24.12.2010
Скачать в других форматах:

Клаас Схилдер

Гусли Давида, а не его псалом

 

Данный текст, первоначально озаглавленный как Wel Davids luit, niet Davids lied, взят из первого тома Om Woord en Kerk - собрания проповедей и статей доктора Клааса Схилдера.

 

«Горе… поющим под звуки гуслей, думающим, что владеют  музыкальным орудием, как Давид… и не болезнующим о бедствии Иосифа!» (Ам. 6:4-6).

 

 

Как бедны те люди, у которых есть песня, но нет лютни, есть псалом, но нет гуслей, есть содержание, но нет формы, есть чистые мысли, но нет чистых звуков. Они сами ответственны за свое нищенское положение, ибо Божьи люди могут быть бедными лишь в том случае, когда отвергают богатства, предлагаемые им Самим Богом.

 

Но есть нечто, что хуже самой бедности. Это смерть. Посему люди, у которых есть песня, но нет лютни, есть псалом, но нет гуслей, есть содержание, но нет формы, есть чистые мысли, но нет чистых звуков, не бедны, а мертвы.

 

Таким образом, дети Иосифа влачили жалкое существование, когда они,  находясь в изгнании, в горестном положении, подвешивали гусли свои на вербах при реках Вавилона (Пс. 136:1-2). Ибо они утратили гусли, гусли Давида. Но песнь, псалом Давида был вновь услышан: «Если я забуду тебя, Иерусалим…» (Пс. 136:5).

 

Но пребывающие в безмятежности на Сионе, к которым обращался Амос, были мертвы. Они не приняли все наследие Давида. Они унаследовали лютню, гусли, чистое звучание, музыку, искусство, но утратили его песнь, его псалом, его святые мысли и благочестие. Последствия были ужасными.

 

Гусли, лира и музыка никогда не бывают без содержания. Они всегда основаны на идеях. Когда образ мышления Давида  исчез из сердец детей Израиля, они более не были способны молиться  подобно ему, исповедоваться  подобно ему,  вопиять о милости подобно ему, прославлять Бога в песне как это делал он.

 

Конечно, они хранили гусли Давида, они еще обладали этим искусством, но вместо псалмов этого мужа Божьего, сей род Израилев услаждал свой слух праздными песнями. Священная музыка была заменена танцевальными ритмами; музыкальные орудия, изобретенные Давидом,  оказались в руках чуждых, безбожных людей. Поэтому «мирские» песни возобладали над священным искусством Давида.

 

Ибо Давид поет и молится за грех Израиля, пребывая в страхе и трепете пред Божьим правосудием. Но эти гусляры и играющие на лютнях не печалятся о бедствии Иосифа, не оплакивают грех Израиля.

 

В каждой мирской мелодии, которую исполняли современники Амоса, присутствовало осуждение греха тех людей, которые отказались от гуслей Давида, так как его образ мышления исчез из их сердец. Так и для нас мирская музыка всегда является осуждением. О, церковь, ты отказалась от музыки и искусства, которыми обладала ранее. Ты предала забвению гусли Давида, так как мысли его не воспринимались твоим разумом.

 

В то же время, Амос обращается к нам, говоря: «Каждая песня поклонения Давида стремится к прекрасной форме и чудному звучанию, к тому, к чему стремился и сам псалмопевец. Но если вы восхищаетесь и наслаждаетесь только формой, тогда где же ваше содержание?»

 

Вы, стремящиеся к новой форме, или вы, упорно держащиеся за старые формы,  пребывает ли в вас образ мышления Давида? Терзаются ли ваши сердца из-за греха Израиля?

 

Только тот, кто знает мысли Давида, может обрести его гусли, дабы музыкой совершить то, что благоугодно в его глазах. Храните в чистоте свои мысли и стремитесь к тому, чтобы ваши сердца были подобны сердцу Давида, мужа по сердцу Божьему; только в таком случае ваша песнь и форма вашего искусства будет такой же чистой как и у псалмопевца, и никогда не утратит своей значимости и актуальности.

 

Обновление (реформация) гуслей начинается с обращения сердца к Богу Давида. И даже если вы сохранили гусли Давида в неизменной форме, но не в состоянии мыслить как Давид, вы, клянущиеся гуслями Давида, превратились в кимвал звучащий и медь звенящую (1 Кор. 13:1).

Клаас Схилдер

Клаас Схилдер родился 19 декабря 1890 года в городе Кампен. Его отцом был Иоганн Схилдер а матерью –  Гретье (урожденная Ляйдеккер). Схилдер посещал реформатскую среднюю школу (гимназию), по окончании которой, сдав экзамены, поступил в богословский колледж реформатских церквей (17 сентября 1909 года). В этом учебном заведении его профессорами были Л. Линдебоом, М. Ноордтзей, А. Г. Хониг, Х. Бауман, Д. Риддербос, Т. Хукстра, а также Д. Д. Ессер и А. Ноордтзей, которые впоследствии стали профессорами богословия в государственном университете Утрехта.

 

В этом богословском колледже он сдал предварительный экзамен 24 июня 1910 года, первую часть экзамена на соискание кандидатской степени 11 октября 1912 года, а вторую (которая гарантировала ему получение степени кандидата богословия) – 23 января 1914 года (с отличием). После сдачи двух церковных экзаменов, подготовительного и окончательного, Клаас Схилдер был рукоположен на служителя Слова в реформатских церквях. Он начал пасторское служение в церкви в Амбт-Фолленхоув. Там же он женился на Анне Иоганне Вальтер 21 июня 1914 года. Впоследствии Схилдер служил в церквях в Флаардингене, Горинхеме, Дельфте, Угстгейсте, а 27 июня 1928 года стал проповедником в церкви Роттердам-Дельфсхавена.

 

26 сентября 1933 года Клаас Схилдер становится почетным пастором церкви Дельфсхавена, ожидая решения относительно его назначения  на должность профессора богословского колледжа в Кампене. В этом колледже он начал свою преподавательскую деятельность вступительной лекцией (17 января 1934 года), в которой  подверг критике учение доктора Хайтьемы,  отражающее ошибочное учение Карла Барта. Клаас Схилдер каждый день читал лекции, за исключением того времени, когда он посещал США в 1939 и 1947 годах. В годы немецкой оккупации он  более или менее регулярно продолжал читать свои лекции.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.