15.06.2010
Скачать в других форматах:

Самуэль Шульц

Ветхий Завет говорит

Глава 6 ЗАХВАТ ХАНААНА

Введение

Долгожданный день наконец наступил. После смерти Моисея Иисус Навин получил поручение вести Израиль на завоевание Палестины. С тех пор как патриархи получили обетование, что их потомки унаследуют ханаанскую землю, прошли столетия. Тем временем каждое новое поколение населения Палестины подвергалось влиянию разных народов, населявших Плодородный Полумесяц. Движимые экономическими и военными интересами, они время от времени проходили через Ханаан.

Краткий обзор истории Ханаана до исхода

В расцвете своих военных успехов могучая XII династия (2000—1700 гг. до Р. X.) временами распространяла власть Египта по всей Палестине вплоть до самого Евфрата на севере. В последующие десятилетия Египет пережил не только упадок власти, но и был захвачен могучими гиксами, которые осуществляли свое правление из Авариса в Дельте. Незадолго до 1550 года до Р. X. владычество захватчиков-гик-сов на земле Нила прекратилось.

Еще в XIX веке до Р. X. в Малой Азии возникло царство хеттов (в русском переводе Библии — хеттеев, хеттеян). Называемые в Ветхом Завете «сынами Хета», хетты часто упоминаются как жители Ханаана. К 1600 году до Р. X. их могущество в Малой Азии настолько возросло, что они расширили свои владения до Сирии и даже к 1550 году до Р. X. разрушили Вавилон на Евфрате. В последующее столетие нашествие хеттов было приостановлено двумя усиливающимися царствами.                         

Приблизительно в тот период, когда гиксы вторглись в Египет, а Вавилон процветал под правлением I династии аморитов (Хаммурапи — один из выдающихся правителей этой династии), на высотах Мидии возникло новое царство Митанни. Этот индо-иранский народ состоял из двух групп: простого класса, известного как хурриты, и знати, или правящего класса, известного как арии (арьи, арийцы). Придя из областей, расположенных восточнее Харра-на, митаннийцы постоянно расширяли свое царство на запад, так что к 1500 году до Р. X. владения митаннийцев достигли Средиземного моря. Главным спортом ариев были конные бега. В начале этого века в Богазкее были обнаружены письменные документы о разведении и тренировке лошадей, именно там эти документы сохранялись покорившими митаннийцев хеттами. К 1500 году до Р. X. владычество митаннийцев в этом районе остановило продвижение хеттов приблизительно на сто лет.

Египтяне часто проводили свои войска через Ханаан, бросая вызов могуществу митаннийцев. Тутмос III совершил семнадцать или восемнадцать походов в Сирию и дальше. При первой попытке захвата Азии Сирийская конфедерация отразила египетское наступление при поддержке царя Кадеса (лежащего на реке Оронт). Сирия была страной богатых городов, плодородных равнин, обилия минералов и ископаемых и к тому же расположена на скрещении важных торговых дорог, связывавших процветавший Нил с долиной Евфрата. Не исключено, что она была во владении митаннийцев. После поражения сирийцев в долине Мегиддо власть египтян распространилась и на Сирию. На короткое время казалось, что митаннийцы держали Кадес как буферное государство, но в конце концов Тутмос III провел свои войска через Евфрат и временно прекратил владычество митаннийцев над Сирией. Когда Тутмос умер, почти вся Сирия была в руках Египта.

Трения между египтянами и митаннийцами продолжались еще в правление Аменхотепа II (1450-1425) и Тутмо-са IV (1425-1417), так что Сирия не отдавала предпочтения ни тем, ни другим. Хотя митаннийский царь Саушшатар расширил свои владения вплоть до Ассура и дальше за реку Тигр, его сын Артатама I заключил договор с Тутмосом IV. По условиям этого договора Тутмос IV женился на митан-нийской принцессе, а после него браки фараонов с митан-нийскими принцессами заключались еще в продолжение трех последующих правлений. В это время Дамаск был под властью Египта. Документы из Тель-эль-Амарны (около 1400 г. до Р. X.) описывают условия жизни в Сирии, указывающие на наличие дипломатических и дружеских отношений между царством Митанни и Египтом.

Вскоре возросла власть хеттов, которая представляла вызов митаннийско-египетскому господству в Плодородном Полумесяце. При царе Суппилулиуме (около 1380-1346 гг. до Р. X.) хетты перешли Евфрат и дошли до самого Вашшу-кани, превратив царство Митанни в буферное государство между царством хеттов и набирающей силу империей Ассирии в долине Тигра. Это, разумеется, свело на нет всякое политическое влияние митаннийцев в Палестине. Хотя царство Митанни было полностью поглощено Ассирией около 1250 года до Р. X., хурриты, известные в Ветхом Завете как хорреи, были в Ханаане, когда Израиль пришел туда. Существует гипотеза, что евреи были также митаннийского происхождения. У этой гипотезы есть отдельные варианты, вступающие в непримиримое противоречие с библейской традицией. Однако есть и иные, согласующие как языковые различия, так и черты антропологического сходства между евреями и индо-иранскими народами.

Покончив с угрозой митаннийцев, хетты устремили свои взгляды на юг. Около столетия хетты из своей столицы в Богазкее боролись с египтянами за контроль над пограничной территорией в Сирии, переходившей из рук в руки. В этот период Кадес сделался центром возрожденного Амо-ритского (Аморрейского) царства. Оно, по-видимому, придерживалось политики выживания, поддерживая дружбу с более сильной державой.

Когда Рамсес II Великий (1304-1237 гг. до Р. X.) вступил на престол в Египте, египтяне возобновили свои усилия, чтобы покончить с хеттами в Северной Палестине и возвратить себе свои азиатские владения. Мутватал-лис, хеттский царь, прочно обосновался в Кадесе и получал поддержку как от войск сирийских городов, так и из Кархемиса, Угарита и других городов этих районов. Рамсес Великий распространил свои границы до Бейрута в ущерб финикийцам, а потом двинулся вдоль Оронта к Кадесу, где столкнулся с армией, которая вовлекла Египет в военные действия почти на два десятка лет. Битва при Кадесе в 1286 году до Р. X. отнюдь не имела решающего значения для египтян. После многочисленных захватов других городов в Ханаане и Сирии Рамзес II и Хаттусил (Хаттушиль III), царь хеттов, заключили мирный договор в 1280 году до Р. X. Этот договор — древнейший из известных науке памятников международного права. Форма этого договора на многие столетия стала неизменным образцом договоров как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима. Ее контуры прослеживаются и в современной договорной практике. Что касается содержания, то этот договор гарантировал не только взаимное ненападение. Он также предусматривал помощь друг другу на случай восстаний и мятежей в подвластных им областях. Имелись в виду, главным образом, азиатские (сирийско-палестинские) области: «Если Рамсес разгневается на своих рабов (азиатских подданных), когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь Хеттов». Предусматривалась также обоюдная выдача политических перебежчиков, что также вошло в позднейшую международную практику (ср. Иер. 26:21-23). Экземпляры этого знаменитого договора были найдены в Вавилоне, Богазкее и Египте. Хотя в договоре нет упоминаний об определенных границах, Аморитское государство оказывало, скорее всего, нейтрализующее влияние на Египет и хеттов.

В дни Мернептаха захватчики с севера, известные как «народы моря», уничтожили Хеттскую империю и ослабили аморитов, разрушив Кадес и другие укрепления. Хотя царство хеттов распалось, хетты (хеттеи) часто упоминаются в Ветхом Завете. Рамсес III отразил этих захватчиков с севера в великом сражении на суше и море, а заодно объединил Палестину под властью Египта. После смерти Рамзеса III власть и мощь Египта начали ослабевать, и он уже не препятствовал вторжениям арамейцев в районы Сирии, которая стала могучей державой двести лет спустя.

Народы Ханаана не были организованы в сильные политические группировки. Палестина подвергалась давлению со стороны окружающих народов Плодородного Полумесяца — ее использовали как буферную (а чаще — как «ничейную», удобную для международной торговли) территорию. Наконец, сама география Палестины тоже была причиной того, что жители Ханаана не образовали сильной объединенной империи. Множество городов-государств владело, насколько это было для них возможно, прилегающими территориями, сохраняя хорошо укрепленные города, чтобы в случае угрозы можно было отразить нападение врага. Когда армии проходили через Ханаан, эти города часто откупались от чужаков, уплачивая дань. Однако, когда народы приходили, чтобы захватить землю, как это сделал Израиль при Иисусе Навине, эти города-государства образовывали союзы и объединялись против общего противника. Это хорошо показано в книге Иисуса Навина.

Расположение Палестины в Плодородном Полумесяце и ландшафт самой земли часто влияли на ее культурное и политическое развитие. На наносной равнине Тигра и Евфрата, как и в долине Нила, многочисленные мелкие города-царства и небольшие княжества или просто области нередко объединялись в один великий народ. Это было не так легко выполнимо на территории Сирии и Палестины, потому что этому слиянию не способствовала топография. В результате Палестина была в менее выгодном положении, так как ни один из городов-государств не был равным по силе тем, кто вторгался из более могучих царств Нила или Евфрата. Между тем Ханаан был вожделенной добычей для этих более сильных народов. Расположенный между двумя великими центрами цивилизации, Ханаан с его плодородной почвой часто подвергался нашествиям более сильных держав. Царьки, не имевшие сил отразить эти нашествия, предпочитали отделаться данью такому могучему государству, как Египет, чтобы нападавшие опасались их как египетских вассалов. Однако зачастую бывало так, что, если захватчик отступал, «дары» могучему покровителю прекращались. Хотя эти города-государства было нетрудно победить, победителю было нелегко удержать их навсегда под своей властью.

Для Ханаана был характерен политеизм. Эл (Эль) считался главным божеством Ханаана. Уподобляя его быку в стаде коров, поклонники называли его «отцом-быком» и считали его творцом. Астарта была супругой Эла. В дни Илии Иезавель покровительствовала 400 пророкам Астар-ты (3 Цар. 18:19), которые в русской Библии названы «пророками дубравными». Это говорит о популярности Астар-ты: ей поклонялись не только в храмах, но и в лесах, у источников и пр. Она также имела несколько персонификаций с разными именами. Царь Манассия поместил изваяние Астарты в храме (4 Цар. 21:7). Главным из 70 богов и богинь, отпрысков Эла и Астарты, был Хаддад, более известный как Ваал (Бал, Балу), что значит «господин». Будучи царем над всеми богами, он правил небом и землей.

Как бог дождя и бури, он «отвечал» за растительность и плодо родие земли.

 

Богиня войны Анафа (Анат) была как сестрой, так и супругой Ваала. В IX веке до Р. X. Ашторет, или Астарта, богиня вечерней звезды, была предметом поклонения как его супруга. Мот (Муту), божество смерти, был главным врагом Ваала. Йомм, божество моря, был поражен Ваалом. Эти и множество других богов составляют длинный список ханаанского пантеона.

Поскольку боги Ханаана не были высоконравственны, не стоит удивляться, что нравственный уровень народа был предельно низок. Жестокость и безнравственность в историях об этих богах превосходят все, что известно о других религиях на Ближнем Востоке. Все это непосредственно отражалось на общественной жизни: хананеи в дни Иисуса Нави-на практиковали жертвоприношение детей, ритуальную проституцию и религиозное поклонение змеям. В результате отказа от моральных норм цивилизация, естественно, деградировала и вырождалась.

В такое опасное окружение попал Израиль в Ханаане. Писание свидетельствует об этих ужасных условиях своими многочисленными постановлениями, запрещениями и предупреждениями, данными израильтянам(До 1930 г. единственным, кроме Библии, источником о религиозном состоянии хананеев были труды Филона Библейского, финикийского ученого, написавшего историю хананеев и финикийцев. Позднее эти данные пополнились исследованиями светских ученых). Это тлетворное религиозное влияние было заметно уже в дни Авраама (Быт. 15:16; 19:5). Столетия спустя Моисей торжественно повелел своему народу уничтожать хананеев не только в наказание за их распущенность, но чтобы предотвращать осквернение Божьего избранного народа (Лев. 18:24-28; 20-23; Втор. 12:31; 20:17-18).

Завоевание Ханаана

Введение

Опыт и подготовка приготовили Иисуса Навина к трудной задаче захвата Ханаана. В Рефидиме он повел израильское войско против амаликитян и нанес им поражение (Исх. 17:8-16). В роли соглядатая он сам уже познакомился с существующими условиями жизни в Палестине (Чис. 13—14).

Под руководством Моисея он научился управлять народом и готовился к захвату и обладанию обетованной землей.

Как в случае с описанием странствий по пустыне, так и в случае с описанием действий Иисуса Навина есть некоторая незаконченность. Нет никакого упоминания о захвате района Сихема, расположенного между горой Гевал и горой Гаризим, но именно здесь Иисус Навин собрал народ для чтения закона Моисея (Иис. Н. 8:30-35). Весьма возможно, что были захвачены и заняты многие другие местные районы без всякого упоминания об этом в книге Иисуса Навина. При жизни Иисуса Навина земля Ханаана была захвачена израильтянами, но далеко не все жители были изгнаны. Поэтому книгу Иисуса Навина следует считать частичным изложением деятельности этого вождя. Она делится на следующие разделы:

Вступление в Ханаан

1:1-4:24

Иисус Навин принимает руководство

1:1-18

Два соглядатая посланы в Иерихон

2:1-24

Переход через Иордан

3:1-17

Памятники

4:1-24

Поражение противников

5:1-12:24

Приготовления к захвату

5:1-15

Главный поход — Иерихон и Гай

6:1-8:35

Южный поход — аморрейский союз

9:1-10:43

Северный поход — хананейский союз

11:1-15

Перечень захваченных мест

11:16-12:24

Разделение земли Ханаана

13:1-24:33

План разделения

13:1-14:15

Племенные наделы

15:1-19:51

Города для левитов и убежища

20:1-21:45

Прощание и смерть Иисуса Навина

22:1-24:33

Сколько времени ушло на захват и раздел Ханаана, неизвестно, так как об этом не говорится. Заключая, что Иисус Навин и Халев были приблизительно одного возраста, события в книге Иисуса Навина развивались в течение 25-30 лет(Халеву было 40 лет, когда Моисей послал его и Иисуса Навина соглядатаями в Ханаан (Иис. Н. 14:7-10). Они провели сорок лет в пустыне. Иисус Навин умер в возрасте 110 лет (24:29). Разницу составляет цифра, приведенная в тексте.).

Вступление в Ханаан

Принимая руководство Израилем, Иисус Навин получил заверение в полной поддержке военных сил колен Рувима, Гада и колена Манассии, которые поселились на восточной стороне Иордана в уделе, назначенном им еще при жизни Моисея. Вполне разумно заключить, что обещание поддержки в Иис. Н. 1:16-18 было откликом всего народа израильского, когда Иисус Навин давал приказы приготовиться к переходу через Иордан. Тогда же были посланы два соглядатая в Иерихон, чтобы оттуда рассмотреть землю. От Раав, скрывшей у себя соглядатаев, они узнали, что жители Ханаана знали о Боге Израиля, чудесно вступившемся в защиту Израиля. Спасшись бегством, два соглядатая возвратились назад и заверили Иисуса Навина, что Господь уже приготовил путь для победоносного захвата (Иис. Н. 2:1-24).

Как видимое подтверждение Своего обетования быть с Иисусом Навином, как Он был с Моисеем, и как дополнительное заверение в победе в Палестине Бог чудесным образом перевел израильтян через Иордан. Это давало разумное основание для веры в Бога каждому израильтянину (Иис. Н. 3:7-13). Свидетели такого же чуда при бегстве Израиля из Египта уже умерли (кроме Иисуса Навина и Халева), и для нового поколения видимая помощь Бога была, несомненно, большим духовным ободрением. Священники вошли в воду первыми, неся ковчег завета, и, пока они стояли посредине Иордана, народ переходил реку посуху.

Ничего не говорится о том, каким образом расступилась вода, дав свободный проход такому множеству народа. Однако упоминаются некоторые факты, и на них-то и стоит обратить внимание. Место перехода названо «против Иерихона», что было приблизительно в 8 км к северу от Мертвого моря. Воды расступились или были остановлены в Адаме, ныне опознанном как Эд-Дамиех, расположенном в 32 км от Мертвого моря, или приблизительно в 24 км от того места, где израильтяне фактически переходили Иордан. Иордан имеет протяженность приблизительно 320 км на участке от Галилейского озера до Мертвого моря, хотя расстояние по прямой всего 96 км; перепад высот равен примерно 200 м. У Адама над берегами реки нависают известняковые скалы. Еще совсем недавно, в 1927 году, часть скалы высотой в 50 м обрушилась в Иордан, преградив путь воде на 21,5 часа. Вызвал ли Бог такое же явление, когда израильтяне переходили через реку, неизвестно, так как об этом ничего не говорится, но, поскольку Бог использовал природные средства для достижения Своих целей в других случаях (Исх. 14:21), не исключена возможность, что землетрясение могло причинить такой же обвал и остановить на время течение воды.

Израильтяне должны были запомнить этот переход, и это тоже было предусмотрено. Для этой цели было воздвигнуто два памятника. Под руководством Иисуса Нави-на были поставлены двенадцать камней на том месте, где священники стояли с ковчегом завета посреди Иордана, пока народ переходил через реку (Иис. Н. 4:3,8 и 20). Двенадцать мужей, представлявших двенадцать колен Израи-левых, несли каждый по камню до Галгала для сооружения этого памятника, который напоминал последующим поколениям о чудесном промысле Божьем и Его заботе при переходе через Иордан. Таким образом, великие Божьи дела должны были сохраниться в памяти народа на все грядущие годы.

Расположившись станом у Галгала, Израиль как Богом избранный народ уже всерьез начал готовиться к жизни в Ханаане. В течение сорока лет, пока неверное поколение не умерло в пустыне, обрезание как знак завета с Господом (Быт. 17:1-27) не совершалось. Посредством этого обряда новое поколение получило ощутимое напоминание о завете и обетовании, в котором Бог обещал привести их в землю, где «течет молоко и мед». Вход в страну обетования был отмечен также празднованием Пасхи; кроме того, перестала появляться манна. Отныне и впредь избавленный народ будет питаться плодами земли.

Сам Иисус Навин был подготовлен к захвату так же, как некогда и Моисей, когда Бог призвал его (Исх. 3). Своим явлением (теофаниеи) Бог дал понять Иисусу Навину, что успех захвата не зависит полностью от него, но его назначение пришло свыше, и он будет наделен для этого силой. И хотя Иисус Навин возглавлял Израиль, он был только служителем и подчиненным вождя воинства Господня (Иис. Н. 5:13-15).

Захват Иерихона был примером такой победы(Рассуждения о дате падения Иерихона см. в главе 3 настоящей книги.). Израиль не нападал на город, следуя обычной военной стратегии, но просто следовал указаниям Господним. Раз в день в течение шести дней израильтяне обходили вокруг города. На седьмой день, когда они обошли его семь раз и стены города рухнули, они смогли войти в город и овладеть им. Но израильтянам не разрешалось ничего брать себе в качестве добычи. То, что не было уничтожено, как, например, предметы из металла, было положено в сокровищницу Господню. Кроме Раав и семьи ее отца, все жители Иерихона были подвергнуты заклятию.

Чудесный захват Иерихона убедительно говорил израильтянам, что их враги могут быть поражены. Следующей целью на пути захвата был Гай. Следуя совету соглядатаев, Иисус Навин послал войско из трех тысяч человек, но оно потерпело. жестокое поражение. Молитвенное расследование Иисуса и старейшин обнаружило, что Ахан согрешил при захвате Иерихона, присвоив себе месопотамскую одежду, а также серебро и золото. За этот дерзкий поступок, нарушивший повеление не брать себе ничего, но всю добычу посвятить Господу, Ахан и его семья были побиты камнями в долине Ахор.

Получив заверение в успехе, Иисус Навин обновил планы захвата Гая, и в отличие от прошлого раза на этот раз было позволено брать себе скот и другое движимое имущество. Враг был завлечен на открытое место, и тридцать тысяч израильтян, засевших за городом, ночью смогли с тыла напасть на Гай и поджечь его. Защитники города подверглись полному истреблению, их царь был повешен, а город превратился в развалины.

Райт отождествляет Эт-Телл, расположенный в 3 км на юго-восток от Вефиля, как место, где раньше был Гай. Раскопки на этом месте показывают, что около 3300-2400 годов до Р. X. Эт-Телл процветал в виде хананейской крепости или укрепленного города. После этого он был разрушен и лежал в руинах приблизительно до 1000 года до Р. X. Вефиль, однако, был процветающим городом в те времена, и, согласно Ол-брайту, который производил там раскопки в 1934 году, он был разрушен в XIII веке до Р. X. Поскольку об этом разрушении ничего не говорится в книге Иисуса Навина, Райт предлагает три возможных объяснения: 1) история Гая -- более поздний вымысел, чтобы объяснить развалины; 2) жители Вефиля пользовались Гаем как военной крепостью; 3) история захвата Вефиля была позже перенесена на Гай (теория Олбрайта). Райт поддерживает эту последнюю теорию, принимая более позднюю дату для исхода и захвата.

Ближе к нашим временам Давид Ливингстон предложил принять безымянный наносной холм в 3 км от Вире за Гай, основываясь на своем предположении, что Вире, а не Вайтин следует отождествить с Вефилем. Поскольку ни Вире, ни безымянный холм не подвергались раскопкам, такое отождествление носит теоретический характер. Рассмотрев вышеприведенные предложения, Бимсон пришел к заключению, что Гай остается по-прежнему загадкой.

Хотя ничего определенного не говорится о взятии Ве-филя, этот город, известный в ветхозаветные времена в дни вступления Авраама в Ханаан, упоминается в Иис. Н. 8:9,12 и 17. Есть основание допускать, что жители Вефиля принимали участие в сражении в Гае. О его разрушении ничего не говорится, но в числе убитых упоминается царь Вефиля (Иис. Н. 12:16). По сведениям посланных в Гай соглядатаев создается впечатление, что этот город отличался значительными размерами (Иис. Н. 7:3). Позже, когда Израиль совершает свое второе нападение, жители Гая, а также и Вефиля покидают свои города, чтобы преследовать врагов (Иис. Н. 8:17). Возможно, в то время только Гай был подвергнут разрушению, а Вефиль был захвачен неразрушенным. Поражение огнем в XIII веке можно отождествить с приведенными в книге Судей 1:22-26 данными, где описывается время после Иисуса Навина.

После этой великой победы израильтяне воздвигли жертвенник на горе Гевал, чтобы принести жертвы Господу в соответствии с повелением Моисея. Тут Иисус Навин сделал копию закона Моисеева. Разделив народ так, что половина стояла перед горой Гевал, а половина перед горой Гаризим лицом к ковчегу, Иисус Навин велел зачитать народу закон (Иис. Н. 8:30-35). Таким образом, израильтяне получили торжественное напоминание о своих обязанностях накануне вступления в обетованную землю, дабы они не сошли с пути, на который их поставил Бог.

Когда весть о падении Иерихона и Гая дошла до других жителей Ханаана, во многих местах было организовано сопротивление израильскому вторжению (Иис. Н. 9:1-2). Жители Гаваона, города, расположенного в 12 км на север от Иерусалима, разработали искусный обман. Притворившись, что они пришельцы из далекой страны, одетые в лохмотья и с заплесневелой пищей, они пришли в стан Израиля в Галга-ле и выразили свой страх перед Богом Израиля, предложив служить Иисусу Навину и вступить с ним в союз. Не обратившись к Богу за советом, вожди Израиля стали жертвой обмана и заключили мирный договор с гаваонитянами. Через три дня обнаружилось, что Гаваон и прилежащие к нему три селения были расположены поблизости. Хотя израильтяне роптали на своих вождей, договор не был нарушен. Вместо этого от гаваонитян потребовали снабжать израильский стан дровами и водой.

Гаваон был одним из крупных городов Палестины. Когда он сдался в руки израильтян, царь Иерусалима сильно встревожился. В ответ на его призыв другие аморрейские цари из Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона вступили с ним в союз, чтобы напасть на Гаваон. Будучи уже в союзе с Израилем, осажденный город немедленно отправил послов просить Израиль о помощи. После ночного перехода из Галгала Иисус Навин появился в Гаваоне, где поразил противника и прогнал его войска через Вефорон (известный также как Аи-алонская долина) до Азека и Македа.

Помощь свыше выразилась для Израиля в его полной победе над врагом. Помимо неожиданности и паники во вражеском стане град камней с неба поразил больше аморреев, чем сами израильские воины (Иис. Н. 10:11). Кроме того, израильтяне получили долгий день для преследования врагов. Загадочность языка, которым описан долгий день Иисуса Навина, привела ко множеству интерпретаций. Был ли это поэтический язык? Просил ли Иисус Навин себе больше солнечного света или избавления от дневного зноя? Если это просто поэтический язык, тогда Иисус Навин просил себе помощи и силы. В результате этого израильтяне настолько окрепли, что дневной труд был завершен за полдня. Если принять этот случай за продление дневного света, тогда это было чудом, при котором солнце, земля и луна остановились. Если солнце и луна сохранили свои обычные обороты, это могло быть явлением рефракции или сверхъестественно данного миража, производящего впечатление, что солнце и луна нарушили свое обычное движение. Это дало Израилю больше времени на преследование врага. Просьба Иисуса Навина о помощи свыше могла быть просьбой об избавлении от палящего солнечного зноя, приказом, чтобы солнце скрылось, то есть перестало светить. В ответ Бог послал град, который принес как облегчение от солнечного зноя, так и поразил врага. Освеженные воины совершили свой дневной переход за полдня. Расстояние между Гаваоном и Македом в 48 км было пройдено за полдня, но им казалось, что прошел целый день(Р. Д. Вильсон в своей статье «Что значит солнце остановилось?», опубликованной в «Муди Мантли» 21:67 (октябрь, 1970 г.), объясняет это выражение как «померкло» на основании астрономии Вавилона. Хью Дж. Блэр предполагает, что Иисус Навин потребовал этого утром, так что град продолжил тьму.). Хотя повествование, данное в книге Иисуса Навина, не дает нам никаких подробностей, как все это произошло, ясно одно: что Бог стоял на стороне Израиля, и амор-рейский союз потерпел полное поражение.

В Македе пять царей аморрейского союза сидели в пещере, как в ловушке, а позже были преданы в руки Иисуса Навина. После победы над Македом и Ливной (расположена у входа в долину Елаф, где Давид поразил Голиафа) цари этих городов были убиты. Тогда Иисус Навин подошел к хорошо укрепленному городу Лахису (ныне Тель-эд-Дувеир) и на второй день завладел им. Когда царь Газера пришел на помощь Лахису, он тоже потерпел поражение, хотя о захвате Газера нет никакого упоминания. Затем Израиль завоевал Ег-лон, ныне отождествленный как Тель-эль-Хези. Оттуда войска направились на восток в гористую местность и осадили Хеврон, встретив отчаянное сопротивление оборонявшихся. Затем, продвигаясь на юг, они атаковали город Девир, или Кириаф-Сефер. Укрепленные города-государства Газер и Иерусалим не были захвачены. Однако в результате этого похода они оказались в полной изоляции. Вся южная область от Гаваона до Кадес-Варни и Газы подпала под полный контроль Израиля, когда Иисус Навин со своими закаленными в битвах воинами возвратился назад в стан у Галгала.

Захват и поражение Северного Ханаана описывается очень кратко. Сопротивление организовал и вел Иавин, царь Асора, под командованием которого было множество колесниц. Вблизи вод Мерома произошло великое сражение, в результате которого Иисус Навин наголову разбил союз царей Ханаана. Кони и колесницы подверглись уничтожению, и Асор был сожжен до основания. Об уничтожении других городов в Галилее ничего не говорится.

Асор, отождествленный с Тель-эль-Кедафом, расположен в 24 км к северу от Галилейского озера и в 9 км к западу от реки Иордан. В 1926-1928 годах Джон Гарстанг произвел там археологические раскопки. Позже, в 1955-1958 годах, раскопки в Асоре были произведены д-ром Ягаэлем Ядином. Сам акрополь («верхний город» — крепость или укрепленная часть древних городов), занимающий площадь в 9 га и достигающий высоты 43 м, был сооружен, видимо, где-то в третьем тысячелетии до Р. X. Нижний город, расположенный севернее и занимавший 60 га, был заселен во втором тысячелетии до Р. X. и имел население до 40 000 человек. В исторических хрониках Египта и Вавилона Асор упоминается весьма часто, что указывает на его стратегическую важность. Нижний город был, вероятно, построен во второй половине XVIII века до Р. X., то есть в период правления в Вавилоне династии Амуру (династии аморитов, «аморрейской», к которой принадлежал Хаммурапи). После того как Иисус Навин разрушил могущественный оплот вавилонского владычества в Асоре, он был, по-видимому, достаточно восстановлен и сдерживал израильтян вплоть до повторного разрушения (Суд. 4:2), когда Асор вошел в надел Неффалима.

Весь захват Ханаана передан сжато в Иис. Н. 11:16— 12:24. Захваченная территория простиралась от Кадес-Вар-ни, или пределов Негева, на север вплоть до Ливанской долины у горы Ермон. На восточной стороне ущелья реки Иордан захваченная ранее Моисеем территория простиралась на север от горы Ермон до долины Арнон восточнее Мертвого моря.

В списке пораженных Иисусом Навином царей насчитывается тридцать один человек. При таком множестве городов-государств в такой небольшой стране Иисусу Навину и израильтянам удалось подчинить себе этих местных правителей, объединенных в мелкие союзы. Хотя эти цари и потерпели поражение, фактически не все города были захвачены или заняты. Этим походом Иисус Навин покорил население настолько, чтобы в последующий период израильтяне могли мирно жить на обетованной земле.

Разделение Ханаана

Несмотря на то, что ведущие цари были побеждены и на захваченной территории воцарился мир, еще оставалось много незахваченных земель (Иис. Н. 13:1-7). Иисусу Навину было дано распоряжение свыше разделить захваченные земли между оставшимися девятью с половиной коленами. Рувим, Гад и половина колена Манассии получили свои наделы к востоку от Иордана еще при Моисее и Елеазаре (13:8-33; Чис. 32).

В период захвата израильский стан оставался в Галгале, северо-восточнее Иерихона, вблизи Иордана. Под наблюдением и руководством Иисуса Навина и Елеазара наделы были даны некоторым коленам, когда они были еще в стане. Ха-лев, проявивший незаурядную веру 45 лет назад, когда двенадцать соглядатаев были посланы в Ханаан (Чис. 13—14), получил теперь в награду Хеврон в наследственное владение (14:6-15). Колено Иуды получило территорию между Мертвым и Средиземным морями, в которую входил город Вифлеем. Ефрем и половина колена Манассии получили большую часть земли на запад от Иордана между Галилейским озером и Мертвым морем (Иис. Н. 16:1—17:18).

 

Силом (Шило) стал религиозным центром Израиля (Иис. Н. 18:1). Именно там оставшимся коленам предполагалось осмотреть их будущие владения. В то время как Симеону была дана земля южнее владений Иуды, колена Вениамина и Дана получили свои наделы, прилегающие к владениям Иуды с севера. На север от Манассии, начиная от долины Мегиддо и горы Кармил, лежали наделы Иссахара, Завуло-на, Асира и Неффалима.

Города убежища были разбросаны по всей стране (20:1-9). На запад от Иордана этими городами были Кадес в колене Неффалима, Сихем в колене Ефрема и Хеврон в колене Иуды. На востоке от Иордана этими городами были: Бецер у Рувима, Рамоф Галаадский в пределах Гада, а Голан и Васан — на территории Манассии. В эти города мог бежать каждый, кому грозила кровная месть за убийство.

Колено Левия не получило земельного надела, потому что его обязанностью было религиозное служение по всей стране. Различным коленам было поручено выделить в своих землях города для левитов. Вокруг всех этих сорока восьми городов были также пастбища для скота, на которых левиты могли свободно пасти свои стада.

После того как заиорданские колена преданно помогли своему народу захватить земли западнее Иордана, Иисус Навин похвалил их за верное служение и призвал дальше верно служить Богу, а затем отпустил в их земли. Придя на другую сторону Иордана, они воздвигли жертвенник, что сильно встревожило колена израильтян, поселившихся в самом Ханаане. Сын первосвященника Финеес был послан из Силома проверить ситуацию. Расследование показало, что воздвигнутый в Галааде жертвенник служил для совершения правильных богослужений истинному Богу.

Библия не говорит, сколько Иисус Навин прожил после захвата. На основании сказанного в Иис. Н. 14:6-12 можно cделать вывод, что захват Ханаана длился семь лет. Иисус

Навин, возможно, умер вскоре после этого или мог прожить еще максимум лет двадцать или тридцать. Перед смертью, в возрасте 110 лет, он собрал весь народ в Сихеме и убедительно просил его бояться Господа. Он напомнил людям, что Бог отвратил Авраама от поклонения идолам и исполнил заключенный с патриархами завет, введя народ в обетованную землю. Вожди народа дали Иисусу Навину торжественное публичное обещание служить Господу. После смерти Иисуса Навина Израиль исполнял свое обещание до тех пор, пока не умерло старшее поколение.

Правление судей

Введение

События, которые описываются в книге Судей, тесно связаны со всем, что писалось в книге Иисуса Навина. Поскольку не все хананеи были изгнаны и израильская оккупация не была полной, существующее положение оставалось почти без изменений до периода правления судей. Тут и там вспыхивали местные войны, и со временем израильтянам вновь приходилось отвоевывать отдельные районы или города. Книга Судей описывает события, которые происходили после описанных в книге Иисуса Навина, причем нередко спустя небольшое время, возможно даже одновременно (например, ср. Суд. 1:1; 2:6-10; 20:26-28).

Хронологию этого периода трудно установить с точностью. Тот факт, что предложено от сорока до пятидесяти разных методов установления периода судей, уже говорит о трудностях в этом вопросе. Сроки правления каждого судьи в самой Библии даны в следующем порядке:

События                                                       Годы

Угнетение со стороны Месопотамии                8       3:8

Гофониил — избавление и покой                   40       3:11

Угнетение со стороны Моава                         18       3:14

Аод — избавление и покой                             80       3:30

Итого                      410 лет

Несомненно, именно так считал апостол Павел, когда определял период от Иисуса Навина до Самуила, включая сорок лет судейства Илия (Деян. 13:20). Даже если принять более раннюю дату захвата Ханаана при Иисусе Навине (около 1400 г. до Р. X.), невозможно предусмотреть хронологическую последовательность этих лет, поскольку Давид полностью утвердился на престоле Израиля к 1000 году до Р. X. В 3 Цар. 6:1 периоду от исхода до четвертого года царствования Соломона отводится 480 лет. Даже если уделить по двадцать лет Илию, Самуилу и Саулу, 40 лет Давиду 4 года Соломону, 40 лет странствиям по пустыне и минимум 10 лет Иисусу Навину и старейшинам, то к общему числу лет 154 придется прибавить 410 лет, и получится громадное число в 564 года. Вывод может быть только один: периоды судей не идут в хронологической последовательности.

Гарстанг объясняет этот период, считая, что Самегар, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон были местными судьями, чьи сроки синхронны со сроками других упомянутых периодов.

Угнетение со стороны хананеев

20

4:3

Девора и Варак — избавление и покой

40

5:31

Угнетение со стороны мадианитян

7

6:1

Гедеон — избавление и покой

40

8:28

Авимелех — самозваный царь

3

9:22

Фола — период судейства

23

10:2

Иаир — период судейства

22

10:3

Угнетение со стороны аммонитян

18

10:8

Иеффай — избавление и покой

6

12:7

Есевон — судейство

7

12:9

Елон — судейство

10

12:11

Авдон — судейство

8

12:14

Угнетение со стороны филистимлян

40

13:1

Самсон — приключения и судейство

20

15:20

Исключая эти сроки из хронологического счета, получится число приблизительно в 480 лет между ^сходом и четвертым годом царствования Соломона. В СуД- П:2о дается 300 лет на период между поражением аммонитян Моисеем и временем Иеффая. Если вычесть количество лет Иисуса На-вина и старейшин и прибавить двадцать лет Самсона, на пе~ риод судей от Гофониила до Самсона остается приблизительно три века (около 1360-1060 гг. до Р. X.).

Поздняя дата захвата при Иисусе Навине (1250—1225 гг. до Р. X.) сокращает период судей, включая дни Илия, Самуила и Саула, до двухсот лет или меньше. При тдком исчислении 3 Цар. 6:1 и Суд. 11:26 считаются поздней вставкой, исторически недостоверной. Хотя Гарстанг рассматривает упоминание в книге Царств как вставку, он датирует ее ранним периодом и относится к ней как к достоверному источнику Эта более короткая хронология потребовала бы дальнейшей синхронизации периодов угнетения и покоя во времена судей.

Вполне очевидно, что любая хронологическая схема, предлагаемая для периода судей, остается именно только предположением, а не разрешением вопроса- Писания не дают достаточно данных для абсолютной хронологии. Весьма вероятно, что авторы книг Иисуса Навина и Судей не намеревались давать отчет, который бы в точности совпадал с полной хронологией этого периода. гЗерность преданию в 3 Цар. 6:1 и Суд. 11:26 требует более продолжительной хронологии.

В дни судей у Израиля не было политической столицы. Силом, установленный как религиозный центр в дни Иисуса Навина (Иис. И. 18:1), продолжал быть таковым вплоть до Илия (1 Цар. 1:3). Поскольку у Израиля не было царя (Суд. 17:6; 18:1; 19:1 и 21:25), не было и центрального места для представительства судьи. Эти судьи достигали руководящего положения тогда, когда этого требовала местная или общенародная ситуация. Влияние и даже признание многих из них народом были, несомненно' ограничены пределами их местной общины или колена. Некоторые из них были военными вождями, избавлявшими израильтян от ига угнетателей, между тем как других народ признавал именно судьями, то есть должностными лицами, к которым обращались для принятия законных или политических решений. Не имея ни центрального правительства, ни столицы, израильские колена имели нерегулярное руководство без последовательной преемственности в случае смерти того или иного судьи. При ограниченности деятельности некоторых судей пределами определенной местности вполне разумно допустить, что некоторые из них руководили или служили одновременно, то есть сроки их служения переплетались.

Для получения представления о положении жизни в дни судей и Руфи на основании библейского изложения, обратите внимание на следующий план:

I.   Преобладающие условия                  1:1—3:6

Незахваченные территории               1:1-2:5

РеЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧеСКИе ЦИКЛЫ        2:6-3:6

П. Угнетающие нации и избавители      3:7—16:31

Месопотамия — Гофониил                 3:7-11

Моав — Аод                                       3:12-30

Филистимия — Самегар                    3:31

Ханаан (Асор) — Девора и Варак       4:1-5:31

Мадианитяне — Гедеон (Иероваал)   6:1-8:35

Авимелех, Фола и Иаир                     9:1-10:5

Аммон — Иеффай                              10:6-12:7

Есевон, Елон и Авдон                        12:8-15

Филистимия — Самсон                      13:1-16:31

III. Культурные условия в дни судей      17:1—Руф. 4:22

Михей и его идолопоклонство           17:1-13

Переселение колена Данова               18:1-31

Преступление и гражданская война   19:1-21:25

История Руфи                                          Руф. 1:1-4:22

Цитата «...Каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25) хорошо характеризует условия жизни, царившие в течение всего периода судей.

Первые стихи книги Судей наводят на мысль, что вся книга описывает события, происходившие сразу после смерти Иисуса Навина. А изложение событий в Суд. 2:6-10 может подтвердить мысль, что некоторые из них относятся отчасти к захвату некоторых городов при Иисусе Навине. Захват Хеврона в Суд. 1:10-15 можно сравнить с событиями, изложенными в Иис. Н. 15:14-19. Другие утверждения отражают перемены, происшедшие на протяжении долгого периода времени. Иерусалим не был взят в дни Иисуса Навина (15:63). Согласно тому, что говорится в Суд. 1:8, город был сожжен «сынами Иудиными», но в стихе 21 ясно сказано, что вениа-минитяне не прогнали иевусеев из Иерусалима. Город не был фактически занят израильтянами до дней Давида. Победа иудеев, должно быть, носила временный характер.

Хотя Иисус Навин поразил главные военные силы противника, когда он вел Израиль в Ханаан и разделил между коленами землю, многие места остались в руках ха-нанеев и других жителей. В своем прощальном слове к израильтянам Иисус Навин предостерегал народ против смешения или браков с местным населением, которое еще оставалось в стране, и призывал их прогнать эти идолопоклоннические народы и завладеть их землями. Были предприняты дальнейшие попытки прогнать эти народы, но повествование ясно говорит о том, что израильтянам повиновались не все.

Хотя некоторые районы были захвачены, другие укрепленные города, как, например, Фанаах и Мегиддо, оставались в руках хананеев. Когда Израиль чувствовал в себе силу, то подвергал эти народы принудительному труду и уплате налогов, но не исполнял повеления изгнать их с земли. В итоге аморреи, хананеи и другие народы оставались на земле, данной Израилю в полное владение и заселение. И вполне естественно, что, когда Израиль ослабевал, эти народы даже отнимали у него свои города и селения, которые ранее были им захвачены (ср. с Суд. 1:34).

Частичная оккупация земли создавала для Израиля постоянные трудности. Периоды покоя сменялись периодами борьбы. Подружившись с местным населением, израильтяне начинали поклоняться Ваалу, оставляя при этом поклонение истинному Богу. Народами, которые определенно отвращали Израиль от истинного Бога, были хананеи, хетты, амор-реи, ферезеи, евеи и иевусеи. В эти периоды отступничества смешанные браки усугубляли пренебрежение служением и поклонением истинному Богу. В течение одного поколения Израиль настолько впадал в идолопоклонство, что Божье обетование, данное через Моисея и Иисуса Навина, отнималось у него. Поклоняясь Ваалу, израильтяне нарушали первую заповедь Десятисловия.

Суд приходил в виде угнетения. В это время ни Египет, ни Месопотамия не обладали достаточным могуществом, чтобы владычествовать над Плодородным Полумесяцем. Влияние Египта в Палестине ослабело при Тутанхамоне (около в 1360 г. до Р. X.). Ассирия набрала силу около 1250 года до Р. X., но еще не представляла угрозы Ханаану. Это позволяло ближайшим народам и жителям городов-государств посягать на находящийся во владении Израиля Ханаан. В числе политических противников этого периода стоят месопотамцы, моавитяне, филистимляне, хананеи, мадианитяне и аммонитяне. Эти захватчики овладевали имуществом и урожаем израильтян. Когда положение становилось невыносимым, израильтяне в полном отчаянии обращались к Богу.

Затем следовало покаяние. Потеряв свою независимость и служа угнетателям, израильтяне осознавали, что их страдания были следствием непослушания Богу. Когда они раскаивались в своем грехе и обращались к Богу, Он не был глух к их мольбам.

Избавление приходило через защитников, которых поставлял Бог для борьбы с угнетателями. В числе военачальников, которые вели израильтян на битвы с врагами, были Гофониил, Аод, Самегар, Девора и Варак, Гедеон, Иеффей и Самсон. Одаренные свыше исключительными способностями, эти вожди отбивали силы врага, и Израиль вновь наслаждался периодом покоя.

Такие религиозно-политические циклы часто повторялись в дни судей. Грех, печаль, мольбы и спасение повторялись обычным порядком. В каждом поколении было, по-видимому, достаточно людей, которые осознавали возможность обретения Божьего расположения и благословения, и тогда идолопоклонство отвергалось и происходило восстановление и соблюдение Божьих постановлений.

Судьи и угнетатели

Восьмилетнее угнетение со стороны захватчиков из Верхней Месопотамии было началом первого периода. Гарстанг высказывает мысль, что Хусарсафем (Кушан Ришатаим) был хеттским царем, который присоединил Северную Месопотамию, известную также как Митанни, и распространил свою власть на юг до самого Израиля(Или это была арамейская группа). Гофониил, из колена Иуды, взял на себя ответственность за борьбу Израиля после того, как Дух Господень сошел на него. В результате последовали сорок лет покоя.

Моав был следующим народом, напавшим на Израиль. При поддержке аммонитян и амаликитян ему удалось укрепиться на территории Израиля и принудить его к уплате дани. Аод, из колена Вениамина, был возвышен как избавитель, который должен был положить конец восемнадцатилетнему владычеству моавитян. Во время доставки дани Аод добился личной встречи с моавитским царем Еглоном. Будучи левшой, Аод прикрепил меч под одеждой справа и сумел пронести его в покои царя. Он застал царя Еглона врасплох и поразил его, а потом скрылся прежде, чем кто-либо это заметил. Моавитяне пали духом, а израильтяне поддержали Аода в открытом наступлении на врага. При столкновении около 10 000 моавитян поплатилось жизнью, что дало израильтянам полную победу. Прогнав моавитян, Израиль отдыхал от войн в течение восьмидесяти лет. В этот период египетский фараон Рамсес II Великий (около 1290-1224 гг. до Р. X.) и его сын Мернептах (около 1224-1214 гг. до Р. X.) сохраняли равновесие власти между Египтом и хеттами над территорией от Палестины вплоть до самой Южной Сирии. Рамсес Великий после заключения мирного договора с царем хеттов Хаттусилом (Хаттушилем III) женился на его дочери, что еще более укрепило мир. А Мернептах вступил на египетский престол в пятидесятилетнем возрасте и не был особенно воинственным, хотя в египетских письменах встречается его гордое заявление, что Израиль разорен. Но это — единственное упоминание, и в целом это время было довольно мирным(1 В начале данной главы правления Рамсеса Великого и Мернептаха, по контексту, отнесены ко времени, предшествовавшему исходу Израиля из Египта. Многие историки прямо связывают исход со временем правления и личностью Мернептаха. Упомянутый текст «Израиль людей его мало, семени его нет», по Брэстеду, говорит либо об угнетении Израиля в Египте, описанному в Исх. 1, л ибо о мнении египтян, что Израиль гибнет в безводной пустыне после исхода. Но и соотнесение времени правления Рамсеса II и Мернептаха с периодом судей в Ханаане тоже имеет своих сторонников в науке. Автор приводит противоречивые исторические данные для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что хронология периода судей чрезвычайно затруднена. Существует также версия, что судьи в Ханаане были у еврейских племен, не эмигрировавших в Египет, т. е., во время пребывания собратьев в Египте, до исхода. Эта версия совсем не согласуется с библейским повествованием. Если следовать этой версии, войны в Ханаане не могут быть «войнами Яхве» за Свой народ, не могут быть освоением Ханаана как земли обетованной; кроме того, эта версия подразумевает два разных очага поклонения Богу Израилеву. Более приемлемы приведенные выше и иные существующие исторические предположения: они, со всей суммой их противоречий, не повреждают целостности библейской концепции. Прим. перев.).

Служению Самегара уделен только один стих. Ничего не говорится ни о его происхождении или воспитании, ни об угнетении народа. Логичным кажется вывод, что Самегар восстал против филистимлян, вторгшихся на территорию Израиля, и храбро сражался, убив 600 человек воловьим рогом (так как монополия на оружие была у филистимлян).

Нападки со стороны хананеев продолжались в течение двадцати лет, когда египетское влияние в Палестине ослабевало при Мернептахе и при других слабых правителях в конце XIII века до Р. X. В то время как хананейский царь Иавин правил в Асоре, расположенном на север от Галилейского озера, Сисара, военачальник его армии, прогнал израильтян из Харошеф-Гоима, города на реке Киссон у северо-западного входа в Ездраелонскую долину.

В дни хананейского гнета Девора была признана пророчицей в земле Ефрема вблизи Рамы и Вефиля. Послав за Бараком, она не только убедила его возглавить сражение, но и сама присоединилась к нему в Кадесе у Неффалима. Там Барак собрал войско и двинулся на юг к горе Фавор, расположенной в северо-восточном конце треугольника Ездраелон-ской долины. Однако Сисара обладал важным преимуществом: у него было 900 железных колесниц (Суд. 4:3). Колесницы из железа еще были новшеством и, безусловно, были прочнее деревянных. Поэтому Варак со своим десятитысячным войском, вооруженным только мечами, боялся взять на себя ответственность за исход сражения с хананеями. Несмотря на то что Девора заверила его в победе, когда хана-нейское войско засело у Киссона, Варак не решался выступать без ее поддержки и совместного руководства.

Хананейское войско потерпело неожиданное поражение. Тщательное исследование текста обнаруживает, что, когда колесницы врага были в долине Киссона, внезапный ливень уничтожил преимущество хананеев над израильтянами. Тяжелые колесницы пришлось бросать, когда они увязали в грязи (5:4,20,21; 4Т5) (Гарстанг говорит, что во время Первой мировой войны кавалерийские отряды тоже подвергались опасности в этой же местности из-за 15-минутного дождя.). После поражения хананеев и убийства Сисары Иаилью израильтяне обрели мир, которому было суждено продолжаться сорок лет. Победу отпраздновали гимном, выражающим хвалу за Божью помощь (Суд. 5).

Впадение израильтян в идолопоклонство было наказано набегами из Сирийской пустыни кочевников, известных как мадианитяне, амаликитяне и «сыны Востока», которые приходили расхищать урожай и скот израильтян. Они были не только многочисленны и обременительны для израильтян, когда располагались надолго в их землях. Впервые на исторической сцене появились одомашненные в больших количествах верблюды, которые использовались не только в хозяйстве, но и для боевых действий. Семь лет грабежа оказались тяжелым бременем для израильтян, и им даже пришлось скрываться в пещерах и горных укреплениях.

В селении Офра Гедеон молотил зерно для своего отца (скрываясь от мадианитян, которые как раз грабили местность), когда ему вдруг явился Ангел Господень и повелел ему освободить народ от этого гнета. Орфа, вероятно, была расположена невдалеке от Израильской долины в Центральной Палестине, где натиск мадианитян был наиболее ощутимым. Первым поручением Гедеону было разрушение жертвенника Ваала на земле его отца. Хотя жители города были сильно встревожены этим, отец Гедеона, Иоас, не защищал идолопоклонства. За этот памятный и смелый поступок Гедеон получил прозвище Иероваал, что значит «Пусть Ваал борется (против него)».

Когда вражеские войска расположились станом в Иез-реельской долине, Гедеон собрал свое войско. Дважды расстилая стриженую шерсть, он получил от Бога заверение в том, что Он действительно призвал его избавить Израиль (Суд. 6:36-40). Когда Гедеон заявил своему 32-тысячному войску из колен Манассии, Асира, Завулона и Неффалима, что все боязливые могут возвратиться домой, он увидел, как 22 000 оставили свои ряды. В результате следующего испытания он потерял еще 9700 человек. С группой в 300 человек, бодрых и бесстрашных, он приготовился к бою против орд кочевников.

На склонах горы Море, у восточной оконечности долины Мегиддо, расположились многочисленные полчища мадиа-нитян со своими верблюдами. Гедеон разделил свой отряд из 300 человек на три отряда и «дал в руки всем им трубы и пустые кувшины, и в кувшины светильники». В начале средней стражи (после 10 часов вечера), когда враг спал крепким сном, воины Гедеона затрубили в трубы, разбили кувшины и закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Мадианитяне, увидев огни и услышав трубы и крики, были охвачены паническим страхом и бежали на другую сторону Иордана. Верой в Бога Гедеон победил врага и поверг его в бегство, и Израиль еще раз был избавлен от угнетения (ср. с Евр. 11:32).

В погоне за мадианитянами вновь отражается беззаконное состояние народа в дни судей (Суд. 8). Успокоив ревнивых ефремлян, не разделивших великой победы, Гедеон разгромил мадианитян в Заиорданье, захватив большую добычу из золотых верблюжьих сбруй, пурпурных одежд ма-диамских царей и золотых украшений (серег, пряжек и др.). После этого народ захотел сделать Гедеона своим царем со всеми правами преемственности. Отказ Гедеона достоин не меньшей славы, чем его военные успехи. Он сказал: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами». Гедеон сделал из добытого у врага золота ефод. Был ли это идол, или просто памятник победы, или какое-то подобие ефода первосвященника (Исх. 27:6-14) — неизвестно. Однако этот предмет так или иначе оказался ловушкой для Гедеона и его семьи так же, как и для израильтян, снова проложив путь к идолопоклонству. Хотя Гедеон своей военной победой обеспечил безопасность для своего народа от иноземного вторжения на сорок лет, его религиозное влияние сошло на нет. Вскоре после его смерти народ открыто обратился к почитанию Ваала, забывая, что даровал им избавление Бог.

После смерти Гедеона сын наложницы Гедеона, Авиме-лех, выдвинул идею монархии, которую отверг его отец. Он предложил сначала родственникам своей матери в Си-хеме, а затем и всем жителям этого города сделать его своим царем. Они поддержали его. Он вероломно убил всех семьдесят сыновей Гедеона, за исключением Иофама. Последний, обратившись к мужам Сихема с горы Гаризим с притчей, сравнил Авимелеха с терновником, приглашенным править над плодовыми деревьями. Он призвал проклятье Божье на Сихем за то, что его жители так несправедливо поступили с семьей Гедеона.

Вскоре Гаал поднял жителей Сихема на восстание. Во время гражданской войны, которая началась в результате этого восстания, Авимелех был наконец убит камнем от жернова, брошенным со стены города женщиной, когда приближался к воротам укрепленного города. На этом закончились все попытки создать царство в период судей в Израиле.

Мало что известно о Фоле и Иаире. Поскольку не отмечается каких-либо великих подвигов в их жизни, они были, по-видимому, просто судьями. Фола из колена Иссахара служил в Шамире, расположенном где-то в горах Ефрема. Ему приписывается служение сроком в 23 года.

Иаир был судьей в районе Галаада на востоке от Иордана в течение 22 лет. То, что у него было тридцать сыновей, указывает на его очевидное многоженство. А о его богатстве и влиянии свидетельствует то, что его сыновья владели «тридцатью городами» (впрочем, они там же названы «селениями Иаира»).

В Израиле снова распространилось отступничество по мере того, как народ обращался к Ваалу и другим языческим божествам. На этот раз угнетение пришло с двух сторон: со стороны филистимлян с юго-запада и со стороны аммонитян с востока. В Заиорданье избавление пришло через Иеффая.

Будучи сыном блудницы, Иеффай подвергся изгнанию со стороны сыновей своего отца от законной жены, опасавшихся его претензий на наследство. Он убежал в городок Тов и возглавил шайку разбойников. Тов был, вероятно, расположен к северо-востоку от Галаада. Однако, когда жителям Га-лаада понадобился вождь, они пригласили Иеффая. Прежде чем принять назначение от своих бессердечных земляков, он заключил договор со старейшинами галаадскими, что и после победы он останется начальником в Галааде.

Иеффай пытался мирными переговорами остановить агрессию со стороны аммонитян, но они ответили войной. Прежде чем идти на войну с аммонитянами, Иеффай дал обет, который он должен был исполнить в случае возвращения с победой. Исполненный Духом Господним, Иеффай одержал великую победу, так что израильтяне были избавлены от гнета аммонитян, продолжавшегося 18 лет. Когда Ефрем возмутился, что его колено не было приглашено на войну с аммонитянами, тот ответил на его возмущение военным отпором.

Принес ли на самом деле Иеффай в жертву свою дочь во исполнение своего обета? В этом трудном положении он, безусловно, не мог бы угодить Богу принесением Ему человеческой жертвы, потому что нигде в Священном Писании на это не дается Божественного одобрения. Наоборот, этот грех был ужасным грехом в глазах Бога, за который, например, хананеи подлежали полному уничтожению. Но, с другой стороны, как мог он угодить Богу, не исполнив своего обета? Хотя обеты и в Израиле носили добровольный характер, дающий их был обязан их исполнять (Чис. 6:1-21). Из Суд. 11 ясно видно, что Иеффай исполнил свой обет (стих 39). То, как он это сделал, подлежит множеству интерпретаций.

Из библейского повествования видно, что израильские вожди в дни судей не соблюдали чистоты религии(1 Гедеон сделал золотой ефод, который ввел Израиль в идолопоклонство; жизнь Самсона никоим образом не была образцом чистой религии). Иеффай, который по рождению был наполовину хананеем, мог придерживаться преобладавших местных обычаев и действительно принести в жертву дочь(Этого взгляда придерживались еврейские и христианские толкователи вплоть до XII века. Ныне существует целый ряд различных толкований, однако буквальное принятие библейского рассказа представляется наиболее исторически обоснованным.). Поскольку горы рассматривались у хананеев как символы плодородия, его дочь ушла в горы «оплакивать свое девство», чтобы предотвратить возможное прекращение плодородия земли. Каждый год «дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году» (Суд. 11:40) (Др. Дуайт У. Янг поддерживает эту точку зрения, говоря, что спорное слово «тана», вероятно, имеет арамейское значение «повторять, разыгрывать» и является сродным древнееврейскому «шана».).

Если, зная закон, Иеффай осознал недовольство Бога принесением человеческой жертвы, он мог посвятить свою дочь на служение в скинии(Давид Кимчи (XII век) и другие раввины принимали эту точку зрения, сравнивая поступок Иеффая с поступком Авраама, когда дело обошлось в конце концов без принесения человеческой жертвы.). Поступив так, он исполнил бы свой обет в соответствии с сутью полного посвящения, выраженного жертвой всесожжения. Поскольку его дочь была единственным ребенком, Иеффай поплатился единственной возможностью продолжения рода( Знакомство Иеффая с историей Израиля, переданной в книге Чисел, очевидно из Суд. 11:12-28. Человеческие жертвы были запрещены (Лев. 20:2). Бесплодие или отсутствие наследника считалось бедствием в Израиле. Анна (1 Цар. 11) по обету посвятила своего долгожданного первенца на служение в храме. Другие случаи попыток женщин найти выход из положения можно увидеть в Быт. 38 и даже в 1 Цар. 2:22). К тому же он мог обойтись вообще без принесения человеческой жертвы, принеся жертву за грех — за обет, произнесенный наспех и в стесненных обстоятельствах (Лев. 5:4-6).

Хотя Библия не дает подробностей исполнения Иеффа-ем своего обета, она ясно говорит, что он избавил Израиль от гнета врага и вошел в список героев веры (Евр. 11:32).

Есевон судил Израиль семь лет. Местом его служения и погребения был Вифлеем. Однако неизвестно, было ли это место тем самым знаменитым городом в Иудее или селением в Завулоне. Упоминание тридцати сыновей и тридцати дочерей говорит о его влиятельности и богатстве.

Елону уделяется на служение десять лет. Его родиной и местом его служения народу был Аиалон в земле Завулоновой.

Авдон, следующий по списку судья, жил в Ефреме. Это — последний из упоминаемых в книге Судей многоженцев. Хотя многоженство и не предлагается в законе Моисея, но оно там и не запрещается. А обычаи древности и ханаанского окружения располагали к созданию крупных семей с большим количеством работоспособных и боеспособных мужчин. Не лишними являются и упоминания в тексте об ослах: это — показатель достатка, особенно в период оседлости. Итак, Авдон был не менее обеспеченным и влиятельным человеком, чем упомянутые Иаир и Есевон. Он судил Израиль восемь лет.

Израиль находился одновременно под гнетом аммони-тян и филистимлян (Суд. 10:6). Между тем как Иеффай победил первых, Самсон был героем, оказавшим сопротивление и бросившим вызов власти вторых. Поскольку Самсон никогда полностью не избавил Израиль от гнета филистимлян, трудно датировать его 40-летний период, упомянутый в Суд. 13:1. Руководству Самсона уделяется 20 лет (Суд. 15:20).

Самсон был великим героем, одаренным сверхъестественной силой и известным, главным образом, своими военными подвигами. О его назорействе было предвещено его родителям из колена Данова еще до его рождения. Маною и его супруге было открыто свыше, что их сын начнет освобождение Израиля из-под гнета филистимлян. Повествование неоднократно повторяет, что Дух Господень сходил на него (13:25; 14:5,19; 15:14). Его деятельность была ограничена приморской долиной и холмами Иудеи, откуда он пытался освободить территорию Израиля от гнета филистимлян.

Многочисленные рассказы — возможно, только часть всего того, что совершил Самсон, — содержатся в книге Судей. По дороге в Фимнаф он голыми руками «растерзал льва, как козленка». Когда ему пришлось доставлять тридцать праздничных нарядов филистимлянам, которые обманом вытянули из него ответ на загадку, заданную на свадьбе в Фимнафе, он убил тридцать человек из их народа в Ас-калоне. В другой раз он выпустил триста лисиц с факелами, чтобы уничтожить урожай филистимлян. В ответ на месть филистимлян Самсон убил многих из них у Етама. Когда мужи иудейские доставили его, связанного, врагу, «сошел на него Дух Господень» и он порвал цепи. Без посторонней помощи он убил тысячу человек челюстью мертвого осла. В Газе он снял с петель городские ворота и пронес их ночью почти 64 км от города на восток к горе вблизи Хеврона. У этих подвигов есть одна особенность: Самсон всегда был безоружен. Военные победы Израиля, вооруженного старыми медными мечами, и выдвижения из его среды героев, столь несхожих между собой, но столь подходящих к текущим условиям, свидетельствуют о неусыпной заботе Господа о Своем народе.

Связь Самсона с Далидой, симпатии которой были на стороне филистимлян, послужила причиной его падения. Имя Далида в русском переводе Библии соответствует древнееврейскому Далила, что, по-видимому, не случайно означает связь с силами тьмы. Трижды ему удалось избежать опасности от ее предательства, прежде чем он попал в руки филистимлян. Они выкололи ему глаза и заставили его молоть зерно, как раба. Но Бог исцелил его для последнего подвига. В день праздника божества филистимлян Дагона был устроен грандиозный пир в большом здании. Самсон сдвинул столбы, поддерживавшие перекрытия, дом рухнул и погубил больше филистимлян, чем при всех его прошлых подвигах.

Несмотря на свою слабость, Самсон удостоился звания героя веры и вошел в список таковых в Евр. 11:32. Наделенный такой великой силой, он, несомненно, мог бы сделать гораздо больше, но, запутавшись в грехах, он не исполнил своего назначения избавителя Израиля. В лучшем случае, ему удалось сдержать филистимлян на время, чтобы Израиль не был изгнан из обетованной земли.

Религиозные, политические и общественные условия

Заключительные главы книги Судей и книга Руфь описывают условия, которые существовали во времена таких героических вождей, какими были Девора, Гедеон и Самсон. Не сверяясь с деятельностью определенных судей, упомянутых в предыдущих главах, трудно с точностью датировать описанные события. Раввины связывают историю Михи и переселение колена Дана со временем Гофониила, но из-за отсутствия исторических подробностей невозможно быть вполне уверенным в достоверности этого и других раввинских преданий. Единственное, что можно сказать, это то, что все это происходило «в те дни, когда управляли судьи» (Руф. 1:1) и когда «не было царя у Израиля» (Суд. 21:25).

Миха со своим истуканом служит примером отступничества от истинной религии, которое было так широко распространено в дни судей. Когда ефремлянин Миха возвратил своей матери 1160 сиклей, она дала двести сиклей серебрянику, чтобы тот сделал истукана из дерева и обложил его серебром, а кроме того, еще и другого истукана, выплавленного из серебра. Имея эти два предмета идолопоклонства, Миха соорудил капище, к которому прибавил ефод и тера-фим и сделал одного из своих сыновей священником. Когда левит из Вифлеема случайно попал в его святилище на горе Ефрем, Миха предложил ему должность официального священника в надежде, что это расположит Господа к его затее.

Пять сыновей Дана, посланных подыскать землю для их колена, остановились у капища Михи попросить совета у левита. Заверенные в успехе, они отправились в путь и нашли благоприятные условия для захвата в Лаисе, городе, расположенном у истоков Иордана. В результате 600 человек из колена Дана переселились на север. [Не следует смешивать Лаис с Лахисом на юго-западе Палестины вблизи пределов Дано-вых. — Прим. перев.] Во время пути они убедили левита, что для него будет лучше служить священником для целого колена, чем для одного человека. Когда Миха и его соседи воспротивились этому, сыновья Дановы, будучи сильнее, просто захватили левита и истуканов Михи и увезли на север, в Лаис, названный после этого Даном. Здесь Ионафан, который, по-видимому, и был этим левитом, устроил для них место поклонения вместо Силома. Если в родословии этого Ионафана ничего не пропущено (18:30), весьма вероятно, что переселение произошло в ранний период правления судей.

Сексуальное преступление в Гиве и последовавшие после этого события привели к гражданской войне в Израиле. Левит из горной страны Ефрема со своей наложницей, посетив ее родителей в Вифлееме, остановился переночевать в Гиве. Они прошли мимо Иевуса, населенного иноплеменниками (иевусеями), не заночевав там, в надежде быть лучше принятыми в Гиве, городе Вениамина. Ночью жители Гивы совершили потрясающее по своей безнравственности и жестокости преступление, в результате которого женщина умерла. Левит разрезал ее тело на двенадцать частей, которые потом разослал по всем двенадцати коленам Израилевым. Весь Израиль, от Дана до Вирсавии, был так поражен этим ужасным преступлением вениаминитян, что все собрались в Мас-сифе. Здесь перед собранием в 400 000 человек («пеших, обнажающих меч») левит рассказал об этом «беззаконном и срамном деле в Израиле».

Когда колено Вениамина отказалось выдать жителей Гивы, совершивших это преступление, началась гражданская война. Вениаминитяне собрали войско из 26 000 человек, включая отряд из 700 человек левшей, мастеров бросать камни из пращи. Тогда остальные израильтяне отправились в Ве-филь, где в то время находился ковчег Господень, чтобы получить указания о сражении от первосвященника Финееса. Дважды израильские войска терпели поражение в Гиве. В третий же раз они одержали победу и сожгли город, убив всех вениаминитяи, кроме 600 убежавших и укрывшихся в скале Риммой. Поражение Вениамина и опустошение города было весьма ощутимым, так что его колено было опозорено. Спустя четыре месяца с оставшимися 600 было заключено перемирие. Им также была дана возможность вступить в брак, чтобы колено Вениамина было восстановлено в Израиле.

История Руфи дает возможность заглянуть в более спокойный период в истории правления судей(Иосиф Флавий: «Древности», 9:1 датирует историю Руфи днями Илия. Упоминание Салмона, отца Вооза, как мужа Рахавы (Раав Иис. Н. 6:24) в родословии в главе 1 от Матфея указывает на более раннюю дату. Поскольку Вооз был прадедом Давида, у родословной Матфея, возможно, есть пробелы). Она повествует о переселении одной израильской семьи — Елимелеха, Ное-мини и их двух сыновей — «на поля моавитские». Там сыновья женились на двух местных жительницах, моавитянках Руфи и Орфе. После смерти своего мужа и обоих сыновей Ноеминь возвратилась в Вифлеем в сопровождении Руфи. С течением времени Руфь вышла замуж за Вооза и вследствие этого попала в родословную царя Давида.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. ИРИНА ДМИТРИЕВНА ПОЛИЩУК
17.11.2017 | 15:59
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ТАКУЮ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КНИГУ, ЗА ТО,ЧТО ВЫПУСТИЛИ В ИНТЕРНЕТ... МЫ С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ЕЁ ИЗУЧАЕМ... С ВЕЛИКОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ ! СПА-СИ-БО !!!
ДА БЛАГОСЛОВИТ ВАС ГОСПОДЬ !!! АМИНЬ.