22.03.2010
Скачать в других форматах:

Б.Б. Уорфилд

Отрывки из книги «Духовная жизнь семинаристов»

 

1.     Хорошая интеллектуальная подготовленность

Не стоит недооценивать важность интеллектуальной подготовленности студента к служению. Ведь как раз это и является причиной существования наших семинарий.

Вы можете говорить все что угодно, но профессия служителя является «приобретенной профессией». Человек без обучения, независимо от того, какими бы другими дарами он ни был наделен, не способен выполнять свои обязанности. Пастор должен быть «способен учительствовать», а не просто уметь убеждать, умолять или увещевать, и даже не просто свидетельствовать, но учительствовать. А обучение подразумевает знание: тот, кто учит, должен знать.

 

2.     Хорошая духовная подготовленность

Однако сама по себе способность учительствовать еще не делает тебя служителем, да и она не является главным качеством учительства. Это лишь одна характеристика из длинного списка требований, которые апостол Павел предъявляет в качестве необходимого условия для тех, кто стремится к этой высокой должности.

А все остальное касается не интеллектуальной, а духовной подготовленности. Служитель должен быть образованным, чтобы не быть совершенно некомпетентным в своей работе. Но, прежде и больше всего, служитель должен быть благочестивым.

 

3. Духовное против интеллектуального

Однако нет ничего более губительного, чем противопоставление этих двух понятий. Офицеры-вербовщики обычно не спорят, какая нога для солдата лучше – правая или левая: солдат должен иметь обе ноги.

Можно услышать мнение, что десять минут на коленях дают более глубокое, более важное и истинное познание Бога, чем десять часов работы с книгами.

Но зачем вам, обращаясь к книгам, отворачиваться от Бога или почему вы считаете, что нужно непременно оставить свои книги, чтобы повернуться к Богу?

Какое нелепое противопоставление! Здесь не может быть никаких «или-или» (или студент, или муж Божий). Вы должны быть и тем, и другим. Религия не уводит человека от его работы, напротив, она оснащает его для труда новым качеством – посвящением.

 

4. Единые в «призвании»

Эта доктрина такая же, как и фундаментальная доктрина протестантской этики. Это великая доктрина «призвания», доктрина, благодаря которой мы знаем, что лучшее служение, совершаемое для Бога, – это просто выполнять обязанности – свои обыкновенные, ежедневные обязанности, любые, какие только могут быть.

В Средние века так не думали. Люди, жившие в то время, углубляли пропасть между духовной и светской жизнью, а тому, кто хотел быть верующим, советовали отказаться от так называемого «мира» – не развращенности, которая царит в мире, а мира повседневного круга обязанностей, т.е. занятий, которые являются обыденной работой мужчин и женщин.

Протестантизм положил конец всему этому.

Тогда пришли Лютер и Кальвин, провозгласившие великую идею «призвания». Призвание – это призыв Бога для каждого человека, каким бы он ни был, принять от Него какое-либо особое служение. Различные виды призваний, а, следовательно, и призванные, находятся в абсолютном равенстве по отношению друг к другу. Бургомистр – Божий бургомистр, врач – Божий врач, торговец – Божий торговец, рабочий – Божий рабочий. Любое призвание, будь то гуманитарное, как мы его называем, или требующее физических усилий, самое скромное и непривлекательное на вид, так же как и наиболее благородное и славное, имеет божественное право в полном смысле слова.

Говорят о божественном праве царей! Вот божественное право каждого рабочего: ни один из них не должен стыдиться, если только он честный и умелый рабочий. «Только лень является постыдной, и пока папизм умножает свои нищенствующие ордена, Реформация изгоняет безделье из городов».

 

5. Студенты должны учиться

Сейчас ваше призвание как студентов семинарии – изучать богословие, изучать его усердно в соответствии с апостольским повелением: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Оно непосредственно относится к вам, студентам; это ваша «первейшая обязанность».

Д-р Чарльз Ходж рассказывает о Филиппе Линдсе, самом популярном в свое время профессоре Принстонского колледжа: «Он говорил нашей группе, что мы еще убедимся в том, что знание греческой грамматики является одним из лучших способов подготовиться к смерти». «Это, – как замечает в присущей ему своеобразной манере д-р Ходж, – был способ донести нам, что студенты должны выполнять свои обязанности».

Безусловно, каждый, кто стремится стать служителем, должен начать с выполнения своих обязанностей – своих обычных ежедневных занятий, со своей определенной работы в конкретное время и в конкретном месте.

Если случилось так, что ваше занятие – это учеба, тогда ваша духовная жизнь, по существу, не зависит ни от чего другого, кроме как от учебы.

Вы можете думать о своих занятиях что пожелаете. Вы можете считать это рабским трудом и не заслуживающей внимания работой. Но если вы хотите быть служителем, то должны полностью посвятить себя этому занятию. Невозможно сформировать духовную личность, в основание которой положено пренебрежение своими обязанностями.

 

6. Но и не только учиться

С духовной жизнью семинариста, который не желает учиться, определенно что-то не так. Но и не совсем верно было бы утверждать, что если он учится, то, следовательно, его духовная жизнь в порядке.

Учиться и даже изучать богословие вполне возможно и в определенно мирском духе.

Богословие во всех своих разделах в равной мере имеет единственную в своем роде цель – познать Бога. Студент семинарии, приведенный, благодаря своим ежедневным занятиям, в присутствие Божье, так и находится в нем. Может ли верующий пребывать в присутствии Божьем и не прославлять Его? Конечно, такое возможно только лишь для неверующего человека или, по крайней мере, для нерелигиозного.

 

7. Испытывайте себя

Я предоставил вам критерий, по которому вы можете оценить свое духовное состояние, и средство, помогающее стимулировать духовную жизнь. Вы, студенты семинарии, относитесь ли к своим ежедневным занятиям как к «духовным упражнениям»?

Если нет, взгляните на себя: духовное состояние человека, сердце которого, несмотря на ежедневное соприкосновение с божественным, остается холодным и бесстрастным, определенно не в порядке.

Если вы не в подобном состоянии, радуйтесь.

Но в любом случае, следите за тем, что вы делаете, и упражняйтесь в этом все больше и больше. Что бы вы ни совершили в прошлом, в будущем превратите все ваши богословские исследования в «духовные упражнения».

Это величайшее правило для богатой и приносящей плоды духовной жизни семинариста. Прилепите свое сердце к учебе; не просто занимайте ею свой разум, а прилепитесь к ней всей своей душой. Ежедневно и ежечасно учеба будет приводить вас в присутствие Божье; Его пути, Его обращение с людьми, безграничное Божье величие формируют сам предмет изучения.

Снимите обувь со своих ног в Его святом присутствии!

 

8. Порождает ли знание небрежение?

Тем не менее, нам часто говорят, что большая опасность для студентов семинарии заключается именно в постоянном соприкосновении с божественным. Слова, которые сообщают о внушающем страх величии Бога или о Его славной благодати, могут стать для вас просто словами. Всего лишь словами древнееврейского или греческого языка с известной вам этимологией, окончаниями и связью слов в предложениях. Рассуждения, доказывающие таинство Его спасительных действий, могут стать простой логической парадигмой, не имеющей последующей значимости для вас, кроме их формальной логической неопровержимости. Величественный Божий план искупления может стать для вас всего лишь рядом исторических фактов.

Это большая опасность для вас. Опасность заключается в том, что вам дарована уникальная привилегия. Подумайте о том, насколько велика эта привилегия для вас, если наибольшая опасность таится в том, что все эти великие духовные истины могут стать чем-то обычным для вас!

Другим людям, страдающим под чудовищным бременем этого мира и его ужасной суетой, очень сложно найти время и возможность остановиться и подумать о Боге, религии или о спасении от грехов, которые окружают их и держат в плену.

Однако истинное предназначение вашей жизни заключается именно в Боге, религии и спасении от грехов. Каждой клеткой своего организма вы дышите этим. Это захватывает вас целиком, окружает со всех сторон. Но здесь притаилась опасность: все это может стать чем-то обыденным для вас! Бог простил вас, а вы находитесь в опасности устать от Бога!

Давайте ответим на вопрос: даете ли вы себе отчет в том, чем на самом деле являются для вас ваши привилегии? Используете ли вы их в полной мере? Благодаря постоянному соприкосновению с божественным, возрастаете ли вы в святости, все более и более с каждым днем становясь мужами Божьими? Будучи студентом семинарии, вы не сможете преуспевать в своей духовной жизни до тех пор, пока ваша учеба не станет духовным упражнением, благодаря которому расширяется сердце, поднимается дух. Поклоняясь Ему, вы наслаждаетесь своим Творцом и Спасителем.

(…)

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Александр Чубари
21.04.2010 | 22:38
Поскольку я студент Библейской семинарии, статья меня заинтересовала.Я прочёл её и остался очень доволен и вот почему. Меня очень огорчает то, что в нашем славянском обществе царит атмосфера Библейской безграмматности, и это, как ни странно, поощряется. Мне лично не редко приходится слышать такой упрёк: "зачем ты тратишь время на учёбу? Уорфилд тоже пишет об этом."Можно услышать мнение, что десять минут на коленях дают более глубокое, более важное и истинное познание Бога, чем десять часов работы с книгами.

Но зачем вам, обращаясь к книгам, отворачиваться от Бога или почему вы считаете, что нужно непременно оставить свои книги, чтобы повернуться к Богу?"
Мысли Уорфилда для меня утешение.