасте десяти лет будет представлен церкви, для того чтобы исповедать свою веру». В голландском филиале церкви Лондона, являющейся колыбелью реформатской церкви в Голландии, был установлен возраст – четырнадцать лет, который по нашим стандартам все еще считается довольно ранним. Мы должны помнить, что наставление в доктринах церкви начиналось тогда в более раннем возрасте, чем сейчас.

Но одно остается определенно ясным: с момента крещения, требование об исповедании веры ждет своего выполнения. Поэтому любая излишняя отсрочка является неправильной.

 

Не наше участие

 

Как только мы обнаружили крепкую взаимосвязь между крещением и исповеданием веры, мы больше и больше желаем прославить Бога за Его благоволение. Тот факт, что мы родились детьми завета, не является чем-то обычным. И то, что ГОСПОДЬ даровал нам родителей, которые представили нас на крещение, не является чем-то самим собой разумеющимся. За всем этим стоит милостивое Божье избрание, Его благоволение. Во время крещения Самого Спасителя Его Отец Небесный сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Подобным же образом ГОСПОДЬ проговорил к нам во время нашего крещения. Он назвал нас по имени и нарек нас Своим именем. В этом деянии Бог явил Свою благую волю в нашей жизни. Его благая воля, Его благосклонность распространилась на нас. Таким образом ГОСПОДЬ почитает Самого Себя. А какая же это огромная честь для нас!

Мы также обнаруживаем это во время исповедания нашей веры. Мы вспоминаем наше крещение и прославляем Божье благоволение в нашей жизни. Это исповедание не принадлежит нам; оно подобно диплому, которым мы были награждены. Нет, это скорее свидетельство наличия Божьей благодати в нашей жизни. Именно это имеется в виду в обращении к верующим: «Возлюбленные в Господе Иисусе Христе».

Когда Петр исповедал перед Господом: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», его не похвалили за то, что он сделал что-то хорошее. Нет, наоборот, Христос сказал: «Петр, не сам ты пришел к этому пониманию». Он был благословлен, но не по своим заслугам. Спаситель, в ответ на слова Петра, сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Ни другие ученики подсказали это Петру, ни он сам пришел к такому выводу. Небесный Отец открыл это ему. В этом проявилось Божье благоволение в его жизни. ГОСПОДЬ наделил его способностью заявить это исповедание. Действительно, высказывается сам Петр, и он говорит от чистого сердца. Но он выражает то, что Сам Бог вложил ему в сердце: поклонение Божьему благоволению.

 

Некоторые выводы

 

По этой теме можно сказать намного больше, но я не хотел бы, чтобы эти серии статей были длинными.

Я сделаю два основных вывода.

Во-первых, дети не могут принимать участие в Вечере Господней, но в соответствии с обещанием, данным их родителями у купели, они должны быть наставлены в доктринах церкви, а также должны открыто исповедать свою веру, для того чтобы быть способными возвещать смерть Христа, испытывать себя и размышлять о Теле Христа.

Во-вторых, это исповедание веры является отсроченным откликом на их крещение, и оно должно быть выражено как можно быстрее, а именно, когда ребенок вырастет и будет в состоянии принимать важные решения в своей жизни. Это время точно неизвестно, так как одни дети взрослеют раньше других. Если ребенок завета будет наставляем в течение нескольких лет, и он пожелает исповедать свою веру в возрасте, например, шестнадцати или семнадцати лет, для этого не должно быть никаких препятствий. Но откладывать исповедание веры из года в год – неправильно. Под влиянием пиетизма молодые люди были научены тому, что они должны были рассказать свою «историю обращения» и что их обращение было невозможным, когда они были еще маленькими. Поэтому многие молодые люди ждали, пока им исполнится двадцать пять или даже тридцать лет, кроме того, многие из них так никогда и не осмелились исповедать свою веру, потому что не могли с уверенностью сказать, что они действительно были рождены свыше.

Давайте особо обращать внимание наших детей на то, что родиться дитем Божьего завета, креститься, а также получить наставление в доктринах церкви для того чтобы стать и оставаться живым членом Церкви Христа – это огромная привилегия! Это необходимо для того, чтобы они стремились пройти вратами публичного исповедания своей веры, чтобы возвещать смерть Христа и Его воскресение у стола Вечери Господней, являясь членами Его Церкви.

 

Использовано с разрешения Clarion, том 35, №18, 19, 20 и 21 (1986)

Карел Дедденс

Карел Дедденс родился в 1924 г. В 1951 г. стал служителем Слова, пастором реформатской церкви в г.Хоэк (Нидерланды). В 1956 г. он принял приглашение церкви в Леердаме, а в 1961 г. – Амерсфоорта. Затем он уехал как миссионер на Куракао (Антильские острова), к чему был призван церковью в Рийсбурге, и оставался там до 1970 г. После служения пастором в самом Рийсбурге, он в 1974 г. принял приглашение общины в Гронингене и прослужил там 10 лет.

Канадские Реформатские церкви пригласили его на должность профессора диаконологии и экклезиологии  в теологическом колледже в Гамильтоне, штат Онтарио. В 1990 г. он ушел на пенсию и вернулся в Нидерланды.

Плодовитый автор, доктор Дедденс пространно писал на голландском и английском.

 

Главные работы

Where Everything Points to Him. Neerlandia: Inheritance Publications, 1993.

Fulfil your Ministry. Winnipeg: Premier, 1990.

Decently and in Good Order: the Church Order of the Canadian and American Reformed Churches as Revised by the General Synods Cloverdale 1983 and Burlington-West 1986. With G. Van Rongen. Winnipeg: Premier, 1986.

Annus liturgicus?: een onderzoek naar de betekenis van Cyrillus van Jeruzalem voor de ontwikkeling van het "kerkelijk jaar." Th.D. diss. Goes: Oosterbaan & LeCointre, 1975.

 

 

http://spindleworks.com/library/deddens/bio.htm

http://www.canrc.org/college/deddens.html

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Филипп
05.08.2012 | 00:05
Логическим продолжением крещения младенцев-является их причастие,довольно забавно наблюдать как в нек-рых реформатских церквях устанавливается опр-ый возраст в отношении участников причастия(почему например именно 14 лет ,только потому что так решили между собой,те же голландцы?).