Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

6. ОБРАЗ БОЖИЙ

 

6.0. Взгляд на человечество

Как вы относитесь к человечеству? Положительно? Чего вы ожидаете от людей? Может быть, вы ждете только неприятностей, готовитесь к тому, что люди принесут вам разочарование? Или же у вас есть и положительные ожидания? Как вы смотрите на человека? Те, кто верит в эволюцию, видят в нас «чудовищ»! В таком случае стремление выжить, присущее каждому человеческому существу, обуславливалось бы хищническими инстинктами животных – предков человека. С одной стороны, присутствует такое сильное желание выжить, а с другой стороны – тенденция к доминированию сильнейшего над остальными. По общему мнению, все это можно объяснить нашим доисторическим происхождением от животных. Как считают эволюционисты, такой отрицательный элемент всегда присутствовал в теории эволюции. От вашего отношения к человечеству зависит, сможет ли в вашем разуме и сердце положительное мнение «вытеснить» отрицательное.

 

6.1. По замыслу – хорошо

Если говорить об отношении к человечеству, то Библия представляет совсем другой взгляд. В начале отношение было исключительно положительным. Библия не изображает людей примитивными существами. Адам и Ева – не просто пара простых и наивных людей и, конечно же, не наивысший вид животных с хищническими инстинктами. Человек был сотворен хорошим, даже совершенным (Быт. 1:31), точно таким, как Бог задумал ему быть. В человеке не было ни одного порока, все было идеально. Когда Бог представляет Еву Адаму, Он называет ее совершенной (Быт. 2:23).

 

6.2. По образу Божьему

Животные сотворены в соответствии с их природой; человек сотворен по образу Бога. Человек получил исключительно высокое положение – почти что божественное. Псалом 8:6: «Не много Ты умалил его пред Ангелами». Человек получил особенный статус: святой. Такое положение подчеркивается словами «сотворен по образу Божьему» (Быт. 1:21, 26). Походил ли человек на Бога с самого начала? Разве Бог не выше человека, разве Он не уникален? С кем можно сравнить Его? Но через сотворение человека Бог хотел открыть Себя определенным образом. Бог сотворил человека, который будет рядом с Ним. Способность думать, чувствовать, желать, говорить, отвечать, выбирать, любить, создавать – все это присуще человеку. Бог сотворил человека таким образом, что во всем этом человек походит на Него. Первоначально у человека был великолепный разум, тонкие чувства, твердая воля и чистая совесть. Именно в таких качествах человек походит на Бога, в отличие от всех других творений. По сравнению с ними человек уникален, и у него есть особенная задача: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всем творением» (Быт. 1:26–28). Человек – образ Бога и Его представитель для Божьего творения на земле.

 

6.3. Ответственное положение

Поручение Адаму дать имена животным – замечательный пример того, как человек представляет образ Бога на земле. В Библии наделение именем свидетельствует об авторитете над другим человеком (4-я Цар. 24:17). Адам дал имена животным, и это подтверждает то, что человек получил суверенную власть над царством животных. Бог не предлагал имена для животных; Адам сам мог выбрать их. Бог полностью доверил это Адаму и заранее утвердил его выбор (Быт. 2:19). Дать имя – на первый взгляд, совсем не сложное задание, но для этого необходимо понимать и проводить различие между разными представителями фауны. Необходимо различать животных, видеть качества, присущие каждому из них. Кроме того, он должен был дать и имена – для этого необходимы особенные навыки. Необходимы слух, зрение, осязание, сердце и разум для того, чтобы дать имена животным. Творец наделил человека такими дарами. Бог дал ему ответственность, а также возможность понимать и принимать решения. Именно это отличает человека от любого другого творения.

 

 

 

6.4. Под Богом

В человеке Бог нашел соработника. Кого-то, с кем Он мог проводить время. Кого-то, кто бы отвечал на Его любовь. Кого-то, кто бы почитал Его за то, что Он сделал. Не робота, но человека, сотворенного из плоти и крови, со своей волей, чувствами и разумом. Бог – не кукловод, для Которого человек – просто кукла, которую можно дергать за веревочки. Он не хочет определять и контролировать каждое слово, каждое действие и движение. Человек несет ответственность перед Богом, но в то же время Бог дает ему свободу действовать в соответствии с такой ответственностью.

 

В том, что человек сотворен почти что божественным, есть определенный «риск». Человек также может противиться Богу. Вместо своего высокого положения, которое у него может быть под Богом, он способен решить отвернуться от Бога. Фактически такой выбор «невозможен», потому что Бог «настроил» человека на общение с Ним. В замысел Бога не входило желание человека жить без Него. Это разрушило бы первоначальное доверие.

 

Для того чтобы предотвратить это, Бог посадил в саду дерево жизни и дерево познания добра и зла. Дерево жизни показывает, что жизнь вместе с Богом – это настоящая жизнь. Оставайтесь верными своему происхождению и, будучи представителями Бога Отца, продолжайте зависеть от Него (какая польза от менеджера по продажам, если он не реагирует на свое руководство!). Дерево познания добра и зла значит: «Не пытайтесь идти сами, без Меня, стараясь самостоятельно решить, что есть хорошо и что есть плохо. Это приведет к разрушающим последствиям». Зло начинается в тот момент, когда человек отворачивается от Бога (отрезает себя от Него). По определению, зло – это уход от Бога! Так называемый тест на послушание – не вкушать плода от этого дерева – это не ловушка. Это дерево не было предназначено для того, чтобы испытать человека (именно поэтому само название «тест на послушание» – неудачный выбор), но предупреждение, вызванное любовью. «Заповедь рая» предназначена для того, чтобы помочь человеку связать себя с Богом, и это – ответственность человека. Человеку позволено заявить о своем добровольном выборе Бога – о том, что он любит Бога.

 

6.5. Среди людей

Уже на примере первой пары видно, что человек – это не продукт массового производства Бога: Адам отличается от Евы. И хотя они отличаются друг от друга, они равны. И мужчина, и женщина имеют одинаковое право на жизнь. И мужчина, и женщина сотворены по образу Бога (именно поэтому Бог-Творец может сравнивать Себя как с отцом, так и с матерью, напр. Ис. 49:15!). Мужчина и женщина отличаются не только полом – у них различный характер, таланты, способности и т. д. Бог хотел создать многоцветное человечество, а не одинаковую, серую массу людей.

Первоначально такие различия не вызывали проблем. Неважно, как именно были распределены дары, каждый имел свои уникальные унаследованные особенности. Бог задумал, чтобы каждый человек развивался в полную силу.

 

6.6. Определенные отношения

Каждый человек сотворен уникально, но у людей есть отношения друг с другом. Бог не предназначил им быть независимыми. Бог предназначил для мужчины и женщины дополнять друг друга в браке. Бог еще в самом начале представил особенные близкие отношения, которые связывают мужчину и женщину на протяжении всей жизни. Также и воспитание детей со всеми входящими в него задачами является частью этих отношений. Бог говорит Адаму и Еве, у которых не было родителей и не было опыта воспитания детей: «Потому оставит человек отца своего и мать свою» (Быт. 2:24). Они представляют образ Бога на земле, как образы отца и матери, которые заботятся о своих детях. Позже такие жизненные узы между мужем, женой и детьми приобрели социальный контекст (власти, школы, отношения на работе). Хотя они и не были непосредственно представлены Богом, корни их лежат здесь.

 

6.7. Окружающая среда

Бог хочет, чтобы человек отображал Его образ и именно поэтому Он дал определенное задание человеку: человек представляет Бога на земле, которую и поддерживает. Мы называем это управлением собственностью, которая принадлежит Другому. Бог возложил на человека очень серьезную ответственность за окружающую его среду. Он должен не эксплуатировать ее, а заботиться о ней и поддерживать ее жизнь. Он – смотритель, который признает, что все это принадлежит великому Богу.

 

6.8. Уникальные отношения

Таким образом, очевидно, что хотя человек и уникален, он не был сотворен эгоистом. Уникальные характеристики каждого человека должны помогать ему строить отношения с Богом и другими людьми. Тот, кто ищет уникальности в самом себе, приходит к ставящему в тупик открытию, что человек, в определенном смысле, подобен луку (В. Г. Риткерк). У лука в середине пустота, а формируют его слои вокруг этой пустоты. Сущность человека – не глубокая сердцевина или же божественное ядро в центре. То, что находится внутри нас, выражается только лишь в отношениях с другими. То уникальное, что есть в человеке, развивается в отношениях с другими. Человек уникален лишь в том контексте, в который Бог поместил его. Смысл жизни заключается не в нас самих, но в нашем доверии Богу и другим. Мы – его творения, и Он хочет, чтобы в нашей жизни были отношения с другими людьми и с Ним.

 

6.9. Высокое положение

Замысел Бога для человека благ. Как Его образ человек полностью делает все то, что Бог задумал для него. Но продолжает ли человек отражать образ Бога? Справляется ли он с вверенной ему ответственностью? Увы, он падает, но Божий Сын может восстановить его первоначальное положение (см. раздел 8.9.).

 

Каждый день в Его Слове

  1. Быт. 1:26–27 и Быт. 9:6–7 (сотворены по образу Божьему)
  2. Псалом 8 (почти что божественный)
  3. Кол. 1:15–18 (Он – образ невидимого Бога)
  4. 2-е Кор. 4:1–6 (кто является образом Бога)
  5. 2-е Кор. 3:17–18 (преобразован в тот же образ)
  6. Кол. 3:5–10 (обновлен по образу Творца)
  7. Иак. 3:7–10 (человек остается сотворенным по образу Бога)

 

Вопросы

  1. Как вы смотрите на человечество? Положительно или отрицательно?
  2. «Сотворен по образу Бога» – что это значит для вас в контексте того, как вы относитесь к себе?
  3. Можете ли вы сказать, что сотворение человека связано с определенным «риском» для Бога? В чем именно заключается этот «риск»?
  4. Разве Бог не испытывал Свое творение, посадив дерево познания добра и зла в саду? Действительно ли это было мотивировано любовью?
  5. Остается ли человек образом Бога, даже когда он не представляет Его (ср.: Быт. 9:6 и далее, а также Иак. 3:9 и далее)?
  6. В чем разница между понятиями «различный» и «неодинаковый»?
  7. В чем важность того, что человек «функционирует» в отношениях с другими?

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.