15.06.2010
Скачать в других форматах:

Самуэль Шульц

Ветхий Завет говорит

Глава 12 ПЕРЕВОРОТ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗОРЕНИЕ

Введение

Род Ииуя занимал престол почти сто лет, дольше, чем все другие династии Северного царства (841-753 гг. до Р. X.). Когда Ииуй воцарился в результате переворота, Израиль был слаб, часть его земель была захвачена воинственными соседями, и таким образом его территория значительно сократилась. При правлении четвертого царя из этого рода Северное царство достигло самого высокого международного престижа. Однако это благоденствие оказалось эфемерным и бесследно исчезло менее чем через тридцать лет под натиском растущей мощи Ассирийской империи.

Династия Ииуя

Введение

В результате кровавого переворота в Израиле военачальник Ииуй покончил с династией Амврия. Захватив Изреель, он убил Иорама, царя Израиля, Охозию, царя Иудеи, и Иезавель, усилиями которой поклонение Ваалу стало едва ли не главной религией Израиля.

Направляясь с войсками к Самарии, Ииуй убил семьдесят сыновей семьи Ахава и руководил казнью всех ревнителей Ваала, когда они совершали массовое празднество в храме, построенном Ахавом. Были истреблены также сорок два человека из окружения Охозии — его родственники и придворные. Так как религия и политика были так тесно связаны в пер и (vi правления династии Амврия, безжалостное уничтожение поклонения Ваалу и сословия его жрецов представлялось Иную весьма целесообразным.

У Ииуя было много проблем. Покончив с династией Ам-врия, он потерял расположение Иудеи и Финикии, чьи царствующие семьи были в близком родстве с Иезавелью. Не присоединился он и к новому сирийскому царю Азаилу, когда тому пришлось сдерживать наступление ассирийцев на запад.

На знаменитом Черном обелиске, найденном Лэйардом в 1846 году, Салманассар III сообщает, что он получил дань от Ииуя. После пяти безуспешных нападений на Дамаск ассирийский царь двинул свои войска к берегу Средиземного моря севернее Бейрута и собрал дань с Тира и Сидона, а также с израильского царя(Рельефы, изображающие эти деяния Салманассара III, все еще можно увидеть на скале возле устья реки Дог вблизи Бейрута в Ливане). Своим умиротворяющим жестом по отношению к Салманассару III Ииуй предотвратил вторжение Ассирии в Израиль, чем вызвал враждебность Азаила. В ранние годы этого периода (841-837 гг. до Р. X.) Азаил отражал агрессию Ассирии без посторонней помощи. В то время как некоторые города на севере были захвачены, Дамаск успешно сдерживал натиск. Ассирийцы не повторяли своих нападений почти двадцать лет. Это позволило Азаилу направить свою возросшую военную мощь на юг — на возобновление войны с Израилем. Сирийцы оккупировали Галаад и Ва-сан восточнее Иордана (4 Цар. 10:32-33). Получив израильский престол в результате кровавого восстания, Ииуй, по-видимому, так и не смог объединить народ для противостояния могуществу Азаила. Вряд ли Азаил смог сделать Ииуя вассалом Сирии, но до конца дней Ииуя Израиль подвергался нападениям и разрушениям со стороны этого воинственного сирийского царя.

Хотя Ииуй и покончил с поклонением Ваалу, он не был послушен Божьим заповедям (4 Цар. 10:28-31). Идолопоклонство все еще преобладало от Дана до Вефиля, и потому Бог предупредил его, что сыновья будут царствовать после него только до четвертого поколения.

Иоахаз

Иоахаз, сын Ииуя, на протяжении своего правления (814-798 гг. до Р. X.) должен был считаться с тем же сирийским царем, что и его отец. Азаил воспользовался сменой правителя в Израиле и распространил свои владения до холмов Ефрема. Войско Израиля сократилось до 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 человек пехоты, тогда как в дни Ахава Израиль мог ввести в сражение при Каркаре 2000 колесниц. Азаил продвинулся дальше Израиля и, захватив Геф, угрожал захватом Иерусалиму во время правления в Иудее царя Иоаса(4Цар. 12:17).

Постепенное поглощение Израиля Сирией ослабило Северное царство так сильно, что Иоахаз не мог противостоять другим захватчикам. Окружающие народы — идумеяне, ам-монитяне, филистимляне и тирские финикийцы — воспользовались бедственным положением Израиля. Это отражено в книгах пророка Амоса (1:6-15) и пророка Исайи (9:12).

Под давлением внешних угнетателей Иоахаз обратился к Господу, и Израиль не был полностью захвачен сирийцами. Но, несмотря на это облегчение, он не отступил от идолопоклонства Иеровоама и не уничтожил истуканов в Самарии (4 Цар. 13:1-9).

Иоас

Третий царь династии Ииуя, Иоас, правил Израилем шестнадцать лет (792-782 гг. до Р. X.). Со смертью Азаила Дамасского на рубеже веков Израилю представилась возможность восстановления прежнего благополучия под руководством Иоаса.

Пророк Елисей был еще в живых, когда Иоас взошел на престол. Молчание Писания наталкивает на мысль, что ни Ииуй, ни Иоахаз не имели никакого общения с пророком Елисеем. Когда пророк был при смерти, Иоас пошел проведать его. В слезах царь выразил свое беспокойство о безопасности Израиля. На смертном одре Елисей заставил царя совершить символические действия — пустить стрелу и бить стрелами по земле. Это символизировало победы Израиля над Сирией. Последнее чудо, связанное с Елисеем, произошло уже после его смерти. Мертвец, брошенный в гробницу Елисея во время нападения моавитян, воскрес.

Со сменой царей в Сирии Иоас смог укрепить свою военную мощь. Венадад III окончательно перешел к обороне, когда Иоас возвратил большую часть своих территорий, захваченных Сирией при Азаиле. Возвращение областей восточнее Иордана, видимо, произошло лишь после воцарения следующего царя, но это был подготовительный период, когда начался расцвет Израиля.

Во время правления Иоаса царь иудейский Амасия нанял войско израильтян в помощь себе для покорения идуме-ян (2 Пар. 25:6), однако по совету пророка он отпустил этих воинов прежде, чем началось сражение. Возвращаясь в Израиль, они грабили города от Бефорона до Самарии и убили 3000 человек (2 Пар. 25:13). Возвратившись с победой над идумеянами, Амасия вызвал на бой Иоаса. Последний ответил притчей об участи терна, который обратился с просьбой к кедру ливанскому. Как видно, Амасия не понял сути притчи. В последовавшей битве Иоас не только поразил Амасию, но вторгся в Иудею, разрушил часть иерусалимской стены, разграбил город и храм и увел заложников в Самарию. Сопоставив хронологические данные, Тиле пришел к выводу, что это сражение произошло в 791/790 году до Р. X.

Хотя Иоас огорчился, когда умер Елисей, он не хотел искренне служить Богу и продолжал идолопоклонство. Его короткое царствование отметило поворотный пункт в будущем Израиля, как предсказал Елисей.

Иеровоам II

Четвертый царь из династии Ииуя, Иеровоам, был выдающимся царем Северного царства. Он царствовал 41 год (793-753 гг.до Р. X.), включая 12 лет совместного царствования с отцом. К тому времени, когда он взял в свои руки всю полноту власти (781 г. до Р. X.), он был в состоянии расширить царство.

Историческому описанию Иеровоама II, как и Амврия, самого могучего царя до него, Писание уделяет очень мало места (4 Цар. 14:23-29). Значительное расширение торговых и политических интересов при этом могущественном царе кратко описано в пророчестве Ионы, сына Амафии, который мог быть пророком с тем же именем, посланным с назначением в Ниневию (Иона 1:1). Иона предсказал, что Иеровоам восстановит Израиль, от Мертвого моря до границ Емафа.

Светские источники подтверждают библейское свидетельство о том, что Венадад III не смог сохранить царство, которое учредил его отец Азаил. Два нападения на Сирию со стороны Ададнирари III (805-802 гг. до Р. X.) и Салма-нассара IV (773 г. до Р. X.) значительно ослабили ее, к выгоде Ассирии. Помимо этого Захир Емафский образовал коалицию, которая нанесла Венададу II поражение, и добился независимости от Сирии. Это открыло Иеровоаму возможность возвратить территории восточнее Иордана, которые были в руках сирийцев около ста лет. После 773 года до Р. X. ассирийские цари были так заняты местными и общенародными проблемами внутри своей страны, что уже не предпринимали походов на Палестину при жизни Иеровоама. Вследствие этого Израильское царство переживало период покоя и благополучия, которому не было равного со времен Соломона и Давида.

Основанная Амврием Самария была теперь вновь укреплена Иеровоамом. Стена была утолщена на случай вторжения местами до 10 м. Укрепления были настолько хорошо построены, что полвека спустя ассирийцы, чтобы завладеть городом, осаждали его в течение трех лет.

Книги Амоса и Осии, «малых» пророков Библии, отражают благосостояние этого периода. Военные и торговые успехи Иеровоама весьма обогатили Израиль. Но с роскошью пришло моральное падение и религиозное равнодушие, о которых смело возвещали эти пророки. Иеровоам II совершил зло в глазах Господних и ввел Израиль в грех, как это сделал первый царь Израиля.

Захария

Когда Иеровоам II умер в 753 году до Р. X., его сменил сын Захария, чье царствование длилось всего шесть месяцев. Он был убит Селлумом (4 Цар. 15:8-12). Этим убийством резко оборвалась династия Ииуя.

Последние цари

Введение

Народ, который слышал Амоса и Осию, не сознавал, как скоро свершится суд над Израилем. Всего за 30 лет (752-722 гг. до Р. X.) могучее Северное царство перестало существовать как независимое государство. Оно капитулировало перед расширяющейся Ассирийской империей, чтобы никогда больше не восстать вновь.

Селлум (752 г. до Р. X.)

Селлум имел самый короткий период царствования в Северном царстве, за исключением семидневного правления Замврия. После убийства Захарии и захвата престола он процарствовал только один месяц. Он умер насильственной смертью.

Менаим (752-741 гг. до Р. X.)

Менаим был удачливее двух своих предшественников — ему удалось утвердиться настолько успешно, что он оставался на престоле около 10 лет. Мало что известно о его внутренней политике, кроме того, что он продолжал идолопоклонничество Иеровоама I.

Самой серьезной проблемой Менаима была агрессия со стороны Ассирии. В 745 году до Р. X. в Ассирии начал править Тиглатпалассар III, или Фул, один из наиболее могущественных царей этого народа(Ср. 1 Пар. 5:26. Историки отмечают появление имени «Фул» с момента восшествия Тиглатпалассара III на вавилонский престол. О Салманассаре V, например, точно известно, что он стал царем Вавилона под именем Улулаи.). Он устрашал все страны своей политикой переселения захваченных народов в другие земли. А старейшин, начальников и управляющих чиновников на захваченных территориях он заменял иностранцами во избежание будущих восстаний. В 743-738 годах до Р. X. Тиглатпалассар III начал наступление на северо-западе; в эту войну оказались втянуты и народы Палестины.

Археологические данные подтверждают теорию, что Озия, царь иудейский, вел войска Западной Азии для отражения могучего ассирийского наступления. В ассирийской хронике Менаим упоминается как царь, снова получивший трон — при условии, что он будет платить дань. Хотя точное время уплаты этой дани не может быть полностью установлено, Тиле приводит доказательства, которые подтверждают совпадение начала северо-западного похода с последним годом царствования Менаима. Умиротворенный этой уступкой, Фул возвратился в Ассирию, и Менаим умер в покое и мире, оставив своего сына на престоле Северного царства.

Факия (741-739 гг. до Р. X.)

Факия придерживался политики своего отца. Продолжая платить дань как вассал Ассирии, Факия вызвал недовольство собственного народа. Очень возможно, что Факей, который стал убийцей Факии, подстрекал к восстанию против Ассирии.

Факей (739-731 гг. до Р. X.)

Факей царствовал восемь лет, и этот период был ознаменован рядом внутренних и внешних кризисов. Хотя Сирия со столицей Дамаском и была покорена Иеровоамом II, она отстояла себя под началом нового царя Рецина в период упадка Израиля. Факей вел антиассирийскую политику, заключив союз с Рецином против общего врага — ассирийцев. В то время как ассирийцы были заняты, главным образом, кампанией в Урарту (737-735 гг. до Р. X.), оба царя принялись за создание прочного западного союза с целью сопротивления Ассирии.

В Иудее влиятельная проассирийская партия способствовала осуществлению Ахазом действенного контроля над царством (735 г. до Р. X.), хотя Иофам был еще жив. Впоследствии он воспротивился предложениям Израиля и Сирии вступить с ними в союз для борьбы против Ассирии. В 734 году до Р. X. Тиглатпалассар III вторгся в Филистимию. Возможно, что Ахаз просил ассирийцев избавить его от натиска филистимлян (2 Пар. 28:16-21) или он уже платил дань Тиглатпалассару III. Ангер полагает, что во время нашествия на Филистимию ассирийцы захватили города Северного царства (4 Цар. 15:29).

Сирийско-израильский натиск на Иудею привел к подлинной войне, известной как сирииско-ефремская война (4 Цар. 16:5-9; 2 Пар. 28:5-15; Ис. 7:1-8:8). Сирийские войска двинулись на юг к Елафу, чтобы возвратить этот портовый город Иудеи идумеянам, которые, несомненно, поддерживали коалицию против Ассирии. Хотя Иерусалим и был осажден, а пленники из Иудеи были приведены в Самарию и Дамаск, Южное царство не подчинилось и не поддалось принуждению вступить в этот антиассирийский союз.

Два важных события повлияли на удаление вторгшихся армий из Иудеи. Когда пленники были доставлены в Самарию, пророк по имени Одед объявил это Божьим судом над Иудеей и предупредил израильтян о неминуемом гневе Божьем, который разразится над ними за братоубийство. Под давлением со стороны князей и израильского собрания пленники были отпущены военачальниками.

Другим важным фактом было то, что Ахаз отказался уступить сирийско-ефремским требованиям, но обратился непосредственно к Тиглатпалассару III за помощью. Ассирииский царь, несомненно, уже разрабатывал планы покорения Западной Азии. Это приглашение вызвало у него немедленное действие: Дамаск превратился в главную цель нападения при походе в 733 и 732 году до Р. X. Тиглатпалассар III хвалился, что захватил 591 город в этом районе Сирии после капитуляции Дамаска в 732 году. Сирия стала бессильной и не могла препятствовать продвижению Ассирии на запад. Следующее столетие Дамаск со своими провинциями, некогда составлявшими влиятельное Сирийское царство, оставался во власти Ассирии.

Падение Дамаска отразилось на Самарии. Факей, пришедший к власти как сторонник антиассирийского движения и политики, теперь потерял былое влияние. Без Сирии, раздавленной ассирийской мощью, у Израиля было мало надежд на выживание. Факей стал жертвой заговора, возглавляемого Осией, будущим царем. Без сомнения, устранение Факея спасло на этот раз Самарию от захвата.

Осия (731-722 гг. до Р. X.)

Когда Осия воцарился над Северным царством в 731 году до Р. X., у него не было широкого выбора в политике. Он был вассалом Тиглатпалассара III, который хвалился тем, что возвел его на престол в Самарии.

Владения Осии были расположены, главным образом, в горах Ефрема. Галилея и территория восточнее Иордана были в руках Ассирии со времени похода 734 года. Тиглатпалассар III, возможно, захватил Мегиддон во время серии наступлений на запад и использовал его как административную столицу для своих галилейских провинций.

В 727 году до-Р X. Тиглатпалассар III, великий царь Ассирии, умер. В надежде на то, что Салманассар V не сможет удержать власть над громадной территорией, доставшейся ему в наследство, Осия положился на поддержку Египта и прекратил уплату дани Ассирии. Однако случилось иначе. В 725 году до Р. X. Салманассар V ввел войско в Израиль и осадил сильно укрепленный город Самарию. Около трех лет Осии удавалось противостоять стремительным атакам могучей ассирийской армии, но в 722 году до Р. X. он сдался(Хотя Саргон II приписывает взятие Самарии себе, Салманассар V все еще был царем Ассирии. Возможно, что Саргон был военачальником армии в это время и руководил осадой).

На этом кончилось существование Северного царства. В соответствии с ассирийской политикой переселения израильтяне были уведены в районы Персии. Подобным образом и в Самарии были поселены колонисты из Вавилона, и Северное царство превратилось в ассирийскую провинцию.

В течение 200 лет израильтяне следовали путем Иерово-ама I, основателя Северного царства. Даже при смене династий Израиль никогда не расставался с идолопоклонством, которое прямо противоречило закону Божьему, предписанному в Десятисловии. На протяжении всего этого периода верные пророки провозглашали Божье слово, предупреждая царей и народ о грядущем суде. За упорное идолопоклонство и неспособность служить Богу израильтяне подверглись плену и порабощению Ассирией.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.