01.04.2010
Скачать в других форматах:

Филип Янси

Где Бог, когда я страдаю?

Материалы для обсуждения

Изучение такой темы, как боль, лучше проводить в группе. Если это делать в одиночку, есть немалый риск уйти в себя, начать копаться в своей душе. Я надеюсь, что это небольшое руководство по изучению поможет вам собрать группу для обсуждения вопросов, связанных с болью и страданиями. Бог желает, чтобы мы были искренними перед Ним, чтобы мы стремились познавать Его везде и во всём. Кроме этого, я надеюсь, что данное руководство облегчит изучение книги, которую вы держите в руках. Можно найти ему применение следующим образом:

1. Изучать в одиночку. Вы сразу заметите, что руководство разработано для изучения в группе, в нем то и дело предлагаются различные методы обсуждения, которые можно использовать в группе из нескольких человек. Но даже если вы хотите изучать в одиночку, то вам окажут помощь наводящие вопросы, заставляющие задумываться и размышлять.

2. Изучать вдвоём (с супругом или с другом). Если с вами рядом будет хотя бы ещё один человек, то изучение расширит границы вашего мышления.

3. Изучать в небольшой группе. Лучше всего, если в вашей группе не больше двенадцати человек. Слишком большая группа может превратиться в класс, где будет учитель и будут ученики.

Есть несколько правил, которых я посоветовал бы вам придерживаться. Это поможет вам организовать успешное изучение моей книги в группе.

а. Нужно готовиться. Данное руководство составлено с расчётом, что вы заранее прочитаете те главы, которые будете обсуждать; материал дискуссий непосредственно связан с содержанием книги. Разумеется, можно обсуждать те или иные вопросы, даже если не все читали книгу, однако обсуждение будет удачным лишь в том случае, если есть хотя бы несколько людей, знакомых с содержанием тех глав, о которых идет речь. Вы даже можете в начале каждого занятия посвящать 10-15 минут чтению того отрывка, который будете обсуждать.

б. Необязательно строго следовать предложенной системе изучения, Я построил изучение таким образом, что на каждую главу приходится по одному занятию. Но если во время обсуждения у вашей группы особый интерес вызовет какой-нибудь вопрос, ни в коем случае не старайтесь остановить дискуссию и во что бы то ни стало закончить этот раздел. Ориентируйтесь на то, о чём хотят говорить люди. С другой стороны, если ваша группа застряла на каком-то одном вопросе, продвигайтесь вперёд, пока не найдется что-то интересное для обсуждения. Изучение в малой группе не должно быть похожим на урок, где нужно обязательно пройти определённый материал. Обсуждение в группе должно служить стимулом каждому для размышления и самообразования. Пусть ваши естественные интересы не будут ограничены руководством по изучению.

в. Выберите ведущего. Изучение в группе проходит наиболее плодотворно, если есть ведущий — тот, кто следит, чтобы обсуждение проходило достаточно активно. Можно каждый раз выбирать нового ведущего, вести общение по очереди. Чем больше ведущий сам настроен на общение, чем больше он делится своими переживаниями, наблюдениями, тем активнее будут участвовать в общении все присутствующие. Так что если вы исполняете роль ведущего, серьёзно отнеситесь к сво

им обязанностям. В течение недели между занятиями молитесь о своей группе и обдумывайте то, о чем вы будете говорить.

 

КАК ВЕСТИ ОБСУЖДЕНИЕ

Если вы раньше никогда не пробовали себя в роли лидера небольшой группы и хотите узнать, как это делается, вам могут помочь следующие советы: Когда вам кажется, что у говорящего нет фактов, чтобы обосновать свою точку зрения, спросите: «Почему вы в этом уверены? Что заставляет вас думать именно так?»

Когда вы испытываете непонятное беспокойство, волнение, но не знаете причины, задайте вопросы: «Кто-нибудь ещё чувствует то же, что и я? Вы испытываете что-нибудь по отношению к тому, о чём мы говорим?» Когда вы не верите в то, что вы слышите, скажите: «Постойте, я вас правильно понял или нет? Поправьте меня, если что-то не так». Затем постарайтесь тщательно, ничего не упуская, изложить то, что, на ваш взгляд, только что сказал участник дискуссии. Когда во время жаркой дискуссии было упущено что-то важное и интересное, вы можете сказать следующее: «Давайте на минутку вернёмся к тому, что уже было сказано». Или: «Нельзя ли ещё немного над этим поразмышлять?» Когда говорящий приводит множество примеров, но не может ясно сформулировать мысль, помогите ему: «Я согласен с этими фактами, но всё же какой из этого следует вывод?»

Когда обсуждение задерживается на какой-то детали, задайте вопрос: «По-моему, я потерял нить разговора. Не помните, о чём мы говорили до этого?»

Есть ещё один неплохой приём в дискуссии — поддерживать разговор, задавая вопросы по поводу сказанного кем-то («Когда вы пришли к такому мнению?»), выражая свою поддержку («Я тоже испытывал такое, так что я вас понимаю»), внося ясность («Вы хотите сказать, что Бог Сам причиняет боль, или что Он только позволяет, чтобы мы чувствовали боль?»), выражая своё понимание того, что говорит или чувствует участник дискуссии («Похоже, для вас действительно очень важно то, о чём мы сейчас говорим»),

 

ГЛАВА 1

Венная проблема

1. Клаудия Клакстон рассказывает о различных взглядах христиан на то, что такое боль. Доводилось ли вам раньше слышать подобные философские размышления по поводу этого явления? Кто из посетителей, на ваш взгляд, наиболее близок к истине: дьякон, вдова, любительница телевизионных шоу, сторонница «прославления за всё» или пастор?

2. Нетрудно найти недостатки в поведении других людей. Ну, а вам приходилось когда-нибудь навещать в больнице таких людей, как Клаудия? Или, может, вы пытались утешить молодых супругов, скорбящих о смерти своего ребенка? Что вы говорили в таких случаях?

Вы можете уделить хотя бы 15 минут обсуждению известных вам примеров из жизни, похожих на ситуацию, в которой оказалась Клаудия. Или можно попытаться разыграть такую ситуацию. Пусть один из вас будет Клаудией, остальные же будут пытаться утешить больную, объясняя, почему, на их взгляд, Бог позволяет нам испытывать боль. Все приводимые доводы нужно обосновывать с помощью Писания.

3. Клаудия была глубоко верующей христианкой, но даже ей довелось испытать ряд сильных переживаний по поводу своей болезни. Она сердилась на Бога, чувствовала неприязнь к тем, кто её навещал. Она чувствовала, что её вера ослабевает, когда не было ответа на её молитвы. Она чувствовала себя несправедливо обиженной. Её мучили сомнения.

Как вы считаете, Клаудия неправильно относилась к тому, что с ней случилось? Вы чувствовали

когда-нибудь что-то подобное? Как Бог смотрит на такие эмоциональные переживания?

4. Прочитайте цитату в начале-тлавы, взятую из книги К. С. Льюиса «Горе. Наблюдения». Вы когда-нибудь чувствовали себя так же? Когда вам трудно, вы больше склонны чувствовать присутствие Бога или, как описывает Льюис, Его отсутствие?

5. Что вы думаете насчёт замечания Тиелике о том, что у американцев «неправильный взгляд на боль и страдания»? Согласны ли вы с этим? Правда ли, что американцы в этом отношении хуже, чем другие?

 

ГЛАВА 2

Дар, который никто не хочет получать

1. Всем нам известно упрощенное объяснение того, зачем существует боль: «Чтобы мы знали: нельзя дотрагиваться до горящей спички или острия ножа». Но ценим ли мы по-настоящему эту замечательную систему защиты нашего тела от повреждений? Было ли что-нибудь в этой главе, что заставило вас по-новому взглянуть на боль?

2. Подумайте о том, чем вы занимаетесь на работе и в свободное время: приготовление пищи, игра в теннис, ходьба на лыжах и т. п. Насколько наша нервная система рассчитана на все эти занятия? (Допустим» если бы наши пальцы были настолько же чувствительны к боли, как к осязанию, то мы не смогли бы играть в теннис — даже сжать ракетку в руке было бы непереносимым мучением.) Как

вы думаете, стоит ли поблагодарить Бога за то, как работает наша нервная система?

3. В этой главе сказано, что система болевых ощущений нашего организма показывает, насколько мудро все задумано Творцом. Согласны ли вы с этим? Если это так, то перед нами стоит ряд богословских вопросов. Вам говорили, что боль появилась в результате грехопадения Адама и Евы? Но что же произошло во время грехопадения? Организм человека вдруг стал совершенно иным, добавились миллионы болевых рецепторов? Можете ли вы найти в Библии эпизоды, подтверждающие то, что боль не существовала до событий, описанных в 3-ей главе Бытия? А как насчёт мук одиночества — они существовали тогда?

4. Как правило, люди недовольны болью по двум причинам: 1) боль очень неприятна, и 2) её нельзя просто взять и отключить. В одном из своих произведений Джозеф Хеллер приводит следующий диалог: «Как можно благоговеть перед Высшим Разумом, который решил, что просто необходимо в сотворённую Им совершенную Вселенную поместить кариес? Зачем Он вообще создал боль?»

«Боль? — жена лейтенанта Шископфа торжествующе уцепилась за произнесенное им слово. — Боль — это очень важное свойство. Боль предупреждает нас, когда нашему телу грозит опасность».

«Ну, а кто же придумал опасности? — настаивал собеседник. — Почему бы Ему не предупреждать нас с помощью дверного звонка или не послать ангела? Отчего же он не снабдил мозг каждого человека специальной сигнальной системой синих и красных неоновых лампочек прямо в центре лба?»

Открытия д-ра Бренда помогают нам понять некоторые причины, лежащие в основе того, что наша нервная система построена именно таким образом. Что вы думаете о его выводах?

5. Исходя из того, что вы знаете о нервной системе человека, особенно из того, что сказано в этой главе, вы создали бы ее по-другому? Что бы вы поменяли?

 

 ГЛАВА 3

Ад без боли

1. Знали ли вы о том, что испытывают прокаженные? Было ли для вас открытием, что проказа только разрушает болевые рецепторы и повреждения своему телу больные наносят сами из-за того, что они ничего не чувствуют? Помогло ли это вам правильно оценить роль, которую играет боль в нашей жизни?

2. Лу, Хозе и Гектор рассказывают о том, как обычные повседневные занятия — игра на арфе, прогулка в новых туфлях, мытье пола — могут оказаться крайне опасными для человека, у которого нарушена система болевых ощущений. Обсудите с группой то, чем каждый из вас сегодня занимался. Если бы у вас не было защитной нервной системы, какие действия могли бы причинить вред вашему организму?

3. Как вы думаете, может осознание важности болевых ощущений помочь больному человеку? Какой аспект проблемы боли оставляет неразрешенным такое объяснение?

4. Больные проказой и люди с «врождённой нечувствительностью к боли» демонстрируют отличие боли от страданий. Прокажённые почти совсем не чувствуют боли, зато они невыносимо страдают. Нередко самые ужасные страдания именно эмоциональные, и наши нервные клетки никакого участия в этом не принимают. Обсудите с группой, какие страдания вы испытываете чаще: физические или эмоциональные?

5. Как насчёт тех параллелей, которые можно провести между физической болью и эмоциями? Главным образом, я имею в виду так называемые «предупредительные» эмоции, такие, как чувство вины, страх. Могут ли эти эмоции оказывать положительное влияние на здоровье человека, как это делает физическая боль?

 

ГЛАВА 4

Агония и экстаз

1 Боль — это не просто причина и следствие. Человек воспринимает боль, и это восприятие во многом зависит от того, чего ожидает человек. В Соединённых Штатах люди мало обучены тому, как справляться с болъю. Как правило, мы нечасто сталкиваемся с физической болью, и мы привыкли быстро заглушать боль с помощью таблеток. С самого рождения младенцев закутывают в мягкие пелёнки и берегут от острых углов. Отопление и воздушные кондиционеры сглаживают резкие перепады температуры. Во многих семьях даже не разрешается ходить босиком.

Как вы думаете, плохо ли это для здоровья? Может, родителям стоит меньше беспокоиться о том, чтобы их дети не знали боли и лишений? Расскажите друг другу, как ваши родители подходили к этому вопросу в вашем воспитании.

2. В 4-й главе описаны примеры того, как усилия и лишения в итоге оказываются вознагражденными, когда боль тесно связана с удовольствием. Расскажите друг другу о самых важных, значительных моментах вашей жизни. Были ли они связаны с болью? Подумайте: был ли в вашей жизни действительный рост, совершенно не связанный с болью?

3. Боль, чувство вины, страх, одиночество — в этой главе перечислены все эти «враги», которых мы стараемся избежать, но которые могут оказаться для нас очень полезными. Есть ли такие враги у вас? Научились ли вы с ними «дружить»?

4. «Истинное удовлетворение приходит не от удовлетворения своих личных потребностей, а через служение другим». Обсудите то, как христиане служат другим можно рассказать примеры из собственной жизни или из жизни ваших знакомых. Как можно согласовать этот принцип с тем, что каждому человеку необходимо самовыражение и поиск собственного «я»?

5. Я описал два типа людей: «звёзды» и «слуги». Есть л среди ваших знакомых те, кто подходит под одно и этих определений? Согласны ли вы с моими рассуждениями?

Приходилось страдать вам или кому-то из ваших близких, открывало ли это вам глаза на то, что в жизни могут быть иные ценности, иные приоритеты?

6. Кейт Миллер однажды сказал: «Боль похожа на удобрение. Когда вы стоите рядом с кучей навоза, вам неприятен запах и вы с трудом его переносите. Но через некоторое время вы начинаете понимать, что без этого зловонного удобрения вам не хватило бы питательных веществ для роста». Согласны ли вы с этим?

 

ГЛАВА 5

Стонущая планета

1. Основываясь на том, что вы знаете из Библии, как бы вы сказали, наша планета отличается от совершенного плана Божьего? Вы никогда не думали, что было бы на много лучше, если бы Господь дал людям хоть немного меньше свободы выбора? Почему же Он так не сделал?

2. Поговорите о том, с какой целью Бог создал нас, для чего мы живём на этой земле. Вряд ли главная цель в жизни — удовольствие, ведь так часто Он требует от нас сделать что-то очень трудное. Что Он желает совершить в вас, пока вы живёте в этом мире? Какое место в этом плане занимает боль: облегчит она задачу или усложнит?

3. Согласны ли вы с идеей, которую К. С. Льюис выражает следующими словами: «Боль — мегафон Бога»? Насколько индивидуально может использоваться этот мегафон? Иными словами, через страдания Бог что-то говорит всему человечеству в целом или же Он использует боль, чтобы шепнуть вам на ухо, что лично с вами что-то не так?

4. Прочитайте отрывок под названием «Прислушайтесь: эхо». Случалось ли подобное с вами?

 

 

ГЛАВА 6

Что хочет сказать нам Бог?

1. Как правило, каждый год случается, по крайней мере, одна крупная авиакатастрофа, в которой гибнет множество пассажиров. В результате таких катастроф появляется немало людей, которые с огромным облегчением заявляют: «Бог спас меня, не позволив сесть на этот самолёт». В одной катастрофе над Детройтом из 155 пассажиров уцелела лишь одна 4-летняя девочка. Газеты сразу же нарекли спасшуюся малышку «чудо-ребенком». Значит, Бог спас её от смерти, а остальных пассажиров обрёк на гибель? По случайному совпадению, продавщица из издательства «Зондерван» не успела на тот самый авиалайнер — неужели Бог подсказал ей, и только ей, пропустить этот злосчастный рейс? Что говорит нам эта история с авиакатастрофой о том, как Бог действует в нашем мире?

а. У Бога был особый план для каждого, кто был на борту самолёта, и все пассажиры должны были умереть именно в этот день. Каким-то образом Бог позаботился о том, чтобы список пассажиров полностью соответствовал Его планам.

б. Бог устроил так, что самолёт потерпел крушение.

в. У Бога был план только для христиан, которые были на борту самолёта. Он сделал так, чтобы некоторые из тех, кто приобрел билеты, не смогли попасть на самолёт.

г. Авиакатастрофа произошла по естественным причинам — может быть, подвело оборудование или

это была ошибка людей, а может, это был ещё один террористический акт. Бог здесь был совершенно ни при чём.

д. Порой Бог предотвращает катастрофы, но иногда Он позволяет им произойти. Ведь в газетах очень часто пишут о том, как какой-нибудь самолёт чудом избежал гибели.

С какими из этих утверждений вы согласны? Прочитав 6-ю главу, можете ли вы догадаться, как смотрю на это я?

2. «Может быть, Бог каким-то образом слегка подталкивает школьные автобусы, направляя их к обочине, и затем наблюдает, как они на полном ходу врезаются в ограждения и съезжают с дороги? Может, Он красным карандашом тщательно наносит на карту штата Индианы точный маршрут, по которому должен пройти ураган? «Сюда, теперь задень этот дом, уничтожь вот этого шестилетнего ребёнка, но следующее здание оставь нетронутым». Обсудите эти вопросы, а также вопрос, который один христианин задал по поводу землетрясения в Южной Америке. Как вы думаете, Своих детей Бог оберегает от стихийных бедствий более, нежели неверующих?

3. Найдите следующие отрывки в Новом Завете, Пусть кто-нибудь прочитает эти места Писания вслух, за тем спросите, кто причиняет страдания.

а. Луки 13:10-16

б. Луки 13:1-5

в. Иоанна 9:1-3

г. 1-е Коринфянам 11:29-30

д. Деяния 5:1-11

е. 2-е Коринфянам 12:7-10

4. Смог бы Иисус сделать Своё служение более «эффективным», собирать больше слушателей и приводить большее количество людей к покаянию, если бы Он активнее распространял весть о Своём сверхъестественном даре исцеления? Почему же Он этого не делал?

5. Следующая глава называется: «Для чего мы здесь?» Иными словами, какова главная цель нашего пребывания на земле, что должны совершить люди в этом мире? Во время подготовки попросите каждого члена группы ответить на этот вопрос одним предложением.

 

ГЛАВА7

Для чего мы здесь?

1. СПИД - это чума нашего времени, и некоторые люди усматривают в этом заболевании Божье наказание. А как считаете вы? Может быть, Бог что-то хочет сказать через это всем людям? Или кому-то конкретно? А может, это вовсе и не Божье послание человечеству?

2. «Я бы смог примириться со страданием, если бы оно было более справедливым. Например, если бы я знал, что страдаю потому, что сделал что-то не так. Несправедливость — вот что более всего меня тяготит». Были у вас когда-нибудь подобные мысли? В этой главе изложены некоторые предположения относительно того, как бы выглядел мир, в котором царит «идеальная справедливость». Предпочли бы вы такой мир тому, в котором мы живём?

3- Почему Бог такое значение придаёт любви, которая даётся даром? Если в вашей группе есть родители, попросите их рассказать о тех случаях, когда они чувствовали бескорыстную любовь своих детей.

4. Прочитайте и обсудите отрывок из книги Джона. Как вы думаете, он не слишком настойчиво излагает свои доводы? Согласны ли вы с тем, что этот на самом деле прекрасно спланирован для тех целей которые задумал для него Бог?

5. В этой главе упоминаются «два глубоких заблуждения», в которые могут впасть члены церкви. Какое из них представляет наибольшую угрозу вашей церкви?

 

ГЛАВА 8

Сражаться с Богом? Руки коротки!

Обратите внимание на то, что Бог говорит Иову в 38-41 главах книги Иова; выберите и прочитайте несколько отрывков из Его слов. Какова была бы ваша реакция, если бы вы услышали подобные слова на месте Иова? Удовлетворил бы вас такой ответ? Попросите нескольких участников дискуссии в двух-трёх предложениях выразить то, что Бог хотел сказать Иову.

2. Как вы думаете, почему столь многим оказала поддержку книга «Когда несчастья происходят с хорошими людьми»? Согласны ли вы с моей оценкой выводов Кушнира?

3. В этой главе говорится о полезной стороне страданий. Хотя сами по себе страдания не являются чем-то положительным, они могут нас изменять в лучшую сторону, приносить пользу. Случалось ли такое с вами? Обсудите места Писания, а также ситуации из жизни, когда через боль и страдания совершалось что-то хорошее.

4. Подумайте о тех людях, которым сейчас приходится нелегко: ваши соседи, знакомые в церкви или коллеги по работе. Не называя имён, расскажите в группе о том, как тот или иной человек справляется со своими трудностями, как переносит страдания. Поговорите о тех, кто смотрит на страдания как на разрушительную силу, и о тех, кто умеет видеть в них созидательное начало. В чём заключается отличие?

5. Своими словами объясните, как кто-либо может «радоваться» в своих страданиях.

 

Г ЛАВ А 9

После падения

1. Представьте, что вы оказались в гостях у Брайана Стернберга и он попросил вас посоветовать ему, что делать в создавшейся ситуации. Как бы вы могли помочь ему, опираясь на то, что вы уже знаете?

2. Используя материал этой главы и предыдущей, выберите слово, которое лучше всего передаёт то, чего Бог ожидает от нас, когда мы переносим страдания. Вера? Любовь? Радость? Искренность? Надежда? Доверие?

,3. Семья Стернбергов считает, что страдания всегда противоречат воле Божьей. Они уверены, что Божьей волей может быть лишь чудесное исцеление Брайана. Другие христиане — например, К. С. Льюис или Джо-ни Эрексон Тада не согласны с такой точкой зрения. Что вы думаете по этому поводу?

4. Надо ли поддерживать у больных христиан надежду на выздоровление? А как насчёт той позиции, которой придерживался Брайан? Помогала ли она или, наоборот, мешала его духовному росту?

5. Семья Стернбергов в результате неизлечимой травмы на себе испытала, что такое длительные страдания. Но такие продолжительные страдания можно испытывать и по другому поводу: неприятные воспоминания из детства; постоянные оскорбления; переживания детей, сбежавших из дома; неудержимое пристрастие к чему-либо. Обсудите некоторые из этих причин. Как вы думаете, права ли миссис Стернберг, говоря, что Бог желает исцелить всех и каждого?

6. Каким образом вы узнаёте волю Бога относительно вашей жизни ?

 

ГЛАВА 10

Я танцую!

1. Когда я писал эту книгу, то намеренно сопоставил этих двух молодых людей и то, что они пережили. Ситуации, в которых оказались Брайан и Джони, были очень похожими, однако они неодинаково отнеслись к своему несчастью. (Не забывайте, что физическая боль, испытываемая Брайаном, была намного сильней, чем та, от которой страдала Джони.) Попробуйте в двух-трёх предложениях сказать, в чём, по вашему мнению, заключается основное отличие взглядов Брайана и Джони на страдания. На кого из них вы больше всего похожи в эмоциональном плане, на Брайана или на Джони? А как насчёт богословских позиций?

2. Джони рассказывает о том, каким образом разные люди пытаются помочь тем, кто испытывает страдания, или тем, кто вынужден сидеть в инвалидном кресле. Что говорит Джони о том, какого отношения она ждет к себе со стороны других?

3. «Может, Божий дар для меня — моя зависимость от Него, — размышляет Джони. — Мне не грозит почувствовать себя когда-либо полностью самостоятельной, самодостаточной, когда Бог уже не нужен. Происходило ли в вашей жизни что-нибудь такое, что вынуждало вас полагаться лишь на Бога? Обсудите в группе те ситуации, которые показывали вам вашу зависимость от Него.

4. Как вы считаете, вам удалось прожить «жизнь во всей её полноте»? Если же нет, то чего вам не хватает в жизни?

5. Что вы думаете по поводу слов Джони насчёт «задержки на 40-50 лет»? Может ли вам как-то пригодиться в жизни эта уверенность, что в итоге исцеление всё равно произойдёт? Джони говорит: «Теперь я понимаю значение отрывка Писания о «славных» телах. Со мной это произойдёт, когда после своей физической смерти я на небесах встану на ноги и пойду плясать от радости». А как бы звучала эта фраза из ваших уст? Закончите предложение по-своему: «Со мной это произойдёт, когда после своей физической смерти я...»

 

ГЛАВА 11

Другие свидетели

1. Как обнаружил Поль Торнье и как нам демонстрируют такие люди, как господин Бакли, страдания могут дать человеку возможность вырасти духовно, помочь ему намного глубже познать, что такое жизнь. Было ли так, что боль и страдания помогали вам пережить что-нибудь подобное?

2. К.С. Льюис пришёл к выводу, что страдания «в целом, похоже, выполняют свою работу». Подумайте о тех людях, которые испытывают хронические боли. Согласны ли вы с утверждением Льюиса?

3. Если верно, что страдания выполняют «душеспасительную» работу в нас, то почему же мы так стараемся уберечь от боли себя и своих детей? Каким образом можно не впадать в крайности?

4. Прочитайте в группе Нагорную проповедь Иисуса (особенно отрывки из Мтф. 5:1-10 и Лук. 6:20-38). Каким образом накренился мир по отношению к бедным и страдающим?

5. Прочитайте список «преимуществ» страданий, взятый из книги Моники Хэлвиг. Вместе обсудите каждый из десяти пунктов, рассказывая, испытали вы в жизни эти преимущества или нет.

 

ГЛАВА 12

Экстремальные случаи

1. В этой главе я признаюсь в том, что у меня есть одна черта характера, доводящая меня порой до отчаяния. Чувствовали ли вы когда-нибудь подобное искушение? Если да, то как вы с ним справлялись?

2. Некоторые из служителей немецкой протестантской церкви заявляли: «После Освенцима строчку из гимна: «...Тот, Кто так чудно правит миром всем...» уже просто нет смысла петь». Почему Бог не вмешался, чтобы остановить преступления, почему не остановил Холокост? В Библии так много примеров того, как Бог Своим чудесным вмешательством избавлял Свой народ - так почему же на этот раз чудо не произошло? Подумайте, как можно ответить на эти вопросы.

3. Можете ли вы вместе с Корри-тен-Бум уверенно заявить: «Как ни глубок ров, Бог — глубже»? Каким об разом в вашей жизни вы ощущаете Божью любовь?

4. В своей книге я придерживаюсь взгляда на доктрину о Божьем промысле как на доктрину, для понимания которой мы должны смотреть вперёд, а не назад; быть дальновидными, а не смотреть всё время в прошлое. Когда происходят такие события, как смерть Иисуса на Голгофе или Холокост, мы должны не оглядывать ся назад, задавая вопросы вроде «почему?..», а смотреть вперёд и спрашивать: «А к чему это ведёт?»

К счастью, не всем из нас доведётся пережить экстремальные обстоятельства, описанные в этой главе. Чтобы примеры не были чересчур абстрактными и безличными, позвольте мне привести более заурядную ситуацию для обсуждения. Молодой человек, которого зовут Джек, должен выбрать, на ком жениться: на Мишель или на Сьюзан. Он молится об этом и спрашивает совета у своих , верующих друзей. Пастор церкви беседует с Джеком и объясняет ему, что он стоит на распутье, и от выбора Джека зависит его будущее. В конце концов Джек приходит к выводу, что Бог хочет, чтобы он женился на Мишель. Даже пастор одобряет выбор Джека.

Однако три года спустя Мишель внезапно исчезает с другим мужчиной, оставляя Джека с шестимесячным ребёнком. Джек подавлен. Он вспоминает свою беседу с пастором. Неужели он выбрал не ту дорогу? Неужели он теперь обречён смириться с тем, что самое лучшее, что задумал для него Бог, он пропустил, и остаётся только то, что похуже? Ведь некоторые именно так и считают.

Обсудите эту ситуацию в группе. (Я могу ещё предложить вам представить волю Божью, как развёрнутую дорожную карту, на которой дорога исчезает после того, как вы зашли за поворот. Знание о промысле и дальновидности Бога не должно позволять нам уходить в себя и мучиться размышлениями вроде: «Если бы только я поступил иначе...» Наоборот, что бы ни случилось, какие бы тяжелые последствия за собой это ни влекло, Бог может возместить нам все потери сполна, пусть даже прошлое вернуть нельзя. Всё, что ни делается, в итоге может привести к нашему благу. Вот что я имею в виду, говоря, что доктрина о промысле Божьем требует от нас умения смотреть вперёд, а не назад.)

5. Обсудите следующие слова: «Суть веры состоит в том, чтобы мы заранее верили в то, что обретет смысл для нас в будущем». Что это значит?

 

 ГЛАВА 13

Признаки выздоровления

1. Как сказал Джон Клакстон, когда супружеская чета испытывает тяжёлые потрясения, гораздо лучше становятся видны те недостатки, которые ещё до этого существовали в их отношениях. Обсудите состояние кого-то из своих знакомых, кто пережил тяжёлый кризис. Как это повлияло на их отношения с семьёй друзьями?

2. Вы тоже чувствуете себя неловко в присутствии людей, испытывающих страдания? Вы стараетесь избегать общения с ними? Я рассказал о тех препятствиях, которые мне пришлось преодолевать. Какие препятствия мешают вам?

3. Что изменилось бы в вашей жизни, если бы вы, как участники курса «Не упусти сегодня», узнали, что вам осталось жить лишь несколько месяцев?

4. Вместе с группой прочитайте 1-е Послание коринфянам, 13-ю главу. Постарайтесь применить идею этого отрывка ко всем, кто страдает. Как это может им реально помочь?

5. Я перечислил четыре этапа выздоровления, о которых мы будем говорить во время обсуждения четырёх последующих глав. Можете ли вы дополнить этот список?

 

ГЛАВА 14

Страх

1. Попросите каждого из присутствующих дать по три ответа на вопрос: «Чего вы боитесь?»

2. Судя по тому, как вы относитесь к боли, кем бы вы себя назвали по шкале Асенаты Петри: нагнетающим, понижающим или умеренным?

3. Что вы узнали за последние несколько недель такого, что помогло вам понять назначение страданий и таким образом избавиться от лишних опасений, переживаний?

4. Выберите кого-то из вашей группы или пригласите человека со стороны, кто в своей жизни пережил какое-то несчастье и кому довелось многое испытать. Если это возможно, пригласите этого человека на занятие и попросите рассказать о том, кто и каким образом больше всего помогал ему справляться с трудностями. Спросите его, какой совет лучше всего подходит для тех людей, кто переносит страдания. А может быть, лучше всего выражать своё сострадание молча, без слов?

5. Чувствовали ли вы когда-нибудь, что Бог вас оставил? Что вам помогало в таких случаях?

 

ГЛАВА 15

Беспомощность

1. Каждый из нас порой ощущает свою беспомощность — необязательно быть больным, чтобы почувствовать себя слабым и беззащитным. Что обычно заставляет вас чувствовать себя беспомощными?

2. Обсудите это шаткое равновесие между оказанием помощи и той ситуацией, когда больным оказывается слишком много помощи. Было ли у вас так, что кто-то слишком настойчиво предлагал вам помощь?

3. В течение нескольких минут поговорите о том, что на самом деле нужно писать в «открытках к выздоровлению». Что мы по-настоящему хотим сказать тем людям, которые сейчас страдают?

4. Если кто-нибудь из вашей группы лежал в больнице обсудите то, что он там увидел, помня о рассказе Нормана Казинса. Подумайте, как должно быть всё устроено в идеальной больнице?

5. Психолог из Атланты выводит правило, которое убедительно подтверждает своим примером Джони Эрексон Тада: для страдающего человека очень важным шагом является нахождение способа, как самому начать помогать другим. В вашей церкви или группе верующих умеют таким образом направлять людей на служение? Подумайте о разведённых парах или о тех, кто страдает хроническими заболеваниями. Каким образом они реально могут в своём окружении давать что-то другим, вместо того, чтобы только самим принимать помощь?

 

3. Обсудите какой-нибудь период времени в вашей жизни, когда вам было особенно тяжело в физическом или эмоциональном плане. Какие «зарытые сокровища» вы для себя нашли благодаря тому, что пережили?

4. Шэрон Фишер упоминает о том, что испытавший несчастье человек может проходить через пять различных этапов, определенных Элизабет Кюблер-Росс. Когда у вас несчастье, проходите ли вы через такие же этапы или аналогичные им? А что происходит, когда вы испытываете физическую боль?

5. Обсудите рассуждения доктора Трогиша насчёт того, почему Бог позволяет, чтобы рождались дети с серьёзными нарушениями психики. Согласны ли вы с его выводами?

 

ГЛАВА 16

Смысл

1. Обсудите то, что рассказал пастор со Среднего Запада. Что было неправильного в отношении церкви к нему тогда, когда у него был нервный срыв? Чего он ожидал от них?

2. В этой главе описывается, как мы привыкли относиться к различным ситуациям, в которых людям больно или неуютно. Обсудите с группой, как могут отнестись окружающие к человеку, который страдает по следующему поводу:

1) эпилепсия; 2) синяк, полученный во время игры в хоккей; 3) ветряная оспа в возрасте 24 лет; 4) трудные роды; 5) пластинки на зубах; 6) тяжелые травмы, полученные в результате автокатастрофы; 7) постоянные головные боли; 8) операция на коленном

 

 

ГЛАВА 17

Надежда

1. Когда вы болеете, то вам больше присуще вести себя как «надеющийся» или как «пораженец»? Каким образом окружающие помогли вам легче перенести несчастье?

2. Своими словами опишите, чем отличается надежда от оптимизма.

3. Вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, кто уже достаточно длительное время испытывает страдания. Склонны ли они принимать помощь или отказываются от неё? Чувствуете ли вы себя неловко в их присутствии?

4. Как Барбара Сандервилль отнеслась к советам окружающих, которые убеждали ее, что единственный выход для нее — молиться об исцелении? Как вы думаете, стоит ли нам вот так вселять в больных надежду на исцеление? Правильно это или нет? Что бы в сказали Барбаре, если бы она попросила вас объяснить ей, почему Бог не исцелил ее?

5. Обсудите в группе то, что произошло с Мартой. Как бы в вашей церкви отнеслись к такому человеку, как Марта?

 

ГЛАВА 18

Смотреть на мир Его глазами

1 Бог вполне мог бы явиться в мир во всем Своем величии и могуществе. Вместо этого, смирившись и став немощным человеком, Он пришел и обрек Себя на страдания. Для чего? Почему же Он не явил всю Свою силу и не стер с лица земли боль и страдания?

2. «Взяв боль на Себя, Иисус придал ей благородный смысл». Согласны ли вы с этим утверждением? аким образом Иисус придал боли благородный смысл? Как вы думаете, может ли это оказать действительную, ощутимую помощь тем, кто переносит страдания?

3. В этой главе приведено краткое жизнеописание Иисуса Христа. Отличается ли эта точка зрения от той, к которой вы привыкли с детства? Не думаете ли вы, что церковь несколько идеализирует Иисуса?

4. Может, вы встречались со стихотворением, которое приписывают одному американскому солдату времен гражданской войны. Здесь хорошо описано, как боли можно придать противоположный смысл: и душевные), или тех, кто присасывается, как пиявка, к людям, проявившим хоть толику сочувствия к ним?

3. Поговорите о ваших знакомых, кому сейчас плохо. Можете ли вы помочь им без покровительства и отеческой заботы с вашей стороны?

4. Подумайте о тех, кто в вашей церкви сейчас испытывает страдания. Перечислите несчастья, о которых вам известно: болезни, скорбь по умершим, сексуальное надругательство, развод, алкоголизм. Всей группой помолитесь за конкретных людей, о которых вы вспомнили.

5. Каким образом вы бы смогли проявлять участие и заботу ко всем этим людям в течение долгого времени? Возможно ли будет нести их бремена и самому не стать обремененным?

 

ГЛАВА 20

Впереди — новый мир

1. Большое ли внимание в вашей церкви уделяется доктрине о жизни после смерти? Некоторые считают, что эту доктрину неправильно понимают, что церковь попросту обещает людям золотые горы на небесах, как способ забыть о проблемах, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. Однако Библия определенно указывает на то, насколько важна жизнь после смерти. Как сохранить должный баланс?

2. В фильме «Смерть» показаны два различных отношения к приближающейся смерти. Вспомните о том, как переживали беды ваши знакомые. Было ли отличие в том, как к несчастьям относились христиане и неверующие?

3. Обсудите пример с доской, наглядно демонстрирующий кратковременность земной жизни по сравнению с вечностью. «Стали бы мы жаловаться Богу, если бы Он за все наши семьдесят лет жизни допустил лишь час страданий, наполнив остальное время покоем и радостью? Конечно, в нашей земной жизни хватает страданий, но ведь эта жизнь всего лишь час по сравнению с вечностью». Может, такой подход вам кажется жестоким и бессердечным? Как это должно повлиять на ваш взгляд на страдания?

4. Прочитайте отрывок, где сравниваются смерть и рождение. Как вы думаете, это сравнение уместно? Как может нам помочь взгляд на смерть, как на всего лишь темный тоннель, ведущий к свету?

5. В конце главы я подвожу итог моему исследованию того, какую роль играют страдания в нашей жизни. (По крайней мере, это итог данной книги — само исследование еще не закончено!) Я вновь перечисляю основные моменты всей книги. Прочитайте эти тезисы один за другим. Подумайте, можете ли вы согласиться с моими выводами, или вы сказали бы по-другому?

Если бы вам представилась возможность собственноручно написать заключительную главу о том, что вы узнали о страданиях, как бы она выглядела? На листке бумаги перечислите те принципы, которые для вас приобрели больший смысл в результате изучения этой темы в группе.

6. Обсуждение боли и страданий может увести вас от реальности, так что вы забудете о действительных страданиях, которые испытывают окружающие. Постарайтесь, чтобы этого не произошло. Посвятите себя Христу и тому, как Он смотрит на мир; то же самое сделайте в вашей группе. Раненый Хирург чувствует нашу боль и стремится помочь нам. Он решил сделать это исключительно ценой Себя Самого — и когда Он пришел в этот мир, Он был таким же, как и мы с вами. Если миру суждено увидеть Иисуса Христа и Его путь, пусть они видят Его через нас. Обсудите то, как вы можете научиться относиться к страданиям так, как относился к ним Христос. Попросите Бога научить вас всегда чувствовать чужую боль Именно это способно объединить Его тело.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.