18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

3. Сон Навуходоносора

Пожалуйста, прочитайте 2-ю главу книги Даниила.

Итак, мы в шестом столетии до Рождества Христова. Евреи в наказание за свои грехи, и особенно за идолопоклонство, находятся в вавилонском пленении. Хотя Бог неоднократно их предостерегал, они не вняли Его предупреждениям. И все же среди отступнического народа сохранилась еще горстка верных Богу людей. Четверо из них занимают теперь важные и влиятельные должности на государственной службе Вавилона. Они являются главными героями книги Даниила, и на страницах второй главы мы видим, как этот остаток благочестивых людей был не только сохранен, но и фактически возвысился, заняв весьма влиятельное положение в языческом Вавилоне. Казалось очевидным, что истинный Израиль Божий будет постепенно уничтожен. Не вызывало сомнения, что незначительное меньшинство людей, приверженных Его истине, рано или поздно будет истреблено. Но остаток Божьего народа является предметом Его особой заботы, и, как мы сейчас увидим, Он направляет историю для их пользы.

Что увидел Навуходоносор

В первых тринадцати стихах главы рассказывается о сновидении Навуходоносора и его последствиях. Однажды царю приснился сон, содержание которого он отказался сообщить или описать. Это произошло во второй год его царствования, когда он отправился спать, размышляя о будущем. К нему сходились нити правления огромной империи, и поэтому вполне естественно, что перед сном он рассуждал о том, что же таится в будущем (29).

Известно, что очень часто события, присутствующие в наших мыслях на протяжении дня и особенно тогда, когда мы идем спать, являются нам во сне. Но сон Навуходоносора не был обычным сном. Его ниспослал Сам Бог. Впечатление от него оказалось настолько сильным, что царя охватил ужас. Зачастую человек, увидевший ночной кошмар, вздрогнув, пробуждается сохраняя на какое-то время впечатление от сна. Но затем в конце концов оно проходит. Но с Навуходоносором этого не случилось! Проснувшись в сильном возбуждении, он был не в состоянии избавиться от сновидения. Он не может больше заснуть и, охваченный ужасом, лежит на царском ложе.

Немедленно вызывает он людей, которых считает способными истолковать его сон и разъяснить таящийся в нем смысл (2). При дворе его находятся всякого рода "прихлебатели", в их числе предсказатели, маги, астрологи, колдуны и особая группа людей, именуемых "халдеями", которых не следует путать с нацией, носившей такое же имя. Он рассказывает им о своем возбужденном состоянии духа и о желании узнать, что означает сон (3). Сон преследует царя. Он не в силах перестать думать о нем.

Со стиха 4 и до завершения главы 7 книга Даниила составлена на сирийском языке, более известном как халдейский, или арамейский. В стихе сообщается, какой ответ дали придворные царя на его требование. Они возразили ему, выдвинув собственное требование. Это требование разумно, хотя и выражено несколько высокомерным тоном. "Царь,- сказали они,- расскажи нам сон, и мы истолкуем его. Опиши то, что ты видел, и мы, в свою очередь, расскажем тебе о том, что это значит".

Это явно разумное требование встречено леденящей кровь угрозой! Подобные угрозы были характерны для восточных деспотов того времени, и Навуходоносор, принадлежавший к их числу, вполне мог осуществить то, о чем говорил.

"Слово отступило от меня",- заявляет он. Это, вопреки выдвигаемым часто предположениям, не означает, что Навуходоносор забыл содержание своего сна. Если это действительно произошло, то почему сон по-прежнему продолжал его беспокоить? Если бы царь не мог вспомнить суть сновидения, то вторая часть девятого стиха вообще оказалось бы лишенной смысла: Именно то обстоятельство, что он помнил содержание сна, позволяло ему проверить точность их рассказа, а значит и быть уверенным в правильности толкования, которое они ему дали.

Когда в стихе 5 Навуходоносор говорит: "Слово отступило от меня", он имеет в виду: "Мною принято решение... если вы не скажете мне что это был за сон и что он значит, я изрублю вас на куски и снесу ваши дома. Ведь толкование снов - ваше дело. За это вам платят" (5).

Характерными для правителей того времени являются и непомерные почести, обещание которых содержится в стихе 6. Неспособность рассказать содержание сна и истолковать его означала бы несомненную гибель. Успех же означал почести, продвижение и награду.

Навуходоносор видел не только сон. Как явствует из стихов 7-11, он видел также астрологов, оттягивающих время. Леденящая кровь угроза и заманчивое обещание быстро исцелили их от высокомерия, и в стихе 7 мы видим, как они обращаются к Царю с несколько более учтивыми словами: "Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним значение его".

Ответ царя был резким и исчерпывающим (8-9). "Вы только оттягиваете время, ибо совершенно неспособны сделать то, о чем я вас прошу. Вы надеетесь, что я изменю свое решение и не предам вас смерти, если вы не сможете растолковать мне сон. Воистину, если вы не можете сказать мне даже содержание сна, то немыслимо, чтобы вы дали мне точное толкование. Если вы не можете сказать, что это за сон, то вы тем самым совершенно убедительно демонстрируете, что вы самые настоящие лжецы и обманщики. Только одно решение можно принять в отношении таких людей. Это решение об истреблении, о котором я уже говорил".

"Но,- запинаясь, говорят звездочеты в стихе 10,- то, о чем ты просишь, превосходит человеческие возможности. Никто в истории мира никогда не просил о подобном. Обычно мы даем лишь толкование, на этот же раз от нас требуется рассказать тебе также и сон. Слишком трудно для простых людей совершить подобное. Единственными, кто в силах это сделать, являются сами боги".

Навуходоносор тот же час пришел в негодование! "Рассвирепел царь и сильно разгневался на это..." (12)

Вероятно, это было страшное зрелище! Самый могущественный человек мира охвачен яростью! Признание мудрецов в собственном бессилии вывело его из терпения. Они сознались, что не могут выполнить требуемое. Вначале они принялись делать всякого рода высокомерные заявления, но теперь он видел их насквозь. Утверждая, что им дано открывать тайны, они оказались неспособными рассказать ему содержание сна, который по-прежнему его преследовал. Если они не в состоянии совершить даже это, то каким образом могут осуществлять более серьезную и сверхтрудную задачу - истолковывать сны?

"Казнить их!" - приказал царь Вавилонский.

Поспешный приказ царя служит доказательством того, насколько беспокоил его увиденный сон. Ему необходимо было узнать, что этот сон означал! Сон лишил его покоя. Навуходоносор не мог перестать думать об этом сне. Он присутствовал в его мыслях каждую минуту. Он преследовал его и не покидал, что бы царь ни делал. В конце концов Навуходоносора охватила несказанная ярость. Ему необходимо было узнать значение сна, вот почему его вывели из терпения те, кто утверждал, что совершенно бессилен ему помочь.

"Казнить всех мудрецов!"

Этот приказ означал смерть Даниила, Анании, Мисаила и Азарии. Конечно, они не были астрологами. Они отказались пойти на компромисс со всем, что относилось к язычеству или идолопоклонству. Однако нам следует помнить о том, что как люди, воспитанные мудрецами Вавилона, они были в самом широком смысле этого слова отнесены к их числу. Приказ нетерпеливого царя в случае его выполнения означал бы смерть последних благочестивых людей. Был бы стерт с лица земли единственный народ в мире, который придерживался Божьей истины. Был бы уничтожен истинный Израиль Божий. И хотя они выдержали описанное в 1-й главе искушение компромиссом, как им было уцелеть теперь?

Что увидел Даниил

Мы ответим на этот вопрос, познакомившись с содержанием главы с 14-го стиха и до ее конца. Мы узнали о том, что видел Навуходоносор. Теперь мы рассмотрим, что же увидел Даниил.

Прежде всего он увидел могущество Бога (14-23). Он обратился с благоразумными словами к должностному лицу, получившему задание казнить мудрецов, и в результате этого выполнение приказа было отсрочено.

Следующим шагом Даниила был его приход к царю. В стихе 16 описано, как его принимает царь. "Дай мне время,- попросил пророк,- а в назначенный час я приду и изложу тебе толкование".

Очевидно, царь согласился с его просьбой, поскольку в стихах 17 и 18 сообщается о третьем шаге, предпринятом Даниилом. Он вернулся к своим сподвижникам, и четверо людей веры начали совместно молиться. Молясь, они не просили Господа о том, чтобы Даниил приобрел славу толкователя снов. Они желали обрести милость у Бога Небесного, чтобы им не погибнуть вместе с прочими мудрецами Вавилонскими.

Четверо мужей, находившихся в частном доме, начали молиться, несомненно, используя те аргументы, к которым прибегает всякий ревностный в молитве человек: "Господи, мы - твой остаток. Вышел приказ казнить всех Вавилонских мудрецов, и мы включены в их число. Если приказ будет исполнен, погибнет твой остаток и народ Божий исчезнет с лица земли. Наступит конец истинного Израиля. Господи, яви нам Твою милость. Даруй нам способность рассказать сон и понять его значение".

На основании прочитанных стихов (1,17) мы уже знаем, что Даниил был наделен даром "разуметь всякие видения и сны". Это был особый дар, ниспосланный ему Богом. Той же ночью или следующей объединенная молитва народа Божьего была исполнена, и Даниил узнал как содержание видения царя, так и его значение (19). Нам не сообщается сразу же о том, что это был за сон. Однако мы читаем, что немедленным ответом Даниила на ниспосланное видение явилась восторженная хвала Богу. Он обрел ясное понимание сна и его толкование. Но еще яснее он стал понимать сущность и свойства Бога.

Обратите внимание на то, какие слова он произносит в стихе 20, восхваляя Бога. Бог милостив, обладает мудростью и силой!

Именно Бог управляет историей (21). Не человек. Не идолы. Только Бог! Он осуществляет Свою власть не только на небесах, но именно здесь, на земле. Отвергая это, мы не можем утверждать, что верим в верховную власть Бога.

Хотя Даниилу была дарована мудрость, превосходившая ту, какой обладали все мудрецы Вавилона, обратите внимание на слова, которые он сказал по этому поводу (21). Если человек наделен мудростью, то только потому, что получает ее от Бога, источника всякой мудрости. Даниил спешит признать, что понимает смысл видения только благодаря незаслуженной доброте Господа (22-23).

Даниил увидел, каков Бог. Мы, со своей стороны, заглянули в душу благочестивого человека. Такой человек всегда спешит вознестись душой к Богу и поклониться Ему. Он сознает: все, чем он является, все, чем обладает, имеет ничтожную ценность. Он против возвеличивания его заслуг, а тверда, убежден, что все слова хвалы, произносимые вслух и мысленно, должны возноситься одному только Богу.

В стихах 24-45 рассказывается о том, что открылось Даниилу в ночных видениях. Возблагодарив Бога за ответ на молитву, он готов теперь пойти к царю.

Во дворце вавилонского царя придерживались весьма строгого этикета во всем, что касалось подобных аудиенций. Несомненно, это относится и к стиху 16, но не занесено в текст. Встречая на этот раз соответствующее упоминание, мы читаем в стихе 25 о том, что Даниил был допущен Ариохом к царю и, естественно, ему воздаются все почести за то, что он нашел человека, способного истолковывать сны.

"Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?"- вопрошает царь в стихе 26.

"Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели,- отвечает Даниил (27-28).- Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни".

Наши сердца охватывает волнение, как только мы слышим упоминание Даниила о "последних днях". Библия постоянно использует это словосочетание для того, чтобы указать на период, отделяющий рождество Христово от конца мира. Вопреки предположениям, иногда высказываемым христианами, оно используется для того, чтобы указать не на последние часы, предшествующие второму пришествию Христа, а на весь период истории мира, который начинается с Вифлеемских яслей. Сон Навуходоносора призван поведать нам нечто о том периоде истории, в который мы живем!

Даниил продолжает: "Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтоб я был мудрее всех живущих, но для того, чтоб открыто было царю разумение..."

В стихах 31-35 Даниил описывает видения царя и подводит нас к кульминационному пункту главы.

Во сне царь увидел огромного истукана (31). Будучи почти полностью металлическим, он ярко сверкал под лучами солнца. Благодаря своему блеску и размерам, он являл собой зрелище, повергающее в ужас.

Рассматривая этого идола, царь обратил внимание, что он состоял из различных материалов и все они, кроме одного, являлись металлами. Голова была сделана из чистого золота (32). Грудь и две руки - из серебра. Чрево и бедра - из желтой меди или из бронзы. Ноги его, начиная с колен и ниже, были из железа (33). Хотя о пальцах ног не упоминается, ступни состояли частью из железа, частью из глины.

Странные события совершались в сновидении, и то, что произошло затем, было самым странным, из того, что кто-либо когда-либо мог увидеть. В сторону истукана катился камень незначительных размеров. Возможно, это был всего лишь один из небольших камней, которые мы встречаем на дороге. Нет указаний на то, откуда он появился; казалось, он возник из ниоткуда. Во сне царь не увидел каких-либо подробностей, относящихся к происхождению камня. Он лишь заметил, что тот упал на ступни идола (34). Весь идол сразу же рухнул и рассыпался в прах. Ветер подул на него, и очень скоро не сохранилось ни малейшего признака того, что он когда-нибудь существовал. Исчезло то, что наводило такой ужас и казалось столь долговременным и грозным.

С этого момента маленький камень стал расти. Небольшой камень стал голышом, а затем валуном. На глазах у изумленного царя он вырос, став больше дома, выше самого высокого здания, больше холмов. В сущности он сделался великой горой, которая заполнила весь мир (35).

"Вот сон! Скажем пред царем и значение его" (36).

"Голова, царь Навуходоносор, это ты! Ты - мировая держава. Ты - царство. Ты - империя. Ты - голова из золота!" (37). Нам следует обратить особое внимание на то, что слова Даниила относились лично к царю, находившемуся перед ним, и, вопреки некоторым предположениям, он ни в коей мере не говорил о восстановлении Вавилонской империи.

"Грудь и руки - это тоже империя, хотя и менее могущественная, которая будет после тебя" (39).

"Чрево и бедра - это еще одна мировая держава, которая последует за ней" (39).

"Ноги и ступни - это также одна из могущественных держав, которая последует за третьей". Особо упомянута разрушительная сила этой четвертой империи. В ней будет всесокрушающая сила железа. Но она оказалась смесью двух веществ - глины и железа. Эти два вещества не соединяются друг с другом, следовательно, это царство разделится. Одна часть будет крепкая, а другая хрупкая и легко разрушимая.

А что же маленький камень? Во дни царствования четвертой империи произойдут события огромного значения. "И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!" (44-45).

Таким образом, Даниил увидел могущество Бога, а также увидел сон и его толкование. И еще он увидел то, чего никто в Вавилоне никогда не ожидал. Мы понимаем, о чем идет речь, прочитав текст со стиха 46 до завершения главы. Он увидел уничижение царя, прославление Бога и возвышение остатка благочестивых людей. Кто бы мог ожидать лицезреть самого могущественного человека в мире падшим ниц и воздающим почести другому?

Но именно это и произошло. В то же время царь повелел воскурить благовония в честь Даниила. Иногда полагают, что Навуходоносор оказал Даниилу почесть, которую следует оказывать одному только Богу. Однако это было не так. Вероятно, мы лучше сможем понять мотивы его поступка, вспомнив о сходном происшествии в жизни Александра Великого. Прибыв в Иерусалим, он пал к ногам первосвященника, за что подвергся суровым упрекам со стороны одного из своих помощников.

"Ты не должен так поступать",- сказал он.

"Я поклоняюсь не первосвященнику,- возразил Александр,- но Богу, Который удостоил его быть первосвященником".

Нечто подобное произошло в тронном зале Навуходоносора. Царь пал к ногам Даниила не потому, что поклонился Даниилу как Богу, но потому, что признал в лице Даниила представителя Бога. Таким образом оказался прославленным истинный Бог. Хотя Навуходоносор по-прежнему не уразумел, что Бог Израиля является единственным Богом, он все же признал в Его лице высшего Бога. Несколько лет назад никто бы и не поверил в возможность этого. Казалось, что дни остатка Божьего сочтены. Не вызывало сомнений, что праведники будут уничтожены и навеки исчезнут. Однако как Даниил, так и Седрах, Мисах и Авденаго возвысились.

Даниил был повышен в чине, возглавив Вавилонскую область. Он стал главным начальником над всеми мудрецами. Хотя титул главного начальника, присвоенный ему в результате продвижения, был обнаружен среди древних надписей, археологи все еще не могут объяснить нам, что эта должность подразумевает.

Три товарища, совместно с ним подвизавшиеся в молитве, были повышены в чине и стали служить в качестве подчиненных ему должностных лиц.

Теперь остаток праведников достиг не только безопасности, но и влиятельности. Хотя все было против них, они не погибли. В 1-й главе они не погибли только потому, что отказались совершить неправедный поступок. Теперь же они не погибли потому, что все вместе усердно молились. Именно так сохраняется в мире свидетельство о Боге, и мы поступим надлежащим образом, хорошо усвоив эти уроки.

Что следует увидеть нам

В этой главе мы обратили внимание на то, что увидел Навуходоносор и что увидел Даниил. Что же следует увидеть нам? Помимо нескольких уроков, упомянутых нами, существуют три основных обстоятельства.

Прежде всего нам следует понять, что Слово Божье истинно. Слова, которые говорил Даниил, были посланы ему Богом, и все, чему суждено было произойти согласно его словам, действительно произошло.

Мировую империю Навуходоносора сменили три другие. Нам нет нужды гадать, о каких империях упоминалось в сновидении и в его толковании, поскольку все три были фактически объяснены в той же книге Даниила, идентичность же четвертой открыта нам Господом нашим Иисусом Христом. Этот момент необходимо подчеркнуть именно потому, что о видении, изложенном во 2-й главе, бытует столько противоречивых мнений. Но то, какие мировые державы упоминаются в этом месте, не может быть предметом каких-либо сомнений.

Тем не менее Навуходоносору явилось не четыре идола, а только один. Причина этого в том, что все империи, о которых рассказывал Даниил, в самом подлинном смысле слова являются одной и той же империей. Вторая вступила во владение первой. Третья вступила во владение второй. Четвертая овладела третьей.

Первая империя имела преемницу. То же произошло со второй и третьей. Четвертая империя преемницы не имела, однако во времена четвертой империи появилось еще одно царство. С полным основанием можно утверждать, что маленький камень разрушил все четыре империи, а не только последнюю из них.

Вавилон исчез, перестав являться мировой державой, когда был завоеван и аннексирован Мидо-Персией. Мидо-Персия, в свою очередь, была завоевана и аннексирована Грецией. Могущественная империя Греции была, в свою очередь, вытеснена Римом. Римляне, хотя и не захватили всю территорию Греческой империи, все же создали империю, которая была значительнее и обширнее, чем все, ей предшествовавшие. Именно во времена Римской империи была основана другая империя - империя, которая продолжает возрастать и никогда не будет разрушена.

Поразмыслим еще немного над содержанием этого поразительного пророческого видения. Только одна среди всех четырех империй выглядела полностью объединенной. Это был Вавилон, о котором сказано как о золотой голове идола. Мидо-Персия, никогда не достигнувшая великолепия Вавилона, не может быть названа иначе, чем серебром по сравнению с золотом. Хотя она состояла из единого тела, речь, в полном соответствии с пророческим видением идола, фактически шла о двух руках. Далее последовала Греция. В правление Александра Великого она была единой империей, но в конце концов распалась на две ноги - державы, обосновавшиеся в Сирии и в Египте.

Точно так же Римская империя разделилась на две крупные части - восточную и западную (и между прочим, в конце концов распалась на десять небольших царств, или пальцев ног, что является темой, которая выходит за пределы данной главы). Камень, не имевший начала, явился в этот мир во времена владычества Рима. Он не имел начала, ибо существовал до начала времен. Иоанн Креститель говорит о Нем так: "Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня" (Иоан.1:15). Вечный Сын Божий явился в образе незаметного Младенца из Вифлеема для того, чтобы основать вечное царство. Сейчас все предшествовавшие царства преданы забвению. Но царство Христово живет, возрастает и пребудет вовек. Его никогда не сменит никакое другое царство. Все произошло именно так, как пророчествовал Даниил.

Когда говорит Бог, слова Его истинны. Эта глава еще раз подкрепит нашу уверенность в Слове Божьем. Мы должны восхищаться им и полагаться на него так, как не делали этого до сих пор. Эта глава вновь и вновь убеждает нас в том, что "суды Господни - истина, все праведны" (Пс.18:10).

Но мы должны увидеть и еще кое-что. Мы должны увидеть, что история находится в руках Бога.

Книга Даниила была написана в шестом столетии до Р. X. Многие не верят этому и настойчиво утверждают, что книга была создана во втором столетии до Р. X. Такую теорию можно абсолютно не принимать во внимание, и я еще раз отсылаю интересующегося читателя к произведению Э. Дж. Янга, упомянутому в начале нашей книги. Он, а также Роберт Дик Уилсон и другие исследователи убедительно продемонстрировали несостоятельность такой теории. Причина, сделавшая популярным это ошибочное мнение, заключается в том, что многие люди не могут принять идею пророчества. Они попросту не в силах поверить в то, что Слово Божье может в точности предсказывать события прежде, чем они произошли. Если уж вы приняли это за истину, то никакие аргументы, какими бы обоснованными они ни являлись, не убедят вас в обратном. Это основная причина, в силу которой ученые, придерживающиеся даты - шестое столетие, не находят всеобщего понимания. Но непредубежденные люди сочтут их доводы вполне убедительными. Разумеется, более важно заявление Господа нашего Иисуса Христа, согласно которому Даниил является автором книги, носящей его имя (Мрк.13:14). Кто посмеет утверждать, что исполненный совершенства Сын Божий ошибался?

Значит, мы с уверенностью можем сказать, что 2-я глава книги Даниила излагает историю прежде, чем она произошла. Было бы это возможно, если бы Бог не управлял историей?

Недостаточно сказать, что Бог всего лишь предвидел грядущие события. Мог ли Он делать это, не имея власти контролировать события, которые видел? Мог ли Он быть твердо уверенным, не управляя ситуацией? Никто не может с уверенностью говорить о том, чего не может всецело контролировать. Есть вероятность того, что какое-то событие станет развиваться в ложном направлении. Возможно, что кто-нибудь предпочтет идти путем, который не был разрешен предсказывающим. Не контролируя будущее, вы не в силах заглядывать в него.

Именно этому и учит Писание. Оно говорит нам о том, что Бог "от одной крови... произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию" (Деян.17:26).

Даниил уже поведал нам о том, что именно Бог возвышает и низлагает царей (21). Бог управляет историей. Пока я писал эти строки, мне пришла в голову удивительная мысль. Я не живу во вселенной, которая подчинена хаосу. Я живу в мире, где исполняются замыслы Божьи, хотя многие события в нем кажутся ужасными и устрашающими, точно такими, какими они были во времена империй, упомянутых в этой главе. Все происходящее неизменно движется вперед, и все, что входит в замысел Бога, исполнятся. Бог по-прежнему восседает на престоле.

Это рассуждение заставляет нас взглянуть на третий факт. Нет никакого основания для того, чтобы христианин впадал в уныние.

Христос, Камень, воздвиг царство - ту сферу, в которой Он правит. Речь идет не о царстве в политическом смысле, ибо Он непререкаемо сказал: "Царство Мое не от мира сего" (Иоан.18:36). Он объяснил нам, о какого рода царстве идет речь: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21). Царство Христа является царством духовным.

По всему миру живут мужчины и женщины, молодые люди, мальчики и девочки, в сердцах которых правит Христос. Из всех народов Он создал единый новый народ. Из представителей всех рас Он создал одну новую расу. Люди, являющиеся гражданами разных стран, обладают теперь одним новым гражданством. Пали все преграды, разделявшие иудеев и язычников, рабов и свободных, варваров и цивилизованных греков. Государство, которым управляет Христос, нельзя измерить зримыми границами на карте. Он правит в сердцах тех, кого Евангелие привело к союзу с Ним.

Христос воздвиг это царство властью Бога Небесного (44). В полном соответствии с предсказанием оно начало создаваться во времена Римской империи и не прекратится во веки веков. Христос остается его неизменным Царем и никогда не будет иметь преемника. Он Сам является Могущественным Богом, поэтому царство Его никогда не будет завоевано. Его жители никогда не будут похищены у Него; они никогда не поднимут мятежа, ибо каждый из них является добровольным подданным.

Именно об этом чудесном Божьем царстве и говорится в данной главе.

Ничто в мире не может помешать увеличению этого царства, и это обстоятельство должно нас всемерно ободрять. Царство Иисуса всегда торжествовало над любым сопротивлением, и так будет всегда. Христиан могут сжигать живыми (как это делал Нерон), бросать на растерзание диким зверям или ссылать на острова. Их могут заточать в темницы, подвергать страшным пыткам или публичным казням, как это было в Смитфилде. Но ни одно из причиненных им мучений не остановит рост их численности. Кровь мучеников является семенем для Церкви. Царство все возрастает, возрастает и возрастает.

В конце концов оно станет горой, которая заполнит всю землю. Разумеется, это не значит, что все будут спасены. Означает "это лишь то, что в конечном счете представители всех наций и языков объединятся в хвале, возносимой Господу Иисусу Христу: "...достоин Агнец закланный..." (Откр.5:12).

Царство Христа вечно. Близится день, когда Он упразднит всякое начальство, всякую власть и силу (1Кор.15:24). И тогда единственное владычество будет принадлежать Ему. Вся вселенная признает Его власть, когда Его добровольные подданные, охваченные трепетом, услышат: "...Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мтф.25:34).

Несомненно, народ Господень всегда будет остатком - незначительным меньшинством в соизмерении со всем населением. Однако все изложенное в этой главе убеждает нас в том, что остаток будет существовать постоянно. Он неизменно будет возрастать до тех пор, пока не наступит кончина земли.

Никому из нас не стоит страшиться за будущее дело Христа. Ковчег Божий успешно продвигается вперед, и нам не следует вытягивать руки для того, чтобы придать ему устойчивость. Будущее царства Христа так же надежно, как обетования, содержащиеся в этой главе. Царство его не может потерпеть неудачу. Скоро оно станет единственным царством.

Именно поэтому стоит пожертвовать всем, чем мы обладаем и чем являемся, для расширения царства Христова. Всю нашу собственность, все наши способности и энергию следует посвятить важному делу - обращению других людей ко Христу. Мы не можем потерпеть неудачу. Мы сеем семена. Не все среди них дадут всходы, даже не многие из них. Однако какая-то часть всегда прорастает, и для нее затем наступит новая жизнь при господстве Христа.

Какая удивительная радость - принадлежать такому царству! Как страшно, не поверив и не раскаявшись, навеки оказаться вне его!

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.