15.06.2010
Скачать в других форматах:

Самуэль Шульц

Ветхий Завет говорит

Глава 11 ПРИВЕРЖЕНЦЫ ЮЖНОГО ЦАРСТВА

Введение

Раскол царства Соломона оставил династии Давида небольшую часть бывшей империи. Потомки Давида сохранили за собой столицу Иерусалим; кроме того, они сохранили непрерывную династическую преемственность при управлении малым Иудейским царством. В течение девяноста лет (931-841 гг. до Р. X.) у власти стояло только шесть царей.

Царствование Ровоама

Собравшись в Сихеме в 931 году до Р. X., израильтяне под руководством Иеровоама обратились к Ровоаму, наследнику престола Соломона, с просьбой снизить налоги. Три дня они ожидали ответа. В то время как старейшины советовали Ровоаму облегчить тяжесть налогов, более молодые люди из дворцовой знати внесли предложение о повышении налогов. Когда Ровоам послушал молодых и заявил, что не снизит, а повысит налоги, то оказался перед лицом открытого восстания. Спасшись бегством, он созвал ополчение, чтобы подавить мятеж, но только мужи колен Иуды и Вениамина ответили на его призыв. По совету Самея Ровоам не стал развязывать гражданскую войну.

Хотя налоговая политика Ровоама была непосредственной причиной раскола царства, несколько других факторов тоже заслуживают внимания. Соперничество между коленами Иуды и Ефрема существовало с давних времен (ср. Суд. 8:1; 12:1; 2 Цар. 2:9; 19:42-43). Хотя Давид и объединил весь Израиль в одно великое царство, однако высокие налоги и трудовые повинности в пользу Иерусалима и Иуды подготовили почву для восстания других колен. Смерть Соломона дала им возможность восстать против Иудеи.

Египет тоже, возможно, сыграл существенную роль в расколе царства Соломона. В последние годы царствования Соломона в Египте нашел убежище Иеровоам. Адер-идуме-янин был увезен в Египет еще ребенком во время царствования Давида. Он возвратился в Едом во времена Соломона (3 Цар. 11:14-22). Хотя в Писании не приводится никаких данных, но весьма возможно, что Египет поддерживал Иеро-воама в восстании против династии Давида.

Другой фактор, способствовавший разделению царства, выражен в Библии ясно: отступничество и идолопоклонство Соломона (3 Цар. 11:9-13). Ради Давида суд был отложен до времени после смерти Соломона. Этот суд пришлось испытать на себе Ровоаму.

Когда разделение царства стало очевидной реальностью, священники и левиты из разных концов царства пришли на юг и поселились в Южном царстве. Иеровоам заменил истинную религию Израиля идолопоклонством. Он отстранил от служения священников Господних и левитов, так что многие были вынуждены покинуть свои наделы и переселиться в Иудею. Это способствовало подлинному религиозному подъему в Южном царстве в первые три года правления Ровоама (2 Пар. 11:13-17). В начале своего царствования Ровоам проявил чрезвычайную активность в строительстве и укреплении многих городов по всей Иудее и земле Вениаминовой. В каждом из них он поставил наместника, чтобы тот проводил на месте политику царя и содействовал укреплению царства. Эти города он также раздавал во владение членам своей семьи, так как Ровоам, по примеру отца, имел много жен.

Ровоам приступил к своему правлению с искренней религиозной ревностью. Но когда царство утвердилось, он и его народ отступили от истинной религии (2 Пар. 12:1). Отступничество было наказано вторжением египетского фараона Сусакима (Шешонка I). Он напал на Иудею в пятый год правления Ровоама и взял многие укрепленные города, дойдя даже до Иерусалима. Когда Самей заявил царю иудейскому и его князьям, что это суд Божий над ними, они смирились. В ответ пророк заверил их, что нашествие египтян будет приостановлено и Иудея не подвергнется уничтожению. Согласно списку из Карнака, Сусаким-египтянин при поддержке варваров из Ливии и Эфиопии покорил не менее ста пятидесяти городов в Едоме, Филистимии, Иудее и даже Израиле, включая Мегиддо. Помимо разрушения Иудеи Сусаким разграбил Иерусалим и даже присвоил некоторые храмовые сокровища. Великолепные золотые щиты в храме, которые сделал Соломон, были в дни Ровоама заменены медными.

Первоначальная религиозная ревность Ровоама угасла. Он впал в идолопоклонство. Летописец Адда, который написал историю правления Ровоама, вероятно, был Божьим вестником и советником царя. Но идолопоклонство во дни Ровоама росло, а вторжения Египта и междуусобные войны между Севером и Югом вносили смятение во время правления Ровоама. Таким образом, уже при первом преемнике Соломона Южное царство быстро пошло к упадку.

Авия продолжает идолопоклонство

Во время своего трехлетнего царствования Авия (913-910 гг. до Р. X.) просто продолжал проводить в жизнь близорукую политику своего отца (3 Цар. 15:1-8; 2 Пар. 13:1-22). Он возобновил войну между Израилем и Иудеей, бросив вызов Иеровоаму. Удачный маневр — окружение — поставил израильское войско в выгодное положение, но затем численно превосходящее войско Авии разбило израильтян. Захватив Вефиль, Ефрон и Иешану с окружающими их селениями, Авия сильно ослабил мощь Северного царства.

Авия продолжал традицию религиозной неразборчивости, начатую Соломоном и поощряемую Ровоамом. Он не оставил служения Богу в храме, но в то же самое время потакал поклонению иным богам. Размеры этого действия более полно отражены в проведенных его преемником реформах. Так что в дни Авии идолопоклонство укреплялось и распространялось по всему царству Иудеи. Эта идолопоклонническая политика окончилась бы удалением царской семьи из Иерусалима, если бы не обетование завета, данное Давиду (3 Цар. 15:4-5).

Аса проводит реформы

Аса правил в Иерусалиме сорок один год (910-869 гг. до Р. X.). Мир преобладал по крайней мере лет десять в начале его долгого царствования. Хронологические данные дают понять, что он был весьма молод, когда Авия умер. Возможно, что это было причиной того, что во время первых четырнадцати или пятнадцати лет его царствования фактически правила его бабка Мааха. Ее иногда считают его матерью на основании стиха 2 Пар. 15:16, но матерями или отцами евреи называли в родословиях любых прямых предков. В 3 Цар. 15:8 его мать названа именем Ана. В то же время мать его отца, Авия, звалась Маахой.

Несомненно одно: женщина, носившая титул «царицы-матери», была идолопоклонницей. Несмотря на ее влияние, Аса принял программу реформы, по которой чужеземные жертвенники и высоты были уничтожены, столбы и истуканы срублены. Народ призывали к исполнению закона Моисея и заповедей. В политическом отношении этот мирный период был удачно использован молодым царем для укрепления городов Иудеи и ее армии.

В четырнадцатый год его правления (897/896 г. до Р. X.) на Иудею напала с юга могучая армия эфиопов. Возможно, что их вождь Зарай сделал это под давлением со стороны Осаркена (Осоркона) I, преемника Сусакима, сидевшего на престоле Египта. С помощью Бога Аса и его войско поразили захватчиков и прогнали их до Герара, возвратившись в Иерусалим с большой добычей из рогатого скота, овец и верблюдов.

«Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий». Писание не называет Азарию пророком, но ясно говорит, что через него именно от Господа пришло одобрение религиозной реформы, которую начал проводить Аса. Победа над эфиопско-ливийскими войсками, таким образом, послужила знамением Божьего одобрения (2 Пар. 15:8 упоминает еще и пророка Одеда; согласно древнееврейскому оригиналу, он также одобрил богоугодные начинания Асы). Получив такую мощную духовную поддержку, Аса дерзновенно продолжал проводить свою реформу по всему царству, уничтожая идолов во многих городах. В третий месяц пятнадцатого года он собрал свой народ и многих перебежчиков из Северного царства — «ибо многие перешли к нему, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним». Обильные жертвы были принесены на этих торжествах после починки жертвенника Господня. Воодушевленный пророком и царем народ вступил в завет с Господом от чистого сердца. Несомненно, только при поддержке народа Аса смог наконец лишить царского достоинства царицу-мать Мааху. Он изрубил ее истукан и сжег его в долине Ке-дрон. Этот истукан был символом богини плодородия Ашеры Ханаанской, но не ее изваянием. (Особенностью культа Ашеры было использование в качестве святынь часто упоминаемых в Библии столбов, деревьев, дубрав, нередко водоемов (ручьев), высот и камней (ср. Ис. 57:5-6). Простота и доступность этого культа очень затрудняла борьбу с ним.) Благодаря поддержке народа эти торжества праздновались шире, чем все другие в Иерусалиме со времени освящения храма Соломона.

Такие религиозные торжества в Иудее, несомненно, тревожили Ваасу. Израиль был побежден Авией незадолго до воцарения Асы. С тех пор он ослабел еще больше из-за волнений, которые привели к концу династию Иеровоама. В то же самое время Аса укрепил свое царство в мирный период. Многочисленные случаи бегства из Израиля в Иерусалим на пятнадцатом году царствования Асы (896/895 г. до Р. X.) побудили Ваасу укрепить Раму (2 Пар. 16:1) (Это произошло спустя тридцать шесть лет после возникновения Северного царства). Так как главные дороги из Северного царства сходились в Раме в 8 км севернее Иерусалима, Аса понял стратегическую важность агрессивных приготовлений Ваасы. Послав серебро и золото, взятое в храме, в дар Венададу I, царю Сирии, Аса предотвратил нападение Израиля. После этого Венадад захватил часть территории и ряд городов Северного царства. Когда Вааса отступил из Рамы, Аса использовал дерево и камень, оставленные там Ваасой, для строительства Гивы и Мицпы (Мицфы).

Хотя союз Асы с Венададом I казался успешным, прозорливец Ананий (Ханани) строго обличил царя за эту нечестивую связь. Он смело напомнил Асе, что тот уповал на Бога, когда успешно поразил ливийцев и эфиопов царя Зарая. Встретившись же с угрозой со стороны Ваасы, он предпочел союз с иноземцами и пренебрег Богом, и за это подвергнется отныне войнам. Услыхав это. Аса сильно разгневался и заключил Анания в темницу. Другие тоже страдали от его раздражительности и притеснений.

О войнах и действиях Асы после этого события в последние годы его царствования нет никаких упоминаний. За два года до смерти он был поражен смертельной болезнью. Но даже страдая, он не обратился к Богу. Хотя Аса был богобоязненным и праведным вождем в первые пятнадцать лет своего правления, в библейском повествовании не содержится даже намека, что он когда-то позже переменил свое вызывающее отношение к словам пророка. По-видимому, остальные годы его 41 -летнего царствования не отличались праведными и положительными поступками, которых было так много в первые пятнадцать лет. Арест и заточение прозорливца Анания, очевидно, говорит о том, что у него не было страха ни перед Господом, ни перед Его вестником (2 Пар. 17:3).

Иосафат — благочестивый правитель

25-летнее правление Иосафата (872-848 гг. до Р. X.) было одним из самых утешительных и обнадеживающих периодов в религиозной истории Иудеи. В ранние годы своего царствования Иосафат оживил политику религиозной реформы, которая имела большой успех в первые годы правления Асы. Так как Иосафату было 35 лет, когда он вступил на престол, он, скорее всего, еще в детстве попал под влияние великих духовных вождей Иудеи. Его программа была хорошо организована. Пять князей в сопровождении девяти главных левитов и двух священников были разосланы по всей Иудее для наставления в законе. Кроме того, высоты и «ашеримы» (места для совершения обрядов в честь богини плодородия Ашеры) подверглись уничтожению, чтобы народ не мог возвратиться к ним. Вместо поклонения Ваалу (как это, вероятно, делал народ в последние 20 лет правления Асы) этот царь и его народ обратились к Богу.

Это пробуждение интереса к Богу оказывало животворное влияние не только на Иудею, но и на окружающие народы. «Страх Господень», то есть признание того, что Иудея процветает под благословением Божьим, лишил соседние страны всякой агрессивности. Филистимляне видели, как Иосафат укрепляет свои города, и спешили заручиться расположением крепнущего соседа. Они приносили Иосафату не только дары, но и серебро в качестве дани, что гарантировало им мир с Иудеей. Показательным и несколько удивительным было появление аравитян — шейхов кочевых бедуинских племен с дарами в виде огромных стад мелкого скота. Аравийские кочевники уже столкнулись с «цивилизованными» агрессорами и, стремясь найти защитника среди могучих держав того времени, выбрали Южное царство. Эти, явно данные Богом, дружественные и выгодные отношения ободрили Иосафата и воодушевили на сооружение городов для запасов и крепостей по всей стране, в которых он потом разместил отряды охранных войск. В придачу к этому у него было пять военачальников в Иерусалиме, непосредственно отвечавших перед ним (2 Пар. 17:1-19). Вследствие всего этого Южное царство процветало при Иосафате в духовном и политическом отношении.

Между Израилем и Иудеей существовали дружеские отношения. Родственная связь между династиями Давида и Амврия возникла, по всей вероятности, в первое десятилетие царствования Иосафата — около 865 года до Р. X., так как Охозии, сыну от брачного союза дочери Ахава с сыном Иосафата, было 22 года, когда он взошел на престол в Иудее в 841 году до Р. X. (4 Цар. 8:26) (В английском переводе Библии его возраст 42 года, но автор считает это ошибкой переписчика. В русском переводе Библии говорится, что ему было 22 года. В некоторых древнееврейских списках 2 Пар. 22:2 сказано «42 года», однако в 4 Цар. 8:26 - «22 года». См. также 4 Цар. 8:17 и 2 Пар. 21:20) Эта связь с правящей династией Северного царства обеспечивала Иосафату безопасность от набегов или вторжения с севера.

Как видно, во 2 Пар. 18 первый стих от второго отделяют более десяти лет царствования Иосафата. Далее описываются события 853 года до Р. X. После сражения при Каркаре, в котором Ахав участвовал в союзе с Сирией, чтобы сломить возрастающее могущество Ассирии, Ахав устроил Иосафату у себя в Самарии роскошный прием. Мечтая о возвращении Рамофа Галаадского, который не был возвращен ему сирийским царем Венададом II по договору в Афеке, Ахав пригласил Иосафата принять с ним участие в сражении. Иудейский царь ответил согласием, но настоял на том, чтобы перед боем истинный пророк Господень вопросил Господа и дал совет. .Пророк Михей предсказал, что Ахав будет убит в сражении. По своему маловерию Ахав решил хитростью избежать приговора Божия: он переоделся, чтобы изменить свою внешность. В то время как Ахав был смертельно ранен случайно выпущенной стрелой, Иосафат едва избежал смерти и мирно возвратился в Иерусалим.

Смело выступая перед Иосафатом, прозорливец Ииуй обратился к нему со словом Господним. Его братание с царской семьей в Израиле было не угодно Богу. Ему грозил суд. Для Ииуя этот поступок был предельно смелым, потому что его отец Ананий был заточен в темницу Асой за обличение царя. В конце своего слова Ииуй похвалил Иосафата за то, что тот убрал истуканов и взыскал Бога.

В отличие от своего отца Асы Иосафат благосклонно воспринял это обличение. Он лично отправился по всей Иудее от Вирсавии до Ефрема, чтобы поощрить народ обратиться к Богу. В ходе реформы он назначил судей во всех укрепленных городах и призвал их судить праведно в страхе Божьем, не быть лицеприятными и не брать взятки. Спорные тяжбы должны были передаваться в Иерусалим, где левиты, священники и главы поколений получили право выносить справедливые решения(Обоснование этому дано в Исх. 18:21-22; Втор. 1:13-17; 16:18-20). Позже за все духовные тяжбы отвечал первосвященник Амария. Гражданские и уголовные дела шли для окончательного решения к Зева-дии, князю дома Иуды.

Вскоре после этого Иосафата постигло ужасное нашествие с юго-востока. Вестник доложил о том, что великое множество аморитов (в Библии — аморреев) и моавитян движется на Иудею из земли Едома, лежащей к югу от Мертвого моря. Если это было тем наказанием, о котором возвещал Ииуй в своем предсказании о грядущем гневе Божьем, то тогда Иосафат мудро подготовил свой народ(Эдерсгейм толкует это как суд, произнесенный Ииуем). Он провозгласил пост, и народ во всех городах Иудеи незамедлительно откликнулся на это. На новом дворе храма царь лично руководил молитвой, признавая, что Бог дал им обетованную землю, явил Свое присутствие в храме, освященном в дни Соломона, и обещал им избавление, если они в смирении обратятся к Нему. В простых словах: «...мы не знаем, что делать; но к Тебе очи наши!» — Иосафат выразил свою веру в Бога в заключение своей молитвы (2 Пар. 20:12). Через Иозиила, левита из сынов Асафа, собрание получило божественное заверение, что даже без сражения они увидят великую победу. В ответ Иосафат и его народ пали и преклонились пред Богом, между тем как левиты громогласно славили Его.

На следующее утро царь повел свой народ в пустыню Фекойскую и призывал их укрепить свою веру в Бога и пророков. Вознося хвалу Богу, народ шествовал навстречу врагу. В стане врага наступило полное замешательство, и они начали поражать друг друга. Народ Иудеи в течение трех дней собирал военную добычу. На четвертый день Иосафат собрал свой народ в долине Бераха (Долине Благословения) для благодарственного богослужения, признавая, что именно Бог даровал им победу(После разделения Палестины в наше время доктор Ламби построил госпиталь «Бераха» в той же долине). Торжественным, победным шествием возвратились они в Иерусалим под руководством царя Иосафата. Страх Господень сошел на все окрестные народы, когда они услыхали о чудесной победе. Иосафат опять наслаждался покоем и миром.

Когда царь Охозия взошел на престол Амврия в Израиле, Иосафат (возможно, под влиянием родственных связей) снова вступил в тесное сотрудничество с этой нечестивой семьей. Они попытались совместно отправить корабли из Еци-он-Гавера для торговых целей. В соответствии с предсказанием Елиезера корабли потерпели крушение (2 Пар. 20:35-37). Когда Охозия предложил еще одно предприятие, Иосафат отказался (3 Цар. 22:47-49).

Перед концом своего царствования Иосафат еще раз вступил в союз с царем Израиля. На этот раз это был Порам, другой сын Ахава. Когда Ахав умер, Моав перестал платить дань Израилю. Охозия в период своего короткого правления, видимо, ничего не предпринял в отношении Моава.

Когда на престол вступил Иорам, он пригласил Иоса-фата объединить силы и двинуться на Едом, чтобы покорить Моав (4 Цар. 3:1-27) ( Дополнительную информацию см. в гл. 10). Иосафат еще раз получил напоминание о том, что находится в союзе с безбожным царем, когда пророк Елисей спас три армии от полного уничтожения. Иосафат умер в 848 году до Р. X. В противоположность Амврию и его династии он вел народ на борьбу с идолопоклонством. Однако разные мужи Божий сурово обличали его за тесные связи с нечестивыми царями Израиля. Такая политика не принесла серьезного вреда народу, пока царь был жив, но она почти уничтожила династию Давида в Иудее менее чем десять лет спустя после его смерти. Плоды этой политики почти свели на нет прижизненные усилия благочестивого Иосафата.

Иорам возвращается к идолопоклонству

Сын Иосафата Иорам правил Иудеей восемь лет (848-841 гг. до Р. X.). Хотя он царствовал совместно со своим отцом, он не нес большой ответственности вплоть до смерти Иосафата. В Священном Писании (2 Пар. 21:1-20; 4 Цар. 8:16-24) некоторые даты даны на основании его воцарения в 853 году, между тем как другие относятся к 848 году до Р. X., когда он взял полностью власть в свои руки(Иорам был, вероятно, поставлен соправителем до того, как Иосафат присоединился к Ахаву в сражении против Сирии в 853 г. до Р. X).

Смерть Иосафата привела к стремительным переменам в Иудее. Мирное правление Иосафата сменилось кровопролитием и поклонением идолам. Как только Иорам упрочил свой престол, он убил шесть своих братьев, которых Иосафат поставил над разными укрепленными городами. Некоторых из князей постигла та же участь. То, что он принял греховный образ поведения Ахава и Иезавели, можно разумно объяснить влиянием на него их дочери Го-фолии, которую он взял в жены (4 Цар. 8:18; 2 Пар. 21:6). Он восстановил идолопоклонство и высоты, от которых его отец избавился. В других делах тоже были введены перемены. Согласно Тиле, Иорам ввел в Иудее даже систему подсчета полных и неполных лет царствования соответственно той, которая велась в Северном царстве(Этой системой пользовался Израиль, между тем как Иудея применяла систему исчисления лет от восшествия на престол).

Пророк Илия строго обличил Иорама в письме (2 Пар. 21:11-15). Таким образом, Иорам был предупрежден о грядущем суде за убийство своих братьев и за то, что он ввел в Иудее грехи Северного царства. Пророк предупреждал о грядущей эпидемии в Иудее и неизлечимой болезни самого царя.

Едом восстал против Иорама. Хотя он и его войско были окружены идумеянами, Иорам пробился из окружения на свободу и бежал, а Едом обрел независимость. Филистимляне и аравийцы, которые признавали Иосафата, платя ему дань, не только восстали, но приступили к Иерусалиму, ограбив царский дом. Они унесли с собой несметные богатства и взяли в плен всю семью Иорама, кроме Гофолии и одного сына — Охозии (Иоахаза).

За два года до смерти Иорам был поражен неизлечимой болезнью. После тяжелых страданий он умер в 841 году. Его краткое царствование принесло народу столько трагедий и потрясений, что никто не оплакивал его смерть. «...И не со-жег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его... и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах» (2 Пар. 21:19-20).

Охозия поддерживает поклонение Ваалу

Правление Охозии было самым коротким правлением того периода в Иудее: он пробыл на престоле меньше года (841 г. до Р. X.) (В древнееврейском тексте 2 Пар. 21:17 он назван Иоахазом, а в 22:6 Азарией, но в русском переводе в обоих местах Охозия). В то время как Иорам убил всех своих братьев, воцарившись на престоле, сыновья Иорама, за исключением Охозии, были убиты аравитянами, так что у народа иудейского не было другого выбора, как только поставить на престол Охозию. Он был в сильнейшей степени подвержен влиянию своей матери Гофолии и дяди Иорама, правившего в Самарии. Охозия был способен лишь на то, чтобы быть послушным орудием в руках родственников-идолопоклонников; став царем Иудеи, он явился воплощением всех грехов Ахава и Иезавели.

Следуя совету дяди, новый царь присоединился к израильтянам в сражении против Сирии. Поскольку Азаил только что сменил Венадада на престоле в Дамаске, Иорам решил, что наступило благоприятное время для освобождения Рамофа Галаадского от сирийцев. Во время битвы Иорам был ранен. Охозия был с Иорамом в Изрееле, летнем дворце династии Амврия, когда в Израиле произошел переворот. Когда Ииуй шел на Изреель, Иорам был смертельно ранен, а Охозия бежал в Самарию. За ним была погоня, и он также был смертельно ранен и скончался в Мегиддоне. В знак уважения к Иосафату его внук Охозия был погребен с царскими почестями в Иерусалиме.

Воспользовавшись тем, что не осталось законных наследников, Гофолия захватила престол в Иерусалиме. Для закрепления своего положения она начала истреблять царскую семью (2 Пар. 22:10-12). То, что сделала ее мать Иезавель с пророками Израиля, Гофолия сделала с династией Давида в Иудее. Посредством брачного союза, заключенного Иосафатом с нечестивым Ахавом, она, внучка Ефваала (Этбаала), царя тирского, сделалась женой наследника Давидова престола. Она ничем не выделялась, пока Иосафат был жив. Однако после его смерти она, очевидно, играла активную роль в трагических событиях, которые развернулись в правление ее мужа Иорама и сына Охозии. Затем последовал шестилетний период террора (841-835 гг. до Р. X.).

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.