Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

8. ВИНОВАТ ГРЕХ

 

8.0. Доверие становится недоверием

Если доверие разрушено – можно ожидать негативных последствий. И такие последствия сразу же проявились в поведении Адама и его жены. Они прячутся, пытаются скрыться от Бога; они не осмеливаются предстать перед Ним. Но в этот момент они отдаляются не только от Бога. Они понимают, что отдаляются друг от друга и даже начинают стыдиться друг друга: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7). Отсюда мы видим, что отношения с Богом никогда нельзя отделять от наших взаимоотношений друг с другом. Доверия уже нет, господствует недоверие, проявляющее себя в чувстве стыда.

 

8.1. Бог восстанавливает узы

Бог не оставляет первого человека. Он не хочет мириться с таким положением дел, когда доверие разрушено. Он желает вернуть все в прежнее состояние, ведь Бог всегда остается верным! Бог ищет и зовет: «Адам, где ты?» (обратите внимание, что Бог зовет Адама, а не Еву, чтобы объяснить все; ср.: Быт. 7:5). И сейчас мы видим, как отрицательно повлияло случившееся на их отношения – Адам перекладывает вину на свою жену и на Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева» (Быт. 3:12)! А она, в свою очередь, перекладывает вину на змея. Бог показывает им, что все это произошло никак не из-за Него и что с Его стороны узы не были разорваны. Наоборот, Он пробуждает в них доверие, говоря о том, что они будут освобождены от своего проклятия удивительным образом: наступит день, когда зло, присутствующее сейчас, будет поражено одним из потомков Адама и Евы (Быт. 3:15).

 

8.2. Вина и стыд

Выше мы видим два слова – «вина» и «стыд». К вине приводит наше неверное поведение, а чувство стыда – это то, что мы испытываем в результате. Бог не только показывает, что Он знает все о нашей вине, – Он обещает снять ее. Кроме того, Он абсолютно понимает наш стыд: Адаму и его жене были даны одежды (Быт. 3:21).

 

Может быть, вы думаете: «К чему столько суеты из-за двух слов?» Просто потому, что между ними существует важное различие. Кто-то может сказать вам: «Я прощаю ваш долг», но тем не менее это не освобождает вас от чувства стыда. Очень хороший пример – притча о блудном сыне (Луки, гл. 15). Когда молодой человек возвращается домой, он говорит отцу: «Я согрешил против тебя [вина] и недостоин называться сыном твоим [стыд]». Отец не отвечает: «Я прощаю тебя, возвращайся к работе». Тогда это было бы лишь прощением вины. Отец хочет, чтобы сын знал, что он снова полностью принимает его. Вот почему он устраивает праздник и дает сыну новые одежды и кольцо. Прощение нейтрализует вину, сострадание нейтрализует стыд.

 

8.3. Болезненные последствия

Сейчас, когда в мир вошел грех, зла уже не может не быть. Что-то нарушилось, и с этого момента каждый человек будет чувствовать на себе последствия этого (Быт. 3:16).

1.  Сначала Бог обращается к женщине: она в болезни будет рождать детей. Бог не отнимает дар иметь детей, но отныне это будет сопровождаться болью и страданиями – и не только рождение, но и последующее воспитание. Более того, женщина придет к осознанию, что нарушены отношения с мужем. «И к мужу твоему влечение твое (ты будешь пытаться господствовать над своим мужем; сравните это с «он влечет тебя к себе» – Быт. 4:7), и он будет господствовать над тобой (он будет злоупотреблять своим положением, господствуя над тобой)». Здесь провозглашается «битва» между полами. Здоровый баланс в отношениях между мужчинами и женщинами утрачен. Сама история может свидетельствовать об этом!

2.  Затем Адам слышит, что он будет продолжать работать, но ему будет очень тяжело. Ему придется выполнять тяжелую и монотонную работу. Он будет трудиться в поте лица, тернии и шипы будут препятствовать ему. Другими словами, жизнь не будет похожа на прекрасный сад с розами. Результаты же будут горько разочаровывать и не соответствовать вложенным в работу усилиям (ср.: Еккл., гл. 1).

3.  «Ибо прах ты и в прах возвратишься». С этого момента все человечество сталкивается со смертью. Никто не может избежать этого. Рано или поздно мы должны будем умереть. Это утверждение охватывает абсолютно все, что ведет к смерти: разложение, болезни, бедствия. Бог верен своему Слову: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17)

 

8.4. Виновен грех

Разве это не слишком просто – вменить греху все страдания, как будто грех можно обвинить в любой болезни и несчастье? Если вы верите Божьему Слову, то поймите: грех – действительно корень всего зла. Грех вошел в мир, и поэтому зло получило место для маневра. Грех высвободил силу зла. Например, смерть не могла бы вызвать никаких разрушений, если бы сюда не был вовлечен грех (Рим. 5:12; 1-е Кор. 15:56). Это не значит, что вы сразу же можете свести каждую болезнь или несчастье к определенному греху (как думали друзья Иова) (см. Иоан. 9:1–3; Луки 13:1–5). Безусловно, в истории Иова это неприменимо! Однако в общем вы можете сказать, что зло никогда бы не нашло места в жизни людей, если бы в мир не вошел грех. В результате вместе с нечестивыми страдают и благочестивые люди, разделяя последствия общего проклятия.

 

8.5. Обеспечение алиби

Те люди, которые сомневаются, действительно ли грех приводит к таким радикальным последствиям, обычно не осознают, что такое грех. Они рассматривают его как упущение или ошибку, за которую человек просто может извиниться, сказать «простите». Начиная с 90-х годов использование этого слова стало ярким феноменом. Его значение было несколько ослаблено песней Элтона Джона, где говорится: «Похоже, слово «прости» – самое трудное слово». К сожалению, теперь это не совсем так. Иногда можно услышать «простите» еще до того, как что-то было сделано. Когда вы ругаете ребенка за определенное поведение, он может сказать: «Но ведь я же казал «прости», разве не так?» О чем здесь можно еще говорить? Это то, что называется перекладыванием ответственности на другого, – стремление избежать ответственности любыми способами. Вы ищите для себя алиби или же отворачиваетесь, когда вас упрекают за ненадлежащее поведение.

 

8.6. Мера любви

Когда вы совершаете грех, вы не только поступаете неправильно, но также причиняете боль окружающим (Пс. 50:6). Прежде всего, вы причиняете боль Богу, потом – другому человеку, и, кроме того, вы наносите вред себе! Вы начинаете понимать это только тогда, когда обращаете внимание на тот факт, что грех – это не что иное, как отсутствие любви. Если вы хотите знать, что такое грех, то измерьте его мерой любви – любви к Богу и любви к ближнему. Только тогда вы поймете истинное значение греха. Вы поймете, что речь идет не только о проступке, но также и о вашем отношении друг ко другу!

 

Это отражено в истории о богатом молодом человеке (Марк 10:17–27). На первый взгляд, он совсем неплохой человек. Даже наоборот – он очень приятный человек. Он живет по Божьим законам, и Господь Иисус любит его. Затем он слышит слова Иисуса: «Продай все, что у тебя есть, раздай это бедным [любовь к ближнему], и следуй за Мной [любовь к Богу]». Но это уже слишком для него, ведь оказывается, что больше всего он любит деньги и свое имущество. И полностью осознать это можно, только измерив все мерой любви (все Божьи заповеди связаны такой мерой любви). Глубина вашего жалкого состояния должна быть открыта вам!

 

Недаром Господь Иисус Христос свел все заповеди к следующему утверждению: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37–40). Любовь – стержень, вокруг которого вращается все,– любовь к Богу и любовь к ближнему.

 

Если вы хотите знать, что такое грех и насколько глубоко он укоренен, то не сравнивайте себя с другими людьми, потому что тогда вы всегда будете выглядеть хорошо в собственных глазах. Это похоже на то, как если бы все люди сидели в полутемной комнате, смотрели на окружающих и думали: «Все не так уж плохо!» Но потом кто-то открыл бы шторы и комнату наполнил бы солнечный свет. И с этого момента вы могли бы увидеть даже пылинки в воздухе! Только тогда, когда вы смотрите на свою жизнь в солнечном свете, вы начинаете осознавать, чего вам не хватает в жизни и что в ней не так. Только в Божьем свете вы начинаете понимать, что грех – глубочайшая причина всех страданий.

 

8.7. Грех в сравнении со справедливостью

Также для определения греха можно использовать и другое слово – «правота», или «справедливость». Грех – это лишение Бога того, на что у Него есть право, или же лишение другого человека того, что по праву принадлежит ему. В той главе, где мы рассматривали Божий образ (разделы 6.3.–6.6.), были представлены различные виды отношений. Когда эти отношения начинают искажаться, можно говорить о присутствии греха.

1.  «Под Богом» превращается в «без Бога». Люди могут вести настолько «хорошую» жизнь, что даже быть примером для христиан. Но если они живут без Бога, то их жизнь не достигает своей цели (Матф. 16:26).

2.   «Среди человечества» превращается в «против человечества». Нет ничего плохого в том, что мы отличаемся друг от друга. Различия должны быть, ведь у каждого есть свой дар. Однако из-за греха появляется зависть, которая дает пищу конфликтам: один человек настроен против другого и поэтому намеренно действует против него и т. д.

3.  «В отношениях» превращается в «свободный от отношений». Задумайтесь над тем, сколько конфликтов возникает в отношениях между родителями и детьми, работодателями и служащими, учителями и учениками и т. д. Люди часто представляют все так, будто проблемой являются сами отношения, и в результате они стремятся к равноправию и независимости. Однако проблема заключается не в отношениях как таковых, а в том, что люди не хотят отдавать другим то, на что у них есть право. Проблема заключается в самом человеке. Сущность проблемы – это проблема сердца.

4.  Когда общество ставит экономические интересы на первое место, оно просто забывает об окружающей среде. «Возможно, это действительно хороший вопрос: надо ли нам оставлять так много свиней, учитывая то количество удобрений, которые эти создания производят… Но более важный вопрос для окружающей среды: может быть, мы сами живем как свиньи?» (Х. де Йонг)

 

8.8. Можете ли вы сделать хоть что-то хорошее?

 

Когда вы поймете все это, вам останется только лишь вздохнуть: как все плохо! Такое положение вещей приводит в уныние и разочаровывает. Неужели мы не в состоянии сделать хоть что-то хорошее? Как часто христиан обвиняют в том, что они являются ужасными пессимистами, которые считают, что в человеке нет вообще ничего доброго. Неужели они не видят все то хорошее, что совершено человеком? В таких дискуссиях постоянно цитируют Гейдельбергский катехизис. Но давайте читать правильно: «Ибо по естеству своему я склонен ко злу» (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 2, вопрос 5), то есть у нас есть к этому «способности». И тогда на вопрос, настолько ли мы испорчены, что совершенно не способны творить добро и склонны ко всякому злу, мы увидим ответ: да, если только не возродимся Духом Господним (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 3, вопрос 8)!

 

Библия – очень реалистичная книга. Она показывает, что человек в состоянии делать зло! Но это не означает, что от него нельзя ожидать ничего хорошего. Все, что это значит, – да, мы, люди, никогда не сможем построить рай на земле, несмотря на все наши благие намерения (политические, социальные и т. д.). Мы никоим образом не можем спасти себя. То, что мы не способны творить добро, означает, что мы не можем сделать ничего того, что спасло бы нашу душу (спасительное добро) (Каноны Дортского Синода, глава III/IV, статья 3). Более того, Библия говорит о грехе, как о ненависти, но она не называет нас вулканами ненависти. Утверждение, что грех – это ненависть, сделано в Божьем свете. Любая нехватка любви – это ненависть. Ненависть начинается там, где прекращается любовь.

 

8.9. Неполноценный?

Разве такой образ мышления не вызывает чувство неполноценности? От этого страдает множество людей. И в результате мы начинаем ненавидеть себя. Мы ощущаем глубочайшее смятение. Когда Бог позволяет людям понять, насколько глубоко укоренен в них грех, Он делает это не для того, чтобы они начали ненавидеть себя, но для того, чтобы они начали ненавидеть грех, скрытый у них внутри. Тот, кто испытывает ненависть ко греху, любит себя. Бог не хочет мириться с тем фактом, что Его творение испорчено грехом. Наоборот, Он хочет помочь ему избавиться от греха! Будет ли Бог Творец подводить Свое творение к тому, чтобы оно возненавидело Его? В таком случае Он бы высмеивал Свое собственное творение. И разве Христос не сказал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя?» Это предполагает, что по крайней мере по сущности своей вы себя любите.

Чувство неполноценности – очень сложное чувство, иногда сюда оказываются вплетены грех и болезни. Кто-то может чувствовать себя неполноценным, потому что у него нет того, что есть у других. В результате это приводит к тому, что человек начинает требовать от себя того, чего у него нет, и не принимает себя таким, каким был сотворен. Тот, кто принижает себя, принижает своего Творца. Кроме того, это нарушение десятой заповеди: не возжелай. Однако подобное чувство неполноценности может развиться и оттого, что человека не оценивают по заслугам, подавляют его дары или недооценивают их. Человек может быть психически болен, и тогда каждое слово, связанное с виной, приводит к «короткому замыканию» в его мозге. Именно в таком случае очень важно отталкиваться от того факта, что для Бога этот человек всегда остается Его творением и одним из Его детей, независимо от того, насколько сильно могли ранить такого человека.

 

8.10. Восстановление Божьего образа

Бог обращается к человеку как к существу, сотворенному по Его образу (Быт. 9:6, Иак. 3:9), хотя человек уже и не отражает этот образ как должно. Грех настолько все разрушил, что образ Божий уже невозможно распознать. Однако Бог все еще продолжает видеть в человеке Свое первоначальное творение! После грехопадения этот образ был разбит вдребезги, и его невозможно восстановить, как невозможно склеить разбившееся зеркало. Но все равно в человеке осталось что-то от его первоначального состояния. Целостность нашей личности была повреждена из-за нарушенных отношений. И все же в каждом человеке мы можем увидеть проблески того, кем Бог предназначил ему быть.

 

Теперь же Сам Бог снова положительно относится к человеку, потому что пришел Христос как новый Человек, Который в совершенстве отражает образ Бога (Евр. 1:3). Он пришел обновить нас в Его образе: «Чтобы вы облеклись в нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4:24)!

 

Каждый день в Его Слове

 

1. Быт. 3:16–19 (последствия греха)

2. Марк 10:1–27 (безупречно разоблаченный)

3. Иоан. 16:5–11 (Он обличает в грехе)

4. Рим. 3:9–20 (нет никаких исключений)

5. 1-е Кор. 15:54–58 (смерть лишает грех силы)

6. Кол. 2:13–15 (обезоруживание)

7. 1-е Иоан. 1:8–2:2 (не сбейтесь с пути, но придите к Нему)

 

 

Вопросы

1. Как вы можете узнать, что такое грех? Примените меру любви к себе – любви к Богу и любви к ближнему. Или используйте критерий справедливости, чтобы дать себе оценку.

2. Иногда люди говорят, что, по мере того как они становятся старше, они приходят к осознанию того, что есть грех; хотя раньше они этого не осознавали. Так ли в вашей жизни?

3. «Отныне я все больше и больше буду ненавидеть грех» – строка из Апостольского символа веры. Что это значит?

4. Видите ли вы разницу между виной и стыдом? Что для вас значит тот факт, что Господь хочет спасти вас и от вины, и от стыда?

5. Как вы относитесь к комментарию о том, что слишком просто говорить, что все несчастья и беды в этом мире происходят из-за греха человека? Вы тоже иногда так думаете?

6. Невозможно определить, какой именно грех привел к тому или иному страданию. Хотя иногда страдание действительно является результатом определенного греха. Можете ли вы привести пример из собственной жизни? Как вы справляетесь с этим?

7. Ненавидеть грех и любить грешника – могут ли эти два чувства сосуществовать друг с другом?

8. Почему доктрина о грехе не обязательно ведет к комплексу неполноценности?

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.