12.10.2005
Скачать в других форматах:

Второе Гельветическое Исповедание

Глава IV. Об идолах или образах Божьих, Христа и святых

Образы Божьи. Поскольку Бог, будучи Духом, по Своей сущности невидим и безграничен, Он никоим образом не может быть выражен с помощью какого-либо искусства или изображения. По этой причине у нас нет боязни, когда мы на основании Писания заявляем, что изображения Бога — это не более чем просто ложь. Поэтому мы отвергаем не только идолов языческих, но и изображения христианские. И хотя Христос принял на Себя человеческое естество, Он не принял его по той причине, чтобы дать образец скульпторам и художникам. Он отрицает, что пришёл для того, чтобы нарушить Закон и пророков (Мф. 5:17). Однако изображения были запрещены Законом и пророками (Втор. 4:15; Ис. 44:9). Он отрицает, что Его телесное присутствие будет полезным для Церкви, и обещает, что будет с нами во веки Своим Духом (Ин. 16:7). Отсюда кто поверит, что тень или подобие Его тела пойдёт на пользу благочестию? (2 Кор. 5:5). Поскольку Он пребывает в нас Своим Духом, мы — храм Божий (2 Кор. 3:16). Но «Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:16).

 

Образы святых. Поскольку блаженные ангелы и святые на небесах, пока жили на земле, отрицали всякое поклонение себе (Деян. 3:12 и далее; 14:11 и далее; Откр. 14:7; 22:9) и осуждали изображения, возможна ли такая мысль, чтобы небесные святые и ангелы довольствовались сделанными в их собственную честь изображениями, перед которыми люди преклоняют свои колени, обнажают голову и воздают иные почести? На самом же деле для того, чтобы наставить людей в истинном благочестии и напомнить им о вещах божественных и их собственном спасении, Господь заповедал проповедовать Евангелие (Мк. 16:15), а не рисовать и обучать мирян посредством изображений. Более того, Он установил Таинства, но нигде не учреждал иконы.

 

Писание мирян. Кроме того, куда бы мы не обратили свой взор, мы видим живые и подлинные Божьи творения, должное наблюдение за которыми даёт очевидцу более яркую и выразительную картину, чем все образы или тщетные, неподвижные, немощные, мёртвые и сделанные людьми изображения, о которых пророк истинно говорит: «Есть у них глаза, но не видят» (Пс. 113:13).

 

Лактанаций. По этой причине мы одобряем суждение Лактанация, древнего автора, который сказал: «Без сомнения, никакой религии не существует там, где есть изображения».

 

Епифаний и Августин. Мы также признаём, что блаженный епископ Епифаний был прав, когда, обнаружив на дверях церкви завесу, на которой была предположительно изображена картина Христа или какого-либо святого, сдёрнул её и выкинул из церкви, потому что лицезреть человека на картине, повешенной в Церкви Христовой, было противно авторитету Писания. Потому-то он предписал, чтобы с тех пор никакие завесы, противные нашей вере, не должны были быть повешены в Церкви Христовой, и что лучше, чтобы подобные сомнительные вещи, не имеющие ценности для Церкви Христовой и верующих, были бы удалены [из Церкви]. Более того, мы одобряем мнение святого Августина относительно истинной веры: «Пусть не будет нашей религией и почитание произведений человеческих. Гораздо лучше сами художники, создающие подобные произведения, и всё же мы их не должны чтить» («Об истинной религии», гл. 55).

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.