17.12.2010
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии. Книга Плач Иеремии

1.2. Три исторические ситуации

Чтобы получить хорошее представление о всей Книге пророка Исаии, мы должны осознать, что мы имеем дело с тремя различными историческими ситуациями.

1. В Исаии 1-39 говорится о временах иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Деятельность Исаии как пророка можно вписать в период между 750 и 700 гг. до н.э. Замечание, что он видел видения об “Иудее и Иерусалиме” (Ис. 1,1), не значит, что Северное царство больше не играет никакой роли. Исаия – пророк из Иудеи, однако мы увидим, что и Северное царство заслуживает его внимания. Ведь где-то в дни Исаии происходит несчастье, когда израильтян из Северного царства забирают в плен (722 до н.э.).

Тем самым становится ясно, в какое время с точки зрения международных событий жил Исаия. Это период, когда на мировой арене правило Ассирийское царство. Отношения как Северного царства Израиля, так и Южного царства Иудеи с ассирийцами имеют огромное значение для понимания определённых частей в Книге Исаии. Оба названных царства, равно как и арамеи, филистимляне и египтяне, предпринимали всякие попытки, чтобы выйти из-под власти ассирийцев. Царь Рецин из Арама пытался вместе с царём Факеем из Израиля заставить Иудею стать на их сторону против Ассирии. Они даже выступили битвой против Иудеи, когда иудейский царь Ахаз отклонил их предложение. Этот конфликт известен под названием Сирийско-Ефремская война (735 до н.э.).

Сирийский царь Феглафелласар III резко отреагировал на такие отношения Арама и Израиля. Он выступил против них и вскоре после Сирийско-Ефремской войны фактически нанёс смертельный удар Израилю. Тогда царь Факей должен был освободить место проассирийскому царю Осии, который станет последним царём Десятиколенного царства.

Этот большой конфликт, сутью которого стал вопрос: “Как мы должны вести себя по отношению к Ассирии?”, можно увидеть во многих пророчествах Исаии.

Существует также и второе историческое событие, которое оставило глубокий след в пророчествах Исаии. Речь идёт о царе Езекии, сыне и преемнике Ахаза. В начале своего правления Езекия восстал против Ассирии (4 Цар. 18,7) вместе с египтянами (Ис. 37,9). Для Езекии это окончилось плохо. Ассирийский царь Сеннахирим заставил его заплатить высокую цену за то, что тот поломал данную им клятву верности. Езекия был вынужден признать свой “грех”, то есть свой бунт (4 Цар. 18,14). Города Иудеи (кроме Иерусалима) были сильно разрушены, а их население частично угнано в плен. Захватывающим было осаждение ассирийцами Иерусалима. Город был спасен чудом. Об этом мы читаем в Ис. 37 и 38.

Ис. 1-39 заканчивается историей болезни Езекии (Ис. 38) и рассказом о посланниках, которых послал царь Вавилона (Меродах Валадан) к выздоровевшему от своей болезни Езекии. Это событие содержит извещение Исаии о том, что богатства Иудеи и её жителей унесут в Вавилон (Ис.39). Обратите внимание на то, что это предсказание будет исполнено далеко не сразу. Ведь Иудея попадёт в плен только при правлении вавилонского царя Навуходоносора, который появится перед вратами Иерусалима приблизительно через сто лет.

 

Феглаффелласар III (745-727 до н.э.) заложил основание для ассирийской империи седьмого века до н.э. Он был первым Ассирийским правителем, который проводил масштабные высылки, в то время как людей из своего царства переселял в опустошенные земли.

Салманассар V (727-722 до н.э.) – ассирийский царь, который в 722 разрушил Самарию и снова угнал в плен много народа из Десятиколенного царства. См. 4 Цар. 17,3; 18,9 и всё, что в Книге Исаии имеет отношение к падению Десятиколенного царства.

Саргон II (722-705 до н.э.) раскрыл в 712 году заговор, который был устроен против него царём Иамани из Азота при поддержке Египта и Иудеи (царь Езекия). Иудея ещё при царе Ахазе стала вассалом Ассирии (4 Цар. 16,7: “Я раб твой”). О походе Саргона II в 712 г. до н.э. мы читаем в Ис. 20.

Сеннахирим (705-681 до н.э.) – ассирийский правитель, который наиболее часто упоминается в Книге Исаии (Ис. 36,1; 37,17.21.37; срн. 4 Цар. 18,13; 19,16сл.; 2 Пар. 32,1сл.). Он был убит своими собственными сыновьями. Асардан (681-669) стал на его место. Этот Асардан и сын его Аснафар, то есть, Ассурванифал (669-628) переселили жителей восточных областей в землю Ефремову (Езд. 4,2.10; срн. 4 Цар. 17,24сл.).

 

2. Исаия 40-55 формирует вторую часть Книги. Очень важно для нас понять, что мы находимся на более чем сто лет вперёд во времени. Иудея в 586 г. до н.э. попала в плен к царю Навуходоносору из Ново-Вавилонского царства. Однако теперь настал тот момент, когда изгнанники из Иудеи могут возвратиться из Вавилона назад домой. Ново-Вавилонское царство, которое относительно недолго правило на мировой арене, должно было уступить место Персидскому царству во главе с царём Киром. Он как Божий “пастырь” и “помазанник” (Ис. 44,28; 45,1сл.; срн. 41,2сл..25; 43,14; 46,11) позволил народу Иуды возвратиться назад. Царь Кир, который шёл от одной победы к другой (Ис. 41,2сл.), взял также и Вавилон (539 г. до н.э.) и вскоре освободил иудейских пленников.

 

Возвышенно свидетельствует Ис. 40-55 об этом освобождении, которое возвещает конец страданий Иерусалима (Ис. 51,17сл.). Иерусалим возродится в большой славе (Ис. 54; 55). В новом царстве Яхве будет не только Иудея, но также и другие народы из-за особенных деяний “слуги Яхве” (Ис. 42,1сл.; 49,1сл.; 50,4сл.; 52,13-53). Его работа направлена не только на восстановление Израиля, но он также станет светом для народов (Ис. 42,6; 49,6).

 

Единственный вавилонский царь, который упоминается в Книге Исаии, – это халдей Меродах Валадан, который отослал посланников к царю Езекии. Однако мы находимся всё ещё в периоде Ассирийского царствования. Посланцы Меродаха Валадана, вероятно, сделали намного больше в Иерусалиме, чем только поздравили Езекию с восстановлением его здоровья (Ис. 39,1сл.)! Их общее отвращение к ассирийскому правлению также сыграло немаловажную роль. Меродах Валадан неоднократно был разбит Сеннахиримом.

Из Ново-Вавилонского царства (626-539) ни один царь не упоминается в Книге Исаии. Начиная с Ис. 40, мы сразу же находимся в Персидском царстве, где царь Кир (ок. 560-530) был “пастырем” и “помазанником” Яхве, чтобы вывести Его народ Израиля из плена.

 

3. Весьма вероятно, что Ис. 56-66 рассказывает о третьем периоде в истории, хотя этот переход намного меньше бросается в глаза, чем переход от Ис. 1-39 к Ис. 40-55. Несмотря на это, существуют веские аргументы для утверждения, что после Ис. 55 сцена снова меняется. Мы теперь находимся в земле Иуды среды возвратившихся пленников. Жители Иудеи регулярно посещают высоты в гористой местности (Ис. 57,5сл.), что заставляет нас думать не о Вавилоне, а об Иудее. Много раз мы чувствуем разочарование из-за отсутствия того, что было обещано (Ис. 59,1сл.9сл.; 58,3.8сл.; 63,11сл.). Неоднократно говорится о руинах (Ис. 58,12; 61,4), стены Иерусалима ещё не отстроены (Ис. 60,10). Да и весь Иерусалим ещё похож на пустыню (Ис. 64,10сл.). Сильнее, чем в предыдущих частях проявляется противостояние между нечестивыми (Ис. 56,9-57,13) и праведными иудеями (Ис. 57,1сл.15), впрочем, лжеправедность во время поста и соблюдения шаббата также подвергается уничтожающей критике (Ис. 58). Обетования о величественном будущем, которые были даны в первой и второй частях Книги Исаии, здесь также присутствуют (особенно Ис. 60-62). Спасение близко, но начало третьей части связывает это спасение с призывом: сохраняйте суд и делайте правду (Ис. 56,1). Утешение приходит, но … только к скорбящим, в то время как нечестивые не узнают свободы (Ис. 57,18сл.; 61,2сл.; 65,9сл.).

 

См. Кооле [Koole III, 1995,21vv], который указывает на то, что в Ис. 55-65 больше не говорится о Вавилоне; ситуация похожа на ту, о которой мы читаем в библейских писаниях после изгнания (Аггей и Захария). В некоторых местах кажется, что храм уже восстановлен (Ис. 66,6.20). Однако с уверенностью мы не можем говорить об этом. Даже жалобы и стенания в Ис. 55-65, по мнению Кооле [Koole III, 1995,29], очень хорошо вписываются в рамки первой декады после падения Иерусалима (587/86), таким образом, не перед Ис. 40сл.!

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Committie Hattem

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.