10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

ОБРАЗ ХРИСТА

 

«Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первород­ным между многими братиями» (Рим.8:29;). Это неизъясни­мо великое обетование, данное тем, кто, вняв призыву, последовал Иисусу Христу, чтобы Христу уподобиться. Они должны носить Его образ как братья первородного Сына Божия. Конечное предназначение ученика в том, чтобы он стал «как Христос». Образ Иисуса Христа, кото­рый воспоследовавший всегда имеет перед глазами, ког­да исчезают все остальные образы,проникает в него, наполняет его, составляет его, чтобы ученик уподобился учителю и равнялся по Нему. Образ Иисуса Христа запе­чатлевается в ежедневном единении на образе ученика. Последовавший не может смотреть на образ Сына в мерт­вом, рутинном созерцании; от этого образа исходит жиз­нетворная сила. Кто всецело отдает себя Иисусу Христу, тот будет носить Его образ. Тот становится сыном Божьим стоя рядом со Христом как незримым Братом в равном образе, как подобие Божье.

Как Свое подобие Бог сотворил вначале Адама. Бог ис­кал в Адаме, венце Своего творения, созвучия Своему соб­ственному образу, «и увидел Бог, что это хорошо». В Адаме Бог узнал Самого Себя. Итак, изначально неразрешимая тайна человека в том, что он должен стать одновременно и творением, и творцом. Сотворенный человек должен носить образ безначального Бога. Адам«как Бог». Теперь он должен благодатно и в послушании нести тайну своюбыть и творением, и богоуподобленным. Ложь змея, совлекшего Адама, состояла в том, что Адам должен, мол, сперва стать как боги в своих делах и решениях. Так Адам отбросил благодать, предпочтя самочин­ное деяние. Адам сам хотел разрешить тайну своей сути, творения и богоподобия. Он захотел стать исходя из самого себя тем, чем он уже был от Бога. Это было грехопадение. Адам стал «как боги» – sicut deus – на свойственный ему манер. Он уже произвел себя в боги и теперь больше не имел Бога. Он господствовал как Бог Творец в обезбоженном, исторгнутом мире.

Но загадка его бытия остается неразрешимой. Человек утерял свою собственную, богоподобную сущность, кото­рой был наделен от Бога. Отныне он живет, лишенный сво­его существенного предопределениябыть подобием Божьим. Человек живет, не будучи человеком. Он должен жить, не будучи способным жить. Вот противоречие на­шего бытия и источник всех наших напастей. И с тех пор возгордившиеся дети Адама стремились воссоздать поте­рянный образ Божий, исходя лишь из самих себя. Но как раз чем серьезнее и напористее их стремление вновь об­рести потерянное, чем убедительнее внушает им гордость кажущийся успех, тем глубже противоречие с Богом. Их уродство, запечатленное на образе сочиненного ими Бо­га, все больше и больше несет (а они не сознают этого) об­раз сатаны. И подобие Божие как благодать Творца на этой земле остается утраченной.

Но Бог не отворачивается от Своего потерянного тво­рения. Он вторично хочет создать в нем Свое подобие. Бог снова благоволит к Своему творению. Он ищет в нем Свой образ, дабы возлюбить его. Но Он находит его только тем, что Он Сам принимает образ и вид потерянных людей. Бог должен уподобиться человеческому образу, поскольку че­ловек более не может уподобиться образу Божию.

Образ Божий должен быть восстановлен в людях. При этом речь идет о целом. Дело не в том, чтобы человек вновь обрел правильные понятия о Боге, чтобы он вновь подчи­нил свои дела слову Божьему, но чтобы как целостность, как живое творение Божьеон стал подобием Божьим; этим и определяется цель. Тело, душа и дух (разум)вся целокупность человека должна носить образ Божий на земле. Благоволение покоится только на Его совершенном подобии.

Образ возникает из жизни, из живого прообраза. Об­лик слагается из облика. Или человеческий облик обра­зуется надуманным понятием о Боге, или же это истинное, живое богоприсутствие запечатлевает на облике челове­ка подобие Божие. Должна произойти метаморфоза, «пре­образование» (Рим.12:2; 2Кор.3:18;), перемена состояния, что­бы падший человек снова стал образом Божьим. Вопрос в том, как возможно превращение человека в образ Бо­жий.

Поскольку падший человек сам не может вновь обре­сти и принять образ Божий, то помощь может прийти толь­ко одним путем. Бог Сам принимает облик человека и при­ходит к нему. Сын Божий, бывший в Божественной ипостаси рядом с Отцом, отказывается от нее и приходит в виде слуги к людям (Флп.2:5; и след.). Перемена состояния, недостижимая для людей, теперь происходит в Самом Бо­ге. Подобие Божье, вовеки пребывавшее у Бога, теперь принимает образ падшего, грешного человека. Бог посы­лает Своего Сына в подобии плоти греховной (Рим.8:2; и след.).

Бог посылает Своего Сына – помощь может заклю­чаться только в этом. Ни новая идея, ни лучшая религия не могли бы достигнуть цели. Приходит Человек к челове­ку. Каждый человек несет образ. Его тело и Его жизнь становятся зримыми в его появлении. Человек не есть голое слово, мысль, воля, но он прежде всего и во всем именно человек, облик, образ, брат. Так в нем возникает не толь­ко новое мышление, новое хотение, поведение, но новый образ, новый облик. В Иисусе Христе нам предстает подо­бие Божие в виде нашей потерянной человеческой жиз­ни, в подобии плоти греховной. В Его учении и Его делах, Его жизни и Его смерти проявился Его образ. В Нем Бог вновь сотворил Свое подобие на земле. Вочеловечение, слово и дело Иисуса и Его смерть на кресте неотделимо принадлежат к этому образу. Это иной образ, чем таковой же у Адама в его райской славе. Это образ Того, Кто по­ставил Себя посреди мира греха и смерти, Кто принимает на Себя тяготы человеческой плоти, Кто смиренно покоряется гневу и суду Божию, учиняемому над грешника­ми, Кто остается послушным Божьей воле в смерти и стра­даниях; рожденный в бедности, грешников и мытарей друг и сотрапезник, на кресте отвергнутый и брошенный Бо­гом и людьми, – это Бог в человеческом образе, это Чело­век как новое подобие Божье!

Мы безусловно знаем, что знаки страдания – раны, по­лученные на Кресте, стали теперь благодатными знака­ми на теле Воскресшего и Преображенного Христа, что от­ныне образ Распятого пребывает в славе вечного Перво­священника, молящего Бога за нас. Из рабского положе­ния Иисуса возродилось новое тело в небесном обличье и небесной просветленности. Но кто по Божьему обетова­нию может сподобиться просветленности и славы Иису­са, тот прежде должен уподобиться образу послушного, страждущего Раба Божия на Кресте. Кто хочет нести просветленный образ Иисуса, тот должен перенести в мире образ опозоренного Распятого. Никто сам не обретет за­ново утраченного подобия Божия, а только снискав облик Вочеловечившегося и Распятого Иисуса Христа. Только на этом образе покоится Божье, благоволение. Лишь тот, кто стремится обрести себя, равняя себя по этому образу, живет в благоволении Божьем.

Уподобиться облику Иисуса Христа – это не предло­женный нам идеал осуществления какого-либо сходства со Христом. Не мы делаемся подобием, но само подобие Божие, сам облик Христа желает изобразиться в нас (Гал.4:19;). Его собственный облик стремится выявиться в нас. Христос, производя в нас работу, не успокоится, пока мы не изобразимся в Нем. Это – весь облик Вочеловечившегося, Распятого и Просиявшего, с которым мы должны уравняться.

Христос принял этот человеческий облик. Он стал чело­век, как и мы. В Его человечности и Его низком положе­нии мы признаем наш собственный облик. Он стал равен людям, чтобы они стали равны Ему. В вочеловечивании Христа все человечество заново удостаивается чести богоподобия. Кто сейчас согрешает против малейшего из лю­дей, тот грешит против Христа, принявшего человеческий облик и воссоздавшего в Себе подобие Божие во всем, что несет в себе лик человеческий. В единении с Вочеловечившимся нам вновь даровано наше собственное чело­веческое бытие. Тем самым мы вырваны из греховного отъединения и заново одарены человечностью. Если мы причастники Христа, Вочеловечившегося, то мы становим­ся причастниками и человечества, несомого Им. Посколь­ку в Иисусе мы были приняты и несомы вместе со всем человечеством, то новая наша человечность состоит отны­не в том, что мы переносим лишения и вину других. Вочеловечившийся делает Своих учеников братьями всех людей. «Человеколюбие» (Тит.3:4;) Божье, явленное в при­нятии Христом человеческого облика, кладет основание братской любви христиан ко всем, зовущимся на земле людьми. Облик Вочеловечившегося зовет общину стать те­лом Христовым, на которое падают грехи и лишения все­го человечества, с тем чтобы нести человечество.

Облик Христа на земле есть смертный облик Распято­го. Подобие Божие – это образ Иисуса Христа на Кресте. Жизнь ученика должна быть преобразована в этот образ. Это жизнь в подобии смерти Христовой (Флп.3:10; Рим.6:4; и след.). Это жизнь в сораспятии Христу (Галл.2:19;). В кре­щении Христос запечатлевает на жизни Своих облик смер­ти. Христос отмечает жизнь Своих ежедневной смертью в борьбе духа против плоти, ежедневным страданием от смертельной боли, которой дьявол разит христианина. Это страдание Самого Иисуса Христа, и на земле его должны пройти все Его ученики. Только жизнь некоторых после­довавших Христос удостаивает теснейшим приобщением к Своим страданиям, мученичеству. Здесь жизнь учени­ка обнаруживает глубочайшее уподобление с обликом умершего Иисуса Христа. В явном позоре, в страдании и в смерти ради Христа, Христос обретает зримый облик в Своей общине. Но это – от крещения до мученичества – то же самое страдание, та же самая смерть. Это новосотворение подобия Божия в Распятом.

Кто пребывает в единении с Вочеловечившимся и Рас­пятым, в Котором он обрел облик, тот станет подобен так­же и Воссиявшему и Воскресшему. Мы «будем носить и образ небесного» (1Kop.15:49;). Мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2;). Как ныне образ Распятого, так потом и образ Воскресшего будет пре­образовывать видящих его. Кто видит Христа, тот вовле­чется в Его образ, уподобится Его облику, став зеркалом образа Божия. Уже на этой земле отражается в нас сла­ва Христова. Из смертного облика Распятого, в котором мы живем в лишениях, под крестом, уже сияет жизнь Вос­кресшего; и все глубже преображение в подобие Божие, все яснее образ Христа в нас; так вершится преуспеяние от узнавания к узнаванию, от сияния к сиянию, к совер­шенному подобию образу Сына Божия. «Мы же все, от­крытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18;).

Это – вселение Иисуса Христа в наши сердца. Жизнь Иисуса Христа не подошла к концу на этой земле. Христос ведет ее в жизни Своих последователей. И отныне речь идет не о нашей христианской жизни, но о жизни Иисуса Христа в нас. «...и уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Галл.2:20;). Вочеловечившийся, Распятый, Воссиявший вошел в меня и живет мою жизнь, «...для меня жизнь – Христос» (Флп.1:21;). Со Христом же живет во мне Отец, и Отец и Сын Духом Святым. Это Сама Святая Троица, устроившая Себе жилище в христианине, преисполняя его и ведя к Своему подобию. Вочеловечившийся, распятый и воссиявший Христос принимает обличье отдельных лю­дей, поскольку они – члены Его Тела, Церковь. Церковь несет облик человека, облик смерти и облик воскресения Иисуса Христа. Она прежде всего подобие Его (Еф.4:24; Кол.3:10;), и в этих обликах они все – члены ее. В теле Хри­стовом мы становимся «как Христос».

Теперь становится понятно, почему в Новом Завете все­гда говорится о том, чтобы мы стали «как Христос» (καθως Χριστος). Поскольку мы сделаны подобием Христа, то мы должны быть как Христос. Поскольку мы уже несем об­раз Христа, то только поэтому Христос может быть «образ­цом» («примером»), которому мы следуем. Поскольку Он Сам ведет Свою истинную жизнь в нас, мы можем «поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6;); делать «то же, что Я сделал» (Ин.13:15;); жить «в любви, как и Христос возлю­бил» (Еф.5:2; Ин.13:34; 15:12;); чтобы «как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:13;); чтобы были «те же чувствования, какие и во Христе» (Флп.2:5;) – и тогда мы можем следовать примеру, который Он нам оставил (1Петр.2:21;), – нашу жизнь (душу) полагать за наших братьев, как Он положил ее за них (1Ин.3:16;). И только тогда мы можем быть как Он был, поскольку Он был как мы есть. Только тогда мы мо­жем быть «как Христос», поскольку мы суть уподоблены ему. Отныне, будучи соделаны по образу Христову, мы мо­жем жить по Его примеру. Здесь действительно творятся дела, здесь в простодушии следования ведется жизнь, по­добная Христу. Здесь осуществляется просто послушание Слову. Взгляд больше не падает на мою собственную жизнь, на новый образ, который я несу. Я тотчас ее поте­ряю, если возжажду узреть ее. Теперь это только зерка­ло для образа Иисуса Христа, на который сам я смотрю со стороны. Воспоследовавший смотрит только на Того, Ко­му он следует. О нем же, несущем в следовании образ во­человечившегося, распятого и воскресшего Иисуса Христа, о нем, ставшем подобием Божьим, надо сказать, заключая, что он призван «подражать Богу». Последовав­ший Христу есть подражатель Божий. «Итак, подражай­те Христу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1;).

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.