Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

2. БОГ ГОВОРИТ

 

2.0. Бог позволяет узнавать Себя

Представьте, что Бог никогда не дал бы возможности услышать Его. И все равно вы знали бы о Его существовании – все сотворенное Им указывает на Него. Смотря на природу, вы видели бы Его мудрость и величие. И также вы бы знали о Нем что-то, видя, как проявлялось Его водительство в ходе истории. Но все это не позволило бы вам знать Его лично. Вы бы не знали, что происходит в Его сердце. Он дал нам эту возможность, позволив нам слышать Себя. Он – Бог, Который говорит. Он все сотворил Словом Своим. Сын Божий – это Слово Его, воплотившееся в Личности. Бог выражает Себя через Своего Духа, Который заботится о том, чтобы Его слова доходили до нас. Бог открывает Себя через Свое Слово. Он хочет говорить с нами. Он непосредственно обращался к людям, чтобы те записали Его Слово, и говорил через людей (Рим. 1:20; Бельгийское исповедание, артикул 2; 1-е Кор. 2:10–11; Втор. 30:11–14; Бытие, гл. 1; Иоан., гл. 1).

 

2.1. Божья инициатива

Часто можно услышать мнение, что люди якобы просто хотели рассказать свою историю о Боге и поэтому записали все, составив целые книги. Но в Библии мы читаем, что именно Бог проявил инициативу. Бог поручил людям записать определенные истины. Он должен был приобретать людей, чтобы они осмелились произнести Его Слово (как это случилось, например, с Моисеем, Ионой, Иеремией). Поэтому апостол Петр пишет, что никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но произносили Слово Божье люди, движимые Святым Духом (как лодка движима ветром, надувающим паруса). Иногда они даже не понимали значения произносимых ими слов, что свидетельствует о том, что слова эти не принадлежали им. Господь сделал все, чтобы донести и сохранить Свои слова. И это чудо. Подумайте: когда люди передают какое-то послание, они легко могут «перекрутить» слова, и смысл послания изменится. Бог позаботился об этом, и слова были изложены в книге – так, как Он хотел, и столько, сколько Он хотел (Иер. 36:2; 20:9; 2-е Пет. 1:21; 1-е Пет. 1:10–12).

 

Несмотря на то что Библия являет собой собрание исключительно человеческих писаний, у всех ее авторов есть одна общая особенность: все они были ведомы Духом Божьим. Поэтому вкупе их писания составляют Слово Божье. Очевидно, что они не придумали все это сами:

·         мог ли человек представить, что Бог создал этот мир совершенным? Человек не пришел бы к такому выводу, исходя из собственного опыта;

·         мог ли человек обвинить себя в грехопадении? И согласился ли бы он признать, что грех все еще глубоко укоренен в нем?

·         мог ли человек продумать такой план спасения: Бог должен послать в этот мир Своего Сына, чтобы Он умер за наши грехи?

·         мог ли человек прийти к выводу, что он верит не по своему собственному волеизъявлению, а потому что Дух Святой убеждает его?

 

2.2. Богодухновенность

Слово Божье написано на человеческом языке. Задумайтесь об этом на мгновенье: как это возможно? Благодаря действию Святого Духа. Павел буквально говорит о том, что Бог вдохнул в авторов слова Библии. Когда вы говорите, вы дышите. Слова в Библии родились от дыхания Бога Святого Духа. Вот почему Библия называется живым Божьим Словом. Другое слово, применяемое для обозначения такого дыхания, – «духновенность»[1]. Я не хочу сказать, что Святой Дух буквально диктовал каждое слово авторам Писания – непосредственно, дословно было передано только несколько посланий от Господа Иисуса Христа. Бог использовал для написания Библии различные дары и качества людей – среди авторов Писания мы видим поэтов, историков, пророков, прозаиков, мудрецов и т. д. (2-е Тим. 3:16; Откр., гл. 2 и 3).

 

Врач Лука написал свое Евангелие после того, как сначала провел исследование, и – согласно преданию – после того, как поговорил с различными людьми (например, с Марией). В то же время Евангелие от Марка – это собрание проповедей Петра, записанных и отредактированных Марком. Данное Евангелие было написано очень быстро, и это видно из часто повторяющегося слово «тотчас». У каждого евангелиста был свой собственный подход, и каждый из них сам выбирал, что именно он хотел подчеркнуть. Об этом свидетельствуют различные стили написания Евангелий (Луки 2:10).

 

Авторы Писания были детьми своего времени, что видно по тому, как они подбирали слова. Поэтому они писали, что мир – плоский, а солнце «остановилось». Такие слова обусловлены их пониманием мира в те дни, но признаки другого времени или культуры никоим образом не меняют вечное Божье Слово.

 

2.3. Каноничность

Мы считаем эти книги каноническими, то есть они представляют собой завершенное целое, единое Писание, к которому вы можете обращаться за водительством. Эти книги указывают на нормы и определяют направления. Но откуда мы можем знать, что именно в этих библейских книгах содержится Слово Божье? Кто это решает? (Бельгийское исповедание, артикул 5).

 

Библия возникла не потому, что однажды в ходе истории Церкви собралась группа людей и сказала: «А теперь давайте решать, какая книга есть Слово Божье, а какая – нет. Давайте голосовать». Канон Библии появился не в результате решения собора или другого собрания, на котором выбирались определенные книги из множества. До сих пор можно услышать дискуссии о том, принадлежит ли та или иная книга к Библии или нет (например, книга Есфирь, Екклесиаста). Также мы верим в то, что Библия – Слово Божье, не потому что так учит церковь, но потому что в Библии мы слышим голос Бога. Для нас большое утешение знать, что предыдущие поколения принимали Писание как Слово Божье, что эти книги обладают своим собственным авторитетом. Они представляют себя как Слово Божье: «так говорит Господь…» Исходя из содержания книг Библии, мы верим в то, что они несут в себе Слово Божье.

Еще более важно то, что провозглашал Господь Иисус Христос. Он обращался к Писаниям (и каждый знал, к какой именно книге), говоря: «Они (Писания) свидетельствуют обо Мне». Ветхий Завет представляет собой единое целое и называется Писаниями. Новый Завет также приобрел постоянную форму, хотя в первых столетиях относительно нее еще возникали некоторые сомнения. Но даже в этом случае Бог чудесным образом сохранил все письма (послания), которые Он посчитал необходимыми для нас, в их оригинальной форме (Иоан. 5:39; 2:22; Ис. Нав. 10:12–13).

 

2.4. Апокрифы

Вероятно, вы знаете, что Библия, которая имеется у Римско-католической церкви, чуть объемнее, потому что в нее включены такие книги, как Товит, Иудифи, книги Маккавейские и другие. Эти книги часто называют второканоническими, или апокрифическими. Слово «апокрифический» значит «тайный, секретный». Скорее всего, их назвали так потому, что не было известно, кто является автором этих книг, можно ли ему доверять. Может быть, эти книги следовало включить в канон? Около 200 г. до н. э. группа иудейских богословов сделала перевод Ветхого Завета с иврита на греческий язык, потому что греческий в те дни являлся международным языком. По непонятным причинам туда были включены и апокрифы, хотя их не надо было переводить, поскольку они изначально были написаны на греческом языке. Однако до того момента эти книги никогда не принадлежали к иудейскому канону. Когда Господь Иисус обращался к закону и пророкам как к авторитетным писаниям, Он не говорил об апокрифах. Безусловно, эти книги достойны прочтения и имеют некоторую историческую ценность, но их содержание настолько отличается от содержания библейских книг, что их нельзя ставить на один уровень с каноническими. Достойный внимания факт: отец церкви Иероним перевел Библию и апокрифы на латынь, что противоречило его желанию, поскольку у него были серьезные возражения по их содержанию. И только во времена Реформации апокрифы были изъяты из канона Библии, отчасти благодаря влиянию Эразма Роттердамского и Кальвина.

 

2.5. Единое целое

Кроме книг Библии существуют и другие богодухновенные книги, ссылки на которые мы находим (например, Книга праведного – см. Ис. Нав. 10:13). Если бы удалось найти одну из таких книг или еще одно послание кого-то из апостолов, то должны ли были бы мы добавить их в Библию? Если да, то в таком случае мы действовали бы так, будто Библия – это собрание нескольких случайно сохранившихся реликвий. Однако мы верим, что Бог хотел дать нам полную Библию. Уже в ранние времена слова, записанные под Божьим руководством, направляли людей. Даже у царей были такие документы. В те ранние дни они полагались уже не на устное предание, но на записанное Слово, которое было обязательной нормой. В Откровении, 22:18-19, мы видим серьезное предупреждение о невозможности внесения любых дополнений или изменений в пророчество. И хотя в данном случае эти слова относятся только к книге Откровения, вся эта книга укоренена и основана на Писаниях. Кроме того, данное предупреждение повторяется постоянно. Библия – завершенное единое целое (1-е Кор. 5:9; Втор. 31:24–28; 17:18–20; Откр. 22:18–19; Втор. 4:2; 12:32; 1-е Кор. 4:6; Гал. 1:8–9).

 

2.6. Доказательство от Святого Духа

Говорит ли нам Дух, что эти книги – от Бога? Библию сопровождает сила Святого Духа. Он облек слова в форму и связал Себя с ними. Когда вы читаете Библию, то попадаете в сферу влияния Духа, Он убеждает вас в том, что это действительно Божье Слово. Дух действует так, что записанные в Библии слова с силой входят в наше сердце, касаются его и приводят нас к вере. Он производит в нас внутреннее убеждение. Именно благодаря действию Духа, Его свидетельству и убеждению мы верим в то, что Библия – это Слово Божье. Это не зависит от доказательств или любых других умозаключений. Мы не можем доказать, что Библия – это Слово Божье. Книги говорят сами за себя, они сами в себе содержат доказательства. Все, что они предсказывают, – исполняется. Так, когда родился Иисус, Бог исполнил Свое обещание, данное Аврааму. Он также предсказал это через различных пророков. Божье Слово – как сила солнечного света. В нем самом есть сила. Оно сильно, как лев, а лев не нуждается в защите! (Луки 1:55; 1:70).

 

2.7. Понятно!?

Слово Божье – это не что-то малопонятное или туманное. Слово Божье – свеча, которая ярко горит в темном месте. Почему же тогда еще так много слов необходимо объяснять и разъяснять? В этом «виновата» не Библия, а то, что наши глаза все еще закрыты вуалью, понимание наше затемнено. Экзегет не хочет сделать Библию понятной (так, словно она зависит от его истолкования), но хочет показать, что она и так понятна. То, что нам кажется неясным и противоречивым, на самом деле может быть вовсе не таковым (2-е Пет. 1:19; Пс. 118; Деян. 8:31).

 

Когда вы читаете описание воскресения, то видите, что свидетельства очевидцев не совпадают слово в слово. Один евангелист говорит о двух ангелах у могилы, другой упоминает только одного. Когда Мария Магдалина первый раз пришла к могиле? Каждый рассказывает историю так, как он ее видел, что показывает, насколько реально восстановлены в памяти все события. Это не «кустарная» попытка впоследствии сделать все как можно более достоверным, но настоящий, живой отчет. Все еще можно услышать смятение, неуверенность и тревогу. Именно это делает данные истории такими достоверными (2-е Пет. 3:16).

 

Библия – не легкая книга. Петр говорит, что в ней есть «нечто неудобовразумительное» (сложное для понимания). Возможные причины такого непонимания – недостаток знаний и способности проникновения в суть. Кроме того, на наше понимание повлияли историческое расстояние и культурные различия. Посредством более глубокого исследования тексты, которые вначале казались необъяснимыми, становились более понятными. Порой требовалась целая жизнь, чтобы прийти к лучшему пониманию Божьего Слова. И все это на самом деле отражается на людях, а не на Слове.

 

2.8. По существу вопроса

Можно ли сказать, что Библия совершенна? Смотря что вы под этим подразумеваете. Библия несовершенна в том смысле, что она не дает ответы на все возможные вопросы. Также она не является книгой рецептов для различных ситуаций и не отвечает на вопросы, возникающие в результате научных исследований. Не по этой причине Бог дал Библию, и в ней описаны не все события, произошедшие в библейские времена.

 

Например, о том то, что у Адама и Евы были дочери, мы узнаем только после того, как Библия говорит нам, что Каин ушел от них (Быт. 5:4). Мы просто читаем слова: «Каин познал свою жену», и это приводит нас к выводу, что это должна была быть его сестра.

Оппоненты и скептики могут размышлять следующим образом: Библия не говорит, откуда у Каина появилась жена, поэтому такое утверждение неверно. Но Библия также и не описывает многого другого, что произошло. Представьте, что вам пришлось бы воспроизвести историю нескольких столетий всего лишь на нескольких страницах. Тогда вы должны были бы ограничиться изложением только самых главных моментов. Библия была написана не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство. Безусловно, вы не найдете ответы на все вопросы. То, что было написано, требует веры, и вы полностью можете полагаться на тот факт, что Библия предлагает достаточно для того, чтобы научиться познавать Бога.

 

Вместе с тем Божье Слово, безусловно, можно назвать полным и совершенным. Вот что мы читаем в Бельгийском исповедании: «Мы верим, что Святое Писание в полноте содержит волю Божию, и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, в достаточной степени изложено в оном. Ибо… образ поклонения, которого Бог требует он нас, полностью и подробно описан в оном» (артикул 7). «В полноте» означает, что его абсолютно достаточно для достижения цели. И вот эта цель: «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во Имя Его» (Иоан. 20:31) и «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2-е Тим. 3:17).

 

Все в Библии подчинено этой цели. На многие терзающие нас и тягостные вопросы мы никогда не получим ответа. Иисус сделал намного больше, чем было описано. Но из Божьего Слова мы знаем, что и этого достаточно для того, чтобы познать Его и поверить в Него. Слово Божье – достоверно и абсолютно надежно. Ученики понимают своих учителей: разве не поняли бы христиане Своего Бога через Писания? (Кальвин)

 

Каждый день в Его Слове

1.      Пс. 32:1–9 (Его Слово верно)

2.      Иер. 36:1–4 (повеление все записывать)

3.      2-е Тим. 3:14–16 (богодухновенность)

4.      2-е Пет. 3:16–21 (инициатива Бога)

5.      Евр. 1:1–4 (Он выражает себя)

6.      1-е Кор. 1:10–16 (Дух говорит изнутри)

7.      Откр. 22:18–20 (ничего не добавлять)

 

Вопросы

1.      Как много вы можете узнать о Боге без Библии?

2.      В чем разница между Кораном и Библией? Можете ли вы с таким же правом защищать Коран? (ср.: Иоан. 5:39)

3.      Как Святой Дух убеждает вас в том, что Библия – Слово Божье?

4.      Что вы думаете о следующем утверждении: «Послание истинно только тогда, когда оно истинно для вас, когда оно говорит что-то вам. Если слова Библии касаются вас, то тогда вы видите истину».

5.      В 1947 г. были найдены Кумранские свитки, которые включали в себя некоторые части библейских книг. Представьте себе, что и сегодня сделали бы подобное открытие. Возможно ли, чтобы появились еще книги, которые пришлось бы добавить к канону?

6.      Один неверующий журналист как-то раз с издевкой ответил христианину, который ссылался на авторитет Библии: «Какое именно толкование Библии вы имеете в виду?» Что бы вы ответили на это?

7.      Библия – не легкая книга. Порой требуется целая жизнь, чтобы прийти к ясному пониманию послания Божьего Слова. Почему это больше отражается на человеке, чем на Боге?

8.      На многие вопросы Библия не дает ответа, тем не менее в 7-м артикуле Бельгийского исповедания мы читаем, что учение Библии называется полным во всех отношениях. Так ли это?

 

 


[1]           Прим. переводчика: также встречается слово «инспирация» (inspiration), которое можно перевести как «вдыхание, вдохновение». Латинское, как и английское, слово inspiration происходит от слова Spiritus (на латыни – «дух»).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.